ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГРЕНЛАНДСКИЙ ВОПРОС В ДАТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 40-Е ГОДЫ XX ВЕКА
М.О. Емельянцева
Дипломатическая Академия МИД России, ул. Остоженка, 53/2, строение 1, Москва, Россия, 119992
Статья посвящена Гренландии как важному фактору в датско-американских отношениях в середине XX века. Автор рассматривает политику США по обеспечению своего военного присутствия на датском крайнем севере в ходе Второй мировой войны и послевоенный период, анализирует подходы к этой проблеме в датской историографии.
Ключевые слова: Гренландия, Дания, США, Арктика, Туле, Хенрик Кауфман.
В самосознании датчан Север и Арктика — понятия, напрямую связанные с историей их государства, формирующие неотъемлемую часть датской национальной идентичности. Доступ в «арктический клуб» Дании открыт благодаря Гренландии — входящему в состав королевства самому большому острову на земле, простирающемуся с севера на юг на 2670 км, а с востока на запад — на 1200 км. С начала активной колонизации Гренландии датское правительство успешно реа-лизовывало политику изоляции инуитов от контактов с внешним миром, сохраняя таким образом контроль над этой северной территорией. Датчанам удавалось противостоять попыткам других государств, включая США, вовлечь Гренландию в орбиту своих интересов и распространить на нее свое влияние. Твердо придерживаясь избранного курса, Копенгаген в конце 60-х гг. XIX в. отклонил предложение госсекретаря США В. Севорда о продаже Гренландии.
Существенные коррективы в эту политику внесла Вторая мировая война, позволившая американцам реализовать вынашивавшийся ими с середины XIX века «гренландский проект». США вновь обратили пристальное внимание на Гренландию как на стратегически важный пункт на маршруте между Европой и Северной Америкой. На заседании влиятельного Американского совета по международным делам 9 сентября 1939 г., посвященном теме безопасности североамериканского континента, отмечалось, что размещение на острове баз ВВС США имело бы оп-
ределяющее значение для обеспечения безопасности Американского континента и США следует подготовить соответствующий план действий на случай оккупации Дании Германией. Любое посягательство на остров со стороны третьих стран рассматривалось Вашингтоном как противоречащее доктрине Монро и напрямую угрожавшее американским интересам.
Выдвигались и серьезно обсуждались предложения вернуться к вопросу приобретения Гренландии у датского королевства [3. С. 16]. 19 апреля 1939 г. сенатор Э. Лунден представил проект резолюции о приобретении Гренландии, положившей начало широкому обсуждению перспектив усиления позиций Америки в северной Атлантике. Он, в частности, заявил: «Недавний перелет русских из Москвы в Нью-Брансуик вновь подтверждает необходимость приобретения нами Гренландии. Русские самолеты пролетели из Москвы на запад через Балтику, территорию Швеции, Норвегии, Исландии и южной оконечности Гренландии до Нью-Брансуика. До Нью-Йорка им оставалось 700 миль. Гренландия находится на Великом северном пути из Европы. Я буду настаивать на принятии (сенатом) резолюции о начале переговоров с целью приобрести эту великую и важную территорию» [18].
Решающим аргументом в пользу приобретения, а позднее, после оккупации Дании войсками вермахта 9 апреля 1940 г., и в пользу распространения протектората над островом были вопросы безопасности. В частности, обращалось внимание на то, что многочисленные фьорды острова могут использоваться в качестве укрытия для подводных лодок, а полет из Гренландии до Нью-Йорка занимает всего лишь 6 часов. Сторонники такого плана отмечали экономическую привлекательность острова: значительные запасы рыбы, пушнины, графита. Гренландия располагает крупнейшими месторождениями криолита, применявшегося в производстве алюминия, — неотъемлемой составляющей авиастроения времен Второй мировой войны [5. Р. 123]. С 1865-го по 1987-й г. он добывался в районе города Ивитут, расположенного в юго-западной части острова, и поставлялся в США.
