УДК 371.4
Lopoukha A.D., Lopoukha T.L. The civil education of military personnel in modern socio-cultural conditions. The article covers the state and prospects of the development of civic education in modern sociocultural strict.
Key words: education, civic education, civil ideology and values.
А.Д. Лопуха, д-р. пед. наук, зав. каф. педагогики НВВКУ (ВИ),
Т.Л. Лопуха, доц. каф. философии и социально-гуманитарных наук СНИ, E-mail: [email protected]
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЕННЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Представленная статья освещает состояние и перспективы развития гражданского воспитания в современных социокультурных условиях.
Ключевые слова: образование, гражданское воспитание, гражданская идеология и ценности.
В условиях глобального мирового кризиса на перспективы государств будет существенно влиять качество и направленность образовательных систем. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации [1].
Российское образование постоянно является объектом модернизации, которое, к сожалению, не всегда приносит положительные результаты. Система общего образования направлена на формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. До недавнего времени обязательным было получение основного общего образования, которое предоставляет школа. С 1 сентября 2007 г. вступил в силу п. 3 ст. 19 Закона «Об образовании» об обязательности среднего (полного) общего образования. В 2009 г., после почти десятилетнего эксперимента, повсеместно государственная (итоговая) аттестация учащихся средней школы проводилась в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Внедрение ЕГЭ прежде всего было ориентировано на доступность получения качественного образования как в школах, так и в вузах. Вопреки ожиданиям ЕГЭ не повлияло и на коррупцию, которая в последние годы процветала при поступлении в вузы. Отношение общества к ЕГЭ неоднозначно, противников ЕГЭ больше, чем его сторонников. Прием в вузы в 2009-2011 гг. показал несовершенство процедур зачисления по результатам ЕГЭ.
Высшее профессиональное образование является составной частью системы профессионального образования. В настоящее время в России официально введена двухуровневая система высшего образования. Бакалавриат - первый уровень, магистратура либо (подготовка специалистов) - второй уро-
В негосударственных вузах среди принятых в 2008 г. среднее профессиональное образование имели треть студентов, высшее образование - каждый десятый.
В системе российского высшего образования доминируют государственные вузы (на них приходится более 80% численности студентов, приема и выпуска специалистов), значительна и роль негосударственных вузов. На начало 2008/2009 учебного
вень. В высших военных учебных заведениях, по решению Министерства обороны РФ, сохранен специалитет.
Популярность высшего образования в нашей стране достаточно велика. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., порядка 19 млн. человек в России в возрасте 18 лет и старше имеют высшее профессиональное образование, что составляет 17% этой возрастной группы. Численность молодых людей в возрасте 18-29 лет с высшим профессиональным образованием составила 3,6 млн. человек (13% этой возрастной группы). В расчете на 1000 человек населения приходится 160 человек с высшим профессиональным образованием (около 22% взрослого населения РФ).
Рост числа высших учебных заведений в России наблюдался ежегодно (табл. 1, по [2, с. 37]). На начало 2008/2009 учебного года в стране функционировало 1134 самостоятельных высших учебных заведений, что на 2% больше, чем на начало предыдущего учебного года, и на 49% по сравнению с 1995/1996 учебным годом. Из общего числа вузов 660 - это государственные и 474 - негосударственные вузы. Их становление сопровождалось лавинообразным ростом: по сравнению с началом 1995/1996 учебного года число негосударственных вузов возросло в 2,5 раза, а доля в общем числе вузов - с 25 до 42 % [2].
Активно развивается и сеть филиалов высших учебных заведений. Наличие филиалов наблюдается во всех субъектах Российской Федерации, и на начало 2008/2009 учебного года число составило 1663, из них 1102 - филиалы государственных вузов [2].
Растет интерес к получению высшего профессионального образования у выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования. В 1995 г. лица со средним профессиональным образованием составляли пятую часть принятых в государственные вузы, в 2008 г. их доля составила уже более четверти; лица с высшим образованием - 2 и 7 процентов, соответственно [2].
