Научная статья на тему 'Грузия и стратегии в области международной безопасности: исследование возможных сценариев'

Грузия и стратегии в области международной безопасности: исследование возможных сценариев Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Грузия / НАТО / перспектива сотрудничество / Georgia / NATO / prospects of cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиева Ирада

В статье анализируются стратегические подходы Грузии в контексте международной безопасности, оценивая как текущие вызовы, так и перспективные возможности для страны в условиях глобальных и региональных изменений. Авторы рассматривают Грузию как значимого участника в системе международных отношений, подверженного влиянию как внешних, так и внутренних факторов, обуславливающих ее политическую и экономическую динамику. В статье также описывается обзор исторических событий, формировавших внешнеполитическую ориентацию Грузии, включая ее путь к независимости, конфликты на территории бывшего СССР, и стремление к евроатлантической интеграции. Описание стратегических приоритетов Грузии в области международной безопасности, включая укрепление связей с Европейским союзом и НАТО, развитие двусторонних отношений с ключевыми глобальными и региональными игроками, и участие в международных миротворческих и безопасностных инициативах. Прогнозирование возможных сценариев развития ситуации в области международной безопасности для Грузии, оценивая потенциальные угрозы и возможности, которые могут возникнуть в результате глобальных политических и экономических изменений. Статья подчеркивает важность адаптивного и гибкого подхода Грузии к формированию и реализации своей внешней политики и стратегий в области международной безопасности. Учитывая динамично меняющийся геополитический ландшафт, Грузия сталкивается с необходимостью постоянно переоценивать свои приоритеты и стратегии, чтобы обеспечить свою безопасность и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Georgia and international security strategies: exploring possible scenarios

The article analyzes Georgia’s strategic approaches in the context of international security, assessing both current challenges and prospective opportunities for the country amid global and regional changes. The authors view Georgia as a significant participant in the system of international relations, subject to the influence of both external and internal factors that determine its political and economic dynamics. The article also provides an overview of historical events that have shaped Georgia’s foreign policy orientation, including its path to independence, conflicts on the territory of the former USSR, and aspirations for Euro-Atlantic integration. It describes Georgia’s strategic priorities in the field of international security, including strengthening ties with the European Union and NATO, developing bilateral relations with key global and regional players, and participating in international peacekeeping and security initiatives. The potential scenarios for the development of the situation in the field of international security for Georgia are forecasted, assessing potential threats and opportunities that may arise as a result of global political and economic changes. The article emphasizes the importance of an adaptive and flexible approach by Georgia in forming and implementing its foreign policy and strategies in the field of international security. Given the dynamically changing geopolitical landscape, Georgia faces the need to constantly reassess its priorities and strategies to ensure its security and sustainable development in the long term.

Текст научной работы на тему «Грузия и стратегии в области международной безопасности: исследование возможных сценариев»

Алиева Ирада

Кандидат исторических наук, в.н.с. Институт истории имени А.А. Баки-ханова, Отдел «Мировая история». Старший преподаватель. Азербайджан. Архитектурно-Строительный Институт. ORCID 0000-0003-3162-0256.

грузия и стратегии в области международной безопасности: исследование возможных сценариев*

Аннотация. В статье анализируются стратегические подходы Грузии в контексте международной безопасности, оценивая как текущие вызовы, так и перспективные возможности для страны в условиях глобальных и региональных изменений. Авторы рассматривают Грузию как значимого участника в системе международных отношений, подверженного влиянию как внешних, так и внутренних факторов, обуславливающих ее политическую и экономическую динамику.

