Научная статья на тему 'ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА'

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / ГУМАННО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дедова О.Ю., Минаева Е.В.

Данная статья посвящена анализу профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» и описанию содержания и методов работы по развитию гуманистической направленности личности педагога средствами педагогической мастерской в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC ORIENTATION OF A TEACHER AND ITS DEVELOPMENT IN THE LIGHT OF INTRODUCTION THE PROFESSIONAL STANDARD

This article analyzes the professional standard «Teacher (teaching activities in pre-school, primary General, basic General, secondary General education)» and the description of the content and working methods for the development of the humanistic orientation of the teacher by means of the pedagogical workshop on the system of postgraduate education.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА»

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В СВЕТЕ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

О. Ю. ДЕДОВА, Е. В. МИНАЕВА,

кандидат психологических наук, кандидат психологических наук,

доцент кафедры начального доцент кафедры психологии и педагогики

образования НИРО дошкольного и начального образования

Luna-7@inbox.ru НГПУ им. К. Минина

eminaeva69@mail.ru

Данная статья посвящена анализу профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» и описанию содержания и методов работы по развитию гуманистической направленности личности педагога средствами педагогической мастерской в системе непрерывного образования.

This article analyzes the professional standard «Teacher (teaching activities in pre-school, primary General , basic General , secondary General education)» and the description of the content and working methods for the development of the humanistic orientation of the teacher by means of the pedagogical workshop on the system of postgraduate education.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, педагогическая направленность, педагогическая мастерская, гуманно-личностныш подход, культурная среда, национальный идеал, профессиональное кредо гуманного педагога, психологические условия развития профессиональной гуманистической направленности личности педагога

Key words: professional standards, pedagogical activity, pedagogical workshop, humane and personal approach, cultural environment, national ideal, professional credo humane educator, psychological conditions of development of professional humanistic orientation of the person of the teacher

Нынешний этап развития отечественного образования характеризуется его стандартизацией. Введение федеральных государственных образовательных стандартов, а также про-

фессионального стандарта педагога позволяет четко определить компетенции всех участников образовательного процесса.

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в до-

школьном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» перечислены компетенции в виде необходимых знаний и основных умений педагога. Большое внимание уделено знаниям, умениям и профессиональным действиям учителя (воспитателя), имеющим психологический характер. Некоторыми из данных компетенций в полной мере обладает лишь педагог-психолог, имеющий специальное образование, а у педагогов-практиков эти компетенции чаще всего поверхностны, что объясняется спецификой их труда.

Каким образом педагогу, а также студенту педагогического вуза анализировать профессиональный стандарт, как выделить главное для своей деятельности из большого количества компетенций, чтобы этому стандарту соответствовать?

Л. М. Митина в качестве основного компонента в структуре личности учителя выделяет педагогическую направленность. Педагогическая направленность понимается «как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении» [7, с. 32—42]. Иерархическую структуру педагогической направленности Л. М. Митина представляет следующим образом:

3 направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию и максимальной самоактуализации его индивидуальности; 3 направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

3 направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета) [там же].

Профессиональный стандарт педагога позволяет выделить такой показатель, как профессиональная направленность деятельности педагога.

Профессиональный стандарт педагога позволяет выделить такой показатель, как профессиональная направленность деятельности педагога. Тогда деятельность учителя (воспитателя) можно проанализировать с точки зрения направленности на:

3 конкретного ребенка, группу обучающихся;

3 взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса в целях развития и воспитания детей;

3 получение образовательных результатов;

3 межличностные взаимодействия в коллективе педагогов.

Все виды педагогической направленности личности и деятельности педагога, названные в исследованиях и указанные в стандарте педагога, являются показателями его профессионализма. Но что из этих показателей является определяющим?

По данным многочисленных исследований (Л. М. Митина, М. И. Лукьянова, Ш. А. Амонашвили, Т. М. Сорокина, О. Ю. Дедова и др.), ключевым звеном в профессиональной компетентности педагога является гуманистическая направленность его личности. Именно она определяет образовательные результаты деятельности педагога.

Совершенствованию профессиональной компетентности педагогов служит непрерывное образование. В Нижегородском институте развития образования кафедрой начального образования осуществляется курсовая подготовка, направленная на развитие разных сторон профессионализма учителя начальных классов [10].

Одним из видов образовательной деятельности кафедры является педагогическая мастерская (ПМ). По данным И. А. Мухиной [8], педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного откры-

тия. С 2012 года кафедрой проводится педагогическая мастерская «Гуманно-личностный подход к младшим школьникам в учебно-воспитательном процессе».

