Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
нравственные качества / общие компетенции / верность / преданность / доброта / доверие / безразличие / межпредметные связи / медисциплинарные связи / межпрофессиональные связи / системно-деятельностный подход / moral qualities / general competence / loyalty / devotion / kindness / trust / indifference / interdisciplinary connections / medelplana communication / interprofessional communication / system and activity approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов А.Ю., Чиркунова И.В.

В статье анализируется произведение Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». На примере этого произведения рассматривается гуманное отношение не только к животным, но и к людям. Раскрывается смысл фразы «мы в ответе за тех, кого приручили». Показано, что без воспитания ответственности за окружающих нас, без сострадания к их бедам, нельзя стать человеком. Предлагается гипотеза о том, что межпредметные, междисциплинарные связи вскоре приведут к созданию межпрофессиональных связей, что одинаково справедливо как для гуманитарных, так и для технических профессий, граница между которыми, с точки зрения авторов, достаточно условна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC ASPECTS OF HANDLING INFORMATION IION TECHNOLOGIES

This article analyzes the work of G.N. Troeposkogo «White Bim Black ear». For example, this is discusses a humane treatment not only to animals but also to humans. Reveals the meaning of the phrase «You become responsible forever, for what you have tamed». Shown without education responsibility for those around us, without compassion to the troubles, cannot become a man.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

The scientific heritage No 28 (2018) 45

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Иванов А.Ю.

преподаватель специальных дисциплин Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж», канд. пед. наук

Чиркунова И.В.

преподаватель Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Петровский колледж»

HUMANISTIC ASPECTS OF HANDLING INFORMATION IION TECHNOLOGIES

Ivanov A.,

teacher of the special disciplines of Saint-Petersburg State budget professional education institution

"Electromachine building college" Tchirkunova I.

teacher of the of Petrovsky college, Saint-Petersburg, Russia

Аннотация

В статье анализируется произведение Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». На примере этого произведения рассматривается гуманное отношение не только к животным, но и к людям. Раскрывается смысл фразы «мы в ответе за тех, кого приручили». Показано, что без воспитания ответственности за окружающих нас, без сострадания к их бедам, нельзя стать человеком. Предлагается гипотеза о том, что межпредметные, междисциплинарные связи вскоре приведут к созданию межпрофессиональных связей, что одинаково справедливо как для гуманитарных, так и для технических профессий, граница между которыми, с точки зрения авторов, достаточно условна.

Abstract

This article analyzes the work of G. N. Troeposkogo «White Bim Black ear». For example, this is discusses a humane treatment not only to animals but also to humans. Reveals the meaning of the phrase «You become responsible forever, for what you have tamed». Shown without education responsibility for those around us, without compassion to the troubles, cannot become a man.

Ключевые слова: нравственные качества, общие компетенции, верность, преданность, доброта, доверие, безразличие, межпредметные связи, медисциплинарные связи, межпрофессиональные связи, си-стемно-деятельностный подход.

Keywords: moral qualities, general competence, loyalty, devotion, kindness, trust, indifference, interdisciplinary connections, medelplana communication, interprofessional communication, system and activity approach.

Авторы настоящей статьи, не отрицая безусловную роль общепрофессиональных и специальных дисциплин в формировании специфических качеств будущего работника, пытаются обратить внимание своих коллег на тот факт, что их учебные предметы могут быть инструментом для нравственного воспитания его учеников, вне зависимости от того, что преподаем мы и наши коллеги: специальную технологию, черчение, географию и т.д.

На данном этапе развития нашего общества, перед любым профессиональным учебным заведением, будь то среднего или высшего звена, стоят задачи максимально обеспечить подготовку специалистов готовых решать не только непосредственно производственные задачи, но и проявлять активную жизненную позицию и готовых самостоятельно повышать свой образовательный уровень.

Не у кого не вызывает сомнения то, что специалист (руководитель среднего звена) должен обладать определенными нравственными качествами, которые позволят ему эффективно руководить своим коллективом. Поэтому, педагоги-специалисты вынуждены заниматься на уроках по своим дисциплинам формированием у студентов определенных нравственных и культурных качеств, кото-

рые в Федеральном Государственном образовательном стандарте Российской Федерации (ФГОС) именуются общими компетенциями (ОК). В настоящей статье мы расскажем нашим коллегам о том,как эту проблему пытаются решать преподаватели информатики Петровского колледжа.