В статье также описывается обзор исторических событий, формировавших внешнеполитическую ориентацию Грузии, включая ее путь к независимости, конфликты на территории бывшего СССР, и стремление к евроатлантической интеграции. Описание стратегических приоритетов Грузии в области международной безопасности, включая укрепление связей с Европейским союзом и НАТО, развитие двусторонних отношений с ключевыми глобальными и региональными игроками, и участие в международных миротворческих и безопасностных инициативах. Прогнозирование возможных сценариев развития ситуации в области международной безопасности для Грузии, оценивая потенциальные угрозы и возможности, которые могут возникнуть в результате глобальных политических и экономических изменений. Статья подчеркивает важность адаптивного и гибкого подхода Грузии к формированию и реализации своей внешней политики и стратегий в области международной безопасности. Учитывая динамично меняющийся геополитический ландшафт, Грузия сталкивается с необходимостью постоянно переоценивать свои приоритеты и стратегии, чтобы обеспечить свою безопасность и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: Грузия, НАТО, перспектива сотрудничество.

© Алиева Ирада, 2024.

Aliyeva Irada

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher Institute of History named after A.A. Bakikhanov, Department of World History. Senior Lecturer. Azerbaijan. Institute of Architecture and Construction. ORCID 0000-0003-3162-0256

Georgia and international security strategies: exploring possible scenarios

Abstract. The article analyzes Georgia's strategic approaches in the context of international security, assessing both current challenges and prospective opportunities for the country amid global and regional changes. The authors view Georgia as a significant participant in the system of international relations, subject to the influence of both external and internal factors that determine its political and economic dynamics.

The article also provides an overview of historical events that have shaped Georgia's foreign policy orientation, including its path to independence, conflicts on the territory of the former USSR, and aspirations for Euro-Atlantic integration. It describes Georgia's strategic priorities in the field of international security, including strengthening ties with the European Union and NATO, developing bilateral relations with key global and regional players, and participating in international peacekeeping and security initiatives. The potential scenarios for the development of the situation in the field of international security for Georgia are forecasted, assessing potential threats and opportunities that may arise as a result of global political and economic changes. The article emphasizes the importance of an adaptive and flexible approach by Georgia in forming and implementing its foreign policy and strategies in the field of international security. Given the dynamically changing geopolitical landscape, Georgia faces the need to constantly reassess its priorities and strategies to ensure its security and sustainable development in the long term.

Key words: Georgia, NATO, prospects of cooperation.

Введение

Окончание Холодной войны кардинально изменило международную обстановку и геополитическое устройство мира. После распада СССР лидирующие позиции на мировой арене начали занимать Соединенные Штаты Америки. Главной задачей внешнеполитического курса США было и остается сохранение и укрепление своих позиций в мире в целом, и в отдельных регионах, в частности. Одним из таких регионов является Южный

Кавказ (Закавказье), который включает Азербайджан, Грузию, Армению. Эта трансформация конца XX века, привела к прекращению «холодной войны». С 1991 года начался затяжной переходный период от биполярной к постбиполярной системе. За это время сформировались основные параметры постбиполярного мира. Одним из главных игроков этой войны является НАТО. Как мы знаем НАТО — это «трансатлантический форум», на котором обсуждаются все необходимые вопросы, связанные с безопасностью членов этой организации, любым посягательством на их территориальную целостность или возмещением ущерба [3, с. 121]. Так называемый сценарий «Длинной очереди» западных кругов отражает основные интересы США. Сутью этой политики было постепенное расширение НАТО на Восток и содействие стабильности в расположенных там государствах [4, с. 221].

Обзор исторических событий

Как в начале, так и сейчас важнейшими территориями для США было и остается постсоветское пространство. Западные державы, принимая позицию партнерской взаимопомощи, вносят определенный вклад в развитие постсоветских государств, не забывая извлечь свою выгоду. Наиболее ярко это прослеживается в стратегии США на Южном Кавказе.

Наряду с важным военно-стратегическим и геополитическим расположением Южный Кавказ можно охарактеризовать повышенной конфликтностью [24, с. 56]. Повышенный уровень конфликтогенности региона обусловлен тем, что с давних времен эта территория была неким мостом для кочевых народов, перемещавшихся из Азии в Европу и на Ближний Восток. Геополитическая уникальность Южного Кавказа обусловлена значительными запасами энергоресурсов (нефть, газ). Особую значимость этому региону придаёт то, что стабильная обстановка на этой территории является жизненно важным условием беспрерывной транспортировки каспийских энергетических запасов.

