Научная статья на тему 'ГРУППА БРИКС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ В НАЧАЛЕ XXI В'

ГРУППА БРИКС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ В НАЧАЛЕ XXI В Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
155
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / БРИКС / НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / CHINA / BRICS / NEW DEVELOPMENT BANK / GLOBALIZATION / ECONOMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муратшина К.Г.

Оценивается место, которое в политике Китайской Народной Республики в настоящее время занимает группа БРИКС. Анализируется содержание программных документов по внешней политике КНР, идеи, высказанные представителями китайского руководства, а также наиболее глубоко затрагивающие тематику БРИКС публикации китайского экспертного сообщества - историков, политологов, экономистов. В результате анализа делается вывод, что Китай не относит участие в группе БРИКС к числу основных приоритетов на международной арене, но рассматривает данное объединение как один из инструментов своей политики, одну из площадок для взаимодействия со странами «Глобального Юга», и намерен укреплять своё лидерство в этой группе, в особенности в Новом банке развития БРИКС, с целью развития экономического сотрудничества в своих интересах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS GROUP IN CONTEMPORARY CHINA’S POLICY

This paper discusses the place of the BRICS group in contemporary foreign policy of the People’s Republic of China. The author analyses China’s foreign policy documents, statements of Chinese high-ranking officials, and publications of Chinese expert community, mainly political studies. The paper demonstrates that at present stage, BRICS group is not a top priority to China, however, China sees BRICS as one of its foreign policy instruments and one of formats of interaction with the countries of the Global South. Consequently, the PRC is aimed at strengthening its leadership in BRICS, particularly in the New Development Bank, in order to foster economic cooperation according to its foreign policy interests.

Текст научной работы на тему «ГРУППА БРИКС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ В НАЧАЛЕ XXI В»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 94-106.

УДК 327(510)+327.7+339.92+316.324 DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(2).94-106

К. Г. Муратшина

ГРУППА БРИКС ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ В НАЧАЛЕ XXI в.*

Оценивается место, которое в политике Китайской Народной Республики в настоящее время занимает группа БРИКС. Анализируется содержание программных документов по внешней политике КНР, идеи, высказанные представителями китайского руководства, а также наиболее глубоко затрагивающие тематику БРИКС публикации китайского экспертного сообщества - историков, политологов, экономистов. В результате анализа делается вывод, что Китай не относит участие в группе БРИКС к числу основных приоритетов на международной арене, но рассматривает данное объединение как один из инструментов своей политики, одну из площадок для взаимодействия со странами «Глобального Юга», и намерен укреплять своё лидерство в этой группе, в особенности в Новом банке развития БРИКС, с целью развития экономического сотрудничества в своих интересах.

Ключевые слова: Китай; БРИКС; Новый банк развития; глобализация; экономическое сотрудничество.

K. G. Muratshina

BRICS GROUP IN CONTEMPORARY CHINA'S POLICY

This paper discusses the place of the BRICS group in contemporary foreign policy of the People's Republic of China. The author analyses China's foreign policy documents, statements of Chinese highranking officials, and publications of Chinese expert community, mainly political studies. The paper demonstrates that at present stage, BRICS group is not a top priority to China, however, China sees BRICS as one of its foreign policy instruments and one of formats of interaction with the countries of the Global South. Consequently, the PRC is aimed at strengthening its leadership in BRICS, particularly in the New Development Bank, in order to foster economic cooperation according to its foreign policy interests.

Keywords: China; BRICS; New Development Bank; globalization; economic cooperation.

Группа БРИКС на сегодняшний день успела стать одним из важных форматов сотрудничества между Российской Федерацией и рядом других центров силы и ведущих глобальных и региональных держав современного мира - Индией, Китаем, Бразилией и Южно-Африканской Республикой. Не являясь организацией, объединение, тем не менее, обеспечивает возможность регулярного диалога на разных уровнях. Как и для любой международной структуры, в характере сотрудничества в рамках БРИКС и в перспективах развития этой группы многое определяется не только общими позициями, но и политическим курсом каждого из государств-участников, их восприятием объеди-

нения и отношением к нему. В данной работе предпринята попытка проанализировать и обобщить ту позицию, которую выработал по отношению к БРИКС Китай, поскольку, с учётом постоянных заявок Пекина на глобальное экономическое лидерство, его политика может во многом определять перспективы и пути дальнейшего развития БРИКС как международной структуры.

Для понимания позиции КНР проанализированы заявления китайских политических деятелей, программные документы по внешней политике Китая, а также публикации китайского экспертного сообщества - историков, политологов, экономистов, - затрагивающие тематику БРИКС.

* Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 18-18-00236.

Рассмотрим, какие характеристики БРИКС дают представители руководства КНР. По словам председателя КНР Си Цзиньпина, «за последние 10 лет страны БРИКС стали выдающимся ориентиром для мировой экономики ... Продолжая этот путь, им нужно дальше наращивать свои экономики и провести ещё одно золотое десятилетие сотрудничества» . И это первый интересный момент: Си говорит не о группе БРИКС как объединении, а о странах БРИКС самих по себе. Этот подход встретится и далее, когда мы увидим, что представители китайского экспертного сообщества чаще пишут не о БРИКС как одном объекте исследования, некоем коллективном единстве, а о странах БРИКС, их сравнении и сотрудничестве. Такой подход можно интерпретировать как отсутствие восприятия группы как монолита, цельной международной структуры, института, актора с бесспорно общими целями.

В высказываниях председателя КНР можно выделить также следующие позиции: «Основа механизма БРИКС - экономическое сотрудничество. Страны БРИКС достигли прогресса в работе Нового банка развития. электронной торговле, упрощении торговли и инвестиций, торговле услугами, выпуске облигаций в региональных валютах, а также в области научных и технологических инноваций»; «Нам нужно вовлечь больше стран с формирующимися рынками и развивающихся стран в нашу деятельность с целью сотрудничества и взаимной выгоды. Это - приоритет для БРИКС. Нужно также продвигать формат "БРИКС плюс", чтобы сформировать открытую и диверсифицированную сеть партнёрств в целях развития» . Перевести на русский язык это можно примерно следующим образом: Китай хотел бы развивать в рамках БРИКС сферу экономического сотрудничества в том формате, в каком это видит он, в соответствии со своими национальными интересами; он заинтересован не только в сотрудничестве внутри БРИКС, но и в использовании группы по-своему, как площадки для диалога с самыми разными внешними партнёрами, прежде всего странами, которые, с его точки зрения, являются не «развитыми», а «развивающимися». Отметим, что последний термин, знакомый всем начиная со школьных учебников географии,

в современном мире, как представляется, приобретает всё более некорректный, шовинистский оттенок. Тем более спорно выделение среди «развивающихся стран» «стран с формирующимся рынком».

