Научная статья на тему 'ГУАМ как проект альтернативной интеграции на постсоветском пространстве'

ГУАМ как проект альтернативной интеграции на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
921
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУАМ / GUAM / "ВОСТОЧНОЕ ПАРТНЕРСТВО" / "EASTERN PARTNERSHIP" / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / POST-SOVIET SPACE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / POLITICAL ORGANIZATION / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / TERRITORIAL INTEGRITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мачавариани Гурам Григорьевич

В статье рассматривается проблема альтернативной интеграции на постсоветском пространстве на примере организации ГУАМ. Автор раскрывает цели и задачи создания этого международного объединения. В работе указывается, что ГУАМ образовывалась как экономическая и политическая организация, в рамках которой в дальнейшем не исключалось налаживание сотрудничества в военной области. Особое внимание уделяется проблеме использования ГУАМ внешними акторами для проведения в жизнь своих интересов на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUAM as a Project of Alternative Integration in the Post-Soviet Spac

The article deals with GUAM as an example of alternative integration in the post-Soviet space. The author reveals the goals and objectives of this international organization. The paper states that GUAM was formed as an economic and political organization, which didn''t exclude establishment of cooperation in the military field. Particular attention is paid to the use of GUAM by external actors to enforce its interests in the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «ГУАМ как проект альтернативной интеграции на постсоветском пространстве»

ГУАМ КАК ПРОЕКТ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Г.Г. Мачавариани

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается проблема альтернативной интеграции на постсоветском пространстве на примере организации ГУАМ. Автор раскрывает цели и задачи создания этого международного объединения. В работе указывается, что ГУАМ образовывалась как экономическая и политическая организация, в рамках которой в дальнейшем не исключалось налаживание сотрудничества в военной области. Особое внимание уделяется проблеме использования ГУАМ внешними акторами для проведения в жизнь своих интересов на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: ГУАМ, «Восточное партнерство», национальная безопасность, постсоветское пространство, политическая организация, территориальная целостность

Содружество независимых государств задумывалось как форма цивилизованного развода бывших советских республик. Это неоднократно находило подтверждение в выступлениях официальных лиц стран-участниц на самом разном, в том числе и высшем уровне, особенно в последние несколько лет. СНГ с момента своего создани рассматривалось как зона особых интересов России. И это действительно так. Не случайно во всех основополагающих документах российской внешней политики именно постсоветское пространство позиционируется как приоритетное направление развития сотрудничества. Вместе с тем, практически с самого создания СНГ, оно стало и зоной повышенного интереса и начало активно осваиваться новыми субъектами международных отношений, в частности США и ЕС.

Еще в 1997 г. американский общественный деятель Н. Чомски писал о том, что США для экспорта своих ценностей и интересов предпочитают использовать различные международные организации. Именно этот формат и был выбран Вашингтоном и Брюсселем для того, чтобы закрепить свое влияние на постсоветском пространстве.

Первым шагом стало появление в 1997 г. объединения ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова). Инициаторами и лидерами построения системы отношений внутри ГУАМ являлись Украина и Грузия. Украина, претендуя на статус лидера альянса, стремилась вывести на первый план экономические вопросы, по которым у членов этой организации не было противоречий и которые могли бы объединить эти государства. Грузия наиболее активно отстаивала тему военно-политического сотрудничества в рамках ГУАМ. Также она была заинтересована в том, чтобы каспийские нефть и газ транспортировались на Запад через ее территорию, это же соответствовало интересам Азербайджана, ибо в данном случае маршрут приобретал особую значимость — любые грузы пройдут с Востока на Запад и обратно через его территорию.

Учреждение региональной международной организации эксперты в области международных отношений связывают с деятельностью США. Это государство инициировало создание ГУАМ для того, чтобы «привить геополитический плюрализм на постсоветском пространстве» и «содействовать укреплению демократии и безопасности в этих странах» [11].

Образование этого альянса можно объяснить следующими политическими и экономическими причинами:

1. Необходимость объединения усилий и координации деятельности в реализации проектов евразийского и транскавказского транспортных коридоров.

2. Попытка налаживания совместного экономического сотрудничества.

3. Объединение позиций в сфере политического взаимодействия как в рамках ОБСЕ и по отношению к НАТО, так и между собой.

4. Сотрудничество в вопросах борьбы с сепаратизмом и региональными конфликтами [6].