Политическая ситуация на Южном Кавказе напрямую зависит от всех изменений в международных отношениях. Это связано с тем, что крупнейшие мировые центры оказывают значительное влияние на большинство процессов в политической, экономической и других сферах. На любые, даже самые незначительные изменения в регионе, оказывает влияние целый комплекс геостратегических, финансово-экономических, коммуникационных интересов.

Несмотря на то, что в 1992-ом году США одни из первых признали независимость Грузии, учитывая позицию здесь России, долгое время не проявляли большого интереса. Однако со временем влияние России ослабло, а интерес США к этому региону возрос. Думается что интерес США к Южному Кавказу принципиально изменился после событий 11 сентября. Проблемы, связанные с Восточной Европой и Грузией, усилили напряжен-

ность в отношениях между Соединенными Штатами и Россией, породили опасения «новой холодной войны» и нанесли серьезный удар по миру и стабильности на Кавказе [1, с. 176].

Известно, что НАТО оказывает глобальное влияние и является организацией, без которой трудно представить себе архитектуру международной безопасности [13, с. 1]. Если сказать словами З. Бжезинского «без НАТО Европа стала бы ... уязвимой ... и почти расколотой» [7, с. 96].

Именно в 1997 году начинается современный и новый этап политики США и НАТО на Южном Кавказе, и в Грузии частности.

Историю развития отношений Грузии и НАТО условно можно разделить на три этапа. Мы постараемся проанализировать эти этапы развития. Первый этап совпадает с правлением президента Э. Шеварднадзе (1995-2003 гг.), когда закладывался фундамент взаимоотношений Тбилиси и Брюсселя [16, с. 38].

Руководство Грузии возлагало большие надежды на сотрудничество с Североатлантическим альянсом. Первые контакты Грузии с блоком НАТО произошли в апреле 1992 года в рамках North Atlantic Cooperation Council (NACC) - Совета североатлантического сотрудничества, а с 5 июня того же года Грузия стала членом этого Совета, который впоследствии в 1997 году был переименован в Euro-Atlantic Partnership Council (EAPC) - Совет евроатлантического партнерства. Далее Э. Шеварднадзе в Бельгии провел встречи с руководством Североатлантического альянса. В итоге этих встреч Грузии удалось в какой-то мере получить своеобразную моральную поддержку со стороны НАТО в отношении грузино-абхазского конфликта, но самой главной целью Грузии было получение гарантий о признании со стороны НАТО территориальной целостности грузинского государства, что, по мнению грузинских властей, позволило бы в дальнейшем привлечь НАТО к решению этно-территориаль-ных проблем, тем самым сделав НАТО гарантом территориальной целостности Грузии. Но связи с военно-политическими событиями руководство Грузии скорректировав внешнеполитический курс присоединилось к СНГ. Сближение с Россией не помешало Грузии возобновить отношения с НАТО. 11 января 1994 года, НАТО была принята новая программа «Партнерство ради мира» (Partnership for Peace (PfP)) к которой присоединилась Грузия.

18 марта 2002 года в Брюсселе Э. Шеварднадзе встретился с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном, где генсек пообещал оказать действенную помощь в реформировании и модернизации вооруженных сил Грузии. На этом этапе один из самых главных моментов был саммит НАТО, состоявшемся осенью 2002 года в Праге. Именно здесь президент Э.Шеварднадзе заявил о желании Грузии стать полноправным членом альянса, и что Грузия стремиться стать членом НАТО, и готова сделать все, чтобы выполнить эту историческую миссию. С этого момента начался

активный путь интеграции Грузии в Альянс [16, с. 39].

В феврале 2004 года было создано Государственное министерство Грузии по вопросам евроатлантической интеграции. Основными функциями министерства являются координация деятельности, связанной с интеграцией в НАТО, которая включает разработку и координацию реализации Годовой национальной программы сотрудничества с НАТО.

