Научная статья на тему 'ГУБЕРТ ВАН РАВЕСТЕЙН'

ГУБЕРТ ВАН РАВЕСТЕЙН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУБЕРТ ВАН РАВЕСТЕЙН»

102 Персоналии

ГУБЕРТ ВАН РАВЕСТЕЙН

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

Дата рождения: 1638 Место рождения: Дордрехт Дата смерти: 1691 Место смерти: Дордрехт

Влияние: Альберт Якобс Кёйп, Ян Янсон ван де Велде III Жанры: натюрмортный, бытовой

Известные работы: «Натюрморт с грецкими орехами, табаком и бокалом вина» (1671 г., художественная галерея Онтарио, Торонто), «Натюрморт с корзиной яиц, птицами и кухонными принадлежностями» (1650 - 1675 гг., Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам), «В хлеву» (Музей Дордрехта).

Осенью 2014 года на французском аукционе «Audap & Mirabaud» Международным институтом антиквариата был приобретен натюрморт, атрибутированный экспертами как работа немецкой школы. Хронологически картину отнесли к 1780-м годам, когда в Германии уже господствовал романтизм.

Композиция натюрморта невелика по размерам (28,5x39 см), лаконична и проста в плане выбора предметов. На переднем плане справа запечатлена битая дичь - бекас и куропатка. Слева -потроха на расписном делфтском блюде, а также плетеная корзина с яйцами и ведро с высокой ручкой. Темная драпировка съехала на край стола, а часть потрохов свисает с него, тогда как другая их часть приподнята и опирается о ведерко для лучшего обзора. Подобный подчеркнутый натурализм несвойствен немецкому искусству конца XVIII столетия, стремившемуся идеализировать окружавшую человека среду и наполнить духовным романтическим содержанием всю предметную обстановку вокруг него.

По своему звучанию и выбору предметов натюрморта данная работа куда ближе живописи Голландии XVII века. Ни в одной другой стране живописцы не уделяли такого внимания изображению неодушевленного мира. Нигде, кроме Голландии, не пользовались такой популярностью полотна, изображающие цветы, фрукты, овощи, посуду. В художественной среде было множество специалистов, создававших

Губерт ван Равестейн Натюрморт с корзиной яиц, куропаткой и бекасом Голландия, 1650 - 1675 гг. Дерево, масло. 28,5*39 см БСИИ ASG, инв. № 04-4851

именно натюрморты, и во многом благодаря стараниям этих мастеров происходило дальнейшее развитие реалистической живописи.

Персоналии Ю3

Интерес к натюрморту появился в голландском искусстве еще в XV -XVI веках. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное.

Многие голландские художники XV - XVI веков, стремясь сделать изображение более убедительным, уделяли большое внимание вещам, окружавшим человека. Тем не менее, подобные натюрморты не играли самостоятельной роли. Они подчинялись бытовым сюжетам и служили в качестве дополнений к изображениям человеческих фигур.

Возникновение собственно натюрморта связано с именем Питера Артсена (1508 - 1575). Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. До появления произведений Артсена можно говорить лишь о нарастании числа предметов в религиозных и бытовых композициях.

Но настоящий расцвет натюр-мортного жанра приходится на XVII век. Это связано с тем, что Голландия в это время, освободившись вместе с другими провинциями Северных Нидерландов от испанского владычества, заняла ведущее место в культурной жизни Европы. Такому положению способствовало и то, что католическая церковь, прежде не дававшая вздохнуть населению Нидерландов, наконец, отошла в сторону под напором кальвинизма, установкой которого было право человека на земные блага, достающиеся упорным трудом.

Успешно развивалась здесь наука о Земле и интерес к ней. Увлечение ввозимыми из других стран диковинами, экзотическими растениями, птицами, животными дало толчок развитию естествознания. В Голландии, как и во многих европейских государствах, появились ботанические сады, зоопарки. Начали издаваться труды ученых, иллюстрированные атласы, посвященные миру растений, животных, птиц, насекомых.

Голландская наука вышла на первое место в мире. Печатавши-

еся в стране книги расходились среди читателей многих европейских стран. Чтобы поступить в Лейденский университет, в Голландию приезжали молодые люди со всех концов Европы.