В экономическом сотрудничестве, по мнению Си Цзиньпина, «странам БРИКС следует интенсифицировать взаимодействие в таких отраслях, как торговля, инвестиции, финансовая сфера, коммуникации, устойчивое развитие, инновации, промышленное сотрудничество», «синергизировать свои стратегии развития, чтобы стимулировать потенциал роста экономик друг друга», «искать сферы, где есть конвергенция программ развития и приоритетов, и работать в целях построения большого рынка для торговли и инвестиций, добиться инфраструктурной взаимосвязанности»3. Отметим: на первом месте названы торговля и те сферы, где Китай преуспевает и имеет налаженный государственный механизм поддержки своих предпринимателей. Другие страны БРИКС явно уступают ему, а это означает, что «промышленное сотрудничество» не просто второстепенно, а будет автоматически угнетать национальное производство в любой стране потоком дешёвых китайских товаров, созданием китайских предприятий, которые будут работать и на экспорт, но уже прикрываясь брендом этой страны «Made in.», так, как это происходит сейчас в Италии [1].

Что касается «инфраструктурной взаимосвязанности», то это означает территориальную доступность, ускорение движения потоков китайских товаров в страну и вывоза из неё сырья. И ещё один вопрос: зачем странам БРИКС «синергизировать» свои собственные стратегии развития? Они индивидуальны у каждого суверенного государства.

«Страны БРИКС, - продолжает Си, -должны продвигать экономическую глобализацию - открытую, инклюзивную, сбалансированную и выгодную для всех», «содействовать строительству открытой мировой экономики, многосторонних торговых механизмов и бороться с протекционизмом. Глобальное экономическое управление следует реформировать, чтобы увеличить представительство стран с формирующимся рынком и развивающихся стран, создать возможности для преодоления разрыва в развитии Се-

вера и Юга и увеличить мировой экономический рост»4. Но возникает вопрос - почему государства БРИКС должны следовать за Китаем в его видении экономической глобализации мира и походе против протекционизма? Ведь это означает призыв открыть границы, отменить таможенные тарифы, механизмы регулирования импорта, зачем-то априори посчитать, что их наличие - это плохо. Зачем? Кто, кроме Китая, вся экономика которого заточена на экспорт товаров в огромных масштабах, заинтересован в такой модели международного сотрудничества и готов к ней? Тем не менее, в БРИКС КНР, похоже, видит именно тех, кто, возможно, будет готов без конца твердить про борьбу с протекционизмом, синергию и сопряжение всего и вся.

Кроме того, председатель КНР призывает своих партнёров по БРИКС противостоять политике «односторонности», протекционизма и «торговых войн» и заявляет, что, лишь открывая друг другу свои рынки, страны могут получить «взаимную выгоду» . Об этом он говорил в том числе и на бизнес-форуме последнего по времени саммита БРИКС 2019 г. в Бразилии6. Примечательно, что США (собственно, своего главного соперника по этим «торговым войнам») Си в своих высказываниях не называет прямо, что можно интерпретировать как а) осторожность и придание ценности отношениям с США и б) свидетельство того, что поддержка БРИКС Китаю нужна не столько в соперничестве с США, сколько в установлении в мире того варианта экономической глобализации, который нужен Пекину, с отказом стран от рационального, в общем-то, с точки зрения защиты любого национального производителя, протекционизма и открытием всеми ими своих рынков для китайской продукции широкого потребления, вне зависимости от её качества, от того, нужна ли она вообще для данного конкретного рынка, и т. д.

Также Си Цзиньпин высоко оценивает выработанный БРИКС механизм регулярных встреч, консультаций по борьбе против терроризма и по сотрудничеству на международной арене и предлагает и далее «обеспечивать поддержку принципов Устава ООН, основных норм международного взаимодействия, многополярность, расширение демо-

кратии в международных отношениях, про-

7

тивостоять гегемонизму и политике силы» , «продемонстрировать свою ответственность и поддерживать глобальный мир и стабиль-ность»8. Так мы можем увидеть, что Китай хотел бы использовать БРИКС, чтобы выглядеть ответственной великой державой, хотя, как представляется, для этого лучше бы следовало решить многочисленные внутренние проблемы и прекратить конфликты в отношениях с соседями (Индией, Японией, Вьетнамом).

«Обеспечение мира на планете, - отмечает Си, - и создание новой системы безопасности - это прямая задача БРИКС... Я уверен, что если мы приложим общие и твёрдые усилия в борьбе с терроризмом во всех его проявлениях, ему не будет места на Земле. Если мы приложим общие усилия для политического урегулирования переговорным путём вопросов Сирии, Ливии, палестино-израильских отношений - войны не будет. Беженцы смогут вернуться на родину»9. Какие конкретно усилия собирается приложить в рамках БРИКС к решению проблем мировой безопасности Китай, из высказываний не следует. В той же Сирии пока мир восстанавливается в основном руками России.

В целом, по мнению председателя КНР, «углубление сотрудничества в вопросах политики и безопасности и укрепление стратегического взаимного доверия отвечает общим интересам пяти стран и ожиданиям международного сообщества. Мы успешно вели сотрудничество по таким направлениям, как борьба с терроризмом, интернет-безопасность, защита мира и проблемы Ближнего Востока. Всё это повысило влияние стран БРИКС»10. Последний пункт весьма интересен, его можно трактовать как объяснение мотивации Китая в связях в области безопасности внутри БРИКС: он может и будет это делать тогда, когда ему это выгодно, когда это повысит, с его точки зрения, его собственное влияние в международных делах. Но вряд ли станет поддерживать другие стороны в невыгодных для него конфликтах. Это доказывает реакция Пекина на наиболее острые проблемы региональной безопасности последних лет. В частности, Россия на международной арене не получала от КНР поддержки, когда очень в ней нуждалась:

в 2014 г. Китай воздержался при голосовании в Совете безопасности ООН по резолюции с осуждением референдума в Крыму11, а в 2015 г. - по крайне запутанной резолюции о создании, по сути, до получения результатов какого-либо внятного независимого расследования, уголовного трибунала по авиакатастрофе малайзийского «Боинга», сбитого над Донецкой областью .

