ГРУЗИНО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ*
Г.Г. Мачавариани
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация: Снятие санкций с Ирана в январе 2016 года в Грузии расценили положительно, поскольку это должно позитивно повлиять на регион в целом. Грузия надеется сыграть значительную роль в ряде проектов, связанных с Ираном, особенно в энергетической сфере. Также для Грузии Иран интересен в плане развития туристического сектора, что благоприятно отразится на экономике Грузии. В свою очередь, иранский бизнес намерен использовать в своих энергетических транспортных проектах географическое положение Грузии, ее порты на Черном море, которыми Иран давно заинтересован как альтернативным маршрутом транспортировки природного газа в Европу в обход Турции и России.
Ключевые слова: Грузия, Иран, санкции, энергоресурсы, сотрудничество.
После распада СССР власти Ирана приступили к осмыслению собственных государственных интересов в новом геополитическом пространстве и формированию новой кавказской политики. В результате между Ираном и Турцией возобновилась прежняя конкуренция за лидерство в регионе, и в этой борьбе Грузии отводилось не последнее место, прежде всего из-за транспортных коммуникаций, проходящих через ее территорию. В частности, Грузия рассматривалась Ираном в качестве транзитного коридора для транспортировки своих энергоресурсов в Россию и Европу, а также в перспективе экспорта собственной продукции транзитом по железнодорожной ветке, связывающей Азербайджан и Турцию. Заметим, что в настоящее время Иран является крупнейшим в регионе экспортером сельхозпродукции, и стоимость на иранские товары гораздо ниже,
чем аналогичные европейские. Со своей стороны, Иран заинтересован в задействовании энергетического коридора Север - Юг, поскольку, при избытке нефти и газа, испытывает определенный дефицит электроэнергии. В связи с интенсивным строительством высоковольтной линии электропередач из России в Грузию, в будущем Иран рассчитывает на участие в данном региональном проекте века.
Дипломатические отношения Грузия и Иран установили 15 мая 1992 г. В 1994 г. в Тегеране открылось грузинское посольство. Несмотря на конфликт между США и Ираном, усилия Тбилиси по поддержанию отношений с обеими сторонами свидетельствовали о том, что Грузия хотела вести многовекторную политику и искала союзников не только в кругу друзей США, но и в стане их врагов.
После «революции роз», параллельно с четким прозападным курсом правительства М. Саакашвили, сотрудничество с Ираном продолжилось. Углубление экономических связей с Тегераном было необходимо Грузии на фоне резкого падения экономики.
По итогам августовского конфликта 2008 года, в результате которого отношения Грузии и США значительно охладились, вначале довольно нерегулярные политические и экономические связи с Ираном постепенно стали значительно расширяться.
В 2010 г. страны договорились о сотрудничестве в сфере энергетики и энергоснабжения. Совместные экономические проекты были основаны на острой потребности Грузии в энергоресурсах - газе и нефти. В свою очередь, Иран был заинтересован в возможности установления контактов с другими странами и выходом на новые рынки посредством Грузии. Кроме энергетических проектов, Грузия и Иран в 2010-2011 гг. вели интенсивные переговоры по таким сферам экономического сотрудничества, как сельское хозяйство, транспорт, торговля и др. Расширялись также культурные связи, организовывались совместные выставки и конференции.
* Статья подготовлена по материалам выступления автора на Международной научной конференции
«Внешняя политика России на пространстве СНГ», состоявшейся в РУДН 15.12.2017 г.
В 2011 г. между Грузией и Ираном был отменен визовый режим для краткосрочных поездок, установлено прямое воздушное сообщение, в результате чего резко возрос поток туристов в Грузию. Тесное сотрудничество продолжилось и после прихода к власти коалиции «Грузинская мечта». Такие интенсивные контакты не могли не вызвать раздражения Вашингтона, который вовсе не приветствовал улучшение отношений между Грузией и Ираном. Так, выступая в Атлантическом совете (Atlantic Council), посол США в Грузии с 2009 по 2012 год Дж. Баас заметил, что переход на безвизовый режим между Грузией и Ираном -шаг положительный, но он не должен быть использован для того, чтобы Иран получил возможность обходить введенные в отношении него экономические санкции1. Также высокопоставленный чиновник Министерства финансов США Д. Коэн в июне 2013 г. заявил изданию «Уолл-стрит джорнэл»: «США известно о происходящих событиях в Иране, и мы внимательно следим, чтобы пресекать все попытки иранских подданных уклоняться от санкций ООН, в том числе и в Грузии. Мы работаем в тесном контакте с грузинской стороной в данной области, и представители правительства Грузии также следят за процессами в торговле и всячески пресекают выявленные нарушения»2. Комментируя статью, министр юстиции Грузии Т. Цулукиани заявила, что все подобные заявления будут тщательно изучены правоохранительными органами, и, если найдутся хоть какие-то основания, со стороны властей последует незамедлительная реакция3 [Там же]. В результате безвизовый режим с Ираном был временно приостановлен Грузией, что соответственно привело к сворачива-
1 Роль России и Турции в системе безопасности Южного Кавказа1. URL: http://ebooks.azlib-
net. az/book/qrMhCsz5.pdf
2 Коллайдулин А. Грузия в строгости выполняет санкции ООН в отношении Ирана URL: http://novostimira.com/novosti_mira_60168.html
3 Там же.