Мы руководствуемся в своей деятельности учением об инструментальных и общеосновных межпредметных связях, разрабатываемых российскими учеными-педагогами с начала 1970-х годов. Здесь мы, в первую очередь, опираемся на теоретические работы профессора А.Г. Соколова [3] и его учеников [1, 2, 3]. Суть этой теории, с нашей точки зрения, заключается в том, что знания, полученные студентом на занятиях по одному предмету, могут быть инструментом для изучения другого (инструментальные связи). Общеосновные связи, в нашем понимании, помогают учащемуся сформировать целостное научное мировоззрение, рассматривая один и тот же объект или явление с разных сторон при изучении различных дисциплин. В настоящей статье мы хотим рассказать о том, как преподаватель информатики может участвовать в формировании у будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям важнейшей для его профессиональной деятельности общей компетенции (ОК

2 в соответствии с ФГОС) «Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности». Важность этой компетенции ни у кого не вызывает сомнения, так как деятельность таких работников относится к типу «человек-человек» и несет в себе большую гуманистическую составляющую.

Мы попытались разработать методику, когда используя навыки в области информационных технологий (текстовые редакторы, сеть «Интернет»), учащиеся высказываются (статьи, рефераты и пр.) по интересующим их (и выбранным ими самостоятельно!) проблемам нравственного характера, реализуя общеосновные и инструментальные межпредметные связи с дисциплинами «Литература», «История», «Обществознание» и другими гуманитарными предметами [1, 2, 3].

Общеосновные связи заключаются в том, что один и тот же текст используется при изучении разных предметов. Инструментальные связи выражены тем, что литературный, правовой, общественно-политический документ используется для изучения текстового редактора и правил делопроизводства. Нравственное качество, являющееся частью общей компетенции, формируется посредством детального анализа выбранного текста.

В связи с этим данный подход не только оказывает положительное влияние на мотивацию к изучению учебного материала, но и на понимание студентами сущности изучаемых ими информационных технологий и возможности применения их в своей профессиональной деятельности. Представленная методическая система обучения позволяет построить индивидуальную траекторию обучения для каждого студента на основе системно-деятель-ностного подхода, предусматривающего организацию деятельности обучаемого в некой педагогически целесообразной целостной системе. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит, с общепринятой точки зрения, в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

Реализуем предложенную методику мы следующим образом. В программе по информатике колледжа из 150 часов, часы по самостоятельной работе составляют 50 часов. На этих занятиях уделяется большое внимание умению студентов подобрать материал по выбранной теме, систематизировать его, отформатировать в соответствии с

требованиями того или иного заведения и самостоятельно подвести итог. Количество часов может варьироваться в соответствии с требованиями постоянно меняющихся нормативных документов и локальных актов.

Данный разработанный и апробированный подход к выполнению самостоятельных работ может быть использован в учебной, внеклассной и воспитательной деятельности профессионального образовательного учреждения: в процессе обучения, контроля знаний, поиска информации, информационного обмена, организации процесса самообразования, проектной деятельности и внеаудиторных мероприятий, в системе среднего основного и общего образования, для дистанционного и инклюзивного обучения.

Мы предлагаем литературное исследование студентки Петровского колледжа Ники Моисеевой (Moiseeva N.,student of Petrovsky college, Saint-Petersburg, Russia). Тема была выбрана по ее желанию и интересам. Она попыталась реализовать межпредметную связь информатики и литературы (внеклассное чтение) [2, 4]. Анализ текста наша ученица предлагает в своей редакции, подвергнутой минимальной коррекции со стороны педагогов в целях политкорректности толерантностсти.

Произведение Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» не оставляет равнодушными ни одно поколение читателей. Работа была приурочена к году российского кино. Передаем слово студентке. Она анализирует и обрабатывает текст.

"...Читатель, друг! ...Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - СЛОВО» [4].

Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности».

Так начинается повесть Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Повесть, которая не оставляет равнодушным ни одного ребенка, да что там ребенка, ЧЕЛОВЕКА, если он действительно человек, вот уже несколько десятилетий.

«...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние.»

«...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле..."