года негосударственные вузы обеспечивали 17% численности приема студентов и выпуска специалистов. Вместе с тем, дальнейшее развитие негосударственного сектора и его место в российской системе высшего образования сегодня искусственно сдерживаются.
Платное образование активно расширяется в государственных образовательных учреждениях профессионального
Таблица 1
Динамика числа высших учебных заведений (на начало учебного года)
Вузы 1995/ 1996 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 200Э 200Э/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009
Всего 762 965 1008 10Э9 1044 1071 1068 1090 1108 11Э4
Государственные и муниципальные вузы 569 607 621 655 652 662 655 660 658 660
Негосударственные вузы 19Э Э58 Э87 Э84 Э92 409 41Э 4Э0 450 474
образования. Доля студентов, обучающихся на внебюджетной основе в государственных учреждениях среднего профессионального образования за период с 1998 г. по 2008 г., увеличилась с 22 до 30% , в вузах - с 22 до 54%. При этом плата за обучение в государственных вузах выше, чем в негосударственных, и по состоянию на конец 2008 г. составила 22857 руб. за семестр (в негосударственных вузах - 20754 руб.). Стоимость обучения превышает среднемесячную зарплату в экономике, которая за тот же период составила 17290 руб. И это усредненные данные, в отдельных вузах оплата значительно выше. Далеко не все слои населения готовы оплачивать обучение своих детей.
Кадровое обеспечение образовательных учреждений по-прежнему остается проблемой. Многие школы испытывают значительные затруднения с укомплектованием учителями-предметниками. Наблюдается и устойчивая тенденция старения кадров образовательных учреждений. Каждый пятый учитель старших классов - пенсионного возраста. В государственных вузах 24% профессорско-преподавательского состава старше 60 лет. Система образования непривлекательна для молодых людей, отток кадров происходит вследствие низкого уровня оплаты труда в вузах. Заработная плата работников образования - самая низкая по сравнению со средней зарплатой работников организаций других видов экономической деятельности. В 2008 г. ее размер составил 11317 руб. (или 65% от уровня зарплаты в экономике). Вполне понятно, что молодые высокообразованные преподаватели находят более престижную и хорошо оплачиваемую работу.
Сегодня руководством России сделаны серьезные шаги по повышению оплаты труда в средней школе. Но у оплаты труда педагогов высшей школы - нищенская планка. Оплата преподавателя - на уровне уборщицы, доцента - грузчика, профессора - менеджера торгового зала. С такой оплатой уровень образования в вузах не поднять.
Система военного образования - неотъемлемая часть системы высшего образования. Сегодня она находится в сложном положении, в условиях, когда нам необходимо серьезно подумать о надежности обороны. Приведем в обоснование этого слова А.А. Храмчихина - заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа. «С военной точки зрения холодная война должна иметь вполне очевидное воплощение - новую гонку вооружений. Как известно, она надорвала СССР, имевший в союзниках еще и страны Варшавского договора». Сегодня вместо СССР есть Россия, меньшая во всех отношениях, весь бывший Варшавский договор теперь входит в НАТО, как и часть самого бывшего Советского Союза. Другая часть покойной сверхдержавы в Североатлантический альянс активно рвется. Суммарный валовой внутренний продукт государств - членов данного блока примерно в 30 раз больше ВВП России. Соответственно, в гонке вооружений у Москвы нет совсем никаких шансов. Дело ведь усугубляется еще и тем, что Российская Федерация утратила многие важнейшие технологии и кадры оборонно-промышленного комплекса, катастрофически усугубилось отставание Вооруженных сил РФ от ВС НАТО в средствах связи, разведки, радиоэлектронной борьбы, системах управления и т.д. Это отставание сложилось еще в советский период, а теперь стало практически непреодолимым (по крайней мере - без экстраординарных усилий). Вот почему напрашивается аналогия с бразильской футбольной сборной 1960-1970-х годов. Ее девизом было: «Вы нам забьете, сколько сможете, а мы вам - сколько захотим». В случае возобновления полномасштабной гонки вооружений НАТО выпустит столько оружия, сколько захочет, а Россия - сколько сможет.
