Научная статья на тему 'Торгово-экономические отношения между Украиной и Грузией в период президентства М. Саакашвили (2003-2012 гг. )'

Торгово-экономические отношения между Украиной и Грузией в период президентства М. Саакашвили (2003-2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ГРУЗИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИКА / ЭКСПОРТ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зябкина Екатерина Игоревна

История двусторонних отношений между Украиной и Грузией берет свое начало в декабре 1991 г., практически сразу после подписания Беловежских соглашений. Стоит отметить, что в официальных комментариях грузинской стороны сотрудничество с Украиной характеризуется в качестве «стратегического». Говоря, в частности, об экономическом компоненте сотрудничества этих двух стран, отметим, что, начиная с 2000-х гг. и вплоть до событий 2014 г. товарооборот между странами приобрел устойчивую тенденцию к росту. Некоторый спад наметился в период международного экономического кризиса в 2008-2009 гг., однако, уже к концу 2011 г. обе страны вышли на докризисный уровень в 1 млрд. долл. товарооборота. В отраслевом плане инвестиции Украины в экономику Грузии традиционно носили следующий характер: основном это металлургия и сельское хозяйство. Также теоретически возможны перспективы для развития отношений в аграрном и энергетическом секторах. С точки зрения инвестиций в Грузии украинский бизнес больше всего развивал, транспортное направление, инфраструктурные проекты. В свою очередь, основными экспортными статьями Грузии на Украину являются: вино, минеральная вода, щебень и автомобили вторичного рынка. При подготовке исследования автором применялась следующая методология: метод экономического анализа, метод сравнения и историко-аналитический метод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Торгово-экономические отношения между Украиной и Грузией в период президентства М. Саакашвили (2003-2012 гг. )»

Торгово-экономические отношения между Украиной и Грузией в период президентства

М. Саакашвили (2003-2012 гг.)

Е.И. Зябкина

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

Аннотация. История двусторонних отношений между Украиной и Грузией берет свое начало в декабре 1991 г., практически сразу после подписания Беловежских соглашений. Стоит отметить, что в официальных комментариях грузинской стороны сотрудничество с Украиной характеризуется в качестве «стратегического». Говоря, в частности, об экономическом компоненте сотрудничества этих двух стран, отметим, что, начиная с 2000-х гг. и вплоть до событий 2014 г. товарооборот между странами приобрел устойчивую тенденцию к росту. Некоторый спад наметился в период международного экономического кризиса в 20082009 гг., однако, уже к концу 2011 г. обе страны вышли на докризисный уровень в 1 млрд. долл. товарооборота. В отраслевом плане инвестиции Украины в экономику Грузии традиционно носили следующий характер: основном это металлургия и сельское хозяйство. Также теоретически возможны перспективы для развития отношений в аграрном и энергетическом секторах. С точки зрения инвестиций в Грузии украинский бизнес больше всего развивал, транспортное направление, инфраструктурные проекты. В свою очередь, основными экспортными статьями Грузии на Украину являются: вино, минеральная вода, щебень и автомобили вторичного рынка.

При подготовке исследования автором применялась следующая методология: метод экономического анализа, метод сравнения и историко-аналитический метод.

Ключевые слова: Украина, Грузия, сотрудничество, экономика, экспорт, финансы.

Trade and Economic Relations Between the Ukraine and Georgia in the Period of M. Saakashvili Presidency (2003-2012)

E.I. Zyabkina

RUDN University, Moscow, Russia

Abstract. The history of bilateral relations between Ukraine and Georgia dates back to December 1991, almost immediately after the signing of the Bialowieza Agreements. It should be noted that in the official comments of the Georgian side, cooperation with Ukraine is described as "strategic". Speaking in particular about the economic component of cooperation between the two countries, we note that, starting from the 2000s and up to the events of 2014, trade between the two countries has acquired a steady upward trend. Some recession was outlined during the period of the international economic crisis in 2008-2009, however, by the end of 2011 both countries reached the pre-crisis level of 1 billion US dollars of goods turnover. From a sectoral perspective, Ukraine's investments in the Georgian economy have traditionally been of the following nature: mainly metallurgy and agriculture. Also theoretically possible are the prospects for the development of relations in the agricultural and energy sectors. From the point of view of investments in Georgia, Ukrainian business most developed, transport direction, infrastructure projects. In turn, the main export articles of Georgia to Ukraine are: wine, mineral water, crushed stone and cars of the secondary market.