Гуманно-личностный подход, основан на трудах представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.), философских гуманистических традициях (Л. Фейербах, Э. Гуссерль, М. М. Бахтин, М. Бубер, Н. А. Бердяев и др.), отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,

B. А. Петровский, В. И. Слободчиков,

C. Л. Рубинштейн и др.), классиков педагогики и педагогов-исследователей (И. Г. Песталоцци, Я. Корчак, К. Д. Ушин-ский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили, В. Г. Ниорадзе и др.) и предполагает особое внимание и направленность деятельности воспитателя на развитие личности и индивидуальности ребенка и свое профессиональное и личностное саморазвитие.

Результатом творческой деятельности в ПМ является некий творческий продукт. В данном случае это не только профессиональные психолого-педагогические знания, полученные педагогами на занятиях, а скорее некое мировоззрение, которое определит гуманистическую направленность их профессиональной деятельности. У каждого педагога оно и универсально, и уникально.

Сначала педагогическая мастерская проводилась кафедрой начального образования в рамках опытно-экспериментальной работы под руководством академика РАН Ш. А. Амонашвили. Именно с лекционных и семинарских занятий, организованных в рамках данного эксперимента, в качестве основного был взят принцип взаимодействия всех субъектов образовательных отношений (педагогов, психолога, родителей, организаторов образовательного процесса) в период перехода детей с одной ступени образования на другую. Существенным условием транс-

ляции идей гуманной педагогики является то, что они должны быть восприняты не только одним учителем, посетившим педагогическую мастерскую, но и его коллегами, которые работают и будут работать с этими детьми.

На данную педагогическую мастерскую приглашаются команды от образовательной организации. В команду входят учителя начальной школы и основного звена, завуч, психолог школы, то есть творческий коллектив, который сможет потом поддержать преемственность и перспективность идей гуманной педагогики.

На этапе мотивации слушателей информируют о том, что такое педагогическая мастерская, каковы задачи данной ПМ. Основная цель обучения — развитие профессиональной компетентности педагога. В структуру профессиональной компетентности входят личностно-мотива-ционный компонент (ценностные установки, идеалы, смыслы, что составляет профессиональное и личностное мировоззрение педагога, профессиональные позиции, определяющие направленность его профессиональной деятельности); когнитивный и деятельностный компоненты. Дается расшифровка каждого компонента. Организуется дискуссия о том, какая из структурных частей профессиональной компетентности является системообразующей, делается вывод, что первая. Именно от профессиональных позиций зависит усвоение педагогом тех или других знаний, осуществление им той или иной деятельности.

В своей работе со слушателями преподаватель использует ряд приемов Ш. А. Амонашвили. Например, просит педагогов положить голову на парту и вспомнить того учителя, который сыграл значительную роль в его жизни, а также ребенка, который не дает ему покоя, в чем-

На этапе мотивации слушателей информируют о том, что такое педагогическая мастерская, каковы задачи данной ПМ. Основная цель обучения — развитие профессиональной компетентности педагога.

то трудного ребенка. Это может быть его ученик, а также сын или дочь. Далее педагоги делятся воспоминаниями о своих учителях и делают вывод о том, что запомнилось отношение учителя к ним, детям, яркий образ его личности и только потом — его предмет.

«Трудные» дети, перечисленные педагогами, делятся на группы:

3 дети с познавательными трудностями;

3 дети с трудностями поведения;

3 дети с особенностями в развитии (возможно, одаренные или имеющие психические нарушения, то есть те, которые чаще других обращают на себя внимание).

Вводятся условные персонажи детей, которым даются имена. Также предлагается еще ряд ролей, участвующих в педагогическом процессе, например, Родитель или Завуч.

Далее перечисленные трудности делятся на три группы:

3 трудности, решение которых зависит от каждого педагога лично;

3 трудности, решение которых зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательных отношений;

3 трудности, решение которых от нас не зависит (нужно просто принять факт таким, какой он есть).

Все персонажи и виды трудностей выписываются на доску. Во время работы делается попытка разрешить возникшие проблемы средствами гуманной педагогики, постоянно обращаясь к данной записи.

Основные темы, которые раскрываются на протяжении работы педагогической мастерской, перечислены ниже.

3 Гуманно-личностный подход как философия современного образования.

Что такое философия образования? Зачем она педагогу-практику? Чьи труды

Девизом ряда занятий педагогической мастерской явились слова В. В. Давыдова: «Подлинно гуманным начальное образование станет тогда, когда оно приобретет действительно развивающий характер».

легли в основу гуманно-личностного подхода к детям? Это целый культурный пласт деятельности философов, педагогов, психологов, деятелей культуры прошлых лет и современных, отечественных и зарубежных.

