Научная статья на тему 'Гражданское воспитание в зарубежной школе'

Гражданское воспитание в зарубежной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CIVIC EDUCATION / SCHOOL ABROAD / DEMOCRATIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Лариса Николаевна

Практика гражданского воспитания. Опыт школы демократических государств. Ориентация отечественной школы на построение правового государства. Интерес зарубежного опыта для отечественной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание в зарубежной школе»

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ в зарубежной школе

Лариса Николаевна Данилова,

доцент Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук

Человек живёт в обществе и государстве, он включён в различные социальные институты: семью, церковь, школу, трудовые и другие коллективы. Поэтому важно, чтобы у него были сформированы собственная позиция и отношение к социальному и политическому окружению. В этом состоит основной посыл гражданского воспитания.

• гражданское воспитание • школа за рубежом • демократический подход

В зарубежной педагогике под гражданским воспитанием принято понимать влияние на личность её окружения для передачи политического поведения, готовности и компетенций деятельности, правил и ценностей демократии, проблемного сознания и способности к самостоятельному суждению1. В российской науке трактовка несколько отличается: формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, нравственно и политически дееспособным2. На Западе оно понимается как воспитание членов социально-политического демократического содружества и в основном направлено на осознание

1 Nohlen D., Grotz F. Kleines Lexikon der Politik.

Monchen: Oldenbourg, 2007.

2 Российская педагогическая энциклопедия:

В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. Т. 1. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

личностью её прав и обязанностей как гражданина демократического государства. Таким образом, европейские и американские педагоги рассматривают не просто гражданское воспитание, а демократическое воспитание граждан (т.е. воспитание на принципах демократии и для жизни в демократическом обществе). Отличие от отечественной трактовки термина в сниженной политической ориентации: в нашем образовании акцент делается на осознании личностью своих обязанностей перед обществом и государством, на взаимосвязи гражданского и патриотического воспитания, а за рубежом существует баланс между этими обязанностями и свободами личности. Патриотизм входит в гражданственность и соответствующее направление отдельно обычно не выделяется.

Кроме того, на Западе более распространено понятие «гражданское образование»

как подготовка молодёжи к ответственному участию в демократии, основанная на уважении прав человека, равенстве и плюрализме мнений. Оно традиционно используется в большинстве стран, кроме немецкоязычных, где принят термин «политическое образование». Понятие «образование» является предпочтительным в силу его значения: оно высту пает средством воспитания и рассматривается как процесс и результат усвоения личностью определённых знаний, умений, навыков, ценностей. Во избежание путаницы мы будем придерживаться отечественного термина «гражданское воспитание».

Отличаются в международном сравнении и особенности гражданского воспитания, что объясняется разницей менталитетов и социокультурных условий. Оно везде нацелено на воспитание добропорядочных граждан своего отечества, однако в разных государствах эта цель конкретизируется. Так, во Франции воспитывают личность, устремлённую к исти не, ответственную, уважающую себя и других, политкорректную и толерантную. Последние два качества особенно ярко иллюстрируют зависимость целей гражданского воспитания от культурных потребностей конкретного общества (проблемы многонацио-нальности, правого экстремизма и расизма, сексуальной и религиозной терпимости).

А, например, в Японии акцент делается на формирование чувства долга, трудолюбия, потребности в коллективе и желание быть ему полезным, на укрепление здоровья как основы гармоничной семейной жизни.

Различается и содержание гражданского воспитания. В 1997 г. Совет Европы разработал программу «Образование для демократического гражданства», согласно которой молодёжь должна получать знания о политическом устройстве, о государстве, обществе, законах и свободах, должна уметь критически и аналитически мыслить, взаимодействовать с другими людьми, участвовать в критической дискуссии и внимательно относиться к чужому мнению, обладать активной гражданской позицией, демократической

культурой поведения и общечеловеческими ценностями (уважение к правам других, толерантность, нравственная устойчивость и т.д.). Очевидно, что эта цель сводится к обучению демократии, и это совершенно закономерно, учитывая демократический характер понимания гражданского воспитания в развитых странах.

