Научная статья на тему 'Групповая психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста'

Групповая психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1648
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова М. А.

В статье приведены результаты психокоррекционной работы с группой детей 7-9 лет, имеющих нарушения эмоциональной сферы; сформированы адекватные способы поведения, достигнута полноценная социально-психологическая адаптация учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волкова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Групповая психокоррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста»

УДК 159.9.072.43 © Волкова М.А., 2013 ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье приведены результаты психокоррекци-онной работы с группой детей 7-9 лет, имеющих нарушения эмоциональной сферы; сформированы адекватные способы поведения, достигнута полноценная социально-психологическая адаптация учащихся.

Ключевые слова: групповая психокоррекция, эмоциональные нарушения, коррекция эмоциональной сферы детей.

© Volkova M.A., 2013 GROUP PSYCHOCORRECTION EMOTIONAL DISORDERS IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Abstract. The article presents the results of psycho work with a group of children 7-9 years old, with violations of the emotional sphere, formed appropriate ways of behavior, achieved full social and psychological adaptation of the students.

Key words: group psychocorrection, emotional disorders, correction of the emotional sphere of children.

Психологические трудности, а также ситуативные эмоциональные (аффективные) нарушения поведения встречаются у большинства детей. Эти явления составляют неотъемлемую часть развития и сами по себе не являются признаками психологических проблем. Однако в отдельных случаях могут наблюдаться искажающие процесс нормального развития ребенка психические расстройства, характеризующиеся такими эмоциональными состояниями, как тревога, страхи, агрессия. Эти эмоциональные расстройства представляют собой отклонения от нормы, приводят к возникновению нарушений социальных контактов и требуют специального психокоррекционного воздействия.

Изучение тревожности, агрессивности, страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данных явлений, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека [8; 10; 12]. Именно эти явления лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства. Значение профилактики данных эмоциональных состояний, их преодоление важно при подготовке детей и взрослых к сложным жизненным ситуациям (экзамены, соревнования и другие), при овладении новой деятельностью, а также при социальной адаптации личности [13; 14]. Особенно актуальным это является для детей младшего школьного возраста, поскольку данный период связан с формированием у ребенка установок на успешность социальных отношений и уверенности в собственных возможностях [10].

Социальный характер проблем требует соответствующей формы психо-коррекционной работы. Оптимальной формой психокоррекции в таких случаях, на наш взгляд, является групповая работа. В рамках психокоррекционной группы человек получает возможность поделиться своими трудностями не только с психологом, но и с другими людьми - участниками группы. В группе открыто обсуждается все, что происходит между участниками, анализируются такие темы, как отчужденность, одиночество, характер отношений с другими людьми, проблемы в выражении чувств, потребность в других людях, агрессия и т.п. Группа является моделью социума, в которой человек может лучше понять себя и других, решаются личностные и межличностные проблемы. Групповая психокоррекция актуальна и эффективна как в работе со взрослыми, так и в работе с детьми [5; 7].

Начиная групповую психокоррекционную работу, мы учитывали, что присутствие других детей в группе уменьшает напряжение, стимулирует активность и участие в процессе. Группа побуждает у детей спонтанность, предоставляет возможность для установления многосторонних отношений, что невозможно в ходе индивидуальной психокоррекции.

Цель проводимой нами психокоррекционной группы можно сформулировать следующим образом: коррекция эмоциональной сферы (снижение эмоционального напряжения, нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний), формирование адекватных способов поведения, способствующих полноценной социально-психологической адаптации учащихся.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 7-9 лет (средний возраст - 7,5±0,6 лет), учащиеся 1-2 классов. Все дети были разделены на 2 группы - экспериментальная (30 человек), в которой проводились коррекционные занятия, и контрольная (30 человек), в которой коррекционные занятия не проводились.

