Научная статья на тему 'Гражданство как институт права: конституционно-правовой аспект'

Гражданство как институт права: конституционно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3211
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданство / конституционно-правовой институт / субъективное право / юридические нормы / отрасль права / citizenship / constitutional law Institute / a subjective right / the legal norms / the branch of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников

Раскрываются научные позиции по поводу понимания гражданства как субъективного права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анатолий Семенович Прудников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Citizenship as an institution of law: constitutional and legal aspects

This article describes the scientific position regarding the understanding of citizenship as a subjective right

Текст научной работы на тему «Гражданство как институт права: конституционно-правовой аспект»

дует согласится с мнением ученых, утверждающих о реальном существовании злоупотребления правом, так оно в своем корне имеет позитивную реализацию управомочивающих норм (а не нарушение запрещающих норм), которые лишь вследствие превышения их пределов посягают на другие охраняемые законом блага18. Кроме того, необходимо констатировать наличие у злоупотребления свободой слова собственных индивидуальных вышеуказанных форм выражения в объективной действительности, напрямую связанных с присущими данной свободе способами реализации19.

При этом ни в теории, ни в законодательстве пока не разработаны эффективные механизмы предотвращения злоупотребления свободой слова, а нормы об ответственности оказываются недостаточно эффективными в противодействии данному явлению20. В качестве меры по предотвращению злоупотребления свободой слова в информационно-телекоммуника-

ционной сети Интернет можно было бы, например, предусмотреть техническую возможность осуществление доступа в Интернет только для тех пользователей, кто заполнил достоверные сведения о себе в регистрационной карте. Данная мера направлена на формирование более взвешенного и ответственного поведения лица в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе по отношению к его высказываниям, так как в случае правонарушений можно будет легко установить их субъекта.

18 Гасанов К.К., Хазов Е.Н. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел по обеспечению конституционных прав и свобод человека в России. Москва, 2004.

19 Хазов Е.Н. Конституционные права и свободы человека, основные элементы и стадии юридического механизма их реализации // В сб.: К 40-летию образования кафедры государственно-правовых дисциплин Московской высшей школы милиции МВД СССР: Сб. науч. ст. М., 2015. С. 30—34.

20 Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России. М., 2013.

УДК 342.4 ББК 67.404

ГРАЖДАНСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРАВА: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

АНАТОЛИЙ СЕМЕНОВИЧ ПРУДНИКОВ,

профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Раскрываются научные позиции по поводу понимания гражданства как субъективного права. Ключевые слова: гражданство, конституционно-правовой институт, субъективное право, юридические нормы, отрасль права.

Annotation. This article describes the scientific position regarding the understanding of citizenship as a subjective right. Keywords: citizenship, constitutional law Institute, a subjective right, the legal norms, the branch of law.

Как институт права гражданство представляет собой обособившуюся в рамках системы права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих однородную группу видовых родственных отношений1.

Внутригосударственный институт гражданства активно взаимодействует с международно-правовым

институтом гражданства, поскольку для них характерно наличие ряда общих норм, имеющих общепризнанное значение2.

1 Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 223.

2 Прудников А. С. и др. Российское гражданство: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2010. С. 140.

В отношении характера внутригосударственного института гражданства среди ученых-юристов нет единой точки зрения.

Так, поскольку основу института гражданства составляют нормы конституционного права, он объявляется конституционно-правовым (государственно-правовым). Однако, при этом игнорируется то обстоятельство, что помимо конституционного (государственного) права отношения гражданства регламентируется и другими отраслями права, в частности, административным, семейным, гражданским правовом. Однако, на наш взгляд, сам факт наличия в разных отраслях системы права норм, регулирующих отношения гражданства, позволяет говорить о межотраслевом характере института гражданства (как совокупности норм, регулирующих качественно однородную разновидность общественных отношений, находящихся в двух и более отраслях права).

Касаясь вопроса об отраслевых пределах института гражданства, можно отметить, что определить эти пределы достаточно сложно, поскольку нормы, регулирующие права, свободы и обязанности граждан, в той или иной мере также имеют отношение к институту гражданства. Не всегда возможно отграничение условий связи гражданства и содержания этой связи, представленное в виде совокупности прав, свобод и обязанностей граждан. Правовой статус также характеризует гражданство. Многие нормы, устанавливая права граждан, в то же время концентрируют соответствующие принципы, на которых основывается институт гражданства. Так, содержание права на гражданство может быть закреплено с помощью негативного регулирования, в частности, посредством запрещения выдачи гражданина Российской Федерации другому государству.

Нормы, посвященные экстрадиции, находятся во гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина (ст.ст. 61, 63), что служит важнейшей гарантией их соблюдения. Часть 1 ст. 61 императивно запрещает высылку и выдачу российских граждан другому государству.

Следует отметить, что факт содержания норм, регламентирующих отношения гражданства, в разных отраслях права позволяет сделать вывод о межотраслевом комплексном характере института гражданства.

Институт гражданства имеет сложную внутреннюю структуру. Нормы института гражданства объ-

единяются в различные обособленные группы, образуя субинституты по отношению к институту гражданства в целом. Такими субститутами можно считать, например, порядок приобретения и прекращения гражданства, гражданство детей и гражданство родителей, гражданство субъектов Федерации, двойное гражданство и т.д.