Министерство иностранных дел КНР отмечает, что «сотрудничество между странами БРИКС сохраняет открытость, прозрачность, взаимную выгоду и обоюдный выигрыш», «страны БРИКС в процессе сотрудничества неуклонно придерживаются принципов взаимоуважения и поиска общего при существующих расхождениях», «выступают за соблюдение основополагающих целей и принципов Устава ООН и основных принципов международного права и международных отношений; прилагают усилия для продвижения открытой инклюзивной сбалансированной глобализации, а также для создания сообщества с единой судьбой для всего человечества»; «сотрудничество в рамках БРИКС обеспечивает общие интересы стран, а также общие чаяния многих развивающихся стран». «Выдвинутые Китаем инициативы и предложения в сфере сотрудничества БРИКС нацелены на продвижение сотрудничества между странами БРИКС и стимулирование солидарности и развития стран с нарождающимся рынком и развивающихся стран»; сотрудничество БРИКС не направлено против каких-либо третьих сторон . Как видим, оценки внешнеполитического ведомства КНР полностью соответствуют курсу, заданному руководством страны, здесь опять же есть отсылка к экономической глобализации, к нежеланию ссориться с другими партнёрами за рамками БРИКС, а также к концепции «сообщества с единой судьбой», хотя судьба у каждого независимого государства - своя собственная, а «единой» она может быть разве что, например, у метрополий с колониями. Ещё один важный момент - открытое признание расхождений внутри БРИКС.

При этом БРИКС отнюдь не входит в список главных внешнеполитических приоритетов Китая. В 2017 г. Госсоветом КНР была опубликована Белая книга по политике

страны в сотрудничестве в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). БРИКС в этом документе появляется лишь в третьей его части, как один из форматов взаимодействия с Индией, и в шестой, где сказано, что «Китай придаёт большое значение региональным механизмам сотрудничества - Региональному форуму АСЕАН по безопасности, БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества - и принимает в них активное участие с целью развития сбалансированного и инклюзивного сетевого взаимодействия в области безопасности в регионе». Далее упоминается об участии Китая в рабочей группе по кибербезопасно-сти в рамках БРИКС и в рабочей группе по международной информационной безопасности в рамках ШОС14.

Аналогично в списке приоритетов внешней политики Китая, который приводит министр иностранных дел КНР Ван И, БРИКС появляется только как важное многостороннее международное мероприятие (в первую очередь - саммит БРИКС, проводившийся Китаем в г. Сямэнь в период председательства в объединении в 2017 г.), которое нужно провести на высоком уровне. Основные же задачи внешней политики касаются «создания благоприятной внешней среды», развития китайско-американских отношений, развития двусторонних связей со всеми странами мира и взаимодействия с зарубежными китайскими диаспорами15.

Далее рассмотрим, какие инициативы Китай, как государство - участник БРИКС, выдвигал в рамках данного объединения в период своего председательства. Таковое имело место дважды: в 2011 и 2017 гг. Если сравнить списки мероприятий и документов, принятых БРИКС в 2011 г.16, с предыдущими - 2009 г. (российское председательство) и 2010 г. (бразильское), то в глаза бросаются несколько моментов. Именно в 2011 г. в БРИКС появляется тема финансового сотрудничества (которую Китай продолжает продвигать как свою инициативу и свой приоритет до сих пор) и подписывается Соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС. Именно финансовое сотрудничество в современном мире может быть и часто становится инструментом влияния, формирования

зависимости, в нём заинтересованы крупные корпорации ведущих стран мира, и Китай -пример особенно широкого использования данного инструмента. Постепенно его финансовая политика выстроила целую систему, в которую вовлекаются многие страны мира, попадающие в финансовую зависимость и расплачивающиеся за кредиты свои-

17

ми ресурсами и территориями .

По повестке 2011 г. заметно, что Пекин в принципе акцентирует в БРИКС экономический блок: проведены Деловой форум, встреча студентов бизнес-школ стран БРИКС, первая встреча старших должностных лиц по научно-техническому сотрудничеству стран БРИКС, международная конференция по конкуренции (с подзаголовком «Пекинский консенсус»). Также организована встреча министров финансов и глав цен-тробанков стран БРИКС, которая прошла не где-нибудь, а в Вашингтоне (видимо, поближе к руководящим лицам основного стратегического партнёра КНР). В коммюнике этой встречи было высказано одобрение финансовой политики США и ЕС после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., готовность БРИКС работать со всеми существующими институтами мировой финансовой системы (а не противостоять им и не заменять их, как могли бы ожидать от БРИКС многие российские наблюдатели) и практически безальтернативность сотрудничества «развивающихся стран» с многосторонними банками (т. е. фактически утверждение того, что любое государство должно не изыскивать средства для развития своей экономики самостоятельно, не формировать грамотную политику, а добровольно идти в долговую кабалу) .

Наконец, в Декларации БРИКС по итогам организованного Китаем саммита 2011 г. в г. Санья можно отметить следующие специфические моменты: появляются претензии на «создание более равноправного и справедливого мира» (многозначный, расплывчатый термин: кто и как определяет, что «справедливо», - неизвестно, видимо, это знают только китайские составители проекта Декларации, в любом случае это обозначает заявку на изменение мирового порядка); декларация изобилует пассажами про «общее процветание» и «общее развитие», хотя,

с точки зрения здравого смысла, унифицировать и объединить траектории развития столь разных государств невозможно, развитие у каждого своё, индивидуальное, как и понятие о процветании. Далее, видимо, в связи с нежеланием КНР портить отношения с Западом специально оговаривается, что сотрудничество БРИКС «не направлено против какой-либо третьей стороны»; наконец, появляется совершенно новая тема: «Мы открыты к наращиванию взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, в особенности со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами, а также соответствующими международными и региональными организациями»19. Так хозяин саммита показал ещё и стремление к превращению БРИКС не в геополитический блок, не в тесную интеграционную структуру мощных региональных держав, готовую выступать единым фронтом в международных делах, а просто в ещё одну площадку экономического сотрудничества с «развивающимися странами», которые могут выступать объектом прежде всего китайской финансовой политики. Впоследствии это дало импульс появлению формата «БРИКС плюс», о котором подробнее будет сказано ниже.