В одних государствах для этого введены специальные учебные курсы («Граждановедение», «Гражданские отношения», «Человек и общество», «Политическое образование»), в других проблемы гражданского воспитания рассматриваются в рамках традиционных дисциплин. Иногда используются оба подхода к организации гражданского воспитания. Например, в профессиональных школах Австрии оно — самостоятельный предмет, а в общеобразовательных входит в состав обычных школьных предметов. Важно, что школа там ориентирована не просто на выдачу теоретических знаний по проблеме, а на практическую подготовку учеников к осуществлению ими прав и обязанностей как граждан демократических государств.

Общество требует от школы решения следующих задач

• Правовое просвещение: школа должна формировать представление о законах демократического государства, гражданскую ответственность, активность и убеждённость в ценностях демократии, готовность содействовать её развитию и отстаивать основные общественные ценности.

• Воспитание нравственного поведения, основанного на принятии личностью общечеловеческих этических норм и ценностей (порядочность, гуманизм, терпимость, сострадание, мир, свобода, справедливость, равенство, человеческое достоинство, долг).

• Экологическое образование: формирование положительного и ответственного

отношения к окружающей среде, воспитание защитников природы, обучение разумному использованию её ресурсов.

• Воспитание культуры межнационального общения: каждый должен понимать и принимать особенности культуры других народов, проживающих в государстве, непримиримо относиться к проявлениям национализма, любить свою страну во всём её этническом разнообразии.

• Воспитание трудолюбия: школа призвана сформировать представление о личностной и социальной ценности труда, выработать

у учеников стойкую потребность в деятельности на благо общества.

Содержание формируется с учётом возраста школьников, специфики национальной культуры и принципов гражданского воспитания. Одним из базовых выступает принцип поликультурности, т.е. воспитание в духе признания любой культуры как совокупности уникальных ценностей, что способствует и культурной самоидентификации учащихся, и осознанию ими культурного разнообразия современного мира. Особенность большинства западных стран сегодня в их многонациональном характере. Поликультурность противостоит проявлениям расизма и национализма, воспитывает политкорректность, толерантность, формирует гуманистическое мышление, чувство взаимопомощи, приобщает к национальным ценностям.

Другой принцип — воспитание посредством деятельности. Распространённый метод гражданского воспитания — трудовые проекты и акции. Например, учащиеся одной из американских школ помогали ремонтировать дома пенсионерам своего района. Для этого они собрали статистику о возрастной дискриминации, провели исследование на тему «Депрессия у пожилых людей», изучили возможности решения проблемы, принялись за сбор средств и только после этого стали учиться ремонту и строительству домов.

Поскольку цель гражданского воспитания на Западе сводится к обучению демократии, демократичность выступает базовым принципом воспитания. Яркое проявление она нашла в форме самоуправления учащихся. Установле-

но, что в странах с развитым ученическим самоуправлением школьники отличаются высоким уровнем социальной инициативы и активности. В Америке, к примеру, в члены школьного совета входят ученики, начиная с третьего класса. Для этого классы выбирают своих представителей, которые в дальнейшем проходят курс обучения основам работы в совете. Этот орган занимается тем, что отстаивает интересы школьников перед администрацией.

При этом школьный совет обладает реальной, а не формальной властью, и любое решение директора, затрагивающее жизнь учеников, непременно проходит обсуждение и получает одобрение (неодобрение) совета. Видя силу голоса своих представителей в управлении школьными делами, дети учатся демократии на практике, учатся выражать своё мнение и отстаивать его демократическими путями. На старших ступенях каждый учебный поток выбирает себе президента, премьер-министра и прочих членов совета, разных для 10-х, 11-х и 12-х классов (президент последнего класса становится президентом школы). Для этого кандидаты разворачивают настоящие предвыборные кампании, раздают листовки со своей программой, агитируют за себя, участвуют в дебатах. От личностных и профессиональных качеств членов совета зависит характер жизнедеятельности школы. В его обязанности, к примеру, входит организация отдельных мероприятий, предполагающая работу, — от планирования содержания до сбора средств на проведение.

