Научная статья на тему 'Формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов'

Формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курина В. А., Ступина А. Г.

Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема осознания молодым поколением своего гражданского предназначения. Воспитанию социально значимых гражданских качеств личности уделяется недостаточно внимания в учебных заведениях, в том числе и в системе высшего образования. Использование технологии продуктивных методов обучения и воспитания при организации занятий в блоке гуманитарных дисциплин позволяет решить проблему формирования гражданской культуры у студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов»

УДК 37.013

В.А. Курина, А.Г. Ступина

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема осознания молодым поколением своего гражданского предназначения. Воспитанию социально значимых гражданских качеств личности уделяется недостаточно внимания в учебных заведениях, в том числе и в системе высшего образования. Использование технологии продуктивных методов обучения и воспитания при организации занятий в блоке гуманитарных дисциплин позволяет решить проблему формирования гражданской культуры у студентов высших учебных заведений.

Российское общество по мере накопления социальных и духовных ресурсов в период перехода к стабильному социально-экономическому развитию постепенно создает признаваемую общественным сознанием модель обустройства качественно нового состояния жизнедеятельности на фундаментальной базе демократии и гражданственности. Достижению сбалансированности в использовании материальных ресурсов и духовно-нравственных ценностей способствует развивающийся творческий потенциал демократии. Ее энергия стимулирует интеллектуальные и мотивационно-волевые усилия личности, направленные на освоение всей совокупности ценностей, составляющих феномен гражданской культуры.

Исторически сложилось так, что изменения, происходящие в государстве, оказывают влияние на формирование гражданина, а также его статус в обществе. Кроме того, трансформируются отношения гражданина с государством и взаимоотношения между гражданами. К числу негативных качеств личности можно отнести инфантилизм, ограниченность интересов к происходящим процессам в обществе, отсутствие уверенности в своих действиях, что непосредственно проецируется на молодежную и подростковую среду.

Утрата современным обществом духовно-нравственных ориентиров в пользу неограниченного потребления материальных благ привела к возникновению и обострению проблем человечества, напрямую связанных с формированием гражданина ХХ1 века, его воспитанием, образованием, мировоззрением, взаимодействием с обществом, техникой и технологиями. Международная комиссия «Образование ХХ1 века» в качестве одного из направлений своей деятельности признала важность гражданского образования, направленного на формирование демократического гражданского общества. Воспитание у молодого поколения гражданской культуры как интегративного качества личности является залогом решения задач создания в России демократического общества, развития идеи государственности, обращенной к человеку.

Однако проблеме формирования гражданской культуры у молодого поколения в современном образовании уделяется недостаточно внимания. Целенаправленное воспитание гражданина, осуществляемое преподавателями общественных дисциплин, предполагает в первую очередь формирование правовой и политической культуры молодежи. Педагоги не ставят своей целью формирование гражданской культуры будущего поколения, включающей совокупность многих качеств целостной личности. Отсутствие комплексного подхода к формированию гражданской культуры у студентов высших учебных заведений выводит данную проблему в ряд наиболее актуальных для современного образования. В связи с этим возникает необходимость обновления содержания воспитания и обучения в высших учебных заведениях с учетом новых социальных условий. В настоящее время приобретают актуальность научно-педагогические исследования, направленные на позитивное использование их результатов в учебно-воспитательной деятельности, интеграцию общечеловеческого гуманитарного потенциала в обновляющуюся систему воспитательных воздействий современного образования, чему и посвящено наше исследование.

В воспитании человека большое значение имеет процесс выработки им ценностных отношений к различным явлениям действительности, формирование иерархии ценностей личности, определяющих ее отношение к окружающему миру и поведение в обществе. Это длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние семья, отдельные социальные институты и группы, средства массовой информации, общество в целом. Важную роль в этом процессе играет система образования, а организация воспитательного процесса молодежи в высших учебных заведениях является сложным проблематичным делом.

Вышеизложенное позволяет определить противоречия между имеющимися в педагогическом вузе предпосылками для формирования гражданской культуры и отсутствием необходимой техно-

логии обучения и воспитания, а также между осознаваемой потребностью студентов в формировании социально значимых качеств личности в контексте гражданской культуры и неготовностью системы профессионального образования к реализации этой задачи.

