Научная статья на тему 'Гражданское воспитание специалистов таможенного дела в системе профессиональной подготовки'

Гражданское воспитание специалистов таможенного дела в системе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорников Леонид Иванович

В статье гражданственность рассматривается как качество личности, как результат процесса гражданского воспитания, который определяется как одно из направлений профессиональной подготовки специалистов таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание специалистов таможенного дела в системе профессиональной подготовки»

будет жить и работать в определенном государстве и обществе, по отношению к которым он должен быть гражданином. А это значит, что процесс формирования гражданской позиции личности является не обособленной категорией воспитательного процесса, а его неотъемлемой частью.

Основываясь на вышесказанном, целью вузовского профессионального воспитания будущих специалистов таможенного дела следует определить формирование личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности, адекватные общечеловеческим и профессиональным потребностям.

Определяя гражданское воспитание как одно из основополагающих направлений в профессиональной подготовке специалистов таможенного дела, в то же время необходимо отметить, что в государственных образовательных стандартах оно не значится, равно как и воспитание вообще. Учебные планы традиционно ориентированы на обучение, а в рабочих программах по учебным дисциплинам в качестве результата обучения обозначены знания и умения. Если даже предположить, что обучение будет носить воспитательный характер, по нашему мнению, решить задачу по осуществлению гражданского воспитания в вузе все равно не представляется возможным. Хотя необходимо признать, что в общей системе вузовского воспитания учебная деятельность, несомненно, занимает одно из важнейших мест.

Следовательно, проектирование целенаправленного, специально организованного процесса профессионального воспитания в системе вузовской профессиональной подготовки специалистов таможенного дела, способного обеспечить решение задачи по формированию гражданственности, является обусловленной необходимостью. При рассмотрении вопроса об обеспечении гарантий эффективного функционирования подобного процесса нельзя обойтись без уточнения основополагающих базовых понятий, раскрывающих суть и состояние рассматриваемого объекта и процесса, в котором он рассматривается. Понятие, будучи ведущей формой познания действительности, представляет собой логический каркас построения любых научных теорий.

Однозначное, общепринятое толкование понятий необходимо для точности построения теоретических и логических обоснований и объяснения рассматриваемых явлений и процессов. Однако в ходе проведения научных исследований возникает необходимость формирования собственного видения ключевых понятий. В нашем исследовании таковыми являются «гражданственность» и «гражданское воспитание».

Гражданственность как планируемый результат процесса гражданского воспитания есть единство правовой, политической и нравственной культуры. Это гражданские, личностные и профессиональные качества, отвечающие интересам развития личности, коллектива, государства в целом; общечеловеческие, нравственные, социально-экономические и другие ценностные

понятия, без которых невозможно существование человека в современном цивилизованном правовом обществе; уверенность в себе, своих знаниях и своем профессионализме, умение творчески мыслить, быстро и неординарно разрешать любые сложные профессиональные и гражданские проблемы; навыки сотрудничества, способность объединения на уровне устойчивых и постоянных отношений. Это интегрированное качество субъекта, сочетающее в себе личностно-гражданские качества, профессиональные установки, состояние причастности к государственным делам, ценностные ориентации и чувство ответственности за результат своих действий и поступков.

Закономерностью гражданского воспитания является определяющая роль деятельности по отношению к его содержанию. В связи с этим в ряду общепринятых видов вузовской профессиональной подготовки специалистов таможенного дела мы выделяем специфическое гражданское воспитание, в процессе которого формируются социально значимые ценности и различные отношения с обществом и государством. Имея представления о содержании гражданственности как результата, на который ориентирован процесс профессионального воспитания, можно спроектировать модель этого процесса.

Необходимо отметить, что цели и функции гражданского воспитания достигаются и реализуются в обогащенном содержанием целостном учебно-воспитательном процессе, когда гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана и внеучебные мероприятия воспитательного плана. Данное положение в теории и методике воспитания на протяжении долгих лет воспринимается как догма, так как с точки зрении логики является реализуемым. Однако отсутствие соответствия между востребованным временем результатом и реальным результатом вузовского профессионального воспитания, в том числе воспитания будущих специалистов таможенного дела, вызывает сомнение в отношении целесообразности традиционного построения процесса гражданского воспитания в условиях современного вуза. В связи с этим было решено проверить реально существующие возможности учебно-воспитательного процесса и выявить скрытые резервы, которые в последующем могут способствовать решению вышеобозначенной задачи.

