Научная статья на тему 'Региональная локализация еврейских погромов 1881-1882 гг. В Российской империи'

Региональная локализация еврейских погромов 1881-1882 гг. В Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2395
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРОМЫ / ЕВРЕИ / АНТИСЕМИТИЗМ / УКРАИНА / НОВОРОССИЯ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / POGROMS / JEWS / ANTI-SEMITISM / UKRAINE / NEW RUSSIA / THE RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Малахов В. А.

Статья посвящена географии еврейских погромов 1881-1882 гг. При объяснении их региональной локализации особое внимание уделено возможной связи погромов конца XIX в. с гонениями на евреев в Украине XVII-XVIII вв. Хотя погромы возникали на новой, экономической почве, немалая роль принадлежала традициям казачества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional localization of anti-Jewish pogroms 1881-1882 in the Russian Empire

The article deals with the geography of anti-Jewish pogroms 1881-1882. In explaining their regional localization author focuses on the possible connection of pogroms in the late XIX century with the persecution of Jews in Ukraine XVII-XVIII centuries. Although pogroms were based on the new economy basis, a considerable role belonged to the traditions of the Cossacks.

Текст научной работы на тему «Региональная локализация еврейских погромов 1881-1882 гг. В Российской империи»

УДК 94 (47+57)Р 1881/1882

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЕВРЕЙСКИХ ПОГРОМОВ 1881-1882 ГГ. В

РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В.А. Малахов

Статья посвящена географии еврейских погромов 1881-1882 гг. При объяснении их региональной локализации особое внимание уделено возможной связи погромов конца XIX в. с гонениями на евреев в Украине ХУН-ХУШ вв. Хотя погромы возникали на новой, экономической почве, немалая роль принадлежала традициям казачества.

Ключевые слова: погромы, евреи, антисемитизм, Украина, Новороссия, Российская империя.

Спустя месяц после убийства Александра II по южным губерниям Российской империи прокатилась волна жестоких еврейских погромов. Началось все с Елисаветграда Херсонской губернии, однако вскоре погромы распространились на остальные новороссийские губернии (исключая Бессарабию), Юго-Западный край и Левобережную Украину и продлились вплоть до июля 1881 г. В декабре погромы произошли в Варшаве и некоторых других городах Царства Польского. В 1882 г. погромы возобновились в городах Юго-Западного края, а в 1883 г. отголосок погромной волны достиг внутренних губерний империи, вызвав антиеврейские беспорядки в Нижнем Новгороде. Именно в событиях 1881— 1882 гг. большинство исследователей видят начало «погромной стихии», бушевавшей в России на протяжении четырех десятилетий.

Проблематика еврейских погромов в России всегда привлекала поистине огромное внимание [1; 2; 22; 23]. В исторической литературе уже сложилось определенное представление о корнях, характере и последствиях этого феномена. В качестве основных причин и предпосылок погромов современные исследователи, как правило, выделяют политические и социально-экономические. Первые были связаны с обострением внутриполитического кризиса, усилением революционной активности, использованием частью революционеров антисемитских настроений в обществе в надежде дестабилизировать ситуацию в стране. Социально-экономические причины и предпосылки погромов заключались в индустриализации, разрушении традиционного сословного общества, усилении торгового и ростовщического капитала, развитии сферы посреднических услуг, где лидирующие позиции принадлежали евреям, что вызывало болезненную реакцию со стороны конкурентов.

Определение факторов делает необходимым изучение географии погромов. Больше всего их произошло в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях, меньше фиксировалось в Таврической, Полтавской, Черниговской, Волынской и Подольской губерниях[22, р. 43]. Как и Бессарабию, Северо-Западный край, несмотря на упорные слухи о готовящихся в Гродно беспорядках [3, с. 1], погромы не затронули. Таким образом, эпицентром событий выступают новороссийские и украинские губернии.

Объясняют это обычно экономическими особенностями Новороссии, которая во второй половине XIX в. принадлежала к числу наиболее динамично развивавшихся регионов России. Через новороссийские порты осуществлялась торговля хлебом - одной из основных статей российского экспорта в то время. Весьма пестрым был этнический состав региона, где наряду с русскими и украинцами проживало немало болгар, сербов и немцев. В крупнейших городах помимо евреев значительную часть населения составляли греки.

