Научная статья на тему 'Гуманистические и космические мотивы в творчестве Вакенродера'

Гуманистические и космические мотивы в творчестве Вакенродера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
325
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙЕНСКИЙ РОМАНТИЗМ / ГУМАНИЗМ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА / JENA ROMANTICISM / HUMANISM / RUSSIAN COSMISM / MAN AND NATURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гринивецкий Юлиан Евгеньевич

Статья посвящена философским взглядам Вакенродера, представителя йенского романтизма. Автор начинает с утверждения антропологического идеала романтизма. Затем анализируется факт критического отношения Вакенродера к современной для него действительности, которая ведет к дегуманизации. Затем автор проводит параллели между воззрениями йенского романтика и гуманистическими идеями И. Канта и Гегеля, а также с воззрениями русских космистов. В завершение автором делается вывод об актуальности представлений Вакенродера для современно культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanistic and cosmic themes in the creative work of Wackenroder

The article is devoted to the philosophical views of Wackenroder, a representative of Jena romanticism. The author begins with the approval of the anthropological ideal of romanticism. Then it is analyzed the fact of the critical attitude of Wackenroder to modern for him reality, which leads to dehumanization. Then the author draws parallels between the attitudes of Jena romanticism and humanistic ideas of I. Kant, and Hegel, as well as views of the Russian cosmists. In conclusion the author draws a conclusion about the relevance of the views of Wackenroder for the modern culture.

Текст научной работы на тему «Гуманистические и космические мотивы в творчестве Вакенродера»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 9 (364). Философия. Социология. Культурология. Вып. 36. С. 171-176.

УДК 87.8

ББК 63.5

Ю. Е. Гринивецкий

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И КОСМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ВАКЕНРОДЕРА

Статья посвящена философским взглядам Вакенродера, представителя йенского романтизма. Автор начинает с утверждения антропологического идеала романтизма. Затем анализируется факт критического отношения Вакенродера к современной для него действительности, которая ведет к дегуманизации. Затем автор проводит параллели между воззрениями йенского романтика и гуманистическими идеями И. Канта и Гегеля, а также с воззрениями русских космистов. В завершение автором делается вывод об актуальности представлений Вакенродера для современно культуры.

Ключевые слова: йенский романтизм; гуманизм; русский космизм; человек и природа.

Идеалом человека для йенских романтиков является отстраненный от быта и обыденной рутины человек, путешествующий по миру, активно созерцающий природу. Социум же рассматривается романтиками как враждебная для духовного роста личности среда, оказывающая на индивида зачастую негативное давление через условности, стереотипы. Общение членов социума наполнено фальшью, лестью, подхалимством и двуличием. Романтик не чувствует себя счастливым в подобных условиях, общество тяготит его, поэтому социуму он часто предпочитает природу, в слиянии с которой он обретает себя. Подобный эскапизм не носит активно-протестного характера, скорее - это бегство от гнетущей реальности.

При этом важным мотивом в произведениях йенских романтиков выступают взаимоотношения человека и природы, которые рассматриваются как единое целое. Концептуальные идеи, посвященные единству человека и природы, прослеживаются в трудах Г. Вакенродера, талантливого теоретика искусства, который отличался от остальных членов йенского кружка наиболее демократическими взглядами.

Жизнь Вакенродера по преимуществу была сопряжена с художественным творчеством. Несмотря на то, что он является автором только одного произведения - «Сердечных излияний монаха, любителя искусства» (Herzensergießungen eines kunstliebenden Klosterbruders, 1797). Помимо этого, он являлся соавтором «Странствований Франца Штернбальда» (1798), основным автором которого был Тик.

«Сердечные излияния» являются специфическим сочинением в духе романтизма.

Его нельзя назвать ни сборником критических статей, ни философским трактатом в академическом смысле этого слова. Вакенродер выступает против строгого академического стиля изложения, считая, что для обсуждения искусства подходит только эмоциональный выразительный, образный язык. Позднее Ф. Ницше, использовавший такой же художественный, а порой метафоричный, стиль изложения, скажет, что «стремление к системе есть отсутствие порядочности» [6. С. 542].

Единственное произведение Вакенроде-ра посвящено отдельным образцам художественного искусства эпохи Ренессанса. Особое внимание он уделяет живописным творениям Альбрехта Дюрера из-за их гуманистической ориентированности.

