Научная статья на тему 'Греческая эпиграмма'

Греческая эпиграмма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
37
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ / ЭПИГРАММА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коннова А. Э.

Эпиграмма принадлежит к исконно греческим творческим жанрам. Название это буквально означает «надпись». Первоначально эпиграмма была подписью под каким-либо предметом, принесенном в дар божеству, или надписью на надгробном памятнике. Такая эпиграмма была краткой и одновременно выразительной, чтобы можно было в немногих словах высказать многое. Первоначально она не предполагала того язвительного и сатирического смысла, который имела в поздние времена. Писались эпиграммы обычно элегическим дистихом.Большинство ранних эпиграмм – эпитафий – сочинялись только для тех, кого смерть застигла вне отечества. На чужбине любые сведения о погибших были важными: близким нужно было обязательно отметить, что похоронная церемония совершалась либо среди чужих, либо для кенотафа – пустой могилы. Возможно, что этот момент был решающим в становлении эпиграмм, которые появились в Греции вслед за надписями на предметах и посвящениях богам. С течением времени обычай составления таких эпиграмм распространился на всех не только умерших на чужбине.Особый вид посвятительных эпиграмм составляют надписи атлетов. Уже в самых ранних агонистических эпиграммах сочетались привычные формулы метрических посвятительных текстов с поэтикой эпиникийцев, т.е. гимнов в честь победителя. Посвящение выполнялось либо после победы по обету, либо перед состязанием в надежде на милость божества и победу.До нас дошло большое количество поздних эпиграмм – частью в рукописной традиции, частью на памятниках. В основном они принадлежат неизвестным авторам.Эпиграммы долгое время не воспринимались вне предмета; они не считались ни голосами авторов, ни плодами личного творчества. Первоначально предполагалось, что текст надписей произносят сами предметы. Со временем к именам посвятителей, богов или умерших присоединялись имена создателей мемориальных вещей – гончаров, скульпторов, художников. Личность же сочинителя текста, который все еще не воспринимался его автором, нигде не фиксировалась.В создании литературного жанра эпиграмм большая заслуга принадлежит поэту конца VI и начала V в. до н.э. Симониду с острова Кеоса.В классический период греческой истории жанр эпиграммы не имел самостоятельного значения: им занимались лишь как побочным делом посвятившие себя другим жанрам Эсхил, Еврипид, Фукидид, Платон и др. Самостоятельное значение эпиграмма приобрела только у поэтов эпохи эллинизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Греческая эпиграмма»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 5

Ю: 2014-05-81-Т-3694 Тезис

Коннова А.Э.

Греческая эпиграмма

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: доцент Дёмина Н.А.

Эпиграмма принадлежит к исконно греческим творческим жанрам. Название это буквально означает «надпись». Первоначально эпиграмма была подписью под каким-либо предметом, принесенном в дар божеству, или надписью на надгробном памятнике. Такая эпиграмма была краткой и одновременно выразительной, чтобы можно было в немногих словах высказать многое. Первоначально она не предполагала того язвительного и сатирического смысла, который имела в поздние времена. Писались эпиграммы обычно элегическим дистихом.

Большинство ранних эпиграмм - эпитафий - сочинялись только для тех, кого смерть застигла вне отечества. На чужбине любые сведения о погибших были важными: близким нужно было обязательно отметить, что похоронная церемония совершалась либо среди чужих, либо для кенотафа - пустой могилы. Возможно, что этот момент был решающим в становлении эпиграмм, которые появились в Греции вслед за надписями на предметах и посвящениях богам. С течением времени обычай составления таких эпиграмм распространился на всех - не только умерших на чужбине.

Особый вид посвятительных эпиграмм составляют надписи атлетов. Уже в самых ранних агонистических эпиграммах сочетались привычные формулы метрических посвятительных текстов с поэтикой эпиникийцев, т.е. гимнов в честь победителя. Посвящение выполнялось либо после победы по обету, либо перед состязанием в надежде на милость божества и победу.

До нас дошло большое количество поздних эпиграмм - частью в рукописной традиции, частью на памятниках. В основном они принадлежат неизвестным авторам.

Эпиграммы долгое время не воспринимались вне предмета; они не считались ни голосами авторов, ни плодами личного творчества. Первоначально предполагалось, что текст надписей произносят сами предметы. Со временем к именам посвятителей, богов или умерших присоединялись имена создателей мемориальных вещей - гончаров, скульпторов, художников. Личность же сочинителя текста, который все еще не воспринимался его автором, нигде не фиксировалась.

В создании литературного жанра эпиграмм большая заслуга принадлежит поэту конца VI и начала V в. до н.э. Симониду с острова Кеоса.

В классический период греческой истории жанр эпиграммы не имел самостоятельного значения: им занимались лишь как побочным делом посвятившие себя другим жанрам - Эсхил, Еврипид, Фукидид, Платон и др. Самостоятельное значение эпиграмма приобрела только у поэтов эпохи эллинизма.

Ключевые слова: Древняя Греция, эпиграмма

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.