Посмотрим на мероприятия и документы китайского председательства 2017 г. «Перекос» в сторону экономического взаимодействия сохраняется. Впервые был подготовлен и опубликован подробный доклад о ходе работы по реализации Стратегии экономического партнёрства БРИКС20. В нём говорится о проведённых по этому направлению совещаниях, экспертных встречах, «десятках выставок, конференций, круглых столов и бизнес-миссий». Сделан вывод об «институцио-нализации торгового и инвестиционного сотрудничества в БРИКС», улучшении сотрудничества по обмену информацией об инвестиционной политике, национальной статистике, социальных проектах. Однако отмечается, что странам БРИКС нужны ещё больший «обмен информацией», «взаимосвязанность», «увеличение прозрачности» в инвестиционной политике, «развитие среды электронной торговли», «развитие экономического и технического сотрудничества». Правда, открытым остаётся вопрос, какую «прозрач-

ность» готов предоставить своим партнёрам сам Китай, требуя её от них. Готов ли он раскрывать всю информацию, например, о социальных и экономических проблемах своего развития, готов ли к независимой экспертизе качества продукции, может ли добавить «прозрачности» в информационной сфере? Вряд ли. Но от партнёров ждёт именно этого. И «развитие среды электронной торговли» необходимо, как воздух, в первую очередь Пекину - именно таким путём идёт сбыт годных и не годных, а то и вредных для здоровья товаров из КНР за рубеж.

Также в докладе говорится о необходимости способствовать «инновациям, трансферу технологий» (откуда и куда, не уточняется), развитию особых экономических зон, «развитию торговых и экономических связей... с поддержкой промышленной взаимодополняемости (традиционный китайский термин, которым изобилуют совместные документы с Россией и который означает консервацию колониальной, по сути, структуры товарооборота "природные ресурсы в обмен на готовые товары". - К. М), устойчивого развития и инклюзивного роста» и опять же увеличению количества «семинаров, форумов, конференций, ярмарок и т. д.», как будто странам БРИКС больше не на что потратить свои бюджетные средства, кроме форумов и семинаров, и у России, Индии, Бразилии и Южной Африки нет экономических и социальных проблем, которые требуют срочного решения и вложений от государств, но есть лишние деньги на бесконечные пустопорожние разговоры в разных частях земного шара. Наконец, в качестве важнейших сфер сотрудничества выделяются «обработка ресурсов и производство» и энергетика. Приоритеты страны-председателя, как видим, - налицо: заинтересованность в получении ресурсов и в первую очередь - энергоресурсов для обеспечения функционирования своей промышленности. Далее следуют сотрудничество в сельском хозяйстве и научно-техническое сотрудничество. Результат сотрудничества в сельском хозяйстве каждый россиянин видит уже многие годы - овощи, выращенные китайскими мигрантами-овощеводами с использованием недопустимых химикатов, и гектары убитой их деятельностью земли21. В научно-техническом

сотрудничестве наиболее интересный момент - перечисленные инициативы, предпринятые китайской стороной по довольно неожиданному направлению - координации в сфере космоса и спутниковых группировок. Представляется, что данная сфера всё-таки должна являться в большей степени закрытой в силу своей связи с национальной безопасностью и вряд ли должна предполагать столь активные открытые обмены информацией, каких хотел бы от своих партнёров Китай.

Также отдельным пунктом доклада подчёркнута важность финансовой сферы сотрудничества БРИКС. Кстати, встреча представителей центробанков стран БРИКС вновь была проведена в Вашингтоне «на полях весенних саммитов МВФ и Всемирного банка». В качестве успешного результата сотрудничества выделено «увеличение количества голосов Китая, России, Бразилии и Индии» в МВФ. Также указано, что в июне-июле 2017 г. Банк развития Китая впервые организовал Программу тренингов по финансовым инновациям и общему развитию (вновь встречаем этот китайский концепт, хотя развитие не может быть общим, оно у каждого своё, свои национальные интересы, свои проблемы), в которой приняли участие Бразильский банк развития, Внешэкономбанк РФ, Экспортно-импортный банк Индии, Банк развития ЮАР и другие финансовые институты стран БРИКС. После этого Банк развития Китая провёл ещё два аналогичных многосторонних мероприятия. Приоритеты страны-председателя - опять же налицо: начать как можно более интенсивное финансовое сотрудничество, возглавить его, определять правила игры и вести активный сбор информации о партнёрах.

Ещё один пункт посвящён «взаимосвязанности», под которой понимается развитие «инфраструктуры, торговли, финансовой интеграции, контактов между людьми». Здесь вновь встречаем тот же «почерк»: важны встречи, «десятки рабочих групп и экспертных совещаний», «координация стандартов, правил, политики», увеличение «физической доступности». По последнему направлению приведены примеры «успешных» результатов: договорённость с Бразилией и Перу о строительстве железной дороги от Тихого океана к побережью Атлантического; соору-

жение моста в Россию через Амур; новые карго-терминалы в Дурбане (ЮАР); договорённости об экономических коридорах с Индией. Нужно сказать, что все эти проекты -более чем неоднозначные. В России далеко не все приветствуют столь радикальное повышение транспортной доступности для Китая российской территории, а проект железной дороги в Южной Америке и вовсе стал притчей во языцех: Китай не постеснялся предложить Бразилии и Перу невероятно эгоистичный, не учитывающий никаких иных соображений, кроме его собственной выгоды, проект, выполнение которого могло бы привести к вырубке части тропических лесов в районе Амазонки (знаменитые «лёгкие планеты» наравне с сибирской тайгой) и полному разрушению ареала проживания малых коренных народов и живой природы в этом регионе. Китайской стороне просто было бы так удобнее вывозить из Бразилии железную руду и нефть, а из Перу - медь и золото. Воплотить этот поистине античеловеческий план в реальность помешали только международная огласка, мощная кампания экологов и политический и экономический кризис в Бразилии22.

Говоря же об «обменах между людьми», план смешивает и ставит рядом вещи абсолютно разного порядка: с одной стороны -«кинофестиваль БРИКС» и «форум молодёжи», которые воплощают традиционные и распространённые формы гуманитарного сотрудничества между государствами, а с другой - явно продвигающее интересы Китая «совещание высокого уровня по традиционной медицине». Что, хочется спросить, обсуждалось на этом «совещании высокого уровня»? Может быть, продвижение китайской медицины в странах БРИКС? Или получение индульгенций на дальнейшее варварское истребление животных в угоду мифам этой «традиционной медицины»? Ведь известны чудовищные, антигуманные масштабы вывоза из России в Китай, например, дериватов тигров, медведей, лосей и даже лягушек23. Индия никак не может решить проблему браконьерских убийств слонов. Основным потребителем слоновой кости является как раз Китай, а также Япония .