С этой целью было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава, основной задачей которого являлось определение компетентного мнения специалистов высшей школы, непосредственно участвующих в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов таможенного дела, в отношении возможностей эффективного воспитания студентов в рамках учебного и внеучебного времени.

Анализ результатов проведенного опроса позволил сделать некоторые выводы:

В условиях смены ценностных ориентаций и возросших требований к качеству профессиональной подготовленности специалистов с высшим образованием вопросы воспитания подрастающего поколения, в том числе и студенческой молодежи, приобрели высокую актуальность и значимость, что в полной мере осознается профессорско-преподавательским составом высшей школы.

В настоящее время неоднозначно воспринимается необходимость воспитания студентов в процессе обучения в вузе. В качестве основных аргументов, объясняющих позицию противников этого, приводятся: отсутствие обозначения воспитательных задач в документах, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в вузе; лимит времени на учебных занятиях, не позволяющий преподавателям отвлекаться от решения учебных задач; формальное отношение к воспитанию в учебном процессе; отсутствие средств стимулирования участия преподавателей в воспитательной работе; ликвидация института кураторства и др.

В кругах профессорско-преподавательского состава сложилось устоявшееся мнение о том, что повысить качество воспитательной работы в вузе можно, если воспитательный процесс будет выстроен с учетом всех резервных возможностей учебного процесса, рационального использования вне-учебного времени и положительного опыта предыдущих лет. При этом приоритет отдается внеучебному времени.

В связи с изменением требований к качеству профессиональной подготовленности выпускников вузов возникла обоснованная необходимость обратить особое внимание на организацию воспитательного процесса, который должен восприниматься как компонент профессиональной подготовки. Учитывая востребованность профессиональной деятельности в развитии у будущих специалистов определенного состава личностно-деловых качеств, целесообразно в целостной системе вузовского воспитания выделить направление - профессиональное вузовское воспитание.

Таким образом, обобщая результаты проведенного исследования, мы пришли к убеждению, что построение модели профессионального воспитания будущих специалистов таможенного дела с выраженной направленностью на гражданское воспитание является обоснованной необходимостью. Однако, для того чтобы осуществить грамотное ее проектирование, требуется рассмотреть механизм функционирования процесса воспитания как психолого-педагогического явления. С этой целью был проведен теоретический анализ закономерностей, идей, концепций и парадигм, распространяющихся на теорию и методику воспитания, которые объясняют сам процесс воспитания, его сущность и внутреннее состояние.

В результате мы в очередной раз убедились, что в педагогике воспитание рассматривается как часть учебно-воспитательного процесса и непосредственно связано с обучением, познанием, усвоением знаний, накоплением

образовательного потенциала. В связи с этим формирование гражданских качеств мы представляем как процесс, в котором происходит развитие устойчивых специфических черт личности, направленных на определение ею своих отношений с обществом и государством, а также на определение своего места в системе этих отношений. То есть, это процесс воспитания, который традиционно рассматривается в единстве с обучением. Следовательно, необходимо установить и обозначить взаимосвязь этих процессов между собой.

На основе сравнительного анализа обучения и воспитания как педагогических понятий и социальных явлений были сделаны логические заключения, которые позволили установить типы взаимодействия между ними. Так, наиболее распространенным типом является тип «сливающегося соединения», где воспитание неразрывно связано с обучением и осуществляется через его содержание, формы, методы и средства. Второй тип мы обозначили как «сочетание в обучении и обособление вне его». То есть, воспитание осуществляется как в образовательном процессе, так и параллельно, вне его. Третий тип - «Вне обучения, но в соответствии с общей целью», означает, что воспитание осуществляется вне образовательного процесса, но в соответствии с его общими целями. То есть, это стихийные фрагменты обучения и воспитания, возникающие в семье, коллективе, общности и т.п. Четвертый тип - тип «стихийного сопровождения»: воспитание осуществляется не образовательными учреждениями.

