ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ
ГРУЗИЯ-КИТАЙ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Г.Г. Мачавариани
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье исследуется внешняя политика Китая на Южном Кавказе. Анализируются средства так называемой «мягкой силы», которые Пекин использует для расширения своего влияния, в частности на Грузию. Исследование охватывает исторический период после распада СССР до настоящего времени. Политические процессы, происходящие на постсоветском пространстве в последние годы, рассматриваются в контексте противостояния между глобальными игроками на Южном Кавказе, стремящимися установить здесь свое доминирование — Россией, США, ЕС и, в последнее время, Китаем. Соперничество между ними за влияние в этом регионе мира сопровождаются массовыми вливаниями капитала в экономики региона. В частности, укрепление китайского присутствия в Грузии ознаменовалось ростом китайских инвестиций в экономику страны. В заключение автор указывает на то, что Китай представляет собой силу, способную конкурировать со странами Запада и Россией за важные геостратегические позиции в Закавказье.
Ключевые слова: Китай, Россия, ШОС, ГУАМ, НАТО, инвестиции, внешнеторговый оборот, «мягкая сила», китайский язык и культура, туризм.
История грузино-китайских отношений берет начало с момента распада СССР и восстановления Грузией 9 апреля 1991 г. своей государственной независимости. Коммюнике по установлению дипломатических отношений между Китайской Народной Республикой и Республикой Грузией было подписано 9 июня 1992 г. В рамках развития сотрудничества между этими двумя странами большое внимание уделяется вопросам экономики, культуры, образования, здравоохранения и т.д.
В политике грузинская сторона уделяет большое внимание усиливающейся роли Китая в международных отношениях. В свою очередь, китайская сторона приветствует и удовлетворена позицией правительства Грузии в тайваньском вопросе, заключающемся в отстаивании принципа «одного Китая» [16] и признания Тайваня неотъемлемой частью его территории. Грузинская сторона, имеющая ана-
логичную проблему в Абхазии и Южной Осетии, выступает против независимости Тайваня, как и в случае с Косово, в какой бы то ни было форме, против его участия в международных и региональных организациях суверенных государств.
Китай подтверждает поддержку независимости и территориальной целостности Грузии, приветствует ее усилия по обеспечению внутренней стабильности и развитию национальной экономики и считает вопросы Абхазии и Южной Осетии внутренним делом Грузии, которые следует урегулировать путем мирных переговоров на основе государственного суверенитета и территориальной целостности Грузии [2].
10 октября 1997 г. Грузия вошла в состав региональной организации ГУАМ, учрежденной в Страсбурге во время Саммита Совета Европы [12]. Основной целью деятельности объединения ГУАМ декларировалась прокладка магистральных транспортно-энергетических коридоров для доставки энергоносителей из Азии, в основном из Казахстана и Туркменистана, на европейские рынки в обход России.
Такой поворот событий вполне мог поставить КНР в невыгодное положение в конкуренции с Западом за центрально-азиатские энергоносители. Поскольку Китай является вторым в мире потребителем нефти после США, на фоне динамично развивающейся экономики спрос в Китае на природные ресурсы, в особенности нефть и газ, неуклонно растет. Поэтому КНР и Россия приняли решение о создании восточного направления транспортировки углеводородов из Центральной Азии в Китай. В 2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана было основано региональное международное объединение — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) [17]. Основное внимание ШОС было сосредоточено на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов.
Китай, опираясь на экономические успехи, проводит самостоятельную внешнюю политику, претендует на роль лидера в мире, и в частности в динамично развивающейся Восточной Азии и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, активно участвуя во всех мировых процессах. Выступая за многополярность, он рассчитывает на одну из ключевых ролей в формировании будущей мировой архитектуры. Такой подход хорошо укладывается в традиционные схемы китайской внешней политики и соответствует потребности Китая противостоять попыткам западных демократий проводить политику его изоляции и сдерживания.