Важнейший принцип гражданского воспитания за рубежом — отчётливая практическая ориентация, определяющая всё содержание, формы и методы этой работы. Школьников учат быть гражданами своей страны, формируют у них чувство любви к родине, чувство долга, социальной ответственности, гражданскую активность, толерантность и уже в школе они должны понимать, какое

значение эти качества играют в их жизни и в жизни других людей. Например, после катастрофы в Японии во многих странах школьниками были предприняты инициативы по сбору средств пострадавшим от стихии.

Основные виды деятельности по воспитанию гражданина

К ним можно отнести аудиторную, кружковую и внешкольную работу. Особую роль в гражданском воспитании играют учреждения дополнительного образования детей и внешкольные объединения: клубы, скаутское движение, волонтёрские организации. Скаутские организации, к примеру, ставят цель воспитывать подрастающие поколения в любви к родине, её традициям и ценностям, формировать у юных поколений чувство гордости за свою страну и стремление содействовать её процветанию. Достижение этих благородных целей осуществляется благодаря программам, содействующим одновременно расширению кругозора детей, формированию у них практических социально-значимых навыков (к примеру, навыки коллективной работы) и физическому развитию.

На Западе выработан комплекс методов гражданского воспитания школьников, куда входят: беседы, творческие работы, анализ документов, ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа с газетой, политинформации, организация акций, научных исследований и проектов учащихся3.

Большое значение имеет грамотный выбор средств этой работы. В мире всё больше осознаётся значение государственной и школьной символики. Национальные флаги используются в школах США: они есть во многих классах, причём нередко сделаны детьми из ткани, бумаги, глины или других материалов. А во Франции это средство только вводится. Не так давно премьер-министр Ф. Фийон

3 Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: ЗАО «Учительская газета», 1997.

предложил на зданиях школ вывешивать государственный флаг, а каждый класс снабжать «Декларацией прав человека и гражданина». В 2003 г. государственная символика впервые после войны была введена и в учебные заведения Японии. Так, в Токийской префектуре в день празднования начала учебного года или окончания школы учителям и ученикам предписывалось исполнять национальный гимн, а ответственные за это педагоги проверяли добросовестность исполнения.

Специфика гражданского воспитания в отдельных странах

Особый интерес для России представляют США и Германия, имеющие богатый опыт в этой области и во многом отличающиеся друг от друга системами гражданского воспитания.

В Германии гражданское воспитание всегда было актуальным. С середины XIX века оно было одним из базовых элементов содержания образования и ещё большую роль получило в годы диктатуры. Занимаясь денацификацией после войны, союзники требовали от школы формировать у детей чувство гражданской ответственности и представлений о «демократическом образе жизни». С этой целью в 1950-х годах в учебный курс были введены обществоведение, или социоведение, а в 1960-х требование пересмотра исторических ошибок и борьбы с антисемитскими настроениями привело к разработке методологии гражданского воспитания и методики преподавания обществоведения. Спустя несколько лет в ФРГ были провозглашены три базовых принципа этого воспитания: свобода мнения (педагог не должен навязывать своё мнение учащимся), свобода слова (на уроках должны обсуждаться все спорные общественные проблемы) и практическая ориентация воспитания (ученик должен научиться анализировать политическую ситуацию и выработать свою собственную политическую и гражданскую позицию).

После объединения Германия столкнулась с новыми требованиями к гражданственности, поскольку жители бывшего ГДР получили социалистическое воспитание, а значит, иные гражданские ценности, и нуждались в формировании иных представлений. В школе начался пересмотр содержания воспитания для усиления его демократической составляющей и практической ориентации, были переформулированы задачи гражданского воспитания в XXI веке и его цели: формирование гражданских взглядов и способности к гражданской деятельности.

Сегодня гражданское воспитание входит в содержание самых разных предметов, а на средней и старшей школьных ступенях вводится в качестве отдельной дисциплины. Её преподают специальные учителя-предметники, которых готовят в университетах. К центральным принципам гражданского воспитания в ФРГ сегодня относятся: наглядность (учиться на примерах), практическая ориентация, проблемность, обсуждаемость, активность учащихся, актуальность для настоящего и направленность в будущее. Основные методы: дискуссии, изучение ситуаций, проекты, ролевые игры, симуляционные игры, модера-ция. Часто используются такие формы работы, как экскурсии, гражданские акции, театрализованные постановки.

