9 Аристотель. Политика. С. 454-455.
10 См.: Бершадский С.А. Очерки истории философии права. СПб., 1892. Вып. 1. С. 120.
11 Цит. по: Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907. С. 163.
12 См.: Там же. С. 165.
13 См.: Спиноза Б. Богословско-политический трактат. М., 1957. Т. 2. С. 203-204.
14 Там же. С. 64.
15 Карпов Ф.И. Послание Митрополиту Даниилу // Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997. Т. 3. С. 161.
16 См.: Козельский Я.П. Философические предложения // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959. С. 352.
17 Десницкий С.Е. Юридические рассуждения о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей. М., 1959. С. 212.
18 Козельский Я.П. Указ. соч. С. 407.
19 Цит. по: Тимошина Е.В. Рукописное наследие М.М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения // Правоведение. 2001. № 3. С. 222.
20 Цит. по: Луковская Д.И., Гречишкин С.С. Четыре «беседы» М.М. Сперанского о законах // Правоведение. 1997. № 4. С. 67.
21 Там же. С. 69.
22 Цит. по: Тимошина Е.В. Указ. соч. С. 232.
23 Неволин К. Энциклопедия законоведения. СПб., 1839. Т. 1. С. 39.
24 Там же. С. 43.
М.Н. Лядащева-Ильичева
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье исследуется вопрос о теоретических основах историко-правовых исследований этапов формирования гражданского законодательства в России XIX - начала XX в. Автором обозначены факторы, определявшие процесс систематизации гражданского законодательства в России. В качестве научного критерия периодизации рассматриваются принципы законодательства, определявшие его форму и содержание.
Ключевые слова: история отечественного государства и права, история законодательства, Свод законов Российской империи.
M.N. Lyadascheva-Ilyicheva
STAGES OF FORMATION OF CIVIL LAW IN RUSSIA XIX - EARLY XX CENTURY
The article discusses the theoretical foundations of the historical and legal research stages of the formation of civil law in Russia XIX - early XX centuries. The author identifies factors that determined the process of systematization of civil law in Russia. As a criterion of the scientific principles of periodization considered legislation that governed its form and content.
Key words: history of the national state and law, legislative history, Code of Laws of the Russian Empire.
Динамика систематизации гражданского законодательства в современной России вызывает потребность в историко-правовом осмыслении закономерностей его формирования и развития в XIX - начале XX в. В теоретической и специально-юридической литературе, принято рассматривать систему права и систему законодательства в ходе процесса систематизации советского и действующего россий-
© Лядащева-Ильичева Марина Николаевна, 2012
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).
ского законодательства. Упорядочение российского законодательства в целом и гражданского в частности продолжает оставаться насущной проблемой формирующегося правового государства, системы права и системы законодательства1.
Теоретической основой для исследования закономерностей формирования и развития гражданского законодательства в XIX - начала XX в. стали разработки О.Ю. Рыбакова о правовой политике. Особый интерес представляют его исследования методологических проблем теории правовой политики, вопросы прав и свобод личности в России в рамках правовой политики и т.д.2
В историко-правовой научной литературе сохраняется потребность в комплексных исследованиях процесса формирования и развития российского гражданского законодательства, которые направлены на выявление закономерностей формирования и развития системы гражданского права и системы гражданских законов. Для этого необходим научно обоснованный критерий периодизации формирования и развития гражданского законодательства в рамках процесса его систематизации3.
Адаптируя теоретические и специально-юридические разработки С.В. Пахма-на, В.А. Тархова и О.Ю. Рыбакова к историко-правовому исследованию процесса формирования и развития гражданского законодательства в России XIX - начала XX в., в качестве критерия периодизации предлагаются его основные начала (идеи, принципы), определявшие форму и содержание. Так, российский законодатель придерживался основных начал действующих законов, регулировавших гражданско-правовые отношения: принципа сословной исключительности и идеи формально-юридического равенства.
Выбранные хронологические рамки историко-правового исследования граждан-2 ских законов позволяют определить динамику их формирования и развития как ? основного источника (формы) гражданского права в России. В качестве наиболее S значимых факторов, предопределивших процесс формирования и развития граж-g данского законодательства в России XIX - начала XX в., можно назвать следую-Ï щие: динамику экономических и социальных процессов; государственно-правовые I реформы и преобразования; основные начала (идеи, принципы) действующего зако-J нодательства, определявшие его форму и содержание; степень разработанности те-§ оретических проблем формирования и развития гражданского законодательства4. | Этапы формирования гражданского законодательства в России на протяже-
s
s нии XIX - начала XX в. просматриваются в процессе систематизации действу° ющего законодательства:
ï 1-й этап — 1801-1832 гг. — гражданские правоотношения регулировались раз-
| розненными нормативными актами. Пробелы и противоречия восполнялись в
е действующем законодательстве. Подобных мер было недостаточно, и уже 5 июня
1 1801 г. Александр I учреждает Комиссию составления законов. Перед законода-
0
° телем стояла задача систематизации действующего законодательства.
га
§ Соборное уложение 1649 г. как основной источник законодательных работ не
1 было предназначено для свободных граждан, а для регулирования гражданских I правоотношений требовались гражданские законы по своей сути призванные
стать источником справедливости и предназначенными для всех подданных. В обществе усиливался процесс уравнивания сословий и состояний, что потребовало от государственной власти вновь обратиться к проблеме законодательного закреплении не только их обязанностей, но и прав.