Поскольку Китай не скрывает своих стратегических целей и амбиций, он рассматривает ШОС в качестве основного инструмента усиления своего присутствия и экономического влияния не только в Центральной Азии, но и во всем мире. Вместе с тем китайское руководство реалистически оценивает свои возможности и поэтому вынуждено считаться с фактором России — как Пекин, так и Москва не могут допустить доминирования США в регионе. И в этом их интересы совпадают [14].
Активное сотрудничество объединения ГУАМ с США, явная ориентация на ЕС и НАТО — все это указывало на то, что политическое влияние Запада на постсоветском пространстве будет расширяться.
В США организацию ГУАМ рассматривают не только как инструмент политического давления на Россию и Китай, но и как структуру, способную практически реализовать евразийскую стратегию США. Американский политолог Збигнев Бжезинский в своей книге «Великая шахматная доска: господство Америки и ее геостратегические императивы» пишет об усилиях, которые США должны предпринять для предотвращения появления враждебной коалиции, способной бросить вызов ведущей роли США. В среднесрочной перспективе больший акцент должен делаться на поиск все более важных и в стратегическом плане совместимых партнеров, которые под руководством США могли бы помочь в создании трансевра-зийской системы безопасности.
В долгосрочной перспективе все вышесказанное должно постепенно привести к образованию мирового центра политической ответственности, «в основу которого было положено намерение стран ГУАМ разработать новые действенные механизмы кооперации, восстановить в значительной мере ослабленные экономические связи, укрепить климат дружеских взаимоотношений и направить их на гармонизацию процессов экономического развития на пространстве бывшего Советского Союза» [13].
Наглядным подтверждением было присоединение к ГУАМ Узбекистана и активная работа Соединенных Штатов с Казахстаном.
14 февраля 1994 г. в Вашингтоне Президенты Н. Назарбаев и У. Клинтон подписали Хартию о демократическом партнерстве [24].
К середине 1990-х гг. США сумели решить часть крупных внешнеполитических задач в Центральной Азии. Созданы политические блоки в рамках проектов ТРАСЕКА и ГУУАМ, направленность которых оценивается российскими экспертами как попытка формирования своеобразного «санитарного коридора», призванного ограничить влияние России на Кавказе и в Центральной Азии.
18 ноября 1997 г. США и Казахстан подписали Соглашение о разделе продукции на казахстанской части шельфа Каспийского моря и соглашение об экономическом и стратегическом партнерстве [20]. Президент США Билл Клинтон сделал заявление, что «Вашингтон рассматривает Казахстан как ключевое государство в Центральной Азии» [22]. В октябре 1999 г. Казахстан и другие государства региона были включены в зону ответственности Центрального командования США (ЦЕНТКОМ).
Таким образом, к середине 1990-х гг. США сумели решить часть крупных внешнеполитических задач в Центральной Азии. При их участии были созданы политические блоки в рамках проектов ТРАСЕКА и ГУУАМ, направленность которых оценивается российскими экспертами как попытка формирования своеобразного «санитарного коридора», призванного ограничить влияние России на Кавказе и в Центральной Азии.
Участие представителей американской администрации во всех саммитах ГУУАМ и финансирование ряда его проектов, также выход Грузии, Азербайджана и Узбекистана в 1999 г. из Договора о коллективной безопасности свидетельствовали, что уже к началу 2000-х гг. ГУУАМ из экономического объединения трансформировался в геополитический блок, ориентированный на США [21].
Усиление политического влияния Запада на страны Центральной Азии могло создать «дугу нестабильности» вокруг Китая и хаотизацию ситуации в Юго-Восточной Азии и центральноазиатских постсоветских республиках [18]. Однако на данном этапе, до введения в эксплуатацию транзитного энергокоридора, организация «ОДЭР—ГУАМ» вряд ли может прямо влиять на ШОС. В то же время сотрудничество со странами ГУАМ, во-первых, могло создать благоприятные условия для китайского бизнеса, во-вторых, в случае задействования транзита казахстанских энергоносителей через Грузию, присутствие в регионе дало бы Китаю возможность маневрирования на месте.