На этом фоне основных «приоритетов» такой, казалось бы, действительно важный

сегмент, как сотрудничество в области образования, оказался назван лишь ближе к концу доклада, также как туризм и культурные обмены. Но и в этом гуманитарном разделе не обошлось без специфически китайских приоритетов. Так, мы можем обратить внимание на раздел «мобильность трудовых ресурсов и бизнеса». Нетрудно догадаться, что дополнительные возможности для трудовой миграции - выгода прежде всего для КНР. В разделе говорится и о необходимости упрощения визового режима между странами БРИКС, а также защиты прав рабочих. Хотя в действительности и визовый режим, и миграционное законодательство каждая суверенная страна должна определять сама, так как это имеет прямое влияние на её национальную безопасность. Завершается же доклад описанием сотрудничества в информационной сфере и взаимодействия с международными экономическими объединениями.

Примечательно, что обозначенные выше приоритеты - развитие электронного измерения торговли, «взаимосвязанность», проведение семинаров и форумов, обмен информацией и т. д. - плавно перекочевали и в План действий БРИКС по экономическому и торговому сотрудничеству25, а это уже документ многосторонний и межправительственный, а значит, налагающий определённые обязательства на подписавшие его отраслевые министерства стран-участниц. Более того, в качестве приложений к совместному заявлению министров экономики и торговли стран БРИКС были приняты такие документы, как План упрощения условий для инвестиций, Дорожная карта сотрудничества в сфере торговли услугами БРИКС, Инициатива сотрудничества в сфере электронной торговли БРИКС, Руководство по сотрудничеству в сфере прав интеллектуальной собственности БРИКС, Программа по укреплению экономического и технического сотрудничества БРИКС, Меморандум о сотрудничестве между налоговыми органами стран - членов БРИКС, План действий БРИКС по инновационному сотрудничеству на период 2017-2020 гг. и Совместная декларация стран БРИКС об укреплении сотрудничества в традиционной медицине26. Увы, остаётся лишь констатировать, что свои приоритеты Китай успешно продвинул и в многосторонние документы БРИКС.

Ещё один документ, появившийся в период председательства КНР в БРИКС в 2017 г., - подготовленный китайским Центром научных и технологических обменов Доклад об инновационной конкурентоспособности стран-членов БРИКС27. В нём рассмотрена ситуация с развитием НИОКР в странах - участницах объединения, а также дан краткий сравнительный обзор отдельных сфер, например цифровых технологий, технологий в области энергетики и т. д. Китай в этом докладе представляется в наиболее выгодном свете, как несомненный лидер БРИКС, активно развивающий науку, и продвигается мысль о необходимости другим странам расширять сотрудничество с ним, ориентируясь, видимо, на его интересы.

Наконец, организационным нововведением, которым запомнилось председательство Китая в БРИКС в 2017 г., стало проведение саммита «БРИКС плюс» (т. е. приглашение стран, не входящих в БРИКС) с первым официальным использованием данного наименования. Если ранее (с 2013 по 2016 г.) каждая страна реализовывала идею расширенного диалога с представителями «Глобального Юга» по итогам либо на полях саммита БРИКС применительно к своему региону и признанным странам-лидерам «Глобального Юга», то Китай выбрал свою логику и поступил на редкость прагматично: пригласил на саммит не лидеров «Глобального Юга» и не страны своего региона - Восточной Азии, - а часть своих крупнейших должников из разных частей света - Египет, Гвинею, Мексику, Таджикистан и Таиланд. Это стало ещё одной иллюстрацией линии Пекина по использованию БРИКС в качестве площадки для обсуждения своих вопросов с зависящими от него государствами [2].

Теперь рассмотрим, какие идеи высказываются в отношении БРИКС китайским экспертным сообществом. В силу специфики авторитарного политического строя и жёсткой роли государства в КНР позиции китайских исследователей практически всегда

а) находятся в русле официальной линии,

б) работают на её распространение и популяризацию и в) показывают, в каком направлении движется разработка научной основы государственной внешнеполитической стратегии.

Следует отметить, что при всём огромном количестве публикаций представителей политической науки КНР в мировых базах публикаций и в онлайн-архивах ведущих экспертно-аналитических центров КНР, среди них не найти вала китайских статей о БРИКС как субъекте мировой политики, о природе объединения и его значении для многополярности, для мирового развития и т. д. Чаще проводится сравнение стран БРИКС по какому-либо показателю экономики, по развитию той или иной сферы, явления или процесса [3-8]. В наиболее авторитетных среди имеющихся публикаций о самой группе БРИКС можно выделить следующие примечательные позиции:

• БРИКС обозначается в ряду внешнеполитических приоритетов КНР лишь как одна из составляющих, причём не самая важная, с оговоркой, что «Пекин является сторонником разработки новой модели отношений между великими державами» и «будет развивать дружеские связи с США и иными развитыми странами наряду со странами БРИКС, имеющими мировое влияние» [9, с. 9].

• Отмечается, что участие в БРИКС нужно Китаю, чтобы он мог показать свою «общность» с «развивающимися странами» [10, р. 8].

• БРИКС работает на изменение «мирового экономического порядка», и ключевую роль здесь должен сыграть Банк БРИКС, в том числе демонстрирующий глобальное лидерство Китая. Причём Банк БРИКС не бросает вызов действующему международному экономическому порядку. Напротив, между ним, Международным валютным фондом и Всемирным банком существует «взаимодополняемость» [11; 12].

• Для БРИКС важны прежде всего обмен мнениями на многосторонних форумах, содействие инвестициям и развитию торговли, а также укрепление связей научных центров пяти стран. Необходимость сотрудничества обусловлена, в первую очередь, неблагоприятными факторами международной финансовой среды [12]. Экономическое сотрудничество между странами объединения развивается, но пока оно ещё недостаточно. Например, в 2015 г. совокупные прямые инвестиции Китая в другие страны БРИКС со-

ставили всего 33 млрд долл. Однако если считать эту цифру вместе с кредитами (то, чего для адекватных подсчётов статистики в международном сотрудничестве, как представляется, в принципе нельзя делать, поскольку инвестиции и кредит - это технически абсолютно разные вещи), то значение получается гораздо выше, и можно увидеть, что Китай «вносит больший вклад в развитие стран БРИКС и их регионов», например, китайские инвестиции в Бразилию составляют более половины китайских инвестиций в Латинскую Америку. Экономическое сотрудничество в БРИКС сведено к «четырёхсторонней модели торгово-экономических связей с Китаем в качестве ядра из-за различий в конкурентоспособности промышленности между Китаем и другими государствами-членами» [13].

