УДК 379.821
Н. С. Александрова, М. С. Родиченко
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматриваются вопросы формирования культуры досуга младших подростков, предлагается авторский подход в решении обозначенной проблемы.
The article is devoted to the development of the leisure activities culture by the junior adolescents, the author brings his own approach to the specified issue.
Ключевые слова: культура досуга, младший подросток.
Keywords: leisure activities culture, junior adolescent.
Одна из ведущих тенденций развития современной цивилизации связана с усилением роли досуга в духовной жизни общества. Рассматривая проблему досуга в условиях реформирования российского общества, следует учитывать непростой социальный контекст, в котором работают учреждения, призванные в рамках своих полномочий решать вопросы воспитания подрастающего поколения, организовывать досуг детей. Социально-экономический кризис в России 1990-х гг. способствовал ослаблению внимания государства к проблеме досуга населения, что привело к тому, что за последние двадцать лет произошло сужение культурно-досугового пространства городов. В связи с этим ученые и практики пришли к необходимости переосмысления культуры досуга в обществе, в семье и образовательных учреждениях.
Анализ психологических особенностей школьников позволяет сделать вывод о том, что учащиеся младших классов воспринимают досуг скорее как развлечение, а становясь старше (в младшем подростковом возрасте), начинают видеть и другое его значение (образование, творчество, общение и т. д.), что указывает на целесообразность рассмотрения проблемы формирования культуры досуга младших подростков.
Практика работы с подростками в школе показывает, что отсутствие культуры досуга довольно часто является следствием неуспеваемости, отсутствия навыков самоорганизации, несформи-рованной системы ценностей, неуверенности в своих силах и т. д. Однако, возникнув как вторичное явление, эти нарушения драматизируют социальную ситуацию развития подростка и не-
© Александрова Н. С., Родиченко М. С., 2011 24
редко формируют ситуацию отторжения от школьной жизнедеятельности в целом, то есть выступают препятствием на пути полноценных процессов социализации. Для решения заявленных проблем необходимо социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности учащихся.
Изучение научных трудов Л. А. Акимовой, М. А. Ариарского, А. И. Вишняк, Е. И. Дробин-ской, А. Д. Жаркова, Ю. Д. Красильникова, Э. В. Соколова, В. Я. Суртаева [1] и других позволяет сделать вывод, что под досугом обычно понимается время, которым человек распоряжается по своему усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами; свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений; часть жизненной среды человека, предназначенная для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья. Проведенный анализ теоретических представлений о структуре, сущности, специфике досуга детей с разных позиций и нахождение в его понятийном содержании многообразных смыслов характеризует досуг как наиболее эффективное средство социализации личности ребенка, одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Однако необходима целостная организация досуга подростков, обеспечивающая наполнение досуга содержанием, создающая условия для его развития и обогащения. В настоящее время школа, учреждения дополнительного образования и культуры действуют в большинстве случаев разрозненно, что подчеркивает значимость рассматриваемой проблемы и обусловливает необходимость системной организации досуга учащихся.
Анализ существующих определений изучаемого нами феномена (М. А. Ариарский, А. И. Вишняк и др.) показал, что культура досуга - это прежде всего внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время [2].
Проведенный нами анализ педагогической и психологической литературы способствовал выделению внешних и внутренних факторов формирования культуры досуга личности. Под внешними факторами нами понимаются социальные факторы (референтные группы; семья; образовательный процесс, социальные партнеры и т. д.), под внутренними - психологические (личностные качества субъекта, а именно: мотивационно-цен-ностные ориентиры, интерес и потребности в досуговой деятельности, уровень общей культуры, умения самоорганизации).
Особое значение для нашего исследования имеет концепция Ю. П. Сокольникова [3], в ко-
торой сформулированы положения системного понимания воспитания и классификация воспитательных систем. Этими целостными педагогическими системами являются семья, школа и социальные институты. Культура досуга воспитанников может формироваться лишь в органическом единстве, во взаимопроникновении с другими качествами личности - деятельностно-воле-выми, нравственными, интеллектуальными, эстетическими. Это позволяет сделать вывод о необходимости специально организованного взаимодействия школьников как одного из факторов развития культуры досуга личности, что возможно при условии применения технологии социально-педагогического сопровождения.
Изучение трудов М. Р. Битяновой, Е. В. Бон-даревской, О. С. Газмана, Г. И. Симоновой, С. Н. Чистяковой и других [4] позволило выделить следующие особенности социально-педагогического сопровождения младших подростков по формированию культуры досуга:
- социально-педагогическое сопровождение рассматривается как педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации человека любого возраста, способствующая развитию индивидуальных качеств человека;
- сущность социально-педагогического сопровождения заключается в раскрытии личностного потенциала человека, его реальных и потенциальных возможностей;
- социально-педагогическое сопровождение включает в себя помощь индивиду в преодолении трудностей, которая способствует приобретению навыков самостоятельного разрешения проблем и затруднений;
- педагогическое сопровождение может выступать как непосредственный акт общения и как непрямое, опосредованное влияние на человека.
