Научная статья на тему 'Роль БРИКС в содействии международному развитию'

Роль БРИКС в содействии международному развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
951
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / содействие международному развитию / политика Китая / BRICS / international development assistance / China’s efforts

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Го Шуюн, Сун Юлинь, Демидов Павел

На фоне роста своей экономической мощи и международного влияния пять стран БРИКС уделяют все больше внимания содействию международному развитию. Хотя страны БРИКС включились в этот процесс позже, чем развитые западные страны, скорость их развития поражает, а доля в иностранной помощи в целях развития постепенно увеличивается. Страны БРИКС продолжают внедрять новые формы помощи и взаимодействия в рамках содействия международному развитию, укреплять сотрудничество со странами-реципиентами и планируют свою работу по оказанию помощи путем создания соответствующих институтов и публикации соответствующих документов. В то же время страны БРИКС сталкиваются с определенными проблемами в процессе содействия международному развитию. В данной статье рассматривается практика БРИКС в области содействия международному развитию, анализируется роль БРИКС в соответствующих процессах в настоящее время и оцениваются перспективы участия в них в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of BRICS in International Development Assistance

With their growing economic power and international influence, the BRICS group of Brazil, Russia, India, China and South Africa are paying increasing attention to international development assistance. Although the BRICS countries started later than western developed countries, the speed of their development is staggering and their share in foreign aid is gradually increasing. The BRICS countries continue to innovate forms of assistance and cooperation in their own international development assistance, to strengthen cooperation with recipient countries, and to plan their own foreign aid work through the establishment of relevant institutions and the publication of relevant documents. But, at the same time, the BRICS countries are facing certain challenges in the process of international development assistance. This article examines the historical practice of BRICSinternational development assistance, analyzes the role BRICS plays in international development assistance, and considers the future prospects for BRICS’ participation.

Текст научной работы на тему «Роль БРИКС в содействии международному развитию»

Роль БРИКС в содействии международному развитию1, 2

Ш. Го, Ю. Сун, П. Демидов

Го Шуюн — профессор, декан факультета международных отношений и связей с общественностью (SIRPA) Шанхайского университета иностранных языков (SISU); China, Shanghai, 200083, 550 Dalian Road (W); E-mail: [email protected]

Сун Юлинь — магистрант Шанхайского университета иностранных языков (SISU); China, Shanghai, 201620, 1550 Wenxiang Road; E-mail: [email protected]

Демидов Павел — магистрант Шанхайского университета иностранных языков (SISU); China, Shanghai, 201620, 1550 Wenxiang Road; E-mail: [email protected]

На фоне роста своей экономической мощи и международного влияния пять стран БРИКС уделяют все больше внимания содействию международному развитию. Хотя страны БРИКС включились в этот процесс позже, чем развитые западные страны, скорость их развития поражает, а доля в иностранной помощи в целях развития постепенно увеличивается. Страны БРИКС продолжают внедрять новые формы помощи и взаимодействия в рамках содействия международному развитию, укреплять сотрудничество со странами-реципиентами и планируют свою работу по оказанию помощи путем создания соответствующих институтов и публикации соответствующих документов. В то же время страны БРИКС сталкиваются с определенными проблемами в процессе содействия международному развитию. В данной статье рассматривается практика БРИКС в области содействия международному развитию, анализируется роль БРИКС в соответствующих процессах в настоящее время и оцениваются перспективы участия в них в будущем.

Ключевые слова: БРИКС; содействие международному развитию; политика Китая

Для цитирования: Го Ш., Сун Ю., Демидов П. (2020) Роль БРИКС в содействии международному развитию // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. Т. 15. № 2. С. 125-140 (на русском и английском языках). DOI: 10.17323/1996-7845-2020-02-06

Международная легитимность и содействие международному развитию БРИКС

В данной статье мы исходим из того, что стремление БРИКС повысить свою и общую международную легитимность является одним из ключевых факторов, объясняющих растущую роль стран БРИКС в системе содействия международному развитию (СМР). Мы определяем легитимность как убежденность определенной группы избирателей

1 Статья поступила в редакцию в феврале 2020 г.

2 Перевод статьи S. Guo, Yu. Sun, P. Demidov "The Role of BRICS in International Development Assistance" выполнен с согласия авторов к.э.н. A.B. Шелеповым, с.н.с. Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).

или иной соответствующей группы граждан в оправданности полномочий политического института [Tallberg, Z&n, 2019]. Другими словами, только легитимный институт может устанавливать нормы и правила, которым будут следовать субъекты. Помимо нормотворчества, основные функции легитимности включают укрепление доверия и определение повестки дня. Последние две функции также служат первой, расширяя возможности института по разработке новых норм.

Существует три основных аспекта международной легитимности: процедурная, исполнительная и субстантивная. Процессуальная легитимность подчеркивает важность правильного процесса в рамках института, в то время как легитимность исполнения фокусируется на правильном способе действий, осуществляемых институтом. Субстантивная легитимность — это значимость ценностей и содержательной повестки дня института. Из всех вышеупомянутых аспектов, как мы считаем, легитимность исполнения наиболее полно соответствует БРИКС, поскольку впечатляющие экономические показатели стран объединения и, следовательно, быстро растущий потенциал «помощника глобального развития» могут рассматриваться в качестве основного легитимизирующего фактора для этого института. Этот фактор также может стимулировать формирование двух других измерений легитимности.

В настоящее время процессуальная и субстантивная легитимность не столь значимы для БРИКС. Во-первых, БРИКС, несомненно, является международным институтом, но не в традиционном смысле, который предполагает, что такой институт должен иметь определенную структуру с совместным руководящим органом или механизмом, который реализует политику и обладает соответствующим набором процедур. БРИКС — это скорее межправительственная платформа, которая предназначена для координации политики стран-членов и не имеет процедурного порядка. Во-вторых, поскольку БРИКС объединяет очень разные страны, им сложнее сформировать общую повестку по различным вопросам или сформулировать общие ценности, поэтому в процессе принятия решений необходим консенсус.

Обзор политики содействия международному развитию БРИКС

Темпы роста стран БРИКС в целом очень высоки. Темпы экономического развития еще выше. В 2018 г. средний прирост ВВП стран БРИКС составил 5,7%, обеспечив 43,2% роста всей мировой экономики. Доля БРИКС в мировом ВВП по паритету покупательной способности (ППС) увеличилась с 27,2% в 2010 г. до 32,7% в 2018 г., превысив долю стран «Группы семи» [NDB, 2019]. После создания механизма сотрудничества БРИКС темпы экономического развития стран стремительно увеличивались. Роль стран с формирующимися рынками в СМР становится все более заметной из-за растущей национальной мощи стран БРИКС. По данным Комитета содействия развитию ОЭСР, в период с 2011 по 2014 г. иностранная помощь стран, не входящих в ОЭСР, увеличилась на 17,6 млрд долл. США от уровня 14,1 млрд долл. США, достигнув 18,7% общемирового показателя [Zhao et al., 2018].