Рассматривается некоторая историческая последовательность событий. Так, прежде чем познакомить педагогов с принятым в профессиональном педагогическом сообществе в июле 2011 года «Манифестом гуманной педагогики» и понять его сущность, нужно вспомнить другой документ — «Декларацию педагогики сотрудничества», который был подписан педагогами-новаторами в 1986 году [12]. Анализируется его содержание, также педагогам дается задание вспомнить, что вошло в образование благодаря данной декларации (сотрудничество с детьми и родителями, идея «трудной цели», идея «свободного выбора», коллективные творческие дела и т. д.). Делается вывод о том, что отечественное образование, его воспитывающая и развивающая сущность проявились во многом благодаря этой декларации педагогики сотрудничества.

Затем педагоги знакомятся с частями «Манифеста гуманной педагогики» самостоятельно, размышляют. Потом проводится совместный анализ: его содержание соотносится с целями ФГОС, делаются выводы. Принципы гуманной педагогики—«вера в ребенка», «вера в свою искру Божью», «вера в преобразующую силу гуманной педагогики» — во многом способны определить деятельность современного педагога и ее результативность.

3 Девизом ряда занятий педагогической мастерской явились слова В. В. Давыдова: «Подлинно гуманным начальное образование станет тогда, когда оно приобретет действительно развивающий характер». В ознакомительной части ПМ педагогам предлагается некое психолого-педагогическое содержание. Чтобы осу-

ществлять идеи гуманной педагогики на практике, нужно знать эти идеи и их авторов, психологические особенности детей разных возрастов, знать, как формировать мотивацию разных детей к обучению, каким образом выстроить урок, имеющий развивающее содержание, развить в детях разные качества личности, как взаимодействовать с родителями, для чего заниматься самообразованием и т. д.

3 В практической части ПМ педагоги анализируют дидактические системы М. П. Щетинина, И. П. Волкова, Ш. А. Амо-нашвили и др., а также видеоурок Ш. А. Амонашвили. Педагоги знакомятся с элементами развивающего обучения, например, проблемно-диалогическим обучением (Е. Л. Мельникова), содержательным оцениванием (по Д. Б. Эльконину, В. В. Давыдову, А. Б. Воронцову); проектируют уроки с использованием различных развивающих приемов; рассматривают проблемы и этапы формирования детского коллектива, различные стили педагогического общения; осуществляют самодиагностику своей профессиональной компетентности.

На протяжении последних лет в практике работы ПМ происходит ряд интересных с профессиональной точки зрения событий, таких как знакомство с гуманной педагогикой, «Манифестом гуманной педагогики», дидактической системой Ш. А. Амонашвили.

Кроме того, интересен обмен опытом, когда на занятия приглашаются учителя школ Нижнего Новгорода и Нижегородской области, которые запомнились своими интересными выступлениями в процессе аттестации или курсовой подготовки и готовы поделиться опытом общения с детьми и родителями. Их опыт создает у слушателей яркие образы и желание следовать их примеру.

Каждый год на занятиях происходят открытия. Одним из таких открытий была деловая игра «Педсовет по преемственности». Слушатели делились на группы,

каждая представляла собой образовательную организацию (школу), выбирались роли. В рамках «Педсовета» в игровой форме решались наиболее трудные вопросы преемственности между начальной и средней школой, проблемы воспитания и развития подростков. Удачно, что в каждой «школе» были как учителя со стажем, так и молодые педагоги. Такая «школа» стала своеобразной ста-жерской площадкой.

Следующее открытие мы условно назвали «Культурная среда». Слушатели делились на группы. Каждой группе предлагалось назвать те книги, которые не только нужно (по программе), но и интересно прочитать детям, подросткам, юношам, взрослым людям; фильмы, которые нужно посмотреть; события и места, которые нужно посетить в нашем городе и области. Потом шло обсуждение, а также составление банка информации под названием «Культурная среда».

В текущем учебном году произошло еще одно событие под названием «Национальный идеал». В федеральных государственных образовательных стандартах одним из принципов духовно-нравственного развития и воспитания детей является принцип следования нравственному примеру, а одним из основных условий — наличие национального идеала. Но многие современные СМИ скорее разрушают идеалы, нежели создают. В качестве зачетной работы по курсам педагогам предложено рассказать о каком-либо человеке, с которого в чем-то можно брать пример. У каждого педагога остается методическая копилка с презентациями о разных интересных людях, о которых можно будет рассказать детям и родителям.

Важным событием стало составление «Профессионального кредо гуманного пе-

На протяжении последних лет в практике работы ПМ происходит ряд интересных с профессиональной точки зрения событий, таких как знакомство с гуманной педагогикой, «Манифестом гуманной педагогики», дидактической системой Ш. А. Амонашвили.