Таким образом, установлены различные типы взаимосвязи между обучением и воспитанием, которые могут использоваться обособлено. Но только их интеграция может гарантировать положительный результат. Следовательно, при проектировании модели процесса воспитания в вузе необходимо учитывать установленный факт, что должно найти свое отражение в ее структурном построении. Однако нашей задачей является проектирование модели процесса гражданского воспитания студентов, доминирующего в профессиональном воспитании будущих специалистов таможенного дела. А это значит, что механизмы взаимодействия и определяющие ими типы взаимодействия между гражданским воспитанием и профессиональным обучением могут отличаться от определенных нами ранее связей.

Проводя работу в указанном направлении, мы опирались на суждения и мнения специалистов в области профессионального образования [3; 6; 8; 10 и др.]. Однако на основании логико-теоретического анализа предлагаемых современными учеными разработок был выработан собственный вариант этапного построения процесса формирования гражданственности у студентов (табл. 1). В качестве основных этапов определены: мотивационный, когнитивный, операциональный и поведенческий. Их периодизация взаимосвязана с организацией обучения в вузе. То есть, каждый этап реализуется на определенном курсе обучения. При этом последовательность

их реализации предполагает выполнение наиболее значимых принципов обучения и воспитания. В частности, это принципы: последовательности и доступности, постепенного усложнения, осознанности, систематичности и др. Характеристики этапов и соответствующие им уровни сформированное™ гражданственности выступают в качестве промежуточных результатов, на которые должен быть сориентирован весь процесс гражданского воспитания, на определенном этапе его реализации.

Таким образом, рассмотрев теоретические предпосылки построения процесса гражданского воспитания в условиях высшей школы, а также обосновав некоторые из основных теоретических положений, уточняющих направления его коррекции, сложились условия, позволяющие перейти непосредственно к проектированию модели процесса гражданского

Этапы формирования гражданственности в процессе вузовской профессиональной подготовки специалистов таможенного дела

Очеред- ность этапов Название этапов Основные характеристики этапов Уровни сформированное™ гражданственности

1 2 3 4

Первый курс Мотивационный Формирование потребностей в знаниях и их реализации в профессиональной деятельности Уровень внутренних потребностей, представлений

Второй курс Когнитивный Выраженная познавательная мотивация. С формиров авшиеся способности обучаемости и интеллектуальнопознавательной сферы. Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения Уровень познавательной потребности, знаний, умений

Третий курс Операциональный (действие по образу) Общая направленность личности, социальные и профессиональные установки, морально-волевые качества, нравственные взгляды и убеждения, мировоззрение, требовательность к себе, общая зрелость, гражданственность Уровень профессионально обоснованной потребности, знаний, умений и навыков

Окончание таблицы

1 2 X" ' 4

Четвертый курс и далее Поведенческий и креативноповеденческий Включенность в общественные дела, выполнение гражданских обязанностей, участие в разработке социальных программ и проектов. Участие в выполнении профессиональной деятельности Уровень осознанного отношения к деятельности как к гражданскому долгу. Реализация ЗУН на уровне мировоззренческих убеждений

воспитания в системе профессиональной подготовки специалистов таможенного дела. Это и явилось основной задачей следующего этапа нашей исследовательской работы.

В качестве основных причин, обусловивших необходимость разработки модели процесса формирования гражданственности, выступили:

1) результаты анализа литературы и изучение реального положения дел в вопросе профессиональной подготовки кадров, высветившие наличие проблем в высшей школе и в сфере таможенного дела;

2) данные предварительных исследований, указывающие на имеющие место противоречия между требуемым и реальным качеством профессиональной подготовленности выпускаемых вузами специалистов таможенного дела;

3) мнение специалистов и руководителей таможенной службы, выступающих с требованием пересмотреть содержание профессиональной подготовки выпускаемых кадров, с учетом тенденций развития таможенного дела и сформировавшихся новых требований, предъявляемых к высшей школе;

4) теоретические предпосылки и обоснования содержательного, процессуального, организационного и методического построения вузовского профессионального воспитания как составляющего компонента профессиональной подготовки в вузе;

5) результаты исследований, позволившие выделить гражданское воспитание как приоритетное в профессиональном вузовском воспитании и профессиональной подготовке специалистов таможенного дела.

С целью формирования четких представлений о планируемом результате процесса гражданского воспитания были определены первоочередные задачи, образующие связь между действиями и результатами:

1. Коррекция отношения студентов к профессиональной образованности и подготовленности в соответствии с тенденциями развития таможенной службы и сформировавшимися на этой основе требованиями к качеству их профессиональной компетентности и воспитанности.