Одессу, столицу Новороссийского края, исследователи называют наиболее вестернизированным городом Российской империи [4, с. 166]. В условиях острого экономического соперничества межэтнические конфликты и еврейские погромы не были редкостью в Одессе. Как правило, их зачинщиками выступали греки - основные конкуренты евреев в торговле хлебом. К началу 1880-х гг. одесские евреи фактически доминировали в торговле [5]. Составляя около трети от общего населения города, среди купцов и торговцев они составляли две трети, контролируя при этом наиболее прибыльные отрасли внутренней торговли и торгового посредничества. Евреям принадлежали 10 из 12 банков и 2 из 3 ссудных касс города. На 49 еврейских ростовщиков и 41 менялу приходилось лишь 7 ростовщиков и ни одного менялы христианского вероисповедания [6, с. 50-51].

Исследователи отмечают также значение начавшегося зимой 1880-1881 гг. промышленного кризиса и неурожаев 1880 и 1881 гг., в результате которых огромное количество крестьян, в том числе из великорусских внутренних губерний, устремились в города Новороссии в поисках работы [1, с. 9; 20, р. 47]. Таким образом, погромы 1881-1882 гг. изображаются как новый феномен, присущий урбанизирующемуся обществу, и проявление модерного антисемитизма. Прямыми их предтечами считаются одесские погромы, в первую очередь, погром 1871 г. [23, р. 13-38].

Однако утвердившееся объяснение причин погромов не позволяет в полной мере понять особенности их географии. Почему насилие охватило Левобережную Украину, где еврейское население отличалось малочисленностью и, по воспоминаниям видного еврейского общественного деятеля Г.Б. Слиозберга, отношения между евреями и местным населением были не столь напряженными, как в западных губерниях или Новороссии [7, с. 20-29], а Северо-Западный (белорусско-литовский) край с его огромным еврейским населением не затронуло? Почему в аграрном по преимуществу Юго-Западном крае (Правобережная Украина) количество погромов в несколько раз больше, чем в промышленно развитой Центральной Польше?

Территории, на которых зафиксированы погромы, объединяет наличие украинского населения, и это позволяет предположить, что события 1881-1882 гг. имели генетическую связь не столько с одесскими погромами, сколько с более ранними явлениями истории Украины. Однако в литературе, если о еврейских погромах на Украине в XVII-XVIII вв. и упоминается в связи изучаемой нами проблемой, то лишь вскользь [22, р. 48].

Согласно авторитетному специалисту по истории межнациональных отношений в Российской империи А. Каппелеру, сравнивать погромы 1881-1882 гг. с гайдаматчиной конца XVIII в. некорректно: погромы конца XIX в., хотя и были украинским феноменом, происходили в городах, и потому их нельзя рассматривать как продолжение «вечной традиции украинского антисемитизма» [8, с. 200]. О том, что инициаторами погромов выступали представители мещанства, не выдерживавшие экономической конкуренции с евреями, а исторические и социокультурные факторы играли незначительную роль, пишет М. Полищук [6, с. 65].

Однако, как справедливо указывает украинский исследователь А. Безаров, не следует игнорировать преемственность архетипов общественного сознания, к которым принадлежат и юдофобские традиции украинского крестьянства[1, с. 42]. Вопрос о том, какую роль эти архетипы сыграли в событиях 1881-1882 гг., может стать предметом дальнейших исследований.

С середины XIX в. в России развивается украинофильское движение, юдофобия большинства деятелей которого неоднократно отмечалась учеными [24, р. 210]. Не свободно от антисемитских тенденций творчество Т.Г. Шевченко [9, с. 333-334]. Со страниц украинофильской «Основы» в начале 1860-х гг. нередко звучали упреки и обвинения в адрес евреев, которым инкриминировались эксплуатация украинского крестьянства и сговор с поляками. Отмечалось, что евреи «под покровительством польских панов пользовались на Украине такими (невероятными. - В.М.) правами и привилегиями, каких не имел целый класс южнорусского народа» [10, с. 181]. В 1870-е гг. собирались и популяризировались народные, в том числе исторические песни [11; 12].

В русле упомянутых настроений находилась и оценка казацких погромов XVII-XVIII вв. Шевченко и М.П. Драгоманов видели в образе действий повстанцев прямой пример для подражания [9, с. 336]. Разумеется, нельзя утверждать, что украинофилы лишь воспроизводили отношение украинского крестьянства к евреям. Исследователи указывают, что в украинских народных песнях мотив экономической эксплуатации крестьян евреями выражен намного слабее, чем у деятелей украинского национального движения, и на первый план выходят домодерные религиозные фобии [9, с. 336]. Однако нельзя отрицать того факта, что исторической памятью украинского народа сохранялись и позитивно воспринимались некогда производившиеся казаками погромы.

