Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГРУЗИИ С НАТО ПРИ "ГРУЗИНСКОЙ МЕЧТЕ": ДЕКЛАРАЦИИ И ПРАКТИКА'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГРУЗИИ С НАТО ПРИ "ГРУЗИНСКОЙ МЕЧТЕ": ДЕКЛАРАЦИИ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регион и мир
Область наук
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / НАТО / ЧЛЕНСТВО / ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов В. А.

The article discusses the main document regulating relations between Georgia and NATO, as well as the main directions of cooperation. In particular, participation of Georgian military servicemen in regional security programs of NATO, the implementation of reforms in the defense sector of the country, scientific, informational and other programs. In spite of the existing active cooperation, the issue of permanent membership of Georgia in NATO is delayed due to the lack of consensus in the organization and a number of reasons. In turn, the repeated failures in obtaining membership gave rise to the Georgian public and political space as a mixed assessment with respect to this particular fact, and on the country's foreign policy as a whole.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN GEORGIA AND NATO AT THE "GEORGIAN DREAM":THE DECLARATION AND PRACTICE

The article discusses the main document regulating relations between Georgia and NATO, as well as the main directions of cooperation. In particular, participation of Georgian military servicemen in regional security programs of NATO, the implementation of reforms in the defense sector of the country, scientific, informational and other programs. In spite of the existing active cooperation, the issue of permanent membership of Georgia in NATO is delayed due to the lack of consensus in the organization and a number of reasons. In turn, the repeated failures in obtaining membership gave rise to the Georgian public and political space as a mixed assessment with respect to this particular fact, and on the country's foreign policy as a whole.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГРУЗИИ С НАТО ПРИ "ГРУЗИНСКОЙ МЕЧТЕ": ДЕКЛАРАЦИИ И ПРАКТИКА»

Взаимоотношения Грузии с НАТО при «Грузинской мечте»: декларации и практика

Иванов В.А.

Российский институт стратегических исследований (Россия, Москва)

khoy_ivanov@rambler.ru

Ключевые слова: Грузия, НАТО, членство, сотрудничество, декларации, практика

ЧршишшЬ^ U LUSO-J фп^ЬшршрЬрт.р;)т.ииЬр£ «Чршдш^шЬ hpmqmUf^» opnf

hnjm^mqptp nt щрш^ш^^ш

Pi/uihni\4.U.,

H-uiqiimilmpmljiuli hhinmqmnnLpjnLhhhpJi nnLumuinmhjuih JihuinJinnLin /ЛппшшитшЬ, UniiH/

khoyjvanov@rambler.ru

^^^пФ^^ ¿nqirn&nLÜ р11шр14пъ1 hl 4prnumrnhJ ni. LUSO-J фn^hшpшрhpnLp]nLhhhpp Irnpqrninpnq hJühшlшh фшumшpqphpp, Jh^hu 1шЬ hшüшqnp&шlgnLp]шh qL^шinp nLqqnrpjnrhhhpp: Uшuhш4npш-^hu, 1ршд qJh&шnш]nqhhpJ üшuhшlgnLp]nLhp LUSO-J mшpш&Ш2P2шhш]Jh шh4mшhqnLp]шh &pшqph-pnrü, ршphфn^nLÜhhpJ JpшlшhшgnLÜp hpjpJ щш2шщш1ш1ш1 n^npsn^ü, qJшшlшh, шhqhlшшiшlшh U ш]1_ &pшqphp: Э1ш]ш& ш1шЛ hшüшqnp&шlgnLp]шh ШП1Ш]ПГР]Ш1Р, ЧpшuшшhJ й2щш1ш1 ш1цш-ünLpjnLhp LUSO-Jh ^q^qintü t rnjq lшqüшlhpщnLp]nLhnLÜ ЬШ1Ш&Ш]1ПГР]Ш1 ршgшlш]nLp]шh U üJ 2шрр ш]^ щшш¿шnhhpn4: bp hhppJh, й2щш1ш1 ш1цш1пгр]пг1 итш1шт1. ¿Ьш2п^4ш& фnpЛhpp 1ршдш1ш1 рш^шрш1ш1-Ьшишрш1ш1ш1 ^ш2шпъ1 bhh^ hl рш1ш1ш1 Ьш1шиш1ш1 qhшhшшшlшhhhp Jh^hu

hrnpgJ, ш]1^и tL hpjpJ шpmшpJh рш^шрш1ш1пгр]ш1 4hpшрhp]ШL: 4^nnpn2 ршnhp Чpшuшшh, LUSO, шhqшüшlgnLp]nLh, hшüшqnp&шlgnLp]nLh, hn^шlшqphp, щpшlшJlш

Relations Between Georgia and NATO at the "Georgian Dream":

the Declaration and Practice

Ivanov. V.A.

