Научная статья на тему 'Гуманистические технологии подготовки конкурентоспособных специалистов в США: взгляд компаративиста'

Гуманистические технологии подготовки конкурентоспособных специалистов в США: взгляд компаративиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / COMPETITIVE SPECIALIST / HUMANISTIC TECHNOLOGIES / CASE METHODS / LIFE LONG LEARNING / TRADITIONAL FORMS OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айнутдинова И. Н.

В статье показан опыт использования гуманистических технологий подготовки конкурентоспособных специалистов в вузах США, представлена их классификация и характеристика. Выделены основные технологии подготовки специалистов гуманитарного профиля, а также сделан вывод о возможностях их критического использования в российской высшей школе в период ее модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айнутдинова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of humanistic technology using in the competitive specialists professional training in the USA universities. The dominant technologies of humanitarian specialists are pointed out, and the conclusion concerning the possibilities of their critical using in Russian universities are made.

Текст научной работы на тему «Гуманистические технологии подготовки конкурентоспособных специалистов в США: взгляд компаративиста»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В США: ВЗГЛЯД КОМПАРАТИВИСТА

И.Н.Айнутдинова

В статье показан опыт использования гуманистических технологий подготовки конкурентоспособных специалистов в вузах США, представлена их классификация и характеристика. Выделены основные технологии подготовки специалистов гуманитарного профиля, а также сделан вывод о возможностях их критического использования в российской высшей школе в период ее модернизации.

Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, гуманистические технологии, кейс-технологии, обучение в течение всей жизни, традиционные формы профессиональной подготовки.

The article presents the experience of humanistic technology using in the competitive specialists professional training in the USA universities. The dominant technologies of humanitarian specialists are pointed out, and the conclusion concerning the possibilities of their critical using in Russian universities are made.

Key words: competitive specialist, humanistic technologies, case methods, life long learning, traditional forms ofprofessional training.

На всех международных конференциях последних лет по высшему образованию отмечается, что современному обществу необходимо обновленное высшее образование для решения задач XXI века, без которого невозможен ни культурный, ни социальный, ни технический прогресс любой нации.

Основополагающей идеей модернизации систем профессионального образования в странах с развитой рыночной экономикой стала мысль о том, что образование важно не только как

вклад в карьерные цели индивида, но и как ценность, которая изменяет общее качество жизни. Все чаще ученые говорят о необходимости взаимной адаптации общества и образования, так как разрыв между ними «обязательно сокрушит основу образования, а в некоторых странах - основу самого общества» [6, с.21].

Одной из целевых установок образования в настоящее время является необходимость подготовки выпускника к конкурентной борьбе на международном рынке труда. В современной

ситуации основной задачей вуза является не только предоставление студентам знаний, актуальных в настоящее время, но и формирование потребности и способности получать эти знания самостоятельно в условиях стремительно меняющегося мира.

В поисках путей реализации задачи подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях вуза отечественная педагогическая наука обращается к различным источникам, среди которых зарубежный опыт представляет особый интерес.

Действительно, личностно ориентированный подход к обучению в вузах активно внедрялся в США в течение более пятидесяти лет, что содействовало развитию гуманистических технологий обучения, которые способствуют повышению внутренней мотивированности студентов, развивают положительное отношение к учебной деятельности, помогают самостоятельно находить и анализировать информацию. Эти технологии в совокупности образуют систему, обеспечивающую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Американские гуманистические педагогические технологии обучения в вузах основаны на общечеловеческих ценностях, что делает их в определенной степени универсальными, позволяя использовать эти технологии для обучения студентов в вузах других стран [4, 5].

Анализ международного опыта и собственных многолетних исследований и, исходя из группы требований к педагогическим технологиям обучения, выдвинутых Г. К. Селевко, мы сделали вывод, что гуманистические педагогические технологии обучения в вузах США являются:

• концептуальными технологиями, опирающимися на гуманистическую научную концепцию, обосновывающую достижение образовательных целей с точки зрения общечеловеческих ценностей, в первую очередь с позиций учащегося;

• системными технологиями, характеризующимися логичной связью своих частей, обеспечивающей целостность данной технологии. Каждая из описанных технологий заключает в себе систему методов и приемов обучения, условий и форм организации процесса обучения, а также деятельность педагога и учащихся. Все перечисленные структурные компоненты обусловлены общими гуманистическими целями;

• управляемыми технологиями, которые возможно проектировать, диагностировать и корректировать. Корректировка производится с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей участников педагогического процесса, не меняя при этом сущности педагогической технологии;

• эффективными технологиями, способствующими повышению уровня мышления учащихся, развивающими их коммуникативные способности, воспитывающими гуманность, самоуважение, ответственность, дающими знания не только в узкопредметной, но и в общекультурной областях;

• воспроизводимыми технологиями. Подробное описание и объяснение алгоритма использования данных технологий делает возможным их применение в различных учебных заведениях. Высокая степень при-спосабливаемости технологий к индивидуальным различиям позволяет применять данные технологии при

обучении студентов различного возраста.

