Научная статья на тему 'История американо-грузинских отношений в свете стратегических интересов сша на Южном Кавказе'

История американо-грузинских отношений в свете стратегических интересов сша на Южном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1412
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
ГРУЗИЯ / GEORGIA / США / USA / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / SOUTH CAUCASUS / НАТО / КОНФРОНТАЦИЯ / CONFRONTATION / ОБОРОНА / DEFENSE / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / NATO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мачавариани Гурам Григорьевич

В статье рассматривается история американо-грузинских отношений с точки зрения продвижения Соединенными Штатами своих стратегических интересов на Южном Кавказе. Анализируется историческое, политическое и стратегическое положение Грузии как страны региона, входящего в сферу интересов НАТО и Евросоюза. Интенсивное сотрудничество США и Грузии в экономической и военно-стратегической сферах увеличивает вероятность вступления Грузии в Североатлантический альянс с перспективой размещения на ее территории военных баз блока НАТО. В свою очередь, наличие интересов России в регионе превращает Грузию в один из объектов столкновения геополитических интересов мировых держав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF GEORGIA - UNITED STATES RELATIONS IN THE LIGHT OF STRATEGIC INTERESTS OF THE USA IN THE SOUTH CAUCASUS REGION

The article deals with the history of Georgia United States relations from the standpoint of the promotion by the United States of their strategic interests in the South Caucasus region. The author analyzes the historical, political and strategic position of Georgia as a country of the region, which is in the sphere of the interest of the NATO and the European Union. The intensive cooperation of the USA and Georgia in economic and military-strategic areas increases the probability of the entry of Georgia into the North Atlantic Alliance with the prospect of placing within its territory the military bases of the NATO. In turn, the presence of Russia’s interests in the region transforms Georgia into one of the objects of the clash of the geopolitical interests of the world powers.

Текст научной работы на тему «История американо-грузинских отношений в свете стратегических интересов сша на Южном Кавказе»

Мачавариани Гурам Григорьевич

ИСТОРИЯ АМЕРИКАНО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

США НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

В статье рассматривается история американо-грузинских отношений с точки зрения продвижения Соединенными Штатами своих стратегических интересов на Южном Кавказе. Анализируется историческое, политическое и стратегическое положение Грузии как страны региона, входящего в сферу интересов НАТО и Евросоюза. Интенсивное сотрудничество США и Грузии в экономической и военно-стратегической сферах увеличивает вероятность вступления Грузии в Североатлантический альянс с перспективой размещения на ее территории военных баз блока НАТО. В свою очередь, наличие интересов России в регионе превращает Грузию в один из объектов столкновения геополитических интересов мировых держав. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/5/34.1'|1т1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 5(67) C. 131-134. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

17. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 483 с.

18. Пиотровский А. И. Кинофикация театра // Жизнь искусства. 1927. № 47.

19. Тимашева М. А. Мозаика сцены - 2 // Вопросы театра. 2014. № 3-4. С. 15-43.

20. Филиппов А. Шекспировские страсти Юрия Любимова // Известия. 2000. 8 февраля.

21. Фукс О. Архипелаг гуляк, или История на рентгене // Вечерняя Москва. 2000. 14 февраля.

22. Хализева М. «Так с чем мы подошли к не юбилею?» // Экран и сцена. 2009. № 9.

23. Шендерова А. Амаркорд от Юрия Любимова [Электронный ресурс]. URL: http://taganka.theatre.ru/lubimov/13399/ (дата обращения: 27.02.2016).

IDENTIFYING COMPOSITIONAL RELATIONS IN PLOTLESS PERFORMANCE

Mal'tseva Ol'ga Nikolaevna, Doctor in Art Criticism, Associate Professor Russian Institute of Art History onmalt@gmail. com

The article aims to analyze reviewers' perception of plotless performances designed by the associative and editing method. The author discovers problems associated with internal relations identification, understanding artistic content and unreadiness to accept the very fact of such performances. According to the researcher, it would be appropriate to focus future theatre experts on the comprehensive study of such performances, on the analysis of their composition and dramatic action.

Key words and phrases: dramatic performance composition; associative and editing dramatic performance composition; nonlinear performance; plotless performance; dramatic action in plotless performance; compositional relations in plotless performance; thematic development of plotless performance.