Russian Institute For Strategic Studies (Russia, Moskow)

khoy_ivanov@rambler.ru

Abstract: The article discusses the main document regulating relations between Georgia and NATO, as well as the main directions of cooperation. In particular, participation of Georgian military servicemen in regional security programs of NATO, the implementation of reforms in the defense sector of the country, scientific, informational and other programs. In spite of the existing active cooperation, the issue of permanent membership of Georgia in NATO is delayed due to the lack of consensus in the organization and a number of reasons. In turn, the repeated failures in obtaining membership gave rise to the Georgian public and political space as a mixed assessment with respect to this particular fact, and on the country's foreign policy as a whole. Keywords: Georgia, NATO, membership, partnership declaration, the practice

Еще после прихода к власти в 2012 г. коалиции «Грузинская мечта», новым грузинским руководством был подтвержден курс на дальнейшую евроатлантическую интеграцию1., Тот же курс был подтвержден по итогам очередных парламентских выборов, состоявшихся в октябре 2016 г., несмотря на продолжавшуюся некоторую реанимацию российско-грузинских взаимосвязей (начавшуюся еще в 2012 г. и охватившую в основном торгово-экономическую сферу). Так,

1 Б. Иванишвили не откажется от планов Грузии вступить в НАТО// top.rbc: интернет-сайт. 2012. 9 октября. URL: http://top.rbc.ru/spb_sz/09/10/2012/673436.shtml (дата

обращения: 05.05.2015).

в резолюции парламента Грузии от 29 декабря 2016 г., вступление в НАТО провозглашалось в качестве безальтернативного приоритета: «Безальтернативным приоритетом Грузии является вступление в НАТО. Власти Грузии продолжат целенаправленную работу, чтобы практически реализовать решение, принятое союзниками на Бухарестском Саммите НАТО в 2008 году о том, что «Грузия станет членом НАТО». В рамках интеграции в НАТО будет обеспечено использование всех практических инструментов (Комиссия НАТО-Грузия, Годовая национальная программа, «Существенный пакет» НАТО-Грузия) и институциональные механизмы. Путем

реализации «Существенного пакета» НАТО-Грузия, продолжится укрепление обороноспособности Грузии и повышение совместимости с НАТО»2.

Положения прежде принятых основополагающих документов также не претерпели каких-либо существенных изменений. Везде приоритетным направлением провозглашается евроат-лантический вектор. Так, например, в нынешней редакции Концепции национальной безопасности Грузии (принятой парламентом Грузии 23 декабря 2013 г. и сохраненной до сих пор без изменений) говорится, что «Вступление в НАТО является важной целью для внешней политики Грузии. Грузия рассматривает НАТО в качестве основы евроатлантической архитектуры безопасности, так же как главным механизмом для обеспечения безопасности и стабильности на евроат-лантическом пространстве. Членство Грузии в НАТО создаст твердые гарантии для национальной безопасности и стабильности и будет играть важную роль в усилении стабильности во всем регионе»3. Тот же тезис повторяется в сжатом виде в ином документе - проекте Национальной военной стратегии (утверждена 17 июня 2014 г.), где сказано следующее: «Достижение членства в Организации Североатлантического договора остается основным приоритетом для Грузии -страны-аспиранта НАТО»4.

В качестве же одной из основных угроз безопасности Грузии, в Концепции обозначена «Оккупация грузинских территорий Российской Федерацией»5.

Сотрудничество Грузии с НАТО было заложено еще в начале 1990-х гг., когда Грузия присоединилась к Совету Североатлантического сотрудничества (1992 г.) и к программе «Партнерство ради мира» (1994 г.). Не углубляясь в историю взаимоотношений Грузии-НАТО6, сле-

2 Парламент Грузии принял резолюцию о внешней политике страны// http://www.apsny.ge/2016/pol/ 1483074954.php

3 National Security Concept of Georgia// Ministry of Defence of Georgia: official website. 2013. December 23. URL: https://mod.gov.ge/assets/up-modul/uploads/pdf/NSC-ENG.pdf (дата обращения 05.05.2015).

