Международное право
Правильная ссылка на статью:
Рыжов В.Б. Украина - НАТО: взаимоотношения и перспективы членства // Международное право. 2024. № 1. DOI: 10.25136/2644-5514.2024.1.70484 EDN: ZYYCXK URL: https://nbpublish.com'Hbrary_read_article.php?id=70484
Украина - НАТО: взаимоотношения и перспективы членства
Рыжов Валерий Борисович
кандидат юридических наук
доцент, заместитель главного редактора журнала "Образование и право", член-корреспондент Российской академии естественных наук, член Союза журналистов России
111397, Россия, г. Москва, пр-кт Зеленый, 22, оф 305 И valeriy_ryzhov@mail.ru
Статья из рубрики "Военные союзы и альянсы"
DOI:
10.25136/2644-5514.2024.1.70484
EDN:
ZYYCXK
Дата направления статьи в редакцию:
17-04-2024
Аннотация: Автор отмечает, что Организация Североатлантического договора (НАТО) в современных условиях играет одну из ключевых ролей в обеспечении безопасности и стабильности в Европе. Констатируется, что в соответствии со своими учредительными документами данная международная структура нацелена на объединение усилий ее членов для коллективной обороны и для сохранения мира и безопасности. Раскрываются международно-правовые аспекты деятельности программы «Партнерство ради мира», созданной в 1991 г. для обеспечения сотрудничества между НАТО и европейскими государствами, не являющимися членами Альянса, поддержания постоянного диалога по проблемам, которые представляют взаимный интерес как для НАТО, так и для государств, которые не входят в данный военно-политический блок. Подчеркивается, что указанная программа задействована в целях сотрудничества членов и нечленов НАТО в военной и оборонной сферах, в т.ч. в условиях разного рода кризисных ситуаций, исходя из постулата, что безопасность государств-членов нераздельно связана с безопасностью всех других государств Европы. В статье делается упор на анализ истории и перспектив развития отношений Украины и
Организации Североатлантического договора. Последовательно рассматривается политика руководства Украины в отношении блока, а также конкретные шаги в рамках евроатлантической интеграции. Особое внимание уделено анализу соответствия текущего состояния внутриполитической системы Украины требованиям и стандартам НАТО. Говорится об официальной позиции РФ по вопросу членства Украины в НАТО. Сделан вывод о том, что вхождение Украины в состав НАТО в кратко- и среднесрочной перспективе противоречит интересам самой международной организации.
Ключевые слова:
Украина, НАТО, членство, евроатлантическая интеграция, европейская безопасность, кризисные ситуации, вооруженные конфликты, международное сотрудничество, Россия, международно-правовое регулирование
Актуализация темы исследования обусловлена предпринятыми шагами направленными на дальнейшее расширения блока НАТО на Восток, которые рассматриваются политическим и военным руководством России как прямая угроза национальной безопасности для нашего государства. При этом важно отметить, что в
основополагающем документе НАТО-1!, как известно, нет положений обязывающих эту международную организацию отказывать в членстве государствам, к примеру, бывшим республикам СССР. Де-юре двери Организации Североатлантического договора открыты для государств, желающих пополнить состав этого Альянса, при соответствии натовским требованиям и стандартам.
Российская внешнеполитическая доктрина рассматривает на данный момент Украину как де-факто плацдарм «коллективного Запада» в лице США, государств-членов НАТО и ЕС в геополитическом противостоянии с Россией. Как отмечается, основной целью является
минимизация влияния России в регионе и на мировой политической арене -7, с- 5]. В тексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г., утв. Указом Президента Российской Федерации от от 2.07.2021 г. № 400, главной причиной возрастания военных угроз государству называется «наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия». 24 февраля 2022 г. Президент России В.В. Путин выступил с Обращением, в котором объявил о проведении «специальной военной операции» (далее - СВО) с целью «демилитаризации
и денацификации Украины» Российские власти уже на фоне проведения СВО не раз озвучивали тезис о том, что необходимость реализации такого рода действий является вынужденной мерой. И такая военная политика России нацелена, в т.ч., на недопущение присоединения Украины к НАТО.