В связи с этим проведен анализ зарубежной и отечественной литературы, выявивший, что теоретические вопросы обновления содержания обучения и воспитания молодежи в современных социальных условиях, формирования духовной культуры подрастающего поколения, приобщения учащихся к мировой и отечественной культуре рассматриваются в работах отечественных философов, педагогов, социологов Г.С. Батищева, Л.Н. Боголюбова, Л.П. Буевой, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Г.Н. Волкова, М.П. Журавлевой, И.Ф. Клименко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, В.С. Нагаева, М.Г. Тайчинова, Н.Е. Щурковой. Большой вклад в исследование проблемы гражданского воспитания внесли известные ученые-педагоги В.Г. Белинский,

A.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Г. Кершенштейнер, А.С. Макаренко, А.Н. Радищев,

B.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский. Проблема гражданского воспитания раскрыта в трудах современных педагогов Ф.Б. Горелика, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.П. Пахомова, В.А. Сластенина, Е.В. Соловьевой, которые подчеркивали, что гражданское воспитание - это, прежде всего, личностное развитие воспитанника. Наибольшее внимание применению в рамках процесса гражданского образования активных образовательных технологий уделили на страницах своих работ А.Б. Гутников, Т. Жабкина, А.Н. Иоффе, Э.М. Кин, М. Ковынева, К.П. Краковский, В.П. Пахомов, Е.Б. Потемкина, В.Н. Пронькин, Ж. Рожнева, Д. Роу, Т. Торп и др.

В основе складывающейся в российском обществе и в системе образования новой культуры воспитания все более четко фиксируются отечественные духовные и нравственные ценности. При этом в качестве доминантной цели воспитания выступает формирование гражданина, человека, способного полноценно жить в новом, демократическом обществе России, развивать личность и быть полезным обществу. Заметный вклад в разработку теории и методики социализации, гражданского воспитания подрастающего поколения внесли исследования А.В. Беляева, Б.З. Вульфова, А.Я. Гаязова, В.А. Караковского, Л.В. Кузнецова, А.Ф. Никитина, А.В. Прутченкова, И.С. Руссу, И.В. Суколенова, Ф.Р. Филиппова, Г.Н. Филонова, В.М. Шепеля, М.А. Шкробовой,

З.К. Шнекендорфа. Критерии сформированности мировоззрения и гражданской воспитанности учащихся разрабатывались в исследованиях Е.И. Кокориной, Ю.П. Маринкиной, Н.И. Монахова, Р.М. Роговой. Вопросам гражданско-патриотического воспитания посвящены работы

А.Ф. Афанасьева, Д.М. Магдиева, П.И. Пидкасистого.

Тем не менее наблюдается дефицит работ, направленных на организацию формирования гражданской культуры у студентов педагогических вузов при изучении ими дисциплин гуманитарного блока, приобщения их к духовно-нравственным ценностям нашего общества.

В связи с этим подчеркивается актуальность выбранной темы исследования: «Формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов (на примере иностранного языка)».

Объектом нашего исследования явился процесс профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, а предметом - формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока (на примере иностранного языка).

На протяжении ряда лет в Стерлитамакской государственной педагогической академии проводится работа по внедрению в учебно-воспитательный процесс технологии продуктивных методов обучения, направленной на формирование гражданской культуры у студентов.

Организация учебно-воспитательной работы в Стерлитамакской государственной педагогической академии на основе технологии продуктивных методов обучения позволила определить цель исследования, которая заключаются в теоретическом обосновании и эмпирическом исследовании процесса формирования гражданской культуры у студентов педагогических вузов.

Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс формирования гражданской культуры у студентов педагогических вузов при изучении дисциплин гуманитарного блока будет осуществляться более эффективно при следующих условиях:

- определен тезаурус понятий «гражданственность» и «гражданская культура» в системе педагогических категорий, а социально значимые гражданские качества личности студента являются необходимыми для профессиональной и социальной деятельности;

- теоретически обоснованы и внедрена в учебный процесс технология продуктивных методов обучения и воспитания, направленная на формирование гражданской культуры студента и предполагающая активизацию учебно-воспитательного процесса через содержание учебных дисциплин, отражающих вопросы патриотизма, гражданственности и любви к

своей Родине, а также учитывающая оптимальность построения учебного материала с применением спектра дидактических методов и средств;

- выявлены уровни сформированности гражданской культуры у студентов педагогических вузов, выделены критерии и показатели для их идентификации; разработана система занятий и воспитательных мероприятий, способствующая успешному формированию гражданской культуры.