4 Georgian National Military Strategy // Ministry of Defence of Georgia: official website. 2014. June 17. URL: https://mod.gov.ge/assets/up-modul/uploads/pdf/NMS-ENG.pdf (дата обращения 05.05.2015).

5 National Security Concept of Georgia// Ministry of Defence of Georgia: website. 2013. December 23. URL: https://mod. gov.ge/ assets/up-modul/uploads/pdf/NSC-ENG.pdf (дата обращения: 05.05.2015).

6 Основные этапы взаимоотношений НАТО-Грузия, см.:

NATO's relations with Georgia//North Atlantic Treaty

Organization: website. URL: http://www.nato.int/cps/en/SID-

AD9A4B0B-9F65A23F/natolive/topics_38988.htm (дата

обращения: 05.05.2015); NATO-Georgia Relations.

дует отметить, что такое, на первый взгляд компромиссное решение, (аспирантский статус без предоставления Membership action plan — Плана действий по членству)7, с одной стороны, позволяло сохранять Грузию в орбите западного влияния (наряду с другими формами «привязки», такими, например, как трубопроводы БТД и БТЭ, строящаяся ж-д КАТБ, проектируемые TAP, TANAP8, Соглашение об ассоциации с ЕС и др.), а с другой -до определенного времени избегать открытой конфронтации с РФ.

На нынешнем этапе, сотрудничество Грузии с Североатлантическим альянсом регулируется и оценивается основанной в конце 2008 г. комиссией НАТО-Грузия, а реализуется в основном, в рамках положений заменившей IPAP Ежегодной Национальной программы - Annual National Programme (учреждена в декабре 2008 г.).

Взаимодействие Грузии с НАТО развивается по следующим основным направлениям:

Chronology// Office of the State Minister of Georgia on European & Euro-Atlantic Integration: website. URL: http://eu-nato.gov.ge/en/nato/relations/integration (дата

обращения: 05.05.2015) см. также: Аналитический обзор. Украина, Грузия, Молдавия: путь в НАТО через Европейский Союз. Москва 03.09.2014. К саммиту НАТО в Уэльсе 4-5 сентября 2014 / М.: Центр международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня», С. 34-52; Аналитический доклад. Закавказье в стратегических планах США и НАТО. М.: Центр международной журналистики и исследований МИА «Россия сегодня», 10.12.2014 года. С. 61-90.

7 Впервые был упомянут по итогам министериала в Брюсселе 7 декабря 2011 г. Так, в итоговом заявлении, в пункте 12 говорится: «We applaud the significant operational support provided to NATO by our aspirant partners the former Yugoslav Republic of Macedonia, Montenegro, Bosnia and Herzegovina, and Georgia». См.: Final statement. Meeting of the North Atlantic Council at the level of Foreign Ministers held at NATO Headquarters, Brussels, on 7 December 2011 URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_81943.htm7m ode=pressrelease (дата обращения: 07.07.2014);

См. также: Грузия будет представлена в статусе страны-аспиранта на саммите НАТО в Чикаго// Грузия-онлайн: интернет-сайт. 2012. 23 апреля.URL:

http://www.apsny.ge/2012/mil/1335244406.php (дата

обращения: 06.07.2014); Текст декларации Чикагского саммита, см.: Chicago Summit Declaration. Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Chicago on 20 May 2012// North Atlantic Treaty Organization: website. 2012. May 20. URL: http://www.nato.int/cps/en/SID-02866413-6D48618B/ natolive/ official_texts_87593.htm?mode=pressrelease (дата обращения: 03.05.2015).

Примечательно, что накануне Уэльского саммита, кроме Грузии страны-аспиранты Македония, Черногория и Босния и Герцеговина уже обладали ПДЧ.

8 Церемония закладки фундамента Трансанатолийского газопровода - TANAP, состоялась 17 марта 2015 г. в Карсе. См.: В Турции прошла церемония закладки TANAP / Фото / Видео// Blackseanews: website. 2015. 18 Mart. URL: http://www.blackseanews.net/read/96761 (дата обращения: 02.05.2015).

