Научная статья на тему 'Гудвилл в финансовой отчетности: сравнительная характеристика требований российских стандартов бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности'

Гудвилл в финансовой отчетности: сравнительная характеристика требований российских стандартов бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1636
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУДВИЛЛ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / МСФО / УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бредихина Карина Андреевна, Акимов Андрей Александрович

В статье проведен сравнительный анализ подходов к раскрытию в финансовой отчетности деловой репутации (гудвилла) в соответствии с требованиями российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Сформулированы предложения по гармонизации РСБУ и МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бредихина Карина Андреевна, Акимов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гудвилл в финансовой отчетности: сравнительная характеристика требований российских стандартов бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности»

ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО

УДК 657.1

К. В. Бредихина, А. А. Акимов

ГУДВИЛЛ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕБОВАНИЙ РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация. В статье проведен сравнительный анализ подходов к раскрытию в финансовой отчетности деловой репутации (гудвилла) в соответствии с требованиями российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Сформулированы предложения по гармонизации РСБУ и МСФО.

Ключевые слова: гудвилл, деловая репутация, МСФО, учет, отчетность.

Для повышения конкурентоспобности и инвестиционной привлекательности организаций различных видов экономической деятельности необходимо адекватное раскрытие информации о гудвилле в финансовой отчетности. В рыночной экономике постоянно происходят процессы слияния, приобретения и поглощения компаний, и при этом на стоимость компаний значительно влияет именно деловая репутация (термин, принятый в РФ) или гудвилл (термин, используемый в международных стандартах финансовой отчетности). Для существования положительной деловой репутации организации необходимо наличие высокого качества товаров (работ, услуг), эффективной системы управления организацией, эффективной маркетинговой стратегии. Также немаловажное значение имеют наличие постоянной клиентской базы, налаженные отношения с поставщиками, высокие кредитные показатели, выгодное месторасположение и, конечно, созданная корпоративная культура.

На сегодняшний день в российской экономической литературе понятия «гудвилл» и «деловая репутация» используются очень активно. Многими отечественными специалистами в области учета и отчетности эти термины воспринимаются как тождественные понятия, так как гудвилл и деловая репутация возникают в результате несоответствия покупной цены стоимости приобретенной компании.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим бухгалтерский учет деловой репутации в РФ, является ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», в соответствии с которым учет деловой репутации существенно отличается от учета иных видов нематериальных активов. ПБУ 14/2007 определяет деловую репутацию как разницу между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения) [1].

34

Экономика, социология, право

Согласно ПБУ 14/2007 положительная деловая репутация рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта. Приобретенная деловая репутация амортизируется линейным способом в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации). Отрицательная деловая репутация представляет собой скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п. Она относится в полной сумме на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов [2, с. 107].

В МСФО употребляется схожий по смыслу термин - гудвилл [3]. Согласно МСФО 38 гудвилл не является нематериальным активом, так как не является идентифицируемым активом, т.е. его нельзя продать отдельно от организации. В финансовой отчетности деловая репутация отражается отдельной строкой от других (идентифицируемых) нематериальных активов. Гудвилл, признанный при объединении бизнеса, является активом, представляющим будущие экономические выгоды от других активов, приобретаемых при объединении бизнеса, которые не поддаются индивидуальной идентификации и отдельному признанию. Учет деловой репутации регулируется в МСФО стандартом IFRS 3 «Объединения предприятий» [4]. Отрицательный гудвилл возникает в результате покупки по сниженной цене и представляет собой прибыль от этой операции. Отрицательный гудвилл немедленно признается как прочие доходы в консолидированном отчете о совокупном доходе [5, c. 147].

Под гудвиллом компаний в западной литературе принято понимать деловую репутацию, доброе имя и положительный имидж фирмы. При этом гудвилл обычно составляют: условная стоимость деловых связей, репутация или неосязаемая цена бизнеса, в основе которой лежат хорошие отношения с клиентурой, высокий моральный дух сотрудников компании и др. В этом случае деловая репутация (гудвилл) компании может рассматриваться и как результат интеллектуальной деятельности, и как средство индивидуализации компании в качестве юридического лица. Из этого также следует, что деловая репутация в этом случае может быть отнесена к нематериальным активам и должна учитываться при налогообложении прибыли, а ее количественная оценка может быть индикатором финансового положения компании. Если подходить к деловой репутации с учетом этих позиций, то при существующем нормативно-законодательном регулировании часть деловой репутации учитывается в учете и балансе, а часть не учитывается вообще.

Таким образом, правильно сформированная оценка деловой репутации (гудвилла) будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности компаний, обеспечению конкурентных преимуществ на внутренних и внешних рынках, защите от недобросовестной конкуренции. Однако действующие нормативно-законодательные акты не дают ответов на многие важные вопросы по учету деловой репутации (например, в них не содержатся положения по методике тестирования деловой репутации и способам оценки величины деловой репутации (гудвилла)), не учитываются в оценке этого актива нематериальной ценности.

Кроме того, российские стандарты бухгалтерского учета в отношении учета деловой репутации и МСФО отличаются, что также создает проблемы в учетно-аналитической работе. В связи с этим в настоящее время необходимо совершенствовать как российские, так и международные стандарты по учету деловой репутации (гудвилла), так как только полная, достоверная оценка деловой репутации (гудвилла) при ее первоначальном признании в последующем может иметь влияние на полноту формирования информации в финансовой отчетности; идентификацию и количественное измерение изменений де-

35

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (11), 2015

нежных потоков, связанных с признанием деловой репутации организации (компании, фирмы), бизнеса (в целом или его части).

В зарубежной практике расчет гудвилла в целом является более детальным и включает в себя, помимо расчета на дату приобретения, еще и расчет его обесценения в будущем. Все это говорит о большей объективности расчета деловой репутации согласно МСФО в отличие от российских стандартов бухгалтерского учета.

В заключении необходимо отметить, что модель учета деловой репутации гудвилла, предлагаемая МСФО, является более объективной, так как предполагает не амортизацию деловой репутации, а лишь оценку ее на обесценение по состоянию на отчетную дату. В связи с этим можно рекомендовать реформирование российских стандартов бухгалтерского учета с целью их гармонизации с МСФО.

Список литературы

1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н (ред. 24.12.2010).

2. Пратт, Ш. П. Оценка бизнеса. Анализ и оценка компаний / Ш. П. Пратт. - 2-е изд. - М. : Ин-т экономического развития Всемирного банка, 2010. - 517 с.

3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы», утвержденный приказом Минфина РФ от 18.07.2012 № 106н (ред. 17.12.2014).

4. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 «Объединения бизнеса», утвержденный приказом Минфина РФ от 18.07.2012 № 106н (ред. 17.12.2014).

5. Иноземцева, Ю. А. Сколько стоит доброе имя / Ю. А. Иноземцева // Главная книга. - 2014. -№ 8. - С. 71-74.

Бредихина Карина Андреевна

студентка,

Пензенский государственный университет E-mail: mryhina_irina@mail.ru

Акимов Андрей Александрович

кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и аудита Пензенский государственный университет E-mail: a409414@gmail.com

УДК 657.1 Бредихина, К. В.

Гудвилл в финансовой отчетности: сравнительная характеристика требований российских стандартов бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности / К. В. Бредихина, А. А. Акимов // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 3 (11). - C. 34-36.

Bredikhina Karina Andreevna

student,

Penza State University Akimov Andrey Aleksandrovich

candidate of economical sciences, associate professor, sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.