Формирование группы проводилось на основании полученных результатов индивидуальной психодиагностики, данных, полученных в беседе с учителем, при письменном согласии родителей или официальных опекунов на участие ребенка в групповой работе.

Для этого нами была разработана экспресс-диагностика, включающая в себя психодиагностические методики, направленные на исследование выбранных нами параметров, а именно: уровня агрессивности, уровня тревожности, проявление страхов у младших школьников. При проведении диагностического исследования мы пользовались следующими методиками: тестом «Выбери лицо» (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен), тестом «Страхи в домиках» (автор А.И. Захаров (1982), модифицирован М.А. Панфиловой), проективной методикой «Несуществующее животное» (вариант М.З. Дукаревич).

Мы применяли комбинированный подход при составлении программы групповой психокоррекционной работы. Работа проводилась в форме социально-психологического тренинга с использованием упражнений на сплочение, на взаимодействие детей друг с другом, релаксационных упражнений, арттерапев-тических методов (рисуночная терапия) и других.

Подбор техник мы проводили, исходя из того, на какой стадии развития находится группа. На начальных фазах групповой работы мы использовали упражнения, направленные на снятие напряжения, игры и упражнения, направленные на групповое сплочение и взаимодействие, так как дети были напряжены, очень раздражительны, ругались, им было сложно установить контакт друг с другом. На первых занятиях было очень трудно обратить внимание детей на психолога и выслушивать инструкции к заданиям. Затем были придуманы правила, действующие в группе. Начиная с 3-4 занятия, дети начали придерживаться предложенных правил, были подвижны и активны.

Особое внимание мы уделяли эмоции гнева, так как дети часто проявляли агрессивные чувства по отношению друг к другу (дрались, обзывали друг друга). Мы использовали упражнения для ослабления негативных эмоций, а также релаксационные упражнения для снижения напряжения. Это помогло детям лучше взаимодействовать друг с другом, они стали спокойными, открытыми, и продуктивнее выполняли задания, предложенные тренером группы. Эти данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы психокоррекци-онной работы.

После психокоррекционной работы было проведено повторное психодиагностическое исследование.

Результаты исследования. При первичной диагностике результаты исследования экспериментальной группы младших школьников показали, что 27% детей имеют высокий уровень агрессивности, у 53 % детей - страх агрессии, у 100 % исследуемых детей проявляется тревожность в той или иной степени.

На основании проведенного исследования нами была разработана программа психокоррекционной работы с младшими школьниками, целью которой является коррекция эмоциональной сферы (снижение эмоционального напряжения, нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний),

формирование адекватных способов поведения, способствующих полноценной социально-психологической адаптации учащихся.

Мы разработали психокоррекционную программу для работы с эмоциональными нарушениями у младших школьников, рассчитанную на 20 занятий. Работа проходила в групповой форме, так как для детей данного возраста с эмоциональными отклонениями наиболее применима групповая форма работы [6;7]. Начиная групповую психокоррекционную работу, мы учитывали, что в группе присутствие других детей уменьшает напряжение, стимулирует активность и участие в процессе. Группа побуждает у детей спонтанность, предоставляет возможность для установления многосторонних отношений, что невозможно в ходе индивидуальной психокоррекции.

Формирование группы проводилось на основании полученных результатов индивидуальной психодиагностики, данных, полученных в беседе с учителем, при письменном согласии родителей или официальных опекунов на участие ребенка в групповой работе.

Мы применяли комбинированный подход при составлении программы групповой психокоррекционной работы. Работа проводилась в форме социально-психологического тренинга с использованием упражнений на сплочение, на взаимодействие детей друг с другом, релаксационных упражнений, арттерапев-тических методов (рисуночная терапия) и других. Л. Анн определяет социально-психологический тренинг с детьми как «форму специального организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

• овладение социально-психологическими знаниями;

• развитие способности познания себя и других людей;

• формирование положительной Я-концепции» [цит. по 6; 191].