Обладающая важными геостратегическими ресурсами, Грузия сразу же стала ареной геополитической борьбы между США и Россией. Поскольку Грузия расположена на пути потенциального евразийского транспортного коридора, интерес Китая к этой стране, естественно, усиливается. После подписания Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом 27 июня 2014 г. [19] торговое сотрудничество Грузия — ЕС будет осуществляться в рамках GSP — генеральной системы преференций в пользу развивающихся стран [23]. Это означает, что 7500 наименований продукций и сервисов освобождаются от налогов на европейском рынке.
Совместные производства — это наиболее комплексный и эффективный метод оказания поддержки, сочетающий в себе как безвозмездную помощь, так и льготное кредитование и инвестиционные ресурсы (в т.ч. частных компаний). В результате создаются рабочие места, растет ВВП страны, увеличивается объем взаимной торговли. Это наиболее привлекательный механизм оказания поддержки, поскольку выпускаемая на этих производствах продукция будет реализовываться в Европе под местным брендом на выгодных с коммерческой точки зрения для обеих сторон условиях [1]. Также большой потенциал для сотрудничества между Грузией и Китаем существует в таких сферах, как сельское хозяйство, энергетика, логистика, строительство, торговля, информационные технологии, фармацевтика, текстильное и мебельное производства, деревообрабатывающая промышленность [9].
Китайская сторона выразила готовность способствовать популяризации у себя в стране грузинского вина и увеличению объемов его импорта. В 2012 г. 9 грузинских винзаводов впервые участвовали во 2-й ярмарке ЭКСПО «Китай—Евразия» и Форуме по китайско-евразийскому экономическому развитию и сотрудничеству в китайском городе Урумчи. Также на других международных конкурсах, проходящих в Китае, грузинские вина и виноградная водка «чача» получают высшие награды. Грузия уже зарегистрировала несколько наименований грузинских вин, минеральных вод, сыра и меда в ведомстве торговых знаков Китая [6].
Грузинский бизнес в Китае довольно активен. Китайские и грузинские бизнесмены и предприниматели регулярно проводят совместные коммерческие форумы, на которых обсуждаются перспективы делового сотрудничества между двумя странами. В Грузии действуют до 25 китайских инвестиционных, строительных, телекоммуникационных и финансовых компаний.
В апреле 2013 г. в Тбилиси состоялся грузино-китайский бизнес-форум, на котором присутствовали около 40 представителей китайских компаний. Они ознакомились с существующей в Грузии инвестиционной средой и возможностями осуществления бизнеса. В мероприятии принимали участие торговая палата Грузии, международный союз по благоприятствованию бизнесу и Совет содействия международной торговли Китая. На форуме было отмечено, что для китайских компаний в Грузии создан благоприятный климат для развития бизнеса, что является важным условием для инвестирования в страну [5].
Китайская сторона поделилась своим опытом и выразила готовность принять участие в создании Банка развития в Грузии, также финансово поддержать основные направления ее экономического развития, а также крупные проекты, которые будет осуществлять этот банк. Руководство Банка развития Китая проявило большой интерес к инфраструктурным проектам в Грузии [9], в частности, строительству олимпийского городка на территории тбилисского моря на площади 420 гектаров для Молодежного олимпийского фестиваля 2015 г., которое осуществляет китайская инвестиционная компания «Хуалинг групп». Проект ориентирован на урбанистический рост и экономическое развитие той части города.