• Открыто признаётся наличие расхождения интересов в БРИКС. Отмечается, что, несмотря на очевидную готовность к сотрудничеству между государствами-членами, связи в БРИКС сталкиваются с проблемами торговых противоречий и разностью политических интересов. Правильное применение платформы БРИКС - в построении «баланса интересов стран» и «поиске сходства на фоне различий». Это то, чему страны БРИКС должны постоянно «учиться» [12]. «У стран БРИКС есть разные интересы и даже конфликт интересов (например, территориальный спор между Китаем и Индией). Среди участников объединения всегда будут разные взгляды и мнения. Вопрос в том, есть ли у них общая цель, которая могла бы их объединить, несмотря на все различия. Такая цель -развитие. Члены БРИКС в основном всё ещё являются развивающимися странами, и им ещё долгое время предстоит концентрировать усилия на том, чтобы улучшать уровень жизни своих граждан. Ну а другие развивающиеся страны отчаянно нуждаются в средствах для инфраструктурных проектов» [11].

• Несмотря на препятствия (несбалансированное торгово-экономическое сотрудничество, торговые барьеры и конкуренцию друг с другом), объединение БРИКС примечательно тем, что страны, входящие в него, обладают более высоким уровнем экономического развития, чем другие «развивающиеся страны». Они могут демонстрировать

пример новой модели сотрудничества Юг-Юг, развивать сотрудничество Север-Юг и взять на себя инициативу в координации сотрудничества «развивающихся стран» в целях устойчивого развития [14].

• Опираясь на западные кредитные рейтинги, в качестве проблемных экономик БРИКС китайские специалисты называют Россию, Бразилию и ЮАР [13-15]. Самой слабой из них является ЮАР. И, разумеется, для подъёма экономики африканскому государству предлагается сотрудничать не с кем иным, как с Китаем [16].

• Отмечается, что «механизм БРИКС стал важной платформой для координации позиций и достижения консенсуса», «взаимодополняющего сотрудничества и инклюзивного роста». Взаимодополняемость заключается в сочетании «промышленных преимуществ» Китая и различных ресурсов (прежде всего сырьевых) остальных стран БРИКС [17].

• Подчёркивается роль БРИКС в глобализации. На фоне «быстрых и глубоких изменений» международной ситуации, «односторонности и торгового протекционизма», «торговой войны», развязанной президентом США Д. Трампом и направленной против всей «экономической глобализации», государства БРИКС должны «укреплять стратегическое взаимное доверие», содействовать реформе системы глобального управления, сделать международную финансовую систему «более справедливой и эффективной». БРИКС является не только механизмом сотрудничества (экономического, политического и гуманитарного) между пятью государствами-участниками, но и платформой для сотрудничества Юг-Юг [18]. Особо подчёркивается роль Китая в «придании глобального характера механизму БРИК», поскольку ЮАР впервые приняла участие во встрече стран БРИКС в период китайского председательства в 2011 г. Другим «важным событием на новом этапе глобализации» стал саммит «БРИКС плюс» 2017 г. [13].

Подводя итог рассмотрению позиции Китая в отношении БРИКС, можно сделать следующие выводы:

1. Китай, хоть и не придаёт БРИКС решающего значения в своей внешней политике, тем не менее настроен на то, чтобы мак-

симально использовать своё участие и доминирующее положение в этом блоке в своих интересах.

2. Можно охарактеризовать видение Пекином БРИКС не как самоцели и не как некого политического единства, но как параллельной сложившимся западоцентричным институтам структуры, которая дополняет их и заполняет ниши, лакуны, не вступая в открытую конфронтацию с другими центрами силы.

3. Для Китая БРИКС воспринимается как один из инструментов его политики и ещё одна площадка для взаимодействия с «развивающимися странами».

4. Мнения китайских лидеров и научного сообщества о приоритете экономического сотрудничества в БРИКС, важности Банка БРИКС и формата «БРИКС плюс» взаимосвязаны: экономическое сотрудничество способно приносить доход и влияние, а кредитование «поднимающихся экономик» - один из эффективных способов для этого.

5. Что касается других сфер, то Китай готов развивать и их, в том числе политические контакты, связи в области безопасности, - но тогда, когда это нужно ему, когда это работает на его интересы и когда этого требует международная обстановка.

6. Также особенность видения БРИКС китайскими политиками и экспертами заключается в единообразии подходов и отсутствии сколько-нибудь отличающихся характеристик, которые бы давали БРИКС разные деятели. Всё выдержано строго в одном ключе.

В целом, очевидно, что приоритеты КНР в БРИКС очень чётко сформированы, закреплены, реализуются в жизнь и явно будут отстаиваться и дальше. России в этих условиях важно одно - не забывать о своих собственных интересах, точно определяя их для себя на долгосрочную перспективу, и придерживаться стратегии многовекторности в системе своих внешнеполитических партнёрств и своём взаимодействии как с «Глобальным Югом», так и с «Глобальным Севером».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Xi Jinping affirms key global role of BRICS // Xinhua. - 04.09.2017. - URL: http://china.org.cn /opinion/2017-09/04/content_41527066.htm (дата обращения: 08.02.2019).

2 Ibid.

3 President Xi calls for closer BRICS economic cooperation // China Daily. - 04.09.2017. - URL:

http://www.chinadaily.com.cn/world/2017brics/2017 -09/04/content_31536482.htm (дата обращения: 08.02.2019).

4 Ibid.

5 В глобальной торговой войне не может быть победителя - Си Цзиньпин // Пульс планеты -Азия ИТАР-ТАСС. - 25.07.2018; Xi Jinping courts support from BRICS countries as he hits out at Donald Trump over trade war // South China Morning Post. - 26.05.2018. - URL: https://www.scmp.com/ news/china/economy/article/2156879/xi-jinping-says-no-winner-any-trade-war (дата обращения: 08.02.2019).

6 Xi on BRICS: Protectionism, unilateralism pushing down global growth // CGTN News. -14.11.2019. - URL: https://newsus.cgtn.com/news/ 2019-11-14/Chinese-president-Xi-speaks-at-BRICS-business-forum-LBo4pfyjC0/index.html (дата обращения: 15.11.2019).

7 BRICS committed to global peace: Xi Jinping // India Times. - 12.07.2018. - URL: https://economictimes.indiatimes.com/news/defence /xi-jinping-says-brics-nations-should-stand-up-against-protectionism/articleshow/60349688.cms (дата обращения: 08.02.2019).

8 BRICS must uphold value of diplomacy to resolve "hotspot issues": Xi Jinping // India Times. -03.09.3017. - URL: https://economictimes.india-times.com/news/international/world-news/brics-must-uphold-value-of-diplomacy-to-resolve-hotspot-issues-xi-jinping/articleshow/60352346.cms (дата обращения: 08.02.2019).

9 Си Цзиньпин призвал страны БРИКС объединить усилия для решения конфликтов в Сирии и Ливии // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. -03.09.2017.