1) Сотрудничество в сфере безопасности (в основном, в рамках программы «Partnership for Peace» (PfP) - «Партнерство ради мира» (ПРМ). По ходу реализации сотрудничества в данном направлении грузинские военнослужащие проходили «обкатку» в «миротворческой» миссии НАТО в Косово (с 1999 по 2008 г.), с 2004 по 2008 гг. в составе международных сил в Ираке (в количестве одной бригады), с 2004 г. в Афганистане в составе миссии Международных сил содействия безопасности - International Security Assistance Force (ISAF)9. Перед отправкой в Афганистан каждое подразделение проходило тренировки под руководством группы американских инструкторов из корпуса морской пехоты США на протяжении 6 месяцев в Национальном тренировочном центре «Крцаниси», и 1 месяц в Хохенфельсе, под руководством немецких и американских инструкторов. Каждые 6 месяцев имела место ротация грузинских военнослужащих. Помимо этого, еще с 2006 г. в Сачхере (с 2010 г. обладает статусом центра обучения тренировок программы ПРМ НАТО) функционирует горный учебный центр10.

Территория Грузии использовалась (и, по всей видимости, продолжает использоваться) также в качестве транзитного коридора для транспортировки грузов из Афганистана (так называемый наиболее южный путь Северной сети доставок - Northern Distribution Network)11. Так, еще 27 июля 2013 г. посол США в Грузии Ричард Норланд и командующий Транспортного командования ВС США Уильям Фрейзер побывали в Потийском порту, где изучили возможность транзита военных грузов при выводе войск из Афганистана. У. Фрейзер отметил: «Думаю, что Потийский порт сыграет большую роль при вывозе грузов из Афганистана. У нас уже есть определенный позитивный опыт вывоза грузов из Афганистана через Поти»12.

Georgia in International Peacekeeping Missions// Information Centre on NATO and EU. Website. 2014. 16 April. URL: http://www.eu.natoinfo.ge/en/page/georgia-in-international-peacekeeping-missions; http://natoinfo.ge/uploads/other/0/ 987.pdf (дата обращения: 05.05.2015);

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_38988.htm

10 Сачхерский лагерь горной подготовки основан 14 августа 2006 г. Более подробно, см.: Sachkhere Mountain Training School// URL: http://sachkhere.mod.gov.ge/? page=home&lang =1&id=1 (дата обращения: 19.04.2015)

11 Соглашение о транзите между НАТО и Грузией было подписано в 2005 г. См.: North Atlantic Treaty Organization: website. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/topics_ 38988.htm? (дата обращения: 01.05.2015).

12 США рассматривают возможность транзита военных грузов из Афганистана через Поти// Вестник Кавказа: интернет-сайт. 2013. 27 июля. URL:http: //www. vestikavkaza.ru/news/SSHA-rassmatrivayut-vozmozhnost-tranzita-voennykh-gruzov-v-Afganistan-cherez-Poti.html

Несмотря на понесенные потери (по состоянию на 01.04.2014 г. - по официальным данным только убитыми грузинский контингент потерял 29 военнослужащих)13 Грузия изъявила желание принять участие в подготовке и обучении афганской армии и после 2014 г.(т.е., после анонсированного вывода в конце 2014 г. коалиционных сил из Афганистана).

С 1 января 2015 г. в Афганистане стартовала официально не боевая, сменившая ISAF, операция «Решительная поддержка» (Resolute Support Mission)14. По словам министра обороны М.Джанелидзе, по состоянию на апрель 2015 г. в ней принимало участие около 900 грузинских воен-

нослужащих15.

Еще 10 октября 2013 г. тогдашним министром обороны И. Аласания было анонсировано, что в 2015 г. Грузия станет частью сил быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force (NRF)16. 23 мая 2014 г. было сообщено, что служащие 12 батальона 1 пехотной бригады готовы к присоединению к Силам быстрого реагирования НАТО. Отмечается, что они уже прошли курс обучения в Хохенфельсе17. Согласно же иному заявлению И. Аласания, сделанного 11 февраля 2014 г. в ходе совместной пресс-конференции с представителем Военного комитета НАТО К. Бартелсом (выездное заседание военного комитета НАТО в Грузии проводилось впервые 11-12 февраля 2014 г.) финансировать участие грузинских военных в силах быстрого реагирования будут США. Планируется сформировать в Грузии одну роту (примерно из 150 военнослужащих). В случае необходимости рота примет участие в спецоперациях18.

