Научная статья на тему 'ГРУППОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ГРУППОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ГРУППЫ / КОМАНДЫ / КОМАНДНЫЙ ПОДХОД / ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ГРУППОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ - ПОМОЩНИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислякова Ольга Петровна, Снежкина Лилия Павловна, Хазова Алёна Александровна

В статье раскрывается возможность совершенствования учебного процесса на основе групповой учебной деятельности обучающихся. Раскрываются формы деятельности на занятиях. Даются примеры использования групповой учебной деятельности обучающихся для управления процессом ее реализации. Указаны сильные и слабые стороны группового метода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кислякова Ольга Петровна, Снежкина Лилия Павловна, Хазова Алёна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROUP TRAINING ACTIVITIES OF TRAINEES

The article reveals the possibility of improving the educational process on the basis of group educational activities of students. The forms of activity in the classroom are revealed. Examples of the use of group learning activities of students to manage the process of its implementation are given. The strengths and weaknesses of the group teaching method are indicated.

Текст научной работы на тему «ГРУППОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Министерства просвещения Российской федерации. Банк документов. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/60b620e25e4db7214971c16f6b813b0d (дата обращения: 9.01.2021).

5. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / Адамович К.А., Капуза А.В., Захаров А.Б., Фрумин И.Д.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019 — 28 с. — 200 экз. — (Факты образования № 2 (25).

6. Проведение исследования TIMSS-2019 в России [Электронный ресурс]: сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Центр оценки качества образования. URL: http:// http://www.centeroko.ru/timss19/timss2019.html (дата обращения: 9.01.2021).

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Снежкина Лилия Павловна Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Хазова Алёна Александровна Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ГРУППОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье раскрывается возможность совершенствования учебного процесса на основе групповой учебной деятельности обучающихся. Раскрываются формы деятельности на занятиях. Даются примеры использования групповой учебной деятельности обучающихся для управления процессом ее реализации. Указаны сильные и слабые стороны группового метода обучения.

Ключевые слова: обучающиеся, группы, команды, командный подход, групповые занятия, групповая учебная деятельность, обучающиеся - помощники преподавателя.

Annоtation. The article reveals the possibility of improving the educational process on the basis of group educational activities of students. The forms of activity in the classroom are revealed. Examples of the use of group learning activities of students to manage the process of its implementation are given. The strengths and weaknesses of the group teaching method are indicated.

Keywords: learners, groups, teams, team approach, group lessons, group learning activities, learners - teaching assistants.

Введение. Перед любым учебным заведением стоит проблема повышения качества образования. Мы рассмотрим путь к решению этой проблемы в возможности совершенствования учебного процесса на основе командного подхода или групповой формы обучения.

Групповая учебная деятельность обучающихся - это тот приём, который займёт особое место в организации учебной деятельности обучающихся и существенно повысит качество обучения.

Дидактика трактует групповую форму обучения как организацию учебных занятий, при которой группе обучающихся ставят единую познавательную задачу, а для решения необходимо объединение усилий всех ее членов и их тесное взаимодействие. Как правило, кроме групповой деятельности обучающихся присутствуют и другие формы обучения. Но групповая деятельность обучающихся имеет свою особенность: усиливается возможность оказания необходимой помощи слабоуспевающим обучающимся со стороны помощников преподавателя - хорошо успевающих товарищей. Причём, общие требования не снижаются. Таким образом, в некоторой степени роль преподавателя выполняют обучающиеся, которые так и называются: помощники преподавателя.

Рассмотрим некоторые аспекты групповой формы обучения.

Изложение основного материала статьи. Начнём с психологических особенностей групповых занятий. Исследования говорят о том, что начальный этап обучения показывает недостаточную эффективность групповых занятий. Ученые доказали, что причина этому проста — школьное предшествующее обучение.