Следует заключить, что внешняя политика Грузии в указанный период характеризовалась несбалансированностью в отношении позиций России и Запада, приоритетом было выстраивание межгосударственных отношений с США и европейскими странами.

Так называемый второй этап развития этих отношений начинается с 2004 года с приходом к власти М. Саакашвили. С его приходом власть не изменила евроатлантический вектор внешней политики Грузии, наоборот, сотрудничество между Грузией и НАТО намного углубилось. В рамках этой политики в 2005 году НАТО и Грузия подписывают соглашение о транзитном следовании, на основании которого страны-союзницы по НАТО и другие государства, выделившие воинские контингенты для ISAF, могут использовать территорию Грузии для доставки предметов материального снабжения своим вооруженным силам в Афганистане. В 2007 году Грузия провела у себя учения ВВС под эгидой НАТО - в рамках программы PFP «Cooperative Archer - 2007. М. Саакашвили добивался одобрения народа. В январе 2008 года провели референдум по вопросу о вступлении страны в НАТО, где большинство населения (72.5%) выступило за вхождение в Североатлантический альянс [16, с. 40].

В апреле 2008 года в Бухаресте руководители стран НАТО пришли к соглашению о том, что Грузия станет членом Североатлантического альянса, и начали период «Intensified Engagement» (IE) - «Интенсифицированного взаимодействия» с Грузией, чтобы заняться нерешенными вопросами, касающимися ее заявки о принятии «Плана действий по подготовке к членству» в НАТО. Но не все члены Альянса поддержали данное решение. Тем не менее Грузия вместе с Украиной получила официальное обещание, что станет членом НАТО, как только будет соответствовать требованиям членства Альянса [5].

Власть Грузии не теряла надежду на вступление в НАТО несмотря на заявление официальной Москвы о том, что расширение НАТО на Восток недопустимо. Ситуацию усугубило вооружённый конфликт в августе 2008 года между Россией и Грузии [5, с. 63-64]. Но время показало что, обе стороны гораздо больше потеряли в результате войны, нежели обрели. Кульминацией демонстрации российской мощи явились ставшие ежегодными крупномасштабные военные учения на Северном Кавказе [12, с. 171].

Страны-члены НАТО лишь выразили глубокую озабоченность в связи с вооруженным конфликтом между Грузией и Россией, призвав к мирному

и устойчивому разрешению конфликта на основе соблюдения независимости, суверенности и территориальной целостности Грузии.

Военный конфликт в Южной Осетии хоть и замедлил, но не остановил процесс интеграции Грузии в НАТО. Создание комиссии Грузия - НАТО и двухдневный визит Яапа де Хооп Схеффера в Тбилиси в сентябре 2008 г. показало, что НАТО последовательно придерживается бухарестского курса на евроатлантическую интеграцию Грузии. Выездное заседание НАТО состоялось 15 сентября 2008 года в Тбилиси. На заседании приняли участие представители всех 26 стран участниц альянса во главе с генсеком Яапом де Хооп Схеффером. В ходе заседания был принят рамочный документ о создании комиссии НАТО - Грузия [6].

Несмотря на все действия со стороны Грузинского правительства во главе с президентом М. Саакашвили, старая Европа скептически отнеслась к членству Грузии в НАТО. Были высказаны мнения что вступление Грузии в НАТО невозможно без предварительных консультаций с Россией [13].

Должны отметить, что на новый уровень отношения НАТО и Грузии после 2008 года не вышли. Хотя в ходе всех встреч Грузия каждый раз получала поддержку альянса в своих евроатлантических стремлениях. Но в итоге желанный и долгожданный ПДЧ Грузия не получила. В 2010-2012 гг. состоялись несколько заседаний комиссии НАТО - Грузия как на уровне министров обороны, так и на уровне министров иностранных дел. И в сентябре 2014 года на Саммите стран - членов НАТО в Уэльсе, сторонники евроатлантической интеграции в Грузии ожидали и верили, безусловно, получитъ от НАТО План по достижению членства (ПДЧ). Вопреки ожиданиям ряда экспертов, Грузии в очередной раз не предоставили ПДЧ и соответствующий статус.

