Научная статья на тему 'Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски'

Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУДВИЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / GOODWILL / INTELLECTUAL CAPITAL / INTANGIBLE ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадалова А. Г., Еленева Ю. А., Еленева Ю. Я.

Превращение гудвила и составляющих его элементов в объекты управления и постоянного мониторинга особенно в условиях кризиса требует уточнения понятийно-категориального аппарата в данной области и подходов, которые могут быть использованы для адекватной оценки гудвила и его элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goodwill as a component of intellectual capital: economic entity approaches to assessing risks

Conversion of goodwill and its constituent elements in the objects of management and constant monitoring especially in a crisis requires clarification of concepts and categorical apparatus in the art and approaches that can be used for an adequate assessment of goodwill and its elements.

Текст научной работы на тему «Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 330

Бадалова А.Г., Еленева Ю.А., Еленева Ю.Я.

ГУДВИЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ, РИСКИ

Превращение гудвила и составляющих его элементов в объекты управления и постоянного мониторинга особенно в условиях кризиса требует уточнения понятийно-категориального аппарата в данной области и подходов, которые могут быть использованы для адекватной оценки гудвила и его элементов. Ключевые слова: гудвил, интеллектуальный капитал, нематериальные активы.

Углубление кризисных явлений в мировой экономике вызывает необходимость в оценке адекватности представлений и понятий, сложившихся в современной экономической науке. Ставятся под сомнение многие казавшиеся незыблемыми положения об объективности фондового рынка как индикатора развития экономики в целом и отдельных компаний в частности.

Сложившаяся тенденция снижения капитализации компаний, работающих по существу во всех отраслях, вновь ставит вопрос об адекватности оценки стоимости бизнеса на основе акционерной стоимости и о ключевых факторах стоимости. Это особенно актуально в условиях неизбежного усиления процесса банкротств, слияний и поглощений и в конечном счете структурной трансформации экономики.

Менеджерам, собственникам и потенциальным инвесторам необходима информация о реальной ценности продаваемых и приобретаемых активов, как материальных, так и нематериальных, особое место среди которых занимает интеллектуальный капитал, составной частью которого является гуд-вил. Жизнеспособность компании в значительной степени определяется качеством менеджмента и новыми управленческими технологиями, безусловно являющимися нематериальными факторами. Наличие в компании методического инструментария, нормативно-методического обеспечения и регламентов создания и распределения знаний позволяет сохранить потенциал развития и повысить эффективность управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Оценка реальной ценности активов требуется также и, возможно, в первую очередь при управлении бизнесом в условиях кризиса. Обеспечение выживаемости предполагает оптимизацию ресурсов и проведение реструктуризации бизнеса. Успешное осуществление данных процессов зависит

от точности выявления ресурсов, которые позволят не только сохранить бизнес, но и создать предпосылки для его быстрого роста при изменении экономической конъюнктуры. Очевидно, что среди этих ресурсов в современной экономике ключевыми являются нематериальные факторы производства, обеспечивающие конкурентные преимущества бизнеса. Кроме того, наличие в компании методического инструментария, нормативно-методического обеспечения и регламентов создания и распределения знаний позволяет сохранить потенциал развития и повысить эффективность управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Несмотря на общее понимание важности таких нематериальных факторов, как качество менеджмента и наличие в компании эффективных управленческих технологий и систем, до сих пор отсутствует единое мнение об их составе, структуре, методах оценки и учете в целях управления. В силу сложности идентификации и оценки активов подобного рода в настоящее время их рассматривают как не-идентифицированные нематериальные активы. Они могут быть отражены на балансе компании только в случае смены собственника и наличия положительной разницы между продажной ценой бизнеса и стоимостью всех идентифицированных материальных и нематериальных активов. В остальных случаях отражение их на балансе невозможно, собственник часто их не «видит», и, соответственно, менеджмент компании не рассматривает их в качестве объекта управления.