Школьники испытывают большие трудности в процессе перехода от индивидуальной работы к групповой, командной форме работы. Для этого нужны некоторые психологические знания, которыми обычно школьники не обладают. Поэтому необходимо их психологическим знаниям обучать. Для примера рассмотрим психологическую подготовку к взаимоконтролю. В практике выработался такой алгоритм. Во-первых, необходимо внимательно выслушать товарища по команде, вдуматься и понять его мысли. Во-вторых, если не понятен смысл, уточни, попроси повторно объяснить. Третий шаг - выскажи своё мнение, раскрой свои мысли товарищам по команде. Постарайся их сформулировать кратко и четко. В четвёртых, если нет согласия с ответом товарища, докажи правоту своего мнения, убеди в своих мыслях, чтобы не было вопросов «почему?». Пятое положение - если нет согласия с тобой у товарищей, нужно обсудить внутри команды все разногласия, установить, почему они возникли. Шестое - если несправедливость, неверность твоих взглядов, убеждений доказана, нужно признать свою ошибку. Седьмой шаг: самое главное -необходимо помнить, что вы все вместе - это одна команда и решение проблемы должно быть совместным, должно зависеть от каждого члена группы, команды.

Только дружеские, доброжелательные, уважительные отношения в команде будут создавать самые лучшие условия для совместной работы. Каждая поставленная преподавателем учебная задача должна только совместно обсуждаться, решаться путём дискуссий, диалога, распределением полноправных, посильных обязанностей внутри группы, команды.

Говоря о месте групповой формы деятельности на занятиях или о типах групповых занятий, можно отметить следующее. Анализ возможностей применения групповых занятий показал, что такая форма

организации обучения применяется в основном при закреплении нового материала, решении задач, подготовки и репетиции проведения демонстрационного физического эксперимента в часы самостоятельной работы или в ходе выполнения лабораторной работы. Подготовка материала к конференции, взаимопомощь в ходе подготовки обучающихся к занятиям, семинарам, зачётам, экзаменам требует групповой формы деятельности.

Распределение обучающихся по учебным группам или командам лучше проводить на добровольной основе, то есть, по желанию.

У обучающихся сложились свои взаимоотношения. С учётом этого обстоятельства и нужно комплектовать учебные группы. В группе не должны быть объединены те, между которыми нежелательные, тяжёлые отношения.

В группе должны складываться только благожелательные отношения. В группе могут оказаться вместе обучающиеся, имеющие разные способности к учёбе или одинаковые. Это может по-разному сказаться на работу группы. В этом случае отводится особая роль преподавателю. В каждом отдельном случае преподаватель должен знать и уметь найти индивидуальный подход к каждому участнику, применять грамотные методические приёмы для успешной работы. Преподаватель должен умело последовательно направлять действия группы для достижения общей цели. Другими словами, должен обладать эффективным и универсальным инструментом управления последовательной деятельностью каждой отдельной группы обучающихся.

Состав группы может быть временным или постоянным. Занятия в постоянных командах способствуют глубокому изучению материала, раскрытию возможностей каждого обучающегося, выработке определенного стиля работы. Конечно, постоянство учебных групп по составу обучающихся относительно: при изменении учебных способностей обучающихся они могут переводиться из одной группы в другую группу или кто-то может стать ответственным этой группы. Исследования показали, что на первом этапе обучения в высшем учебном заведении целесообразно сохранять состав групп постоянным. В этом случае имеется лучшая возможность сознательного контроля ситуации и собственных действий по корректировке деятельности обучающихся в группе.

Лучший вариант, когда группы комплектуются из четырех-шести человек. Особенно это удобно при выполнении лабораторных работ. Лучше видна преподавателю работа с приборами и оборудованием каждого члена группы, их степень участия в выполнении эксперимента.

С целью повышения эффективности групповой учебной деятельности, её необходимо осуществлять целенаправленно и систематически. Обучающиеся хорошо чувствуют друг друга, срабатываются. У них вырабатывается единство в действиях, укрепляется единство взглядов, улучшается атмосфера внутри группы.