В качестве основной тактической цели было объявлено о создании «евроазиатского транскавказского транспортного коридора», однако в стратегическом плане «была отмечена перспектива сотрудничества четырех стран в рамках ОБСЕ, других европейских и атлантических структур, включая Совет евроатлантического партнерства и Программу НАТО «Партнерство ради мира». Иными словами, можно сделать вывод о том, что экономическая цель в виде транспортного коридора изначально являлась прикрытием политической цели — интеграции стран ГУАМ в евроатлантические структуры через ОБСЕ [6].

В стратегическом партнерстве государств этого альянса, наряду с геополитическими соображениями, координация торгово-экономического сотрудничества в рамках ГУАМ позволяет Азербайджану обрести постоянных потребителей нефти и удобный маршрут для ее экспорта, а Грузии, Украине и Молдове — получить доступ к альтернативным источникам энергоресурсов и стать важным звеном в их транзите.

Приоритеты нового альянса на постсоветском пространстве, провозглашенные тогдашним руководством Украины, звучат следующим образом: «Нашими ключевыми целями является формирование регионального пространства демократии, безопасности, единого экономического, гуманитарного и социального развития». Определение политической направленности новой организации ГУАМ прозвучало и в заявлении главы МИДа Украины периода создания ГУАМ Б. Тара-сюка: «У нас общие подходы к процессам расширения ЕС и НАТО, демократизации общества, европейской интеграции, экономического развития, стабильности и безопасности в регионе. Вместе нам будет легче преодолеть путь на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры» [12].

Сама история ее становления и развития свидетельствует о весьма туманном будущем. Ведь если посмотреть на ГУАМ за годы ее существования, то окажется, что первые восемь лет работы организации (1997—2005 гг.) фактически ушли на ее институциональное становление, функционально-целевое и структурное оформление, консультативный зондаж и пропагандистскую раскрутку. При этом первые четыре года (до 2001 г.) ГУАМ вообще представлял собой всего лишь

аморфный форум для редких встреч и консультаций глав государств и министерств иностранных дел. И только с подписанием 7 июня 2001 г. Ялтинской хартии на первом саммите организации было положено реальное начало объединению ГУАМ (еще с участием Узбекистана). Но, несмотря на это, и в последующие годы (до 2005 г.) организация практически ничем себя не проявила, не имела устава, штаба, рабочих органов и не проводила саммиты, ограничиваясь лишь редкими встречами и заявлениями президентов и глав министерств иностранных дел [13].

Пик реальной активности организации, породившей радужные ожидания у сторонников ГУАМ и нервозные опасения у его противников, последовал фактически сразу вслед за «цветными революциями» на пространстве СНГ (2005— 2008 гг.). Именно в этот период ГУАМ громко заявил о себе на международной арене и в постсоветском пространстве: был принят устав, определены ее постоянно действующий секретариат (в Киеве) и рабочие органы, проведены в регулярном ежегодном режиме саммиты глав государств, начата проработка совместных транспортно-энергетических проектов, взят курс на укрепление сотрудничества с другими странами и международными организациями. Именно тогда (на Киевском саммите 2006 г.) произошла последняя институционально-целевая трансформация организации. Она нагрузила себя статусом и функциями Международной региональной организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ (ОДЭР—ГУАМ) [13].

Однако в последние 5—6 лет организация вновь выпала из поля зрения. Последний саммит глав государств ГУАМ был проведен в 2008 г. После событий на Южном Кавказе в августе 2008 г. не было проведено ни одного саммита глав государств ГУАМ, хотя по уставу они должны проводиться ежегодно. Организация даже не сочла необходимым провести экстренные консультации и принять совместное заявление по поводу событий августа 2008 г. После этих событий, а также после ухода из власти на Украине в 2010 г. «оранжевых сил» ГУАМ окончательно потерял дееспособность.