УДК 93

Исторические науки и археология

В статье рассматривается история американо-грузинских отношений с точки зрения продвижения Соединенными Штатами своих стратегических интересов на Южном Кавказе. Анализируется историческое, политическое и стратегическое положение Грузии как страны региона, входящего в сферу интересов НАТО и Евросоюза. Интенсивное сотрудничество США и Грузии в экономической и военно-стратегической сферах увеличивает вероятность вступления Грузии в Североатлантический альянс с перспективой размещения на ее территории военных баз блока НАТО. В свою очередь, наличие интересов России в регионе превращает Грузию в один из объектов столкновения геополитических интересов мировых держав.

Ключевые слова и фразы: Грузия; США; Южный Кавказ; НАТО; конфронтация; оборона; безопасность; сотрудничество.

Мачавариани Гурам Григорьевич

Российский университет дружбы народов guram1984@hotmail. com

ИСТОРИЯ АМЕРИКАНО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ США НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

После распада СССР постсоветское пространство становится объектом пристального внимания со стороны США и стран НАТО с целью продвижения внешнеполитических и стратегических интересов в странах Южного Кавказа.

Дипломатические отношения между Грузией и США были установлены 23 апреля 1992 г. США одними из первых признали независимость Грузии, ее суверенитет, территориальную целостность и выразили поддержку курса страны на европейскую и евроатлантическую интеграцию.

Перемены, происходившие на постсоветском пространстве в 1990-е гг., дали повод руководству США применить на практике доктрину президента Р. Рейгана по поддержке демократических движений в странах третьего мира и начать борьбу за сужение сферы российского влияния в бывших союзных республиках. Параллельно рос интерес Вашингтона к государствам Каспийского региона - обладателям энергоресурсов. Хотя в Грузии нет месторождений углеводородов, она представляет интерес благодаря своему геостратегическому положению и участию в глобальном проекте по диверсификации маршрутов поставок каспийских нефти и газа на европейские рынки в обход России. С момента официального установления дипотношений с Грузией США стали оказывать ей поддержку как в политической, финансовой и военной сферах, так и в процессе евроатлантической интеграции.

В марте 1994 г. в Госдепе было сделано заявление о необходимости уделить внимание республикам, граничащим с Россией, поскольку они имеют свои законные интересы, которые Соединенные Штаты и Запад не могут игнорировать [6]. В связи с этим Пентагон выразил заинтересованность в привлечении в альянс Грузии не только для контроля над южными рубежами России и потоком углеводородов из Каспия, но и для

намечаемой масштабной войны с Ираном. Территория Грузии может быть использована как площадка для размещения аэродромов и тыловых служб США и НАТО, что позволило бы диктовать условия в современной геополитической игре.

В апреле 1997 г. в Госдепе был представлен доклад по проблемам американской политики в Каспийском регионе. В октябре того же года сенатором-республиканцем С. Браунбэком был подготовлен законопроект «Стратегия Шелкового пути». Фактически это было началом нового этапа американской политики в Закавказье, которое американцы объявили зоной своих жизненных интересов. США начали активно взаимодействовать с правительствами стран Закавказья, инвестируя их экономики и проводя совместные военные учения по программе военного сотрудничества «Партнерство ради мира» (1994 г.). В 2002 г. Грузия заявляет о своем стремлении в НАТО и о намерении разработать Индивидуальный план действий партнерства с НАТО (IPAP). В Грузии активно заработали американские программы по усовершенствованию грузинских вооруженных сил. 21 марта 2003 г. было ратифицировано грузино-американское соглашение о сотрудничестве в сфере обороны.

После «революции роз» 2003 г. президентом Грузии становится М. Саакашвили. Следует заметить, что произошедшее тогда в Грузии на самом деле трудно назвать именно «революцией». Ведь в результате этих событий и «отстранения от власти президента Э. Шеварднадзе к власти пришел его плоть от плоти - М. Саака-швили». Иными словами, события относятся к своеобразным «верхушечным» государственным переворотам, прикрывающимся лишь ярлыками «революций» [2, с. 28]. Новое правительство рассматривало США и НАТО, в первую очередь, как инструмент для восстановления территориальной целостности страны и урегулирования межэтнических конфликтов, также как гарант стабильности в регионе и источник дополнительных финансовых вливаний в бюджет государства. Грузия начинает усиленно искать пути вступления в НАТО. Грузинские военные принимают участие в миротворческой миссии в Ираке в составе американского подразделения, а в 2004 г. грузинские вооруженные силы начинают сотрудничество с альянсом в рамках Международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане. В результате между НАТО и Грузией подписывается соглашение о транзитном следовании, на основании которого страны альянса и другие государства, участвующие в миссии ISAF, могут использовать территорию Грузии для доставки грузов своим силам в Афганистане.