С оккупацией Дании немецкими войсками Гренландия оказалась изолированной от метрополии. Перед администрацией острова, состоявшей из двух губернаторов — А. Сване в южной части с центром в г. Годтхоб и Э. Бруна в северной части с центром в г. Годхавн, — встала задача организации бесперебойных поставок продовольствия. С точки зрения безопасности остров оказался крайне уязвимым. Противостоять возможному вторжению как со стороны Германии, так и Великобритании (по аналогии с оккупацией Фарерских островов и Исландии в апреле и мае 1940 г.) местной администрации было не по силам.
Сложившаяся ситуация представляла Соединенным Штатам новые возможности для распространения своего влияния на Гренландию, в том числе посредством приобретения острова по аналогии с Аляской. 12 апреля 1940 г. президент США Ф. Рузвельт заявил, что «Гренландия находится гораздо ближе к Северной Америке, чем к Европе, в связи с чем американский Красный Крест летом 1940 г. организует поставки продовольствия на Гренландию, если датские корабли не смогут добраться до острова». Вместе с тем Ф. Рузвельт отметил, что вопрос относи-
тельно того, распространяется ли доктрина Монро на Гренландию, является преждевременным, подчеркнув, что «проблема Гренландии рассматривается скорее в гуманитарной, нежели в политической плоскости» [22].
Однако исключительно гуманитарной гренландская проблема оставалась недолго. В целях обеспечения бесперебойных поставок криолита, а также стремясь не допустить оккупации острова, в том числе Канадой и Великобританией, США уже в мае 1940 г. направили к берегам Гренландии для патрулирования несколько кораблей береговой охраны.
9 апреля 1940 г., сразу после оккупации Дании, из Копенгагена была разослана телеграмма датским посланникам в 30 государствах, информирующая о согласии Германии обеспечить королевству территориальную целостность, будущее политическое развитие и независимость, а также призывающая всех представителей демонстрировать «спокойствие и лояльность» [14]. Датский посланник в США Х. Кауфманн, заручившись поддержкой американского правительства, проинформировал центр о нежелании подчиняться указаниям властей из оккупированного Копенгагена и намерении впредь представлять в США интересы свободной Дании и призвал остальных коллег последовать его примеру.
Несколько недель спустя губернаторы Гренландии А. Сване и Э. Брун обратились к Х. Кауфманну с просьбой представлять интересы Гренландии в Вашингтоне, а также сообщили о согласии на открытие дипломатического представительства США в г. Годтхоб [3. С 17]. Х. Кауфманном была учреждена Гренландская комиссия, в обязанности которой входила координация приобретения и доставки необходимых товаров в Гренландию, а также сбыт гренландских товаров за рубежом. 9 апреля 1941 г. Х. Кауфманн, действуя самостоятельно, подписал с госсекретарем США К. Халлом Соглашение об обороне Гренландии.
В нем отмечалось, что «правительство Соединенных Штатов Америки признает и уважает суверенитет Королевства Дания над Гренландией». Однако осознавая, что в результате продолжающейся «войны в Европе существует риск того, что Гренландия может превратиться в плацдарм для агрессии против наций Американского континента, США берут на себя ответственность за содействие Гренландии в сохранении ее нынешнего статуса» [25].
Согласно статье 2 Соглашения, правительство США получило право «создавать, обслуживать и эксплуатировать взлетно-посадочные полосы, оборудование для использования гидросамолетов, радио- и метеорологические установки, которые будут необходимы для осуществления заявленных целей» [25]. Американцам было позволено осуществлять работы по модернизации и углублению гаваней, созданию системы связи, строительству дорог, военных укреплений, ремонтных и складских помещений, жилых домов для персонала и дано право «на любые необходимые действия для обеспечения эффективного функционирования оборонных объектов, которые будут созданы» [25]. Базы разместили в кратчайшие сроки: уже в мае 1941 г. были отобраны площадки, а в течение полугода первая база была запущена в эксплуатацию. К окончанию войны на территории Гренландии было размещено 14 баз ВВС и ВМС США, а также метеостанции, на которых в общей сложности было задействовано 5,5 тыс. американцев при общей численности населения острова в 20 тыс. человек.
