Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА'

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическая образовательная парадигма / высшее педагогическое образование / профессиональная компетентность педагога / humanistic educational paradigm / higher pedagogical education / professional competence of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

Внедрение гуманистической парадигмы в высшем педагогическом образовании требует создания условий для становления субъектной позиции студента, в основе которой инициативность, самостоятельность, ответственность за организацию самообразования, рефлексивная оценка результатов собственной деятельности. Данные условия целесообразно реализовать путем проектирования образовательной среды вуза на гуманистических началах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of the humanistic paradigm in higher pedagogical education requires the creation of conditions for the formation of a student's subjective position, which is based on initiative, independence, responsibility for organizing self-education, and a reflective assessment of the results of one's own activities. It is advisable to implement these conditions by designing the educational environment of the university on a humanistic basis.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация. Внедрение гуманистической парадигмы в высшем педагогическом образовании требует создания условий для становления субъектной позиции студента, в основе которой - инициативность, самостоятельность, ответственность за организацию самообразования, рефлексивная оценка результатов собственной деятельности. Данные условия целесообразно реализовать путем проектирования образовательной среды вуза на гуманистических началах.

Ключевые слова: гуманистическая образовательная парадигма, высшее педагогическое образование, профессиональная компетентность педагога.

Annotation. The introduction of the humanistic paradigm in higher pedagogical education requires the creation of conditions for the formation of a student's subjective position, which is based on initiative, independence, responsibility for organizing self-education, and a reflective assessment of the results of one's own activities. It is advisable to implement these conditions by designing the educational environment of the university on a humanistic basis.

Key words: humanistic educational paradigm, higher pedagogical education, professional competence of a teacher.

Введение. Гуманизация, с точки зрения философии науки, является распространением, утверждением «в определенной сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом» [17].

С позиций теоретиков современной образовательной политики России гуманизация представляет собой «процесс проникновения идей гуманизма во все сферы общественных функций, в том числе в деятельностно-преобразующий процесс обучения» [7].

По мнению С.С. Корнеенкова, «гуманистическая парадигма в педагогике на первое место ставит интересы и ценности личности. Именно личность, ее индивидуальность несет в мир новые ценности, что постоянно обновляет ценности общества» [11].

Гуманистическая парадигма предполагает, что в центре образовательных отношений оказывается человек, его духовное развитие, формирование нравственных и волевых качеств, творческих способностей личности [14].

Изложение основного материала статьи. В отечественной психолого-педагогической науке гуманизация в образовании рассматривается в узком и широком смыслах. В узком значении гуманизация выступает проявлением нового педагогического мышления. В широком смысле феномен гуманизации образования является сложным системным (интегративным) образованием, основной задачей которого является создание всех условий для раскрытия способностей личности и удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, духовном, нравственном и физическом развитии. Такой подход к определению гуманизации образования позволяет определить ее структуру, которую составляют следующие компоненты:

- гуманитаризация;

- фундаментализация;

-деятельностное направление обучения.

В работах современных исследователей гуманизация образования связывается с развитием творческих возможностей человека, социально-волевого и нравственного потенциала личности, стимулирования у нее стремления к самореализации в интересах государства и предусматривает создание условий для полного самораскрытия и самореализации личности [13].

А.Р. Абдрафикова выделяет важнейшие тенденция гуманизации высшего образования, среди которых:

- поликультурное образование, или образование для жизни в многонациональном обществе;

- образование с учетом демократических ценностей, или образование в области прав человека [2].

По словам С.С. Корнеенкова, «гуманистический подход в образовании отражает постоянную связь личности со своей душой и через нее с душами всех людей. Гуманитаризация образования подразумевает выход из влияния технократической парадигмы обучения и переход образования к гуманистической парадигме» [11].

По мнению Г.В. Бондаревской, гуманистический подход объединил философов, педагогов, психологов, социологов в поиске смысла человеческого бытия, свободы выбора, творческой самореализации, целостности личности, управления собственным развитием. Гуманистические модели образования и воспитания объединяют особое ценностное отношение к человеку, признание его развития ведущей задачей образования и воспитания, а становление уникальной личности - их главным результатом, что предполагает свободу и творчество педагога и обучающихся как приоритет в выборе средств, методов, форм педагогического процесса доя поддержания личности в ее самоопределении и самореализации [5].