По линии борьбы с терроризмом, Грузия также оказалась вовлечена в План действий партнерства по борьбе с терроризмом (ПАП-T), пре-

13 Georgia in International Peacekeeping Missions// Information Centre on NATO and EU. Website. 2014. 16 April. URL: http://www.eu.natoinfo.ge/en/page/georgia-in-international-peacekeeping-missionsURL: http://natoinfo.ge/uploads/ other/0/987.pdf (дата обращения: 05.05.2015).

14 Resolute Support Mission in Afghanistan// North Atlantic Treaty Organization: website. 2015. February 27. URL: http://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_113694.htm (дата обращения: 05.05.2015).

15 Джанелидзе: в Афганистане служат 900 грузинских военных// Вестник Кавказа. интернет-сайт. 2015. 8 апреля. URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/Dzhanelidze-v-Afganistane-sluzhat-900-gruzinskikh-voennykh.html (дата обращения: 20.04.2015)

16 http://www.mod.gov.ge/index.php?newsid=2366.

17 http://www.mod.gov.ge/index.php?newsid=2886&lang=en

18 Минобороны Грузии: США спонсируют подключение Грузии к силам быстрого реагирования НАТО//ТАСС. Информационное агенство России: интернет-сайт. 2014. 12 февраля.

URL: http://itar-tass.com/mezhdunarodnaya- panorama/959459 (дата обращения: 03.04.2015).

дусматривающем обмен с НАТО разведданными и аналитическими материалами (в основном, в контексте операции НАТО по наблюдению за морским районом в Средиземном море «Active Endeavour»)19.

2) Реформы в секторе обороны и безопасности. Проводятся в основном в рамках Процесса планирования и обзора (Planning and Review Process - PARP) к которому Грузия присоединилась в 1999 г. В рамках данного направления оказывается помощь в реформировании оборонных институтов в целом, (как в вопросе внедрения системы более эффективного управления, так и реформирования собственно армейских подразделений в соответствии со стандартами и нормам НАТО и т.д.). Также Грузия была подключена к Defence Education Enhancement Programme (DEEP), что дало возможность грузинским курсантам получать образование в образовательных учреждениях стран НАТО.

В рамках этого же направления в 2009 г. в Грузии началась реализация программы НАТО по профессиональной подготовке гражданских служащих МО и ряда иных учреждений (Professional Development Programme (PDP) for Civilian Personnel in the Ministry of Defence and other Security Institutions) в сфере безопасности20.

3) планирование гражданских чрезвычайных ситуаций. В рамках этого направления грузинская сторона вовлечена в мероприятия, организуемые Euro-Atlantic Disaster Response Coordination Centre (EADRCC)21

4) сотрудничество в сфере науки (главным образом, в вопросах, напрямую связанных с безопасностью). Грузия включена с 1994 г. в программу НАТО «Наука ради мира и безопасности» (Science for Peace and Security (SPS) Programme), в рамках которой грузинские ученые исследуют проблемы, связанные с энергетической безопасностью, кибер-обороной и т.д. Начиная с апреля 2013 г., Грузия принимает участие в серии курсов (Advanced Training Courses) в Анкарском Институте Средневосточного Технического Университета (Middle East Technical University (METU)22.

5) Информирование общественности. Начиная с 2002 г., НАТО в тесном взаимодействии с рядом грузинских НПО и государственными

19 NATO's relations with Georgia// North Atlantic Treaty Organization: website. 2015. 23 Mart.

URL : http: //www.nato .int/cps/en/natolive/topics_38988.htm? (дата обращения: 03.04.2015).

20 NATO's relations with Georgia// North Atlantic Treaty Organization: website. 2015. 23 Mart.

URL : http: //www.nato .int/cps/en/natolive/topics_38988.htm? (дата обращения: 03.04.2015).

21 Там же.

22 Там же.

институтами проводит серию различных мероприятий (семинары, конференции, ежегодные «Недели» НАТО)23. Министерством евроатлан-тической интеграции Грузии был создан Центр информации о НАТО (с 2013 г. - Центр информации о НАТО и ЕС). Центр работает в тесном взаимодействии с Управлением общественной дипломатии НАТО и Связным офисом НАТО (функционирует с 2010 г.) в Грузии. Круг деятельности Связного офиса чрезвычайно широк24 и, помимо прочего, включает в себя координацию деятельности таких доноров, как Фонд Сороса, ШАГО (в том числе, и в сфере гражданской службы).