дагога», которое включает в себя совокупность позитивных установок педагога относительно себя, детей, родителей, стандартов в образовании, окружающей жизни.

На основании организации обучения как студентов вуза, так и педагогов в системе постдипломного образования можно сделать вывод о том, что психологическими условиями развития профессиональной гуманистической направленности личности педагога являются:

3 осознание учителем ведущего мотива собственного поведения, деятельности, общения, своих жизненных приоритетов, целей, смыслов и необходимости самоизменения;

3 ознакомление с ведущими педагогическими идеями классики и современности, получение знаний по педагогической психологии; соотнесение данных знаний с составляющими собственной профессиональной компетентности, а также с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога;

3 взаимный обмен компетенциями с различными специалистами, работающими с детьми, — учителями начальной школы, основного и среднего звена, психологами, организаторами образования, родителями.

Динамика педагогической направленности определяется перестройкой моти-вационной структуры личности педагога с предметной направленности на гуманистическую. Важно, чтобы в процессе курсовой подготовки педагоги получали не просто знания, а знания, соотнесенные с их прошлым опытом; важна интериориза-ция (присвоение, впитывание) новых знаний через эмоционально окрашенные и значимые образы. Данные условия создаются в процессе учебной и творческой деятельности педагогов в процессе курсовой подготовки, в том числе на занятиях педагогической мастерской «Гуманно-личностный подход к младшим школьникам в учебно-воспитательном процессе».

ЛИТЕРАТУРА _

1. Амонашвили, Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа) / Ш. А. Амонашвили. — Донецк, 2010.

2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. — М., 1996.

3. Дедова, О. Ю. Профессиональная компетентность педагога непрерывного образования (дошкольного и начального). Теория и практика : монография / О. Ю. Дедова. — Saarbrucken, Deutschland : LAPLAMBERT Academic Publishing, 2013.

4. Деменева, H. H. Психодидактика начального образования как инновационное направление профессиональной подготовки учителей начальных классов / Н. Н. Деменева // Нижегородское образование. — 2014. — № 2. — С. 59—64.

5. Игнатьева, Г. А. Проектирование и сценирование инновационных форм учебных занятий в условиях введения ФГОС общего образования : методические рекомендации / Г. А. Игнатьева [и др.] — Н. Новгород : НИРО, 2013.

6. Лукьянова, М. И. Готовность учителя к личностно-ориентированному взаимодействию: методика диагностики / М. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. — 2006. — № 6. — С. 82—109.

7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М. : Знание, 1996.

8. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — М. : Флинта ; Московский психолого-социальный институт, 1998.

9. Мухина, И. А. Что такое педагогическая мастерская? // URL: http://ipk74.ru/files/ vmk/keup/ped.mast.doc.

10. Сорокина, Т. М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы : монография / Т. М. Сорокина ; Нижегородский государственный педагогический университет. — Н. Новгород : НГПУ, 2002.

11. Тивикова, С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход : монография / С. К. Тивикова. — Н. Новгород : НИРО, 2013.

12. http://eurekanext.livejournal.com/45201.html.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А. С. РОДИКОВ, кандидат педагогических наук,

доцент, декан факультета дополнительного образования Нижневартовского государственного университета rodikov-as@yandex.ru

В статье предлагается решение проблемы повышения качества подготовки руководителей общеобразовательных организаций в системе непрерывного образования. Впервые дается понятие педагогической компетентности руководителя общеобразовательной организации, ее структура, содержание компонентов (ключевых, базовых и специальных компетенций). Для оценки успешности реализации предлагаемой модели формирования педагогической компетентности руководителя общеобразовательной организации предлагаются группы критериев для каждого этапа.

This article offers a solution for improving the quality of training of heads of educational institutions in the system of lifelong learning. For the first time given the concept of pedagogical competence of the head of general-educational institution, its structure, the content of the components (core, basic and special competencies). To evaluate the success of the implementation of the proposed model of pedagogical competence sleeves-driver's educational institutions offer sets of criteria for each stage.

Ключевые слова: педагогическая компетентность, ключевые, базовые, специальные компетенции, критерии сформированности педагогических компетенций руководителя общеобразовательной организации

Key words: pedagogical competence, key, basic, special competence criteria of formation of pedagogical competences someone heads of educational institutions

Сегодня большинство современных отечественных исследователей отмечают, что руководители общеобразовательных школ испытывают определенные трудности в профессиональной управленческой деятельности в современных условиях. Ученые акцентируют вни-

мание на функциональной неготовности руководителей к внедрению новых управленческих решений. Это приводит к неспособности осуществлять профессиональную управленческую деятельность с учетом реальных потребностей.

В связи с этим нами была поставле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.