2. Воспитание у студентов готовности к осознанию себя причастными к таможенной службе, значимости и ответственности возлагаемых спецификой профессиональной сферы.

3. Преодоление социальной пассивности студентов и мобилизация усилий на глубокое осознание необходимости практического освоения правовых и нравственных норм гражданского поведения.

4. Повышение культурного и интеллектуального уровня развития, воспитание способности к продуктивной интеллектуальной деятельности.

5. Развитие представлений о рыночной экономике, международных торговых отношениях и месте специальности «Таможенное дело» в этих процессах.

6. Воспитание активной гражданской позиции и способности к самостоятельному активному действию в учебной и практической деятельности.

Реализация поставленных задач позволит сформировать у студентов ряд личностных качеств, востребованных и являющихся профессионально-значимыми: гражданские и профессиональные качества, отвечающие интересам личности, общества, государства; общечеловеческие, нравственные, ценностные понятия; способности реагировать и принимать неординарные решения, полезные для дела, общества и государства.

Моделирование процесса гражданского воспитания будущих специалистов таможенного дела осуществлялось с учетом основных механизмов вузовского профессионального воспитания и основных компонентов профессиональной воспитанности: мотивационно-ценностного, духовно-нравственного, профессионально-деятельностного.

С целью придания модели идеальной формы мы стремились обеспечить обоснованность, логическую последовательность, системность предпринимаемых действий. В частности, было осуществлено:

1. Концептуальное обоснование модели, которое включает методологические, социально-профессиональные и педагогические основы; закономерности, принципы и требования воспитательной работы.

2. Моделирование системы гражданского воспитания базировалась на четко обозначенных организационно-содержательных условиях, методических и управленческих методах и приемах его реализации.

3. Структурное построение модели выполнено во взаимосвязи содержания, условий и этапности реализации воспитательного процесса формирования гражданственности у студентов.

4. Эффективность моделирования процесса гражданского воспитания определяется соответствием реально полученного конечного результата планируемому.

5. Структурное построение модели (рис. 2) базируется на концепции профессионально ориентированного подхода, который конкретизируется системой педагогических принципов: направленности учебно-воспитательного

процесса в вузе на профессиональное воспитание, с акцентом на гражданскую направленность; целостности образовательного процесса; управление процессом становления специалиста таможенной службы через включение студентов в базовую и профессиональную культуру; обеспечение субъективной мировоззренческой и гражданской позиции студента в процессе его профессиональной подготовки.

Фактором, обусловливающим цель процесса формирования гражданственности в предлагаемом варианте модели является планируемый результат - модель гражданской воспитанности. На его основе определяются модельные характеристики, которым должен соответствовать выпускник вуза после его окончания. Удовлетворяется данное требование через содержание, реализуемое в учебном и воспитательном процессах, в специально созданных педагогических условиях с использованием педагогических (воспитательных, образовательных) технологий. Другими словами, реализация содержания гражданского воспитания осуществляется в воспитательном процессе, организуемом с использованием всех резервных возможностей учебно-воспитательного процесса (учебного и внеучебного). Построение процесса формирования гражданственности у будущих специалистов таможенного дела по предлагаемому образцу представляет

собой логически и теоретически рационально выстроенную систему, функционирование которой позволяет прогнозировать достижение поставленной цели.

Целью в данном случае выступает стремление к достижению результата, соответствующего планируемому. Конечным результатом является воспитание устойчивой гражданской позиции, соответствующей профилю профессиональной деятельности, с характеристиками, идентичными идеальной модели гражданской воспитанности.

Так как процесс воспитания является длительным (в условиях вуза это пять лет), мы сочли возможным расчленить его на этапы, которые отражены в структуре модели: мотивационный, когнитивный, операциональный и поведенческий. Каждый этан определяют не только временные рамки, но и уровни формирования гражданственности, предусматривающие достижение определенного промежуточного результата.