Увы, как показывает опыт последних лет, мы не можем почти ничего. Денег на армию и флот тратится всё больше, а вооружений поставляется всё меньше. Вдобавок почти всё закупаемое создано еще в советский период. Плюс к тому, из нашего общества практически полностью исчезла такая важнейшая для ведения холодной (и тем более горячей) войны вещь как оборонное сознание» [3]. Он не считает, что граждане в случае войны пойдут сдавать деньги в фонд обороны, или станут в массовом порядке записываться в ряды Вооруженных
сил. По его мнению, поверить в это можно, только совсем утратив связь с реальностью.
Каков реальный «выход» сформированности гражданских качеств курсантов военных вузов? Приведем данные последних социологических опросов. О мотивации курсантов-выпускников военных учебных заведений Министерства обороны РФ 2011 г. Научно-исследовательский центр (социологический) Вооруженных Сил Российской Федерации в апреле 2011 г. провел социологическое исследование с целью изучения мотивации к учебе и военной службе курсантов выпускных курсов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.
Всего по всеармейской выборке было опрошено 944 курсанта в 20 вузах МО РФ, дислоцирующихся во всех четырех военных округах. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. На сегодняшний день выбор военной профессии курсантами - выпускниками вузов МО РФ определяется как меркантильными интересами, которые все больше для молодежи становятся доминирующими, так и военно-профессиональными. Следует констатировать, что для большинства (65%) опрошенных курсантов причиной поступления в вуз МО РФ стала возможность получения бесплатного высшего образования.
Из десяти основных мотивов выбора профессии офицера курсанты назвали 4 мергантильного порядка и 6 военнопрофессионального.
Только половина (50%) опрошенных курсантов вузов МО РФ имела психологическую установку на то, чтобы стать офицером и служить в Вооруженных Силах Российской Федерации [4].
Приведенные цифры свидетельствуют о том, что в их ценностных ориентациях гражданско-патриотические - на последнем месте, меркантильные - на первом. Это - в системе, которая как и системы государственной безопасности и правопорядка не может быть коммерционализирована по определению.
Сегодня назрела необходимость «вложить» в созданное в процессе реформ 90-х годов прошлого и начала века нынешнего «государственное тело», «душу» - российскую гражданскую идентичность. Гражданское самосознание неотделимо от патриотизма, означающего действенную любовь к Отечеству, глубокий интерес к его историческому прошлому, активное участие в общественно-политической жизни и борьбе за лучшее будущее своего народа. Оно предполагает также знание и уважение прав других народов, но в отличие от космополитского сознания, не растворяется в безбрежной индифферентности «гражданина мира», а вполне определенно отдает приоритет своей Родине.
Необходимо подчеркнуть, что сущность гражданского самосознания нельзя понять, если исходить из классического определения понятия гражданского общества как совокупности неполитических отношений, неподконтрольных государственной власти, как сферы, основанной на законах рынка, арены борьбы частных интересов - «всех против всех», конфликта между частными и совместными особенными делами и конфликта того и другого с высшими интересами государства. Сущность члена этого общества в том, что он есть частное лицо (bourgeois, т.е. член буржуазного общества), отдающее безусловный приоритет своим узко эгоистическим целям. Сущность же гражданина (citoyen), наоборот, в том, что он есть лицо общественное, политическое, для которого высшими являются цели государства, а потому значение и смысл понятия «гражданское самосознание» можно уяснить исходя из анализа понятий гражданина и гражданственности.
Гражданин, по определению Гегеля, - индивид, имеющий право на собственное знание, воление, благо, в единстве с обязанностями перед целым, то есть перед обществом и государством. Он становится таковым в силу и по мере своего самосознания, постижения духа своего народа и подчинения своего узко личного интереса общественным интересам. Это положение важно подчеркнуть в связи с тем, что сегодня некоторыми учеными и властвующими политиками усиленно насаждается противоположная установка - приоритета личности перед обществом, практическая реализация которой ведет к ато-мизации и разложению российского общества, делается попытка противопоставить гражданскому воспитанию военно-
патриотическое, его органичную составляющую по мнению видных российских педагогов [5].