После очередных парламентских выборов 2016 году Грузия продолжила сближение с НАТО и даже продвинулась в этом направлении дальше. С этого времени можно начать условно третий этап развития отношение с НАТО. Б. Иванишвили с одной стороны был настроен на улучшение отношений с Россией, а с другой стороны, стремиться к членству в НАТО. Он демонстрировал гипотетическую возможность изменение векторов внешней политики Грузии. В качестве основных приоритетов указываются проевропейская внешнеполитическая ориентация, стремление к интеграции и членству в НАТО, а также парафирование различных соглашений и подписание договора об ассоциированное членстве в ЕС.

Западный вектор Грузии стал неотъемлемой составляющей внешней политики Тбилиси [9, с. 73]. Как считают некоторые грузинские аналитики, какая бы партия не победила на выборах, она должна придерживаться политики построения демократического общества, ориентированную на интеграцию с Западом.

Несмотря на имеющиеся трудности, Тбилиси пытался всячески продемонстрировать руководству НАТО достигнутый в последние годы заметный прогресс в приведении республики к западным стандартам. Главным событием в отношениях Грузии и Североатлантического альянса стало проведение в Тбилиси в мае 2017 года весенней сессии Парламентской ассамблеи (ПА) НАТО. В ассамблее участвовали заместитель генсека НАТО Р.Геттемюллер, председатель ПА НАТО П.Алли, а также 600 делегатов 28 стран-членов, и 20 стран-партнеров, тем самым продемонстрировав полную поддержку Грузии, полную готовность поддержать реформы и евроат-лантические устремления Грузии. Но в итоге североатлантические представители не предоставили стране ПДЧ. Представители Франции и Германии были против вступления Грузии, Украины и Молдовы в НАТО. В итоговой резолюции Грузии было рекомендовано использовать все возможности для достижения прогресса в процессе интеграции в НАТО, продолжить укрепление демократических институтов, суда, СМИ, углубить диалог между правящей и оппозиционными партиями.

Конфронтация с Москвой хотя и не свела бы на нет все усилия грузинских властей по вступлению в Североатлантический альянс, однако серьезно ограничила бы возможности военного сотрудничества с ним.

В апреле 2023 года президент Грузии Саломе Зурабишвили призвала НАТО предпринять действенные шаги по отношению к Грузии. Никто не должен допустить разочарования Грузии и грузинского народа, никто не должен подать России ложные надежды на то, что изолированная Грузия станет для неё легкой мишенью, заявила президент Грузии С. Зурабишвили [14]. Эти слова были сказаны связи с продолжавшейся войной в Украине. Та же учесть могла ждать и Грузию.

Премьер Грузии И. Гарибашвили также заявил что : «Грузия не может вступить в НАТО с «территориальными проблемами». Вступление Грузии в НАТО зависит не только от желаний самой страны, нужно согласие всех членов альянса. Территориальную целостность страны планирует восстановить через переговоры.» Премьер добавил что с 2012 года, когда к власти пришла партия «Грузинская мечта- Демократическая Грузия», у Тбилиси не было политических контактов с Москвой, есть только экономические и торговые связи. В очередной раз заявил, что Грузия не может ввести санкции против России по «естественным причинам» и потому что, у нее есть свои национальные интересы.