Провозглашая величие искусства, немецкий романтик указывает на то, что развитию искусства способствовала как атмосфера эпохи Возрождения, так и общий духовный фон Средневековья. Так, он указывал, что «...настоящее искусство может процветать не только под итальянским небом, под величественными куполами и коринфскими колоннами, но и под готическими сводами, под пестрыми украшениями зданий и под готическими башнями» [1. С. 105].

Восторгаясь прошлым и ностальгируя по безвозвратно ушедшим временам, автор «Сердечных излияний» в противовес прошлому ставит настоящее - современную для него общественную среду, то есть феодальный социум, в котором, по его мнению, царят светские условности. Так, вторая часть «Сердечных излияний» имеет название «Достопримечательная музыкальная жизнь ком-

позитора Иосифа Берглингера». Ее главный герой - талантливый музыкант, которого не устраивает окружающая его действительность. Это человек, ценности которого противоречат ценностям других. Он мечтает о том, что невозможно в реальной повседневной жизни, от чего он страдает. Социальная реальность, в которой находится Иосиф, - это мир рациональности, холодного материального расчета и ценности денег и богатства. Он же живет в мире музыки, ему симпатизирует искусство, он восхищается им. Подобное противоречие между душевной жизнью индивида, его духовными потребностями и социальной средой, не соответствующей этим потребностям и желаниям, напоминает конфликт между бессознательными импульсами к саморазвитию и свободе, с одной стороны, и нездоровой в духовном плане социальной средой, легший в основу фрейдо-марксистской концепции мыслителя ХХ в. Э. Фромма [10]. Таким образом, жизненная ситуация И. Берлингера - это ситуация, ведущая, рассуждая в терминах фрейдистов и неофрейдистов, к неврозу [9].

Так, став придворным капельмейстером, музыкант и романтик очень скоро приходит к неутешительному выводу об отсутствии у дворянской элиты подлинной любви к музыкальному искусству. Но вскоре иллюзии Берглингера рассеиваются. Он приходит к убеждению, что дворянская знать не испытывает настоящего влечения к музыке. Трагически переживая осознанное, Иосиф понимает, что ему романтическим мечтам не суждено сбыться: гнетущая реальность не дает ему свободной жизни.

Как и другие романтики, Вакенродер симпатизирует простому народу, сельским труженикам, в которых еще не искоренились такие подлинно духовные качества, как эстетическое чувство, осознание единства с природой. Это подтверждают слова Берлингера: «Мне хотелось бы покинуть всю эту культуру и бежать в горы к простому швейцарскому пастуху и наигрывать его альпийские песни, по которым он тоскует, где бы ни находился» [1].

Таким образом, условием счастья человека и обретения им романтической свободы является близость к природе. Общество же с его условностями, стереотипами отчуждает человека от природы, а значит и от его перво-зданности. Идеал романтика, таким образом, это жизнь в гармонии с миром, созерцание

его прекрасных сторон и воспроизведении их посредством различных видов искусства.

Единство человека с миром, согласно Ва-кенродеру, означает не только солидарность с природой, но и согласие между людьми, в отсутствии которого романтик и обвиняет современное ему общество. Он критикует своих современников за приземленность и эгоизм: «Они ссорятся, и не понимают друг друга, и не видят, что все стремятся к одной и той же цели, ибо каждый твердо стоит на своей почве и не умеет охватить взглядом целое. Им невдомек, неразумным, что наша земля состоит из антиподов и что сами они - чей-то антипод. Та точка, где они находятся, всегда кажется им центром вселенной, и духу их не даны крылья, дабы облететь вокруг земли и охватить всю ее взглядом» [1. С. 57].

Единство человека с другими в философии выражено в этическом принципе гуманизма. Поскольку общество состоит из индивидов, каждый из которых уникален, ему необходимо иметь общий вектор движения, то, к чему стремились бы все и что объединяло бы всех тех, кто оказался заброшенным в одну и ту же точку в социальном пространстве и времени.