Хотя в основе БРИКС лежит торгово-экономическое сотрудничество, со времени первого саммита СМР стало приоритетом для объединения. Этот приоритет занимает 5-е место (6,3%) по частоте упоминаний в документах и 4-е место по доле среди всех обязательств БРИКС3. Таблица 1 демонстрирует, как формировались повестка дня и политика БРИКС по содействию развитию.

3 См.: https://www.ranepa.ru/dir/sfery-issledovanij/sodejstvie-razvitiyu/osnovnye-organizatsii-v-sfere-sodejstviya-razvitiyu/briks/

%

50 -.

403020100

^юсо[--ооа)0'!-смсо^-юсо[--ооа)0'!-смсо^юсо[--оо Годы

СЯСЯСЛСЛСЛСЛООООООООООч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-спооспспспооооооооооооооооооо

ч-1-1-1-1-т-(М(М(МСМСМСМСМСЧМММСМ(М(М(МСМСМСМСМ

-Вклад БРИКС в глобальный рост

-Средневзвешенные темпы роста стран БРИКС

Рис. 1. Темпы роста стран БРИКС и их вклад в мировой экономический рост Источник: [^В, 2018].

Таблица 1. Формирование повестки дня и политики БРИКС по содействию развитию

№ Дата Место проведения Пункты повестки по тематике СМР

1 16 июня 2009 г. Екатеринбург, Россия 1. Подчеркивание важной роли международной торговли и прямых иностранных инвестиций в восстановлении экономики. 2. Реализация концепции устойчивого развития. 3. Сотрудничество в ключевых сферах социальной политики

2 15 апреля 2010 г. Бразилиа, Бразилия 1. Содействие многостороннему, всестороннему и устойчивому развитию мировой экономики. 2. Расширение сотрудничества по глобальным вопросам для содействия восстановлению мировой экономики и устойчивому росту. 3. Обеспечение достижения Целей развития тысячелетия ООН развивающимися странами к 2015 г.

3 14 апреля 2011 г. Санья, Китай 1. Осуществление глобального экономического управления на основе взаимного уважения и коллективного принятия решений. 2. Укрепление сотрудничества в области экономики, финансов и торговли для обеспечения мощного импульса развития стран БРИКС. 3. Призыв к реализации целей реформирования Международного валютного фонда, предложенных «Группой двадцати», и усилению голоса стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран. 4. Регулирование товарных рынков

№ Дата Место проведения Пункты повестки по тематике СМР

4 29 марта 2012 г. Нью-Дели, Индия 1. Работа с развитыми и развивающимися странами для использования возможностей и проблем. 2. Изучение возможности создания Нового банка развития и предоставления финансирования для целей развития БРИКС и другим развивающимся странам. 3. Содействие росту и устойчивому развитию является целью для стран БРИКС и имеет важнейшее значение для экономического развития, искоренения нищеты и голода во многих развивающихся странах

5 27 марта 2013 г. Дурбан, ЮАР 1. Поощрение прямых иностранных инвестиций, обмена знаниями, наращивания потенциала и интеграции в сфере торговли в Африке для поддержки индустриализации континента. 2. Привлечение странами БРИКС средств и договоренность о создании Нового банка развития. Обеспечение доступа развивающихся стран к долгосрочным и стабильным каналам финансирования из различных источников. 3. Центральная роль ООН и выполнение ею обязательств по итогам международной конференции по устойчивому развитию

6 15 июля 2014 г. Форталеза, Бразилия 1. Стремление стран БРИКС к миру, безопасности, развитию и сотрудничеству, углублению взаимоотношений и реализации нового видения открытости, терпимости, сотрудничества и взаимной выгоды. 2. Экономический рост БРИКС и социально инклюзивная политика помогают стабилизировать мировую экономику, сокращать бедность и устранять неравенство. 3. Информационные технологии могут использоваться в качестве важного инструмента для достижения устойчивого социального развития, содействия развитию возобновляемых источников энергии и сокращению потребления энергии. 4. Поддержка социально-экономического развития Африки, особенно в сфере инфраструктуры, и процесса индустриализации

7 9 июля 2015 г. Уфа, Россия 1. Развитие отношений между странами БРИКС и другими странами с формирующимся рынком, развивающимися странами и международными и региональными организациями. 2. Страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны являются важными драйверами будущего социально-экономического развития. Следует сделать акцент на структурных реформах, внутренних корректировках и инновациях

8 16 октября 2016 г. Гоа, Индия 1. Повестка дня в области развития до 2030 г. направлена на искоренение нищеты и призывает развитые страны выполнить свои обязательства по выделению 0,7% ВНД на официальную помощь развитию и реализовать Повестку устойчивого развития на период до 2030 г. в соответствии с национальными условиями

9 3 сентября 2017 г. Сямэнь, Китай 1. Подтверждение приверженности реализации Повестки ООН по устойчивому развитию до 2030 г., поддержка инклюзивного развития, моделей сбалансированного и скоординированного развития и сотрудничества, соглашений в рамках ООН

№ Дата Место проведения Пункты повестки по тематике СМР

2. Развитие зеленой и низкоуглеродной экономики на основе усилий по искоренению бедности и устойчивому развитию, укреплению сотрудничества в области климата между БРИКС и другими странами с формирующимися рынками. 3. Решимость создать более эффективную структуру экономического управления, усилить авторитет и увеличить представленность стран с формирующимися рынками и развивающихся стран, создать более эффективную налоговую систему

10 25 июля 2018 г. Йоханнесбург, ЮАР 1. Разделение экономических результатов более действенным и всеобъемлющим образом и создание упорядоченной внешней среды. 2. Установление прозрачного, недискриминационного и открытого рыночного порядка, основанного на правилах, и укрепление многосторонней торговой системы. 3. Страны БРИКС должны вкладывать значительные средства в инфраструктуру на основе взаимности для поддержки индустриализации в Африке

11 13 ноября 2019 г. Бразилиа, Бразилия 1. Очередное подтверждение БРИКС важности осуществления Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г. и призыв удвоить усилия для ее своевременной реализации. 2. Призыв к развитым странам полностью выполнить свои обязательства по официальной помощи в целях развития (ОПР) и предоставить развивающимся странам дополнительные ресурсы для развития. 3. Призыв БРИКС к развитым странам расширить финансовую и технологическую помощь и содействовать наращиванию потенциала развивающихся стран для поддержки действий по смягчению последствий и адаптации к изменению климата

Источник: составлено авторами.

