Рго настоящее
ГРОТОВСКИй В КАРИКАТУРЕ
Эти карикатуры на Гротовского - из коллекции Збигнева Осиньского1 СРисунки были напечатаны в журнале «Театральные записки», посвященном Е. Гротовскому (<ШаМ ТеаШпу». 1992. № 4), а также в книге З. Осиньского «Ежи Гротовский: истоки, влияния, контексты» ^дшещ/ 0жк1. ]епу бю^ткк пШа, трще, ШеШу. 6с1апзк.1998).
Он начал собирать их чуть ли не с начала своей работы в Центре исследований творчества Ежи Гротовского и театрально-культурных поисков во Вроцлаве. Их не так много - всего 18. 12 из них сделаны зарубежными авторами, шесть - поляками. «Одна карикатура, - пишет З. Осиньский, - к сожалению, пропала. Она была замечательной». Ее автор, Петр Потворовский, изобразил Гротовского с петушиным хвостом. Он нарисовал ее в 1959 или в 1960 году в Познани, в кафе отеля «Базар», когда они вместе с Гротовским работали над «Фаустом» Гете в местном Театре Польском.
«Пожалуй, это была самая первая из известных мне карикатур на Гротовского, -продолжает З. Осиньский. - Я увидел ее, когда впервые пришел к Гротовскому домой, в его квартиру в Ополе, вернее, не в квартиру, а в шестиметровую комнату в квартире, которую снимал Театр-Лаборатория 13 рядов. Это было начало 1963 года. Помню вытянутую в длину комнату, где стояла кровать, а на стене висел коврик, к которому и была пришпилена та самая карикатура. Мы пили зеленый чай, привезенный Гротовским из его недавней поездки в Китай, и именно тогда он рассказал мне об обстоятельствах, при которых она возникла. 21 год спустя, в мае 1984 года, мне показали ее в секретариате только что самораспустившегося Театра-Лаборатории. Меня спросили, что это? Я объяснил. Не знал только, что вижу ее в последний раз».
Почему серьезного ученого, пишущего о Гротовском научные книги, пропагандирующего и разъясняющего его мировоззрение, взгляды, исследования в других странах, в том числе и у нас, вдруг заинтересовала карикатура? Потому что и в этом легкомысленном жанре, как считает З. Осиньский, отразился Гротовский, отразились разные его грани, дополняющие «достаточно монолитный образ <...>, творимый пишущими людьми». «<...> Я ведь тоже знал и такого Гротовского, чей образ был далек от официального, - знал человека, наделенного особым чувством юмора, шутника, прекрасно умевшего иронизировать как над ситуацией, так и над самим собой».
Итак, перед вами коллекция Збигнева Осиньского, которую мы печатаем с любезного разрешения автора и с его пояснениями:
1. «Молодой Грот». Рисунок художника и архитектора Ежи Гуравского, одного из близких соратников Гротовского по Театру-Лаборатории 13 рядов. 1961 или 1962 год. Автор карикатуры написал З. Осиньскому в письме из Познани (1992, февраль): «Я рисовал его в
общей тетради, куда записывал умные мысли, которые должны были развалить театр-коробку. Блокнот находится, наверное, в Музее сценографии в Катовицах -формат А 4, исписан глупостями.». Костюм, который носил тогда Гротовский, был сшит Вольдемаром Кригером,
сотрудничавшим с Театром-Лабораторией и создавшим костюмы ко многим спектаклям Гротовского. Он стал режиссером и сценографом «Идиота» по Достоевскому, он автор известных плакатов периода Театра спектаклей
2. «Старый Грот». Рисунок Ежи Гуравского. Примерно 1979 год. Рисунок сделан на фольге
3. Рисунок Антуан-Рене Гинье. Нанси. 1964 год, апрель. Впервые напечатано в «Festival du Théâtre Universitaire, "L'Est Républicain - Dimanche"». 1964, 26 апреля. Карикатура была сделана во время пребывания Гротовского
на I Всемирном фестивале университетских театров (Festival du Théâtre Universitaire) в Нанси, во Франции, с 18 по 26 апреля 1964 года. Он был членом международного жюри под руководством Жюля Ромена, а также выступил в рамках фестиваля с докладом на семинаре «Формирование театрального актера», модератором которого был Ролан Грюнберг (он же -переводчик Гротовского). Гротовский рассказал тогда о своем опыте работы с актером, а его доклад проиллюстрировали показом упражнений Рена Мирецка и Ришард Чесляк.