Таким образом, осознание значимости данных активов, формирующих фундаментальную стоимость, с одной стороны, и отсутствие механизмов их учета, с другой, обуславливают необходимость выделения их в качестве самостоятельных объектов управления и отражения их в структуре активов компании независимо от наличия или отсутствия корпоративной транзакции. Данная необходимость так-

120

© Бадалова А.Г., Еленева Ю.А., Еленева Ю.Я., 2014

Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски

же связана с учетом указанных активов при построении системы управления корпоративными рисками.

В последнее время среди специалистов в области управления стоимостью сформировался подход, в соответствии с которым такие активы предприятия, как система управления персоналом, система менеджмента качества и т.п., рассматриваются как элементы гудвила. Превращение гудвила и составляющих его элементов в объекты управления и постоянного мониторинга особенно в условиях кризиса требует уточнения понятийно-категориального аппарата в данной области и подходов, которые могут быть использованы для адекватной оценки гудвила и его элементов.

Гудвил тредставляет собой совокупность неиден-тифицированных нематериальных активов предприятия и факторов неосязаемого воздействия (intangible influences). Такое представление о гудви-ле существенно шире понимания гудвила только как бухгалтерского регулятора, определяемого как разница между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой рыночных стоимостей чистых активов по отдельности. Таким образом, стоимость гудвила понимается не как разность стоимостей в бухгалтерском смысле, а как сумма стоимостей неидентифицированных нематериальных активов, среди которых существенную часть составляют инфраструктурные активы, связанные с управлением.

Известно, что одним из признаков нематериальных активов, которыми они должны обладать для учета их в балансе предприятия, является возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов. Подобным свойством обладают такие нематериальные активы, как объекты, охраняемые авторским правом (произведения науки, литературы и искусства, программные продукты), объекты, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), секреты производства (ноу-хау), средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания). Для данных нематериальных активов также возможно отчуждение их от конкретного бизнеса. Вместе с тем значительная часть активов и факторов неосязаемого влияния, составляющих гудвил, таких как управленческие регламенты, отношения с клиентами, технологическая культура и др., отличается от идентифицируемых нематериальных активов невозможностью отчуждения от конкретного бизнеса. Естественно, подобные активы и факторы неосязаемого воздействия (диверсификация бизнеса, устойчивые связи с потребителями и поставщиками, низкая рискованность и т.п.) не признаются объектами прав (в частности, владения, пользования и распоряжения) и налогообложения, но они

могут иметь стоимость и ими можно управлять. Следует отметить, что возможность отчуждения не имеет принципиального значения для управления гудвилом и его элементами внутри компании.

Оценка стоимости гудвила является одной из задач управления им как совокупностью активов.

Среди современных подходов к оценке стоимости гудвила и его компонентов можно выделить следующие:

1. Подход, определяющий стоимость гудвила как разность между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью идентифицированных активов.

2. Подход, в основе которого лежит понимание гудвила как экономического актива, создающего доход.

3. Подход, основанный на оценке затрат на создание и внедрение отдельных компонентов гудви-ла.

Выбор подхода к оценке зависит от:

• оцениваемого элемента гудвила;

• степени неосязаемости. Так, например, для оценки такого элемента, как корпоративная культура, более уместен «разностный» подход, в то время как собранную вместе рабочую силу принято оценивать на основе затратного подхода;

• наличия информации.

Анализ нематериальных активов компании и факторов неосязаемого воздействия, составляющих гудвил, и оценка их стоимости на основе выбранных подходов позволяют:

• получить более полное представление о составе и структуре всех, а не только отраженных на балансе, активов компании как объектов управления;

• определить ценность активов для компании в кризисных условиях;

• оценить эффективность затрат на создание и поддержание активов для обеспечения выживаемости компании.

Важным условием обеспечения точности оценки гудвила является корректная оценка рисков деятельности менеджмента. Данный риск связан с двумя основными факторами: качеством менеджмента и личностью менеджеров.