Эта хронология демонстрирует три основных компонента политики стран БРИКС в области международного развития. Во-первых, она строго соответствует глобальным соглашениям, связанным с СМР. Например, приверженность реализации программ ООН в области устойчивого развития, будь то Цели развития тысячелетия (2000—2015) или новое соглашение об устойчивом развитии (2015—2030), начиная с первого саммита является важной частью повестки дня БРИКС по СМР и с годами становится еще важнее.

Во-вторых, «инструментарий» политики БРИКС в сфере СМР расширился от простой гуманитарной помощи и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) до более совершенных инструментов, таких как торговля, финансирование развития и т.д. В этом смысле решение БРИКС о создании Нового банка развития (НБР) в 2013 г. стало важнейшим достижением.

В-третьих, сферы СМР БРИКС также менялись. В первые годы существования БРИКС страны объединения в основном подчеркивали важность международной помощи в целях развития в таких областях, как продовольственная безопасность, сокращение бедности, образование и энергетика. Однако начиная с саммитов 2015 и 2016 гг. политика стран БРИКС в области СМР также сосредоточилась на таких вопросах, как

социальное обеспечение, инновации, смягчение последствий и адаптация к изменению климата.

Роль стран БРИКС в содействии международному развитию

Модель взаимодействия стран БРИКС отошла от старого подхода политических и военных альянсов и создала уникальные новые отношения неприсоединения, которые преодолели ограничения идеологии и встали на новый путь взаимного уважения и общего прогресса. В традиционной модели национальные государства готовы делиться властью с международной системой, но не желают делиться легитимностью, что создает проблемы для этой системы. В прошлом было трудно осуществлять взаимовыгодное сотрудничество, и немногие страны смогли добиться поистине многогранного сотрудничества и координации, но страны БРИКС следуют другой модели. Сотрудничество и помощь развитию стран БРИКС основаны на взаимной выгоде. Основные принципы открыты. Страны БРИКС координируют свои действия, укрепляют сотрудничество и совместно продвигают международную помощь в целях развития. Мы выделяем три основные роли БРИКС в системе СМР: инноватор, усилитель и безопасная гавань. В данном разделе будет рассмотрена роль, которую должны играть страны БРИКС (и особенно Китай) в содействии международному развитию.

Инноватор моделей СМР

28 июня 2019 г. председатель КНР Си Цзиньпин на встрече с другими лидерами «Группы двадцати» в Осаке отметил, что страны БРИКС должны продвигать «инновационную сеть БРИКС», придерживаться многостороннего подхода и стремиться к общему развитию и активизации с другими странами с формирующимся рынком и развивающимися странами [Xinhua wang, 2019]. Прежде всего, страны БРИКС должны и впредь уделять больше внимания равноправному и «зеленому» развитию. Прекрасной возможностью для БРИКС помочь развивающимся странам в устойчивом развитии является финансирование через НБР. НБР применяет обоснованные банковские принципы ко всем клиентам, обеспечивает адекватную компенсацию и учитывает риски, предоставляет кредиты и другую поддержку бизнесу посредством гарантий государственных или частных финансовых инструментов, а также может предоставлять гарантии совместно с международными финансовыми институтами и коммерческими банками без каких-либо политических условий. Согласно годовому отчету НБР за 2017 г., пять стран инвестировали через него за этот период в общей сложности 1,4 млрд долл. Устойчивое развитие и помощь в создании инфраструктуры являются важными приоритетами для будущего развития НБР, и банк направит 3/5 своего финансирования в течение следующих пяти лет на проекты, которые учитывают экономические, экологические и социальные стандарты на протяжении всего жизненного цикла [NDB, 2018]. В годовом отчете за 2018 г. отмечено, что общемировые инвестиции в инфраструктуру к 2030 г. составят 35 трлн долл. США, для своевременного достижения ЦУР они должны увеличиться на 26,3%, а инвестиции в инфраструктуру БРИКС, как ожидается, возрастут с 40,1% от общемировых в 2018 г. до 42,5% в 2030 г., увеличиваясь в среднем на 2,3% в год по сравнению с 1,1% в странах «семерки» и 1,9% в других странах [Ibid., 2019].

Развитые страны также придают большое значение устойчивому развитию, а институты, возглавляемые этими странами, такие как Всемирный банк и МВФ, уже давно проводят политику оказания помощи с дополнительными условиями. В 1990-е годы количество дополнительных условий со стороны МВФ достигло своего пика:

73 рекомендованных структурных изменения для Таиланда, 94 для Южной Кореи и более 140 для Индонезии. Всемирный банк осуществляет аналогичные операции. Чжу Цзецзинь отмечает, что в 1980-е годы Всемирный банк представил план структурной перестройки; его документы о стратегии сокращения масштабов бедности 1999 г. также можно рассматривать в качестве примера дополнительных условий [Fudan daxue jinzhuan..., 2016]. В рамках КСР ОЭСР помощь отделена от торговли и инвестиций, поэтому страны-доноры и страны-получатели находятся в неравном положении. Что касается Китая, то в прошлом он изменил свои методы оказания помощи в соответствии с политическими условиями и помогает бедным странам улучшать условия жизни без навязывания каких-либо требований. В 2015 г. правительство Китая заявило о цели сокращения выбросов углекислого газа на 60—65% от уровня 2005 г. и доведения доли неископаемых источников до 20% потребления первичной энергии. В 2009 г. этот показатель был равен 15%. Объем сбереженного леса в соответствии с целью 2015 г. составит около 4,5 млрд кубометров [Ibid.]. Страны с формирующимся рынком, включая Китай, рассматривают «зеленое» и устойчивое развитие как важные цели в рамках международной помощи, что позволяет им обеспечивать «зеленое» процветание для себя и стран-реципиентов.

Усилитель - новая восходящая звезда

Страны БРИКС являются важными участниками международного сотрудничества в целях развития, и их доля в глобальной помощи развитию постепенно увеличивается. Хотя в некоторых странах БРИКС процесс включения в СМР относительно запоздал, темпы его развития высоки. Страны Юга постепенно накапливали собственный опыт в процессах содействия развитию и начали делиться им. Внешняя помощь традиционных доноров КСР ОЭСР составляла в 2014 г. 0,29% их валового национального дохода, что намного ниже целевого показателя в 0,7%, а также ниже, чем уровень 1990-х годов. Общая официальная помощь в целях развития с 2010 г. начала сокращаться. В 2014 г. объем двусторонней помощи стран КСР ОЭСР развивающимся странам был на 16% ниже, чем в 2013 г. [Huang, 2018]. В то же время страны БРИКС увеличивают свои бюджеты на помощь развитию, повышая тем самым глобальные расходы на СМР. Например, выпущенная Государственным советом КНР в 2014 г. Белая книга о внешней помощи Китая свидетельствует, что объем внешней помощи страны в 2010— 2012 гг. составил 89,34 млрд юаней (12,67 млрд долл. США) и постоянно увеличивается в последние годы [Information Office..., 2014].