Во время польского восстания 1863-1864 гг. некоторые украинофилы распространяли в Юго-Западном крае брошюры на «простонародном наречии» с призывами к восстановлению казацких вольностей и выступлению против властей и помещиков [13, с. 631]. Настраивая

крестьян против помещиков, украинофилы играли в том числе на антиеврейских настроениях. Сходным образом в iSSi—iSS2 гг. некоторые революционеры намеревались трансформировать социальный протест против евреев в более широкое социально-политическое действие. Вот как это делал видный народник П. Иванов в своей прокламации: «Братья-рабочие! Бьете вы жидов, да не разбираючи. Не за то надо бить жида, что он жид и по-своему богу молится, - бог ведь для всех один, - а за то его надо бить, что он грабит народ, что он кровь сосет из рабочего человека. Судя по совести, иной наш купец или фабрикант хуже жида грабит и разоряет рабочего, высасывает из него последние соки и сколачивает себе капитал да растит свое брюхо толстое. Так неужели же такого кровопийцу оставлять в покое... Если уж бить, так бить зауряд всякого кулака-грабителя, что из нашего пота-крови капитал себе наживает, - бить всякое начальство, что грабителей защищает, что стреляет в народ за какого-нибудь подлого миллионщика Бродского и убивает невинных.» [i4, с. i02-i03]. Другие революционеры распространяли антиеврейские прокламации на украинском языке, апеллируя к вольным казацким временам, когда на Украине не было «ни жидов, ни помещиков», а «казаки слушались лишь своих выборных старшин и атаманов» [i4, с. i04].

О том, что за погромами могут стоять революционные силы, по свежим следам событий писали консервативные издания. «Били не жидов, - утверждали «Московские ведомости», - а жидовскую собственность. Точно имелось в виду сделать опыт социалистического бунта, из массы потерпевших создать разоренный, недовольный класс и, главное, замутить все экономические отношения в крае, где такую важную роль играет деятельность евреев» [i5, с. 4].

Надо сказать, что в распространении слухов об участии революционеров в погромах более других были заинтересованы сами евреи, пытавшиеся призвать власти на свою защиту. В страхе перед повторением насилия они посылали сигналы о том, что после них станут громить помещичьи имения. Угроза крестьянских бунтов должна была побудить власти действовать более решительно [i6, с. 43]. На страницах еврейского журнала «Русский еврей» А. Кантор писал, что погромы порождают вовсе не политические или экономические причины, а предрассудки и религиозная ненависть, «но тут, кроме черни, массы, несомненно, действовали подстрекатели, руководители. Масса поддалась тут просто на удочку» [i7, с. 725].

Поначалу власти действительно испугались, что за беспорядками стоят революционеры и они перерастут в антиправительственное восстание. Министр внутренних дел Н.П. Игнатьев заявил, что «движение против евреев, проявившееся в последние дни на юге, представило печальный пример того, как люди, преданные престолу и отечеству, поддаваясь внушениям злонамеренных, разжигающих дурные страсти в народной массе, впадают в своеволие и самоуправство и действуют, сами того не понимая, согласно замыслам крамольников» [iS, с. i; i9]. Однако очень скоро, вторя многим юдофобским изданиям, власти возлагают всю вину за погромы на эксплуатацию простого народа евреями. Как заявил журнал «Киевлянин», «все отлично понимают, что корни этого движения лежат в отношениях евреев к остальному населению, главным образом экономических» [20, с. i].

Уже в июле iSSi г. в еврейском журнале «Восход» появляется статья, обвинявшая власти и российское общество в травле евреев: «Снизу разграбление имущества, разорение дотла домашних очагов - травля физическая, - а сверху хихиканье в кулак, одобрение хором этой неслыханной расправы - травля нравственная» [2i, с. 37]. Поняв, что кредит доверия крестьян к правительству не исчерпан, власти избрали для себя тактику легитимации антисемитизма [i, с. 26].