Для разработки модели оценки рисков деятельности менеджмента необходимо решить следующие задачи: определить понятие «качество менеджмента»; выявить особенности оценки качества менеджмента в зависимости от выбранного подхода к оценке стоимости бизнеса; разработать алгоритм и модели оценки качества менеджмента, частных и интегральных рисков качества менеджмента; установить склонности менеджеров идти на риск или принимать рискованные решения в зависимости от их психологического типа и оценка риска, связанного с личностью менеджеров; разработать инструмен-

Экономика образования ♦ № 1, 2014

121

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

та интегральной оценки риска деятельности менеджмента и обоснованного выбора методов управленческого воздействия на данный вид рисков.

Решение вышеуказанных задач позволит свести к минимуму неопределенность гудвила как объекта управления и рассматривать его только как совокупность наиболее неосязаемых активов и факторов неосязаемого воздействия, например, таких как

корпоративная культура и отношения с клиентами. Такое понимание сущности гудвила и выявление как можно большего числа его компонентов и их идентификация, включение в управленческую отчетность, а также в систему управления и мониторинга являются обязательным условием увеличения фундаментальной стоимости компании, определяемой внутренними факторами развития бизнеса.

Badalova A.G, ElenevaY.A., ElenevaY.Ya.

GOODWILL AS A COMPONENT OF INTELLECTUAL CAPITAL: ECONOMIC ENTITY APPROACHES TO ASSESSING RISKS

Conversion of goodwill and its constituent elements in the objects of management and constant monitoring especially in a crisis requires clarification of concepts and categorical apparatus in the art and approaches that can be used for an adequate assessment of goodwill and its elements.

Keywords: goodwill, intellectual capital and intangible assets.

УДК 330

Мадеев С.М.

КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО» КАК ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ФАКТОРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В статье осуществлён анализ понятия «образовательное пространство».

Ключевые слова:образовательное пространство, человеческий капитал, воспроизводительный фактор.

Диффузия терминов, понятий и категорий в современной науке явление естественное и уже привычное. Это позволяет содержательно дополнять и по-новому интерпретировать устоявшиеся смыслы смежных дисциплин. И хотя в этом процессе есть свои перегибы, нельзя не отметить его методологическую полезность, и ярким тому примером может служить использование и расширительное толкование экономического понятия «капитал».

К традиционным видам и формам капитала (в «Большом экономическом словаре» под редакцией А.Н. Азрилияна дано объяснение 90 разновидностям капитала) добавились, в основном усилиями социологов, еще более двадцати. Из них наиболее распространенными являются «человеческий капитал» (Г. Беккер, Т. Шульц), «культурный» (П. Бур-дье), «социальный» (Дж. Коулман), «символический» (П. Бурдье, Дж. Коулман) и «потребительский» (Г. Беккер, Дж. Стиглер).

Эксперты Всемирного банка в своих отчетах используют три понятия капитала, французский социолог П. Бурдье выделил четыре формы и три состо-

яния капитала, российский экономист В.В. Радаев сгруппировал различные виды капитала в восемь форм и выдвинул идею об их конвертации, появились такие экзотические термины, как «языковой капитал», «капитал доверия», «юридический капитал» и даже «капитал самостоятельности». Одним словом, поиски новых «сортов» капитала и дискуссии по поводу его видового разнообразия не утихают, что позволило американскому социологу П. Ди-Маджио констатировать: «Понятие капитала превращается из мощного и точного орудия анализа в бессодержательную фигуру речи».

Тем не менее, из всех вышеупомянутых видов капитала наиболее содержательным и продуктивным является понятие «человеческий капитал», появившееся в виде идеи еще в трудах экономистов-классиков (А. Смит, Д. Риккардо, Ф. Лист), а во второй половине XX века прочно вошедшее в обиход современных экономистов. И хотя многие до сих пор относятся к понятию «человеческий капитал» как к некой эвристической метафоре, сама концепция человеческого капитала является общепризнанной

122

© Мадеев С.М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.