В основе этого роста лежит экономическая глобализация и политическая поляризация, которая привела к благоприятному экономическому развитию стран БРИКС. Распределение мирового богатства изменилось, и капитал перетекает в страны с формирующейся рыночной экономикой, что способствует его накоплению, в результате чего такие страны, в том числе БРИКС, активно осуществляют иностранную помощь [Li, 2012]. Некоторые страны, например, Россия, успешно трансформировались из стран — получателей помощи в страны-доноры. По данным российского новостного агентства «Спутник», в 2016 г. Россия предоставила помощь в целях развития другим странам или международным организациям на сумму 1 млрд долл. США, что почти в 10 раз больше показателя 2005 г. (101 млн долл. США) и почти равно расходам государства на жилищно-коммунальное хозяйство и медиаиндустрию [Eluosi weixing tongxunshe, 2017]. Кроме того, в статье [Larionova et al., 2016] отмечается, что бюджет СМР России в 2004 г. составлял 100 млн долл. США, а в 2009 г. достиг 785 млн долл. США, то есть вырос почти в 8 раз.

Для улучшения реализации и координации своей политики в области СМР в марте 2018 г. Китай создал Национальное агентство по сотрудничеству в целях международного развития. Оно подотчетно непосредственно Государственному совету и отвечает за разработку стратегии и координацию в вопросах внешней помощи Китая. Проекты, находящиеся в ведении Агентства, в основном осуществляются по четырем направлениям: оказание помощи странам-получателям путем предоставления инженерного оборудования, организации всего или части процесса производства и переработки; предоставление базовых материалов и товаров и техническое обслуживание; оказание технической помощи, направление экспертов и квалифицированных работников для оказания помощи странам-получателям в достижении определенных целей; осуществление проектов по развитию человеческих ресурсов путем сотрудничества в сфере образования, обмена персоналом и экспертами, а также волонтерства. Другой важной функцией Агентства является содействие сотрудничеству между соответствующими учреждениями разных стран. На институциональном уровне в мае 2019 г. Национальное агентство провело консультации со своим японским аналогом — Агентством международного сотрудничества Японии.

Безопасная гавань для всех нуждающихся стран

Эта концепция предложена Мелаку Мулуалемом, директором учебного отдела Эфиопского международного института мира и развития. БРИКС стал одним из самых важных международных институтов в мире и становится «безопасной гаванью» для других развивающихся стран [Melaku, Li, 2017]. Сегодня мир все еще сталкивается с очень серьезными дисбалансами в развитии и бедности. Многие развивающиеся страны по-прежнему испытывают на себе последствия глобализации и «узких мест» развития. В своем выступлении на церемонии открытия Делового форума БРИКС 3 сентября 2017 г. Си Цзиньпин отметил, что мировая экономика восстанавливается, страны с формирующимися рынками и развивающиеся страны демонстрируют хорошие результаты, а новый виток научно-технической революции и промышленной трансформации закладывает основу для реформ и инноваций. Эти тенденции усиливаются. Но, с другой стороны, 700 млн человек страдают от голода, десятки миллионов беженцев покинули свои дома, огромное число людей, включая невинных детей, стали жертвами конфликтов. Мировая экономика находится в стадии корректировки и неуверенного роста. Экономическая глобализация создает множество неопределенностей. Поэтому необходимо углублять сотрудничество в рамках БРИКС, опираться на собственные силы, продвигать структурные реформы, брать на себя социальные обязательства и защищать мир во всем мире [Xinhua wang, 2017].

Страны БРИКС способствуют сбалансированному развитию стран с формирующимися рынками и развивающихся стран через модель сотрудничества «БРИКС+», становясь «безопасной гаванью» для бедных стран. Опыт СМР западных стран задал направление для БРИКС. Большое количество средств в рамках помощи стран ОЭСР было направлено на социальное развитие, например, в сферы сельского и лесного хозяйства, а недостаток внимания к инфраструктурному сектору стал уроком для стран БРИКС [Fudan guoji guanxi..., 2016]. Они приобрели значительный опыт, сосредоточившись на всестороннем развитии, особенно в области инфраструктуры, и в то же время укрепили сотрудничество в области гуманитарной помощи, сделав ее оказание одним из наиболее важных приоритетов повестки дня БРИКС. В 2011—2013 гг. доля БРИКС в мировой гуманитарной помощи выросла с 6% (0,8 млрд долл. США) до 11% (1,4 млрд долл. США). Страны БРИКС придают большое значение искоренению нищеты и го-

лода, особенно в отсталых районах Азии и Африки [Degterev, 2014]. Кроме того, страны БРИКС реализуют проекты в области здравоохранения, образования и технологического развития в Азии и Африке.

Предоставляя значительную помощь Африке, страны БРИКС также придерживаются инклюзивного подхода и содействую развитию континента на основе уважения равенства между африканскими странами и собственного пути их развития в противоположность принуждению. Согласно статистическим данным, в 2012 г. общий объем торговли стран БРИКС с Африкой достиг 340 млрд долл. США, что составляет 27% от общего объема торговли Африки. Доля БРИКС в торговле с Африкой возросла почти в 10 раз по сравнению с десятилетием назад. Для сравнения, объем торговли Африки с ЕС составляет 34%. На данном этапе, хотя на развитые страны по-прежнему приходится значительная доля внешней торговли Африки (рис. 2), объем официальной помощи в целях развития развитых стран сокращается, а вклад стран с формирующимися рынками, к которым относятся страны БРИКС, постепенно растет. В 2011 г. среди 20 ведущих торговых партнеров Африки на развитые страны пришелся объем торговли 390,2 млрд евро, а на страны с формирующимися рынками, включая БРИКС, — 277,3 млрд евро р^ап guoji..., 2016].

35000 -30000 -

<

§ 25000 -¡5 20000 Н ^ 15000 -1 10000 5000 0

Официальная помощь в целях развития КСР 32409,44

28485,41

30088,78

29870,32

24196,61

22962,91

2010 2011

2012 2013 2014 2015 Годы

С

21000 20500 -\ 20000 19500

до 19000 * 18500 Ч 5 18000 175000 -\ 17000

Официальная помощь в целях развития, не связанная с КСР

20811,5

20329,3

,19348,74

18306,17 1842°,12/

,18593,8

2010

2011

2012

2013

2014

2015 Годы

Рис. 2. Помощь Африке со стороны членов КСР ОЭСР и других стран Источник: [Africa Economic Outlook], данные авторов.