Помимо отмеченных направлений, с большинством стран-членов НАТО имеются военные соглашения на двусторонней основе, на основании которых выделяются финансовые гранты, осуществляются тренировки и обучение представителей грузинских ВС и т.д25.

В целом, грузинская сторона и после смены власти в 2012 г. продолжала активно наращивать свое взаимодействие с альянсом. Новые надежды в смысле дальнейшей интеграции (получения долгожданного ПДЧ) вызывала в определенной части властной коалиции в Тбилиси (не говоря уже о позиции ЕНД) и общая международная обстановка (ближневосточный кризис, события вокруг Украины и, как следствие - резкое обострение взаимоотношений между Россией и Западом).

Вместе с тем, уже саммит в Уэльсе в 2014 г. показал необоснованность надежд грузинской стороны на предоставление ей ПДЧ. Все заявления грузинской стороны (больше походившие на запугивание своих западных партнеров) еще до самого саммита оказались малопродуктивными.

Выступая в Таллине 13 января 2014 г., спикер грузинского парламента Д. Усупашвили заявил, что в случае не предоставления стране ПДЧ в сентябре, это нанесет ущерб стабильности страны26. В ходе визита в Вашингтон в феврале

Последняя имела место в Грузии с 7 по 16 апреля 2014 г. См.: В Грузии завтра откроется неделя НАТО// Грузия-онлайн: интернет-сайт. 2014. 6 июня. URL: http://www. apsny.ge/2014/pol/1396817836.php (дата обращения: 01.05.215).

24 Более подробно, см.: NATO Liaison Office (NLO) Georgia// North Atlantic Treaty Organization: website. 2014 21 May. URL: http://www.nato.int/cps/ro/ natohq/ topics_ 81066.htm (дата обращения: 06.03.2015).

25 Список стран, с которыми Грузия взаимодействует в военной сфере на двусторонней основе. см.: Bilateral Cooperation// Ministry of Defence of Georgia: website. URL: https://mod.gov.ge/p/bilateral-cooperation (дата обращения: 22.03.2015).

26 Liz Fuller, Georgia Sets Sights On NATO Membership Action Plan// Radio Free Europe/Radio Liberty. website. 2014.

2014 г. премьер-министр Ираклий Гарибашвили также отмечал, что НАТО должна предоставить Грузии ПДЧ на сентябрьском саммите, как награду за достигнутый страной прогресс27.

Однако, уже в конце марта стало ясно, что основной лоббист Грузии в альянсе столкнулся с определенными трудностями. Президент США Б. Обама на проведенной 26 марта в Брюсселе пресс-конференции заявил следующее: «Ни Украина и ни Грузия не стоят на пути вступления в НАТО. Расширение НАТО не входит в ближайшие планы»28.

Более того, помощник Госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Виктория Нуланд в ходе своего выступления 10 апреля на заседании Подкомитета по вопросам Европы в Комитете по внешним отношениям Сената США, вынуждена была признать, что США поддерживают предоставление Грузии Плана действий к членству в НАТО (ПДЧ), но по данному вопросу в альянсе нет консенсуса. «Грузины хорошо знают, что у них нет консенсуса в альянсе и им предстоит провести работу, чтобы убедить, в частности, некоторых наших западных союзников, что они заслуживают ПДЧ. Мы поддерживали их, когда они пытались обосновать то отдельным союзни-

29

кам» .

В итоге, в декларации Уэльского саммита, касательно Грузии вновь было озвучено довольно туманное обещание касательно достижения последней в будущем членства в организации: «На Бухарестском саммите 2008 г. было признано, что Грузия станет членом НАТО и мы вновь подтверждаем все составляющие этого решения...». Наряду с этим объявлялось об одобрении для Грузии существенного пакета (substantial package): «Сегодня мы одобряем существенный пакет для Грузии, который включает в себя функциональное оборонительное строительство, учебную подготовку, усиленную связь и увеличение возможностей взаимодействия. Эти меры нацеленные на усиление обороны Грузии и возможностей взаимодействия с Альянсом, помогут

16 January. URL: http://www.rferl.org/ content/caucasus-report-georgia-nato/25232112.html (дата обращения: 17.05.2015)

27 Маргвелашвили комментирует заявление Обама// Civil Georgia. интернет-сайт. 29 Март. 2014. URL: http://www. civil.ge/rus/article.php?id=25817 (дата обращения: 10.05.2015).