Несмотря на то, что гражданское воспитание в школах вот уже 65 лет осуществляется в русле демократических ценностей, проблема национализма в ФРГ сохраняется. Фонд имени Эберта опубликовал социологическое исследование о правоэкстремистских взглядах в стране. Опросив 2400 человек в возрасте от 14 до 90 лет, авторы сделали настораживающий вывод: «Германия качнулась вправо». Особенно заметно это выражается в отношении к мигрантам. 24,7% немцев исследователи назвали ксенофобами. К лицам со «сложившимися правоэкстремистскими убеждениями» были отнесены 8,2% граждан. 13,2% разделяли мысль: «Нам нужен фюрер, который на общее благо правил бы Германией сильной рукой», а под утверждением «В национал-социализме были и свои хорошие стороны» подписалось 10,2%. Историки признают, что в первые годы правления Гитлера Германия пережила экономический бум, но значительная до-

ля правых взглядов в современной ФРГ объясняется не только этим фактом.

В связи с этническим разнообразием в Германии остро стоит проблема поли-культурного воспитания. Проблема обучения иностранцев в немецкой школе привлекла к себе внимание широкой общественности и государства только с начала 2000-х годов, а потому в вопросах их образования остаётся много трудностей. Миграция — важный элемент социальной системы ФРГ. С одной стороны, нельзя отрицать, что она способствует развитию немецкой экономики. Поэтому с приходом к власти канцлера А. Меркель правительство сделало ставку на мигрантов. По прогнозам экспертов, к 2040 г. количество пенсионеров в стране достигнет 40%, что вызовет острый дефицит производственной силы, а иностранные рабочие, число которых неуклонно растёт, представляют собой одно из решений назревающей проблемы. С другой стороны, во всех областях социализация мигрантов сопряжена с большими трудностями и протекает хуже, чем у немцев.

Новый кабинет министров взял за основу социальной политики концепцию мультикультурного государства, предполагающую интеграцию различных культур при сохранении ведущей роли германской. Диалог культур требовал от мигрантов ассимиляции в немецкое общество и, прежде всего, за счёт изучения государственного языка, а от автохтонов — признания самоценности других народов. Для школы это означало процесс взаимообогащения культур посредством общения в одном коллективе учеников разных национальностей и религий. Акцент делался на том, что изучение чужой культуры позволяет глубже понять свою собственную. Эта закономерность и объективные социальные условия требовали введения мультикультурности в качестве принципа образования. Немцев и иностранцев стали обучать пониманию менталитета

друг друга, формировать у них открытость к чужой культуре, прививать уважение к достижениям, традициям и ценностям других народов. Однако по последним данным Министерства внутренних дел Германии, каждый десятый мигрант избегает интеграции, а более 30% немцев считают, что в стране слишком много иностранцев. Поэтому уже в 2010 г. правительство признало несостоятельность концепции мультикультурности и перешло к ужесточению иммиграционной политики. Как отразится это решение на гражданском воспитании молодёжи, пока остаётся только догадываться.

В США большое внимание исторически уделяется гражданскому воспитанию.

При этом в американской педагогике нет единого понимания целей и содержания гражданского воспитания. Во всех штатах разработаны самостоятельные стандарты, которые могут находить непосредственное отражение в учебных программах школ и реализуются как на междисциплинарной основе, так и в специальных предметах.

В программы входит изучение Конституции и билля о правах, американских политических устоев и функций правительства на федеральном уровне, в отдельно взятом штате, и на местном уровне. Программы направлены на подготовку детей к участию в жизни общества, поскольку гражданское воспитание в США призвано распространять и усиливать традиционную активность участия граждан в демократическом самоуправлении4. Для этого педагогам предлагается широкий выбор программ, разработкой которых занимаются университеты и исследовательские центры.

В основе организации гражданского воспитания лежит учёт возраста детей. Так, в на-

4 Фахрутдинова А.В. Безопасность общественного существования и социальная вовлечённость граждан как направление теории и практики гражданского воспитания США // Перспектива: сборник статей IV Межд. науч.-пр. Интернет-конференции. Вып. 4.2. Красноярск, 2010.

С. 232-237.