Working on the study, the author applied the following methodology: the method of economic analysis, the comparison method and the historical-analytical method.

Keywords: Ukraine, Georgia, cooperation, economy, export, finance.

Характер и особенности украинско- Украиной и Грузией автором работы было

грузинских отношений в сфере торговли принято решение использовать данные

Для того, чтобы проанализировать тор- «Атласа экономической комплексности»

гово-экономические отношения между

Таблица 2. ТОП-5 направлений украинского _импорта_

№ 2003 год 2012 год

1 Российская Феде- Российская Фе-

рация - 31,58% дерация - 30,55%

2 Германия -11,59% Германия -8,52%

3 Туркменистан -6,85% Китай - 8,22%

4 Польша - 6,05% Республика Беларусь - 5,88%

5 Италия - 3,87% Польша - 5,88%

(The Atlas of Economic Complexity)1, разработанные Центром международного развития Гарвардского университета в 2011 г.

Данные, представленные в атласе, являются результатом пятилетних исследований ведущих экономистов мира (Рикар-до Хаусманн и Цезаря Хидальго). Основная идея данного ресурса заключается в том, чтобы собрать экономические данные, а также различные знания о странах и производстве товаров, чтобы проанализировать степень богатства страны и как много производительных знаний имеет та или иная страна. Иными словами, общая сумма знаний, которые внедряются в экономику страны, - и есть «экономическая комплексность», которая измеряется согласно индексу экономической сложности (ECI).

Данный атлас позволяет визуализировать экономическую комплексность стран, поэтому для дальнейшего анализа торгово-экономических отношений между странами автором за основу будут взяты торговые направления обеих стран, структура экспорта и импорта, а также товарная структура непосредственно между Украиной и Грузией за указанный период (20032012 гг.). С учетом представленных данных будут построены соответствующие сравнительные таблицы.

Таблица 1.

ТОП-5 направлений украинского

1 Атлас экономической комплексности http://atlas.cid.harvard.edu

За период с 2003 по 2012 гг. важнейшим партнером в торгово-экономическом отношении была и остается Россия. Доля украинского экспорта в нее с годами только увеличивается, а вот доля импорта за все эти годы уменьшилась примерно на 1%, что обусловлено желанием Украины диверсифицировать поставки товаров, а также дистанцироваться от России, тем самым усилить свою независимость от нее.

Тем не менее, именно благодаря экономическим связям Украины с Россией, ей удается удерживать многие свои предприятия от окончательного банкротства, а также поддерживать свою экономику и финансовый сектор в целом за счет крупных инвестиций со стороны России несмотря на кризисные условия.

Вторым интересным направлением на обеих таблицах является Китай, который пробивается в главные стратегические партнеры Украины. Особенно это заметно на примере украинского импорта, где Китай занимает третье место. Однако уровень инвестиций со стороны КНР относительно небольшой, всего 1,4 млн. долл.2. Низкий уровень иностранных инвестиций со стороны Китая - это сигнал того, что Китай не рассматривал Украину как надежного инвестиционного партнера.

Проанализировав данные в таблицах 1 и 2, необходимо отметить, что основные торговые направления Украины с годами претерпели некоторые изменения, которые во многом связаны со вступлением Украины в ряды ВТО в мае 2008 г. Для Украины

2 Официальные данные по внешней торговле Украины (Укрстат) // URL: http://www.ukrstat.gov.ua

экспорта

№ 2003 год 2012 год

1 Российская Фе- Российская Феде-

дерация - 17,72% рация - 23,69%

2 Германия -5,76% Турция - 5,27%

3 Италия - 5,35% Египет - 4,39%

4 Турция - 5,12% Китай - 3,83%

5 Китай - 4,48% Италия - 3,65%

это стало знаковым событием, которое она ждала практически 15 лет.