Безусловно, центральная роль отводится преподавателю. Он организует учебный процесс, создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки обучающихся. Он задаёт цель занятия, распределяет задания между группами, направляет, помогает, регулирует, налаживает работу в них, следит за ходом выполнения заданий, подводит итоги.

Приведём примеры использования групповой деятельности обучающихся на занятиях разных типов.

Занятие с выполнением лабораторной работы по теме «Определение ЭДС металлических термопар». Учебный процесс предполагает такое построение занятия. Группы с низкими и средними познавательными возможностями делают эксперимент, руководствуясь инструкцией, имеющейся в учебном пособии, а группы с высокими учебными возможностями — пользуясь обобщенными алгоритмами выполнения эксперимента, могут сделать и дополнительные операции по заданию преподавателя. Например. 1). Установить

зависимость & = /'(^У) и построить график этой зависимости. 2). Определить концентрации свободных электронов в металлах и сравнить их, сделать вывод. 3). Построить «потенциальные ямы» для двух металлов: до их контакта и после контакта. Сделать выводы по построению. 4). Определить внешнюю и внутреннюю составляющие контактной разности потенциалов.

Такой подход к выполнению лабораторных работ развивает творческие способности обучающихся, учит их работать в команде, способствует по времени одновременности завершения действий обучающихся, характерной для различных групп. Такой подход к построению занятия способствует обобщению обширного материала, расширению политехнических знаний. Он позволяет использовать имеющееся в лаборатории оборудование с наибольшей отдачей.

Другой пример, решение задач. Задачи для группового решения подбирают так, чтобы каждая следующая включала в себя составным элементом предыдущую (или предыдущие) и была сложнее. Это позволяет продвигаться вперед постепенно, сделать каждую задачу посильной для слабоуспевающих, обеспечивает полную занятость наиболее подготовленным. Строя так занятие, мы применяли методику группового решения задач, имеющих плавно меняющиеся ситуации. Заключалась она в следующем: обучающиеся приступали к первой задаче; если кто-то из членов группы справлялся с ней, он докладывал преподавателю и сразу переходил к решению второй. Когда все задачи были решены, начиналось обсуждение решения. Если же кто-то не мог справиться за отведенное преподавателем время с первой задачей, товарищи по группе оказывали ему помощь. В ходе такой помощи непременно выделялась часть, составляющая суть предыдущей задачи. Кроме того, устанавливалось, в чем заключается разница между данной и предыдущей задачами. При такой методике обеспечивался индивидуальный темп работы, обучающиеся приобретали уверенность в своих силах, оказывали помощь друг другу.

В течение ряда лет на занятиях физики большую помощь преподавателю оказывают обучающиеся в проведении физического эксперимента. Эти обучающиеся под руководством преподавателя физики участвуют в подготовке демонстрационного и лабораторного эксперимента, экспериментальных задач, приобретая определенные практические навыки.

Эти обучающиеся проходят специальную подготовку. Во время подготовки к занятиям, в часы самостоятельной работы, обучающиеся - помощники преподавателя, по специально составленному плану овладевают методикой демонстрации оборудования и установок, эксперимента.

Такая работа предусматривает следующее:

1) знакомство с оборудованием и установками, с литературой по технике физического эксперимента и методике работы с приборами;

2) изучение оборудования и местоположения различных приборов, приспособлений, инструмента;

3) обязательное ознакомление с правилами по технике безопасности;

4) овладение навыками работы е техническими средствами обучения;

5) теоретическую подготовку по проверке и оценке работ товарищей по учебной группе, а также лабораторных, письменных работ, посвященных экспериментальным и качественным задачам, зачетных и контрольных работ, по проведению совместно с преподавателем и самостоятельно.