28 Барак Обама: «Ни Украина, ни Грузия не стоят на пути членства в НАТО»// Civil Georgia. интернет-сайт. 27 Март. 2014. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=25806 (дата обращения: 10.05.2015).

29 В НАТО нет «консенсуса» по предоставлению Грузии ПДЧ// Civil Georgia. интернет-сайт. 2014. 11 апреля. URL: http://www.civil.ge/rus/article.php?id=25858 (дата обращения: 03.05.2015).

Грузии в продвижении ее подготовки по направлению к членству в Альянсе»30.

Становилось очевидным, что скепсис союзников по альянсу (в первую очередь, Германии и Франции, не желающих обострять отношения с РФ в Закавказье, где у них, по-сути, отсутствуют долговременные стратегические интересы, а сам регион рассматривается лишь с точки зрения важности взаимоотношений с Ираном и Турцией) Вашингтон так и не преодолел. Ведущие европейские лидеры, несмотря на жесткую риторику по поводу Украины, предпочли более мягкие формы интеграции, такие, например, как Ассоциативное соглашение с ЕС, которое и было подписано в конце июня 2014 г. Эти шаги, а также «существенный пакет» и явились, по всей видимости, после всех довольно твердых «нет» касательно ПДЧ, своеобразным «утешительным призом» для Грузии.

17 ноября 2014 г. по итогам встречи И. Га-рибашвили и генсека НАТО Й.Столтенберга стало известно об одной из мер, который включал «существенный пакет» - основание нового учебного центра НАТО в Грузии31. 30 января 2015 г. замгенсека НАТО А.Вершбоу подвердил вновь это намерение (Joint Training and Evaluation Centre)32. В итоге, в августе 2015 г., во время визита генсека НАТО Йенса Солтенберга, было анонсировано открытие этого учебного центра33.

Между тем, постоянные неудачи в получении ПДЧ (результат от которых достаточно явственно стал сказываться еще с 2008 г.), породили в грузинском общественно-политическом пространстве смешанные оценки как относительно данного конкретного факта (основание учебного центра), так и по поводу внешнеполитического курса страны в целом. Так, аналитик Ника Имна-ишвили отметил, что этим шагом НАТО пытается «подсластить» Грузии не только прошлый, но и будущий отказ в предоставлении MAP». Были и диаметрально противоположные мнения. Причем, таковых было не мало. Но скепсис про-

30 Wales Summit Declaration. Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Wales // North Atlantic Treaty Organization: website. 2014. 5 September. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_112964.htm (дата обращения: 25.03.2015).

31 NATO Secretary General hails Partnership with Georgia // North Atlantic Treaty Organization: website. 2014. November 17. URL: http://www.nato.int/cps/en/ natohq/ news_114791. htm (дата обращения: 02.05.2015).

32 NATO and Georgia - Coming Closer

Speech by NATO Deputy Secretary General Ambassador Alexander Vershbow, Atlantic Council of Georgia, Tbilisi// North Atlantic Treaty Organization: website. 2015. 30 January. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/opinions_117023.htm (дата обращения: 25.03.2015).

33 http://www.kommersant.ru/doc/2796766

должал расти. Так, в интервью газете «Алия» (еще от 4 декабря 2014 г.) эксперт Сосо Цинцад-зе иронично отмечал: «Если бы в НАТО принимали из-за заявлений, митингов, теле-шоу, битья кулаками на грудь, клятв на иконе и библии, мы бы стали первыми членами альянса, но не бывает так, нет! Нас в НАТО не примет никто, пока Россия это Россия, а Европа это Европа. Надо заниматься реальным делом, это нереально. Зачем нужны делегации по 10-12 человек, не понимаю, почему не могут поехать 4-5? Раз в 2-3 месяца ездит бедный Зураб Абашидзе и ему даже секретаря не дают, поедет один, останется в Праге на один день и приезжает обратно. Если мы хотим стать страной-членом НАТО, тогда должны сказать, что у нас нет никаких спорных территорий, в том числе и с Россией, но мы официально говорим, что наши территории оккупированы Россией и мы требуем их возврата. И еще одно: пока мы дойдем до НАТО, надо преодолеть столько препятствий, что никто не считает себя обязанным вспоминать об этом. Это такой вопрос, что только из-за него могут заблокировать вопрос о приеме Грузии. Поэтому дипломатично, стыдливо говорят про реформы, потом еще про реформы и еще реформы... Это легко для самообмана»34.