Вполне естественно говорить о том, что членство в ВТО для Украины рассматривалось как перспективное и довольно выгодное решение, тем не менее, оно имеет ряд как положительных, так и отрицательных сторон, которые обусловили изменения направлений ее торговли.

Не стоит также забывать о мировом финансовом кризисе 2009 г., который сильно повлиял на экономики всех стран в мире, в том числе на украинский импорт, который очевидно, уменьшился по сравнению с предыдущими годами.

Помимо кризиса стоит упомянуть о девальвации национальной валюты, которая серьезно подорвала покупательскую способность населения Украины, а также о существенном оттоке инвестиций в кризисный период.

Таблица 3.

ТОП-5 направлений грузинского

Таблица 4. ТОП-5 направлений грузинского

сделать вывод о том, что экспортные направления Грузии за 9 лет сильно изменились, но неизменным торговым партнером остались только США, причиной чему является прозападная ориентация внешнеполитического курса страны, что непо-

средственно отразилось на торговой составляющей. Также по данным таблицы заметно увеличение торгового оборота со странами-членами Евросоюза, которые считаются более устойчивым рынком с большей покупательской способностью, а желание диверсифицировать свою торговлю объясняется тем, что Грузия лишилась серьезного и одного из основных рынков сбыта - России, из-за несогласия грузинской стороны по вопросу вступления РФ в ряды стран-членов ВТО3. Тем не менее, итогом 2011 г. стало снятие вето на вступление РФ в ВТО и подписание Россией и Грузией двустороннего соглашения ВТО, по условиям которого снимаются последние препятствия для вступления России в организацию45, но к началу 2012 г. данное событие практически не изменило сеть направлений экспорта Грузии.

Своеобразный «геополитический треугольник», участниками которого являются Грузия, Турция и Азербайджан, немного разряжается к 2012 г. Основным и ключевым партнером для Грузии становится Азербайджан. В следствие роста уровня потребления энергии в Грузии, возникает необходимость приобретения соответствующей продукции у зарубежных партнеров. На энергетическом рынке Грузия является страной-транзитером, иными словами, не имея своих собственных энергоресурсов, ей приходится осуществлять закупку «со стороны» или же получать прибыль за счет транзита через свою территорию. Таким образом, Азербайджан стал для Грузии «номером один» после анонсирования 17 ноября 2011 г. нового проекта

3 Россия, Грузия и ВТО - переговоры без перспективы? // Газета Sputnik. 15.03.2011. URL: https://sputnik-

georgia.ru/actual/20110315/213788896.htm (Дата обращения: 01.12.2018).

4 Ольга Танас, Ольга Алексеева, Рустем Фаляхов, Екатерина Геращенко. Грузия пропустила Россию в ВТО // Газета.т. 09.11.2011. URL: https://www.gazeta.m/finanrial/2011/11/09/3827810.s html (Дата обращения: 01.12.2018).

5 Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации от 16 ноября 2011 года № WT/ACC/ RUS/70, WT/MIN(11)/2. // Минпромторг России. 16.11.2011. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!911 (Дата обращения: 01.12.2018).

экспорта

№ 2003 год 2012 год

1 Турция - 26,92% Азербайджан -19,56%

2 Греция - 10,62% Армения - 7,98%

3 Российская Федерация - 8,26% Германия - 7,22%

4 США - 5,61% США - 7,07%

5 Туркменистан -5,4% Болгария - 6,58%

импорта

№ 2003 год 2012 год

1 Российская Федерация - 10,68% Турция - 13,94%

2 Турция - 10,6% Китай - 7,36%

3 США - 8,99% Российская Федерация - 7,34%

4 Украина - 7% Украина - 5,88%

5 Азербайджан -6,97% США - 5,80%

Согласно данным в таблице 3, можно

Трансанатолийского газопровода

(TANAP), основной идеей которого являлось прокладывание газопровода через территорию Грузии и Турции к границе Греции, что представляло собой потенциальное продолжение Трансадриатического газопровода (ТАР).

Второй важнейший партнер в списке -Армения. Все свои основные объемы нефтепродуктов и газа Армения получает через Грузию, за что последняя получает прибыль в размере 12% от транзита6.