На основе поставленной цели были определены задачи исследования: проведение аналитической деятельности на основе изучения научно-методической и психолого-педагогической литературы по поставленной проблеме; исследование теоретических подходов к формированию гражданской культуры у студентов педагогических вузов в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока; обоснование и проверка эффективности технологии продуктивных методов обучения и воспитания студентов педагогических вузов по формированию гражданской культуры в процессе изучения ими дисциплин гуманитарного блока (на примере иностранного языка); выявление уровней сформированности социально значимых гражданских качеств личности у студентов педагогических вузов, выделение критериев и показателей для их идентификации; разработка и экспериментальная проверка технологии продуктивных методов обучения и воспитания, включающей систему занятий и воспитательных мероприятий по иностранному языку и способствующей успешному формированию гражданской культуры у студентов.

Теоретико-методологической основой исследования явились современные философско-культурологические и научно-педагогические подходы к проблемам социализации молодежи, приобщению студентов к культуре в обучении, гражданскому воспитанию. Исследование опирается на общие методологические принципы современной педагогики и психологии в теоретическом исследовании учебно-воспитательного процесса, в частности гражданского воспитания личности в современных социокультурных условиях, в организации педагогической деятельности при подготовке, планировании, проведении и оценке результатов опытно-экспериментальной работы.

При определении методологических подходов исследования учитывались положения государственных программных документов в сфере развития и модернизации российского образования: Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.), Программа развития воспитания детей и молодежи на 2002-2004 гг. (2001 г.), Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2001 г.), Концепция модернизации образования на период до 2010 года (2001 г.) и др. документы.

Для организации и проведения исследования был использован ряд научных методов. Теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования, изучение учебников, учебных и учебно-методических пособий и учебных программ. Эмпирические методы: педагогический эксперимент и ретроспективный анализ результатов работы исследователя по гражданскому воспитанию студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока; наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности в педагогических вузах, обобщение и анализ педагогического опыта; разработка и апробация экспериментальных учебных методик; методы систематизации и анализа результатов экспериментальной деятельности, в том числе включенное наблюдение, беседы и опросы, срезы знаний, изучение результатов учебной деятельности студентов педагогических вузов, ретроспективное наблюдение за процессами социализации личности, особенностями их моральной мотивации и деятельности в обществе. Статистические: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный и качественный анализ.

Центральное место в методическом аспекте исследования занимала опытноэкспериментальная деятельность по формированию гражданской культуры у студентов педагогических вузов в процессе изучения дисциплин гуманитарного блока (на примере иностранного языка). Она включала отбор предъявляемого учебного материала, его дидактическую и методическую адаптацию к воспитательным задачам исследования, проведение экспериментальных занятий, апробацию разработанных методик на открытых занятиях, методических семинарах, научнопрактических конференциях.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе Стерлитамакской государственной педагогической академии.

В результате исследования обоснованы теоретические подходы и педагогическая практика формирования гражданской культуры у студентов педагогических вузов при изучении дисциплин гуманитарного блока; выявлен воспитательный потенциал в процессе профессиональнопедагогической подготовки, разработаны методические приемы и средства их использования в процессе подготовки педагогических кадров, способствующие формированию гражданской куль-

туры, выработке социально значимых убеждений и нравственных ценностей, формированию активной сознательной позиции гражданина и патриота России, что расширяет теоретические представления о воспитательных возможностях высшей школы в новых социальных условиях.

Работа имеет практическую значимость, которая заключается в совершенствовании учебнометодического обеспечения процесса воспитания в высшей школе, углублении содержания дисциплин гуманитарного блока, целенаправленно ориентированного на воспитание гражданских качеств личности студента в учебной деятельности. Разработанные в ходе исследования методические рекомендации могут быть использованы педагогами специальных учебных заведений и вузов, а также специалистами методических центров, учреждений повышения квалификации работников образования для обогащения содержания, средств и методов гражданского воспитания в системе высшего профессионального образования.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил определить, что гражданственность - это часть базовой культуры личности, связанной с воспитанием социально значимых качеств личности, а формирование гражданской культуры позволяет личности обрести в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Кроме того, на основе анализа литературы можно сказать, что понятие «гражданственность» выступает как совокупность идеологических, политических, юридических и нравственных качеств, определяющих сущность и особенности человека как гражданина и формирующих его. Главной же целью гражданского воспитания является подготовка молодежи к ответственному участию в жизни страны. Его суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества. Сущностью образованности является культура субъекта, которая воплощается в его позиции совокупностью положительных социально значимых для данного общества ценностей. Одним из наиболее важных моментов является результат учебно-воспитательного процесса, который в нашем случае выражается как уровень сформированности гражданской культуры у студентов при изучении дисциплин гуманитарного блока.