Вопросу продолжительности американского военного присутствия на территории Гренландии была посвящена статья 10 Соглашения, согласно которой базы США могли оставаться на острове «до тех пор, пока стороны не придут к единому мнению об отсутствии угрозы миру и безопасности американского континента». Как отмечается Датским институтом международных исследований (ДИИС), статья 10 имеет весьма странный характер, если учесть, что соглашение, частью которого она является, утверждает суверенные права Дании над Гренландией [3. С. 19].
До настоящего времени не проводилось комплексного исследования истории Гренландии времен Второй мировой войны. Отдельные вопросы этого периода находят отражение в работах по эволюции датско-гренландских отношений и развитию Гренландии в XX веке. Среди них значительный интерес представляют монография А. Кьер Сёренсена [12], посвященная истории датско-гренландских отношений в XX веке, докторская диссертация В. Лиедегорда [15], посвященная личности и миссии Х. Кауфманна, и его последующие работы по современной истории Гренландии, отношениям Дании с США [13; 14; 16; 17]. Одно из наиболее ранних исследований истории датской колонии в 1940—1941 гг. предпринято Ф. Лёккегордом в его работе «Датское посольство в Вашингтоне 1940—1942 гг.: Хенрик Кауфманн как независимый датский посланник в США и его политика в отношении Гренландии» [18]. Деятельности Э. Бруна, датского губернатора в Гренландии, и положению колонии в период оккупации Дании посвящена докторская диссертация Е. Хайнриха «Эске Брун и становление современной Гренландии 1932—1964 гг.» [9].
В 2007 г. группа ученых ДИИС подготовила исследование «Ликвидация колониального статуса Гренландии 1945—1954 гг.», в котором вновь проводится анализ и дается оценка событиям 40-х гг. XX в. В частности, отмечается, что Вторая мировая война является поворотным пунктом в истории отношений Дании и Гренландии. Утверждается, что заключенное в 1941 г. Х. Кауфманном Соглашение об обороне Гренландии стало первым важным шагом на пути к формированию прочного компонента датской политики безопасности — союзничеству с Америкой при сохранении суверенитета над островом Гренландия [3].
После окончания Второй мировой войны одним из первых решений фолькетинга (парламента Дании) было признание законным Соглашения об обороне Гренландии, заключенного Х. Кауфманном с американским правительством. Это решение объясняется несколькими факторами. Во-первых, по окончании войны Дания стремилась продемонстрировать неприятие «политики сотрудничества с Германией», проводившейся в первые два года оккупации. Во-вторых, датское правительство, одобрив действия администрации США в отношении Гренландии в ходе Второй мировой войны, рассчитывало избежать конфронтационной риторики и максимально быстро прийти к договоренностям с американцами о сворачивании их военного присутствия на датском севере. В противном случае, как полагали в Копенгагене, советские военные, освобождавшие от немецких захватчиков остров Борнхольм в Балтийском море, также могли бы задержаться на нем на продолжительный срок и поднять вопрос о размещении советской военной базы.
Однако, если бы опасения насчет советских военных баз на Борнхольме оказались беспочвенными, то, как стало понятно в ходе межправительственных переговоров в 1947 г., вывод военного контингента с территории Гренландии в планы администрации США не входил бы. Удалось достичь договоренности о сворачивании и переводе в датское ведение ряда радио- и метеостанций. Например, прекратили свою работу все установки на восточном побережье острова. Тем не менее к концу 1948 г. США по-прежнему сохраняли за собой две авиабазы Нарсарсуак и Сёндре Стрёмфьорд, две навигационные станции и одну запасную станцию Грённедаль.
