УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Е.А. ЗАГУДАЕВ, аспирант 2 курса юридического факультета ГОУ ВПО «Курский государственный университет» кафедра теории и истории государства и права Тел. 8-960-697-41-99;[email protected]
ГРАЖДАНСКОЕ УЛОЖЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (особенности кодификационной деятельности)
В данной научной статье рассматриваются вопросы систематизации гражданского процессуального законодательства в России в первой четверти XIX столетия, а именно специфика работы по созданию проектов Гражданского уложения Российской империи как сложного по своей структуре правового акта, дальнейшая судьба разработанного кодифицированного акта в истории нашей страны.
Ключевые слова: систематизация, законодательство, Гражданское уложение, империя, кодекс.
С перестройкой деятельности Комиссии составления законов работы по систематизации стали продвигаться очень быстро. Ф.М. Дмитриев писал: «...работа закипела, и вместе с тем начались громкие, вполне справедливые жалобы на легкомысленный способ, которым совершался величайший законодательный переворот» Когда Сперанский начинал свои работы по составлению Гражданского уложения, он рассчитывал на помощь и содействие иностранных ученых, особенно французов, «в числе корреспондентов комиссии числилось немало знаменитых иностранных юристов»2. Однако участие корреспондентов в составлении нового Уложения ограничилось несколькими письмами. Таким образом, Сперанский, по всей видимости, отступил от утвержденного плана Гражданского уложения и поручил составлять его по новому плану, подобному по содержанию с французским кодексом. Сперанский просил Г.А. Розенкампфа окончить составление первой части Гражданского уложения к 1 мая 1809 года, когда должен был начать работу новый совет комиссии. Несмотря на некоторые претензии к проекту, в октябре 1809 года проект первой части был окончательно рассмотрен и отдан в печать. Проект первой части состоял из 11 глав. Обратим внимание на некоторые аспекты гражданского судопроизводства. Девятая глава посвящена регулированию вопросов усыновления (§ 342-354). Последняя, одиннадцатая глава носит название «Об опеке и попечительстве». Она состоит из одиннадцати отделений. Седьмое отделение носит название «О законном удостоверении в безумии, сумасшествии, явной расточительности и безвестном отсутствии» (§ 490508). Восьмое отделение посвящено вопросам попечительства над безумными и сумасшедшими (§ 509-517), девятое - над явными расточителями (§ 518-522) и т.д. Главным и единственным руководителем комиссии стал Сперанский, он же и государственный секретарь. Манифестом от 1 января 1810 года первая часть Гражданского уложения была внесена на рассмотрение Государственного совета. Начиная с 17 января 1810 года рассмотрению проекта Гражданского уложения было посвящено более 40 заседаний департамента законов и общего собрания Государственного совета, в которых были обсуждены первая и уже подготовленная к этому времени вторая часть Гражданского уложения. Сперанский предлагал для рассмотрения про© Е.А. Загудаев
екта Гражданского уложения учредить в губерниях особенные комитеты. В комитеты под председательством гражданских губернаторов должны были входить председатели гражданской и др. палат и губернской прокуратуры. Собиравшись два раза в неделю, комитеты должны были рассмотреть проект первой части в течение двух месяцев. Цель рассмотрения состояла в том, чтобы «...соображением местных познаний и судебной практики предложить полезные виды к улучшению или дополнению каких-либо статей в проекте Уложения». На заседаниях общего собрания Государственного совета Александр I всегда председательствовал лично. Сперанский в должности директора комиссии вносил проекты глав и сопровождал их нужными объяснениями, а потом, будучи уже в должности государственного секретаря, составлял журналы совета и представлял их императору. Как правило, все разногласия и недовольства обсуждающих царь старался разрешать в самом заседании. Но многие члены Государственного совета начали требовать от Сперанского и Розенкампфа на каждую статью ссылку на российские законы, из которых она составлена. Сперанский поручил Н.С. Ильинскому указать под каждой статьей Уложения ее источник из российских законов. Тем не менее уже к 14 декабря 1810 года Государственный совет окончил рассмотрение обеих частей Гражданского уложения. Обе части были напечатаны в исправленном виде для нового пересмотра. Между тем две первые части Уложения, хотя и были напечатаны только для членов Государственного совета, стали известны широкой общественности. Произведенные комиссией исправления законов или, лучше сказать, ее директор подверглись жестоким порицаниям.