По словам И.А. Зимней, гуманизация обучения предполагает «общую для всего образовательного пространства гуманистически ориентированную цель обучения; изменение содержания обучения в плане его гуманитаризации, применение личностно-деятельностного подхода к процессу обучения; реализацию деятельностно-задачной формы обучения» [8].

Особенность гуманистического подхода к образованию заключается в том, что воздействие должно происходить на общем фоне профессиональной подготовки и исключительно в контексте осознания студентами их роли как неотъемлемых компонентов профессиональной и социальной компетентности и как предпосылки творческой и личной самореализации и успешного достижения своих жизненных целей [9].

В системе высшего педагогического образования гуманистический подход должен стать одним из ведущих ввиду особенностей и специфики педагогической деятельности.

Согласно гуманистическому подходу реализация профессионального образования педагогов должно осуществляться на основе обеспечения субъект-субъектного, партнерского и взаимодействия преподавателя и студентов, обладающего научно-познавательным характером. Указанное требование предполагает конкретизацию программы и содержания обучения, изменение методов обучения, а также повышение роли самостоятельной деятельности студентов.

По мнению А.Р. Абдрафиковой, «основной задачей реализации профессионального образования в контексте гуманистической парадигмы является «создание таких условий в вузе, при которых содержание, структура и методы обучения и воспитания в совокупности отражали бы процессы, происходящие на уровне культуры в целом. Эти условия

предполагают использование исторического опыта, богатых духовных и общекультурных традиций, достижений мировой науки и техники» [1].

Концептуальную основу педагогического образования, реализуемого в контексте гуманистической парадигмы, составляют следующие принципы:

- приоритет человека как личности;

- свобода выбора ценностей;

- реализация возможностей саморазвития;

- единство национальных и общечеловеческих интересов;

- системность;

- взаимосвязь теории и практики;

- гуманитарные и естественнонаучные знания;

- методология социального познания, факторный анализ общественных явлений;

- осознание цивилизационного единства человеческой истории;

- толерантность во взаимодействии народов и культур;

- дискурионная форма (технологии) организации обучения и воспитания личности [3].

По мнению С.С. Корнеенкова, «реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление в личности общечеловеческих ценностей, которые значимы не для ограниченного круга людей, класса или государства, но для всего человечества» [11].

Итак, сегодня основным ориентиром реализации высшего педагогического образования является направленность его на гуманистические ценности. Педагогическое образование в высшей школе сегодня должно определять изменения приоритетов с материальных ценностей на духовные, с массовых образовательных подходов к обеспечению вниманием каждого специалиста в области образования, с целью разработки программ и траекторий его личностного и профессионального развития.

«Гуманизация процесса обучения в высшей школе в системе инновационного образования предполагает наличие системного антропологического знания как ядра личностной и профессиональной культуры педагога, т.е. по своему содержанию педагогическое образование должно стать практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией» [1].

Е.В. Бондаревская и C.B. Кульневич обосновывают преимущества использования гуманистического подхода в образовании педагогов, подчеркивая, что «под влиянием гуманистических идей существенно обогащаются взгляды на сущность профессионализма педагогического труда сквозь призму личностных структур педагогического сознания, благодаря чему педагог не только выполняет должное, но и активно переосмысливает все компоненты педагогического процесса, предоставляя им личностного смысла, ... стремится на рефлексивной основе породить этот смысл в обучающихся, проявляя таким образом педагогическое творчество на основе, прежде всего, самоорганизации» [5].

В контексте гуманистической парадигмы образования неотложной потребностью в системе профессиональной подготовки педагога является мотивация преподавателей к переосмыслению ими своей педагогической позиции, корректировки взглядов на самого себя, реализации последовательной работы со своими мотивами, стремлениями, осознания ценностных основ собственной педагогической деятельности и своего места в ней. Сущность активности преподавателя в рамках гуманистического подхода заключается в постоянном стремлении к профессиональному саморазвитию, самосовершенствования, самосохранения в ситуации нестабильности профессионального пространства, что автоматически будет отражаться на формировании стимулов к данным видам самосовершенствования и у студентов.

