Pro настоящее
год
ежи гротовского
2009 год при поддержке ЮНЕСКО мировое театральное сообщество отметило как Год Ежи Гротовского. На то были веские основания: совпало сразу несколько памятных дат, связанных с этим легендарным именем.
50лет назад был основан Театр 13 Рядов в Ополе, позже ставший Театром-Лабораторией во Вроцлаве. С него началась режиссерская биография Ежи Гротовского. 25 лет назад Театр-Лаборатория самораспустился.
20лет назад был организован Центр Гротовского (теперь Институт Гротовского) во Вроцлаве, ставший координационным центром многих программ Года Гротовского. 10 лет назад ушел из жизни сам Ежи Гротовский.
В Почетный организационный комитет Года Гротовского вошли друзья, известные коллеги и комментаторы Гротовского: Казимеж Гротовский и Людвиг Фляшен, Ежи Гуравский и Лешек Коланкевич, Збигнев Осиньский и Раймонда Темкин, Эудженио Барба и Питер Брук, Жорж Баню и Ричард Шехнер, Томас Ричардс и Марио Бьяджини, Карла Поластрелли и Мишель Кокосовски, Майя Коморовска и Рена Мирецка, Зыгмунт Молик и Ежи Штур, наш Анатолий Васильев и др.
«ГРОТОЛОГИЧЕСКОЕ»
Программа событий Года Гротовского, начавшаяся 12 января 2008 года, была крайне насыщенной и включала в себя встречи-дискуссии практиков театра, сотрудников и друзей Гротовского, выставки, ему посвященные (например, Выставка к 50-летию Театра-Лаборатории; «Apocalypsis cum figuris» на фотографиях Маурицио Бускарино; Выставка, посвященная мастерам театра на переломе веков...), теоретические конференции, где известные и молодые ученые размышляли о феномене Гротовского, о его вере и влиянии на театр второй половины ХХ века, о возможностях и вариантах дальнейшего распространения его взглядов. Одни названия этих конференций говорят сами за себя: «Гротовский: что было, что есть. И что надо делать», «Гротовский: одиночество театра, документы, контексты, интерпретации», «Performer: 20 лет спустя», «Антропология театра согласно Ежи Гротовскому», «Словацкий и Гротовский», «Гротовский и Кантор» и т.д.
По крайней мере, 13 стран оказались вовлечены в эти мемориальные торжества. Программы были запланированы во Вроцлаве, Кракове и Варшаве, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, Ирвине, Беркли и Клермонте, Париже и Хольстебро, Риме и Барселоне, Кентербери и Гаване, Праге и Вене, Лондоне и Дюссельдорфе, Будапеште и Москве. В этом году появилось множество новых публикаций, связанных с работой Гротовского, на английском, польском, французском и чешском языках, в самом разном формате (книги, журнальные статьи, DVD).
В этом году - впервые в Польше - в13-й раз прошло вручение премии «Европа - театру». Премию получил Кристиан Люпа, и сопровождались эти торжества показом работ прежних лауреатов «Новой Театральной Реальности» - Ги Касье, Пиппо Дельбонно, Родриго Гарсии, Арпада Шиллинга, Франсуа Танги и французского Théâtre du Radeau.
В Институте Гротовского состоялся интернациональный музыкальный практический семинар «Giving Voice». В июне во Вроцлаве прошел фестиваль «Мир как обитель правды», где показывались работы Эудженио Барбы, Пины Бауш, Питера Брука, Тадаси Судзуки, Кшиштофа Варликовского и др. С июля по август в рамках проекта Вирджинии Мэгнат «Встречи с выдающимися женщинами» прошли мастер-классы Энг Гэй Пин, Доры Арреолы, Рены Мирецкой, Ибэн Нагель Расмуссен, Катарины Сэйферт, в разные годы работавших с Гротовским...
Этот рисунок сделан с фотографии Джованетти и опубликован в «Le Monde», 1997, 26 марта. В связи с лекциями Гротовского как профессора в Collège de France.
Pro настоящее
В заключение годового «марафона» в Варшаве состоялась итоговая конференция под председательством давнего и известного комментатора работ Гротовского Лешека Коланкевича.