В целом, образовательный процесс в вузах США реализуется в рамках многообразных и весьма разрозненных организационных форм и методов обучения. Следует отметить, что последнее десятилетие в США было ознаменовано пристальным вниманием американских ученых к созданию более эффективных и рациональных программ обучения на разных уровнях. Это в некоторой степени отодвинуло на задний план проблему описания, классификации и эффективного применения на практике технологий обучения. Однако в конце 90-х годов с собой остротой встал вопрос совершенствования технологий как обучающих, так и обучаемых, поскольку стало совершенно очевидно, что повышение эффективности учебного процесса не может быть достигнута лишь путем рационального отбора содержания учебного материала и оптимизации планирования обучения.

Применительно к подготовке специалистов гуманитарного профиля речь идет о повышении методического уровня преподавания, наиболее оптимальном использовании форм, методов, технологий обучения, так как при личностно-ценностной ориентации современного учебного процесса (хотя и решаемой с чисто прагматических позиций), а также множественности ролей, выполняемых преподавателями в ходе его реализации (их насчитывают более 20 и список может быть продолжен), обучение, полагают американские специалисты, должно носить «прямой» («direct») характер и оказывать непосредственную помощь обучаемым.

В последние годы отдельными авторами (H. Barrows, E. Bridges, A. Crinds, S. Meyering, J. Sinnot) были предприняты попытки систематизации традиционных и новейших технологий организации передачи и усвоения знаний, которые, по их мнению, составляют основу для решения проблемы совершенствования технологий обучения возвращающихся к учебе взрослых. Однако все предложенные классификации характеризуют низкий уровень разработанности содержательной и терминологической сторон этой части педагогики. Отсутствие подлинно научной методологической основы, как отмечают многие зарубежные и отечественные исследователи, ведет к нечеткости в терминологии, описательности основных дидактических понятий. Не случайно термины «организационные формы» и «методы» используются как взаимозаменяемые, а под формой часто подразумевают методический прием или даже просто средство передачи информации.

Ортодоксально традиционные университетские формы обучения специалистов гуманитарного профиля включают три типа: лекции, семинары, исследования. Лекция является довольно гибкой формой обучения, позволяющей компенсировать отставание учебных пособий от достижений науки и техники, что особенно важно при переподготовке специалистов. Семинары или групповые тью-ториалы по большинству учебных дисциплин проводятся в форме научных дискуссий (панель-дискуссий, симпозиумов, форумов и сессий), которые организуются преподавателем, чья руководящая и направляющая деятельность ориентирована на отработ-

ку отдельных тем и разделов учебной программы.

Введение в «реальный мир «является одним из способов эффективного обучения конкурентоспособных специалистов. Именно поэтому исследования, практические «кейсы», настоящие проекты из реальной жизни, экспериментальные задания, имитационные игры, экскурсии, посещения агентств, размещение в фирмах, на социальных службах на практику, выездные сборы более предпочтительны, чем традиционный формат лекций.

Одной из активных технологий обучения являются кейс-исследования. Эта технология основана на детальном описании реальной ситуации (или ситуации, похожей на реальную). Студенты должны тщательно проанализировать саму ситуацию и сопутствующие обстоятельства и предложить вариант решения проблемы (например, студентам описывается ситуация, при которой промышленная компания сталкивается с необходимостью сокращения рабочего штата).

Основой данной технологии является отсутствие единственно правильного решения. Это абстрактные вопросы по конкретной ситуации. Тем не менее, могут быть более правильные или менее правильные варианты решения. В данном случае студенты размышляют над возможными ответами, анализируют, сопоставляют, используя имеющиеся знания, умения, навыки и приобретая новые. Студенты сознают, что возможны повторения таких ситуаций в реальной рабочей обстановке, когда от выпускников потребуются конкретные действия.

Согласно определению Дж. Боех-рера (Т. ВоеЬгег), различают два вида кейс-исследований: потенциальные

и ретроспективные. Потенциальные кейс-исследования представляют собой ситуации, требующие немедленного решения. Студенты анализируют проблему, рассматривают альтернативы и выносят решение.

Ретроспективные кейс-исследования представляют собой завершенную ситуацию, включающую решение проблемы и последствия. Студенты анализируют ситуацию и последствия, рассматривают возможности альтернативных решений и делают вывод.

Американские педагоги М.Л.Гик и К. Дж. Холуак (М. Ъ. Gick, КТ.Но1уоак) рекомендуют использовать в течение нескольких занятий однотипные кейс-исследования для того, чтобы студенты развивали способности сравнения аналогичных ситуаций, их классификации и учились самостоятельно определять необходимость тех или иных действий в различных типовых ситуациях. В этом случае кейс-исследования не будут казаться хаотичным набором проблемных ситуаций. Студенты осознают логику их решения, и не будут теряться при встрече с нестандартными обстоятельствами в реальной жизни.

Методика кейс-исследования предполагает использование большого разнообразия приемов, выбор которых зависит от педагога, учащихся, целей обучения, материальных возможностей, технического обеспечения и других факторов.

Один из типичных приемов данной технологии - предположение «а что, если...?». Он заключается в том, что студенты изменяют по отдельности различные предпосылки проблемы и выявляют закономерности изменения решения.