Есть произведения не только русской, но и советской литературы, не прочитать которые - значит очень серьезно себя обделить. Такие книги надо читать, причем неоднократно и в разном возрасте. Они заставляют задуматься о вечных истинах и непреходящих человеческих ценностях. Повесть Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывает о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности, и трагической гибели. Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности, преданности». [4]

По сюжету - это история об умном псе, которого взял к себе охотник и писатель, о его жизни с хозяином. Повесть ведется как бы от лица трех рассказчиков: хозяина, самого Бима и автора. Причем впечатления Бима тоже передает автор, но стиль повествования при этом кардинально меняется. Детство, охота, общение с мудрым и беззаветно любимым человеком - вот счастливая жизнь Бима до заболевания хозяина. Этот пес и есть Белый Бим Черное ухо. Бим ищет своего дорогого хозяина и погибает буквально за несколько часов до того, как того выписывают из больницы. Если не читать книгу «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание не поможет посочувствовать Биму, он так и останется одной из собак, которым просто не повезло.

«Мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил, мертвые только не стареют, оставаясь в сердце живых такими, какими они ушли».

По повести снят фильм, с Вячеславом Тихоновым в роли Ивана Ивановича, хозяина Бима. В роли Бима принимали участие две собаки породы английский сеттер: Стив (он же Стёпа) и его дублёр Денди. Напряженный ритм съемок подорвал здоровье Стива, и через несколько месяцев он скончался от сердечной недостаточности. С собаками работал кинолог В. Сомов. Надо признать, что режиссер неоднократно применил распространенные мелодраматические приемы. Многие из таких животных потерялись, оказались бездомными, брошенными из-за гибели хозяев или по их безответственности. Не все из "потеряшек", конечно, умны так, как Бим, понимают слова, настолько интеллигентны, но все они смотрят на мир с таким же доверием, как и он. В книге Бим, конечно, сильно очеловечен, он мыслит и действует не по инстинктам, а как человек. Именно это и вызывает такую сильную эмоциональную реакцию. Автор ярко показывает, что доброта и чуткое внимание пробуждают взаимность и даже любовь, а не преданность, которую мы видим во всём чего бы ни коснулась эта повесть. Также присутствуют в этой повести и отрицательные персонажи, которые выпячивают своими поступками, образом жизни и мышлением всё самое негативное: жадность, корыстолюбие, зависть, злость, и самое

страшное- это безразличие к окружающей жизни. Один из отрицательных персонажей, до глубины своей чёрной души, это человек, который придумал себе хобби собирать таблички с ошейников собак. Иван Иванович, как человек предусмотрительный и любящий своего питомца, специально для Бима изготовил табличку из металла, на которой указал: как зовут собаку и как найти хозяина. Он рассчитывал на порядочность людей, которые не сочли бы за труд вернуть животное, и увидеть радость при встрече «потеряшки» с хозяином.

Но Биму не повезло, он встретился с чудовищем в человеческом обличии, ведь такое хобби по существу своему, буквально обрекло Бима на бездомность. Но хороших людей всё же больше, это видно, когда Биму зажало лапу между рельсов. Смерть казалась неминуемой, но нашёлся человек, который из любви ко всему живому, пренебрег служебными обязанностями, остановил поезд.

Даже жестокосердие вынужденного нового хозяина, который не мог понять тоски Бима, по простым и открытым человеческим отношениям, пытаясь изменить его жизнелюбие, не пробудили в Биме отцами заложенные гены охотника, убийцы. Все злоключения, которые преследовали Бима в повести, не озлобили его нрав, а наоборот укрепили в нём беззаветную любовь и преданность к человеку, который увидел и воспитал эти качества в нём. Как человек без воды, так и Бим без Ивана Ивановича не представлял свою жизнь.

Гавриил Николаевич Троепольский в своей повести не только призывает людей к защите природы, но и поднимает философские темы через мир познания собаки. Например, о деньгах и человеческой жадности: «... иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!». Также людской жестокости: «Трижды выстрелил. Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добил его двумя зарядами.». Ведь действительно в нашем современном мире огромное количество жестокости, от неё Иван Иванович ищет спасение в тихом лесу - это место, наверное, где природу ещё не испортил человек. А нам где искать спасение? Я думаю, что в самих себе, в своих сердцах. Пока мы не поймём важность и значимость природы в жизни человека, мы не сможем относиться ко всему живому так же, как и к себе, к родителям, к другу. Относится с искренней любовью и преданностью.

