мейных отношений, взаимоотношений с окружающим Миром; именно здесь происходило закрепление форм и способов организации совместного досуга, традиционных праздников, обрядов и ритуалов. Погружаясь в эту атмосферу, человек естественным образом впитывал в себя сложившуюся культуру во всем многообразии ее проявлений, он получал одновременно и возмож-
ность вместе со взрослыми упражняться в ее осмыслении, использовании, совершенствовании; обретал опыт коллективного восприятия, переживания и оценки ценностей и явлений культуры, что создавало уникальные педагогические возможности для колоссального духовного роста личности, ее нравственного и эстетического развития.
И.В. Фролов ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Под гражданским воспитанием мы понимаем целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующий их носителей как субъектов правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в общественно-государственном образовании. Результатом гражданского воспитания является гражданская воспитанность личности, которая интегрирует индивидуально и социально-значимые качества, характеризующие личность как субъекта общественных отношений. В образовательной практике гражданское воспитание может быть реализовано на основе следующих принципов:
1. Принцип диалектической включенности национальной культуры в систему российской и мировой культуры. Этот принцип выражает систему общекультурных императивов, присущих в равной степени всем этнокультурным образованиям. Несмотря на определенное своеобразие, каждая этнокультура характеризуется универсальными поливариантными составляющими, связанными с одинаковыми для каждой монокультуры стадийными факторами развития. Национальная категория, выражая категорию единичного, включена в культуру мировую, выступающую в качестве всеобщего.
2. Принцип историко-культурной и цивилизованной направленности образования, предполагающий основной вектор организации учебно-воспитательного процесса направлять в сторону изучения истории и культуры своего народа и народов, проживающих в данном регионе. В рамках данного принципа раскрывается историческая обусловленность тех или иных явлений прошлого и настоящего, фольклор, национальное искусство, обычаи и традиции. При этом само
понятие «национальная культура» приобретает обширный, всеобъемлющий и многоаспектный смысл, как интегративная категория, объединяющая всевозможные аспекты идентификации социума в российской и мировой культуре. Данный принцип ориентирует участников педагогического процесса не диалектический анализ места и роли своего народа и народов-соседей в общей культурной традиции России и всего мира. При этом важно отметить, что в системе содержательной реализации данного принципа необходимо опираться на идеи поликультурности и толерантности в образовании и воспитании, которые обеспечивают согласованность национального подхода с идеями формирования «представителя мировой культуры и цивилизации».
3. В образовательной практике необходимо опираться на принцип объективного историзма в изложении основ национальной и мировой культуры, Неоправданная идеализация народной истории способна создать у обучаемых иллюзию того, что, копируя опыт прошлого, механически перенося в современность архаические обычаи и нравы, можно решить сложнейшие проблемы, определить стратегию развития своего народа и мировой цивилизации. Опытно-эксперимен-тальная работа показала, что недостаточно подготовленный педагог, как правило, пойдет по пути наименьшего сопротивления, реализуя на практике упрощенные схемы и подходы.
4. Принцип поликультурной идентификации и самоактуализации личности, основанный на включении в региональное содержание образования знаний о человеке и обществе. Личностноориентированный подход позволяет формировать у подрастающего поколения гуманистическое мировоззрение и гуманитарную грамотность,
© И,В. Фролов, 2008
123
создавать условия для самопознания, саморазвития и самореализации личности в системе поликультурности современного мира. Самоактуализация человека выражается в стремлении к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей в условиях быстро меняющегося мира. Самоактуализируюшийся человек способен жить и творить только в «открытом» мире, а не в мире ограниченном национальными рамками и монокультурными догмами. Человек, обладающий целостным миропониманием и поликультурной ориентацией в познании окружающей действительности, способен найти применение своего жизненного и творческого потенциала, самореализоваться в системе «открытого диалога» и цивилизованно значимой деятельности.
5. Принцип глобальности культурно-образо-вательного процесса, отвечающий за развитие целостного поликультурного мировоззрения, коммуникативных особенностей личности в современном мире, включающих преодоление языковых, религиозных, расовых, национальных барьеров. Данный принцип должен выступать доминирующим фактором в определении содержания образования, привлечение информационных, коммуникативных форм и методов организации образовательного процесса. Этнокультурное образовательное пространство любого вуза должно быть максимально открыто для идей прогресса, гуманизма, непрерывного диалога культур, их взаимодействия и взаимообогащения в ходе сложного исторического развития общества. При этом национально-региональные аспекты образования должны служить составной частью общемирового культурно-образовательного процесса. Реализация данного положения в образовательной практике обусловливает особые требования к деятельности преподавания. Педагог должен выступать не только как носитель и передатчик определенной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Очевидно, что современное образование отражает некоторые философско-религиозные аспекты. Религия и народные верования играют этнообразующую, этноинтег-рирующую роль. Многовековой поиск народных истин, нравстве иного идеала происходил преиму-
щественно в религиозных формах. Обычаи, традиции современной жизни также в определенной степени носят культовый характер. В этой связи, в системе обучения возникает серьезная проблема внесения в светское, главным образом гуманитарное образование, элементов духовного воспитания. По нашему мнению, решение проблемы следует искать в двух направлениях: во-первых, в насыщении учебных программ курсами, раскрывающими процесс духовного развития конкретной социальной общности и всей цивилизации, иллюстрирующими историческую роль религиозного знания как формы личного самопознания и самосовершенствования; а во-вторых, в усилении мировоззренческих акцентов в преподавании естественнонаучных дисциплин, направленных на активное формирование в сознании обучаемых современной научной картины мира.