Министерство по делам беженцев заключило с «Хуалинг групп» договор о покупке трех жилых домов для расселения 200 семей беженцев из конфликтных зон Грузии. Процесс сотрудничества в этой сфере продолжится и в будущем. Стоимость первого этапа составляет примерно 130 млн лари [7]. Планируется также строительство школы, больницы, отделения полиции, пожарной станции и крупнейшей в Закавказье коммерческой зоны. Китайская промышленно-торговая компания «Хуалинг групп» с 2006 г. осуществляет активную деятельность в Грузии: деревообрабатывающий бизнес, в который инвестировала более 100 млн долларов США. В 2006 г. в Цаленджихском и Чхороцкуйском районах в Западной Грузии компанией были куплены леса сроком на 20 лет. Также компания приобрела 90% акций грузинского Базисбанка за 100 млн долларов, и в настоящее время владеет 92,98% этого кредитного учреждения, входящего в десятку крупных банков Грузии [15].
В октябре 2014 г. в городе Чэнгу в рамках заседания межправительственной комиссии по торгово-экономическим связям был обсужден широкий спектр грузино-китайского сотрудничества, при этом одним из главных направлений было признано партнерство в сфере развития сельского хозяйства и энергетики [9].
Рассматривались возможности более интенсивного привлечения китайских инвестиций, а также внедрение новых технологий в производство сельхозпродукции в Грузии. В ходе заседания комиссии было подписано соглашение между КНР
и Грузией, согласно которому для осуществления мелиоративно-ирригационных работ КНР поставила в дар Грузии 225 единиц специальной строительной техники 26 наименований общей стоимостью 10 миллионов долларов. Китай выпускает довольно высокого качества необходимые для энергосектора турбины и устройства для электростанций, которые ничем не уступают европейским аналогам. Соотношение стоимость/качество делает китайскую продукцию высококонкурентной, что очень важно для Грузии [9].
Таким образом, к концу 2014 г. Китай вышел на третье место среди крупнейших торговых партнеров Грузии. Объем китайских инвестиций в Грузию составил 157 миллионов долларов США. Торговый оборот между двумя странами составил 751 млн долларов — 7,3% всего внешнеторгового оборота Грузии [10].
Уже сегодня звучат опасения, что Китай ведет крупномасштабную экономическую экспансию на мировые товарные рынки. В погоне за рынками сбыта Китай намерен использовать Грузию в качестве транзитного коридора для своей продукции, что будет мешать ей развивать собственную промышленность и тормозить процессы ее индустриализации. Но африканский опыт показывает, что Китай проводит политику всесторонней открытости, желая на основе равноправия и взаимной выгоды налаживать торгово-экономические связи с каждой страной и каждым регионом мира, а также экономическое сотрудничество, научный и культурный обмен [1].
У Грузии и Китая древняя история и богатая культура, что стало причиной обмена опытом между двумя странами.
В последнее время в Грузии наблюдается заметный рост интереса к изучению китайского языка. Институт Конфуция создан на основе партнерских связей между китайским Ланьчжоуским университетом и Свободным университетом Тбилиси. Он открыт благодаря поддержке Министерства образования Китая и китайского посольства в Грузии. Китайская сторона передала в подарок институту более 2 тысяч томов учебной и художественной литературы.
В университете им. И. Чавчавадзе выступил региональный директор Всемирного банка и полномочный посол Китая в Грузии Юэ Бин с публичной лекцией «Вопросы китайско-грузинских отношений, тенденции экономического развития Китая, китайская культура». По словам посла, более 600 студентов изучают китайский язык, самые успешные награждаются стипендией. Учеба грузинских студентов в китайских вузах полностью финансируется правительством Китая. В настоящее время действует более 30 стипендий [10].
Растущий интерес к изучению китайского языка обусловлен высоким уровнем китайской экономики. В Грузии открываются представительства крупных китайских компаний и, следовательно, китайский язык становится одним из перспективных [4].
Грузинские и китайские ученые активно сотрудничают в сфере освоения новых технологий и создания новой продукции. Идет работа по созданию совместного грузино-китайского научно-исследовательского центра микробиологии на ос-
нове Тбилисского научно-исследовательского института бактериофага, микробиологии и вирусологии [9].