Итак, еврейские погромы iSSi-iSS2 гг. стали принципиально новым феноменом, вызванным к жизни ускоренной социально-экономической модернизацией страны во второй половине XIX в. Главной причиной погромов стала жесткая экономическая конкуренция в городах. Именно поэтому эпицентром погромов стала Новороссия. Однако изучая географию погромов, нельзя не заметить их украинской локализации. Начавшись в Новороссии, они распространились и на менее развитые регионы, в том числе Левобережную Украину. Очевидно, несмотря на все различия, было бы неверно рассматривать погромы iSSi-iSS2 гг. в полном отрыве от предшествующей истории украинско-еврейских отношений. Нельзя отрицать преемственности архетипов общественного сознания, к которым относились и

украинские юдофобские традиции. Память о казацких еврейских погромах была жива на Украине конца XIX в. Это подтверждается, в частности, тем, что революционеры, мобилизуя массы на антиправительственные выступления, пытались воспользоваться погромами и напоминали о вольных казацких временах, когда на Украине не было «ни жидов, ни помещиков».

The article deals with the geography of anti-Jewish pogroms 1881-1882. In explaining their regional localization author focuses on the possible connection of pogroms in the late XIX century with the persecution of Jews in Ukraine XVII-XVIII centuries. Although pogroms were based on the new economy basis, a considerable role belonged to the traditions of the Cossacks.

The key words: pogroms, Jews, anti-Semitism, Ukraine, New Russia, The Russian Empire.

Список литературы

1. Безаров А.Т. Социально-психологические особенности еврейских погромов в Российской империи в конце XIX века // Історична панорама. Збірник наукових статей, 2009. Вып. 9.

2. Тихонов А. К. Єврейські погроми iSSi р. в українських губерніях Російської імперії // Український історичний журнал, 2007. № 5.

3. Киевлянин, iSSi. № Si.

4. Ципперштейн С. Евреи Одессы. История культуры, i794 - iSSi. М.; Иерусалим: Гешарим, i995.

5. Блюменфельд Г. Торгово-промышленная деятельность евреев в Одессе // Восход, iSS4. Кн. 4, 5.

6. Полищук М. Евреи Одессы и Новороссии (Социально-политическая история евреев Одессы и других городов Новороссии, iSSi-i904). М.; Иерусалим: Гешарим, 2002.

7. Слиозберг Г.Б. Дела минувших лет. Записки русского еврея. В 3 томах. Париж: Издание комитета по чествованию 70-тилетнего юбилея Г.Б.Слиозберга, i933. Т.!.

S. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение, история, распад / Пер. с нем. С. Червонная. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

9. Нахманович В. Евреи в украинских народных песнях третьей четверти XIX в. // «Штетл» як феномен єврейської історії. Збірник наукових праць. Матеріали конференції 30 серпя - 3 вересня i99S року. Київ: Інститут юдаїки, i999.

10. Основа. Южно-русский литературно-ученый вестник, iS6i. № 6.

11. Исторические песни малорусского народа. С объяснениями Вл.Антоновича и М.Драгоманова. Киев, iS75. Т. 2. Вып. i.

12. Чубинский П.П. Труды этнографическо-статистической экспедиции в ЗападноРусский край, снаряженной Императорским Русским географическим обществом. ЮгоЗападный отдел. Материалы и исследования. СПб., iS72. Т. 3.

13. Бовуа Д. Гордиев узел Российской империи: власть, шляхта и народ на Правобережной Украине (i793-i9i4) / Пер. с фр. М. Крисань. М.: Новое литературное обозрение, 20ii.

14. Козырев О. Антиеврейские народнические прокламации в Украине (70-е - первая половина S0^ гг. XIX в.) // История еврейского народа. Материалы Шестой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. М, i999. Ч. 2. С. i02-i03.

15. Московские ведомости, iSSi. № i2i.

16. Материалы для истории антиеврейских погромов в России. Петроград; М., i923.

17. Русский еврей, iSSi. № i9.

iS Правительственный вестник, iSSi. № 9S.

19. Дубнов С.М. Из истории восьмидесятых годов // Еврейская старина, i9i5. Вып. 3-4.

20. Киевлянин, iSSi. № 92.

21. Ландау А.Е. Внутреннее обозрение // Восход, iSSi. Кн. 7.

22. Klier J. D., Lambroza S. Pogroms: Anti-Jewish Violence in Modern Russian History.

New York; Cambridge: Cambridge University Press, i992.

23. Aronson M.I. Troubled Waters. The Origins of the iSSi Anti-Jewish Pogrom’s in Russia. Pittsburg: University of Pittsburgh Press, i990.

24. Klier J. D. Imperial Russia’s Jewish Question, 1855-1881. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

Об авторе

Малахов В. А. - аспирант Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва), yasonbh@mail.ru тел: +79169329281

Malahov V.A.

Regional localization of anti-Jewish pogroms 1881-1882 in the Russian Empire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.