Исходя из этого мы делаем вывод о том, что в процессе формирования культуры досуга социальное педагогическое сопровождение носит комплексный характер: учителя взаимодействуют с семьей, территориальными группами по месту жительства, педагогическим и детским сообществом, конкретной личностью. При этом образовательное учреждение выступает центром организуемого процесса.
Анализ результатов первого этапа исследования выявил ряд тенденций, имеющих место как в экспериментальных, так и в контрольных выборках. Подростки проявляют интерес к традициям проведения досуга в разных странах, что свидетельствует о желании заполнить свой досуг чем-то новым, интересным. Вместе с тем анализ структуры свободного времени учащихся показал, что основной составляющей в структуре свободного времени школьников является пассивная (про-
смотр телевизора (82%) и занятия с компьютером (46%), спортом занимаются только треть (31%), примерно четвертая часть подростков (23%) постоянно проводят время на улице, вместе с друзьями. Очень небольшое количество (20%) посвящают свободное время музыке, живописи, чтению книг, посещению музеев, театров, концертов. Таким образом, подростки предпочитают бесцельное провождение свободного времени. Причиной этому является недостаточно сформированная культура досуга детей и их родителей, а также ограничение финансовых возможностей родителей. Включены в систему дополнительного образования 32% учащихся. Проведенный опрос и анкетирование выявило склонность к праздному времяпровождению, низкий уровень осведомленности о возможностях проведения досуга с пользой, несформированность умений рационально планировать свое свободное время, завышенную оценку своих действий.
Критериями культуры досуга младших подростков в нашем исследовании выступали моти-вационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Количественный анализ результатов, полученных при проведении стартовой диагностики, показал, что большая часть испытуемых (59%) имеют низкий уровень культуры досуга, 30% - средний, и только 11% - высокий. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента подтвердил актуальность поставленной настоящим исследованием проблемы, необходимость поиска новых современных путей ее решения.
В процессе формирующего эксперимента были реализованы направления взаимодействия субъектов процесса формирования культуры досуга младших подростков. Раскроем их.
Методическое направление включало следующее содержание: научно-теоретическую подготовку учителей (изучение опыта формирования культуры досуга личности через школьные методические объединения, через систему повышения квалификации в районе и области, через целенаправленное самообразование); работу с учителями по вопросу формирования культуры досуга личности на методических совещаниях, педсоветах; развитие у педагогов профессиональных навыков и умений корректировать свою деятельность с учётом возраста и мировоззрения учащихся; сотрудничество с семьей и социальными партнерами в воспитании учащихся; разработку учителями с помощью ученых и методистов авторских программ по спецпредметам, факультативам, кружкам и другим объединениям учащихся, способствующим формированию культуры досуга личности.
Образовательное направление включало формирование преимущественно когнитивного и мо-тивационно-ценностного компонентов культуры
досуга личности школьника; изучение особенностей досуга в разных странах. На уроках педагоги знакомили учащихся с возможностями досу-говой деятельности в различных сферах (спорт, культура, искусство, наука), с людьми, которые достигли определенных результатов в данных сферах (которые могут выступать в качестве примера для подражания), с традициями досуга в семье, в своем городе, стране и в других странах, приобщали к мировой культуре, формировали представление об эстетических идеалах и художественных ценностях, знания о том, как планировать свободное время.
Большой потенциал в решении данных задач имеют уроки иностранного языка (например, тема «Мое хобби», «Мое свободное время», «Как проводят свободное время французские подростки» и др.), истории (знакомство с бытом, нравами, историческими и художественными ценностями, ролевые игры, создание журнала и т. д.), литературы (чтение, обсуждение произведений, театрализованные представления, подготовка к открытым урокам и т. д.), физической культуры (спортивные игры), музыки, изобразительного искусства.
Воспитательное направление базировалось на восстановлении приоритетов нравственно-этического воспитания, выстраивании всей жизни школы на основе взаимодействия семьи, школы, социальных партнеров; соблюдении принципов формирования культуры досуга учащихся (свободы выбора, гуманизации, индивидуальности и др.); последовательном, умелом приобщении детей к культурно-досуговой деятельности, создании системы воспитательной работы школы по развитию культуры досуга подростков и включению их в социально необходимую работу по созданию необходимых условий для развития личности и творческих способностей школьников; введении в систему внеклассной и внешкольной работы клубов, кружков, объединений, повышающих уровень общей культуры учащихся; содержательном наполнении воспитательного пространства школы событиями, направленными на формирование культуры досуга подростков; проведении тематических классных часов, направленных на формирование культуры досуга младших подростков, ее когнитивного, мотивацион-но-ценностного, действенно-поведенческого и оценочного компонентов.