Как отмечает Б. Лидегорд, «после войны Дания полагала, что США покинут Гренландию. Однако, когда правительство аккуратно поинтересовалось на этот счет у американской стороны, ответ был неожиданным: если Дания воспринимает военное присутствие США на острове как проблему, очевидным ее решением может стать попросту приобретение Гренландии Соединенными Штатами. Была названа цена и направлен четкий сигнал: Гренландия имеет решающее значение для обеспечения безопасности американского континента. Американцы пришли, чтобы остаться» [17].
Этот эпизод получил освещение в работе другого датского историка Т. Кор-стеда «Датские министры 1929—1953. Сотня политико-исторических биографий». Предложение о приобретении Соединенными Штатами Америки Гренландии было озвучено госсекретарем США Дж. Бёрнсом в 1946 г. на встрече с датским коллегой в ООН в Нью-Йорке. Т. Корстед отмечает, что, поскольку заинтересованной реакции не последовательно, цену американцы не называли [11. С. 574]. Однако описанная, как представляется, весьма неловкая ситуация является наглядным отражением степени заинтересованности администрации президента Г. Трумэна в сохранении контроля над островом.
Впрочем, вскоре был найден удобный для обеих сторон выход. На фоне растущей конфронтации между СССР и западными странами, а также с учетом провала переговоров по созданию Скандинавского оборонительного союза Дания 4 апреля 1949 г. вступила в Организацию Североатлантического договора (НАТО) [26]. Во внутриполитических дебатах по вопросу о присоединении к Организации гренландский фактор играл не последнюю роль. К 1949 г. в датском политическом истеблишменте укрепилось понимание того, что Гренландия и в дальнейшем будет представлять для Америки значительный интерес. В таких условиях вступление в Североатлантический альянс могло содействовать решению ряда проблем. Во-первых, удалось бы придать легитимность присутствию американских военных на острове в мирное время. Во-вторых, за счет членства в организации датское правительство планировало обеспечить безопасность страны и, исходя из логики нарастающего противостояния в мире, защитить Гренландию от возможных посягательств со стороны СССР.
27 апреля 1951 г. США и Дания подписали новое Соглашение об обороне Гренландии, заменившее Соглашение 1941 г. В его преамбуле отмечалось, что НАТО обратилась к правительствам США и Дании с предложением «обсудить
шаги, в рамках которых вооруженные силы стран-членов организации смогут использовать возможности Гренландии в целях обеспечения безопасности Гренландии и остальной территории, охватываемой Североатлантическим договором». В соответствии со ст. 2 и 3 Соглашения США получали неограниченное право на размещение военных объектов на территории Гренландии и практически полное право перелетов над островом [23. С. 56]. Это позволило американцам уже летом начать строительство базы ВВС на острове Туле (Thule), ставшим для США стратегическим плацдармом на крайнем Севере.
ЛИТЕРАТУРА
Cavell J. Historical Evidence and the Eastern Greenland Case // Arctic. — 2008. — № 4. — P. 433—441.
Chillaud М. Territorial Disarmament in Northern Europe: The Epilogue of a Success Story? SIPRI Policy Paper No. 13
DIIS Afvikling af Grönlands kolonistatus 1945—1954. En historisk udredning. — Kabenhavn: Dansk Institut ffor Iternationale Studier, 2007. — 378.
DIIS. Greenland during the Cold War: Danish and American Security Policy 1945—1968. — Copenhagen: Danish Institute for International Affairs, 1997. — 51.
Doenecke J.D. Storm on the Horizon: The Challenge to American Intervention 1939—1941. — New York: Rowman & Littlefield Publishers, 2003. — 576.
Duus Mikkelsen A. Fangstmsndene i Nordostgronland 1908—1960 // Tidsskriftet Grönland. — 2001. — № 7. — S. 258—266.
Emmerson Ch. The Future History of Arctic. — New York: Public Affairs, 2010. — 448. Hamilton L.C., Rasmussen R.O. Population, Sex Ratios and Development in Greenland // Arctic. — 2010. — №1. — P. 43—52.
Heinrich J. Eske Brun og det moderne Grönlands tilblivelse 1932—1964: Ph.d. — Komissionen for Videnskablige Undersogelser i Grönland, 2010. — 285.