На основании анализа данных таблицы 2, можно отметить, что ситуация с грузинским импортом не так сильно изменилась в отличие от экспортной составляющей.

За несколько лет Турции стала лидером на грузинском рынке и это лидерство сохраняется до сих пор. По личным наблюдениям, даже по состоянию на 2019 год особенно заметно, что на бытовом уровне у многих жителей турецкая продукция вызывает раздражение, так как ранее многие товары традиционно ввозились из России и были более высокого качества. Во время поездки многие местные жители не раз затрагивали тему некачественной продукции со стороны Турции, в частности это касается темы пищевой продукции, которую приходится закупать у Турции в зимнее время.

Следом за Турцией при значительном объеме инвестиций во вторые по величине партнеры республики вышел Китай. Масштабные инвестиции, строительные проекты, начиная от ГЭС и заканчивая железнодорожными тоннелями сказалось на торгово-экономических отношениях обеих стран.

Особый интерес в таблице 4 представляет четвертое место, которое неизменно занимает Украина, что является подтверждением постоянного контакта стран в торгово-экономических взаимоотношениях, поэтому далее целесообразно проанализировать торговые потоки непосредственно между Грузией и Украиной.

6 «Грузия захотела получать больше российского газа за транзит в Армению" // Деловая газета «Взгляд». 20.01.2016ю URL:

http://vz.ru/news/2016/1/20/789517.html (Дата обращения: 01.12.2018).

Для оценки торгово-экономического потенциала между странами были построены графики, затрагивающие показатели экспорта и импорта Украины в Грузию за период с 2003-2012 гг.

Проанализировав данные на рисунках 9 и 10, получились интересные результаты, согласно которым можно выделить несколько так называемых локальных минимумов. На рисунке 9 выделяются два локальных минимума - 2009 и 2012 гг. На рисунке 10 также присутствуют два локальных минимума - 2004 и 2009 гг.

Рассмотрим первый локальный минимум, который стоит на отметке 2004 года. Импорт Украины серьезно уменьшился в связи с событиями «оранжевой революции», происходившими в стране. Данные события сильно отразились на уровне торговли Украины в целом и уровень торговли с Грузией в частности. Внутренняя нестабильность Украины стала причиной выжидательной политики со стороны грузинских экспортеров.

Второй локальный минимум, затронувший как экспортную, так и импортную структуру Украины и Грузии - 2009 г. Экономическая рецессия в 2009 г. также во многом была связана с глобальным экономическим кризисом, который серьезно подорвал экономики многих стран, в том числе Украины и Грузии. Однако несмотря на сложность финансовой ситуации, правительства обеих стран предприняли меры для стабилизации экономической

составляющей, что заметно по поступательным движениям линий вверх на обоих рисунках.

Второй немаловажной причиной локального минимума в 2009 г. стали события грузино-осетинского конфликта, который сильно отразился на экономической составляющей Грузии.

Третий локальный минимум, отмеченный на рисунке 9, пришелся на 2012 год. В целом темпы снижения объемов украинского экспорта носили более динамичный характер нежели темпы замедления импорта, который в большей степени поддерживается за счет поставок из других стран. Снижение экспортных

доходов Украины в данный период объясняется сознательным отказом Украины от торговли со странами СНГ вкупе с нарастанием противоречий между Россией и Западом по вопросу ассоциации Украины с ЕС.

Далее автором будет проанализирована товарная структура экспорта и импорта непосредственно между Украиной и Грузией.

Таблица 5.

ТОП-5 статей украинского экспорта в

Таблица 6.

ТОП-5 статей украинского импорта из

На протяжении 9 лет неизменной статьей экспорта и импорта между Украиной и Грузией является сельскохозяйственная продукция, показатели которой к 2012 г. стали заметно уменьшаться. По поставкам статей продукции из Украины в Грузию, в целом, без изменений, однако показатели продукции химической, топливной и

электронной промышленности

увеличились вдвое, что объясняется резким обвалом

промышленного экспорта и внешней

торговли в целом. В плане экспорта 2012 г. для Украины стал рекордным по многим показателям.

