Н. М. Новичкова
(Ульяновск)
ГУМАНИСТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В статье анализируются социально-педагогические особенности гуманизации образовательного процесса, обеспечивающего развитие человека в детском возрасте, что отвечает как потребностям и интересам самого человека, так и задачам устойчивого развития.
Современное педагогическое знание обусловлено научными идеями и положениями об устойчивом (ноосферном] развитии о ноосферном образовании и педагогике ноо-сферного развития личности (Н. В. Антоненко, Н. В. Маслова, М. В. Ульянова и др.].
Важно отметить, что в основе стратегии устойчивого развития лежат гуманистические ценности человека и общества: их равновесное или сбалансированное развитие, раскрытие созидательных и творческих потенций человека и общества, гармония в развитии, проявление духовных устремлений и нравственных качеств. Одним из приоритетных механизмов реализации данной стратегии признают образование, которое способно выполнять функцию не столько адаптивную и трансляции социального опыта, сколько подготовки человека к опережающим действиям по выживанию цивилизации в условиях глобального кризиса и перехода к устойчивому развитию» [7, с. 3].
В процессе осмысления современных кризисных явлений (как глобальных, так и локальных] философы и педагоги вышли на понимание особой значимости гуманистической составляющей в жизни человека как части природы и общества. Как справедливо замечает М. Н. Берулава, большинство ученых сегодня полагают, что кризис в России не экономический, а гуманистический, духовно-нравственный и связан он с полнейшим игнорированием традиций [3, с. 5]. Действительно, если отнестись к сущности гуманистического кризиса как уровню и качеству духовно-нравственного состояния общества, выраженного прежде всего в дефиците духовности и нравственности в обществе технократизации, коммерциализации, деперсонализации и пр., то становится понятной острая необходимость духовности в общест-
ве, соблюдения и культивирования духовнонравственных традиций.
В педагогической философии и методологии существуют важные точки зрения об особенностях кризиса в обществе, обусловленные специфичными изменениями в его духовной жизни. Так, И. А. Колесникова называет одной из характерных черт духовного кризиса «духовное напряжение», прорыв к принципам человеческой жизни в пограничной ситуации [4, с. 25]. Она предполагает, что духовно-нравственный кризис может смениться тем, что грядет новое осевое время, предлагающее принципиально новые вызовы педагогическому сообществу. Воспитание духовности видит одним из вызовов современной эпохи, что представляется совершенно необходимым для сохранения человека в контексте устойчивого развития.
Вспомним, что еще в 60-е годы XX века В. А. Сухомлинский осознавал, что «...мир вступает в век Человека - вот что главное» [6, с. 37] и только усвоение науки человечности, по его мнению, позволит человеку быть готовым к благородным духовно-психологическим и морально-эстетическим отношениям [6, с. 62]. Он видел в качестве ожидаемых результатов воспитания и обучения проявление в человеке духовности, моральности или нравственности и красоты. В те же 60-е годы XX века К. Роджерс назвал вызовом обществу и педагогам переход к гуманности, к гуманистическому образовательному процессу.
Образование в эпоху устойчивого развития, обусловленное цивилизационными и планетарными факторами, должно стать системным ответом на интегрированное воплощение современных запросов со стороны человека, общества, человечества, биосферы, планеты, ноосферы на основе гуманизма,
который «... из чисто социального и личностного феномена обретает свое социоприрод-ное экосистемное измерение» [7, с. 32]. В научном познании появилось понятие ноо-сферного образования - как качественно нового образовательного процесса, условия и результаты которого обеспечивают человеку и обществу устойчивое и эволюционное развитие в изменяющихся условиях нашей планеты; как системы обучения и воспитания, в которой развивается личность, способная к жизнедеятельности и жизнетворче-ству в ноосферную эпоху.
Ноосферное образование - это образование, которое с точки зрения целей и задач соответствует требованиям разрешения современных проблем ноосферного развития человека, социума, планеты, биосферы, ноосферы. Так ученые считают, что ноосферное образование может развиваться на основе психологической педагогики и должно обеспечить «здоровьесбережение и здоровьераз-витие личности в процессе обучения», «эффективное усвоение информации и умение ее применить в жизни», «формирование созидательного экологического мировоззрения» (Н. В. Антоненко, М. В. Ульянова и др.] [2, с. 26].
Действительно, устойчивое развитие общества не мыслится без устойчивого развития отдельной личности, сохранности и развития ее психики и физического здоровья в образовательном процессе; психическое, душевное равновесие и физическое здоровье являются первейшей социопедагогической необходимостью и заботой. С этой точки зрения важными и значимыми представляются научные и практические наработки ученых по созданию теории ноосферного образования как здоровьесберегающей и интеллектуально безопасной образовательной системы [2, с.18]. Однако следует признать, что такие образовательные средства используемые в ноосферном образовании, как биоадекват-ные учебники, природосообразная методика
- это не что иное, как средства, востребую-щие гуманистический потенциал образовательного процесса, и они составляют только часть гуманистических образовательных средств, необходимых для организации гуманистического образовательного процесса.