Будущее участие БРИКС в СМР

Перспективы деятельности БРИКС по оказанию международной помощи

1. Лидерство в СМР. Страны БРИКС начали участвовать в оказании помощи в целях развития позднее, чем развитые страны, при этом Россия, Китай и Индия также были получателями помощи. Однако на данном этапе показатели участия стран БРИКС в СМР значительно улучшились, и объединение сформировало модель помощи, которая отличается от традиционной модели западных стран акцентом на торговле, мире и устойчивом развитии. В 2010 г. западные страны достигли пика показателя помощи в целях развития, а в 2011 г. он снизился на 3%. В 2011 г. объем внешней помощи стран ОЭСР составил 133,5 млрд долл. США, но все же не достиг цели ООН — 0,7% ВНД. Из 23 стран ОЭСР 16 сократили свои бюджеты внешней помощи [Huang, 2013]. Однако страны с формирующейся рыночной экономикой, в том числе страны БРИКС, не только используют возможности мирового экономического развития, но и активно развивают собственную экономическую мощь.

Например, в Китае политика реформ и открытости оказалась успешной. Большинство граждан вышли из состояния бедности и создали благополучное общество. Китай также активно участвует в процессе оказания международной помощи в целях развития и становится важной силой в сфере СМР. Страны БРИКС активно отреагировали на Цели развития тысячелетия ООН и Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 г., предоставляя возможности для развития и финансирование для бедных стран. В будущем БРИКС продолжит поддерживать открытый, всеобъемлющий и взаимовыгодный подход к оказанию помощи, совершенствуя инфраструктуру и сырьевые рынки стран-получателей и предоставляя помощь на основе развития собственной экономики. Международная помощь в целях развития стран БРИКС как важная часть дипломатической работы демонстрирует общую тенденцию к росту, а ее показатели продолжают приближаться к уровню развитых стран.

2. Улучшение системы помощи на основе сотрудничества с ООН. Из-за жесткой конкуренции между развитыми странами и странами с формирующейся рыночной экономикой в области СМР обе группы стремятся расширить свое влияние за счет оказания помощи и получить поддержку международного сообщества. Поэтому они предоставили достойные условия помощи для стран-получателей. Страны-получатели имеют определенные базовые права, поэтому выбор между развитыми странами и БРИКС усилит конкуренцию между двумя сторонами, что приведет к фрагментации всей системы помощи, разработке национальных программ внешней помощи и участию стран в СМР. Это также может привести к растрате ресурсов помощи. В будущем страны БРИКС будут не только сотрудничать друг с другом по внутренним вопросам, но и наращивать совместные усилия в области внешней помощи. Одновременно они продолжат сотрудничать с другими странами с формирующимися рынками в целях содействия искоренению бедности и устойчивому развитию.

И развитые страны, и страны с формирующимися рынками обязуются предоставлять внешнюю помощь в соответствии с Повесткой ООН в области устойчивого развития до 2030 г., выполняя, таким образом, свои обязательства перед другими странами. ООН играет все более важную роль в оказании международной помощи в целях развития. С 2015 г. ООН реализует Повестку в области устойчивого развития до 2030 г., которая предполагает, что устойчивое развитие должно основываться на инклюзивном подходе, равенстве и взаимной выгоде с упором на усилия по искоренению бедности, преодоление растущего экономического неравенства и социальных лишений [Nan nan

hezuo..., 2017]. Страны БРИКС выразили поддержку ООН, включая Политический форум высокого уровня по устойчивому развитию, а также справедливому, всеобъемлющему и инклюзивному развитию, равноправной и скоординированной модели экономического развития, настоятельно призвав развитые страны своевременно выполнять обязательства по оказанию помощи в целях развития и предоставлять больше ресурсов развивающимся странам.

3. Стимулирование инвестиций в рамках инициативы «Содействие торговле». Включение торговли в процесс международной помощи в целях развития является новаторским подходом БРИКС. Согласно статистике ЮНКТАД о неторговой помощи, в 2010 г. объем иностранных инвестиций в Африку составлял 308,74 млрд долл. США, доля развитых стран составляла 77%, а стран БРИКС — 13,8%. Этот период стал начальным этапом участия стран с формирующейся рыночной экономикой, включая БРИКС, в СМР. С 2012 г. объемы слияний и поглощений, осуществляемых развивающимися странами, также значительно превышают показатели развитых стран. Под влиянием финансового кризиса западные страны показали отрицательную динамику в этой области. Хотя показатели стран БРИКС также испытали определенные колебания, они все еще находятся на стадии роста. Доля инвестиций в новые проекты в Африке со стороны стран с формирующимися рынками в 2011 г. увеличилась с 42,5 до 63%, а доля развитых стран снизилась с 54,6 до 36,9% [Fudan guoji..., 2016]. В будущем страны БРИКС должны расширить сферы своих инвестиций, проявляя имеющиеся преимущества в строительстве, электронике, логистике и связи, и в то же время выходить в инновационные сферы инвестиций, придавая важное значение развитию устойчивой энергетики и продолжая продвигать систему помощи в интересах торговли.

Трудности и вызовы

1. Неразвитость инфраструктуры и недостаточное финансирование. Страны БРИКС по-прежнему не всегда соответствуют необходимым темпам и масштабам экономического развития. Инфраструктура является важным инструментом поддержки экономического развития страны и качества жизни людей, а также основой для оказания страной внешней помощи. Страны БРИКС сталкиваются с ситуацией недостаточного строительства инфраструктуры, что снижает экономическую конкурентоспособность. Согласно Докладу о глобальной конкурентоспособности за 2014—2015 гг., Китай, Россия, Южная Африка, Бразилия и Индия занимают 28-е, 53-е, 56-е, 57-е и 71-е места по показателю конкурентоспособности. Страны БРИКС, как правило, сталкиваются с ситуацией сильной конкуренции и недостаточного развития инфраструктуры. Чтобы справиться с этой ситуацией, страны БРИКС начали уделять больше внимания инфраструктурному развитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия представила Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г. и планирует построить за этот период железные дороги общей протяженностью 20 тыс. км, из них 5 тыс. км будут высокоскоростными. Планируемые инвестиции составят 14 трлн руб. [Gao et al., 2015]. Китай активно содействует строительству инфраструктуры чистой энергетики и инвестировал 291 млн долл. в проект в этой сфере в Гуандуне, а также развивает муниципальную инфраструктуру, примером которой является метро в городе Лоян. Индия намерена инвестировать около 1 трлн долл. в инфраструктурные проекты, включая энергетику, дороги, порты и коммуникации. Правительство Бразилии также опубликовало профильный документ в 2012 г., в котором содержатся планы инвестировать 65,6 млрд долл. США в строительство высокоскоростных автомобильных и железных дорог в течение следующих 20 лет. В 2015 г. правительство Бразилии

обнародовало планы второго этапа инвестиций в транспортную инфраструктуру в объеме 64 млрд долл. ЮАР будет стремиться преодолеть дефицит инфраструктуры за счет инвестиций в 74 млрд долл. [Gao et al., 2015].