Основной мотив произведений голландских натюрмортистов - тихая жизнь вещей, цветов, спелых плодов, философская значимость созерцания их. Кроме этого голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: «завтраки», «десерты», «рыбы», «цветы и фрукты» «битая дичь», аллегорический натюрморт «Vanitas» и др. В коллекции голландского натюрморта XVII века из Большого собрания изящных искусств ASG представлены практически все направления этого жанра: Мартинус Неллиус (XVII в.) и Бартоломеус Астейн (ок. 1607 - 1668) специализировались на изображении плодов и фруктов, Ян Питер ван Бредаль (1654 - 1745) писал охотничьи натюрморты, Отто Марсеус ван Скрик (ок. 1619 - 1678) избрал аллегорический жанр, Карел де Вогелер

(1653 - 1695) - цветочный, а Абрахам ван Бейерен (1620 - 1690) часто запечатлевал рыбацкие уловы.

Все эти голландские мастера работали примерно в одно и то же время и, имея яркую индивидуальность, в целом стремились подражать своим великим современникам, задававшим тон в искусстве натюрморта - Яну Давидсу де Хему (1606 - 1683/1684), Питеру Класу (ок. 1597 - 1661) и Виллему Класу Хеде (1593/1594 - 1680/1682). Не избежал их влияния и Губерт ван Равестейн (Hubert van Ravesteyn, 1638 - 1691) - голландский мастер «золотого века» натюрмортного жанра. Он родился в Дордрехте и специализировался на изображении композиций с рыбой, овощами, напитками и курительными трубками. 22 декабря 1669 года в Папендрехте он женился на Катарине ван Мёрс, в браке с которой имел восемь детей. На сегодняшний день известно не более 20 работ живописца. Натюрморты эти со стандартным набором предметов не отличаются большой оригинальностью и вариативностью, однако

Абрахам ван Бейерен Улов

Голландия, 1640-е гг. Холст, масло. 112*145 см БСИИ ASG, инв. № 04-4201

Пир ыекуеетБ

№3 (19) 2017

Г--"JP

г

л?"-

Губерт ван Равестейн Натюрморт Голландия, 1670 г. Холст, масло. 70*53,5 см Музей Дордрехта

Губерт ван Равестейн Натюрморт с грецкими орехами, табаком и бокалом вина Голландия, 1671 г. Холст, масло. 66*49,5 см Художественная галерея Онтарио, Торонто

в них присутствует одно из самых ценных качеств голландского живописи XVII века - виртуозность при передаче фактуры различных предметов.

Ван Равестейн подписывал свои композиции монограммой «HR». В его жанровых произведениях ощущается влияние пейзажиста Альберта Якобса Кёйпа (1620 -1691), а в стилевом решении и сдержанной колористике натюрмортов - Яна Янсо-на ван де Велде III (1620 -1662).

Ван Равестейн часто повторялся в своих натюр-мортных композициях. Например, аналогичные изображения длинных белых курительных трубок, делфтских блюд, декорированных кобальтом, упако-

вок табака и грецких орехов можно видеть на картинах из художественной галереи Онтарио в Торонто и музея Дордрехта. Картины эти написаны с разницей в год - в 1670 и 1671 годах.

Возможно, несколько раньше исполнена картина ван Равестейна из музея Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме. На ней мы видим ту же корзину с яйцами и тех же птиц (бекас, куропатка) в композиции, аналогичной работе из собрания ASG.

Оба натюрморта написаны на дереве и имеют небольшой формат. И в том, и в другом случае в левой части находятся одинаковые по форме и плетению корзины с яйцами, а справа повторяются две птицы.

г\

ГШ

ОТ« МДш

Губерт ван Равестейн

Натюрморт с корзиной яиц, птицами

и кухонными принадлежностями

1650 - 1675 гг.

Дерево, масло. 31,5*38 см

Музей Бойманса-ван

Бёнингена, Роттердам

Персоналии

105

Губерт ван Равестейн Фрагмент картины с изображением корзины с яйцами из музея Бойманса-ван Бёнингена

Губерт ван Равестейн Фрагмент картины с изображением корзины с яйцами из Большого собрания изящных искусств ASG

Точно такая же корзина с яйцами и птицы изображены на картине из галереи Пита де Бура в Амстердаме.

Близость трех представленных работ Губерта ван Равестейна очевидна. Роднит картины приглушенный колорит, темный задний план и расположение предметов, некоторые из которых свисают с края стола. Весьма характерен рисунок изогнутого крыла куропатки, повторяющийся в одинаковом ракурсе во всех трех композициях. При этом натюрморт собрания ASG количественно более насыщен предметами композиции, однако их мы можем обнаружить и в других работах художника. В частности, на переднем плане изображен нож, белая рукоятка которого выглядывает из-под фаянсового блюда. Аналогичную рукоятку с округлым завершением живописец изобразил на картине «Натюрморт с дел-фтским блюдом, розой и грецкими орехами». Лезвие ножа скрыто здесь под драпировкой глубокого синего оттенка, а розовый бутон на ней являет собой изысканный цветовой акцент.