В таких реалиях требуют научного анализа текущие отношения Украины с НАТО. И перспективы вступления Украины в военно-политический блок.
Украина - НАТО: история отношений
Как отмечает В.Н. Бабенко, распад СССР подтолкнул Украину к необходимости поиска своего места в системе европейской безопасности ———Ш^!. в первые годы независимости Украина придерживалась осторожного подхода к НАТО, поскольку стремилась поддерживать хорошие отношения как с Россией, так и с Западом. Однако в
1994 г. Украина стала первой бывшей советской республикой, присоединившейся к программе НАТО "Партнерство ради мира", которая была разработана для содействия военному сотрудничеству и оперативной совместимости между членами Альянса и не входящими в НАТО государствами -4; 12, с- 64].
При президенте Л.Д. Кучме курс на членство в НАТО был сначала закреплен законодательно / Закон УкраТни вид 19.06.2003 р. «Про основи нацюнально! безпеки УкраТни». № 964-1У (утратил силу) /, а впоследствии удален из доктринальных документов в конце июня 2004 г. Исследователи связывают это с тем, что саммит НАТО в Стамбуле не оправдал ожиданий Киева по поводу расширения сотрудничества после закрепления стратегического курса на членство в альянсе в доктринальных документах -23, с 42]. Нельзя не учитывать и фактора общественного мнения на тот период времени.
В середине 2000-х гг. отношения Украины с НАТО стали ключевым вопросом внутренней политики страны. В 2004 г. Украина пережила Оранжевую революцию, серию протестов и политических потрясений, которые в конечном итоге привели к избранию В.А. Ющенко главой государства. Ющенко был активным сторонником стремления Украины к членству в Н АТО и стремился углубить интеграцию Украины с Западом. Одним из примеров этого может служить тот факт, что на Бухарестском саммите НАТО в 2008 г. было принято
важное решение о том, что Украина в перспективе станет членом альянса Однако усилия Ющенко в сфере евроатлантической интеграции натолкнулись на сопротивление России, которая рассматривала расширение НАТО как угрозу своей собственной безопасности. Кроме того, многие украинцы по-прежнему скептически относились к членству в НАТО, поскольку опасались, что это спровоцирует Россию и может привести к военному конфликту. Опросы общественного мнения показывали невысокую востребованность среди граждан Украины идеи членства в Организации Североатлантического договора -25, с 392].
Очередная смена курса произошла уже при президентстве В.Ф. Януковича - из официальных документов вновь были исключены внесенные при В.А. Ющенко параграфы, закрепляющие курс страны на полноправное членство в НАТО. На самом деле позиция В.Ф. Януковича касательно НАТО была не альтернативной, а сдерживающей, в противовес форсированию данного вопроса его предшественниками. Необходимо отметить ещё и тот немаловажный фактор, что в связи с приходом к власти сначала Л.Д. Кучмы, а затем - В.Ф. Януковича, имел место возврат страны на
авторитарный вектор развития -18, с' 47].
После смены государственной власти в 2014 г., новое руководство Украины активно задействовало нарратив о скором вступлении страны в НАТО -16, с 45!. И на данный момент в нормативно-правовой базе украинского государства этот официальный курс чётко прослеживается / Конститу^я УкраТни вид 28.06.1996 р. № 254к / 96-ВР; Закон УкраТни «Про нацюнальну безпеку УкраТни» вид 21.06.2018 р. № 2469-УШ; Стратепя нацюнально! безпеки УкраТни, затв. Указом Президента УкраТни вщ 14.09.2020 р. № 392/2020 /.