2. Отсутствие документов и норм в отношении внешней помощи. БРИКС, в отличие от традиционных международных организаций, не имеет программного документа, служащего руководством по экономическому и политическому развитию пяти стран, из-за уникальной модели сотрудничества на основе неприсоединения и инклюзивно-сти. Такие документы являются необходимым условием для обеспечения соблюдения сформулированных правил. Только нормативные ограничения могут гарантировать, что люди, которые подчиняются правилам, имеют определенную степень сознательности, чтобы соблюдать соответствующие правила или не вмешиваться в дела других. Это проявление права международного управления. Хотя Китай обнародовал «Белую книгу о внешней помощи Китая (2014)», а Россия предложила свою концепцию СМР, по сути, эти документы не являются программными.

Документы стран БРИКС по СМР не имеют юридической силы. Из-за отсутствия программных документов страны БРИКС могут столкнуться с ситуацией, когда страны-получатели заявляют о своих потребностях в помощи, а страны-доноры анализируют и оценивают их и определяют план предоставления помощи. Такая помощь называется «определяемой спросом» [Zhao et al., 2018]. В отсутствие просьб о предоставлении помощи доноры редко добровольно предлагают ее, что мешает странам включать аспекты СМР в собственные планы развития. Китай активно оказывает помощь в сфере здравоохранения 69 странам Азии, Африки, Латинской Америки, Карибского бассейна и Океании.

Заключение

Мировое сообщество высоко ценит международную помощь в целях развития, и БРИКС становится все более важным игроком в этой области. С момента создания этого формата его роль в системе СМР значительно возросла не только с точки зрения количества, но и с точки зрения качества. Первым из этих качественных изменений стала смена идентичности: большинство стран БРИКС в определенные периоды своей истории были получателями внешней помощи, но сейчас ведут активную деятельность в статусе новых доноров. В то же время страны БРИКС (кроме России) по-прежнему позиционируют себя как развивающиеся и, следовательно, выступают в качестве «безопасной гавани» для других стран с низким уровнем дохода, придавая большое значение экономическому развитию бедных регионов и устанавливая новые стандарты инклюзивной и равноправной помощи. Второе изменение состоит в том, что стратегия внешней помощи БРИКС трансформировалась из приоритета масштабного оказания гуманитарной помощи в осуществление более сложных проектов, которые включают выделение средств, научное сотрудничество и передачу технологий, образование, обмен знаниями, торговлю и другие направления деятельности. Эти новые инструменты, наряду с новыми сферами (такими как изменение климата), которые формируют современную повестку дня СМР, позволяют БРИКС играть роль инноватора и усилителя в международной помощи в целях развития.

Однако следует также отметить, что с участием БРИКС в СМР все еще связаны определенные проблемы, в частности, недостаточное развитие инфраструктуры, дефицит финансирования и отсутствие программных документов и нормативных актов в сфере внешней помощи. Но, несмотря на эти проблемы, БРИКС также сталкивает-

ся с некоторыми благоприятными условиями, как внутренними, так и внешними. Во-первых, страны БРИКС совершенствуют модель сотрудничества и объединяют усилия для создания платформы «БРИКС+». Во-вторых, группа БРИКС получает поддержку со стороны ООН, Всемирного банка и других крупных международных институтов. Участие БРИКС в международной помощи развитию имеет большие перспективы. Пять стран вступили на новый путь наращивания собственного потенциала, используя возможности экономической глобализации, и возглавят работу по совершенствованию системы международной помощи в целях развития в рамках Повестки ООН по устойчивому развитию до 2030 г. При разработке совместной и индивидуальной политики СМР Китай будет опираться на Национальное агентство по сотрудничеству в целях международного развития, которое должно координировать свои действия с другими департаментами для разработки национальных программ внешней помощи. Наконец, помощь в целях развития является для БРИКС действительно важным инструментом формирования международной легитимности, который позволяет противостоять многостороннему конкурентному давлению и односторонним действиям.

Источники

Дегтерев Д.А. (2014) Российская политика в сфере СМР — контуры партнерства со странами БРИКС // Вестник РУДН. Сер. «Международные отношения». № 1. С. 5—12. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/rossiyskaya-politika-v-sfere-sodeystviya-mezhdunarodnomu-razvitiyu-kontury-partnerstva-so-stranami-briks/viewer (дата обращения: 19.04.2020).

African Economic Outlook (n. d.). Statistics. Режим доступа: https://www.africaneconomicoutlook.org/sta-tistics/ (дата обращения: 19.04.2020).

Eluosi weixing tongxunshe (2017). Eluosi 2016 nian duiwai yuanzhu guimo yuewei 12 nian qian de 10 bei [Russia's Foreign Aid in 2016 Was About 10 Times the Size of 12 Years Ago]. 10 October. Режим доступа: http:// sputniknews.cn/russia/201710101023775741/ (дата обращения: 19.04.2020) (на кит. яз.).

Fudan daxue jinzhuan guojia yanjiu zhongxin (2016). Guoji zhili yu jinzhuan guojia de jiejue fang'an [International Governance and BRICS Solutions]. Shanghai: Shanghai renmin chubanshe (на кит. яз.).

Zheng Y., Li X. (eds). (2016) Guoji fazhan hezuo xin fangxiang [New Directions for International Development Cooperation]. Shanghai: Shanghai renmin chubanshe (на кит. яз.).

Gao X. et al. (2015) Jinzhuan guojia fazhan baogao 2015 [BRICS Development Report 2015]. Beijing: Zhong-guo shehui kexue chubanshe (на кит. яз.).

Huang C. (2013) Quanqiu yuanzhu zhili de jizhi yu moshi [The Mechanism and Model of Global Aid Governance]. Alabo shijie yanjiu, no 3, pp. 29-39 (на кит. яз.). Режим доступа: https://kns.cnki.net/KCMS/de-tail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFD2013&filename=ALBJ201303005&v=MTY4MThS0GVYM Ux1eFlTN0RoMVQzcVRyV00xRnJDVVI3cWZZZVpxRkN2bVdyL05KQ0hKWkxHNEg5TE1ySTlGWVk= (дата обращения: 19.04.2020).