Грузия включена в список целевых стран зарубежного туризма для китайских граждан, что означает новый этап обменов и сотрудничества между двумя странами. В целях активизации деловых связей и гуманитарных контактов между двумя странами с июня 2011 г. стали осуществляться прямые авиарейсы между Китаем и Грузией. За это время по данному маршруту было перевезено около 50 тыс пассажиров и 30 тонн грузов [3].
В октябре 2014 г. в одном из крупнейших городов Китая Гуанчджоу открылся Второй Международный форум урбанистических инноваций, на котором с докладом выступил мэр города Тбилиси Давид Нармания. Он рассказал о строительстве объездной железной дороги в Тбилиси грузино-китайским консорциумом, в который входят грузинское АО «Мостстрой» и китайская железнодорожная строительная компания, а также 5-километрового участка скоростной автомагистрали в Центральной Грузии компанией China Nuclear Industry [8].
Между Тбилиси и Гуанчджоу был оформлен меморандум о дружбе. Гу-анчджоу по своему масштабу, производству и экономическому развитию догнал Сингапур, и 60 процентов экспорта из Китая осуществляется из этого города. Поэтому заинтересованность со стороны его администрации грузинской продукцией будет способствовать экономическому подъему страны [11].
Также в отличие от большинства западных кредиторов КНР не выдвигает требований о демократическом обществе, правах человека и рыночной экономике в обмен на свою помощь. Единственное условие — признание принципа «одного Китая» [16].
Китай в XXI в. стал одним из наиболее активных игроков на мировой политической арене. Используя апробированные механизмы сотрудничества — крупные инфраструктурные проекты, всесторонние отношения на государственном уровне, совместные форумы и конференции, КНР заняла нишу, освободившуюся после распада СССР. При том, что Китай является партнером России по международному объединению ШОС, он стремится косвенно влиять на политику Грузии через экономическую экспансию, при этом защищая собственные интересы в случае транспортировки энергоносителей Казахстана через Грузию, одновременно получая возможность приблизиться к границам России с юга, создавая при этом дополнительную угрозу ее безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Дегтерев Д.А. Китай—Африка: важные аспекты отношений // Мировая экономика и международные отношения. 2005. N 5. С. 84—91. URL: http://www.mgimo.ru/files/34539/ 34539.pdf.
[2] Грузия подтвердила позицию противодействия "независимости Тайваня" // Информационное агентство «Синьхуа». URL: http://kz.chineseembassy. org/rus/ztbd/zgtw/t246114.htm.
[3] Прямым авиасообщением между Китаем и Грузией воспользовались 46 тыс. пассажиров // Информационное агентство «Синьхуа». URL: http://www.aviaport.ru/digest/2014/06/23/ 292795.html.
[4] В Грузии растет интерес к изучению китайского языка // Информационное агентство «Синьхуа». URL: http://russian.china.org.cn/international/txt/2013-03/28/content_28380580.htm.
[5] В Тбилиси состоится грузино-китайский бизнес форум // Информационный портал «Грузия Online». URL: http://www.apsny.ge/2013/eco/1366737911.php.
[6] Правительство Грузии выкупит у китайской Hualing 200 квартир для расселения беженцев // Информационный портал «Грузия Online». URL: http://www.apsny.ge/2014/soc/ 1416092115.php.
[7] Грузинские компании приняли участие в международной выставке вина в Китае // Информационный портал «Новости-Грузия». URL: http://www.newsgeorgia.ru/economy/ 20140805/216851248.html.
[8] Давид Нармания выступил на втором международном форуме урбанистических инновации // Информационное агентство «Ньюсдэй». URL: http://newsday.ge/index.php?newsid= 14125.
[9] Из интервью грузинскому информационному агентству «Ньюсдей» Чрезвычайного и полномочного посла Грузии в Китае Давида Апциаури «Какое будущее у грузино-китайских отношений?» // Информационное агентство «Ньюсдэй». URL: http://newsday.ge/index.php? newsid=6374.
[10] Интервью посла Китая в Грузии Ю Бина грузинскому информационному агентству «Ньюсдэй» // Информационное агентство «Ньюсдэй». URL: http://newsday.ge/ index.php?newsid=16483.