Janussen J. Fodestedskriteriet — og hjemmestyrets anssttelsesspolitik // Tidsskriftet Grönland. — 1995. — № 2. — S. 73—80.
^arsted T. De danskeminister 1929—1953. Et hundrede politisk-historiske biografier. — Kabenhavn: Pensionsforsikringsanstalten, 1977. — 574.
Kjar S0rensen A. Denamrk-Greenland in the twentieth Century. — Copenhagen: Man & Society, 2007. — 202.
Liedegaard B. A short History of Denmark in the 20th Century. — Copenhagen: Gyldendal A/S, 2009. — 397.
Liedegaard B. Danmarks uafhsngige udenrigstjenste 1940—1945 // Historisk Tidsskrift. — 1997. — № 1. — S. 41—77.
Liedegaard B. I Kongens navn — Hernik Kaufmann i dansk diplomati 1919—1958. — Kabenhavn: Ringhardt og Ringhof, 2013. — S. 811.
Liedegaard B. Overleveren 1914—1945 // Dansk Udenrigspolitisk Historie. — 2003. — № 4. — S. 81.
LiedegaardB. Prssident Monroe og det gronlandske kort // Politiken 02.09.2012. Lundeen E. Buy Greenland, Acquire Bermuda, Lundeen Urges // The Milwaukee Sentinel — 02.07.1939.
[19] Lekkegaard F. Det danske gesandtskab i Washington 1940—1942. Henrik Kauffmann som uafhsngig dansk gesandt i USA 1940—1942 og hans politik vedrorende Grönland og de oplagte danske skibe i Amerika. Udgiverselskab for Danmarks nyeste Historie. — Kabenhavn: Gyldendal, 1968. — 644.
[1
[2
[3
[4
[5
[6
[7 [8
[9
[10
[11
[12
[13
[14
[15
[16
[17 [18
[20] Moesgaard Iburg K., Bronnum-Hansen H., Bjerregaard P. Health expectancy in Greenland // Public Health. — 2001. — № 29. — P. 5—12.
[21] Perspektivplan for Grönland 1971—1985. Danmark. Ministeriet for Grönland, 1971. — 235.
[22] Roosevelt urges Red Cross Greenland relief // Spokane Daily Chronicle 12.04.1940.
[23] Territorial Disarmament in Northern Europe. The Epilogue of a success Story? Sipri Policy Paper № 13.
[24] Thomsen H. ^gte gronlsndere og nye gronlsndere — om forskellige opfattelser af gronland-skhed // Den Jyske Historiker. — 1998. — № 81. — S. 21—55.
[25] U.S., Department of State, Publication 1983, Peace and War&United States Foreign Policy, 1931—1941 (Washington D.C.& U.S., Government Printing Office, 1943), P. 641—647.
[26] Проект Скандинавского оборонительного союза, который не был бы вовлечен в нарастающие противоречия между Советским Союзом и США, обсуждался правительствами Дании, Норвегии и Швеции в 1948—1949 гг.
GREENLANDIC ISSUES IN DANISH-US RELATIONS | IN THE 40S OF XX CENTURY
M.O. Emelyantseva
Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs Ostozhenka, 53/2 Building 1, Moscow, Russia, 119992
The article deals with Greenland as an important factor in the Danish-American relations in the middle of the XX century. The author examines the U.S. policy to ensure American military presence in the Danish high north during World War II and the postwar period, analyzes the approaches to this problem in the Danish historiography.
Key words: Greenland, Denmark, USA, Arctic, Thule, Henrik Kaufmann.
REFERENCES
[1] Cavell J. Historical Evidence and the Eastern Greenland Case // Arctic. — 2008. — № 4. — P. 433—441.
[2] Chillaud М. Territorial Disarmament in Northern Europe: The Epilogue of a Success Story? SIPRI Policy Paper No. 13.
