Научная статья на тему 'ГРИНМЕЙЛ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УГРОЗА'

ГРИНМЕЙЛ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УГРОЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / ГРИНМЕЙЛ / КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЙДЕРСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дёмин Г.А.

В статье рассматриваются особенности гринмейла как разновидности теневой предпринимательской практики. Проведен ретроспективный анализ развития гринмейла в России, приведены отличия данного феномена от рейдерского захвата. Выявлены противоречия в действующей российской модели корпоративного управления, способствующие развитию практики гринмейла. Результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GREENMAIL AS A NEW SOCIO-ECONOMIC THREAT

The article deals with the features of greenmail as a kind of shadow business practice. A retrospective analysis of the development of greenmail in Russia is carried out, the differences between this phenomenon and raider capture are given. Contradictions in the current Russian model of corporate governance that contribute to the development of greenmail practice are revealed. The results can be used in further research on this topic.

Текст научной работы на тему «ГРИНМЕЙЛ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УГРОЗА»

ГРИНМЕЙЛ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УГРОЗА Г.А. Дёмин, канд. экон. наук, доцент

Пермский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Пермь)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-4-1-104-107

Аннотация. В статье рассматриваются особенности гринмейла как разновидности теневой предпринимательской практики. Проведен ретроспективный анализ развития гринмейла в России, приведены отличия данного феномена от рейдерского захвата. Выявлены противоречия в действующей российской модели корпоративного управления, способствующие развитию практики гринмейла. Результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по данной тематике.

Ключевые слова: корпоративный конфликт, гринмейл, корпоративный контроль, рей-дерство, корпоративная защита.

Одна из современных тенденций корпоративного управления - активизация корпоративного шантажа или гринмейла. Гринмейл - это разновидность предпринимательской практики, основанной на системном, злостном и профессионально выверенном злоупотреблении акционерными правами.

С различными проявлениями гринмейла отечественная практика корпоративного управления сталкивалась, разумеется, и в 90-е годы прошлого века, и в первые годы века текущего. Однако, невзирая на «жанровое сходство», по своему содержанию, масштабам и последствиям - это все-таки разные явления.

В конце прошлого - начале текущего века «хрестоматийный», рафинированный гринмейл в России был большой редкостью. А вот корпоративный шантаж как ингредиент рейдерской атаки был довольно популярен. Он использовался сплошь и рядом как инструмент дополнительного давления на компанию-объект недружественного поглощения. Прием был довольно эффективным, поскольку, с одной стороны, изрядно отвлекал команду корпоративной обороны от основного удара «бизнес-пиратов», с другой - при дополнительной РЯ-доработке давал последним серьезный идеологический ресурс наглядной демонстрации того, что жесткий диалог с компанией идет в судебно-правовом сегменте защиты прав миноритарных акционеров от проворовавшихся контроли-

рующего участника и менеджмента компании [2].

Последние несколько лет эксперты корпоративной защиты сталкиваются с так называемым чистым гринмейлом, носителями технологий которого являются как «старинные» игроки, то есть по сути экс-рейдеры, которые осознали, что заигрывания с Уголовным кодексом РФ чреваты и лучше заняться чем-то менее рискованным, так и новые посетители конфликтного сегмента рынка участий (чаще всего это «диверсифицирующие» свой бизнес юрфирмы или инвесткомпании). Последних, как представляется, простимулировали к изменению (или дополнению) «профориентации» такие объективные особенности отечественного гринмейла, как почти полная неуязвимость для уголовно-правового преследования, высокая латент-ность и результативность [3].

Можно ли, рассуждая о рафинированном гринмейле образца 2006-2008 годов, предположить, что гринмейл и рейдерство решительно и окончательно дистанцировались? Положительный ответ на данный вопрос был бы преждевременным. Так, неудачный рейдерский проект, запущенный такого рода фирмами, часто переходит в гринмейл. И, напротив, удачный гринмейл порой перерастает в явный захват бизнеса.

Гринмейл пока не рассматривается нашими властями и даже некоторыми авторитетными экспертами как социально-

опасное явление. Антигринмейлерский аспект законотворческой деятельности в стране на данный момент отсутствует.

В действительности, новейший российский гринмейл - это чрезвычайно опасное социально-экономическое явление. Исключительная вредоносность корпоративного шантажа заключается в следующем.

1. Гринмейл - разновидность отъема бизнеса, осуществляемого вопреки воле его законного владельца и при этом, как правило, неправомерного по институциональной сути или незаконного по формальным признакам. Greenmail, конечно, не blackmail, то есть не хрестоматийный шантаж. Но все-таки это шантаж. Его апофеоз - теневая сделка мены, к совершению которой, как уже отмечалось, владельца бизнеса или менеджмент акционерного общества незаконно понуждают архитекторы и исполнители проектов юридического террора против компании-цели. Предмет сделки - словесное обещание гринмейлеров прекратить означенный террор в обмен на некую часть бизнеса: наличные деньги, или фрагмент ликвидных активов, или особые права, связанные с ведением бизнеса в настоящее время и/или в перспективе [4]. Другими словами, гринмейл - это разновидность рэкета. Изощренного, высокоинтеллектуального и профессионально обустроенного, но все-таки рэкета.

2. Гринмейл нередко приводит к разрушению бизнеса.