Таким образом, несмотря на изменения во взаимоотношениях стран на внешнеторговой арене, в целом динамика торгово-экономических отношений между Украиной и Грузией в данной период остается преимущественно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

положительной. Товарооборот между странами практически достиг отметки в 900 млн. долл., что является доказательством того, что страны восстанавливают показатели докризисных объемов торгового оборота, а также уверенно развивают взаимоотношения между собой.

Необходимо отметить, что после длительного перерыва в 6 лет была восстановлена работа Совместной двусторонней межправительственной комиссии по вопросам экономического сотрудничества, в рамках которой проводились различныве переговоры, встречи, а также обсуждения ряда вопросов, связанных в частности с энергетикой и транспортом. По итогам данных встреч страны определили основные приоритеты и направления сотрудничества в экономической сфере, где есть хорошая возможность выйти на новый более качественный уровень сотрудничества, так как Украина и Грузия остаются друг для друга главными и прогрессирующими внешнеторговыми партнерами до кризисных событий 2014 г.

Украина и Грузия как участники международных транспортных коридоров.

Вопрос оптимизации транзита грузов -одна из важнейших проблем, с которой сталкиваются все страны, и Украина и Грузия не являются исключениями. Весомое влияние транспортной составляющей обусловлено тем, что она обеспечивает не только серьезный экономический рост и оборот капитала, но и является в своем роде гарантией

Грузию

№ 2003 год 2012 год

1 С/х продукция -55,63% С/х продукция -44,76%

2 Металлургия -23,2% Металлургия -21,87%

3 Химическая про- Химическая про-

мышленность - мышленность -

5,95% 8,68%

4 Топливная про- Топливная про-

мышленность - мышленность -

4,49% 8,14%

5 Информационные Информационные

технологии - технологии -

2,90% 5,21%

Грузии (на основании рис. 13, 14)

№ 2003 год 2012 год

1 С/х продукция -82,14% С/х продукция -60,04%

2 Металлургия -13,56% Автомобилестроение - 17,68%

3 Химическая про- Металлургия -

мышленность - 16,45%

1,5%

4 Автомобилестроение - 0,91% Другое - 2,35%

5 Машиностроение Топливная про-

- 0,79% мышленность -1,66%

национальной безопасности самого государства.

Согласно мировой практике, для решения данной проблемы страны при помощи механизма консолидации создают и развивают международные

транспортные коридоры (МТК). С распадом Советского Союза Украина и Грузия стали играть далеко не последнюю роль по части организации транзита на европейском пространстве, поэтому привлечение Украины и Грузии к системе МТК должно способствовать

подтягиванию их к международным стандартам.

Что касается Украины, то развитие ее транзитных возможностей берет начало еще в 1994 г. В 1996 г. на Украине было принято постановление «О первоочередных мерах относительно создания национальной сети международных транспортных коридоров». Чтобы определить направления данных коридоров за основу был взять перечень, подготовленный на II Общеевропейской транспортной конференции, где было озвучено 9 транспортных коридоров, 4 из которых проходили по территории Украины. Эти так называемые 4 «критских коридора» включают следующие направления:

1. Панъевропейский коридор 3: Берлин - Вроцлав - Львов - Киев;

2. Панъевропейский коридор 5: Триест - Будапешт - Братислава - Ужгород --Львов;

3. Панъевропейский коридор 7: Дунайский водный путь;

4. Панъевропейский коридор 9: Хельсинки - Киев - Одесса - Дымы.

Помимо перечня ТК, используемого ЕС, также учитывалась транспортная сеть, созданная в рамках Черноморского экономического сотрудничества, а именно Гданьск - Одесса (Балтийское море -Черное море).

Нельзя не отметить тот факт, что Украина в свое время подавала заявку на присоединение к МТК под названием «Север - Юг»7 - транспортный проект,

7 Международный транспортный коридор «Север -Юг» // ОАО «РЖД». URL:

который создавался с целью обеспечить транспортной связью страны Балтии с Индией через Иран. Предполагалось, что Украина станет одним из направлений так называемой ветви I: Санкт-Петербург -Псков - Невель - Витебск - Гомель -Чернигов - Киев - Одесса - далее движение по Черному морю - Самсун. Однако Украина так и осталась страной, участие которой в данном проекте все еще под вопросом из-за подписания Соглашение об ассоциации Украины с ЕС.