Оказание США Грузии значительной финансовой и технической помощи в строительстве вооруженных сил, несомненно, было обусловлено преследованием своих собственных интересов, в частности, обеспечения безопасности нефтяного маршрута Баку-Тбилиси-Джейхан. В силу своих геополитических устремлений Соединенные Штаты прилагают всевозможные усилия для постепенного ослабления российских позиций в Грузии. Именно их поддержка определяла столь жесткую позицию Тбилиси в вопросе о ликвидации российских военных баз на территории Грузии. В декабре 2004 г., в ходе своего визита в Тбилиси, министр обороны США Д. Рамсфелд публично призвал Москву закрыть две российские базы, которые находятся в Грузии, и даже предложил финансовую помощь для обеспечения вывода баз. Однако очевидно, что Вашингтон вел крайне осторожную политику в вопросе об оказании давления на Россию по поводу грузино-абхазского урегулирования, не желая вступать в открытую конфронтацию с Россией.

К 2007 г. Грузия в процентном отношении становится первой среди стран-партнеров НАТО и второй в коалиционных силах по численному составу. Это означало, что одна пятая ее вооруженных сил находилась за ее пределами. В течение ряда лет грузинские батальоны в рамках миссии ISAF несли службу в самой горячей точке Афганистана, провинции Гельменд.

Вашингтон, предоставив Тбилиси внушительный пакет финансовой помощи, становится крупнейшим иностранным донором Грузии и самым влиятельным из ее западных союзников. Это позволяет ему контролировать внутриполитическую ситуацию в стране.

5 января 2008 г. в Грузии одновременно с президентскими выборами проводится референдум, на котором 77% грузинских избирателей высказываются за присоединение к альянсу. Президент М. Саакашвили направляет письмо генеральному секретарю НАТО Я. Х. Схефферу, в котором выражает готовность грузинской стороны присоединиться к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДЧ).

В апреле 2008 г. на саммите в Бухаресте США прилагают усилия, чтобы убедить своих союзников по НАТО в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДЧ. Несмотря на то, что Грузии и Украине не удается получить ПДЧ, в Бухаресте им дали понять, что необходимо какое-то время подождать. В свою очередь, Россия рассматривает присоединение Грузии к НАТО как угрозу своим южным рубежам и стратегическим интересам.

В результате грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г., переросшего в конфликт между Россией и Грузией, в США поднялась новая волна недовольства действиями России. Противоречия между Америкой и Россией достигают критической точки. Фактически это было первое на постсоветском пространстве непрямое столкновение между Россией и США. «Территории Абхазии и Южной Осетии не контролируются грузинским правительством и расцениваются им и администрацией президента США как оккупированные Россией части Грузии» [3, с. 71]. Генсек Я. Х. Схеффер обвинил Россию в «применении несоразмерной военной силы и призвал Россию и Грузию немедленно договориться о прекращении огня и восстановлении контроля Грузии над "ее отделившимися автономиями"».

В начале сентября 2008 г. в Тбилиси прибыла группа экспертов НАТО. Участники встречи договариваются о продолжении сотрудничества между Грузией и альянсом в рамках программы «Интенсивное партнерство» [5]. 15 сентября 2008 г. в Тбилиси открылась Первая ассамблея НАТО-Грузия, на которой была создана Комиссия по руководству процессами восстановления военной инфраструктуры Грузии и продвижения к членству в НАТО. 9 января 2009 г. в Вашингтоне была подписана «Хартия о стратегическом партнерстве» между Грузией и США. Документ определяет направления сотрудничества и расширение партнерских связей в сфере обороны и безопасности, экономики, энергетики, демократических реформ, дипломатии

и культуры. Согласно Хартии, Соединенные Штаты намерены обновить двусторонние инвестиционные договоры, расширить доступ Грузии к Генеральной системе преференций и изучить вопрос о заключении соглашения о свободной торговле.

После избрания президентом США в январе 2009 г. Б. Обамы его администрация инициировала политику «перезагрузки» в отношениях с Россией. Это не означало отказ от развития отношений с постсоветскими республиками. В то же время острота противоречий по поводу постсоветского пространства между Россией и США очевидно снижалась. Также уменьшалась интенсивность сотрудничества с Украиной и Грузией.