В результате обучающиеся получают знания, позволяющие им успешно готовить демонстрационный и лабораторный эксперимент, часто проявляя творчество, смекалку, видоизменяя традиционные опыты, качественные задачи, а позже под руководством преподавателя проводить небольшие (и даже проверять) контрольные работы.

Обучающиеся - помощники преподавателя, как правило, проявляют достаточную требовательность и при необходимости тут же дают консультацию по теоретическим вопросам и решению задач. Сами консультанты предварительно сдают аналогичный зачет преподавателю и в случае недостаточной подготовки (это решает преподаватель) теряют право проводить опрос по данной теме.

Неоценимую помощь преподавателю оказывают обучающиеся - помощники преподавателя во всякого рода внеклассной работе. Так, они готовят и проводят доклады учебной группе, участвуют в научной работе, пишут научные статьи под руководством преподавателя.

В обязанность помощников преподавателя также входит организация ремонта некоторого оборудования кабинетов кафедры, изготовление новых приборов, моделей, плакатов. Эти помощники преподавателя помогают содержать в образцовом порядке аудитории кафедры, назначают рабочие команды, которые ежедневно проводят уборку аудиторий, а в конце учебного года и ремонт.

Наконец, помощники преподавателя обучают своих товарищей умению обращаться с литературой, используемой на занятиях, организуют работу по её ремонту. Они же проводят большую работу в помощь преподавателю по подготовке к такому интересному мероприятию, как «неделя кафедры»:

- выпуск стенных газет;

- организация и проведение олимпиад;

- организация и проведение различных конкурсов.

Выполняя такую работу, помощники преподавателя не только приносят огромную пользу коллективу кафедры, но и сами при этом успешно осваивают трудовые, организаторские навыки, формируются как будущие исследователи. Как правило, большинство из таких обучающихся впоследствии достигают больших высот в будущей профессиональной деятельности.

Выводы. В заключении, укажем на сильные и слабые стороны группового метода обучения. Групповая учебная деятельность выступает одним из средств дифференциации и индивидуализации обучения. Преподаватель учит обучающихся - помощников преподавателя оценочным и обучающим функциям.

Групповой метод обучения создаёт плодотворную почву деятельностному подходу к преподаванию, что повышает интерес к занятиям, способствует развитию творческих способностей и познавательной активности обучающихся. Деятельность учебных групп интенсифицирует процесс обучения, воспитывает трудолюбие, чувство взаимопомощи и умение работать в коллективе, в команде. Все это — очень положительно.

К слабым сторонам можно отнести большие затраты времени на подготовку таких занятий, в частности, на подготовку индивидуальных заданий; невозможность широко применять групповую учебную деятельность на практических занятиях, так как сложно организовать работу и поддерживать рабочее состояние групп.

Исследования показали, что к основным причинам, обуславливающим недостаточное внедрение в практику групповой учебной деятельности, относятся: отсутствие методической литературы по данной проблеме, трудность в размещении групп для удобной работы. Можно в некоторой степени избежать указанных трудностей назначением хороших ответственных групп и учетом взаимоотношений между обучающимися.

Литература:

1. Кабардин, О.Ф. Личностно-ориентированный подход к обучению физике // Физика в школе. - 2010. -№ 7. - С. 36-43.

2. Кислякова О.П. Система развивающего лабораторного практикума по физике. В сборнике: Методические особенности преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров, 2020. С. 24-25.

3. Панцева Е.Ю., Кислякова О.П., Снежкина Л.П., Хазова А.А. Учебно-воспитательные проблемы и пути их решения. В книге: Современные вызовы образования и психология формирования личности. Монография. Чебоксары, 2020. С. 88-89.

4. Снадченко С.В. Профессиональное саморазвитие преподавателя военного вуза. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 51 С. 134-135.

5. Тихонов Ю.А., Александрова О.Б. В книге: Научно-методическое обеспечение учебного процесса в рамках изучения дисциплин естественнонаучного цикла в военном вузе. Коллективная монография. Киров, 2019. С. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.