Научная статья на тему 'Греко-еврейское противостояние в Одессе в XIX веке'

Греко-еврейское противостояние в Одессе в XIX веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Греко-еврейское противостояние в Одессе в XIX веке»

Греко-еврейское противостояние в Одессе в XIX веке

Одной из наиболее важных проблем еврейской истории являются взаимоотношения еврейского народа с другими этносами. Следует иметь в виду, что межнациональные конфликты выступают в качестве одного из структурообразующих элементов исторического процесса. Их характер и формы со временем меняются; они во многом взаимообусловлены реалиями существования этноса. Как правило, активно изучались отношения между коренными этносами и евреями. Значительно меньше внимания уделялось истории взаимодействия евреев с какими-либо другими некоренными народами. Эволюция греко-еврейского существования в Одессе в течение XIX в. достаточно показательна для иллюстрации отношений этносов, которые долго не имели своей государственности.

В многочисленных газетных и журнальных публикациях и брошюрах второй половины XIX - начала XX в., а также в появившейся в конце XX столетия на Украине (хотя изданных вне пределов страны) работах Я.С. Xонингсмана и А.Я. Наймана, С. Ципперштейна, И. Котлера, М. Полищука вопрос еврейско-греческого противостояния затрагивается прежде всего в связи с еврейскими погромами в Одессе1. Если авторы работ позапрошлого века основное внимание уделяли причинам участия греков в погромах, то современные исследователи стремились больше рассматривать последствия и влияние погромов на еврейское и российское общество. Но и те и другие историки объясняют причину погромов либо религиозным фанатизмом, либо экономической конкуренцией.

Не останавливаясь подробно на достаточно известных событиях погромов, даже при наличии противоречий в их освещении у разных авторов, рассмотрим взаимоотношения этих двух этносов в связи с их условиями существования. И греки, и евреи относятся к числу тех народов, представители которых появились в Одессе практически с момента перехода турецкого поселения Xаджибей к Российской империи. В конце XVIII - начале XIX в. оба этноса в этнической структуре города занимали приблизительно одинаковое

место, каждый из которых составлял около 10% общей численности жителей Одессы. Однако уже во втором десятилетии XIX в. ситуация начала меняться: увеличилась общая численность и процентное соотношение еврейского населения города. В 1827 г. евреи § е составляли 12,8 %, а греки приблизительно 4%.

§ Сферы трудовой деятельности, профессиональные занятия, а | жизненные интересы двух народов в основном совпадали, что свя-® а зано во многом с условиями их существования в предшествующее § о время. К тому же геополитическое и геоэкономическое положение | ^ Одессы как наиболее выгодного портового города, близкого к сре-а & диземноморским торговым рынкам, определило ориентацию ее о | наиболее активной части населения на вовлеченность во внешнюю § торговлю, которую Российская империя вела через южный город. | Купечество обеих народов принимало в ней участие почти с само-00 го начала развития экспортной торговли. Однако приблизительно до середины XIX в. наблюдались определенные различия в характере их деятельности: греки в силу их опыта средиземноморской торговли и профессиональных навыков мореплавания создавали свои капиталы преимущественно во внешней широкомасштабной торговле, а евреи - во внутренней мелкой и средней торговле, а также в местном предпринимательстве. Показательны следующие цифры: в начале XIX в. греки составляли не менее 15% от общего количества купцов первой гильдии2. Еврейские же купцы вошли в состав первой гильдии только в 1806 г. Греки выступали посредниками в торговле море-берег, а евреи в основном - на берегу. В тот период конкуренция не выходила за рамки обычной внутриотраслевой конкуренции. То же наблюдалось и в местном предпринимательстве: к примеру, греки больше торговали вином, а евреи - водкой, причем последнее осуществлялось в основном нелегальным путем. Поэтому собственно экономическая конкуренция в первые десятилетия XIX в. не могла привести к погромам.