Гражданство по своей природе непосредственно связано и с государственным суверенитетом, и с территориальным устройством государства, и с правовым положением личности, так как служит необходимой предпосылкой для обладания правами и обязанностями граждан. Последнее дает основания для отнесения института гражданства в качестве субинститута в более широкий правовой институт основ правового статуса граждан. Помимо гражданства, субститутами последнего являются институт прав, свобод и обязанностей граждан, гражданства, правосубъектности и т.д.

Однако, поскольку гражданство существует не только как часть правового положения личности, но и как самостоятельное государственно-правовое явление, это дает основание считать институт гражданства самостоятельным в системе права, а не придатком или же частью какого-либо другого.

Являясь предпосылкой для реализации всего установленного государством объема прав и свобод, а также выполнения обязанностей, гражданство одновременно служит объектом одного из важнейших прав человека, посредством которого он связан с внешним миром, с народом, нацией, социальными группами, частью которых он является.

До настоящего времени существует две противоположные научные позиции по поводу понимания гражданства как субъективного права личности. Подобное расхождение во взглядах обусловлено различным пониманием как содержания гражданства, так и природы субъективного права.

Ряд авторов выступают за признание гражданства как субъективного права, а другие напротив, отрицают подобный подход.

Сторонники первой позиции понимают под содержанием связи гражданства совокупность соответствующих прав, свобод и обязанностей. Как субъективное право гражданство в этом случае можно представить в виде ряда полномочий. Наиболее характерными из них, являются: правомочие гражданина проживать на территории государства, обладать всем

128

Вестник Московского университета МВД России

№ 1 / 2018

комплексом прав, свобод и обязанностей, предусмотренных Конституцией; замещать любые государственные должности; пользоваться защитой прав и законных интересов со стороны государства как и на его территории, так и вне ее, свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства3.

Однако, как вытекает из подобного подхода, указанные правомочия представляют собой самостоятельные субъективные права, в свою очередь, состоящие из правомочий. «Правомочие обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей» в этом случае представляет собой своего рода «право на права», что выходит за рамки понимания природы субъективного права. Включение самостоятельных субъективных прав в структуру содержания субъективного права гражданства возможно лишь с указанной оговоркой и в том случае, если представлять содержание гражданства в виде системы прав и обязанностей.

Если обратиться к статистике миграционной ситуации за 2017 г.4, то по данным Главного управления по вопросам миграции МВД России приобрело гражданство Российской Федерации — свыше 300 человек; оформлено паспортов гражданина Российской Федерации — свыше 10 тыс.; поставлено на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства — свыше 15 тыс. человек; оформлено видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства — свыше 154 тыс.

Гражданство как таковое не регулирует вид и меру возможного поведения лица, обладающего гражданством. Отсутствуют и другие признаки субъективного права: оно не может быть ни ограничено, ни передано другим лицам, подобно другим правам. Нарушение характера связи гражданства, т.е. устойчивости и неограниченности во времени и пространстве, ведет к его полной утрате.

Посредством гражданства возникает прочная и устойчивая в пространстве и времени правовая связь между государством и отдельным лицом, дающая лицу и государству право на полное использование всех преимуществ, вытекающих из их взаимных прав и обязанностей. Только на основе гражданства определенного государства отдельное лицо может воспользоваться максимальным объемом прав, гарантируемых этим гражданством как внутри государства, так и в международном общении. Поэтому исследование института гражданства представляет значи-

тельный научный интерес и имеет практическое значение для Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что институт гражданства представляет собой самостоятельный межотраслевой комплексный институт права, ядро которого занимают нормы конституционного (государственного) права. Содержание института гражданства составляет совокупность правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений по поводу связи лица с государством, служащей основой правового состояния основной части населения государства.

Литература

1. Прудников А.С. и др. Российское гражданство: Учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2010.

2. Федеральный закон от 20 декабря 2016 г. № 462-ФЗ «О внесении изменений в ст. 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»».

3. Акимова С.А. Особенности конституционного закрепления принципов регулирования отношений, связанных с гражданством // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 6. С. 37.

4. Прудникова Т.А. Теоретико-методологические и правовые основы регулирования миграционных процессов (на примере России и государств-членов Европейского Союза): Моногр. М.: Юнити-дана: Закон и право, 2015.

References

1. Prudnikov A.S. i dr. Rossiiskoe grazhdanstvo: Ucheb. posobie dlia vuzov. M.: Iuniti-Dana, 2010.

2. Federalnyi zakon ot 20 dekabria 2016 g. № 462-FZ «O vnesenii izmenenii v st. 3 Federalnogo zakona «O vne-senii izmenenii v Federalnyi zakon «O grazhdanstve Ros-siiskoi Federatsii»».

3. Akimova S.A. Osobennosti konstitutsionnogo za-krepleniia printsipov regulirovaniia otnoshenii, sviazan-nykh s grazhdanstvom // Vestnik Moskovskogo universi-teta MVD Rossii. 2013. № 6. S. 37.

4. Prudnikova T.A. Teoretiko-metodologicheskie i pravovye osnovy regulirovaniia migratsionnykh protses-sov (na primere Rossii i gosudarstv-chlenov Evropeiskogo Soiuza): Monogr. M.: Iuniti-dana: Zakon i pravo, 2015.

3 Миронов О.О. Субъекты советского государственного права. Саратов. 1975. С. 69.

4 Официальный сайт МВД РФ // URL://http://www.mvd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.