Гражданственность означает, прежде всего, не субъективное умонастроение людей, а их реальную общественную позицию, выражающуюся в поведении, поступках. Она характеризует консолидирующее и возвышающее начало общественной жизни, получающее концентрированное выражение в понятии государственности. «Корпоративный дух, - писал Гегель, - переходит в самом себе в государственный дух, обретая в государстве средство сохранения особенных целей. В этом состоит тайна патриотизма граждан в этом аспекте - они знают государство как свою субстанцию, ибо оно сохраняет их особенные сферы, их правомочия и авторитет, а также их благосостояние. Поскольку в корпоративном духе содержится непосредственное укоренение особенного во всеобщем, он является источником той глубины и силы, которые государство обретает в умонастроении» [6, с. 330]. Важной задачей гражданского воспитания является формирование патриотизма курсантов.
Гражданственность предполагает не только самоидентификацию индивидуальных ценностей с ценностями общества, самоотверженное служение его благу, но также содействие всеобщему соблюдению и улучшению законов, стремление лично влиять на дела государства, иначе говоря, предполагает политическую активность личности. Не случайно Аристотель считал активное участие в общих делах своего государства, то есть в политике первейшей обязанностью каждого гражданина и даже проявлением его высшей человеческой сущности, отличающей свободного человека от раба и животного. Подчеркивание значимости объективного содержания понятия гражданственности, не означает какого-либо умаления важности субъективной его стороны - гражданского самосознания, являющегося необходимой предпосылкой типа поведения, вполне отвечающего высокому смыслу слова «гражданин».
В.Н. Турченко считает, что «сущность гражданственности состоит в сопричастности личностей к общим делам государства, их активном участии в политической жизни общества. Она проявляется в способности индивидов быть субъектом политики, то есть, в активной защите гражданами общих коренных интересов своей страны, национальных ценностей народа, а также особенных интересов классов, слоев и других социальных групп. Осознание и выражение таких интересов достигается посредством разработки определенной идеологии, а следовательно, в идеологическом вакууме никакое гражданское самосознание в принципе не возможно. Все, даже бесспорно положительные и пусть в высшей степени выраженные качества личности, такие как, например, доброта, общительность, отвага, интеллект, профессионализм, творческие способности и т.д., обретают подлинный смысл и позитивную общественную значимость только тогда, когда озаряются светом гражданского самосознания» [7].
История дает тому немало убедительных примеров. Причины несчастий и падения Афин, а затем и Рима во многом были связаны с тем, что их население предпочло государству -свой узкий эгоизм, себялюбие. «Личное мужество осталось, однако римляне, - подчеркивал Э. Гиббон, - потеряли то гражданское мужество, которое питается любовью к независимости, чувством национальной чести, ощущением грозящей опасности и привычкой повелевать. ...Брошенные провинции, лишенные политической силы или единства, незаметно погружались в ленивое безразличие частной жизни» [8]. Другими словами, крушение Римской империи стало возможным тогда, когда её граждане утратили гражданское самосознание (напомним, что частью Восточной Римской империи были греки и сербы, вышедшие из Византии в числе первых).
Исследование и сопоставление мнений различных ученых о природе гражданственности, особенностях её проявления приводит автора к мнению о том, что она имеет несколько уровней своего проявления и форм реализации: общегосударственный, социально-групповой, личностный.
Понятие гражданственности включает в себя целый спектр качеств личности. В неё входит:
1. Социальная ответственность гражданина.
2. Нравственная, политическая и правовая культура (выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности).
3. Разделение общественной идеологии.
4. Ощущение гражданственности в качестве значимой духовной ценности.
5. Гражданская позиция, включающая моральнонравственные установки, патриотическое мировоззрение.
6. Вектор практического поведения, предполагающий наличие готовности личности исполнять свои гражданские обязанности, гармонично сочетать национальные чувства с социальной и этнической толерантностью.
7. Гражданственность - это критерий и одновременно итог социальной и этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному государству, обществу этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности) и принятие законов и правил этого общества.