чальной школе дети осваивают понятия «гражданин», «конституция», «власть», «правительство», «закон», «ответственность» и начинают участвовать в реальных социальных процессах, а основная школа закрепляет эти знания, формирует у них убеждения, гражданскую ответственность и активность, в результате чего дети с интересом включаются в решение объективных социальных проблем, на практике отстаивая свои демократические свободы. Главный принцип здесь — практическая ориентация содержания и форм работы: дети должны научиться применять школьные знания в бытовой жизни. Это и есть обучение демократии по-американски: включаясь в реальную общественно полезную деятельность, они, с одной стороны, узнают свои права, с другой — учатся нести ответственность за свои поступки и понимать значимость своего участия в судьбе конкретных существ или объектов и общества в целом.

В конце 1960-х годов в стране развернулось движение за реформирование, как реакция общества на войну во Вьетнаме, Уотергейтский скандал, на межэтнические конфликты и борьбу за права человека. Только в 1990-х для гражданского воспитания были разработаны стандарты и тесты. Но и сегодня критики неизменно указывают на его недостаточную представленность в содержании образования и низкую квалификацию учителей для его реализации.

Идея о том, что оно должно ориентироваться на актуальные социальные проблемы, вылилась в разнообразные концепции. Так, гражданское воспитание, нацеленное на результат, требует опоры на актуальные и дискуссионные проблемы американского общества, решение которых вызывает личный и общественный отклик и осуществляется на основе междисциплинарных связей. Тем самым школа достигает практической направленности образования и учит ориентироваться в гражданских вопросах. Другая распространённая концепция (сервисное обучение) исходит

из того, что обучение демократии должно вестись в конкретном месте проживания ребёнка, поэтому при отборе задач, содержания и форм работы педагоги учитывают реальные проблемы местности, в которой он живёт. Так, школа с детства учит детей участвовать в решении проблем своей коммуны, вместе с тем внося свой вклад в развитие общества путём реализации гражданских прав и проявления граж-

« 5

данской ответственности .

Из всех методов гражданского воспитания в Америке наиболее распространены проекты и ролевые игры. Игры тщательно разрабатываются: распределяются роли, готовятся слова участников, планируется примерный сценарий. Их формы могут быть самыми различными (суд, акция протеста, выборы, отстаивание прав потребителей, рассмотрение моральной дилеммы), а потому позволяют решать разные задачи: учат разбираться и вести себя в типичных для американского общества ситуациях, развивают творческие способности школьников, формируют гражданскую позицию и личное мнение учащихся, аргументировать и отстаивать его, учат понимать позиции других участников гражданских процессов, общаться. Хрестоматийный пример ролевых игр — игра на тему «Выборы», актуальная в силу включённой в неё компетенции делать грамотный политический выбор в условиях демократического государства. Ученики разыгрывают на занятии сценарий предвыборной кампании с такими её элементами, как выдвижение кандидатов, политические программы, РЯ,

5 Koopmann K.F. Politische Bildung in den U.S.A. // Handbuchpolitische Bildung. Schwalbach/Ts: WochenschauVerlag, 2005. S. 652—668.

голосование, осмысливая при этом граж данские и политические процессы в обществе.

Результаты гражданского воспитания в США оцениваются самими американцами и иностранными учёными неоднозначно. В Северной Каролине было проведено исследование уровня развитости гражданских знаний, навыков и поведения среди подростков штата. В отчёте говорилось, что молодёжь имеет высокий уровень соответствующих навыков, но низкий уровень участия в политической жизни страны. С сожалением отмечалось, что только 26% молодёжи когда-либо писали в газеты, однако 73% признались, что принимали недавно участие в какой-то общественно полезной деятельности, 49% бойкотировали какой-либо продукт, протестуя против политики производящей его компании, а 32% подписывали петиции в Интернете.

* * *

В практике гражданского воспитания школьников зарубежных стран имеется сходство, что говорит о необходимости обращения к этому опыту государств, стратегия развития которых направлена на построение демократического правового общества. Отечественная система в своей модернизации могла бы учитывать содержание, принципы, формы, методы и средства этой работы, проверенные временем и подтвердившие свою эффективность. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.