Ситуация изменилась с конца второго - начала третьего десятилетия XIX в., когда в Греции разворачивается национально-освободительная борьба против турецкого гнета. Она негативно повлияла на взаимоотношения греков и евреев Османской империи. Уже с конца XVIII - начала XIX в. начался процесс вытеснения греками

евреев из банковской и торговой сферы. Греки заменили евреев на должностях драгоманов (переводчиков). Освободительная война привела к нарушению торговли и ремесел, где важную роль играли евреи. Кроме того, повысились налоги с населения, в том числе и с евреев. В ходе военных действий в Пелопоннесе тысячи живших | о там евреев были взяты турками в плен и проданы в рабство. Для их и 1 выкупа еврейским общинам Малой Азии пришлось ввести новые и 1 внутренние налоги, которые тяжело ударили по материальному со вр положению евреев Порты3. Поэтому евреи имели основание роптать е § на восставших греков. Н К

Общеизвестна и роль Одессы в подготовке греческого восстания. 1 § Здесь в 1814 г. была создана тайная организация «Филики этерия» Э р («Дружеское товарищество»), имевшее целью освобождение роди- с< ны. Со временем в нее вошли купцы Одессы и представители раз- § личного социального и имущественного положения. Далее это дви- : жение распространилось в пределах Османской империи. Именно благодаря финансовой поддержке греческого купечества Одессы восстание сумело пережить самый критический - 1821 год в его развитии.

На таком фоне в Одессу в мае 1821 г. прибыло греческое судно под командованием Иоанна Склавоса, доставившее труп патриарха вселенского Григория V, удушенного турками 10 апреля на христианскую Пасху. Османское правительство объявило его «виновником мятежа, соучастником и соотечественником мятежников». Кстати, Стивен Ципперштейн ошибочно указывает, что патриарху отрубили голову4. Греческие материалы о казни Григория свидетельствуют, что после того, как тело патриарха провисело на виселице три дня, турки передали его двадцати евреям, приказав им бросить тело патриарха в залив. Источники зафиксировали слова этих евреев, что так будет с «изменниками и врагами султана»5. Не исключая неточностей в деталях, события, разыгравшиеся в Стамбуле, достаточно верно передают дух эпохи.

В описании разных авторов погром в Одессе виделся по-разному. В одном случае он протекал организованно, подготовленный заранее, начавшись одновременно в трех еврейских районах (С. Ципперштейн)6, в другом, - по свидетельству очевидцев, погром

начался случайно, стихийно; после отказа группы евреев «снять шапки» во время прохождения траурной процессии7. Четких доказательств в пользу той или иной точки зрения нет, однако первый вариант предполагает длительный подготовительный период. Дей-§ е ствительно, тело находилось в карантине, а затем в городском собо-§ ре более месяца (до 19 июня). За это время информация в городе §. | распространилась не только благодаря рассказам экипажа греческо-® а го корабля, но и через многих греков, бежавших в Россию из Осман-§ о ской империи. Хотя это дает основание для версии о запланирован-'I ¡к ных акциях, но в документах отсутствуют указания на то, что руко-а & водство еврейской общины когда-либо возлагало ответственность о | за действия погромщиков персонально на руководителей греческой § общины. То есть, скорее всего, погром начался стихийно во время | прохождения процессии по Греческой улице. 00 В последующее десятилетие произошел ряд существенных из-

менений в одесском обществе, которые затронули и сферу греко-еврейских отношений.

Едва ли не важнейшим моментом стал демографический сдвиг в структуре этносов Одессы. После достижения Грецией в 30-е годы XIX в. независимости бурно пошел отток греков из города на родину и одновременно происходило резкое увеличение численности еврейского населения города - в 1855 г. насчитывалось 17 тысяч евреев, т.е. около 18% общего населения. Кроме того, еврейское купечество превратилось в активного и главного участника международного экспортно-импортного бизнеса. На этом фоне особенно катастрофическим выглядело положение греческого купечества. Торгово-экономический кризис времен Крымской войны (1853-1856) больно ударил по крупным греческим экспортным фирмам. Многие греческие фирмы оставляли город, открывали свои отделения в других городах мира и даже меняли специализацию. Однако вряд ли это могло напрямую привести к погромам как форме борьбы с конкурентом. В это время общее количество греков в городе едва достигало тысячи человек, и они не оказывали влияния на одесское общество.