Люди не просто живут в мире, они преобразовывают его, они «творят», подобно тому как, согласно взглядам религиозных философов, бог творил мир и человека. Что движет ими, определяет их бытие в мире? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, можно лишь сказать, что детерминирует их повседневную активность явно не разум. Об этом свидетельствуют две мировые войны, рост преступности, терроризма. Причем человек относится неразумно не только к себе подобным, но и к природе, о чем свидетельствует современная экологическая ситуация. Нельзя определить абсолютную детерминанту поведения человека, каждый индивид уникален. Но все же можно сказать о некоторых возможных детерминантах, повторяя мысли некоторых представителей иррационалисти-ческой философии. Среди них воля к жизни (Шопенгауэр), воля к власти (Ницше), неосознаваемые влечения сексуального характера (Фрейд) и так далее.

Таким образом, люди «творят», подчиняясь определенным детерминантам их повседневной активности. Это не означает, что они не обладают сознанием, они осознают большее из того, что с ними происходит и их окружает. И они осознают, что все-таки,

несмотря на то, что они «заброшены» в социальный мир, и этот мир навязывает им правила жизни, бунт в этом случае неуместен, на бунт идут немногие, немногие решаются на то, на что решился Поль Ибьер в рассказе Сартра «Герострат», мало, кто решается написать в прощальном письме: «Сейчас я возьму револьвер, выйду на улицу, и посмотрим, кто кого» [8. C. 76]. Большинство соглашаются жить в обществе. В чем причина?

Она на поверхности: в том, что человеку без общества не выжить, он в одиночку не может обеспечить себя все необходимым для существования. Но что-то должно объединять одиночек, заброшенных в мир, что-то должно их сплачивать. И этим объединяющим, солидаризирующим началом, на мой взгляд, является гуманизм, под которым мы подразумеваем особое отношение общества к человеку как уникальному свободному индивидууму со своими нуждами и потребностями, стремящемуся к самореализации и активному, как говорят персоналисты, «вовлеченному существованию» [2. C. 47]. Каждый человек, «заброшенный» в общество, уникален и свободен, а значит, каждый из индивидов должен признавать уникальность каждого, и такое отношение, основанное на взаимном признании уникальности и свободы каждого, будет являться по сути гуманистичным. Только такое отношение каждого к каждому позволит множеству индивидов взаимодействовать, а обществу - функционировать и развиваться.

Во все времена люди искали цель - конечную точку развития общества, то есть идеал. И таких идеалов было и есть множество: царство Христа на земле, «государство всеобщего благоденствия», «гражданское общество», «коммунистическое социальное устройство» и так далее. Йенские романтики представляют свой идеал устроения жизни человечества - гармония личности, социума и природы, основанная на единстве трех данных составляющих бытия.

Говоря о гуманистической составляющей йенского романтизма и в частности воззрений Г. Вакенродера, необходимо остановиться на понятии гуманизма. Гуманизм - неоднозначное понятие, и на протяжении всей истории развития системы философского знания трактовался по-разному.

Гуманизм йенских романтиков, на наш взгляд, можно отнести к морально-идеали-

стическому типу, который связан с признанием не только самоценности человеческой индивидуальности или человечества по отношению к природе, но с принятием одновременной и взаимодополняющей самоценности индивидуальной экзистенции, бытия Другого и бытия целого в культуре и природе. Это означает, что не нужно абсолютизировать отдельную личность, нужно помнить о том, что личность не изолирована от социальной группы, а социальная группа от социума. Гуманизм морально-идеалистический - это гуманизм каждого по отношению к каждому, и одним из его выражений является цель социальной помощи терминальным больным. Зародившись в трудах йенских романтиков, морально-идеалистический гуманизм получил развитие в философско-этических трудах И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.), продолжая романтическую линию в философии, призывал людей к осуществлению добра, указывал на то, что мир должен быть построен на основаниях добра и справедливости. По мнению Гегеля, добро - это «абсолютная цель мира и долг для субъекта, который должен иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности» [3. С. 336]. Реализация добра каждым человеком, построение социальной жизни на началах взаимного добра для Гегеля было идеалом развития социума. Через человека, совершающего добро, по мнению Гегеля, в мире действует абсолютный разум. Делать добро другому человеку - значит реализовывать в социальной жизни принцип гуманизма, социальный мир, основанный на добре - это мир, построенный на началах гуманизма, социальной солидарности и социальной справедливости. Отличие такого гуманизма от ренессансно-просвети-тельского заключается в том, что он носит морально-идеалистический характер.