Так, при новой парадигме образования социальные требования к роли педагога претерпевают существенных изменений. В рамках традиционной системы преподавания наиболее компетентными источниками знаний признавались педагог и учебники. Роль педагога была ведущей в значении контролирующего субъекта познания. В системе гуманистической парадигмы образования роль преподавателя определяется организацией самостоятельной познавательной деятельности субъектов обучения, осуществлением консультативной функции. Данные сущностные изменения роли и статуса преподавателя требуют от него на современном этапе более высокого уровня компетентности и профессионального мастерства.

Гуманизация процесса профессиональной подготовки педагога в области образования требует от преподавателя соблюдения таких человекоцентристских требований:

- проявления доверия к студенту;

- оказания помощи обучающемуся в формировании целей, задач;

- реализации учета внутренней мотивации студента;

- оказания консультативной помощи обучающимся в решении различного рода трудностей;

- проявления эмпатии, выработки в себе способности адекватно воспринимать эмоциональное состояние группы и каждого отдельного студента;

- активности, адекватности во взаимодействия со студентами.

Соответствие образовательного процесса целям гуманизации предусматривает внедрение ряда изменений, а именно:

- иерархии задач в системе подготовки будущего педагога, главной из которых должно стать развитие творческого потенциала обучающегося;

- технологии подготовки будущего педагога, основу которой должны составлять самостоятельная работа студента, поисковый характер обретения знаний;

- статуса и роли преподавателя вуза [1].

Гуманистическая парадигма педагогического образования строиться на основе следующих концептуальных положений:

- в основе гуманистического образования - представление о личности как о целостности, о ее безусловной ценности и уникальности;

- развитие, обучение и воспитание человека должно строиться на общечеловеческих ценностях;

- высшее гуманитарное образование должно базироваться на идее о сотрудничестве во всех видах деятельности и общения;

- в основе образовательной концепции должна быть заложена идея саморазвития человека.

Для достижения целей педагогического образования, заложенных в образовательном и профессиональном стандартах, и реализации его согласно принципам гуманистического подхода к образованию необходимо создание ряда организационно-педагогических условий. Исследовательницей C.B. Ивановой выделены следующие педагогические условия, способствующие гуманизации обучения педагогов и достижению целей высшего профессионального педагогического образования:

- учет психолого-возрастных особенностей субъектов обучения, специфики содержания и методики преподавания учебной дисциплины;

- субъект-субъектный характер взаимодействия участников процесса профессионального образования;

- изменение роли преподавателя, формирующего благоприятную среду для развития личности будущего педагога;

- реализация дифференциации обучения;

- обеспечение вариативности содержания и технологий обучения;

- предоставление субъектам обучения права выбора содержания обучения и технологий его реализации;

- создание учебной ситуации как особой коммуникативной среды, диалогического режима общения на занятиях;

- организация групповых форм работы, способствующих диалогическому общение субъектов обучения;

- направленность процесса обучения на результативную и процессуальную стороны учебной деятельности субъектов обучения;

- оценка составляющих учебной деятельности: уровня усвоения знаний и овладения способами реализации данной деятельности;

- создание ситуации успеха на всех этапах обучения [10].

Инновационная парадигма образования предполагает с целью формирования гуманистической культуры будущих педагогов в процессе их профессионального образования вуза применение в учебном процессе личностно-ориентированных педагогических технологий, среди которых:

- тренинг творческого саморазвития личности [4];

-деловые игры [6];

- освоение эвристических обучающих программ [16];

- психолого-педагогические семинары на основе изучения отечественного и практического опыта [2].

Построение педагогического процесса профессиональной подготовки педагогов в контексте гуманистической парадигмы реализуется с учетом таких дидактических основ, как:

- осознание личности человека как наивысшей ценности;

- идея совместной деятельности, сотрудничества между личностью - индивидуальностью преподавателя и личностью -индивидуальностью будущего специалиста, что лежит в основе гуманистического подхода в образовании;

- идея саморазвития человека, в основе концепции которой - постоянное совершенствование процессов восприятия, памяти, мышления, воображения; интеграции личностных качеств, развитие нравственности, мотивов и потребностей;

- трансформация позиций преподавателя и студента;

- изменение методологии проведения учебных занятий, характеризующейся увеличением доли использования активных и интерактивных технологий и методов обучения [11].