Реализации данного направления способствовало проведение цикла вечеров отдыха с родителями «Чайная церемония» (русская, китайская, английская), игр в гольф, в лапту, домашних игр, конференции «Досуг жителей разных стран», встреч с интересными людьми «Мое хобби», ролевых игр «Хобби», экскурсий, бесед, дискуссий. Все это способствовало освоению традиций раз-
ных стран и различных способов проведения досуга в игровой деятельности, формированию навыков работы с информацией, повышению уровня культуры общения, включению во взаимодействие с учащимися родителей и социальных партнеров.
Поскольку в структуру культуры досуга входят самодисциплина, самоорганизация и самообразование, во время классных часов формировались практические навыки: как вести личный дневник, как планировать свободное время, составлять распорядок дня. Действия педагогов были также направлены на формирование ценностного отношения к учебе и труду как к видам творческой деятельности и активной жизненной позиции.
Социально-педагогическое направление (на уровне отдельно взятой школы) реализовывалось посредством включения в систему работы школы цикла тематических родительских собраний, лекций, практикумов и консультаций для родителей по вопросам семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы посредством укрепления авторитета учителя, установки на учителя как образец личности, реализующей свои потенциальные возможности в культурно-досуговой деятельности; сотрудничества педагогов с родителями школьников, жителями, социальными партнерами в целях слаженности действий по формированию культуры досуга младших подростков посредством включения их в социально одобряемую досуговую деятельность; обращения руководства школы, педколлектива, семьи к администрации района, города в целях поддержки системы работы по формированию культуры досуга учащихся.
Были реализованы следующие проекты: «Город - детям», «Велосипед: спорт, досуг, культура», «Календарь народных праздников».
Технологическое направление включало применение технологии социально-педагогического сопровождения; овладение учителями формами и методами воспитательного воздействия с целью формирования культуры досуга младших подростков; использование в работе форм и методов, способствующих целенаправленному формированию качеств социально активной личности, стимулированию естественного саморазвития личности в сфере досуга; умение педагога придавать воспитательной работе яркие и красочные формы.
Наблюдения и беседы с младшими подростками показали, что проведённая экспериментальная работа помогла раскрыть их творческие способности, установить тесные дружеские отношения в коллективе сверстников, способствовала сплочению семей, изменению структуры их досуга.
Управленческое направление основывалось на выделении педагогами, родителями и подростками приоритета развития личности каждого школьника; организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся в процессе изменения содержания, форм и методов воспитания, ориентированного на формирование культуры досуга подростков; создании оптимального психологического микроклимата в школе, способствующего формированию культуры досуга подростков, их включению в социально ценную деятельность; организации разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей; обеспечении возможности субъектного включения подростков в процесс развития воспитательного пространства школы; на систематическом мониторинге динамики компонентов культуры досуга учащихся на основе наблюдения за ними и их родителями, бесед, анкетирования.
Проведенная нами экспериментальная работа позволила зафиксировать динамику культуры досуга подростков: возросла активность учащихся во внеклассной, общешкольной работе, что свидетельствует о повышении уровня сформирован-ности мотивационного компонента культуры досуга; учащиеся при постановке целей мероприятия и его хода стали проявлять инициативу; при содействии социальных партнеров были открыты новые кружки и клубы по интересам с активным участием младших подростков; младшие подростки стали интересоваться традициями проведения различных праздников своего и других народов, вместе с родителями посещали мероприятия в рамках «Календаря народных праздников»; изменилось их отношение к спорту, искусству и др.
Исходя из вышеизложенного мы делаем вывод, что экспериментальная работа по формированию культуры досуга младших подростков обеспечивается в ходе реализации выявленных направлений и оказывает значительное влияние на осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Примечания
1. Акимова Л. А. Социология досуга. М.: МГУКИ, 2003; Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Концерт, 2008. 792 с.; Вишняк А. И., Тарасенко В. И. Культура молодежного досуга. Киев: Высш. шк., 1988. 253 с.; Дробинская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. Л., 1983; Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУК, 1997. 262 с.; Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: Изд-во МГУК, 1995. 136 с.; Соколов Э. В. Культура и личность. Л.: Наука, 2002; Суртаев В. Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учеб. пособие. Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. 200 с.
2. Ариарский М. А. Указ. соч.; Вишняк А. И., Тарасенко В. И. Указ. соч.
3. Сокольников Ю. П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986.
4. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М., 1997; Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999; Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995; Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся. Киров, 2005. 345 с.; Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: метод. пособие. М.: Academia, 2005. 122 c.