ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 330
Бадалова А.Г., Еленева Ю.А., Еленева Ю.Я.
ГУДВИЛ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ, РИСКИ
Превращение гудвила и составляющих его элементов в объекты управления и постоянного мониторинга особенно в условиях кризиса требует уточнения понятийно-категориального аппарата в данной области и подходов, которые могут быть использованы для адекватной оценки гудвила и его элементов. Ключевые слова: гудвил, интеллектуальный капитал, нематериальные активы.
Углубление кризисных явлений в мировой экономике вызывает необходимость в оценке адекватности представлений и понятий, сложившихся в современной экономической науке. Ставятся под сомнение многие казавшиеся незыблемыми положения об объективности фондового рынка как индикатора развития экономики в целом и отдельных компаний в частности.
Сложившаяся тенденция снижения капитализации компаний, работающих по существу во всех отраслях, вновь ставит вопрос об адекватности оценки стоимости бизнеса на основе акционерной стоимости и о ключевых факторах стоимости. Это особенно актуально в условиях неизбежного усиления процесса банкротств, слияний и поглощений и в конечном счете структурной трансформации экономики.
Менеджерам, собственникам и потенциальным инвесторам необходима информация о реальной ценности продаваемых и приобретаемых активов, как материальных, так и нематериальных, особое место среди которых занимает интеллектуальный капитал, составной частью которого является гуд-вил. Жизнеспособность компании в значительной степени определяется качеством менеджмента и новыми управленческими технологиями, безусловно являющимися нематериальными факторами. Наличие в компании методического инструментария, нормативно-методического обеспечения и регламентов создания и распределения знаний позволяет сохранить потенциал развития и повысить эффективность управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Оценка реальной ценности активов требуется также и, возможно, в первую очередь при управлении бизнесом в условиях кризиса. Обеспечение выживаемости предполагает оптимизацию ресурсов и проведение реструктуризации бизнеса. Успешное осуществление данных процессов зависит
от точности выявления ресурсов, которые позволят не только сохранить бизнес, но и создать предпосылки для его быстрого роста при изменении экономической конъюнктуры. Очевидно, что среди этих ресурсов в современной экономике ключевыми являются нематериальные факторы производства, обеспечивающие конкурентные преимущества бизнеса. Кроме того, наличие в компании методического инструментария, нормативно-методического обеспечения и регламентов создания и распределения знаний позволяет сохранить потенциал развития и повысить эффективность управления материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Несмотря на общее понимание важности таких нематериальных факторов, как качество менеджмента и наличие в компании эффективных управленческих технологий и систем, до сих пор отсутствует единое мнение об их составе, структуре, методах оценки и учете в целях управления. В силу сложности идентификации и оценки активов подобного рода в настоящее время их рассматривают как не-идентифицированные нематериальные активы. Они могут быть отражены на балансе компании только в случае смены собственника и наличия положительной разницы между продажной ценой бизнеса и стоимостью всех идентифицированных материальных и нематериальных активов. В остальных случаях отражение их на балансе невозможно, собственник часто их не «видит», и, соответственно, менеджмент компании не рассматривает их в качестве объекта управления.
Таким образом, осознание значимости данных активов, формирующих фундаментальную стоимость, с одной стороны, и отсутствие механизмов их учета, с другой, обуславливают необходимость выделения их в качестве самостоятельных объектов управления и отражения их в структуре активов компании независимо от наличия или отсутствия корпоративной транзакции. Данная необходимость так-
120
© Бадалова А.Г., Еленева Ю.А., Еленева Ю.Я., 2014
Гудвил как составляющая интеллектуального капитала: экономическая сущность, подходы к оценке, риски
же связана с учетом указанных активов при построении системы управления корпоративными рисками.
В последнее время среди специалистов в области управления стоимостью сформировался подход, в соответствии с которым такие активы предприятия, как система управления персоналом, система менеджмента качества и т.п., рассматриваются как элементы гудвила. Превращение гудвила и составляющих его элементов в объекты управления и постоянного мониторинга особенно в условиях кризиса требует уточнения понятийно-категориального аппарата в данной области и подходов, которые могут быть использованы для адекватной оценки гудвила и его элементов.
Гудвил тредставляет собой совокупность неиден-тифицированных нематериальных активов предприятия и факторов неосязаемого воздействия (intangible influences). Такое представление о гудви-ле существенно шире понимания гудвила только как бухгалтерского регулятора, определяемого как разница между покупной ценой (стоимостью предприятия в целом) и суммой рыночных стоимостей чистых активов по отдельности. Таким образом, стоимость гудвила понимается не как разность стоимостей в бухгалтерском смысле, а как сумма стоимостей неидентифицированных нематериальных активов, среди которых существенную часть составляют инфраструктурные активы, связанные с управлением.
Известно, что одним из признаков нематериальных активов, которыми они должны обладать для учета их в балансе предприятия, является возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов. Подобным свойством обладают такие нематериальные активы, как объекты, охраняемые авторским правом (произведения науки, литературы и искусства, программные продукты), объекты, охраняемые патентным правом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы), секреты производства (ноу-хау), средства индивидуализации (товарные знаки и знаки обслуживания). Для данных нематериальных активов также возможно отчуждение их от конкретного бизнеса. Вместе с тем значительная часть активов и факторов неосязаемого влияния, составляющих гудвил, таких как управленческие регламенты, отношения с клиентами, технологическая культура и др., отличается от идентифицируемых нематериальных активов невозможностью отчуждения от конкретного бизнеса. Естественно, подобные активы и факторы неосязаемого воздействия (диверсификация бизнеса, устойчивые связи с потребителями и поставщиками, низкая рискованность и т.п.) не признаются объектами прав (в частности, владения, пользования и распоряжения) и налогообложения, но они
могут иметь стоимость и ими можно управлять. Следует отметить, что возможность отчуждения не имеет принципиального значения для управления гудвилом и его элементами внутри компании.