С началом военных действий на Востоке страны и вхождением Крыма в состав Российской Федерации правительство П.А. Порошенко неоднократно обращалось к руководству блока с прошением ускорить процесс интеграции и интенсифицировать сотрудничество в военной сфере на фоне продолжающегося внутреннего вооруженного противостояния на части территории Украины. С 2014 г. Украина углубила свое сотрудничество с НАТО посредством таких мер, как Комплексный пакет помощи и
Совместное командование по оказанию помощи и содействию. Кроме того, НАТО предоставило Украине нелетальную военную технику и обучение, а также политическую
и дипломатическую поддержку [21, с- 65]. Все эти годы Украина предприняла шаги по приведению своих военных, политических и экономических систем в большее соответствие со стандартами НАТО, включая участие в Плане действий по членству и
активизацию своего диалога с североатлантическим союзом J-13———2401. Одним из примеров усиления двустороннего сотрудничества по линии Украина - НАТО стало предоставление 12 июня 2020 г. Североатлантическим советом Украине статуса протнёра с расширенными возможностями (Enhanced Opportunities Partner, EOP
30 сентября 2022 г. Президент Украины В.А. Зеленский на фоне военных действий между Россией и Украиной подписал заявку от имени своего государства на вступление
в НАТО в ускоренном режиме-^10!. Взаимодействие Украины с Североатлантическим альянсом заметно интенсифицировалось и стало включать в себя такие формы, как поставки вооружения и техники, т.н. «всеохватывающий пакет помощи Украине», работу советников НАТО, повышение квалиикации военнослужащих и т.д. Кроме того, украинское государство в мае 2023 г. официально стало членом Объединенного центра
передового опыта по киберобороне альянса (NATO CCDCOE)
Однако путь Украины к членству в НАТО остается неопределенным, поскольку она сталкивается с такими вызовами, как политическая нестабильность. Значимую роль играет, бесспорно, наличие в украинском государстве неподконтрольных Киеву территорий [17, с- 50]. И что более важно, продолжающийся на сегодня вооруженный конфликт с РФ.
Интересы сторон
Не стоит забывать, что блок НАТО создавался как геополитический противовес влиянию СССР на мировой политической арене. С распадом СССР предметом противодействия стала Российская Федерация - правопреемница Советского Союза. Лидеры стран-членов Североатлантического альянса неоднократно заявляли о необходимости противостоять возрастающему влиянию России на постсоветском и Евразийском пространстве. Ключевым направлением деятельности НАТО в рамках данной концепции является расширение блока на Восток с принятием новых стран-участников и углублением военной кооперации со странами, не являющимися членами [11, с- 2191. Украина занимает стратегическое положение между НАТО и Россией, что во многом определяет заинтересованность блока в сотрудничестве с Украиной и создает перспективы вступления Украины в НАТО. Тем не менее, взаимоотношения Украины и НАТО должны быть прагматичными и выверенными - в условиях усиливающихся позиций России в регионе и на мировой арене в целом не считаться с ее интересами для блока становится невозможным. Поэтому, представляется необходимым поддерживать Украину в своей «орбите», при этом не предпринимая действительно значимых шагов по ее кооптации и не пересекая «красные линии» Кремля [9, с- 28].
Руководство Украины устраивает роль антироссийского плацдарма коллективного Запада в Восточной Европе. Концепция «Украина - не Россия», последовательно продвигаемая элитами с момента обретения украинским государством независимости, включает в себя помимо прочего нарратив об «имперскости» России и отображение Российской Федерации как постоянной угрозы национальному суверенитету и независимости Украины. Именно поэтому, несмотря на формальное закрепление статуса внеблоковости
в стратегических документах, еще в 1990-х гг. украинское руководство инициировало подписание Хартии об особом партнерстве между Организацией Североатлантического
Договора и Украиной I-3!. И Украина активно наращивала все эти годы сотрудничество с блоком НАТО.
Дополнительная аргументация в пользу членства в НАТО появилась у украинской стороны после событий 2013-2014 гг. Руководство Украины рассматривает многолетнее военное противоборство на Донбассе не как вооруженный конфликт немеждународного характера, а как открытое противостояние с Россией, ища поддержки на Западе. Сотрудничество Украины с Н АТО могло бы укрепить ее безопасность, предоставив ей доступ к возможностям коллективной обороны и опыту НАТО. Это, в свою очередь, могло бы помочь украинским властям одержать решительную победу в конфликте на Востоке страны. Более того, интеграция Украины в НАТО могла бы помочь укрепить ее позиции в международном сообществе, предоставив ей большее политическое и военное влияние. Вступление в НАТО также могло бы предоставить Украине более широкий доступ к международным организациям и институтам.