Зато после событий 1821 г. и в Одессе, и в ряде других городов ежегодно проходили пасхальные столкновения между евреями и

христианами, в том числе и с греками. Так, ежегодно происходило ночное битье стекол в нескольких еврейских домах и избиение евреев на улицах во время Вербной субботы и в канун Святого Воскресения. Фактор религиозного экстремизма фиксируется и в погромах 1849, 1859 и 1871 годов. Поэтому неправомерно считать их | ® инициаторами греков, которые утратили господство в зерновой ори о торговле8. и о

Практически во всех погромах были задействованы представи- со вр тели других этносов Одессы, не связанных с утратой экономичес- ре пе ких позиций в городе. К тому же есть достаточно многочисленные ен ск примеры сотрудничества греков и евреев, особенно в сфере город- § § ского самоуправления. Приведем один из них: когда в 1864 г. в Одес- Э р се впервые открылась купеческая управа, ее первым старшиной был из- с бран грек С. Ралли, а одним из товарищей (т.е. заместителей) - еврей | С. Гурович. Такая же ситуация наблюдалась и в последующие годы. :

Зато достаточно важной предпосылкой, которая оказывала негативное влияние на возникновение эксцессов, стала «еврейская политика» российского самодержавия. Достаточно сказать, что почти в течение всего XIX столетия российское законодательство, несмотря на погромы, так и не удосужилось выработать нормы законов, адекватные погромным действиям. Против погромщиков применялась статья 38 Устава о наказаниях - «буйство в публичных местах», влекущая за собой задержание и денежное взыскание. Только 9 декабря 1892 г. ввели определение «нападение одной части населения на другую», образовавшую статью 269 *прим. Уложения о наказаниях, предусматривавшую ссылку до трех лет и более9.

Таким образом, греко-еврейское противостояние в Одессе в XIX в. определялось не только исключительно экономическим фактором и не сводилось только к погромам, которые были позаимствованы из практики Османской империи. В дальнейших исследованиях необходимо более полно вычленить роль экономического, религиозного, национального, цивилизационного факторов, действующих в условиях многонационального города. Не последнюю роль сыграли и обстоятельства материального существования двух этносов, антиеврейской политики царизма и отсутствие собственной государственности.

Хонингсман Я. Н., Найман А. Я. Евреи Украины (краткий очерк истории). Ч. 1. Киев,1992; Ципперштейн С. Евреи Одессы. История культуры 1794—1881. М., 1995; Котлер И. Очерки по истории евреев Одессы. Иерусалим, 1996; Полищук М Евреи Одессы и Новороссии. Социально-политическая история евреев Одессы и других городов Новороссии 1881-1904. Иерусалим, 2002.

Karidis V. A Greek mercantile Paroikia: Odessa 1774—1829 // Balkan society in the Age of Greek Independence. L., 1981. P. 125-126.

Либерман М Я. Евреи в Османской империи в XIX — начале XX в. Екатеринбург, 2000. С. 12-14.

Ципперштейн С. Евреи Одессы. С. 130.

Серафимов С. Жизнеописание священномученика Григория, патриарха вселенского, почивающего в Свято-Троицком греческом храме в Одессе с 1821 года. Одесса, 1862. С. 35.

Ципперштейн С. Евреи Одессы. С. 131. Котлер И. Очерки по истории евреев Одессы. С. 102. Полищук М. Евреи Одессы и Новороссии. С. 42. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 40. С. 530.

2

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.