Все указанные качества и свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом. Ослабление действенности одного из элементов этой системы ведет к ослаблению всей системы гражданских качеств и к сбоям в этой системе. Ныне наблюдается идеологический сбой, причем на государственном уровне. Значимость идеологии в жизни общества научным сообществом России сегодня осмыслена. К сожалению, мер к ее формулировке и осмыслении обществом не принято.
В общем виде представляется вероятным, что общественная идеология, как составная часть общегосударственной, базируясь на общественных духовных ценностях, является основой практического гражданского социального действия.
Ценности - обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающих исторический опыт и концентрированно выражающих смысл культуры этноса.
Подобным образом оценивает ценности А.Г. Здравомы-слов [9, с. 110-114], В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов [10, с. 136148], считающие систему ценностей внутренним стержнем культуры, духовной квинтэссенцией потребностей, интересов индивидов и социальных общностей.
По мнению фактически всех исследователей, ценности -это один из ведущих мотиваторов социального действия. Соответственно, общественные ценности - это мотиватор гражданского поведения личности. Но и они в современной России не выявлены и не закреплены в обществе.
По нашему мнению, общественные гражданские духовные ценности, составляя базовые ценности общегосударственного уровня, входят в большинство групп ценностей:
- политических (ценность суверенитета государства, независимости и т.д.);
- культурных (верность традициям народа, любовь к родной культуре, языку и т.д.);
- экономических (стремление к экономической независимости);
- политических (суверенная направленность государственной политики, свой путь развития, выраженный в идее построения суверенной демократии);
- духовных (любовь к Отечеству и готовность его защищать и т.д.).
Каким образом соотносятся ценности и идеология? По мнению большинства зарубежных исследований, данные понятия тождественны, а отечественные исследователи идеологии считают систему ценностей основанием и составной частью той или иной идеологической системы.
Мы разделяем мнение Ю.Г. Волкова и И.В. Мостовой о том, что «включая в себя систему ценностей, в которых отражаются интересы и потребности, цели и задачи социальных групп и общества в целом, идеология выходит из теоретической сферы в социальную действительность, в практику социальных сфер жизни общества» [11, с. 390].
По мнению большинства отечественных исследователей идеологии, таких как Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.А. Ядов, В.Н. Филиппов, Ю.Г. Волков, Л.Я. Дятченко и других, идеология, включая в себя систему ценностей народа, классов и социальных групп и, основываясь на них, представляет собой систему идей, взглядов и теорий, которые через призму интересов данного общества, отражая его объективные интересы, являются руководством к действию, призванным вызвать активные действия масс. Ценности являются определяющим элементом
культуры, её ядром. Это критерии, мерки должного поведения, оценки действий, предметов, идей и мнений. Российские ценности, как основа воспитания должны соответствовать ментальности народов страны.
Как система качеств личности курсантов гражданственность включает три основных структуры:
1. Духовно-ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:
- способность ставить интересы Отечества выше личных;
- глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа;
- преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;
- верность системе общегосударственных духовных ценностей;
- социальную и этническую терпимость;
- высокую значимость военных мотиваций в иерархии смысложизненных ценностей.
2. Чувственно-эмоциональную, включающую чувства:
- любви к Отечеству;
- гордости за принадлежность к своему гражданству;
- веры в силы и возможности своего народа;
- осознания величия и роли Отечества в истории;
- любви к национальной культуре;
- любви к профессии офицера и желания трудиться в ней;
- готовности к защите Отечества;
- сопричастности к общим проблемам государства и народа;
- гражданской солидарности индивидов в рамках государства и этноса;
3. Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие её гражданское сознание:
- готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;
- конкретное выражение гражданской позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;
- преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;
Библиографический список
- соответствие практических гражданских действий декларируемым ценностям и чувствам;
- самоидентификацию личности с определенным государством, обществом и высокую степень внутринациональной сплоченности;
- осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе;
- добросовестный воинский труд на благо общества.
Как видно из вышеизложенного, роль элементов первой структуры играют духовные ценности, элементами второй, являются, чувства отражающие жизненно-важные интересы народа.