Кейс-исследования считаются эффективной технологией гуманизации, гуманитаризации технического высшего образования, так как требуют рассмотрения любой проблемы в различных аспектах, в том числе и в психологическом, этическом.

В групповой работе студенты должны решать многодисциплинарные проблемы. Выездные сборы, экскурсии и посещения дают возможность студентам увидеть некоторые проблемы в своей сфере в контексте реальной среды и обсуждать эти проблемы с администраторами, исполнительным персоналом, потребителями. Особенная ценность заключается в их экспозиции к установкам и поступкам реальных людей в бизнесе. Самый активный способ формирования собственных установок, навыков и знаний у студентов - выездные сборы. Студенты сами выбирают маршрут сборов, договариваются с фирмами о встречах, решают финансовые вопросы организации, готовят путевой материал, распределяют между собой задания, регулярно встречаются на подготовительном этапе для докладов о ходе выполнения своих заданий.

Непременным атрибутом гуманистических технологий в вузах США являются проекты. На практике работникам редко приходится сталкиваться с необходимостью выполнения изолированной операции, конкретного приема в отдельности, который к тому же являлся бы самоцелью.

Как правило, в реальной жизни требуется умение не только применять различные знания, умения и навыки в комплексе для достижения определенной цели, но и способность самостоятельно определять, выбирать знания, умения, навыки, необходимые для

достижения поставленной цели. Развитию таких способностей помогает метод проектов, который и заключается в использовании комплекса знаний, умений и навыков для достижения конкретной цели, связанной с жизнью, с интересами учащихся.

Проекты - это комплексные творческие исследования, нацеливающие учащихся на самостоятельный поиск знаний, имеющие системный характер и соотносящиеся с определенной темой изучаемого материала. Новые знания, умения, навыки при использовании метода проектов формируются не изолированно, а в процессе деятельности, в связи с другими действиями.

Чаще всего в вузах США используются групповые проекты, развивающие сотрудничество между студентами.

В практике вузовского обучения в США существуют несколько принципиальных технологий организации самостоятельной работы студентов, получивших широкое освещение в отечественной педагогической литературе. Среди них выделяются: «метод проектов», программированное обучение, аудиотьюториальный метод, план Келлера (персонализированная система обучения). Общим и самым серьезным недостатком этих методов является их «недиагностичность».

По мнению американских специалистов, важнейшей составляющей гуманистических технологий обучения становится использование в каждом ее компоненте компьютерной техники. Среди вопросов, связанных с применением ЭВМ, особого внимания заслуживает их роль в оптимизации и индивидуализации процесса обучения. ЭВМ устанавливает наиболее приемлемую продолжительность

занятий, их методику, рациональную расчасовку, рекомендует и автоматически поставляет необходимый учебный материал.

Информационные сети придали подготовке конкурентоспособных специалистов более осязаемый контекст, целостность, глобальность и скорость взаимодействия спроса и предложения. Благодаря системам презентации Интернет разнообразил свои функции, в том числе - образовательные. Обучение приобрело новые ресурсы, формы и методы в электронном пространстве. Кооперативное и контекстуальное обучение представлено в достаточном разнообразии дистанционных образовательных программ, что позволяет сделать образование действительно глобальным.

Обучение работе с информационными технологиями (ИТ) в американских вузах не заключается в обучении программированию. ИТ твердо подкреплены специальным вводным модулем компьютерной грамотности и далее развиваются внутри модульной схемы: все письменные работы и все письменные презентации, которые должны выполнить студенты в период обучения в вузе, должны быть выполнены и оформлены по соответствующим стандартам на компьютере. С 1995 академического года все преподаватели и студенты американских вузов обязаны были оплатить подключение и использовать электронную почту, Интернет, WWW («Всемирную паутину»). У каждого - не только свой электронный адрес, но и своя электронная страница. Пользоваться библи-

отечным поиском можно, только зная компьютерные каталоги. Поощряется участие в электронных конференциях, переписка, использование scan-теле-видения, интерактивного видео и т.д.

В заключение укажем, что сравнительный анализ использования гуманистических технологий подготовки конкурентоспособных специалистов в США и России показал, что большинство из них вполне приемлемы для критического использования в образовательном процессе российских вузов в условиях формирования единого образовательного пространства.

Литература:

1. Мухаметзянова, Г.В. Профессиональное образование: Проблемы качества и научно-методического обеспечения / Г.В.Мухаметзянова // Казань: Магариф. -2005. - 319с.

2. Трегубова Т.М. Участие работодателей в профессиональной подготовке компетентных специалистов: зарубежный опыт и проблемы его использования // Дуальная форма профессиональной подготовки компетентных специалистов: опыт, проблемы, перспективы развития / Материалы Всероссийского научно-практического семинара (г. Казань, 26-27 марта 2009 года). Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 340 c

3. Design, Management and Evalution of Open/Flexible learning. Module program International Training Centre of the ILO. Turin, 1997.

4. Halsey A. H., Floud J., Anderson C.A. Education, Economy and Society: a leader in the sociology of education. N.Y.: The Free Press of Glencoe, 2006. - 68 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.