Huang C. (2018) Quanqiu fazhan zhili zhuanxing yu Zhongguo de zhanlfle xuanze [Global Development Governance Transformation and China's Strategic Choice]. Guoji zhanwang, vol. 10, no 3, pp. 29-49, pp. 153-154 (на кит. яз.). Режим доступа: https://www.cnki.net/kcms/doi/10.13851/].cnki.gjzw.201803003.html (дата обращения: 19.04.2020).

Information Office of the State Council of the People's Republic of China (2014). China's Foreign Aid. 21 April. Режим доступа: http://www.scio.gov.cn/zxbd/nd/2011/document/896900/896900.htm (дата обращения: 19.04.2020).

Larionova M., Rakhmangulov M., Berenson M.P. (2016) Russia: A Re-Emerging Donor. The BRICS in International Development / J. Gu, A. Shankland, A. Chenoy (eds). L.: Palgrave Macmillan.

Li D. (2012) Jinzhuan guojia - shijie de xiwang [BRICS Countries - The Hope of the World]. Beijing: Beijing gongye daxue chubanshe (на кит. яз.).

Melaku M., Li J. (2017) Feizhou de jinzhuan jiyu [BRICS Opportunities in Africa] // Zhongguo touzi. No. 18. P. 28-33 (на кит. яз.). Режим доступа: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&db-name=CJFDLAST2017&filename=ZGTZ201718011&v=MDA4MzJGQ2psVTc3TlB5cmZkTEc0SDliTnA0 OUVaWVI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUjdxZllrWnE=

Nan nan hezuo jinrong zhongxin (2017). Maixiang 2030: nan nan hezuo zai quanqiu fazhan tixi zhong de juese bianhua [Toward 2030: The Role of South-South Cooperation in the Global Development System]. Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe (на кит. яз.).

New Development Bank (NDB) (2018). NDB Annual Report 2017: Developing Solutions for a Sustainable Future. Режим доступа: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2018/07/NDB_AR2017.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

New Development Bank (NDB) (2019). NDB Annual Report 2018: Investing for Impact. Режим доступа: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2019/07/NDB_AR2018.pdf (дата обращения: 19.04.2020).

RANEPA CIIR (n. d.). BRICS sodejstvie razvitiyu [BRICS in Development Assistance]. Режим доступа: https://www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/sodejstvie-razvitiyu/osnovnye-organizatsii-v-sfere-sodejstviya-razvitiyu/briks/ (дата обращения: 19.04.2020).

Renmin wang (2015). Zhongguo 60 duo nian xiang 166 ge guojia he guoji zuzhi tigong jin 4000 yi yuan yuanzhu [In More Than 60 Years China Has Provided Nearly 400 Billion Yuan in Aid to 166 Countries and International Organizations]. 16 October. Режим доступа: http://politics.people.com.cn/n/2015/1016/c1001-27706166. html (дата обращения: 19.04.2020) (на кит. яз.).

Tallberg J., Zürn M. (2019) The Legitimacy and Legitimation of International Organizations: Introduction and Framework // Review of International Organizations. Vol. 14. P. 581-606. Режим доступа: https://doi. org/10.1007/s11558-018-9330-7.

Xinhua wang (2017). Xi Jinping zai jinzhuan guojia gongshang luntan kaimushi shang de jianghua [The Speech of Xi Jinping During the Opening Ceremony of the BRICS Business Forum]. 3 September. Режим доступа: http://www.xinhuanet.com//politics/2017-09/03/c_1121596338.htm (дата обращения: 19.04.2020) (на кит. яз.).

Xinhua wang (2019). Xi Jinping chuxi ershiguo jituan lingdaoren dishisici fenghui bing fabiao zhongyao jianghua, 28 June [Xi Jinping Visits the 14th Meeting of G20 Leaders and Delivers an Important Speech]. Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/world/2019-06/28/c_1124684861.htm (дата обращения: 19.04.2020) (на кит. яз.).

Zhao J., Jing Y., Ouyang Z. (2018) Xinxing yuanziegou yanjiu huguo duiwai fazhan yuanzhu de zhili jiegou yanjiu: jiyu bufen jinzhuan guojia de bijiao fenxi [Research on the Governance Structure of New Development Assistance Countries' Foreign Development Assistance: Based on Comparative Analysis of Some BRICS Countries] // Zhongguo xingzheng guanli. No. 2. P. 130-136 (на кит. яз.). Режим доступа: https://kns.cnki. net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDLAST2018&filename=ZXGL201802025&v= MjIwNzVoVzczT1B6WE1Zckc0SDluTXJZOUhZWVI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUjd xZlllWnFGQ24= (дата обращения: 19.04.2020).

The Role of BRICS in International Development Assistance

S. Guo, Yu. Sun, P. Demidov

Shuyong Guo - Professor, Dean of the School of International Relations and Public Affairs (SIRPA) of Shanghai International Studies University (SISU); 550 Dalian Road (W), Shanghai 200083, China; E-mail: [email protected]. cn

Yulin Sun - LL.M. Candidate at the School of International Relations and Public Affairs (SIRPA) of Shanghai International Studies University (SISU); 1550 Wenxiang Road, Shanghai 201620, China; E-mail: scottsun2716@163. com

Pavel Demidov - LL.M. Candidate at the School of International Relations and Public Affairs (SIRPA) of Shanghai International Studies University (SISU); 1550 Wenxiang Road, Shanghai 201620, China; E-mail: [email protected]

Abstract

With their growing economic power and international influence, the BRICS group of Brazil, Russia, India, China and South Africa are paying increasing attention to international development assistance. Although the BRICS countries started later than western developed countries, the speed of their development is staggering and their share in foreign aid is gradually increasing. The BRICS countries continue to innovate forms of assistance and cooperation in their own international development assistance, to strengthen cooperation with recipient countries, and to plan their own foreign aid work through the establishment of relevant institutions and the publication of relevant documents. But, at the same time, the BRICS countries are facing certain challenges in the process of international development assistance. This article examines the historical practice of BRICS' international development assistance, analyzes the role BRICS plays in international development assistance, and considers the future prospects for BRICS' participation.

Key words: BRICS; international development assistance; China's efforts

For citation: Guo S., Sun Yu., Demidov P. (2020) The Role of BRICS in International Development Assistance. International Organisations Research Journal, vol. 15, no 2, pp. 125-140 (in English). DOI: 10.17323/1996-78452020-02-06

References

African Economic Outlook (n. d.) Statistics. Available at: https://www.africaneconomicoutlook.org/statistics/ (accessed 19 April 2020).