4 Иран: первый месяц без санкций.иКЬ:
http://nangs.org/news/world/tag/Санкции?start=140
нию торговых отношений. По заявлению тогдашнего премьера Б. Иванишвили, этот шаг был сделан по рекомендации ООН. Занимавшая в то время пост главы внешнеполитического ведомства М. Панджикидзе отметила, что данное решение было принято с целью урегулирования миграционной политики.
После снятия экономических санкций в 2016 г., введенных США и ЕС в связи с иранской ядерной программой, Иран получил доступ к замороженным ранее активам - в общей сложности, примерно 100 млрд долл., возможность пользоваться системой SWIFT и продажи своей нефти европейским странам4. Ожидается, что Иран приложит все усилия, чтобы укрепить свои позиции на Южном Кавказе, и Грузия сможет стать его партнером и посредником в деле урегулирования отношений со странами ЕС и США. Предполагалось, что стремление Грузии в НАТО и ЕС не должно повлиять на отношения с Ираном, наоборот, это сближение с ЕС может принести Ирану экономическую и политическую вы-году5.
Согласно новому соглашению, визовый режим между Грузией и Ираном был отменен 15 февраля 2016 г., в результате чего поток туристов из Ирана в Грузию значительно вырос. По данным министерства экономики, за девять месяцев 2017 г. он увеличился на 127%6. По данным второго квартала 2017 г., из Ирана в Грузию было осуществлено инвестиций на сумму 1,6 млн долларов, что на 657 % превышает показатель этого же периода 2016 г.7 Все это положительно сказывается на углублении двусторонних политических и торгово-экономических отношений, росте импорта и экспорта, развитии культурных связей, туризма, привлечении иранских инвестиций.
5 Иран: первый месяц без санкций.URL: http://nangs.org/news/world/tag/Санкции?start=140
6 Грузино-иранский бизнес-форум прошел в Тбилиси. https://sputnik-georgia.ru
/economy/20171010/237692910/Gruzino-iranskij-biznes-forum-proshel -v-Tbilisi. html
7 Грузино-иранский бизнес-форум прошел в Тбилиси. https://sputnik-georgia.ru
/economy/20171010/237692910/Gruzino-iranskij-biznes-forum-proshel-v-Tbilisi.html
Что касается торговли, пока что Иран не является значительным торговым партнером Грузии. В 2016 г. объем экспорта в Иран составлял 1,62 %, а объем импорта в Грузию -1,9 %1. Если торговый оборот между Грузией и Ираном в 2015 г. составлял 128,1 млн долл., а за первые шесть месяцев 2016 г. возрос до 53 млн долл. При этом экспорт составил более 16 млн долл., а импорт - примерно 37 млн долл.2 Согласно данным за восемь месяцев 2017 года, торговый оборот между Грузией и Ираном по сравнению с прошлогодними показателями увеличился на 48%3. Иран экспортировал в Грузию с начала первого полугодия 2016 г. продукты нефтехимии, субпродукты, керамическую плитку, мрамор, изюм. Из Грузии в Иран импортировались, в основном, древесина, транспортные средства и фармацевтические препараты.
17-18 апреля 2017 г. состоялся двухдневный официальный визит в Грузию главы МИД Ирана Мохамада Джавада Зарифа. На встрече с президентом Грузии Г. Маргвелашвили и премьер-министром Г. Квирикашвили были обсуждены вопросы регионального сотрудничества между Грузией, Ираном и Азербайджаном и активизации транзитной функции Грузии, рассмотрены перспективы развития сотрудничества в сферах транспорта, энергетики, сельского хозяйства, инфраструктуры и промышленности.
Одновременно в грузинской столице прошел двухсторонний бизнес-форум, на котором рассматривались вопросы транзита иранской продукции в Европу через территорию Грузии. Иранская сторона выразила заинтересованность в экспорте газа, хотя иранский газ намного дороже азербайджанского, которым сегодня обеспечивается Грузия. Также в техническом плане создание соответствующей инфраструктуры для доставки газа из Ирана в Грузию связано с серьезными инвестициями и
1 В декабре 2016 г. импорт товаров в Грузию возрос на 1.9%. URL: http://www.ge.gicci.org
2 Торговля Грузии с Ираном. URL: https://sputnik-georgia.ru/reviews/20160729/232860855.html
3 Грузино-иранский бизнес-форум прошел в Тбилиси.
https://sputnik-
временем, а также в практическом развитии идеи транзитного коридора Персидский залив - Черное море, в создании которого обязательно должны принять участие Грузия, Иран, Азербайджан и Армения.