Третья структура - гражданское поведение - состоит из практических социальных действий, реализующих практически вышеуказанные ценности и чувства, и являющихся в определенном смысле мерой соответствия декларируемого действительному. Анализ этой структуры предполагает акцентировку внимания на том, что гражданственность проявляется и в качестве: вектора социального поведения; итога социальной самоидентификации личности, осознания её принадлежности к определенному народу; государственно-значимой цели гражданского воспитания.
Для военнослужащих, кроме того, гражданственность является условием выбора профессии как особого, почетного вида государственной службы и критерием профессиональной пригодности. Указанные качества воспитываются системно, в процессе тесного взаимодействия государства, структур гражданского общества, школы, семьи, самовоспитания. Современное воспитание гражданственности военнослужащих проходит на фоне свертывания воспитательных структур в Вооруженных силах РФ. Заменить их может только изменение информационной политики государства в сфере воспитания. Кумиром молодежи должен стать гражданин-патриот.
Реалии силового передела ресурсов, территорий и сфер влияния в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке показали опасный характер развития глобальных процессов и выявили необходимость гражданского воспитания курсантов.
1. Закон РФ «Об образовании» № Э266-1 от 10.07.1992 г. (ред. 18.07.2011 г.).
2. Российский статистический ежегодник. 2009.
3. Храмчихин, А.А. Если завтра война... Новая холодная / Новое военное [Э/р]. - Р/д: http //nvo.ng.ru/forces/ 2008-09-05/1_war.html?mthree=2/.
4. О мотивации курсантов-выпускников военно-учебных заведений Министерства обороны РФ / Научно-исследовательский центр (социологи-
ческий). - М.: МО РФ, 2011.
5. Гончаров, В.Н. Россия, Ленин и современный мир. - Барнаул, 1996.
6. Гегель, Г.В. Философия права. - М., 1990.
7. Турченко, В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания. -Барнаул-Новосибирск, 2004.
8. Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. - М., 188Э.
9. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1996.
10. Гончаров, В.Н. Философия образования в условиях духовного возрождения России. - Барнаул, 1994.
11. Волков, Ю.Г. Социология: учебник для ВУЗов. - М., 1998.
BibliographY
1. Zakon RF «Ob obrazovanii» № 3266-1 ot 10.07.1992 g. (red. 18.07.2011 g.).
2. Rossiyjskiyj statisticheskiyj ezhegodnik. 2009.
3. Khramchikhin, A.A. Esli zavtra voyjna... Novaya kholodnaya / Novoe voennoe [Eh/r]. - R/d: http //nvo.ng.ru/forces/ 2008-09-05/1_war.html?mthree=2/.
4. O motivacii kursantov-vihpusknikov voenno-uchebnihkh zavedeniyj Ministerstva oboronih RF / Nauchno-issledovateljskiyj centr (sociologicheskiyj). - M.: MO RF, 2011.
5. Goncharov, V.N. Rossiya, Lenin i sovremennihyj mir. - Barnaul, 1996.
6. Gegelj, G.V. Filosofiya prava. - M., 1990.
7. Turchenko, V.N. Fundamentaljnihe osnovih sovremennogo sociologicheskogo znaniya. -Barnaul-Novosibirsk, 2004.
8. Gibbon Eh. Istoriya upadka i razrusheniya Rimskoyj imperii. - M., 1883.
9. Zdravomihslov, A.G. Potrebnosti. Interesih. Cennosti. - M., 1996.
10. Goncharov, V.N. Filosofiya obrazovaniya v usloviyakh dukhovnogo vozrozhdeniya Rossii. - Barnaul, 1994.
11. Volkov, Yu.G. Sociologiya: uchebnik dlya VUZov. - M., 1998.
Статья поступила в редакцию 28.09.11
УДК 378.091
Suhanova S.G. FUTURE ENGINEERS’ MORAL AND SPIRITUAL CULTURE DEVELOPMENT PROBLEM. The article gives a detailed theoretical and practical analysis of the students’ training us development of spiritual and moral culture subjects in the technical higher education system.
Key words: moral and spiritual culture, education system, goal, subject, technical education humanization.