Это, однако, не должно вводить в заблуждение. Ведь в том же самом 2008 г. была анонсирована идея создания программы Европейского союза «Восточное партнерство». А в 2009 г. на Пражском саммите состоялось учреждение Программы, была принята совместная декларация по вопросам «Восточного партнерства». Главной целью новой инициативы являлось «создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами» путем содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах — участницах «Восточного партнерства». При этом в Пражской декларации подчеркивалось, что в своей деятельности «Восточное партнерство» будет руководствоваться принципом кон-дициональности, то есть продвижения вперед лишь при условии выполнения странами — участницами программы определенных требований ЕС. «Восточное партнерство» предполагает в перспективе заключение соглашения об ассоциации нового поколения, глубокую интеграцию в экономику ЕС, заключение всеобъ-

емлющих соглашений о зонах свободной торговли, облегчение поездок в ЕС для граждан при условии реализации мер по повышению безопасности, а также внедрение мер энергетической безопасности и увеличение финансовой помощи.

Представляется очевидным, что основное сотрудничество перенесено с площадки ГУАМ в формат «Восточного партнерства». Именно там происходят саммиты с участием глав государств и правительств, определяющих пути развития стран-участниц. Что касается ГУАМ, то организация продолжает существовать и развиваться. Об этом свидетельствуют многочисленные мероприятия, происходящие в ее рамках: регулярные заседания Парламентской ассамблеи ГУАМ, Совета национальных координаторов ГУАМ, Совета министров иностранных дел ГУАМ, Рабочей подгруппы по борьбе с терроризмом, рабочей подгруппы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Из всех постсоветских республик Восточной Европы только Белоруссия, настроенная сугубо «антиатлантически», а также цивилизационно самодостаточная без внутренней антиномии, в массе населения демонстративно равнодушная к Западу со всем его идейным багажом [8], сохраняет статус-кво в отношениях с Россией, что не устраивает Запад, который делает ставку на «цветные революции» на постсоветском пространстве. Если в Белоруссии не изменится политическая ситуация, то она станет самым серьезным препятствием на пути передела мира, камнем преткновения и на пути «Балто-Черноморской дуги», концепция которой положена в основу как ГУАМ, так и Содружества демократического выбора, направленной на отсечение России от выходов к морю и создание «санитарного кордона» по периметру ее границ с целью ее последующего вытеснения с евразийского пространства.

Создание ГУАМ символизировало собой факт раскола СНГ на два лагеря — сторонников России, куда входят Белоруссия, центральноазиатские республики и Армения, и второй лагерь — страны, объединенные в ГУАМ.

Отказываясь от сотрудничества с СНГ, ГУАМ охотно развивает его с США. В декабре 2002 г. вступила в силу рамочная программа между этой организацией и США по содействию торговле и сотрудничеству в области транспорта, обеспечению пограничного и экспортного контроля, борьбе с терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков. После прихода к власти проамериканских режимов в Грузии (2003 г.) и на Украине (2005 г.) активизировалась деятельность организации, главной задачей которой фактически является противодействие интересам России на постсоветском пространстве.

В течение 2000-х гг. развивалось и сотрудничество организации с США по линии создания Единого таможенного пространства. Об этом свидетельствует Совместное заявление ГУУАМ в Постоянном совете ОБСЕ. Совещание глав таможенных служб ГУУАМ (без Узбекистана) проходило 11 февраля 2003 г. в Киеве. Помимо ответственных лиц ГУУАМ, в заседании принимала участие делегация США, а открыл совещание вступительной речью министр иностранных дел Украины А. Зленко. Документ, выработанный в ходе совещания, упрощающий и ускоряющий процесс прохождения таможенных процедур, обеспечивающий

надлежащий сбор статистической информации и тому подобное, был выработан при непосредственном участии американских экспертов и затем лег в основу Таможенного соглашения, подписанного главами государств ГУУАМ на Ялтинском саммите 2003 г. [6].

В организации рассматривают возможности развития военно-политического сотрудничества с НАТО для того, чтобы со временем стать полноправными членами этой организации. Со странами, входящими в ГУАМ, активно работает Румыния, президент которой Т. Бесеску взял на себя роль медиатора между НАТО, ЕС и ГУАМ [3]. Не исключено, что за намерениями Румынии стать региональным посредником скрывается реальный игрок — американские неоконсерваторы, одной из знаковых фигур которых является Б. Джексон — президент Института переходных демократий. Он во время выборов президента Грузии входил в избирательный штаб М. Саакашвили, являлся также советником В. Ющенко, а в настоящее время курирует страны ГУАМ, стараясь освободить их от советского прошлого и облегчить вхождение в НАТО и ЕС. Заинтересованность США в укреплении ГУАМ неудивительна, так как только при содействии данной организации станет возможным получение доступа к «каспийскому энергетическому пирогу» и создание собственной системы безопасности на Черном море, распространяя «демократические» ценности в государствах Южного Кавказа. Это подтверждают слова Б. Джексона: «В истории Европы Черное море всегда была черной дырой, а теперь этот регион представляет стратегический интерес для США и Европы» [2].