Научное определение понятия культуры, раскрывающего общеисторический смысл и содержание данного явления, его место в общественной жизни наталкиваются на серьезные методологические и теоретические трудности. Они вызваны не только многогранностью феномена культуры, но и многозначностью, многокомпонентностью самого термина «культура».

Особое значение приобретает изучение методологических проблем культуры в связи с практикой экономической жизни, производственной деятельностью людей, демократизацией общества.

Так, в полной мере культурным можно считать такого человека, у которого освоенные им культурные достижения воплощаются в его повседневных действиях, в его поведении, в его отношении к миру. А уровень культуры студента как будущего учителя связан, в первую очередь, с качеством его учебной деятельности. Кроме того, важными являются нормы профессиональной (педагогической) культуры, которые формируются в проблемном поле взаимодействия норм обыденной культуры и норм профессионального мышления, приобретая мировоззренческую окраску в процессе профессиональной деятельности и культуры общения. Выделение педагогической культуры как особого феномена обусловлено спецификой педагогической деятельности и требованиями, предъявляемыми к учителю в условиях перестройки высшего образования.

Определяя содержание гражданской культуры, мы выявили ее компоненты, составляющие совокупность различных культур (правовой, нравственной, политической, экологической и др.) и характеризующиеся соответствующими знаниями, эмоционально-волевым обликом и практической деятельностью каждой личности. Кроме того, понятие гражданской культуры переплетается с понятием политической культуры. В ее рамках одни граждане могут быть активными в политике, другие предпочитают играть более пассивную роль. В парадигмальном аспекте гражданская культура представлена в единстве двух составляющих — культуры гражданского достоинства, ведущим мотивом которой является удовлетворение визуальных потребностей (гражданская позиция личности здесь заключается в осознании необходимости выполнения обязанностей гражданина и подчинении личных интересов общественным), и культуры социальной полезности, где гражданская позиция основана на неотчуждаемости прав человека и понимании логики жизни как движения от прав к обязанностям; ведущим мотивом здесь выступает удовлетворение духовных запросов. Диагностируемыми признаками сформированности гражданской культуры в этом случае яв-

ляются такие интегративные понятия, как «гражданская позиция» и «готовность к социально значимой деятельности».

Долгое время образование работало на профессиональную культуру и профессиональную ответственность, что притупило значение гражданской ответственности как определяющего фактора в формировании личности. Можно отметить, что профессионализация - одна из частичных функций образования. Ее основная задача - не формирование человека, а развитие у него отдельных производственно-деятельностных функций. Однако профессиональный педагог призван реализовывать не только учебную, но и воспитательную деятельность, в большей степени связанную с формированием гражданского самосознания у молодого поколения России. В этом случае целью педагогического процесса становится воспитание человека, компетентного в самых различных направлениях: в общении и творческом досуге, преумножении традиций и культурной самобытности, в обеспечении здорового образа жизни и развитии активной гражданской позиции, в сохранении окружающей среды и планировании демографического роста.

В связи с этим формирование гражданской культуры у студентов педагогических вузов, а значит, и гражданское воспитание имеют глубокое обоснование и осмысливается на современном этапе общественного развития как стержневой образовательный фактор.

Организующий потенциал гражданской ответственности не противоречит профессионализму, напротив, он может стать мощным толчком к росту профессиональной образованности и к развитию личности. Формирование того или иного качества личности происходит посредством различных факторов, в том числе, конечно, и с помощью конкретных фрагментов знания, включенного в учебные программы. Однако они не покрывают объемы знаний и практический опыт, элементарно необходимые современному человеку для жизни. Поэтому, с одной стороны, бессмысленно сейчас призывать заменить науку гражданским воспитанием. Но, с другой стороны, само содержание учебных программ должно измениться, если появится его цель, связанная с жизнесмысловыми ценностями гражданственности. Можно сказать, что когда гражданская культура сформирована не только рационально, но и эмоционально, учебно-воспитательный процесс выполнил свою непосредственную миссию.

Кроме того, для многонациональной, поликонфессиональной Российской Федерации важнейшей целью образования и воспитания стало формирование у своих граждан патриотизма, воспитание в духе дружбы народов и веротерпимости. Однако достижение этой цели усложняется тем, что изменения, происходящие в России, привели к распаду сложившейся в стране системы гражданского и интернационального воспитания.