Еще один проект, в котором Украине удалось принять участие, - это Транссибирская железнодородная

магистраль (Транссиб). Данная магистраль создана для соединения Москвы с восточносибирскими и дальневосточными частями России, однако самым дальним ответвлением данной магистрали было направление поезда 53/54, курсировавшего из Харькова во Владивосток. Тем не менее, в 2010 г. направлением было сокращено до города Уфы, а в 2011 г. поезд был отменен в связи с нерентабельностью.

Сложные отношения Украины с Россией в энергетической сфере в начале XXI в. подталкивали Киев к поиску альтернативных путей получения газа. В этой связи украинская сторона предложила проект газопровода «Белый поток», который должен был пройти из Грузии к территории Украины по дну Чёрного моря. Ожидалось, что по будущему трубопроводу, идущему в обход российской территории, будет поставляться азербайджанский газ [Жильцов, Зонн 2010]. Кроме того, Киев и Тбилиси рассчитывали, что данный энергетический проект расширит сотрудничество двух стран и усилит координацию внешней политики двух стран. Несмотря на привлекательность для Украины и Грузии проекта газопровода, он так и не был реализован. Страны не смогли найти средства для его строительства, а также сказалось отсутствие свободных объёмов азербайджанского газа, который мог бы поставляться на Украину.

Строительство украинского нефтепровода «Одесса-Броды» началось еще в 1996

http ://cargo. rzd.ru/static/public/ru? STRUCTURE_ID= 5130 (Дата обращения: 01.12.2018).

году во время президентства Леонида Кучмы. Завершение строительства пришлось на 2001 год и создан был данный проект для того, чтобы можно было осуществлять транзит каспийской нефти в страны Европы в обход России. Целью проекта является диверсификация энергетической области страны и снижение уровня влияния России.

Тем не менее, нельзя сказать, что данный проект был перспективным и удачным для Украины, так как три года спустя данный нефтепровод просто-напросто простаивал и работы на нем, так и не начались. Не нашлось ни поставщиков, ни источники финансирования.

Помимо вышеперечисленных проектов Украина также совместно с другими странами предлагает использовать свою территорию, а также имеющуюся транспортную инфраструктуру для того, чтобы сформировать очередные МТК с целью соединить части континента: «Евроазиатского» (Одесса - Батуми - Тбилиси - Баку) и «Европа - Азия» (по направлению из Западной и Центральной Европы через Украину, Россию, Казахстан, Центральноазиатские страны в Китай).

Что касается Грузии, то ее месторасположение на стыке Европы и Азии, позволяют обеспечивать

грузоперевозками такие страны, как Азербайджан, Армения, Афганистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. В связи с этим скоординированная транспортная

политика в соответствии с общепринятыми международными

стандартами улучшит внешеполитический облик страны на международной арене, а также сыграет важную роль в экономической сфере независимой Грузии.

Железнодорожное сообщение в Грузии является неотъемлемой частью

транспортного комплекса Грузии, в частности такого коридора как Европа -Кавказ - Азия (ТРАСЕКА, или «Новый шелковый путь»), у истоков которого она стояла еще в 1993 г. Стоит упомянуть о том, что со временем Украина также стала участником данного проекта,

присоединившись к нему в 2000 г., при

этом рассчитывая, что ей удастся стать основным транзитным звеном в данном проекте.

Основным направлением деятельности данной программы является

непосредственно развитие ТК из европейской части в азиатскую через территорию Черного и Каспийского морей, а также Кавказа. Согласно проекту, предполагается, что для транспортного сообщения будет действовать единый маршрут, что в свою очередь поспособствует интеграции между странами-членами ЕС и странами-партнерами по данной программе. Данный проект является крайне важным и очень перспективным для Украины и Грузии с точки зрения экономического благополучия стран.

Однако ЕС в рамках проектов ТРАСЕ-КА и INOGATE (международное сотрудничество в сфере энергетики между ЕС, Причерноморскими и Прикаспийскими государствами и соседними странами. Более того, данная программа реализовыва-лась при поддержке секретариата, который находился непосредственно в Киеве, а региональный офис данной организации в Тбилиси) отказался создавать транспортную инфраструктура на территории Украины.