Требования и стандарты НАТО
Процесс вступления в НАТО регулируется рядом международно-правовых актов, в том числе:
1 . Североатлантический договор - это основополагающий документ НАТО, в котором изложены принципы и цели североатлантического союза -Ш.
2 . План действий по подготовке к членству- программа, призванная помочь странам подготовиться к вступлению в НАТО путем изложения ряда политических, экономических
и военных реформ, которые они должны провести
3. Программа «Партнерство ради мира» - программа, предназначенная для содействия сотрудничеству между НАТО и странами, не входящими в НАТО, по вопросам обороны и
безопасности
Для того чтобы стать членом НАТО, страна должна соответствовать определенным требованиям и критериям. Некоторые из ключевых требований включают:
■ Приверженность демократическим ценностям и институтам, включая верховенство закона, права человека и надлежащее управление.
■ Стабильная политическая и экономическая обстановка.
■ Сильная армия и способность вносить свой вклад в миссии и операции НАТО.
■ Готовность сотрудничать с Н АТО и другими странами-членами по вопросам обороны и безопасности.
Существуют также некоторые ограничения на членство в НАТО, в том числе:
■ Страна не может быть членом как НАТО, так и другого военного альянса.
■ У страны не может быть территориальных споров с другими членами НАТО.
■ Страна должна быть в состоянии выполнять финансовые и ресурсные обязательства, связанные с членством.
Процесс вступления в НАТО - это многоступенчатая процедура, которая требует от государства соответствия ряду политических, военных и экономических критериев. Шаги по вступлению включают в себя выражение заинтересованности, получение плана действий по членству, активизацию диалога, получение приглашения от НАТО, составление протокола о присоединении и его ратификацию. Первым шагом для государства- потенциального кандидата, заинтересованного в вступлении в НАТО, является выражение своей заинтересованности в Североатлантическом союзе. Обычно это делается посредством официального письма или заявления правительства страны. Как только страна выразила свою заинтересованность, ей может быть предложено принять участие в Плане действий по членству (далее - ПДЧ). Это первый официальный шаг на пути к членству в НАТО. Он предполагает, что страна представляет подробный план, в котором излагается ее стратегия по выполнению критериев членства в североатлантическом союзе и проведению необходимых реформ в таких областях, как военный потенциал, управление и верховенство закона [14, с 1891.
После того, как страна добьется прогресса по ПДЧ, ее могут пригласить принять участие в усиленном диалоге с НАТО. Это предполагает более углубленное изучение готовности страны к членству и может включать визиты официальных лиц НАТО в страну. Это этап, на котором НАТО и соответствующая страна участвуют в регулярных консультациях и обменах мнениями для обсуждения прогресса в выполнении критериев членства. Если члены НАТО согласны с тем, что страна готова к членству, они могут направить этой стране приглашение вступить в североатлантический союз. Приглашение обычно выдается на саммите НАТО, и затем страна должна ратифицировать договор НАТО и завершить все оставшиеся реформы. Как только страна ратифицирует договор о НАТО и завершит все необходимые реформы, она должна подписать Протокол о вступлении в НАТО. Этот документ устанавливает условия членства страны. Наконец, Протокол о присоединении должен быть ратифицирован всеми членами НАТО, прежде чем новый участник сможет официально присоединиться к альянсу. Обычно это включает голосование в парламенте каждой страны-члена.
Стоит отметить, что процесс вступления в Н АТО может занять несколько лет или даже десятилетий, а конкретные шаги могут варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств страны. В случае Украины страна уже завершила первые два этапа процесса, приняв участие в Плане действий по членству и активизировав свой диалог с НАТО. Однако по-прежнему существуют значительные препятствия для ее членства, в частности, продолжающийся конфликт на востоке Украины и опасения по поводу способности страны соответствовать военным стандартам Н АТО и стандартам управления.