Печально то, что многие выпускники вузов стремятся уехать из России и жить за рубежом. Это прямое следствие начавшегося 10-15 лет назад разрушения чувства национального достоинства, преклонения перед западным образом жизни. Сегодня ситуация, кажется, начинает меняться. В обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации и утраты чувства гражданственности.

Об огромном значении данной проблемы говорится в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. , № 122). Ее цель - развитие системы гражданского воспитания в России, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, упрочению единства и дружбы народов РФ.

Повышение уровня социальной культуры отдельного гражданина и общества в целом объективно может и должно быть осуществлено с помощью непрерывного образования. Основываясь на законе РФ «Об образовании» (1992 г.), задачами непрерывного образования можно назвать следующие: формирование у российских граждан современных знаний об общей картине мира; повышение социальной активности, направленной на совершенствование культуры жизни общества.

В соответствии с этим можно определить основные направления в деле формирования гражданской культуры у студентов педагогических вузов при изучении дисциплин гуманитарного блока:

- развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, формирование гражданского самосознания;

- поднятие культуры жизнедеятельности человека, гражданско-патриотической состоятельности личности;

- обеспечение преемственности и непрерывности социально-педагогического образования.

В реализации перечисленных направлений велика ответственность образовательных учреждений всех рангов и уровней за формирование дееспособных будущих граждан, патриотов своей страны, их социально-ролевой готовности к жизнедеятельности в окружающем социуме. В связи с этим главная цель российского образования состоит в том, чтобы определить воспитательное про-

странство, «зоны» формирования гражданской культуры и поддерживающие этот процесс педагогические, программно-методические, технологические и управленческие средства и способы его обеспечения, учитывающие исторические традиции вуза, факультета, группы.

Важным является то, что студенты вузов видят в лице преподавателя не только субъекта, передающего знания и опыт, но и советчика и помощника в устройстве их будущей жизни. Педагог призван через различные формы учебной и внеучебной гражданско-воспитательной деятельности осуществлять духовную связь поколений, передавать жизненный опыт студентам. Одновременно с этим, занимаясь гражданским воспитанием, преподаватели сами становятся более духовно богатыми, мобильными социально, подтянутыми физически. Неформальное педагогическое общение -двусторонний процесс духовного обогащения, от которого выигрывают все: студенты и преподаватели, общество и государство.

Эффективность гражданского воспитания зависит от окружающей студентов гуманитарной среды вуза. Ядром гуманитарной среды в вузе, которая формирует своеобразный тип и стиль миропонимания, мировосприятия, мироотношения, мирообразования, определенный образ мыслей, чувств, действий, поведения, деятельности, является, прежде всего, гуманитарное образование, основанное на знании философии, человековедения, права, морали, искусства, педагогики, иностранных языков. На создание гуманитарной среды в вузе оказывает воздействие целая система факторов. К ним, прежде всего, относятся объективные факторы макросреды. Однако образование без гражданского воспитания не дает необходимого результата. В связи с этим большое значение имеют и такие факторы макросреды, в отношении к которым проявляется избирательность личности: средства массовой информации, искусство, художественная литература, научно-популярная литература. В современных условиях роль информационных потоков возрастает. Кроме того, гуманитарная среда в вузе формируется факторами не только макросреды, но и микросреды. К ним относятся объективные факторы (вузовский коллектив, включающий факультеты, специальности, кафедры, студенческие группы и курсы) и субъективные (неформальные группы). Воздействие объективных и субъективных факторов макро- и микросреды способствует социализации личности студента, которая в основном формирует характер поведения индивида, его социальную сущность. Важной составляющей гражданской культуры студента является культура межнационального общения и, как ее элемент, - толерантность. Толерантность понимается нами как признание самоценности любого человека, т.е. права человека быть непохожим, иным. И здесь на первый план выходит создание педагогом условий для толерантного общения и взаимодействия студентов.

Формирование гражданской культуры студентов происходит не только во время проведения аудиторных занятий, но и во внеучебной деятельности. Главное предназначение внеучебной работы в вузе мы видим в использовании различных форм ее организации и развитии профессиональных, художественных, спортивных и других способностей студентов, а также в расширении возможностей их духовного и культурного роста. При этом понятие «культура» трактуется в самом широком смысле, затрагивающем формирование экологической, политической, физической культуры студента, культуры поведения и общения, его нравственное и эстетическое развитие.