Тем не менее, Грузия также является участником железнодорожного коридора Баку - Тбилиси - Карс8, который в свою очередь является проектом глобального уровня. Инициаторами данного проекта являются Азербайджан, Грузия и Турция соответственно, именно за счет этой программы процесс евразийской интеграции станет более интенсивным, чем прежде. К тому же ТК Баку - Тбилиси - Карс - это, прежде всего, гарантия развития международных отношений в данном регионе, в частности Кавказского региона.

В 2013 г. Грузия стала участником Транскаспийского международного транспортного маршрута, который проходит через Китай, Казахстан, Каспийское море,

8 Транспортные коридоры Грузии // Loglink.ru. 14.04.2014. URL:

https://www.loglink.ru/massmedia/analytics/record/?id = 1537 (Дата обращения: 01.12.2018)

Азербайджан, Грузию, Турцию, а также европейские страны. Более того, в рамках инициативы «Один пояс - один путь», Китай выразил свою готовность помочь Грузии развивать данный проект ТК.

Очередным проектом для Грузии, начало которому было положено в далеком 1998 г., стал Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан. Непосредственно строительство трубопровода началось в 2002 г. в Баку. В 2005 г. открылся грузинский участок нефтепровода. Данный проект с геополитической точки зрения позволил странам создать альтернативный путь транспортировки газа в обход России, а в последствии и Казахстана. Это был первый нефтепровод на территории Содружества Независимых Государств, который был построен без участия России. Ввод в эксплуатацию данного нефтепровода создал возможность для стран-участников активнее осваивать ресурсы каспийского бассейна.

Украина и Грузия являются активными участниками различных глобализацион-ных и интеграционных объединений, соответственно необходимость транспортных связей с другими странами обусловлена тем, что это один из важнейших комплексов страны в социально-экономическом плане. Именно транспортные связи имеют возможность удовлетворить потребности экономики страны.

Тем не менее, транспортные коридоры как на Украине, так и в Грузии имеют не только положительные, но и отрицательные особенности. С одной стороны, подобная деятельность способствует усилению интеграционных процессов, увеличивает национальный доход, а также укрепляет международное экономическое сотрудничество. За счет успешной реализации проектов страны могут рассчитывать на совершенствование организационной и правовой базы обеспечения процесса перевозок в соответствии с общепринятыми стандартами, а также на внедрение новых технологий в транспортной области.

Украина и Грузия имеют хорошо развитую инфраструктуру различных видов транспорта, но из раза в раз участники логистического процесса отмечают проблемы, связанные с привлечением внешних

инвестиций с целью реализации различных транспортных проектов, которые требуют серьезных капиталовложений. Также экономическая непродуманность проектов и разичные противоречия, возникающие между странами, при создании тех или иных проектов могут ухудшить взаиооотношения стран, как следствие -усилить экономические проблемы

Таким образом, выгодное географическое расположение, высокий транзитный потенциал Украины и Грузии создают все условия для дальнейшего их развития как участников международных транспортных коридоров.

Украина и Грузия являются странами-транзитерами, соответственно несмотря на проблемы и многие неудачи в проектах неудачи во многих проектах Украина и Грузия стремятся взаимодействовать друг с другом, а также находить альтернативные пути развития. Обе страны пытаются максимально диверсифицировать свой импорт и экспорт товаров, в том числе энергоносителей, а также дистанцироваться от такого серьезного игрока на международной арене, как Российская Федерация.

Начиная с момента установления дипломатических отношений между Украиной и Грузией в 1992 г., партнерские и торговые отношения между странами активно развиваются. Наиболее важным в отношениях между странами представляется вопрос о перспективах украинско-грузинских отношений в торгово-экономической сфере.

На основании проведенного анализа товарной структуры, направлений экспорта и импорта Украины и Грузии, а также значения их как стран-транзитеров в третьей главе работы было установлено, что на постсоветском пространстве в экономическом смысле Украина и Грузия являются ключевыми партнерами друг для друга. Учитывая историческое прошлое, а также несмотря на сложности обеих стран во взаимоотношениях со своими ближайшими соседями, в частности Российской Федерацией, странам удалось настроить стабильные экономические взаимоотношения.