К современным факторам, обуславливающим необходимость гуманистического образовательного процесса, можно отнести:
а] специфику «кризисного узла» проблем современного развития образования, как и самого общества, выражающуюся в многомерности и масштабности педагогических явлений и обуславливающую необходимость целостного развития человека духовнонравственного и человечного;
б] запросы самого человека в физической, экологической, психологической безопасности, в духовно-нравственной стойкости, в творческом самораскрытии своей человеческой сущности, в реализации созидательных устремлений;
в] требования эпохи устойчивого развития к качеству самого человека как жизнестойкого, жизнеспособного, активного в жизнетворчестве;
г] наличие гуманистической педагогической философии и педагогики, сформировавшейся во второй половине XX века для объяснения общественных явлений, человеческих отношений, самого человека в ноосфер-ную эпоху. Остановим внимание на последнем из названных факторов.
Развивающиеся гуманистические философия и педагогика, которые строятся на концептуальных и методологических положениях, вошедших в научный фонд современных гуманитарных наук со второй половины XX века, способны обеспечить гуманистический образовательный процесс, в котором ребенок развивается целостно как человек человечный, духовно-нравственный, творческий. Так, к примеру, гуманистическая педагогика Ш. А. Амонашвили основывается на признании и учете: многомерности усложняющегося мира (многомерность мира, многомерность человека, многомерность общества, многомерность структур и т.д.], многообразия реальностей мира, многообразия в мире педагогических явлений (как признание динамики в понимании педагогической действительности; как отказ в ней от абсолютизации, от универсализации и т.д.], многофакторного подхода к объяснению человековед-ческих смыслов, признании новых механизмов эволюционного развития природы и общества, признании в качестве необходимых характеристик человека, имманентно присущих его природе [1]. Новые для педагогики и общества идеи предполагают и иное педагогическое сознание, способное развивать педагогику как ноосферную науку, в которой нуждается человечество в современных условиях и в ближайшем грядущем.
Ряд ученых считают, что ноосферное образование - это единственная образовательная система, которая основана на законах мира, на теории генетического единства мира [2, с. 21]. Однако, на наш взгляд, вместе с тем существует проблема, которая связана с тем, как обеспечить устойчиво многостороннюю адекватность основ образования не только вызовам времени, но и новому качеству самого человека в эпоху устойчивого (ноосферного] развития. Современному образованию предстоит ответить на все вызовы эпохи устойчивого развития, а они отличаются такими характеристиками, как целостность и комплексность, органичное единство и синтетичность, интегрированность и неразделимость, необходимость гармонизации социоприродных отношений, масштабность (космические, планетарные проблемы], надполитичность и наднациональность, метапредметность и многомерность и др.
Вот здесь в качестве необходимого как традиционного, так и инновационного «механизма» обеспечения подобной адекватности выступает гуманистическая основа образовательного процесса, реализующего гуманистическую педагогическую философию. Говоря по-другому, образовательный процесс должен быть гуманистическим, чтобы он отвечал запросам-вызовам эпохи устойчивого (ноосферного] развития.
Широкое понимание взаимосвязи и взаимообусловленности человека и природы, их единства свойственно гуманистам. Философы помогают осмыслить нераздельность человека и мироздания (кстати, как и нераздельность устойчивого развития природы, общества и самого человека]. Так, в философии М. К. Мамардашвили мы находим те основополагающие смыслы, которые необходимо понимать современному педагогу: «...человеческое предназначение есть следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком..». «Предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться по образу и подобию Божьему». «Человек создается. Непрерывно, снова и снова создается..». «То есть Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [5, с. 88-89]. Представляется, что исполниться в качестве Человека -это та универсальная миссия человека (всех людей], которая и единит нас всех в своем природном (родовом] сообществе. Испол-
ниться в качестве Человека, раскрывая и развивая в себе человека, совершая восхождение в себе - Человеку. А восхождение к самому себе как человеку, на наш взгляд, совершается с постижением человечности.
Ценности и смыслы современной гуманистической педагогики: духовность, человечность, творческость, экологичность, гармоничность и др. - актуальны в востребовании в настоящем, обращены в ближайшее будущее и отдаленное грядущее. Они универсальны в общечеловеческом смысле во времени и в пространстве, экологичны и созидательны. Они гармонизируют жизнь ребенка как растущего человека и природы, жизнь ребенка и взрослого мира, помогая им расти и раскрываться, проявляться, развиваться. Развитие человечности в человеке, духовности и нравственности происходит в условиях гуманистического образовательного процесса.