Реализация предлагаемого варианта формирования гражданственности в условиях вуза предусматривает: последовательное насыщение учебных дисциплин и воспитательных мероприятий, направленных на формирование гражданственности, более сложным содержанием; ориентацию студентов на рациональное сочетание духовно-нравственных личных и профессиональных интересов; включение студентов в деятельность, обеспечивающую усвоение профессиональных норм, принципов, ценностей и осознание ответственности за их соблюдение; создание педагогически оправданной культурно-образовательной среды в вузе, способствующей формированию

гражданственности у студентов; создание оптимального психолого-эмоционального климата в студенческом коллективе и во взаимодействии с сотрудниками и преподавателями вуза; последовательное усложнение ролевого участия студентов в воспитательной работе и учебной деятельности от когнитивного до креативно-поведенческого уровня.

Четкое выполнение всех предписаний по педагогическому сопровождению реализации модели процесса формирования гражданственности у будущих специалистов таможенного дела в условиях вуза служит гарантом и позволяет прогнозировать достижение результата на высоком уровне соответствия модельным характеристикам. Однако для подтверждения эффективности разработанной модели и определения возможности ее применения на практике необходимо экспериментальное подтверждение.

Библиографический список

1. Бакаева, О. Ю. Таможенное право России [Текст] : учебник / О. Ю. Бакаева // отв. ред. Н. И. Химичева. - М.: Юристъ, 2004. - 385 с.

2. Белонежкии, Ю. Н. Модель таможни как основа исследования ее деятельности [Текст] / Ю. Н. Белонежкии // Исследование проблем таможенного дела: Сб. научн. тр. - М.: РИО РТА, 2000. - С. 126-131.

3. Бойко, И. Н. Формирование гражданственности будущего социального педагога [Текст] : автореф.... канд. пед. наук / И. Н. Бойко — М., 2007. - 22 с.

4. Гогиберидзе, Г. М. Содержание и организация воспитательной работы в университете [Текст] / Г. М. Гогиберидзе, Ю. Н. Ключко, Н. П. Клушина. - Ставрополь, 2004. - 283 с.

5. Дзюбенко, П. В.Таможенная политика России [Текст] : курс лекций / П. В. Дзюбенко, Ю. Г. Кисловский. - М.: РИО РТА, 2000. - 246 с.

6. Кубашичева, Л. Н. Становление профессиональной Я-концепции будущих педагогов [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Майкоп, 2003. - 45 с.

7. Путин, В. В. Дело государственной важности [Текст] / В. В. Путин // Высшее образование в России. -2003. -№ 1. - С. 5-11.

8. Середа, В. А. Патриотическое воспитание студентов педагогических вузов во внеучебной деятельности [Текст] : автореф... канд. пед. наук / В. А. Середа. -М., 2007. - 25 с.

9. Степанов, А. Ю. Служить государству нужно честно [Текст] / А. Ю. Степанов // Таможенные вести Приволжья. - Н. Новгород, 2006. - С. 6-7.

10. Фатов, А. В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности [Текст] : автореф... канд. пед. наук / А. В. Фатов. - М., 2007. - 25 с.

РАЗДЕЛ XIV В ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТАХ

ИНФОРМАЦИЯ О ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТАХ

Диссертационный совет Д 212.172.01 при Новосибирском государственном педагогическом университете

Адрес: 630123 г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 Тел/факс: (3832) 2-68-11-61, 2-68-11-91 Научные специальности:

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)

Председатель совета доктор педагогических наук,

профессор Лепин Петр Вольдемарович Заместитель председателя доктор педагогических наук,

профессор Беловолов Валерий Александрович Ученый секретарь доктор педагогических наук,

профессор Беловолова Светлана Павловна

Диссертационный совет Д 212.011.01 при Барнаульском государственном педагогическом университете

Адрес: 656031 г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 Тел.: (3852) 36-82-71, 36-82-73; факс 26-08-36 Научные специальности:

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)

19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)

Председатель совета доктор педагогических наук, профессор

Лоиагкин Владимир Михайлович

Заместитель председателя доктор психологических наук, профессор

Орлов Александр Николаевич Ученый секретарь кандидат педагогических наук,

профессор Шептенко Полина Андреевна

Диссертационный совет Д 311.005.01 при Уральском государственном университете физической культу ры

Адрес: 454091 г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1 Тел.: (3512)37-04-98; факс: 37-05-76 Научные специальности:

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические науки)

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук,профессор Найн Альберт Яковлевич доктор педагогических наук, профессор Куликов Леонид Михайлович доктор педагогических наук, профессор Кузьмин Андрей Михайлович

(педагогические науки) Председатель совета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заместитель председателя Ученый секретарь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.