Одним из главных событий в развития этого вопроса в последние годы было открытия Школы по строительству оборонных институтов. Школа была основана в 2016 году, целью которого является укрепление способности Грузии защищать себя и достижение прогресса в ее подготовке к членству в НАТО. Первым из этих курсов является Базовый курс стра-

тегических коммуникаций, сертифицированный НАТО весной 2020 года. Школа предлагает программы профессиональной подготовки и обучения по таким вопросам, как безопасность в регионе Черного моря, надлежащее управление и парламентский контроль над вооруженными силами, а также гибридная война, противодействие дезинформации и вопросы женщин, мира и безопасности, что является отражением стандартов НАТО в области трансформации оборонного сектора в ее процедурах обучения и повышения квалификации. Получив эту аккредитацию, Грузия сделала еще один важный шаг на пути к соблюдению стандартов оперативной совместимости НАТО. 8 июня 2022 года Школа по строительству оборонных институтов - одна из флагманских инициатив Существенного пакета мер НАТО-Грузия - достигла важной вехи, поскольку Командование НАТО по трансформации сертифицировало ее как аккредитованное НАТО учебно-образовательное заведение сроком на шесть лет [10].

Фактически, несмотря на сложную обстановку в стране, в связи с «нерешенностью»

США и НАТО рассматриваются руководством Грузии как основной противовес российскому политическому и экономическому влиянию в Кавказском регионе - и как источник средств к существованию [11, с. 110].

30 января 2023 года Военный комитет НАТО обсудил вопросы военного сотрудничества между НАТО и Грузией. Цель встречи состояла в том, чтобы обсудить текущую ситуацию в области безопасности Грузии и вокруг нее, развитие ее сектора безопасности, ее вклад в миссии и операции под руководством НАТО, а также безопасность на море в контексте Черного моря. При встрече военного представителя Грузии бригадного генерала Ираклия Дзне-ладзе и Адмирал Бауэра последний заявил что, Грузия является давним и непоколебимым партнером, а также государством, которое надежно выделяет воинские контингенты для различных операций НАТО. Я также приветствую ваше намерение расширить свое участие в Силах реагирования НАТО [8].

Официальная Москва неоднократно высказывала свое мнение по этому поводу, заявив что, Грузия никогда не будет членом НАТО и ЕС [14].

На сегодняшний момент грузинская армия вполне соответствует стандартам НАТО, грузинский контингент имеет опыт боевых действий в Косово и Ираке. Военная реформа в Грузии, проведенная под руководством американских инструкторов, качественно улучшила грузинскую армию по сравнению с разрозненными бандами времен Абхазской войны 1992-1994 гг. Но поможет ли все это Грузии в полной мере стать членом НАТО? Есть ряд проблем, замедляющие и без того сложный процесс. Война, развязанная Россией в Украине является одним из таких факторов. Наконец надо обратить внимание на саму Грузию. Грузия эта страна с нерешёнными территориальными вопросами. А западноевропейские страны не хотят обременять

себя проблемами Грузии и избегают возможных столкновений с Россией.

Нет никаких гарантий, что в условиях «особого» характера отношений Грузии и НАТО, в случае обострения ситуации, последнему не придется обеспечивать безопасность ее де-факто, и риск этот весьма велик.

Библиографический список:

1. Adigozslov E.M. Gurcustan munaqi^ssinds AB§ vs Rusizya ziddiyystlsri (2008) // Tarix vs onun problemlsri,

2011. № 3. P. 174-182.

2. Msmmsdov A. Gurcu-osetin etnik munaqi^ssinin beynslxalq hsllinin movcud durumu // Tarix vs onun

problemlsri, 2014. № 2. P. 214-221.

3. Msmmsdov H. NATO-nun muasir beynslxalq munasibstlsr sisteminds yeri vs rolu // Tarix vs onun problemlsri,

2011. № 1. P. 121-124.

5. Osmanli M. MDB Rusiyanin vs NATO bloku olkslsrinin maraqlarinni kssi^ms mskanidir // Tarix vs onun problemlsri, 2012. № 4. P. 221-225.

5. Omsrov V.A., Kslbizads E.H., Mirzsyeva N.E. Gurcustan: daxili ictimai-siyasi §srait. - Baki: Mutsrcim, 2018. 168 p.

6. Алиев В. О сотрудничестве НАТО с Азербайджанской Республикой на современном этапе // Tarix vs onun

problemlsri, 2011. № 2. P. 123-126.