Degterev D. (2014) Rossiiskaya politika v sfere SMR - konturi partnyorstva so stranami BRICS [Russia IDA Policy - Contours of BRICS Partnership]. Journal of Peoples Friendship University of Russia, no 1, pp. 5-12 (in Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-politika-v-sfere-sodeystviya-mezhdun-arodnomu-razvitiyu-kontury-partnerstva-so-stranami-briks/viewer (accessed 19 April 2020).

Eluosi weixing tongxunshe (2017). Eluosi 2016 nian duiwai yuanzhu guimo yuewei 12 nian qian de 10 bei [Russia's Foreign Aid in 2016 Was About 10 Times the Size of 12 Years Ago]. 10 October. Available at: http://sput-niknews.cn/russia/201710101023775741/ (accessed 19 April 2020) (in Chinese).

Fudan daxue jinzhuan guojia yanjiu zhongxin (2016). Guoji zhili yu jinzhuan guojia de jiejue fang'an [International Governance and BRICS Solutions]. Shanghai: Shanghai renmin chubanshe (in Chinese).

Zheng Y., Li X. (ed.) (2016) Guoji fazhan hezuo xin fangxiang [New Directions for International Development Cooperation]. Shanghai: Shanghai renmin chubanshe (in Chinese).

Gao X. et al. (2015) Jinzhuan guojia fazhan baogao 2015 [BRICS Development Report 2015]. Beijing: Zhong-guo shehui kexue chubanshe (in Chinese).

Huang C. (2013) Quanqiu yuanzhu zhili de jizhi yu moshi [The Mechanism and Model of Global Aid Governance]. Alabo shijie yanjiu, no 3, pp. 29-39 (in Chinese). Available at: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/ detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFD2013&filename=ALBJ201303005&v=MTY4MThS0GVYMUx1 eFlTN0RoMVQzcVRyV00xRnJDVVI3cWZZZVpxRkN2bVdyL05KQ0hKWkxHNEg5TE1ySTlGWVk=

Huang C. (2018) Quanqiu fazhan zhili zhuanxing yu Zhongguo de zhanlüe xuanze [Global Development Governance Transformation and China's Strategic Choice]. Guojizhanwang, vol. 10, no 3, pp. 29-49, pp. 153-154 (in Chinese). Available at: https://www.cnki.net/kcms/doi/10.13851Xj.cnki.gjzw.201803003.html

Information Office of the State Council of the People's Republic of China (21.04.2014). China's Foreign Aid. Available at: http://www.scio.gov.cn/zxbd/nd/2011/document/896900/896900.htm (accessed 19 April 2020).

Larionova M., Rakhmangulov M., Berenson M.P. (2016) Russia: A Re-Emerging Donor. The BRICS in International Development (J. Gu, A. Shankland, A. Chenoy (eds)). London: Palgrave Macmillan.

Li D. (2012) Jinzhuan guojia - shijie de xiwang [BRICS Countries - The Hope of the World]. Beijing: Beijing gongye daxue chubanshe (in Chinese).

Melaku M., Li J. (2017) Feizhou de jinzhuan jiyu [BRICS Opportunities in Africa]. Zhongguo touzi, no 18, pp. 28-33 (in Chinese). Available at: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=C JFDLAST2017&filename=ZGTZ201718011&v=MDA4MzJGQ2psVTc3TlB5cmZkTEc0SDliTnA00UVaWV I4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUjdxZlllWnE=

Nan nan hezuo jinrong zhongxin (2017). Maixiang 2030: nan nan hezuo zai quanqiu fazhan tixi zhong de juese bianhua [Toward 2030: The Role of South-South Cooperation in the Global Development System]. Beijing: Zhongguo shehui kexue chubanshe (in Chinese).

New Development Bank (NDB) (2018). NDB Annual Report 2017: Developing Solutions for a Sustainable Future. Available at: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2018/07/NDB_AR2017.pdf (accessed 19 April 2020).

New Development Bank (NDB) (2019). NDB Annual Report 2018: Investing for Impact. Available at: https:// www.ndb.int/wp-content/uploads/2019/07/NDB_AR2018.pdf (accessed 19 April 2020).

RANEPA CIIR (n. d.). BRICS sodejstvie razvitiyu [BRICS in Development Assistance]. Available at: https:// www.ranepa.ru/ciir/sfery-issledovanij/sodejstvie-razvitiyu/osnovnye-organizatsii-v-sfere-sodejstviya-razviti-yu/briks/ (accessed 19 April 2020) (in Russian).

Renmin wang (16.10.2015). Zhongguo 60 duo nian xiang 166 ge guojia he guoji zuzhi tigong jin 4000 yi yuan yuanzhu [In More Than 60 Years China Has Provided Nearly 400 Billion Yuan in Aid to 166 Countries and International Organizations]. 16 October. Available at: http://politics.people.com.cn/n/2015/1016/c1001-27706166.html (accessed 19 April 2020) (in Chinese).

Tallberg J., Zürn M. (2019) The Legitimacy and Legitimation of International Organizations: Introduction and Framework. Review of International Organizations, vol. 14, pp. 581-606. Available at: https://doi.org/10.1007/ s11558-018-9330-7.

Xinhua wang (03.09.2017). Xi Jinping zai jinzhuan guojia gongshang luntan kaimushi shang de jianghua [The Speech ofXi Jinping During the Opening Ceremony of the BRICS Business Forum]. 3 September. Available at: http://www.xinhuanet.com//politics/2017-09/03/c_1121596338.htm (accessed 19 April 2020) (in Chinese).

Xinhua wang (28.06.2019). Xi Jinping chuxi ershiguo jituan lingdaoren dishisici fenghui bing fabiao zhongyao jianghua [Xi Jinping Visits the 14th Meeting of G20 Leaders and Delivers an Important Speech]. Available at: http://www.xinhuanet.com/world/2019-06/28/c_1124684861.htm (accessed 19 April 2020) (in Chinese).

Zhao J., Jing Y., Ouyang Z. (2018) Xinxing yuanziegou yanjiu huguo duiwai fazhan yuanzhu de zhili jiegou yanjiu: jiyu bufen jinzhuan guojia de bijiao fenxi [Research on the Governance Structure of New Development Assistance Countries' Foreign Development Assistance: Based on Comparative Analysis of Some BRICS Countries]. Zhongguo xingzheng guanli, no 2, pp. 130-136 (in Chinese). Available at: https://kns.cnki.net/ KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CJFQ&dbname=CJFDLAST2018&filename=ZXGL201802025&v=MjI wNzVoVzczT1B6WE1Zckc0SDluTXJZOUhZWVI4ZVgxTHV4WVM3RGgxVDNxVHJXTTFGckNVUjdxZll lWnFGQ24= (accessed 19 April 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.