[11] Между Грузией и Китаем оформлено соглашение о сотрудничестве // Информационно-аналитический портал «Взгляд в бизнес и политику». URL: http://bpi.ge/index.php?option= com_content&view=article&id=30749%3A2014-11-30-18-23-45&catid=1%3Alatest&lang=ka.
[12] История ГУАМ. URL: http://guam-organization.org/node/242.
[13] Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). URL: http://www.lib.ru/POLITOLOG/AMERICA/bzhezinskij.txt.
[14] Китай в XXI веке: Глобализация интересов безопасности / Под. ред. Г.И. Чуфрина. ИМЭМО РАН. М.: Наука, 2007.
[15] Китайская международная компания «Промышленно-торговая группа Синьцзян Хуалин» приобрела 90 проц акций грузинского коммерческого банка «Базис Банк» // Китайский информационный интернет-центр — russian.china.org.cn. URL: http://polpred.com/?ns= 1&ns_id=589716.
[16] Принцип одного Китая и тайваньский вопрос // Китайский информационный интернет-центр — russian.china.org.cn. URL: http://russian.china.org.cn/russian/32178.htm.
[17] Клименко А.Ф. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны и безопасности. URL: http://www.ifes-ras.ru/attaches/books_texts/strategiya_
razvitiya.pdf.
[18] Мелишевский Н. Южный фронт против российско-китайского альянса. URL: http://ria.ru/ cj/20140729/1018010075.html#ixzz3BRDnxgKM.
[19] Европарламент ратифицировал соглашение об ассоциации с Грузией // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2014/12/! 8/dogovor-site.html.
[20] Северо-Каспийский проект: колыбель казахстанского шельфа. URL: http://oilnews.kz/ portrety/62965.html.
[21 ] Сыроежкин К.Л. ГУАМ-ШОС: Сравнительный анализ // Журнал социально-политических исследований «Центральная Азия и Кавказ». 2008. № 3—4 (57—58).
[22] Сыроежкин К.Л. Казахстан-Китай: от приграничной торговли к стратегическому партнерству. URL: kisi.kz/img/docs/4947.pdf.
[23] Форматы отношений Грузии и Евросоюза. URL: http://regional-dialogue.com/articles/ форматы-отношений-грузии-и-евросоюза.
[24] Хартия о демократическом партнерстве между Республикой Казахстан и США. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1024939.
GEORGIA - CHINA: POLITICAL, ECONOMIC AND HUMANITARIAN ASPECTS OF COOPERATION
G. Machavariani
Department of Theory and History of International Relations Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article overviews the policy of China in the South Caucasus. It analyzes the means of so-called "soft power", which are used by Beijing for expansion of its influence, in particular over Georgia. This research embraces the historical period since the collapse of the Soviet Union up to the current period. Political processes bringing about for the last years throughout post-soviet space are considered within the context of confrontation between global players in the South Caucasus trying to establish their domination — Russia, the USA and EU and from recent times China. Rivalry between them for the influence in this region is accompanied by mass of capital into the economics of the region.
In particular, consolidation of Chinese presence in Georgia was marked by growth of Chinese investments into the state economics. In conclusion the author points that China represents power with ability to compete with Western states and Russia for important geostrategic position in Transcaucasia.
Key words: China, Russia, GUAM, SCO, NATO, investments, foreign turnover, "soft power", Chinese language and Literature, tourism.
REFERENCES
[1] Degterev D.A. Important aspects of Sino-African relations // Mirovaya ekonomika i mezhduna-rodnye otnosheniya. 2005, N 5. P. 84—91. Available at: http://www.mgimo.ru/files/34539/ 34539.pdf.
[2] Georgia confirmed the position against "Taiwan independence" // News agency Xinhua. Available at: http://kz.chineseembassy.org/rus/ztbd/zgtw/t246114.htm.