Перспективы вступления Украины в НАТО
Украинское политическое руководство осознаёт тот факт, что в Вооруженных Силах Украины имеет место ряд нерешенных вопросов, в частности, недостаток оперативности, отсутствие четкого распределения сфер ответственности, недостаточную проработанность нормативно-правовой базы / Стратепчний оборонний бюлетень УкраТни, затверджений Указом Президента УкраТни вщ 17.09.2021 р. № 473/2021 /. Представители экспертного сообщества фиксируют, что за последние годы были проведены комплексные реформы в области безопасности и оборонного планирования, направленные на адаптацию к требованиям евроатлантического альянса, но тем не менее, состояние вооруженных сил Украины по-прежнему далеко от стандартов блока Г27. с. 461
Главным препятствием для Украины на пути к членству в НАТО являются необходимость консенсуса государств-членов по данному вопросу. На сегодняшний момент, ряд государств-участников НАТО выразили свое несогласие принять Украину в состав
Альянса 126———951 Т.к. вступление Украины, по мнению правительств этих стран, непременно приведет к вооруженному конфликту с Россией. Так, премьер-министр Словакии Р. Фицо подчеркивает: «Словакии нужна нейтральная Украина. Интересы
Словакии будут под угрозой, если Украина будет государством - членом НАТО»!201. Аналогичные возражения имеются и у Венгрии [81. На фоне гораздо более стремительного получения членства Финляндии в НАТО (вступление Финляндии в НАТО состоялось 4 апреля 2023 г.) перспективы Украины с более чем 20-летней историей «продвижения» к такому членству выглядят незначительными.
Соответствует ли Украина требованиям для членства в НАТО или нет, является предметом дискуссий. Хотя страна добилась определенного прогресса в таких областях, как реформа обороны и усилия по борьбе с коррупцией, по-прежнему существуют опасения по поводу ее способности соответствовать стандартам Североатлантического блока в таких областях, как военный потенциал, управление и верховенство закона. Продолжающийся конфликт на востоке Украины также является серьезным препятствием для членства страны, поскольку он подорвал ее военную и политическую системы и поставил под сомнение ее способность поддерживать безопасность и стабильность. Некоторые члены НАТО предположили, что урегулирование конфликта было бы предварительным условием для членства Украины, в то время как другие утверждали, что само членство могло бы помочь добиться мирного урегулирования. Так или иначе, страны Н АТО стремятся подтвердить свои неформальные обязательства в отношении Украины ради поддержания лояльности последней. Отказ от сотрудничества с политической элитой Украины невыгоден Западу, так как значительно сократит рычаги сдерживания влияния Российской Федерации в Восточной Европе. Однако, страны НАТО «стараются избежать действий, которые могут поставить их на грань прямого
столкновения с Россией» ———681 Среди государств-членов НАТО по-прежнему отсутствует консенсус в отношении Украины. При этом, подавляющее большинство членов альянса выступают против ускоренного формата вступления Украины в Североатлантический альянс на фоне продолжающейся СВО. И в данном случае речь идет о невозможности выхода Украины на последующие ступени процесса евроатлантической интеграции.
Подводя итог, можно сказать, членство Украины в НАТО представляется невозможным в кратко- и среднесрочной перспективе в силу ряда причин. Во-первых, членство Украины идет в разрез с интересами безопасности государств-членов блока на фоне продолжающегося конфликта на Востоке страны и проведения Российской Федерацией СВО. Во-вторых, неразрешенность на сегодняшний день территориальных споров с Россией. В-третьих, среди государств-членов НАТО существуют принципиальные противники принятия Украины. В-четвертых, результаты реформ в Украине ради достижения ключевых показателей в рамках ПДЧ пока не достигли достаточного уровня прогресса.
Библиография
1. Североатлантический договор Вашингтон, Федеральный округ Колумбия. 04.04.1949 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт НАТО. - URL:
https://www.nato.int/cps/ru/SID-36F4D09C-731D53FD/natolive/official_texts_17120.htm? selectedLocale = ru (дата обращения: 18.04.2024).
2. План действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ) [Электронный ресурс]. 24.04.1999 г. (посл. ред.) // Официальный сайт НАТО. - URL:
https ://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_27444.htm?selectedLocale = ru (дата обращения: 18.04.2024).
3. Хартия об особом партнерстве между Организацией Североатлантического Договора и Украиной. 09.07.1997 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт НАТО. - URL: https ://www.nato.int/cps/uk/natohq/official_texts_25457.htm?selectedLocale = ru (дата обращения: 18.04.2024).