10 Страны БРИКС выступили за укрепление сотрудничества в вопросах безопасности - Си Цзиньпин // Пульс планеты - Азия ИТАР-ТАСС. -05.09.2017.

11 МИД: Россия и Китай готовы координировать усилия в СБ ООН // Взгляд. - 14.05.2014. -URL: https://vz.ru/news/2014/5Z14/686759.html (дата обращения: 27.10.2017).

12 Россия заблокировала в Совбезе ООН резолюцию о трибунале по «Боингу» // Новости Mail.ru. - 30.07.2015. - URL: https://news.mail.ru/ politics/22819179/?frommail = 1 (дата обращения: 24.06.2017).

13 Сотрудничество между странами БРИКС не направлено на третью сторону - МИД КНР // Жэньминь жибао онлайн. - 05.09.2017. - URL: http://russian.news.cn/2017-09/05/ c_136586529.htm (дата обращения: 15.10.2017).

14 White Paper: China's Policies on Asia-Pacific Security Cooperation. Full text // Xinhua. -11.01.2017. - URL: http://news.xinhuanet.com/ english/china/2017-01/11/c_135973695.htm (дата обращения: 02.12.2017).

15 Министр иностранных дел КНР Ван И о внешней политике Китая в 2016 году // Жэнь-минь жибао онлайн. - 23.12.2016. - URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/1223/c95181 -9158668.html (дата обращения: 28.12.2016).

16 Китайское председательство 2011-2012 гг. // Центр исследований международных институтов

РАНХиГС. - URL: https://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/briks/dokumenty-briks/briks-kitajskoe-predsedatelstvo-2011-2012 (дата обращения: 10.04.2019).

17 Зуенко И. От Дэна до моста в Гонконг. Как откат стал двигателем китайской экономики // Carnegie.ru. - 06.03.2019. - URL: https://carnegie.ru/commentary/78507?fbclid=IwAR 1nv8iFYNRmLquSseH8ElQBV5wrwlM1CDk3yObyAvVc xqaybbfJj1lpdvY (дата обращения: 08.03.2019).

18 BRICS Finance Ministers' Joint Communiqué issued at the end of Meeting. Washington, September 22, 2011 // Центр исследований международных институтов РАНХиГС. - URL: https :// www.ranepa.ru/images/media/brics/chpresidency1/ %D0%A1%D1 % 82%D1%80 % D0%B0%D0 %BD%D0 %B8%D1%86 % D1%8B%20 %D0%B8%D0 % B7%20 FM_address_BRICS_meeting.pdf (дата обращения: 10.04.2019).

19 Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС (г. Санья, о. Хайнань, Китай, 14 апреля 2011 года) // Официальный сайт Президента РФ. -14.04.2011. - URL: http://kremlin.ru/supplement/ 907 (дата обращения: 22.10.2018).

20 Progress Report on the Implementation of the Strategy for BRICS Economic Partnership // Центр исследований международных институтов РАНХиГС. - URL: https://www.ranepa.ru/images/ media/brics/2017/BRICS%20Strategy%20Progress %20Report_25.08.2017.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

21 Губительные помидоры. В Волгоградской области расцвёл теневой тепличный бизнес // Федерал Пресс. - 27.01.2018. - URL: https:// yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Ffedpress.ru %2Farticle%2F1946851&promo=navbar&utm_referr er=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения: 02.02.2018); Китайские арендаторы уничтожают приморские земли сельхозназначения. Видеорепортаж Максима Каленника // Вести -Приморье. - 01.11.2018. - URL: http:// vestiprim.ru/news/ptrnews/69821-kitayskie-arendatory-unichtozhayut-primorskie-zemli-selhoznaznacheniya.html (дата обращения: 13.11.2018); Россельхознадзор огласил пугающие итоги проверок китайских теплиц в Свердловской области // Znak.œm. - 03.11.2017. - URL: https:// www.znak.com/2017-11-03/rosselhoznadzor_oglasil_ pugayuchie_itogi_proverok_kitayskih_teplic_v_ sverdlovskoy_oblasti?utm_referrer=https%3A%2F% 2Fzen.yandex.com (дата обращения: 08.11.2017); Свердловский Россельхознадзор начал борьбу с ядовитыми огурцами // Новости Mail.ru. -18.02.2016. - URL: https://news.mail.ru/ economics/24879335/?frommail=1 (дата обращения: 18.02.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 China, Peru and Brazil mull Amazon railway // BBC. - 23.05.2015. - URL: https://www.bbc.com/ news/world-latin-america-32858944 (дата обращения: 13.04.2019); Chinese investment flood a threat to Brazil's environment // South China Morning Post. - 25.05.2015. - URL: https://www.scmp.com/ comment/insight-opinion/article/1808452/chinese-investment-flood-threat-brazils-environment (дата обращения: 13.04.2019); China's dream project hindered by Brazil crisis // CNN. - 10.06.2016. -

URL: https://money.cnn.com/2016/06/09/news/ economy/china-brazil-peru-train/i ndex.html (дата обращения: 13.04.2019).

23 В Приморье задержали контрабандную партию медвежьих лап // Вести Россия - 24. -29.01.2018. - URL: https://rutube.ru/video/ 4b83c88f6536add7df098869f63ae333/ (дата обращения: 06.02.2018); Китаец вёз из России тысячу медвежьих лап // Pravda.ru. - 14.06.2011. - URL: https://www.pravda.ru/accidents/factor/crime/14-06-2011/1080381-bear-0/ (дата обращения: 06.02.2018); Лапы медведя, шкурки норки, нефрит и бивни мамонта пытались провезти из Хабаровска в КНР // Amur Media. - 26.07.2016. - URL: http://amurmedia.ru/news/520849/ (дата обращения: 06.02.2018); Правоохранители пресекли вывоз из Приморья бивней мамонта и медвежьих лап // News.ivest.kz. - 25.03.2014. - URL: http:// news.ivest.kz/59087687-pravoohraniteli-presekli-vyvoz-iz-primorya-bivney-mamonta-i-medvezhih-lap (дата обращения: 06.02.2018); Через Благовещенскую таможню попытались провезти мясокостную смесь частей тела тигра и медведя // Amur Info. - 19.02.2015. - URL: https://www.amur.info/ news/2015/02/19/89923 (дата обращения: 06.02.2018); Китаянка пыталась вывезти из Благовещенска контрабанду в нижнем белье // Amur Info. - 11.10.2016. - URL: https://www.amur.info/ news/2016/10/11/116693 (дата обращения:

06.02.2018); Китайцы разбудили приморских лягушек // Владивосток Без формата. - 09.11.2016. - URL: http://vladivostok.bezformata.ru/listnews/ kitajtci-razbudili-primorskih-lyagushek/52094400/ (дата обращения: 07.06.2017); Гражданин Китая пытался вывезти из России 10 медвежьих когтей // Amur Info. - 09.12.2019. - URL: https:// www.amur.info/news/2019/12/09/164500 (дата обращения: 09.12.2019).