Оценка стоимости гудвила является одной из задач управления им как совокупностью активов.
Среди современных подходов к оценке стоимости гудвила и его компонентов можно выделить следующие:
1. Подход, определяющий стоимость гудвила как разность между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью идентифицированных активов.
2. Подход, в основе которого лежит понимание гудвила как экономического актива, создающего доход.
3. Подход, основанный на оценке затрат на создание и внедрение отдельных компонентов гудви-ла.
Выбор подхода к оценке зависит от:
• оцениваемого элемента гудвила;
• степени неосязаемости. Так, например, для оценки такого элемента, как корпоративная культура, более уместен «разностный» подход, в то время как собранную вместе рабочую силу принято оценивать на основе затратного подхода;
• наличия информации.
Анализ нематериальных активов компании и факторов неосязаемого воздействия, составляющих гудвил, и оценка их стоимости на основе выбранных подходов позволяют:
• получить более полное представление о составе и структуре всех, а не только отраженных на балансе, активов компании как объектов управления;
• определить ценность активов для компании в кризисных условиях;
• оценить эффективность затрат на создание и поддержание активов для обеспечения выживаемости компании.
Важным условием обеспечения точности оценки гудвила является корректная оценка рисков деятельности менеджмента. Данный риск связан с двумя основными факторами: качеством менеджмента и личностью менеджеров.
Для разработки модели оценки рисков деятельности менеджмента необходимо решить следующие задачи: определить понятие «качество менеджмента»; выявить особенности оценки качества менеджмента в зависимости от выбранного подхода к оценке стоимости бизнеса; разработать алгоритм и модели оценки качества менеджмента, частных и интегральных рисков качества менеджмента; установить склонности менеджеров идти на риск или принимать рискованные решения в зависимости от их психологического типа и оценка риска, связанного с личностью менеджеров; разработать инструмен-
Экономика образования ♦ № 1, 2014
121
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
та интегральной оценки риска деятельности менеджмента и обоснованного выбора методов управленческого воздействия на данный вид рисков.
Решение вышеуказанных задач позволит свести к минимуму неопределенность гудвила как объекта управления и рассматривать его только как совокупность наиболее неосязаемых активов и факторов неосязаемого воздействия, например, таких как
корпоративная культура и отношения с клиентами. Такое понимание сущности гудвила и выявление как можно большего числа его компонентов и их идентификация, включение в управленческую отчетность, а также в систему управления и мониторинга являются обязательным условием увеличения фундаментальной стоимости компании, определяемой внутренними факторами развития бизнеса.
Badalova A.G, ElenevaY.A., ElenevaY.Ya.
GOODWILL AS A COMPONENT OF INTELLECTUAL CAPITAL: ECONOMIC ENTITY APPROACHES TO ASSESSING RISKS
Conversion of goodwill and its constituent elements in the objects of management and constant monitoring especially in a crisis requires clarification of concepts and categorical apparatus in the art and approaches that can be used for an adequate assessment of goodwill and its elements.
Keywords: goodwill, intellectual capital and intangible assets.
УДК 330
Мадеев С.М.
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО» КАК ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ФАКТОРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В статье осуществлён анализ понятия «образовательное пространство».
Ключевые слова:образовательное пространство, человеческий капитал, воспроизводительный фактор.
Диффузия терминов, понятий и категорий в современной науке явление естественное и уже привычное. Это позволяет содержательно дополнять и по-новому интерпретировать устоявшиеся смыслы смежных дисциплин. И хотя в этом процессе есть свои перегибы, нельзя не отметить его методологическую полезность, и ярким тому примером может служить использование и расширительное толкование экономического понятия «капитал».
К традиционным видам и формам капитала (в «Большом экономическом словаре» под редакцией А.Н. Азрилияна дано объяснение 90 разновидностям капитала) добавились, в основном усилиями социологов, еще более двадцати. Из них наиболее распространенными являются «человеческий капитал» (Г. Беккер, Т. Шульц), «культурный» (П. Бур-дье), «социальный» (Дж. Коулман), «символический» (П. Бурдье, Дж. Коулман) и «потребительский» (Г. Беккер, Дж. Стиглер).
Эксперты Всемирного банка в своих отчетах используют три понятия капитала, французский социолог П. Бурдье выделил четыре формы и три состо-
яния капитала, российский экономист В.В. Радаев сгруппировал различные виды капитала в восемь форм и выдвинул идею об их конвертации, появились такие экзотические термины, как «языковой капитал», «капитал доверия», «юридический капитал» и даже «капитал самостоятельности». Одним словом, поиски новых «сортов» капитала и дискуссии по поводу его видового разнообразия не утихают, что позволило американскому социологу П. Ди-Маджио констатировать: «Понятие капитала превращается из мощного и точного орудия анализа в бессодержательную фигуру речи».
Тем не менее, из всех вышеупомянутых видов капитала наиболее содержательным и продуктивным является понятие «человеческий капитал», появившееся в виде идеи еще в трудах экономистов-классиков (А. Смит, Д. Риккардо, Ф. Лист), а во второй половине XX века прочно вошедшее в обиход современных экономистов. И хотя многие до сих пор относятся к понятию «человеческий капитал» как к некой эвристической метафоре, сама концепция человеческого капитала является общепризнанной
122
© Мадеев С.М., 2014