[3] DIIS Afvikling af Grönlands kolonistatus 1945—1954. En historisk udredning. — Kabenhavn: Dansk Institut for Iternationale Studier, 2007. — 378.
[4] DIIS. Greenland during the Cold War: Danish and American Security Policy 1945—1968. — Copenhagen: Danish Institute for International Affairs, 1997. — 51.
[5] Doenecke J.D. Storm on the Horizon: The Challenge to American Intervention 1939—1941. — New York: Rowman & Littlefield Publishers, 2003. — 576.
[6] Duus Mikkelsen A. Fangstmsndene i Nordostgronland 1908—1960 // Tidsskriftet Grönland. — 2001. — № 7. — S. 258—266.
[7] Emmerson Ch. The Future History of Arctic. — New York: Public Affairs, 2010. — 448.
[8] Hamilton L.C., Rasmussen R.O. Population, Sex Ratios and Development in Greenland // Arctic. — 2010. — № 1. — P. 43—52.
[9] Heinrich J. Eske Brun og det moderne Grönlands tilblivelse 1932—1964: Ph.d. — Komissionen for Videnskablige Undersogelser i Grönland, 2010. — 285.
[10] Janussen J. Fodestedskriteriet — og hjemmestyrets ansœttelsesspolitik // Tidsskriftet Grönland. — 1995. — № 2. — S. 73—80.
[11] ^arsted T. De danskeminister 1929—1953. Et hundrede politisk-historiske biografier. — Kabenhavn: Pensionsforsikringsanstalten, 1977. — 574.
[12] Kjœr S0rensen A. Denamrk-Greenland in the twentieth Century. — Copenhagen: Man & Society, 2007. — 202.
[13] Liedegaard B. A short History of Denmark in the 20th Century. — Copenhagen: Gyldendal A/S, 2009. — 397.
[14] Liedegaard B. Danmarks uafhœngige udenrigstjenste 1940—1945 // Historisk Tidsskrift. — 1997. — № 1. — S. 41—77.
[15] Liedegaard B. I Kongens navn — Hernik Kaufmann i dansk diplomati 1919—1958. — Kaben-havn: Ringhardt og Ringhof, 2013. — S. 811.
[16] Liedegaard B. Overleveren 1914—1945 // Dansk Udenrigspolitisk Historie. — 2003. — № 4. — S. 81.
[17] LiedegaardB. President Monroe og det gronlandske kort // Politiken 02.09.2012.
[18] Lundeen E. Buy Greenland, Acquire Bermuda, Lundeen Urges // The Milwaukee Sentinel — 02.07.1939.
[19] Lekkegaard F. Det danske gesandtskab i Washington 1940—1942. Henrik Kauffmann som uafhœngig dansk gesandt i USA 1940—1942 og hans politik vedrorende Grönland og de oplagte danske skibe i Amerika. Udgiverselskab for Danmarks nyeste Historie. — Kabenhavn: Gyldendal, 1968. — 644.
[20] Moesgaard Iburg K., Bmnnum-Hansen H., Bjerregaard P. Health expectancy in Greenland // Public Health. — 2001. — № 29. — P. 5—12.
[21] Perspektivplan for Grönland 1971—1985. Danmark. Ministeriet for Grönland, 1971. — 235.
[22] Roosevelt urges Red Cross Greenland relief // Spokane Daily Chronicle 12.04.1940
[23] Territorial Disarmament in Northern Europe. The Epilogue of a success Story? Sipri Policy Paper № 13.
[24] Thomsen H. ^gte gronlœndere og nye gronlœndere — om forskellige opfattelser af gronland-skhed // Den Jyske Historiker. — 1998. — № 81. — S. 21—55.
[25] U.S., Department of State, Publication 1983, Peace and War&United States Foreign Policy, 1931—1941 (Washington D.C.& U.S., Government Printing Office, 1943), P. 641—647.
[26] Project of the Scandinavian defense alliance, which would not be involved in the growing contradictions between the Soviet Union and the United States, was discussed by the governments of Denmark, Norway and Sweden in 1948—1949.