Интересно, что некоторые детали натюрмортов ван Равестейна встречаются и в его жанровой живописи. Так, уже хорошо знакомая нам корзина с яйцами оказывается подвешенной вверху на переклади-

С х

Ф

-V:

* V

Губерт ван Равестейн Фрагмент картины с изображением бекаса и куропатки из музея Бойманса-ван Бёнингена

Губерт ван Равестейн Фрагмент картины с изображением бекаса и куропатки из Большого собрания изящных искусств ASG

Губерт ван Равестейн Натюрморт с мертвой птицей, капустой и корзиной яиц Галерея Пита де Бура, Амстердам

Губерт ван Равестейн Натюрморт с делфтским блюдом, розой и грецкими орехами [1]

Пир искусств

№3 (19) 2017

Губерт ван Равестейн В хлеву Музей Дордрехта

не сразу в трех картинах художника с изображениями интерьеров: «В хлеву» (музей Дордрехта), «Хлев с животными и фигурами фермеров» (Галерея Lempertz, Кёльн), «Женщина и мальчик с надутым пузырем в кладовой» (аукцион Glerum, Гаага).

На картине Губерта ван Раве-стейна из Большого собрания изящных искусств ASG в верхней части на заднем плане изображена часть ниши в стене, в которой сидит кошка. Такая же прямоугольная ее часть присутствует на картине «Натюрморт с овощами, плетеной корзиной и рыбой», проходившей на аукционе Sotheby's 10 июля 2008 года в Лондоне.

Работа подписана монограммой художника «HR» и примерно с 1948 года находилась в частной коллекции в городе Оснабрюк. Помощь в ее атрибуции по фотографиям оказал знаменитый исследователь живописи старых мастеров, старший научный сотрудник отдела голландской и фламандской живописи

Губерт ван Равестейн Натюрморт с овощами, плетеной корзиной и рыбой Дерево, масло. 29,5*44 см 10 июля 2008 г., Лондон, аукцион Sotheby's, лот 173 [2]

Нидерландского института истории искусств доктор Фред Мейер.

В данном случае ниша в стене пуста, а к плетеной корзине прикреплена связка репчатого лука, расположенная по вертикали. Схожим репрезентативным способом к ведру крепятся мясные потроха в натюрморте из собрания ASG. Ван Равестейн обстоятельно выписывает внутренности, спускающиеся в большое фаянсовое блюдо. Реалистичность их исполнения ничуть не смущает и не отталкивает, поскольку в их изображении для художника заключается красота естества и энергия жизни, которую через пере-

дачу предметной среды стремилось выразить все голландское натюр-мортное искусство XVII века.

Таким образом, на основе очевидной близости «Натюрморта с корзиной яиц, куропаткой и бекасом» собрания ASG картинам Губерта ван Равестейна данное произведение следует отнести к творчеству этого голландского живописца XVII века. Его датировка 1650 - 1675 годами обусловлена сходством с работой «Натюрморт с корзиной яиц, птицами и кухонными принадлежностями» из Роттердама, исполненной в это время и идентичной по составу предметов композиции. И хотя практически все натюрморты ван Равестейна изображают одни и те же предметы, каждый из них все же имеет индивидуальные самобытные черты, что выделяет его работы в русле голландского натюрморта XVII века. «Натюрморт с корзиной яиц, куропаткой и бекасом» из Большого собрания изящных искусств ASG весьма показателен для творчества этого живописца и отныне займет одно из центральных мест в коллекции голландского натюрморта.

Список использованной литературы:

1. Голландский художник Губерт ван Равестейн (1638 - 1683/91) и его натюрморты [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post285278015/ - Дата обращения : 11.05.2017.

2. Hubert van Ravesteyn (1638 - 1691) Lot 173: - Hubert van Ravesteyn , Dordrecht 1638 - 1691 A still life with cabbages, onions, apples, a knife, wicker baskets and earthenware jugs on a table, together with a plate of fish and a blue cloth oil on panel [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.invaluable.co.uk/auction-lot/hubert-van-ravesteyn-,-dordrecht-1638-1691-173-c-f4ptrrfdap - Дата обращения : 11.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.