4. Партнерство ради мира (Partnership for Peace - PfP) [Электронный ресурс] // НАТО.РФ. Информационно-аналитический портал. - URL:
https://www.нато.рф/ru/partnership_for_peace.html (дата обращения: 18.04.2024).
5. Заявление по итогам встречи в верхах в Бухаресте, обнародовано главами государств и правительств, участвовавшими в заседании Североатлантического совета в Бухаресте 3 апреля 2008 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт НАТО. 2008. 3 апреля. - URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_8443.htm? selectedLocale = ru (дата обращения: 18.04.2024).
6. Бабенко В.Н. Украина и НАТО: Проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 1. - С. 101-116.
7. Буденный А.А. Украина в центре геополитического столкновения США и НАТО с Россией [Электронный ресурс] // Россия и Америка в XXI веке. 2015. № 3. - С. 5. - URL: https://rusus.jes.su/s207054760010549-0-1/ (дата обращения: 18.04.2024).
8. Венгрия выступила против вступления Украины в НАТО [Электронный ресурс]. ТАСС. 2023. 21 декабря. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/19599909 (дата обращения: 18.04.2024).
9. Верховская Е.М. Шестое расширение НАТО: почему Хорватия и Албания, а не Украина и Грузия? // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. 2010. Т. 1. № 1. - С. 26-30.
10. Зеленский объявил о подаче заявки Украины в НАТО в ускоренном порядке [Электронный ресурс] // Известия. 2022. 30 сентября. - URL: https://iz.ru/1403745/2022-09-30/zelenskii-obiavil-o-podache-zaiavki-ukrainy-v-nato-v-uskorennom-poriadke (дата обращения: 18.04.2024).
11. Кобзарь Е.О. Заинтересованность блока НАТО Украиной как плацдармом для дальнейшей информационной и политической борьбы с Россией // Культура. Политика. Понимание (философско-политические проблемы идентичности: Россия и современный мир): материалы IV международной научной конференции, Белгород, 13-14 мая 2016 г. - Белгород: Издательский дом "Белгород", 2016. - С. 217-222.
12. Мушта А. А. Интеграция Украины в НАТО: реалии и перспективы // Гуманитарные проблемы военного дела. 2019. № 2 (19). - С. 64-68.
13. Петрова Т.И. Особенности развития отношений постсоветской Украины с ЕС, НАТО и США // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2018. № 2 (24). - С. 237-243.
14. Попов Д.С. О критериях членства государств в НАТО (в контексте возможного вступления в организацию Украины и Грузии) // Российский юридический журнал. 2009. № 2 (65). - С. 188-190.
15. Путин объявил о начале военной операции на Украине [Электронный ресурс]. ТАСС. 2023. 24 февраля. - URL: https://tass.ru/politika/13825671 (дата обращения: 18.04.2024).
16. Рыжов В.Б. Влияние геополитической концепции Збигнева Бжезинского на систему международных отношений в XXI веке // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2024. № 3 (210). - С. 44-47.
17. Рыжов В.Б. Отношения Украины и Европейского Союза: исторический опыт и перспективы // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2020. № 1-2 (176-177). - С. 48-52.
18. Рыжов В.Б. Перспективы консолидации украинцев как гражданской нации на основе интеграции с Евросоюзом [Электронный ресурс] // Международное право. 2020. № 3. -С. 45-55. - URL: https://nbpublish.com/li-brary_read_article.php?id = 33368 (дата обращения: 18.04.2024).
19. Силаев Н.Ю. Помощь НАТО Украине после Майдана // Международная аналитика. 2018. № 2 (24). - С. 68-78.
20. Сотак Д. Член НАТО встал на пути Украины в альянс [Электронный ресурс]. Lenta.ru. 2024. 16 апреля. - URL: https://lenta.ru/news/2024/04/16/chlen-nato-vstal-na-puti-ukrainy-v-alyans/ (дата обращения: 18.04.2024).
21. Фурман Е.Д. Украина И НАТО: отношение власти и народа // Современная Европа. 2009. № 2 (38). - С. 64-74.