Ко всему прочему многим не нравилось и то, что «... в качестве руководителя идеи при составлении Уложения Сперанским было выдвинуто формальное равенство всех граждан перед законом независимо от сословной принадлежности». В марте 1812 года Сперанский был отстранен от всех государственных дел и отправлен сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Тем временем к марту 1812 года была закончена третья часть проекта Гражданского уложения. Но на рассмотрение Государственного совета она представлялась во второй половине 1812 года, уже в отсутствие ее главного составителя - М.М. Сперанского. Вскоре после удаления Сперанского в ссылку слу-
живший в Комиссии составления законов Розен-кампф подал председателю Государственного совета П.В. Лопухину особую записку, касающуюся устройства комиссии, ее занятий, положения дел и т.д. Розенкампф спрашивал, должен ли оставаться и быть приведен к окончанию проект Гражданского уложения, так как он изложен под руководством бывшего директора комиссии Сперанского. Записку Розенкампфа П.В. Лопухин довел до сведения императора. 9 апреля 1812 года исполняющий обязанности государственного секретаря Оленин сообщил Лопухину распоряжение царя, которым Комиссия составления законов поступала в управление Лопухина. Объявив 12 апреля 1812 года о новом назначении комиссии, уже 4 мая Лопухин распорядился для успешного и окончательного рассмотрения проектов, представляемых начальниками отделений, учредить особый совет из трех чиновников: Розенкампфа, Дружинина и Тургенева. Во вновь учрежденный совет начальники отделений обязаны представлять составляемые ими проекты с необходимыми пояснениями. После этого они передаются управляющему делами Комиссии составления законов для внесения на рассмотрение Государственного совета. Тем временем были переработаны и исправлены все три части проекта Гражданского уложения. Рассмотрение проекта Гражданского уложения в Государственном совете вызвало много возражений. На Государственном совете было решено рассматривать представленный проект Гражданского уложения совместно и с помощью свода действующих законов. Поэтому на Государственном совете единогласно было решено: прежде окончательного рассмотрения составить по порядку, содержащемуся в самом проекте, Систематический свод существующих узаконений с извлечением из них кратких правил ныне действующего права. После этого проект будет окончательно рассмотрен и утвержден. Конечно, представленный проект Гражданского уложения мог иметь множество недостатков, требующих исправления и дополнения. Но кроме этого были и другие причины для возвращения проекта в комиссию. Одной из них было то, что члены Государственного совета усомнились в том, что все гражданские процессуальные нормы содержатся в одной книге. Во исполнение решения Государственного совета на заседании Комиссии составления законов от 21 июня 1815 года «было решено издать Систематический
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
свод законов»3. Он состоял из отдельных книг, в которых имеется два оглавления, составленные в алфавитном и хронологическом порядке. Вначале излагаются теоретические основы права, извлеченные из самих законов, затем приводятся законодательные акты, из которых извлечены так называемые основы права. Каждая книга имеет две отдельные нумерации: одну с римскими цифрами - для текста статей основ права, другую с арабскими - для самих законов. Систематический свод законов, конечно же, облегчал работу комиссии, но, пока она занималась изданием систематического свода существующих законов, число их постоянно приумножалось. Тем временем после исполнения обязанностей сибирского генерал-губернатора в 1821 году в Петербург возвратился М.М. Сперанский. 17 июня он получил высочайшее повеление присутствовать в Государственном совете. 11 июля того же года на время отсутствия Лопухина Сперанский был назначен исполняющим обязанности главного управляющего Комиссией составления законов. Сперанский, быстро ознакомившись с положением дел в комиссии, уже 30 сентября 1821 года представил императору обзор работы Комиссии составления законов. Сперанский находил, что при рассмотрении в Государственном совете проектов уложений было замечено, что многие статьи являются или «...бесполезными повторениями, или ссылками на другие учреждения»4. Притом, писал Сперанский, есть