Страны ГУАМ принимают участие в руководимых НАТО операциях по поддержанию мира под эгидой Совбеза ООН, таких как операции в Косово (KFOR), Афганистане (ISAF) и Африке (AFRICOM). Это считается одним из важных шагов в борьбе против международного терроризма.

В экономическом плане реализация крупных энергетических проектов, а также перспективы создания новых транспортных маршрутов, линий связи или доступа к энергоресурсам должны были придать новую динамику политическому и экономическому развитию региона ГУАМ [5].

ГУАМ проходит сейчас период серьезных испытаний. Это связано с территориальными конфликтами, несовпадением взглядов государств-участников, отсутствием реальной стратегии, которая не только соответствовала бы интересам входящих в организацию стран, но и определяла бы практические действия, направленные на достижение поставленных ими целей.

Очевидно, что будущее ГУАМ во многом зависит от понимания важности конструктивного диалога с Москвой, по возможности нейтрализации ее негативного отношения и проведения гибкой политики. При наличии политической воли к диалогу, поиска компромиссов и согласования позиций как со стороны государств ГУАМ, так и со стороны России, существует возможность, что их сотрудничество сможет внести позитивный вклад в решение конфликтов на постсоветском пространстве. В противном случае постсоветское пространство Кавказа станет сферой все более острого столкновения интересов мировых (в том числе

региональных) держав, что уже и наблюдается. В ответ на очередное расширение НАТО на Восток Россия будет предпринимать меры по защите своих интересов. Как заявил генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа: «В случае вступления Грузии в НАТО ОДКБ будет вынуждена отреагировать на столь серьезные изменения в региональной геостратегической ситуации» [9].

По мнению грузинских экспертов, если ГУАМ докажет свою жизнеспособность и необходимость для потенциальных международных партнеров, то у него будет шанс стать действенным механизмом стабильного развития и безопасности в регионе Черного и Каспийского морей [10].

Относительно будущего ГУАМ следует отметить два главных фактора, характерных для стран этого региона: его внутреннюю нестабильность и чрезвычайное геостратегическое значение для внешних геополитических игроков, прежде всего США и России. США стремятся к ослаблению влияния России на постсоветском пространстве и в этом направлении целенаправленно действуют. Со своей стороны, усилению США в регионе своих привилегированных интересов препятствует Россия. Одновременно Россия стремится ослабить и ГУАМ, хотя бы потому, что входящие в него республики являются потенциальными членами НАТО и ЕС [4].

России может сохранить роль интегратора, если осуществит модернизацию собственной экономики на базе высоких технологий, повысит политическую и экономическую привлекательность для соседних стран. На пространстве СНГ, опираясь на существенные преимущества перед США и ЕС, Россия имеет все возможности реализовать свой потенциал как регионального центра притяжения и вновь стать великой державой» [6]. Благодаря мощному дипломатическому, военно-политическому и экономическому потенциалу, она вполне способна сохранить свое доминирующее положение на постсоветском пространстве и создать единую систему безопасности, которая позволит ей оградить от современных рисков и угроз не только свою территорию, но и территорию своих союзников. В свою очередь, США заинтересованы в возрождении ГУАМ и готовы финансировать эту организацию с целью реализации своих интересов и усиления своего военно-политического влияния на постсоветском пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бжезинский З. Великая шахматная доска: Господство Америки и ее геостратегические императивы. — М., 1998.

[2] Бушуев А., Ильченко С. Кто сегодня настоящий хозяин Черного моря? URL: http://svpressa.ru/ society/article/21715.

[3] Владимиров М. «Clearing House» и роль ГУАМ в спецоперациях США по захвату новых рынков нефти и газа. URL: http://www.novorossia.org/2011/06/23/clearing-house-i-rol-guam-v-specoperaciyax-ssha.html.

[4] Гусейнов В. Каспийская проблема: геополитические и экономические аспекты // Вестник аналитики. 2001. № 3.

[5] Джапаридзе Т. Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ: Дорожная карта продвижения к цели // Журнал социально-политических исследований «Центральная Азия и Кавказ». 3—4 (57—58) 2008. Швеция.