Немецкий мыслитель указывает на то, что есть множество видов добра, и человек реализует те из них, которые являются наиболее важными, поскольку осуществлять сразу все многочисленные виды добра сразу человек не может, как не может абсолютизировать лишь некоторые. Гегель пишет об этом так: «Субъект должен быть диалектикой, которая заключала бы соединение одних видов добра и обязанностей с исключением других и соответственно этому со снятием этого абсолютного значения их» [3. С. 337].

Иммануил Кант, наряду с Гегелем, также внес значительный вклад в развитие западноевропейской философской мысли. Для нас являются актуальными его этические воззрения и, прежде всего, сформулированный им в «Критике практического разума» «основной закон чистого практического разума»: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» [5. С. 305]. Под максимой Кант понимал субъективный закон действия или индивидуальное нравственное основание совершения поступка. Под законом Кант понимал всеобщее основание поведения людей в обществе, «объективный принцип» [4. С. 236]. Итак, каждый человек должен поступать так, чтобы основание его поступка могло служить законом для всех. Перед тем, как совершить (или не совершить) определенный поступок, человек должен задуматься, а что будет, если все остальные будут совершать (или не совершать) подобного рода поступки. Кант в «Основаниях метафизики нравственности» утверждает, что «я всегда должен поступать только так, чтобы я также мог желать превращения моей максимы во всеобщий закон» [4. С. 238].

Устроение общества на гуманистических началах возможно при условии единства его с природой, которую восхваляет йенский романтик: «Природа, прилежная труженица, своими вечно деятельными руками создает миллионы существ всякого рода и бросает их в юдоль земную» [1. С. 69].

Подобная идея проявилась позднее и была развита в философии русского космизма, в рамках которого постулируются такие принципы, как антропокосмизм, коэволюционное развитие, антропность и ряд других.

Ярчайшим представителем русского космизма можно с уверенностью назвать Н. Ф. Федорова. Его философское учение называют философией общего дела, поскольку он призывал к социальной солидаризации путем выполнения всеми людьми «общего дела», под которым понимал воскрешение предков. Смерть, по мнению Федорова, «есть анестезия, при коей происходит полное тру-поразъятие, разложение и рассеяние вещества» [7. С. 75]. Воскрешение заключается, таким образом, в собирании и объединении этих рассеянных частиц. Несмотря на фантастичность его взглядов, сама идея о необходимости построения общественной жизни

на солидарных началах является для нас актуальной. По его мнению, «препятствия к построению нравственного общества заключаются в том, что нет дела настолько обширного, чтобы поглотить все силы людей, которые в настоящее время расходуются на вражду» [7. С. 73]. Нравственное общество - это общество, построенное на началах гуманизма и социальной справедливости.

Единство всех поколений нашло свое обоснование и в трудах еще одного представителя русского космизма К. Э. Циолковского, который, так же как и Федоров, считал, что смерть - это рассеивание вещества во Вселенной. Исходя из этого, он обосновывал идею бессмертия человека: по его мнению, каждый человек со смертью рассеивается, а затем вновь собирается воедино, рождаясь заново. «Мы всегда жили и будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем» [7. С. 279]. Таким образом, люди едины не только со своими современниками, но и с предками и потомками.

Идея принадлежности всех людей космосу означает единство всех индивидов, причем не только в пространстве, но и во времени. Каждый индивид есть часть единого космоса; умирая, индивид не покидает космос, он лишь на время рассеивается. Принадлежностью индивидов к единому и целостному космосу обусловливается принцип социальной солидарности, социального единства, согласия, стремления индивидов поддерживать друг другу, оказывать помощь, в том числе и помощь терминальным больным. Индивиды не изолированы друг от друга, они суть элементы одной пространственно-временной системы, они едины, поэтому стремление к сплоченности закладывается должно быть в людях с рождения.

Таким образом, в творчестве Вакенродера прослеживаются как гуманистические мотивы, так и идеи, свойственные русскому космизму. Убежденность йенского романтика в необходимости достижения солидарности между людьми позволяет нам считать его одним из предвестников универсального гуманизма, сформированного в ХХ в. в трудах А. Швецера и исходящего из принципа благоговения к жизни. Несмотря на некоторую утопичность его взглядов, что свойственно для романтического мировоззрения в целом, гуманистический потенциал взглядов йенского романтика делает его концепцию важным феноменом европейской и всей мировой культуры.