6. Принцип поликультурной толерантности и интеробразовательной перспективы. В условиях глобализации мировых процессов и культурной конвергенции система образования рассматривается как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности и одновременно как средство гармонизации межэтнических отношений. По мнению Раджи Рой Сингх, глобализирующее движение, как становится очевидно уже сейчас, приведет к обновлению и возрождению различных языков и культур. Многообразие, а не однородность будет стержнем динамичной глобальной системы, и именно это явится одним из самых трудных испытаний человечества перед будущим. Образование выступает фактором развития, играет в нем ключевую роль. Поэтому важно, чтобы в педагогическом процессе нашло свое практическое воплощение поликультурное взаимодействие различных социокультурных образований. Современная образовательная практика должна выбрать вектором своего развития плюрализм, подчеркивающий множественность культур и самодостаточный характер каждой культуры.
7. Принцип диалога культур. Ведущим принципом реализации любого образования и воспитания выступает социокультурный контекст развития личности, предполагающий всемирный учет национальных, социально-экономических, политических особенностей и определении их значимости в интернациональном и поликультур-ном мире. Данное положение определяет образовательную стратегию, ориентированную на формирование личности, способную к активной
124
Вестник КГ У им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
и эффективной жизнедеятельности в многокуль-гурной среде, обладающую развитым чувством уважения и понимания различных культур. По нашему мнению, данная образовательная стратегия способна решать следующие задачи: во-первых, содействовать глубокому и разностороннему овладению учащимися основ национальной культуры, что, в свою очередь выступает важнейшим условием их интеграции в другие культуры; во-вторых, способствовать формированию у студентов представлений о многообразии культур, воспитанию толерантного отношения к национально-культурным различиям, что создает условия для самореализации личности в поли-кулътурной среде; в-третьих, всемерно приобщать к основам мировой культуры, раскрывать объективные причины процесса глобализации в современном мире, взаимозависимости и взаимопомощи этносов в решении актуальных проблем развития цивилизации. Реализация в образовании принципа национального в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания обучаемых параллельно с освоением или соответствующих социальных и нравственных норм поведения: «Я - представитель своего этноса», «Я -россиянин», «Я живу в содружестве народов России», «Я - гражданин мира». Диалог культур в образовательно-воспитательном процессе предполагает определение своеобразия каждой из национально-культурных систем на основе анализа и сопоставления. При этом выявляется, с одной стороны, общечеловеческое содержание каждой национальной культуры, с другой - характерные для них «национальные картины
мира» и особенности мировоззрения и мировосприятия. Необходимо, чтобы приобщение к другой культуре не отчуждало личность обучаемого от родной, не ослабевало, не ущемляло национальные чувства. При этом сам эффект идентификации, неизбежно возникающий при реализации принципа диалога культур, может осуществляться в нескольких вариантах. В одном случае, студенты узнают в другой этнической культуре знакомое, близкое, но в ином национальном контексте. В другом - происходит усвоение непривычных мировоззренческих взглядов, эстетических вку сов и представлений, что, в конечном итоге, способствует расширению социального и нравственно-этического опыта самих учащихся.
Резюмируя вышеизложенное, мы считаем, что реализация гражданского воспитания на основе рассмотренных принципов способствует развитию поликультурности в образовании, созданию условий для введения обучаемых в этническую, российскую и мировую культуру. Это позволит им осознать свою уникальность, выработать представление об общих нравствеино-эти-ческих нормах, особенностях мировоззрения, верований, а также наиболее полно раскрыть свои задатки и дарования, как необходимые предпосылки для процесса воспроизводства и обогащения культуры своей социальной общности в контексте мирового культурного развития. В свою очередь определение своеобразия, роли и места родной культуры в общецивилизованном процессе призвано способствовать расширению социальной мобильности личности, обеспечению единого культурного и образовательного пространства.
Г.Г. Енгалычев ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
В статье раскрываются социально-педагогические потенциалы туристской деятельности и обосновываются условия эффективности ее использования в воспитательной работе сучащейся молодежью.
В условиях динамизма общественной жизни, интенсификации и интеллектуализации трудовой деятельности, роста социальной напряженности, ухудшения экологической обстановки и показателей физического, психологического здоровья подрастающих
поколений особую роль играют те виды занятий в свободное от учебы время, которые ПОЗВОЛЯЮТ снимать стрессовое состояние, переключать внимание, расширять кругозор и сферу общения, приобретать новый социальный опыт, рассчитывать собственные силы и приращивать их. Несом-
© Г.Г. Енгалычев, 2008
125