В результате психокоррекционной работы с младшими школьниками, направленной на снижение агрессивности, тревожности, устранение проблем в

общении и уменьшение страхов, статистически значимо снизилась ситуативная тревожность (тест «Выбери лицо») (рис. 1).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Г-1

—.-г

до коррекции

после коррекции

□ повышенный уровень тревожности

□ средний уровень тревожности

Рис. 1. Динамика проявления тревожности за период исследования (по тесту «Выбери лицо»)

Значительно снизился уровень агрессивности, снизились проблемы в общении и общая тревожность (тест «Несуществующее животное») (рис. 2).

100 80 60 40 20 0

"1

1= 1

э

Г

до

коррекции

после коррекции

□ высокий уровень агрессивности

□ страх агрессии

□ высокий уровень тревожности

□ проблемы в общении

Рис. 2. Динамика проявления агрессивности, страха агрессии, тревожности, проблем в общении за период исследования (по тесту «Несуществующее животное»)

При исследовании наличия страхов у младших школьников с помощью теста «Страхи в домиках» нами было выявлено, что в экспериментальной группе у 20 (66,7 %) исследуемых детей сохранились страхи, что на 23,3 % ниже, чем до коррекционной работы, что является достоверным на 5% уровне значимости (рис. 3).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

✓ -

/—а

до

коррекции

после коррекции

□ есть страхи □ нет страхов

Рис. 3. Динамика проявления страхов за период исследования (по тесту «Страхи в домиках»)

Таким образом, после проведения психокоррекционной работы с младшими школьниками, направленной на снижение агрессивности, тревожности, устранение проблем в общении и уменьшении страхов, нами были получены следующие данные, статистическую значимость которых мы проанализировали с помощью критерия Фишера (ср*).

Проведенная психокоррекционная работа с младшими школьниками позволила установить, что статистически значимо снизилась ситуативная тревожность, значительно снизился уровень агрессивности, уменьшились проблемы в общении и общая тревожность, снизилось количество страхов.

В процессе психокоррекционной работы дети получили эмоциональную поддержку со стороны участников группы и психолога, что, в свою очередь,

привело к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов. Также учащиеся пережили в группе те чувства, которые они часто испытывали в реальной жизни, воспроизвели те эмоциональные ситуации, которые были у них в действительности и с которыми ранее они не могли справиться. Проведенная психокоррекционная работа помогла детям научиться распознавать и вербализировать собственные эмоции, а также закрепить новые формы поведения. Дети стали менее раздражительными, меньше ругались, грубили. Снизился уровень тревожности, что ранее проявлялось в напряжении, озабоченности, беспокойстве, нервозности, часто переживалось в виде чувства неопределенности, беспомощности, незащищенности, невозможности принять решение. Учащиеся научились устанавливать контакт друг с другом, выражать свои мысли и объяснить свои чувства.

В контрольной группе, в которой не проводилась работа, напротив, повысился уровень агрессивности и ситуативной тревожности, на прежнем уровне сохранились проблемы общения. Эти данные свидетельствуют об эффективности разработанной программы психокоррекционной работы, имеющей в частности и профилактический эффект. Разработанная нами психокоррекционная программа может применяться в работе психологов в начальных классах общеобразовательной школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агеева И.А. Коррекционные техники в школе. СПб.: Речь, 2004. 184 с.

2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 1999. 224 с.

3. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Персэ, 2008. 160 с.

4. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М.: Педагогика, 1986. 112 с.

5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 349 с.

6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 443 с.

7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2006. 190 с.

8. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция. СПб.: Речь, 2007. 248 с.

9. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознание, лечение, профилактика. М.: Когито-центр, 2006. 181 с.

10. Пиаже Ж. Психология ребенка. СПб.: Питер, 2003. 160 с.

11. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

12. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2004. 351 с.

13. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: диагностика и коррекция. М.: Сфера, 2005. 160 с.

14. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1987. 246 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.