[6] Курылев К.П. Специфика интеграционных процессов в СНГ. Ежегодник. СНГ: проблемы, поиск, решения. М.: Изд-во РУДН, 2010. С. 22—32.

[7] Нарастание влияния США на Южном Кавказе. URL: http://www.strategium.ru/forum/ index.php?showtopic= 19687.

[8] Нарочницкая Н.А. От Балтики до Черного моря. Россия и европейские страны СНГ: историко-философская ретроспектива и геополитическая перспектива. URL: http: //www. litmir.net/br/?b= 135059&p= 139.

[9] Плугатарев И. Россия и НАТО вступили в битву за Кавказ. // «Независимое военное обозрение». URL: http://nvo.ng.ru/wars/2008-02-01/2_gruzia.html.

[10] Скаков Н. Россия и ГУАМ. Журнал социально-политических исследований «Центральная Азия и Кавказ». 3—4 (57—58) 2008. Швеция.

[ 11] Главный советник по Евразии госдепа США Ст. Манн. URL: http://www.mfa.gov.ge/ index.php?lang_id=ENG&sec_id= 129&info_id= 1498.

[12] Архипелаг ГУАМ. В Киеве ищут альтернативу «Газпрому». URL: http://www.sostav.ru/ news/2006/05/23/75.

[13] Гулиев З. Неоимперский прессинг Москвы и актуализация миссии ГУАМ. URL: http://minval.az/author/415/#sthash.iA40rNST.dpuf.

GUAM AS A PROJECT OF ALTERNATIVE INTEGRATION IN THE POST-SOVIET SPACE

G.G. Machavariani

Chair of Theory and History of International Relations

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article deals with GUAM as an example of alternative integration in the post-Soviet space. The author reveals the goals and objectives of this international organization. The paper states that GUAM was formed as an economic and political organization, which didn't exclude establishment of cooperation in the military field. Particular attention is paid to the use of GUAM by external actors to enforce its interests in the post-Soviet space.

Key words: GUAM, "Eastern Partnership", National Security, Post-Soviet Space, political organization, territorial integrity.

REFERENCES

[1] Bzhezinsky Z. The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. M., 1998.

[2] Bushuev А., Ilchenko S. Who is the Real Master of Black Sea Today. URL: http://svpressa.ru/ society/article/21715.

[3] Vladimirov М. «Clearing House» and the Role of GUAM in US Operations of Capturing New Oil and Gas Markets. URL: http://www.novorossia.org/2011/06/23/clearing-house-i-rol-guam-v-specoperaciyax-ssha.html.

[4] Huseinov V. Caspian Problem: Geopolitical and Economical Aspects // Vestnik Analitiki. 2001.

[5] Japaridze T. Organization for democracy and economical development — GUAM: Roadmap to goal promotion. Social and political research magazine "Central Asia and Caucasus", 3— 4 (57—58), Sweden.

[6] Kurylev K. Specifics of Integration Processes in CIS. — CIS: Problems, Search, Solutions. Yearbook. PFUR Publ., 2010. p. 22—32.

[7] Increasing of US Influence in South Caucasus. URL: http://www.strategium.ru/forum/index. php?showtopic= 19687.

[8] Narochnitskaya N. From Baltic to Black Sea. Russia and European Countries of CIS: Historical and Philosophical Retrospective and Geopolitical Perspectives. URL: http://www.litmir.net/ br/?b= 135059&p= 139.

[9] Plugatarev I. Russia and NATO Entered the War for Caucasus // Newspaper «Independent Military Survey». URL: http://nvo.ng.ru/wars/2008-02-01/2_gruzia.html.

[10] Skakov N. Russia and GUAM. Social and political research magazine "Central Asia and Caucasus", 3—4 (57—58), Sweden.

[11] Chief Adviser to the US State Department Eurasia Art. Mann [electronic resource]. URL: http://www.mfa.gov.ge/index.php?lang_id=ENG&sec_id=129&info_id=1498.

[12] The archipelago GUAM. In Kiev, looking for an alternative to "Gazprom". URL: http://www.sostav.ru/news/2006/05/23/75.

[13] Guliyev Z. Neoimperskogo pressure Moscow and updating mission GUAM. URL: http://minval.az/author/415/#sthash.iA40rNST.dpuf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.