7. Бзежинский З. Великая Шахматная доска / Москва: Международные отношения, 1999. 256 с.

8. Военный комитет НАТО обсуждают вопросы военного сотрудничество между НАТО и Грузии //03 фев-

раля 2023. 08:34 // URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_211438.htm?selectedLocale=ru

9. Гегелашвили Н. Грузия после парламентских выборов. // Россия и новые государство Евразии. 2016.

№ 4. С. 71-80.

10. Грузия делает еще один шаг на пути к достижению оперативной совместимости с НАТО // 12 июнь 2022.

16:37 https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_196351.htm?selectedLocale=ru

11. Гусейнова А.Г. Грузия - НАТО // Tarix vs onun problemlsri, 2011. № 2. P. 110-114

12. Гусейнова А.Г. Грузия - Россия // Tarix vs onun problemlsri, 2011. № 3. P. 165-173

13. Дзебисашвили Ш. Предъявление условии и соответствие им: шаткие измерение влияние НАТО (Случай

Грузия), 31 с.

14. Зурабишвили: Пусть НАТО не дает России надежд, что Грузия станет легкой мишенью // 3 апреля 2023.

14:15 // URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/04/03/zurabishvili-pust-nato-ne-daet-rossii-nadezhd-chto-gruziya-stanet-legkoy-mishenyu

Reference

1. Adigozslov E.M. Gurcustan munaqi^ssinds AB§ vs Rusizya ziddiyystlsri (2008) // Tarix vs onun problemlsri,

2011. № 3. P. 174-182.

2. Msmmsdov A. Gurcu-osetin etnik munaqi^ssinin beynslxalq hsllinin movcud durumu // Tarix vs onun

problemlsri, 2014. № 2. P. 214-221.

3. Msmmsdov H. NATO-nun muasir beynslxalq munasibstlsr sisteminds yeri vs rolu // Tarix vs onun problemlsri,

2011. № 1. P. 121-124.

5. Osmanli M. MDB Rusiyanin vs NATO bloku olkslsrinin maraqlarinni kssi^ms mskanidir // Tarix vs onun problemlsri, 2012. № 4. P. 221-225.

5. Omsrov V.A., Kslbizads E.H., Mirzsyeva N.E. Gurcustan: daxili ictimai-siyasi §srait. - Baki: Mutsrcim, 2018. 168 p.

6. Aliyev V. On cooperation between NATO and the Republic of Azerbaijan at the present stage // Tarix vs onun

problemlsri, 2011. № 2. P. 123-126.

7. Brzezhinski Z. Great Chessboard / Moscow: International Relations, 1999. 256 p.

8. The NATO Military Committee discusses issues of military cooperation between NATO and Georgia //03 Febru-

ary 2023. 08:34 // URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_211438.htm?selectedLocale=ru

9. Gegelashvili N. Georgia after the parliamentary elections. // Russia and the new states of Eurasia. 2016. № 4. P. 71-80.

10. Georgia takes another step towards achieving interoperability with NATO // June 12, 2022. 16:37 https://www.

nato.int/cps/ru/natohq/news_196351.htm?selectedLocale=ru

11. Guseinova A.G. Georgia - NATO // Tarix vs onun problemlsri, 2011. № 2. P. 110-114

12. Guseinova A.G. Georgia - Russia // Tarix vs onun problemlsri, 2011. № 3. P. 165-173

13. Dzebisashvili Sh. Presentation of conditions and compliance with them: shaky measurement of NATO influence

(Case of Georgia), 31 p.

14. Zurabishvili: Let NATO not give Russia hopes that Georgia will become an easy target // April 3, 2023. 14:15 //

URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/04/03/zurabishvili-pust -nato-ne-daet-rossii-nadezhd-chto-gruziya-stanet-legkoy-mishenyu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.