24 Elephant Poaching // EleAid. - URL: http:// www.eleaid.com/elephant-conservation/elephant-poaching/ (дата обращения: 01.12.2019).

25 BRICS Action Agenda on Economic and Trade Cooperation // Центр исследований международных институтов РАНХиГС. - URL: https:// www.ranepa.ru/images/media/brics/2017/BRICS% 20Action%20Agenda%20on%20Economic%20and% 20Trade%20Cooperation.pdf (дата обращения:

15.11.2019).

26 БРИКС. Китайское председательство 2017 // Центр исследований международных институтов РАНХиГС. - URL: https://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/briks/dokumenty-briks/briks-kitajskoe-predsedatelstvo-2017 (дата обращения: 15.11.2019).

27 BRICS Innovative Competitiveness Report 2017 // Центр исследований международных институтов РАНХиГС. - URL: https://www.ranepa.ru /images/media/brics/china2016/BRICS%20Innovativ e%20Competitiveness%20Report%202017.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

ЛИТЕРАТУРА

1. Муратшина К. Г., Табаринцева-Романова К. М.,

Мухамадиева Я. И. Китайские мигранты

в Италии: положительный опыт интеграции

или источник проблем? // Вестник МГИМО-

Университета. - 2018. - № 3 (60). - С. 89103. - DOI: 10.24833/2071-8160-2018-3-6089-10.

2. Муратшина К. Г. Формат «БРИКС Плюс»: истоки, особенности институционализации, региональная специфика // Ars Administrandi. -2019. - № 1. - С. 135-150. - DOI: 10.17072/2218-9173-2019-1-135-15.

3. Chang V., Yian Chen, Chang Xiong. Dynamic interaction between higher education and economic progress: a comparative analysis of BRICS countries // Information Discovery and Delivery. - 2018. - Vol. 46. - Iss. 4. - P. 225238. - DOI: 10.1108/IDD-07-2018-0023.

4. Lu Yang, Lei Yang, Shigeyuki Hamori. Determinants of dependence structures of sovereign credit default swap spreads between G7 and BRICS countries // International Review of Financial Analysis. - 2018. - Vol. 59. - P. 19-34. -DOI: 10.1016/j.irfa.2018.06.001.

5. Wang M. L., Choi C. H. How information and communication technology affect international trade: a comparative analysis of BRICS countries // Information Technology for Development. - 2018. - 11 July. - P. 1-20. - DOI: 10.1080/02681102.2018.1493675/

6. Huiming Zhu, Hang Xia, Yawei Guo, Cheng Peng. The heterogeneous effects of urbanization and income inequality on CO2 emissions in BRICS economies: evidence from panel quantile regression // Environmental Science and Pollution Research. - 2018. - Vol. 25. - Iss. 17. -P. 17176-17193. - DOI: 10.1007/s11356-018-1900-y.

7. Xuyi Liu, Shun Zhang, Junghan Bae. The nexus of renewable energy-agriculture-environment in BRICS // Applied Energy. - 2017. - Vol. 204. -P. 489-496. - DOI: 10.1016/j.apenergy.2017. 07.077.

8. Zhaohua Wang, Danish, Bin Zhang, Bo Wang. The moderating role of corruption between economic growth and CO2 emissions: Evidence from BRICS economies // Energy. - 2018. -

Информация о статье

Дата поступления 5 марта 2020 г.

Дата принятия в печать 10 июля 2020 г.

Сведения об авторе

Муратшина Ксения Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург, Россия) Адрес для корреспонденции: 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19 E-mail: ksenia.muratshina@urfu.ru

Vol. 148. - P. 506-513. - DOI: 10.1016/ j.energy.2018.01.167.

9. Фэн Ш. Предпосылки и перспективы развития внешних стратегий Китая в новом веке. - М. : Валдайский клуб, 2015. - 16 с.

10. Xun Pang, Liu L., Ma S. China's Network Strategy for Seeking Great Power Status // The Chinese Journal of International Politics. - 2017. -Vol. 10. - No. 1. - P. 1-29. - DOI: 10.1093/ cjip/pow016.

11. Chen D. 3 Reasons the BRICS' New Development Bank Matters // The Diplomat. -23.07.2014. - URL: https://thediplomat.com/ 2014/07/3-reasons-the-brics-new-development-bank-matters/ (дата обращения: 06.02.2019).

12.

// - 10.11.2014.

- URL: http://www.ccwe.tsinghua.edu.cn/info/ jzzklt/1194 (дата обращения: 09.02.2019).

13. ^rnrn, nt£, не. ^гий

^ЖЙМ // - 05.09.2017. -

URL: http://www.siis.org.cn/Research/Info/4211 (дата обращения: 09.02.2019).

14.

// - 16.07.2017. - URL:

http://www.siis.org.cn/Research/Info/4161 (дата обращения: 09.02.2019).

15. иЩ.

// - 12.04.2017. - URL:

http://www.siis.org.cn/Research/Info/4021 (дата обращения: 09.02.2019).

16. ищ.

// - 25.07.2018. - URL:

http://www.siis.org.cn/Research/Info/4568 (дата обращения: 09.02.2019).

17. &R. ШШШШ^АШ+Ж^ШШ&ШШПШ // - 27.07.2018. - URL: http://www.siis.org.cn/Research/Info/4565 (дата обращения: 09.02.2019).

18. й^х. шштт^штшш^шм^

// - 27.07.2018. - URL:

http://www.siis.org.cn/Research/Info/4560 (дата обращения: 09.02.2019).

Article info

Received March 5, 2020

Accepted July 10, 2020

About the author

Ksenia G. Muratshina - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations of the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (Ekaterinburg, Russia) Postal address: 19, Mira ul., Ekaterinburg, 620002, Russia

E-mail: ksenia.muratshina@urfu.ru

Для цитирования

Муратшина К. Г. Группа БРИКС во внешней политике Китая в начале XXI в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 94-106. й01: 10.24147/ 2312-1300.2020.7(2).94-106.

For citations

Muratshina K.G. BRICS Group in Contemporary China's Policy. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 2 (26), pp. 94-106. DOI: 10.24147/2312-1300.2020. 7(2).94-106 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.