Отмечая повышение общественного статуса воспитания в нашем обществе, необходимо отметить, что сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер государства, системы образования, всего общества по формированию у молодежи гражданской культуры. Тщательный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы позволил определить компоненты гражданской культуры: культура межнационального общения, гражданский долг, гражданская ответственность, гражданская совесть, гражданская активность, уважение и принятие прав и обязанностей гражданина, гражданское сознание, потребность в гражданских поступках и действиях, уважение к законам, чувство патриотизма и интернационализма, адекватное отношение к делам государства и собственным делам, чувство личной свободы, гражданское достоинство, политическая культура, единство гражданского сознания и поведения.

Перечисленные компоненты содержат в себе большое количество признаков, которые в отдельных случаях только условно могут быть отнесены к гражданским. В этом проявляется специфика формирования гражданской культуры у студентов педагогических вузов, так как гражданская ответственность олицетворяется со многими общечеловеческими качествами.

Для формирования гражданской культуры у студентов в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза при изучении дисциплин гуманитарного блока используются различные приемы и формы воспитательного воздействия, которые основываются на социальном опыте студентов и опираются, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление: беседу, диалог, диспут, дискуссия, ролевые игры, различные проблемные и исследовательские задачи; а также групповые и индивидуальные формы работы.

В содержании учебно-воспитательного процесса формирования гражданской культуры у студентов педагогических вузов выделено три компонента: когнитивный, ценностный, деятельностный. Когнитивный компонент содержания представляет собой интеграцию этических, правовых, экологических, политических, экономических и других знаний. Ценностный компонент составляют общечеловеческие ценности, а деятельностный включает в себя соблюдение общественных норм, гражданские поступки, общественно-полезную деятельность.

Опытно-экспериментальная работа проводилась по следующим направлениям: изучение состояния сформированности гражданской культуры у студентов; выявление отношения преподавателей к технологии продуктивных методов обучения и воспитания; выявление отношения преподавателей к проблеме формирования гражданской культуры у студентов. Констатирующий эксперимент показал, что традиционным образом организованный учебно-воспитательный процесс малоэффективен в плане формирования у студентов гражданской культуры. Это потребовало разработки и внедрения технологии продуктивных методов обучения и воспитания. Применение данной технологии позволило студентам приобрести навыки социального взаимодействия, усвоить общественный опыт, получить необходимые знания по культуре общения. В результате использования в учебно-воспитательном процессе ситуаций, максимально приближенных к жизненным, у студентов возросла гражданская активность, самостоятельность в принятии решений, гражданская ответственность, изменилась мотивация учения, углубились и упрочились знания. Гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса позволила решить проблему формирования гражданской культуры у студентов педагогических вузов и развития у них социально значимых качеств личности. Технология продуктивных методов обучения и воспитания в полной мере осуществляет комплексный подход в формировании гражданской культуры у студентов педагогических вузов и реализует потенциал дисциплин гуманитарного блока. Кроме того, эффективность процесса обучения и воспитания посредством названной технологии обеспечивается комплексом педагогических условий: моделированием профессиональной и общественной деятельности людей; актуализацией содержания дисциплин гуманитарного блока; формированием у студентов навыков самостоятельной работы с различными видами источников информации.

Для методического обеспечения учебно-воспитательного процесса разработаны спецкурс «Культура межнационального общения», который преподается студентам Стерлитамакской государственной педагогической академии на русском и английском языках, а также практикум по иностранному языку, предполагающий создание экстремальных жизненных ситуаций, приближенных к жизненным и требующих решения проблем общения, вырабатывающий определенное отношение к людям, обществу в целом, государству и т.д. Занятия проводятся с использованием продуктивных методов обучения, способствующих формированию гражданской жизненной позиции и развитию творческого и логического мышления. Кроме того, разработана система мероприятий, посвященных различным государственным датам и предполагающих формирование социально значимых гражданских качеств личности у студентов педагогического вуза.

Полученные результаты научного исследования подтвердили гипотезу об эффективности использования технологии продуктивных методов обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000.

2. Гаязов А.С. Основы процесса гражданского воспитания учащейся молодежи: Учеб. пособ. М., 1996.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособ. М., 2002.

4. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособ. М., 2002.

5. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособ. / Под ред. Д.И. Латышиной. М., 2004.

6. ПлатоновЮ.П. Основы этнической психологии: Учеб. пособ. СПб., 2003.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.

В.А. Сластенина. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.