22. Черненко Е. Украина интегрировалась в НАТО виртуально [Электронный ресурс]// Коммерсантъ. 2023. 18 мая. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5987850 (дата обращения: 18.04.2024).
23. Цедилина Е.В. Украина и НАТО: евроатлантические перспективы Украины // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 4 (41). - С. 42-56.
24. Загороднюк А. За крок до членства у НАТО: що дасть УкраТш статус особливого партнера Альянсу // Европейська правда. 2020. 13 червня.
25. Касьянов Г. УкраТ'на 1991-1997: нариси нов^ньо'Т кторп. - К.: Наш час, 2008. - 432 с.
26. Латишева В.В., Денисова Е.В. НАТО в системi мiжнародних вщносин в умовах трансформацшних змш спричинених вшною Росп з УкраТною // УкраТ'на у сучасному мiжнародному простора Матерiали МiжнародноТ науково-практичноТ конференцп (13-14 червня 2022 р., м. Одеса). - К.: Каравела, 2022. - C. 94-96.
27. Приполова Л.1. Деяк аспекти розвитку законодавства у сферi оборони тд час штеграцп до НАТО // Альманах мiжнародного права. 2021. Вип. 26. - С. 40-48.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. РЕЦЕНЗИЯ
на статью на тему «Украина - НАТО: взаимоотношения и перспективы членства». Предмет исследования.
Предложенная на рецензирование статья посвящена актуальным вопросам, связанным с политическими и юридическими аспектами взаимоотношений Украины-НАТО. Автором рассматриваются вопросы, связанные с историей взаимоотношений Украины и НАТО, правовые и политические требования, предъявляемые Н АТО к своим членам, делаются выводы о возможности включения Украины в число членов НАТО в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В качестве конкретного предмета исследования выступили правовые акты, мнения ученых, выступления политических деятелей, эмпирические ма те риа лы.
Методология исследования.
Цель исследования прямо в статье не заявлена. При этом она может быть ясно понята из названия и содержания работы. Цель может быть обозначена в качестве рассмотрения и разрешения отдельных проблемных аспектов вопроса о перспективах членства Украины в НАТО в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Исходя из поставленных цели и задач, автором выбрана методологическая основа исследования. В частности, автором используется совокупность общенаучных методов познания: анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, другие. В частности, методы анализа и синтеза позволили обобщить и разделить выводы различных научных подходов к предложенной тематике, а также сделать конкретные выводы из данных, полученных из открытых источников.
Наибольшую роль сыграли специально-юридические методы. В частности, автором активно применялся формально-юридический метод, который позволил провести анализ и осуществить толкование норм положений международных актов. Например, следующий вывод автора: «Процесс вступления в Н АТО регулируется рядом международно-правовых актов, в том числе: 1. Североатлантический договор - это основополагающий документ НАТО, в котором изложены принципы и цели североатлантического союза [1]. 2. План действий по подготовке к членству- программа, призванная помочь странам подготовиться к вступлению в Н АТО путем изложения ряда политических, экономических и военных реформ, которые они должны провести [2]. 3. Программа «Партнерство ради мира» - программа, предназначенная для содействия сотрудничеству между НАТО и странами, не входящими в НАТО, по вопросам обороны и безопасности [4]. Для того чтобы стать членом НАТО, страна должна соответствовать определенным требованиям и критериям. Некоторые из ключевых требований включают: Приверженность демократическим ценностям и институтам, включая верховенство закона, права человека и надлежащее управление. Стабильная политическая и экономическая обстановка. Сильная армия и способность вносить свой вклад в миссии и операции НАТО. Готовность сотрудничать с НАТО и другими странами-членами по вопросам обороны и безопасности. Существуют также некоторые ограничения на членство в НАТО, в том числе: Страна не может быть членом как НАТО, так и другого военного альянса. У страны не может быть территориальных споров с другими членами НАТО. Страна должна быть в состоянии выполнять финансовые и ресурсные обязательства, связанные с членством».
Таким образом, выбранная автором методология в полной мере адекватна цели
исследования, позволяет изучить все аспекты темы в ее совокупности.
Актуальность.