Стратегия нового президента Барака Обамы строилась на последовательном отстаивании американской позиции. Новые принципы укрепления американского влияния на постсоветском пространстве больше соответствовали логике применения «мягкой силы», т.е. делался акцент на использовании гуманитарных и дипломатических инструментов для пропаганды американских идей и взглядов. Отношения с Грузией переживают в период президентства Б. Обамы серьезные изменения. Новая администрация Белого Дома критиковала М. Саакашвили за авторитаризм и давление на оппозицию. Одновременно она подтвердила, что продолжит противодействовать попыткам России активизировать усилия на постсоветском пространстве.

В октябре 2010 г. в Грузии открылось Бюро по связи и взаимодействию с НАТО [7]. Для сближения Грузии с альянсом разрабатываются специальные программы: Программа индивидуального партнерства, переходящая в дальнейшем в Программу по вступлению в Североатлантический альянс. На саммите НАТО в Чикаго, проходящем 20-21 мая 2012 г., было предложено наделить Грузию статусом основного союзника США вне НАТО, что соответствовало положению американо-грузинской Хартии. Как видно, для США представляется более удобным военное сотрудничество с государствами Южного Кавказа на двусторонней основе, нежели в рамках НАТО.

24 ноября 2014 г. новый генсек Североатлантического альянса Й. Столтенберг в очередной раз подтвердил полную поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии в ее признанных международным сообществом границах. 26 октября 2015 г. состоялся Третий форум безопасности Южного Кавказа, которым открылись ежегодные Дни НАТО в Грузии. Спецпредставитель генсека НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Дж. Аппатурай в своем выступлении на первой сессии отметил, что притом, что Грузия располагает всеми необходимыми инструментами, чтобы присоединиться к НАТО, альянс «опасается посылать Грузии такие сигналы, которые бы спровоцировали Россию и этим поставили бы Грузию под опасность» [1].

В настоящее время руководство США продолжает активное военное сотрудничество с Грузией. При содействии Вашингтона идет процесс восстановления и модернизации ВВС и ВМС Грузии. Характерной чертой военного строительства в Грузии, осуществляемого США, является углубление его регионального характера, в частности, усиление взаимодействия с армиями соседних государств, а целью - создание современной эффективной и мобильной армии, действующей по стандартам НАТО.

США оказывают помощь Грузии в создании пограничной службы и в техническом оснащении грузинских погранвойск. На строительство пограничной инфраструктуры и обеспечение охраны грузинских границ Соединенные Штаты предоставили 72 млн долларов.

20 ноября 2015 г. Президент Грузии Г. Маргвелашвили и заместитель помощника госсекретаря США Б. Бринк обсудили положение безопасности в регионе на встрече в Тбилиси. Разговор коснулся текущих в стране демократических реформ, процесса подготовки к выборам, а также интеграции в европейские и евро-атлантические институты.

Важное место в программах помощи США Грузии занимает энергетика. Также Америка оказывает Грузии значительную финансовую поддержку. Распределение американской помощи в Грузии осуществляет Агентство международного развития США. Основные цели использования этих средств направлены на формирование госструктур и на различные виды гуманитарной помощи.

Развитие событий в последнее время показывает, что независимо от того, кто будет стоять у власти в Грузии и какая партия победит, США Грузия рассматривается как зона национальной безопасности Соединенных Штатов. Как прозвучало в одном из выступлений в Конгрессе США, «в Грузии на карту поставлены интересы национальной безопасности Америки, поскольку региональная и внутренняя нестабильность угрожает эволюции в направлении демократии и свободного рынка. Стабильная и независимая Грузия будет способствовать уменьшению вероятности вооруженного конфликта в регионе, расположенном между Россией, Турцией и Ираном, распространения оружия массового уничтожения и международной преступности» [8, р. 656]. Важное значение также придается военно-стратегическому положению Грузии, которая играет роль плацдарма для развития нефтегазодобычи в каспийском регионе. Установление либерального экономического режима, по мнению американских экспертов, крайне важно для свободного товарообмена с этими регионами.