много вопросов, которые совершенно не находят разрешения в проектах. Он считал, что для приведения работ комиссии в порядок необходимо восполнить пробелы и добавить новые статьи, а кое-где и целые главы и внести редакционные поправки. Думается, что к 1825 году Сперанский осознал некоторые отрицательные черты деятельности Комиссии составления законов, заключавшиеся в отсутствии четкого плана работ, в нарушении последовательности кодификации. В написанной им для Александра I осенью 1825 года записке он заявлял, что все проекты Комиссии «представляли одни токмо начатки уложений, а не самые уложения, начатки весьма несовершенные и далеко еще отстоящие от практической пользы»5. Созданный под руководством и при активном участии М.М. Сперанского проект Гражданского уложения явился попыткой создания кодифицированного акта, на которую оказали влияние проходившие в Европе процессы отраслевой кодификации. Проект Гражданского уложения, так и не получивший законодательного признания в силу ряда внутриполитических причин, чрезмерной общественной ориентированности на «самобытность русского права» и личностного отношения к Сперанскому консервативно настроенной высшей бюрократии, тем не менее явился важным этапом в истории систематизации гражданского процессуального законодательства в рассматриваемый период.
Примечания
Дмитриев Ф.М. Сперанский и его государственная деятельность // Русский архив. - 1868. - № 10. - С. 1634.
2 Середонин С.М. Указ. соч. С. 75-77.
3 РГИА. Ф. 1260. Оп. 1. Д. 1. Л. 113; РГИА. Ф. 1260. Оп. 1. Д. 13. Л.л. 60-61.
4 Сперанский М.М. Обозрение работы Комиссии составления законов за 1804-1821 гг., представленной Александру I 30 сентября 1821 года // РНБ. Ф. 731. Д. 908.
5 РНБ. Ф. 731. Д. 909. Л. 14.
Библиографический список
1. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского М.М. - СПб., 1861. Т. I. - 283 с; Т. II. - 388 с.
2. Общая теория права и государства // Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1996. - 517 с.
3. Романович-Славатинский A.B. Государственная деятельность графа М.М. Сперанского. - Киев, 1873. - 39 с.
4. Середонин С. М. Граф М.М. Сперанский. Очерк государственной деятельности. - СПб., 1909. - 189 с.
5. Кодан С.В. М.М. Сперанский и систематизация законодательства.// Советское государство и право. - 1989. - № 6. - С. 103-110.
6. Дмитриев Ф.М. Сперанский и его государственная деятельность // Русский архив. - 1868. - № 10. - С. 1634.
Проекты нормативных актов Проект Гражданского уложения Российской Империи. Ч. 1-3. - Спб., 1814. - 248 с.
Архивные источники
1. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. Фонд 731. - М.М. Сперанский. Д. 908.
2. Российский государственный исторический архив. Фонд 1260. - Комиссия составления законов. Оп. 1. Д. 1. Оп. 1.
Д. 13.
E.A. ZAGUDAEV
CIVIL THE CODE RUSSIAN EMPIRE IN THE FIRST QUARTER OF XIX CENTURY
(FEATURE CODIFICATION ACTIVITY)
In the given scientific article questions of ordering of the civil remedial legislation in Russia in the first quarter of XIX century, namely specificity of work on creation of projects Civil The code Russian empire as difficult on the structure of the legal certificate, the further destiny developed Codification the certificate in history of our country are considered.
Key words: ordering, the legislation, Civil The code, empire, the code.