Актуальность заявленной проблематики не вызывает сомнений. Имеется как теоретический, так и практический аспекты значимости предложенной темы. С точки зрения теории тема вступления Украины в Н АТО сложна и неоднозначна. Сложно спорить с автором в том, что «Российская внешнеполитическая доктрина рассматривает на данный момент Украину как де-факто плацдарм «коллективного Запада» в лице США, государств-членов НАТО и ЕС в геополитическом противостоянии с Россией. Как отмечается, основной целью является минимизация влияния России в регионе и на мировой политической арене [7, с. 5]. В тексте Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 г., утв. Указом Президента Российской Федерации от от 2.07.2021 г. № 400, главной причиной возрастания военных угроз государству называется «наращивание военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности, отработка применения против Российской Федерации крупных военных формирований и ядерного оружия». 24 февраля 2022 г. Президент России В.В. Путин выступил с Обращением, в котором объявил о проведении
«специальной военной операции» (далее - СВО) с целью «демилитаризации и денацификации Украины» [15]. Российские власти уже на фоне проведения СВО не раз озвучивали тезис о том, что необходимость реализации такого рода действий является вынужденной мерой. И такая военная политика России нацелена, в т.ч., на недопущение присоединения Украины к НАТО. В таких реалиях требуют научного анализа текущие отношения Украины с НАТО. И перспективы вступления Украины в военно-политический блок».
Тем самым, научные изыскания в предложенной области стоит только поприветствовать. Научная новизна.
Научная новизна предложенной статьи не вызывает сомнений. Во-первых, она выражается в конкретных выводах автора. Среди них, например, такой вывод: «членство Украины в НАТО представляется невозможным в кратко- и среднесрочной перспективе в силу ряда причин. Во-первых, членство Украины идет в разрез с интересами безопасности государств-членов блока на фоне продолжающегося конфликта на Востоке страны и проведения Российской Федерацией СВО. Во-вторых, неразрешенность на сегодняшний день территориальных споров с Россией. В-третьих, среди государств-членов НАТО существуют принципиальные противники принятия Украины. В-четвертых, результаты реформ в Украине ради достижения ключевых показателей в рамках ПДЧ пока не достигли достаточного уровня прогресса». Указанный и иные теоретические выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях.
Во-вторых, автором сформулированы различные обобщения материалов эмпирических данных, международных актов и т.п., что может быть полезно специалистам в рассматриваемой автором сфере.
Таким образом, материалы статьи могут иметь определенных интерес для научного сообщества с точки зрения развития вклада в развитие науки. Стиль, структура, содержание.
Тематика статьи соответствует специализации журнала «Международное право и международные организации / International Law and International Organizations», так как она посвящена правовым проблемам, связанным со вступлением Украины в НАТО. Содержание статьи в полной мере соответствует названию, так как автор рассмотрел заявленные проблемы, в полной мере достиг цели исследования.
Качество представления исследования и его результатов следует признать в полной мере положительным. Из текста статьи прямо следуют предмет, задачи, методология и основные результаты исследования.
Оформление работы в целом соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам. Существенных нарушений данных требований не обнаружено. Библиография.
Следует высоко оценить качество использованной литературы. Автором активно использована литература, представленная авторами из России и других стран (Верховская Е.М., Кобзарь Е.О., Мушта А.А., Рыжов В.Б., Загороднюк А. и другие). Таким образом, труды приведенных авторов соответствуют теме исследования, обладают признаком достаточности, способствуют раскрытию различных аспектов темы. Апелляция к оппонентам.
Автор провел серьезный анализ текущего состояния исследуемой проблемы. Все цитаты ученых сопровождаются авторскими комментариями. То есть автор показывает разные точки зрения на проблему и пытается аргументировать более правильную по его мнению.
Выводы, интерес читательской аудитории.
Выводы в полной мере являются логичными, так как они получены с использованием
общепризнанной методологии. Статья может быть интересна читательской аудитории в плане наличия в ней систематизированных позиций автора применительно к заявленным в статье проблемным аспектам.
На основании изложенного, суммируя все положительные и отрицательные стороны статьи
«Рекомендую опубликовать»