Главными причинами избрания Грузией прозападного вектора являются в основном стремление к восстановлению территориальной целостности, участие в международных социально-экономических проектах и возможность выхода из экономической стагнации. Поскольку ЕС и НАТО с самого же начала поддерживали суверенитет и нерушимость границ Грузии, интеграция в западное сообщество станет гарантом безопасности и стабильности для Тбилиси. Нынешняя правящая коалиция «Грузинская мечта», несмотря на то, что она является главной оппозиционной партией «Национальному движению», продолжает избранный курс на присоединение к НАТО и ЕС, что зафиксировано в программных документах. Это свидетельствует о том, что независимо от смены власти в Грузии партнерство с США продолжается, как и продолжается действие инвестиционных проектов, которые Соединенные Штаты осуществляют в Грузии вот уже более

двух десятилетий. Являясь основным стратегическим партнером в регионе, США позиционируют себя гарантом политической стабильности и безопасности Грузии. Вместе с тем «все имеющиеся сценарии детерминированы меняющимися обстоятельствами как на национальном, региональном, так и на глобальном уровнях. Какой из них окажется более предпочтительным, во многом зависит от того, что возьмет верх -прагматизм, экономическая целесообразность или политические амбиции» [4, с. 70].

Список литературы

1. Аппатурай оценил включенность Грузии в процесс интеграции в НАТО [Электронный ресурс]. URL: http://sputnik-georgia.ru/politics/20151026/228897245.html#ixzz3xVKNoRB3 (дата обращения: 04.04.2016).

2. Курылев К. П. Украинский кризис 2013-2014 гг. и «арабская весна» 2011 г.: сходство и различие // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 25-38.

3. Курылев К. П., Савичева Е. М. Содружество Независимых Государств: учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История». 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во РУДН, 2010. 156 с.

4. Курылев К. П., Савичева Е. М. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего Содружества Независимых Государств // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2012. № 1. С. 61-72.

5. НАТО поставило Грузию на учет [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1023628 (дата обращения: 04.04.2016).

6. Роль Грузии во внешнеполитической стратегии США [Электронный ресурс]. URL: http://oko-planet.su/politik/ politikmir/page,1,156679-rol-gruzii-vo-vneshnepoliticheskoy-strategii-ssha.html (дата обращения: 04.04.2016).

7. Framework Document on the Establishment of the NATO-Georgia Commission [Электронный ресурс]. URL: http://www.nato. int/docu/pr/2008/p08-114e.html (дата обращения: 04.04.2016).

8. Human Rights Watch. Откат реформ: поправки подрывают доступ к правосудию [Электронный ресурс]. URL: https://www.hrw.org/legacy/russian/reports/georgia/2000/oct/rcmnd.html (дата обращения: 04.04.2016).

HISTORY OF GEORGIA - UNITED STATES RELATIONS IN THE LIGHT OF STRATEGIC INTERESTS OF THE USA IN THE SOUTH CAUCASUS REGION

Machavariani Guram Grigor'evich

Peoples' Friendship University of Russia [email protected]

The article deals with the history of Georgia - United States relations from the standpoint of the promotion by the United States of their strategic interests in the South Caucasus region. The author analyzes the historical, political and strategic position of Georgia as a country of the region, which is in the sphere of the interest of the NATO and the European Union. The intensive cooperation of the USA and Georgia in economic and military-strategic areas increases the probability of the entry of Georgia into the North Atlantic Alliance with the prospect of placing within its territory the military bases of the NATO. In turn, the presence of Russia's interests in the region transforms Georgia into one of the objects of the clash of the geopolitical interests of the world powers.

Key words and phrases: Georgia; The USA; The South Caucasus; The NATO; confrontation; defense; security; cooperation.

УДК 101.1:316 Философские науки

В статье рассматривается феномен социальной памяти как уникальный продукт совместной жизни и деятельности людей, который непосредственно связан с потребностью общества выстраивать прочные и надёжные связи со своим историческим прошлым. В случае с социальной памятью прошлое выступает не как данность или фактичность. Социальная память преображает исторические события, вкладывая в них тот смысл и те идеи, которые востребованы в современном обществе. То прошлое, которое обнаруживает себя в социальной памяти, говорит нам не столько о том, что было, сколько о том, что происходит сейчас. Это делает анализ социальной памяти актуальным и востребованным в современном научном знании.

Ключевые слова и фразы: социальная память; коллективная память; индивидуальная память; переработка прошлого; сохранение воспоминаний; трансляция воспоминаний.

Мокроусова Елена Александровна

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина е1епа-то^оы&та@гатЬ1ег. гы

СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ: ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕМ

Как отмечает британский социолог З. Бауман, «память о прошлом и вера в будущее до настоящего времени были теми двумя опорами, на коих покоились культурные и нравственные мосты между быстротечностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.