Гуманистический образовательный процесс как педагогическое явление - это проявленный (состоявшийся] процесс воспитания и обучения в воплощении гуманистических ценностей, что и становится очеловечиванием развития ребенка (его духовно-телесной сущности], основой для развития человечности в нем, его духовно-нравственных состояний, творческих и созидательных устремлений. Этот процесс состоится как таковой, если произошло воплощение гуманистических ценностей и именно оно создает условия, которые вводят ребенка и учителя как участников этого процесса в то состояние, которое, по сути, и есть переживание и проживание этих ценностей и смыслов. Говоря по-другому, гуманистический образовательный процесс существует только тогда, когда он исполняется, пока же этого не происходит, это есть лишь знания о нем, либо намерения по поводу него на основе неких знаний.
С 90-х годов XX в. определенный вклад в разработку гуманистических основ образовательного процесса внесли диссертационные исследования, поскольку в них:
- раскрыты историко-педагогические аспекты гуманной педагогики (М. З. Акъюлова, Ю. С. Бузыкова, М. А. Гончаров, Е. В. Кадзуко-ва, В. А. Калачева, Е. В. Карташева, Л. Ф. Иванова, Л. В. Образцова, А. П. Ромаев, Н. Б. Ро-маева, Ю. И. Симакова, В. Ф. Смолко, Ф. М. Сокольникова, Н. И. Сокурова, Е. Ю. Титова,
В. И. Чумаков, Н. П. Юдина и др.];
- изучены основные проблемы теории и практики гуманистического воспитания ряда отечественных и зарубежных воспитательных систем (Р. А. Валеева, А. В. Гаврилин, Л. Н. Перелыгина, Н. Г. Сергеева, Р. Р. Сафин и другие исследователи];
- охарактеризовано развитие гуманистических идей и опыт их воплощения в педагогической практике различных систем (И. А. Бирич, В. Ф. Ефимов, А. А. Лебеденко, Т. Н. Мишина, Б. Л. Сова, И. В. Шубина,
Н. И. Элиасберг и др.];
- определены педагогические условия, необходимые для подготовки будущего педагога к гуманистическому образовательному процессу (Ю. В. Аннушкин, В. А. Зебзеева,
С. П. Иванова, Е. П. Марычева, А. И. Салов, Л. С. Миллер, В. Н. Черепанова, А. В. Шуль-женко и др.].
Организация гуманистического образовательного процесса предполагает педагогическую подготовку будущих учителей, способных организовать гуманистический образовательный процесс, наличие педагогов-гума-нистов, педагогических средств, самодостаточных для воплощения гуманистических ценностей. В гуманистическом образовательном процессе: а] создаются условия для развития человека, его гуманности, гуманистических свойств и качеств, гуманного жизненного отношения, способного к творческой самореализации своей человечной сущности в обществе; б] происходит развитие человека на основе усвоения гуманитарного содержания и гуманистических ценностей в
условиях поддержки, сотрудничества, сотворчества, соразвития; в] развитие личности происходит в условиях, когда праксиологическая культура учителя и владение им стратегиями, методиками, технологиями гуманистического взаимодействия развивают важнейшие гуманистические характеристики личности: человечность (гуманность], духовность, гармоничность (гармонию], твор-ческость, экологичность, которые определяют многие нравственные качества - ответственность, сострадание, соучастие в переживаниях, совестливость и др.
Итак, рассматривая гуманистический образовательный процесс в контексте устойчивого развития, необходимо выделить следующие социально-педагогические смыслы:
- научное педагогическое знание сегодня не может развиваться вне контекста эпохи устойчивого (ноосферного] развития, стратегия которого, разрабатываемая учеными, базируется на гуманистических ценностях и смыслах, принятие и воплощение которых необходимо в условиях гуманистического образовательного процесса;
- образовательный процесс, как организуемый с определенной целью, призван быть адекватным потребностям самого человека и запросам эпохи (по своей ценностно-смысловой основе, направленности, содержанию, ожидаемым результатам и др.], а формируемое новое качество человека должно быть адекватно уровню и качеству новых задач, встающих перед обществом.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 495 с.
2. Антоненко Н. В., Ульянова М. В. Педагогика ноосферного развития. - М.: Экон-Информ, 2007. - 220 с.
3. Берулава М. Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации //Педагогика. - 2008. - №7. - С. 3-8.
4. Колесникова И. А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен //Педагогика. - 2008. - №9. - С. 25-33.
5. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. Тексты и беседы. - М..: Изд. «Логос», 2004. - 284 с.
6. Сухомлинский В. А. Письма к сыну. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
7. Урсул А. Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. - М.: Изд-во ЛУИ, 1993. - 275 с.