Говорят, в результате всех этих событий вдохновленный программами и успехами Института Гротовского директор вроцлавского Департамента культуры и искусства Ярослав Брода сообщил, что город планирует подать заявку на получение права называться Культурной столицей Европы-2016.
В содружестве с вроцлавским Институтом Гротовского отметили Год Гротовского и в Москве, в Центре им. Вс. Мейерхольда. Отметили скромно, но деловито и заинтересованно, при большом стечении молодой любопытствующей публики, что было самым приятным. Образовательная программа, посвященная Гротовскому, прошла в начале лета 2009 года и включала в себя дискуссию о Гротовском, лекцию Катаржины Осиньской о Гротовском и Анатолии Васильеве, а также шесть видеофильмов, доступных для просмотра всем желающим. К нашему общему счастью, желавших оказалось немало.
В эти дни была показана полная версия знаменитого спектакля Е. Гротовского «Акрополь» (режиссер видеосъемки Джеймс МакТаггарт, Нью-Йорк, 1969). Фильм К. Домагалика «Полон волшебства кощунственный обряд» (1979) был посвящен вроцлавскому Театру-Лаборатории. Другой фильм этого же режиссера «Тотальный актер: памяти Ришарда Чесляка» (1994) рассказывал о любимом актере Гротовского, исполнителе главных ролей в его знаменитых спектаклях «Акрополь», «Стойкий принц» и «Apocalypsis cum figuris». Два фильма - «Тело говорит» (режиссер Д. Мусилли, 1975) и «Тренинг в Театре-Лаборатории во Вроцлаве» (режиссер Т. Виталь, 1971) - продемонстрировали в действии актерские техники Гротовского в исполнении его учеников под руководством Р. Чесляка. В фильме М. Змарз-Кочанович «Ежи Гротовский: попытка портрета» (1999), съемки которого проходили в Европе и Индии. о выдающемся режиссере и теоретике театра рассказали его брат, профессор Казимеж Гротовский, его друзья и соратники -Жорж Баню, Эудженио Барба, Питер Брук, Людвиг Фляшен, Майя Коморовска, Раймонда Темкин, Анатолий Васильев и др. В фильме использованы уникальные архивные материалы.
Зачем все это было сделано?
Чтобы помнить. Чтобы знать. Чтобы не забывать спорить и дискутировать о будущем театра. Гротовский помнил о нем всегда, а мы все чаще забываем. У него были серьезные вопросы к жизни.
Зачем еще? Чтобы напомнить всем, что столь яркая фигура, как Гротовский, оказавшая сильнейшее влияние на развитие мирового театра второй половины ХХ века, не забыта, а идеи его все еще актуальны. Готовя этот раздел, мы убедились, что перечитывать Гротовского имеет смысл даже тем, кто не разделяет его взглядов, но хотел бы заниматься не буржуазным театром, а экспериментальным.
В отличие от России, где Гротовского по-прежнему обожествляют, но (есть такое подозрение) знают пока неточно и неполно, особенно молодые, во всем мире о Гротовском спорят. Взгляды на его наследие и достижения разные, как и на то, как следует их пропагандировать. Одним кажется, что имя его напрасно превратилось в бренд, а пропаганда его идей стала похожа на индустрию. Другие уверены, что эти опасения преувеличены. Как оказалось, многие из ранних работ Гротовского все еще фактически не известны в мире, отношение Гротовского к Станиславскому не всеми до конца понято, не все источники доступны, не все переводы (а к переводам Гротовский, как известно, относился крайне тщательно) хороши. Споры не прекращаются. И все «Гротологическое», как назвал Людвик Фляшен разнообразное наследие мастера, современных практиков и историков театра живо интересует. В общем, Гротовский пока живой, а не мумия.
«Вопросы театра» тоже решили внести свой посильный вклад в программу Года Гротовского в этом и следующем номере
А более подробно узнать о событиях Года Гротовского, мероприятиях и планах Института Гротовского можно на сайтах:
www.grotowskiyear.pl
www.grotowski-institute.art.pl От редакции