Экспертное участие в противодействии атакам корпоративных шантажистов не оставляет сомнений в том, что системные мероприятия по юридическому прессингу компании:

- отвлекают контролирующего участника и топ-менеджмент компании от осуществления своих основных функций, занимают от трети до половины бюджета рабочего времени реальных бенефициаров компании, генерального директора, ведущих членов совета директоров и правления [1];

- приводят к серьезным финансовым и репутационным потерям компании-цели и ее законных хозяев, в частности, в форме сопутствующих накладных (услуги специ-

алистов, не исключая представителей СМИ, вынужденные командировки, стимулирование поддержки чиновничества всех уровней и т.д.) и в форме «итогового бонуса» гринмейлеров - отступного. Если же отступное имеет место в виде выделения доли участия в капитале, бизнес разрушается буквально;

- профессионально отточенный гринмейл способен вбить мощный клин в отношения между совладельцами компании, в частности, отвлечь лояльных минорита-риев от позитивного сотрудничества с контролирующим участником;

- гринмейл превращается в эффективный, на условиях классического аутсорсинга, инструмент давления одного из совладельцев компании, оказавшегося в оппозиции контролирующему владельцу; в этом случае обладание щекотливой инсайдерской информацией вкупе с использованием профессиональных технологий корпоративно-правового давления обретает новое разрушительное качество;

- отдельные предприятия, рассчитывавшие на привлечение капитала извне -через IPO, партнерство с отраслевыми инвесторами, системные транши кредитов и т.д. - лишаются казавшихся столь доступными ресурсов роста из-за вовремя организованных гринмейлерских скандалов.

3. Гринмейл глубоко дискредитирует идею профессионального миноритарного (портфельного) предпринимательства.

4. Гринмейл способен ухудшить инвестиционную привлекательность российской экономики. Корпоративный шантаж примерно в двух случаях из каждых трех протекает в сугубо латентном режиме. Добросовестные инвесторы не знают о существовании соответствующих рисков резкого снижения стоимости акций, а то и полной потери инвестиций. А когда ключевые обстоятельства ведения войны с гринмейлерами становятся достоянием гласности, снижения капитализации компании просто не избежать. В том же направлении действуют и перспективы разрушения бизнеса, о которых говорилось выше.

5. Низкая вероятность наказания и высокая степень латентности гринмейла со-

здают условия для расширения сферы применения методов корпоративного шантажа.

Помимо классической миссии (отступное в обмен на свертывание юридического прессинга миноритарного участника), корпоративный шантаж все чаще применяется как средство конкурентной борьбы (грин-мейлеров нанимают конкуренты), разрешения внутрикорпоративных конфликтов значимых акционеров (гринмейлеров нанимают вытесненные мажоритарием совладельцы компании), поддержки рейдер-ских атак (специализирующиеся на грин-мейле фирмы или группы юристов заблаговременно нанимаются заказчиками проекта или непосредственно рейдерами).

6. Гринмейл является порождением теневой экономики и, в свою очередь, активно ее поощряет.

Нет ни малейших сомнений в том, что финансирование гринмейлерских проектов осуществляется в основном за счет пресловутой «неучтенки».

7. Рейдерство и гринмейл связаны между собой.

Рейдерские группы формируют весьма

леров. Продается не просто пакет акций компании-цели, а истерзанный юридическим прессингом гринмейлеров «клиент» и соответствующая информация о нем [5].

8. Безнаказанность гринмейлерства создает серьезные риски разрушения этики делового поведения у некоторой части креативных молодых специалистов в области корпоративного управления и права.

Тем не менее, несмотря на негативные тенденции, прогресс в данной области налицо. Разработаны такие чрезвычайно актуальные в области профилактики корпоративных конфликтов и шантажа законодательные изменения, как: дополнение УК РФ специальными антирейдерским и антигринмейлерским составами; специальный антирейдерский законопроект, большая часть которого посвящена поправкам в АПК РФ; законопроект о перераспределении компетенции органов управления акционерных компаний; законопроект о медиаторской деятельности; проект новелл закона о соглашениях акционеров; законопроект об усилении ответственности членов органов управления и контроля акционерных обществ.

специфичный рынок сбыта для гринмей-

Библиографический список

1. Беляев Д.А. Интересы акционерного общества и понятие недобросовестности директоров // Законы России. - 2009. - №5. - С. 87-92.

2. Ионцев Н.Г. Корпоративные захваты: слияния, поглощения, гринмэйл. - М.: Ось-89, 2003.

3. Козлов Р. К вопросу о природе корпоративных конфликтов в российских компаниях //Управление компанией. - 2005. - №11.

4. Круглова А.В. Гринмейл как новое явление в акционерном праве. // Безопасность бизнеса. - 2011. - № 3. - С. 26-28.

5. Федоров А.Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно-правовые меры противодействия): Монография. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 480 с.

GREENMAIL AS A NEW SOCIO-ECONOMIC THREAT

G.A. Demin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Perm State National Research University (Russia, Perm)

Abstract. The article deals with the features of greenmail as a kind of shadow business practice. A retrospective analysis of the development of greenmail in Russia is carried out, the differences between this phenomenon and raider capture are given. Contradictions in the current Russian model of corporate governance that contribute to the development of greenmail practice are revealed. The results can be used in further research on this topic.

Keywords: corporate conflict, greenmail, corporate control, raiding, corporate protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.