К сожалению, жестокое обращение к животным остается не только на бумаге, но и в современной жизни. Жестокость по отношению к животному — проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Недоброе отношение к людям можно понять, так как люди могут и заслуживать определенной реакции на свое поведение. Люди — это мыслящие, сознательные существа, которые в силах подавлять и искоренять в себе все дурное и развивать лучшее. От животных ждать чего-то подобного не приходится. Они, как представители природы, изначально не имеют никаких злых замыслов, они — непосредственное проявле-

ние прекрасного в этом мире. Сегодня можно заметить, как люди рады попугать котов, погонять голубей и получить удовольствие от других «невинных» развлечений. Приходя в гости к кому то, у кого имеется домашнее животное, гости считают интереснейшим занятием поиздеваться над братьями меньшими. Почему бы не заставить собаку нервничать, чтобы она показала всю мощь своего голоса? Сила голоса собаки заставляет всех испугаться — дополнительная доза адреналина. И тогда все повторяется еще, и еще, сложно остановится. А когда надоест — можно и стукнуть собаку, а то «разгавкалась». А как же котов не потягать за хвост, не попугать, не засунуть в коробку, не кинуть поближе к собаке. Сейчас это считается абсолютно нормально, люди даже не задумываются о том, приятно это животному или нет. Все это говорит о нравственном воспитании человека, о его моральных качествах. Истоком злого отношения может служить воспитание или недовоспитаение по отношению к окружающему миру. Но винить во всем этом родителей нельзя, т.к. на этапах взросления человек должен сам воспитывать в себе отношение к окружающему миру, более осознанному.

«Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь». [4]

В заключение хочу сказать, что «Белый Бим Чёрное ухо» - это далеко не единственное произведение о природе, учащее человека любить, охранять и уважать окружающую среду, ведь природа -это частичка нас самих, нашей души. Это Родина и её надо любить всем сердцем.

Из выше изложенного мы видим, что студентка не только грамотно воспользовалась информационными ресурсами (нашла в Сети фильм, литературное произведение и сумела связать их), смогла сформировать свою нравственную позицию, но и оформить свои взгляды с помощью компьютерной технологии (текстовый редактор, Сеть). Мы надеемся, что наши педагогические наблюдения будут полезны для учителей информатики, которые, как и все педагоги, ответственны не только за техническое, но и за нравственно-психологическое развитие своих воспитанников, а их предмет может стать мощным инструментом воспитания учащихся [3]. Образование, в отличии от утилитарной профессиональной подготовки, по нашему глубокому убеждению, это не только вырабатывание конкретных трудовых навыков, но и формирование в сознание учеников образа окружающего мира. .

Мы уверены, что межпредметные, междисциплинарные связи вскоре приведут к созданию межпрофессиональных связей, что одинаково справедливо как для гуманитарных, так и для технических профессий, граница между которыми, с точки зрения авторов, достаточно условна. Учитель информатики и учитель физики или обществознания это сотрудники, одинаково ответственные за воспитание своих учеников и обязанные к сотрудничеству.

Сегодня это особенно актуально. В Европе есть проблемы с мигрантами. В России множество псевдо патриотов радуются победам российских экспедиционных сил в Крыму и на Востоке Украины. Доказывают, что украинские штурмовики СУ-25 умеют летать в стратосферу и разваливать на куски огромные лайнеры. Религиозные экстремисты устраивают террористические акты по всему миру. Но когда гремят пушки, тихий голос педагога все еще слышен. Давайте скажем что-то важное нашим детям.

Таким образом, мы можем предположить, что и «педагоги-гуманитарии» и «педагоги-технократы» в ближайшее время все больше внимания будут уделять интеграционным процессам в организации профессионального образования, что, с нашей точки зрения, повысит качество образования за счет улучшения качества личности будущего специалиста. Задача педагога - стремиться к формированию целостной и гармоничной личности будущего специалиста, работника, гражданина, человека!

Список литературы

1. Иванов А.Ю. Разработка и практическое применение компьютерных технологий профессионального обучения. - СПб.: ИПК СПО, 2006. - 65 с.

2. Иванов А.Ю., Моисеева Н.С., Чиркунова И.В. Самостоятельная работа по информатике как инструмент формирования нравственных качеств специалиста, Самостоятельная работа по информатике как ин-струмент формирования нравственных качеств специалиста// Заметки ученого. 2017. - №6 - С. 40-46.

3. Соколов А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональными учебными заведениями. - СПб., 2000. - 270 с.

4. Троепольский Г.Н. "Белый Бим Черное ухо"повесть, Москва: "Детская литература", 1985.-222с. (серия "Школьная библиотека")

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.