Под фотографией надпись: «Актеры - это соломенные дыры Элюара» («Les acteurs ces troues des pailles de Eluard»). Может быть, это цитата из стихов Элюара, в которых именно так говорится об актерах, но «trous des pailles» может быть и каким-то иным фразеологическим оборотом. Без сомнения, надпись сделана автором карикатуры, а не Гротовским <...>
4. Рисовала Габриэлла Беринг Люсберг. Копенгаген. 1966 год, март. Впервые напечатано вместе с рецензией на спектакль «Стойкий принц» по Кальдерону-Словацкому во время первого заграничного турне Театра-Лаборатории по скандинавским странам <...>
5. Автор неизвестен <...> Впервые напечатано 28 июля 1966 года <...> На рисунке внизу справа дописано рукой Гротовского его сокращенное имя «Грот» и дата «19.7.66»
6. Рисунок Ростислава Есьмяновича, 1969 год. Впервые напечатано в польском журнале «Театр», 1969, №9 <...>
7. Рисунок Малгожаты Млодницкой. «Ведомости» (Вроцлав), 1971, 11 апреля <...>
8. Подпись: GRFA, 1971. Впервые опубликовано в «Excelsior» (Мехико), 1971, 21 февраля <...>
9. Рисунок Брюса Дилтса. Карикатура, скорее всего, сделана в 1969 году. Находится в архиве Центра Гротовского во Вроцлаве среди материалов турне Театра-Лаборатории
по Великобритании и США осенью 1969 года. Была ли она опубликована, неизвестно
10. Автор рисунка неизвестен. Он напечатан в иранском журнале «Dzaszn-e honar» во время гастролей Театра-Лаборатории в Ширазе осенью 1970 года. Экземпляр
журнала хранится в Центре Гротовского во Вроцлаве
11.Рисунок Мэрилин Черч. Впервые напечатан вместе со статьей Артура Сейнера «Abandon theatre as a goal. Метаморфозы Гротовского». «The Village Voice», 1970, 31 декабря.
В статье рассказывается о торжественной встрече Ежи Гротовского в зале Нью-Йоркской Ратуши 12 декабря 1970 года. На встречу прибыли американские режиссеры, актеры, писатели, критики и сотни других людей. Встреча проходила под патронатом Школы искусств Нью-Йоркского университета. Гротовский говорил по-французски, а на английский его переводил Жак Хват.
Это был третий приезд создателя Театра-Лаборатории в США и первый после его «метаморфозы». Впервые он приезжал в США в 1967 году (с Ришардом Чесляком), во второй раз - в 1969-м (со своим коллективом)
12. Рисунок не подписан. Напечатано в «Clarin Literario» (Буэнос-Айрес), 1971, 16 сентября
13. Рисунок не подписан. Напечатано в «La Opinion Cultural» (Буэнос-Айрес). 1971, 28 ноября
14. Рисунок не подписан. Напечатано в «La Opinion Cultural» (Буэнос-Айрес). 1971, 5 ноября
Pro настоящее
15. Рисунок не подписан. Напечатан в приложении к аргентинской газете «La Opinion Cultural» (Кордоба), 1972, 17 декабря - в связи с переводом на испанский язык (имена переводчиков не указаны) фрагментов встречи с Гротовским во время III Международного фестиваля студенческих театров во Вроцлаве 23 октября 1971 года <...>
16. Рисунок Тадеуша Гинко. Около 1975 года. Рисунок сделан пером и тушью на картоне. Хранится в Музее карикатуры в Варшаве
17. Рисунок Шимона Кобылиньского. Напечатан в польском журнале «Театр», 1975, 1-15 августа, №15. В связи с Сезоном Театра наций в Варшаве. Под рисунком
подпись: «Мистер Гротовский, пожалуйста, вы подошли уже к театру без зрителя, а когда же без актеров?!?!...»
18. Рисунок на стр. 67
Год Гротовского
10.
11.