Несмотря на то, что на отношения двух стран влияют несколько разнонаправлен-

ных факторов, а именно: антироссийские номических отношений на качественно

настроения на Украине и в Грузии, что новой, и, конечно же, взаимовыгодной ос-

было уже особенно заметно после «оран- нове, с учетом интересов обеих сторон.

жевой революции» на Украине и после Для осуществления данных планов необ-

конфликта 2008 г. в Грузии, культурная и ходимо понимать долгосрочные геоэконо-

историческая близость народов, а также, мические приоритеты Украины и Грузии, а

экономическая выгода от сотрудничества значит учитывать тот факт, что роль за-

стран друг с другом, перед Украиной и падного фактора будет также сказываться

Грузией стоит вопрос выстраивания эко- на динамике их взаимоотношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Внешняя политика стран СНГ // Под ред. Д.А. Дегтерева, К.П. Курылева. М.: Аспект Пресс, 2019.

Долидзе В.М. Посткоммунистическая трансформация и циклы политического развития Грузии // Постсоветские исследования. 2019. Т. 2. № 1. С. 885-892.

Жильцов С.С., Зонн И.С. Черноморский регион: новые очертания. Москва. МГОУ. 2010. 198 с.

Кривицкий В.О. Грузия в геополитическом раскладе на Южном Кавказе // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2013; 2. С. 76-82.

Крылов А.Б. Постсоветское пространство: проблемы развития // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018; 18(2). С. 247-258.

Курылев К.П., Мачавариани Г.Г. Внешняя политика Грузии на Южном Кавказе: 19912016 гг. Москва, URSS, 2019.

Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств // Учебно-методическое пособие для бакалавров и магистров направлений подготовки «Международные отношения», «Политология», «История» / Москва, 2010. (2-е издание, переработанное и дополненное).

Курылев К.П., Семибратов Е.В., Шабловский В.С. Взаимодействие Украины со странами ГУАМ на примере голосования в генеральной ассамблее ООН // Дипломатическая служба. 2018. № 3. С. 25-34.

Мачавариани Г.Г. ГУАМ как проект альтернативной интеграции на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. №4. C. 112-118.

Сведения об авторе: Зябкина Екатерина Игоревна - магистр в области международных отношений, кафедры теории и истории международных отношений РУДН (e-mail: kati_z@bk.ru).

REFERENCES

Vneshnyaya politika stran SNG // Pod red. D.A. Degtereva, K.P. Kuryleva. M.: Aspekt Press, 2019.

Dolidze V.M. Postkommunisticheskaya transformaciya i cikly politicheskogo razvitiya Gruzii // Postsovetskie issledovaniya. 2019. T. 2. № 1. S. 885-892.

Zhil'cov S.S., Zonn I.S. CHernomorskij region: novye ochertaniya. Moskva. MGOU. 2010.

198 s.

Krivickij V.O. Gruziya v geopoliticheskom rasklade na YUzhnom Kavkaze // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2013; 2. S. 76-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Krylov A.B. Postsovetskoe prostranstvo: problemy razvitiya // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018; 18(2). S. 247-258.

Kurylev K.P., Machavariani G.G. Vneshnyaya politika Gruzii na YUzhnom Kavkaze: 19912016 gg. Moskva, URSS, 2019.

Kurylev K.P., Savicheva E.M. Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov i magistrov napravlenij podgotovki «Mezhdunarodnye otnosheniya», «Politologiya», «Istoriya» / Moskva, 2010. (2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnen-noe).

Kurylev K.P., Semibratov E.V., Shablovskij V.S. Vzaimodejstvie Ukrainy so stranami GUAM na primere golosovaniya v general'noj assamblee OON // Diplomaticheskaya sluzhba. 2018. № 3. S. 25-34.

Machavariani G.G. GUAM kak proekt al'ternativnoj integracii na postsovetskom pros-transtve // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. №4. C. 112-118.

About the author: Zyabkina Ekaterina Igorevna - Master of International Relations of the Department of Theory and History of International Relations of RUDN University (e-mail: kati_z@bk.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.