[3] Direct flights between China and Georgia took advantage of 46 thousand passengers // News agency Xinhua. Available at: http://www.aviaport.ru/digest/2014/06/23/292795.html.
[4] There is a growing interest in studying the Chinese language in Georgia // News agency Xinhua. Available at: http://russian.china.org.cn/international/txt/2013-03/28/content_28380580.htm.
[5] Tbilisi to host Georgian-Chinese Business Forum // Information portal "Georgia Online". Available at: http://www.apsny.ge/2013/eco/1366737911.php.
[6] The Georgian government will buy the Chinese Hualing 200 apartments for resettlement of refugees // Information portal "Georgia Online". Available at: http://www.apsny.ge/2014/soc/ 1416092115.php.
[7] Georgian companies took part in the international exhibition of wine in China // Information portal "News-Georgia". Available at: http://www.newsgeorgia.ru/economy/20140805/ 216851248.html.
[8] David Narmania spoke at the second International Forum for Urban Innovation // Information Agency "Newsday". Available at: http://newsday.ge/index.php?newsid=14125.
[9] From the interview of the Georgian news agency "Newsday" with Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of Georgia in China David Aptsiauri "What is the future of Georgian-Chinese relations?" // Information Agency "Newsday". Available at: http://newsday.ge/index.php? newsid=6374.
[10] Interview with Chinese ambassador to Georgia Yu Bin // Information Agency "Newsday". Available at: http://newsday.ge/index.php?newsid=16483.
[11] Georgia and China formalized a cooperation agreement // Information-analytical portal "Looking into business and politics". Available at: http://bpi.ge/index.php?option=com_content&view= article&id=30749%3A2014-11-30-18-23-45&catid=1%3Alatest&lang=ka.
[12] History of GUAM. Available at: http://guam-organization.org/node/242.
[13] Bzhezinskiy Z. The Grand Chessboard (American Primacy and Its Geostrategic Imperatives). Available at: http://www.lib.ru/POLITOLOG/AMERICA/bzhezinskij.txt.
[14] China in the XXI Century: Globalization security interests/ Edited by G.I. Chufrin. IMEMO RAN. Moscow: Nauka, 2007.
[15] China International company "Industrial and Trading Group Xinjiang Hualing" has acquired 90 percent of the shares of the Georgian commercial bank "Basis Bank" // China Internet Portal russian.china.org.cn. Available at: http://polpred.com/?ns=1&ns_id=589716.
[16] One-China Principle and the Taiwan issue// China Internet Portal russian.china.org.cn. Available at: http://russian.china.org.cn/russian/32178.htm.
[ 17] Klimenko A.F. The development strategy of the Shanghai Cooperation Organization: the
problem of security and defense. Available at: http://www.ifes-ras.ru/attaches/books_texts/
strategiya_razvitiya.pdf.
[18] Melishevskiy N. South front against the Russian-Chinese alliance. Available at: http://ria.ru/ cj/20140729/1018010075.html#ixzz3BRDnxgKM.
[19] The European Parliament ratified the association agreement with Georgia // Rossiyskaya gazeta. Available at: http://www.rg.ru/2014/12/18/dogovor-site.html.
[20] North-Caspian project: the cradle of Kazakhstan shelf. Available at: http://oilnews.kz/portrety/ 62965.html.
[21] Syroezhkin K.L. GUAM-ShOS: Sravnitel'nyy analiz // Zhurnal sotsial'no-politicheskikh issle-dovaniy «Tsentral'naya Aziya i Kavkaz». 2008. № 3—4 (57—58).
[22] Syroezhkin K.L. Kazakhstan-China: from cross-border trade for a strategic partnership. Available at: kisi.kz/img/docs/4947.pdf.
[23] Formats of the relations between Georgia and the EU. Available at: http://regional-dialogue.com/articles/formaty-otnosheniy-gruzii-i-evrosoyuza.
[24] The Charter on Democratic Partnership between the Republic of Kazakhstan and the United States. Available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1024939.