Показательной также являлась позиция целого ряда политических сил, принявших участие в избирательной кампании 2016 г. Видимая часть раскола в коалиции началась (помимо прочих моментов) в том числе и после заявлений лидера фракции «Промышленников» Гоги Топадзе о нецелесообразности североатлантической интеграции. Подобные заявления, и ранее звучавшие из уст данного политика, в условиях предвыборной борьбы приобрели особое звучание. Небезызвестной была также и скептическая позиция «Альянса патриотов»35. Да и в самой «Грузинской мечте», одержавшей решительную победу на выборах октября 2016 г. отношение к альянсу в немалой мере теперь рассматривается (во всяком случае, частью его членов) с точки зрения сугубо материальной. Идейная составляющая, выражающаяся в форме непоколебимой веры в необходимости для Грузии следовать раз избранным путем (невзирая ни на какие потери) в кулуарных разговорах находится нередко на заднем плане.

Очередной всплеск разочарования в грузинских общественно-политических кругах также наблюдался по итогам Варшавского саммита (8-

34 Цит. по: Обзор грузинской прессы 1-6 декабря, 2014 год// Центр глобальных исследований. интернет-сайт. URL: http://globalresearch.ge/ru/press/obzor-guz-press-1 .html (дата обращения: 06.05.2015).

35 http://inosmi.ru/politic/20161011/238001865.html

9 июля 2016 г.). В итоговом коммюнике не только ничего не было сказано о ПДЧ для Грузии, но и не упоминалось о возможности создания на Черном море «совместной группировки ВМС» по формуле «28+2» с участием Грузии и Ук-раины36. Нежелание альянса раздражать Россию в очередной раз стало слишком очевидным.

Вместе с тем, отметим, что несмотря на определенную разницу во мнениях и проявляющиеся сомнения в целесообразности дальнейшей интеграции в структуры альянса, говорить о решительной смене общественного сознания или же переориентации политического вектора -преждевременно. Заметные сдвиги в настроениях политически активной части общественности безусловно наличествуют (связанные, главным образом, с нежеланием НАТО предоставлять ПДЧ и с потерей считающимися своими территорий), однако наличие в стране значительного количества финансируемых Западом НПО и тесно связанных с различными влиятельными сегментами «Грузинской мечты», так и с ЕНД (развалившейся, но существующей), а также сохраняющийся пока консенсус в вопросах внешнеполитического вектора (но не тактики), пока не позволяет надеяться на существенную коррекцию отношений к НАТО. Максимум, о чем идет речь - это о возможности нахождения некоего баланса между всеми крупными региональными и внерегиональными акторами.

Более того, вопрос - продолжать или не продолжать интеграцию в НАТО, зависит от факторов глобального масштаба. Которые, в свою очередь будут оказывать немалое (если не решающее) воздействие и на вопрос восстановления российско-грузинских дипломатических отношений. Так, совсем недавно (конец января 2017 г.) стало известно о желании грузинской стороны вернуться к обсуждению с Россией вопроса восстановления дипломатических связей37. Конечно, вслед за этим З.Абашидзе пояснил, что возврат к прежнему уровню взаимоотношений возможен лишь после восстановления «территориальной целостности Грузии в рамках международно-признанных границ»38. Были ли за этими заявлениями более серьезные моменты, чем сиюминуный зондаж - покажет время.

В этом смысле, победа Д. Трампа на президентских выборах (учитывая доминирующую на грузинском политическом пространстве роль Вашингтона) безусловно потребует от нынешнего грузинского истеблишмента очередной попытки учета всех наличествующих внешних факторов.

36 Двали Г.Грузия на бесконечном пути в НАТО. http://www.kommersant.ru/doc/3082632

37 https://regnum.ru/news/polit/2232386.html

38 https://regnum.ru/news/polit/2232649.html

Пока же новое грузинское руководство продолжает декларировать на различных уровнях (нередко, конфликтующих друг с другом) приверженность евроатлантическому курсу. Со своей стороны, представители альянса также декларировали и декларируют приверженность к поддержке «маяка демократии». Кроме того, как видно из изложенных фактов, практическое

взаимодействие Грузии с альянсом не только не было свернуто, но и активно продолжалось (наверное, ничуть не меньше, чем во времена господства ЕНД). Но главный вопрос - предоставление ПДЧ (хотя, само ПДЧ вовсе не тождественно членству) пока еще остается предметом мечтаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.