Сама сущность педагогической деятельности предусматривает формирование у будущих специалистов, наряду с теоретическими знаниями по предмету и профессионально значимыми компетенциями, системы качеств, базирующихся на основных общечеловеческих ценностях, в основе которых - духовность.

В психолого-педагогической литературе понятие «духовность» трактуется в разных аспектах:

- как индивидуальное выражение двух фундаментальных потребностей в общей системе мотивов деятельности -идеальной потребности познания и социальной потребности правильно жить, активно действовать для себя и для других;

- как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, где основными ориентирами жизнедеятельности являются человеческие ценности;

- как ориентированность личности на поступки ради блага тех, кто ее окружает;

- как значение чувств в духовном развитии человека;

- как высший уровень развития личности, на котором основными мотивационно-смысловими регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие человеческие ценности;

- как категория человеческого бытия, которой выражается его способность к самосозиданию и созиданию культуры;

- как социальный фактор духовного становления личности [18].

По словам С.Б. Крымского, духовность - это способность переводить универсум внешнего бытия во внутренний вселенную личности на этической основе, способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется самотождественность человека, его свобода от жестокой зависимости от ситуаций, постоянно изменяются. И именно духовность выступает способом самопостроения личности, поскольку она связана с выбором своего собственного образа, своей судьбы и роли, одним словом, встречей с самим собой [12].

Духовность представляет собой одну из основ формирования профессиональной культуры педагога, а именно: ее компонент - духовную культуру личности.

Духовная культура педагога представляет собой личностно-профессиональное образование, сущностью которого выступает способность к осознанию сущности бытия и собственной профессиональной деятельности с позиций гуманизма, а также к распространению данного подхода в среде обучающихся [15].

Выводы. Вышеуказанное обосновывает необходимость реализации профессиональной подготовки в контексте гуманистической парадигмы на современном этапе развития общественного сознания, характеризующегося снижением уровня духовности и культуры, падением эталонов общечеловеческих моральных ценностей.

Литература:

1. Абдрафикова, А.Р. Гуманистическая парадигма современного педагогического образования / А.Р. Абдрафикова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2012. - № 1,- С. 13-17

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Абдрафикова, А.Р. Развитие гуманистической парадигмы и ее проявление в системе высшего педагогического образования в IV четверти XX века: Дис... к. пед. н. / А.Р. Абдрафикова. - Казань. 2005. - 184 с.

3. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 2001. -464 с.

4. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1 / В.И. Андреев - Казань: Изд-во КазГУ, 1998.-617 с.

5. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич. - Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», - 1999. - 560 с.

6. Вербицкий, A.A. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов / A.A. Вербицкий // Педагогика и психология образования. - 2009. - № 4. - С. 73-84

7. Вестник Министерства образования. - 2006. - № 12.

8. Зимняя, И.А. Гуманизация образования - императив XXI века / И.А. Зимняя // Гуманизация образования: сб. науч. трудов.-Набережные Челны, 1996,-Вып. 1.-С. 20-30

9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. / И.А. Зимняя. - Ростов-н-Д.: Феникс, 1997. - 480 с.

10. Иванова, C.B. Гуманизация образования: цели, задачи и условия / C.B. Иванова // Ценности и смыслы. - 2010. -№2 (5). - С. 91-117

11. Корнеенков С.С. Гуманистическая парадигма в системе высшего образования // Сибирский педагогический журнал. -2011. - № 7. - С. 26-37

12. Крымский, С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации / С.Б. Крымский // Вопросы философии. -1992. -№ 12.-С. 21-28

13. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н. Куликова. -Хабаровск. Изд-во ХГПУ, 1997. - 315 с.

14. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие. Ответственный ред. С.И. Смыгин. Серия «Учебники, учебные пособия». -Р-на-Д.: Феникс, 2002. - 512 с.

15. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. - М., 2000. - 240 с.

16. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин. - Кострома: КГУ, 1994.- 107 с.

17. Философия и методология науки: в 2 ч. - М.: БуР-Дргус, 2004. - Ч. 1. - 303 с.

18. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1999. - 198 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат технических наук, доцент Верещагина Александра Сергеевна

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск); ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет» (г. Новосибирск); старший преподаватель Кафарова Кизханум Загировна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат технических наук, доцент Вассунова Юлия Юрьевна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (г. Казань)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Аннотация. В современном образовании цифровые инструменты становятся все более важным компонентом учебного процесса, играя ключевую роль в улучшении обучения и оценке знаний студентов. Эта статья обсуждает разнообразные цифровые инструменты, предназначенные для оптимизации образовательного процесса. В статье рассматривается влияние цифровых инструментов на повышение эффективности обучения и обсуждаются различные типы таких инструментов, включая интерактивные доски, онлайн-платформы для обучения, программы для создания интерактивных уроков и многое другое. Особое внимание уделяется их роли в стимулировании активного участия студентов и повышении их мотивации к обучению. Кроме того, статья рассматривает применение цифровых инструментов для оценки знаний. Здесь рассматриваются такие инструменты, как онлайн-тестирование, электронные портфолио, системы онлайн-оценивания и другие. Обсуждаются их преимущества перед традиционными методами оценки и возможности индивидуализации процесса оценивания.

Ключевые слова: цифровые инструменты, обучение, оценка знаний, интерактивные доски, онлайн-платформы, интерактивные уроки, мотивация студентов, индивидуализация обучения интеграция технологий, современные требования образования.

Annotation. In modern education, digital tools are becoming an increasingly important component of the learning process, playing a key role in improving student learning and assessment. This article discusses a variety of digital tools designed to optimize the educational process. The article examines the impact of digital tools in enhancing learning and discusses the different types of such tools, including interactive whiteboards, online learning platforms, programs for creating interactive lessons, and more. Special attention is given to their role in encouraging active student participation and increasing student motivation to learn. In addition, the article looks at the use of digital tools for knowledge assessment. Tools such as online testing, e-portfolios, online assessment systems and others are discussed here. Their advantages over traditional assessment methods and possibilities of individualization of the assessment process are discussed.

Key words: digital tools, learning, knowledge assessment, interactive whiteboards, online platforms, interactive lessons, student motivation, individualization of learning technology integration, modern education requirements.

Введение. Одной из главных причин актуальности цифровых инструментов является современный образовательный ландшафт, который стал более многообразным и многоуровневым.

Другой важной причиной является смена парадигмы обучения: от пассивного приема информации к активному участию и исследовательскому подходу. Например, с помощью интерактивных досок учителя могут создавать динамичные уроки, включающие игры, видеоролики, анимации и другие интерактивные элементы, что делает учебный процесс более привлекательным и запоминающимся для учеников.

Гще одним фактором является требование адаптации образовательных программ к современным реалиям и требованиям рынка труда. Это является одной из ключевых задач, решение которой сможет оказать существенное повышение качество профессионального образования (П.Б. Байханов [1]).

Таким образом, актуальность использования цифровых инструментов в обучении обусловлена не только технологическим прогрессом, но и необходимостью адаптации образовательного процесса к современным требованиям и потребностям студентов. Появление цифровых инструментов и платформ онлайн-обучения вызвало значительные преобразования в сфере высшего образования, изменив традиционные педагогические подходы и перестроив методологические подходы.

Изложение основного материала статьи. Смена парадигмы обусловлена повсеместной интеграцией информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный контекст, что способствует более гибкому, доступному обучению, что, в целом, обеспечивает практический механизм персонализированному подходу.

В настоящем исследовании изучается влияние цифровых инструментов и платформ онлайн-обучения на результаты обучения в вузах РФ. Благодаря изучению точек зрения основных субъектов образовательного процесса, исследование выявило как преимущества, так и проблемы, связанные с интеграцией этих технологий.

Полученные результаты подчеркнули положительное влияние цифровых инструментов и онлайн-платформ на вовлеченность, мотивацию и успеваемость обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.