22-23 апреля 2017 г. состоялся ответный визит грузинской делегации во главе с премьер-министр Г. Квирикашвили в Иран, во время которого грузинский премьер пригласил иранских бизнесменов инвестировать в грузинскую экономику с получением возможности свободной торговли со странами Европы через Грузию, хотя для этого, в первую очередь, важно восстановления доверия со стороны иранского бизнеса, пошатнувшегося после приостановления Грузией безвизового режима и ужесточения получения вида на жительство для граждан Ирана в 2013 г. Для этого правительство Грузии намерено предложить такую программу дальнейшего двустороннего сотрудничества, которая не будет зависеть от внешних влияний.
Однозначно, не считаться с фактором Ирана на Южном Кавказе нельзя. По мнению д.и.н. В.И. Юртаева: «формат евразийской интеграции сегодня зависит как от сохранения, так и от стратегии Исламской Республики Иран. В случае сохранения ИРИ вырисовывается иной облик лидеров развивающихся стран - «нового третьего мира» XXI в. Иран находится на перепутье, перед ним большой выбор»4. Действительно, Иран на протяжении всей своей истории имел огромные амбиции как на Ближнем Востоке, так и в Центральной Азии, Афганистане и Пакистане. Что касается его влияния на Южном Кавказе, то здесь оно было ослаблено интересами других главных претендентов на первенство в регионе - России и Турции. В свою очередь, Иран с его восьмидесятимиллионным населением входит в число влиятельнейших государств региона,
georgia.ru/economy/20171010/237692910/Gruzino-iranskij-biznes-forum-proshel-v-Tbilisi.html 4 Иран: перспективные сценарии региональной интеграции. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/iran-per-spektivnye-stsenarii-regionalnoy-inte-gratsii#ixzz4au81fWOs
поэтому сотрудничество с ним в плане использования богатого энергетического, туристического и инвестиционного потенциала представляется весьма перспективным для Грузии.
Сведения об авторе: Мачавариани Гурам Григорьевич - аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН. (email: [email protected]).
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
1. Гиваргизова Л.С. Т ранспортный коридор Иран-Армения-Грузия, как стимулирующий фактор региональной интеграции и изменяющий архитектуру современной мировой экономики // Кавказ в начале XXI в.: народы, общество и государство. Ставрополь. 2016. С. 67-70.
2. Мачавариани Г.Г. Внешняя политика Грузии на Южном Кавказе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., РУДН, 2017 г. 27 с.
3. Сулейманов А.В. Политика Турции и Ирана в Закавказье: сопоставительный анализ // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения», 2010 г. № 1. С. 53-59.
4. Шлепентох Д. Заигрывание Грузии с Ираном и его возможные геополитические следствия // Кавказ и глобализация. Т. 6. № 3. 2012 г. С. 17-32.
5. Юртаев В.И. Особенности и реализация внешней политики Исламской Республики Иран (1979-2010 гг.). М.: рудн. 2012 г. 385 с.
MODERN STATE OF GEORGIAN-IRANIAN RELATIONS
G.G. Machavariani
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia
Abstract. The removal of sanctions from Iran in January 2016 considered positive in Georgia, as it should positively affect the region. Georgia hopes to play a significant role in a number of projects related to Iran, especially in the energy sector. Also, Iran is interesting for
Georgia in terms of development of the tourism, which will have a positive effect on the Georgian economy. In turn, the Iranian business intends to use geographic location of Georgia for its energy transportation projects and its ports on the Black Sea, which Iran has long been interested in as an alternative route for transporting natural gas to Europe bypassing Turkey and Russia.
Keywords: Georgia, Iran, sanctions, energy resources, cooperation.
REFERENCES
1. Givargizova L.S. The Iran-Armenia-Georgia transport corridor as a stimulating factor of regional integration and changing the architecture of the modern world economy // Caucasus at the beginning of the 21st century: peoples, society and the state. Stavropol. 2016. P. 67-70.
2. Machavariani G.G. Foreign policy of Georgia in the South Caucasus. Author's dissertation for the degree of Candidate of Historical Sciences. M., RUDN, 2017, 27 pp.
3. Suleymanov A.V. The policy of Turkey and Iran in Transcaucasia: comparative analysis // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series "International Relations", 2010, No. 1. P. 53-59.
4. Shlepentoch D. Flirtation of Georgia with Iran and its possible geopolitical consequences // Caucasus and globalization. T. 6. № 3. 3. 2012. pp. 17-32.
5. Yurtaev V.I. Features and implementation of the foreign policy of the Islamic Republic of Iran (1979-2010). Moscow: RUDN. 2012 385 p.
About the author: Machavariani Guram Grigoryevich - Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: [email protected])