Список литературы

1. Вакенродер, В.-Г. Фантазии об искусстве / В.-Г. Вакенродер. - М.: Искусство, 1977.

2. Вдовина, И. С. Французский персонализм (1932-1982) / И. С. Вдовина. - М.: Высш. шк., 1990.

3. Гегель, В. Г. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 ч. / В. Г. Ф. Гегель. - Ч. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1974.

4. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. - М.: Мысль, 1999.

5. Кант, И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. - Т. 1. - М.: Мысль, 1965.

6. Ницше, Ф. Сумерки кумиров или как философствуют молотом / Ф. Ницше // Ницше, Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб.: Худож. лит., 1993.

7. Русский космизм: антология философской мысли / сост. С. Г. Семенова, А. Г. Грачева. - М.: Педагогика-пресс, 1993.

8. Сартр, Ж.-П. Герострат / Ж.-П. Сартр // Сартр, Ж.-П. Стена: сб. рассказов. - СПб.: Азбука-классика, 2004.

9. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

10. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - 429 с.

Сведения об авторе

Гринивецкий Юлиан Евгеньевич - выпускник аспирантуры Государственной академии славянской культуры (Москва), методист «Центра образования» (Красногорск). juПan_grm@mail. гц

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 9 (364). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 36. Pp. 171-176.

HUMANISTIC AND COSMIC THEMES IN THE CREATIVE WORK

OF WACKENRODER

Yu. E. Grinivetskiy

State Academy of Slavian Culture, julian_grin@mail.ru

The article is devoted to the philosophical views of Wackenroder, a representative of Jena romanticism. The author begins with the approval of the anthropological ideal of romanticism. Then it is analyzed the fact of the critical attitude of Wackenroder to modern for him reality, which leads to dehumanization. Then the author draws parallels between the attitudes of Jena romanticism and humanistic ideas of I. Kant, and Hegel, as well as views of the Russian cosmists. In conclusion the author draws a conclusion about the relevance of the views of Wackenroder for the modern culture.

Keywords: Jena romanticism; humanism; Russian cosmism; man and nature.

References

1. Wackenroder V.-G. Fantazii ob iskusstve [Fantasies about art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1977. (In Russ.).

2. Vdovina I.S. Frantsuzskiy personalizm (1932-1982) [French personalism (1932-1982)]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1990. (In Russ.).

3. Hegel G.-W.-F. Entsiklopediyafilosofskikh nauk [Encyclopedia of Philosophy], vol. 3. Moscow: Mysl' Publ., 1974. (In Russ.).

4. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti [Foundations ofthe Metaphysics of Morals]. Moscow, Mysl' Publ., 1999. (In Russ.).

5. Kant I. Sochineniya [Works], vol. 1. Moscow, Mysl' Publ., 1965. (In Russ.).

6. Nietzsche F. Sumerki kumirov ili kak filosofstvuyut molotom [Twilight idols or philosophize hammer]. Nietzsche F. Stikhotvoreniya. Filosofskaya proza [Poems. Philosophical prose]. Sankt-Peterburg, Khudozh. lit. Publ., 1993. (In Russ.).

176

W. E. rpuueee^an

7. Russkiy kosmizm: antologiya filosofskoy mysli [Russian Space Philosophy: An Anthology of philosophy / S.G. Semenova, A.G. Gracheva (eds.). Moscow, Pedagogika-press Publ., 1993. (In Russ.).

8. Sartre, Jean-Paul. Gerostrat [Herostrat]. Sartre, Jean-Paul. Stena: sbornik rasskazov [Wall: storybook]. Sankt-Peterburg, Azbuka-klassika Publ., 2004. (In Russ.).

9. Freud Z. Vvedeniye v psikhoanaliz. Lektsii [Introduction to Psychoanalysis. Lectures]. Moscow, Nauka Publ., 1989. 456 p. (In Russ.).

10. Fromm E. Dusha cheloveka [The human soul]. Moscow, Respublika Publ., 1992. 429 p. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.