В ходе систематизации перед чиновниками комиссии 1804-1807 гг. был по-44 ставлен вопрос о перспективах и динамике преобразований действующего зако-
нодательства. Комиссия сделала вывод о необходимости сохранить в законопроектах уже сложившиеся принципы законодательства. Кроме того, проект гражданского уложения планировалось привести в соответствие с проектами о состояниях и судопроизводстве. Равное действие законов на всех подданных должно было стать залогом гражданского правосудия. И все же их правовой статус определялся в соответствии с принадлежностью к сословию и состоянию.
Комиссия первоначально анализировала содержание статей свода, затем создавала «Свод гражданских законов, или Status quo», а на основе его — проект Гражданского уложения. Так, законодательная комиссия предпринимала новую попытку разграничить правовые нормы и институты по разделам права: «о лицах», «о состояниях», «о вещах», «о собственности», «о договорах», «о деяниях» и т.д. Многие разделы материального гражданского права требовали согласования с судебными уставами, учреждением судебных коммерческих мест и т.д.
В 1807 г. Г.А. Розенкампф докладывает императору Александру I о том, что Комиссия полностью завершила работу по систематического изложения гражданских законов, но принять Гражданское уложение было практически невозможно, т. к. вошедший в его основу «Свод гражданских законов» требовал дополнений и изменений с учетом вновь изданных нормативных актов5. Во введении к проекту основных государственных законов 1809 г. М.М. Сперанским было предложено «равенство гражданских прав» и принцип сословной исключитель-ности6. Законодательная комиссия ограничилась созданием проектов Гражданского, Коммерческого, Уголовного уложений и соответствующих им уставов судопроизводства. В частности, противоречивость идей и принципов действующего российского законодательства не позволила чиновникам завершить работы по ш созданию Свода гражданских законов и Гражданского уложения. н
В манифесте от 1 января 1810 г. одним из основных вопросов, предложенных С
а
для обсуждения в Государственном совете, стал вопрос о необходимости обсуж- т
о
дения проекта Гражданского уложения. к
о
В 1810-1812 гг. Государственный совет рассматривает три части проекта Граж- О' данского уложения — «О лицах», «Об имуществах», «О договорах». В связи с от- | ставкой М.М. Сперанского Г.А. Розенкампф поставил вопрос о целесообразности о дальнейшего обсуждения проекта Гражданского уложения, но на основании до- |
о
клада министра юстиции от 28 февраля 1804 г. и манифеста «Об образовании Го- Ю сударственного совета» от 1 января 1810 г. Император принял решение продол- и жить его обсуждение. с
к
В декабре 1813 г. раздел «О договорах» был внесен в Государственный совет. Содержание всех трёх частей проекта уложения по отдельности не вызвало в Го- Л
е
сударственном совете принципиальных разногласий, и 28 августа 1814 г. было | предпринято рассмотрение проекта Гражданского уложения в целом, что позво- • лило обсудить вопрос о его основных началах (идеях, принципах). 88
С точки зрения императора Александра I, «первая часть Гражданского уложе- • ния окончена по примерам древнего отечественного нашего законодательства. Мы 2 не оставим назначенный порядок...»7. По мнению критически настроенного Г.А. Ро-зенкампфа, в проекте не следовало разделять основные принципы и сам закон. Проект можно было назвать новым законом только по форме, т. к. его содержание и основные принципы взяты за основу из отечественного законодательства8.
Большинство членов Государственного совета достаточно критически относились к достоверности мнения о самобытности основных начал проекта уложения 45
и сравнивали его с Кодексом Наполеона 1804 г., пронизанного принципом равенства гражданских прав.
Результатом полемики по поводу основных начал гражданского законодательства становится решение Общего собрания Государственного совета от 24 февраля и 8 марта 1815 г. о необходимости сравнить проекты Гражданского уложения и Свода гражданских законов. 23 марта 1815 г. П.В. Лопухин даёт указание чиновникам комиссии собрать все созданные Своды законов и опубликовать их9.
С 1821 по 1824 г. Комиссия составления законов продолжила работы по созданию и обсуждению проекта Гражданского уложения10. 3 января 1821 г. Александр I утвердил прежний порядок обсуждения проекта Гражданского уложения11, но все попытки создать Гражданское уложение в России не увенчались успехом. Из рапорта М.А. Балугьянского от 15 августа 1824 г. следовало, что Комиссия продолжила работы над хронологическим реестром нормативных актов, Сводом существующих законов и проектом уложений12.
Гражданские правоотношения в России в первой четверти XIX в. продолжали регулироваться разрозненными правовыми нормами и институтами, постепенно оформлявшимися законодателем в нормативные акты, призванные восполнить пробелы и устранить противоречия в действующем законодательстве. По мнению министра юстиции и чиновника Государственного Совета Д.И. Лобанова-Ростовского, обязанность Комиссии составления законов не должна была ограничиваться созданием Свода законов или введением в России нормативных актов, воспринятых в странах Западной Европы. Комиссия, с его точки зрения, должна была стремиться к систематизации российского законодательства на непоколебимых основах права. Законопроекты должны были соответствовать полити-2012 ческой ситуации в государстве, содержать в себе четкие правила для отправле-~ ния правосудия. Кроме того, необходимо было создать государственные законы, ™ соответствующие потребностям сословного строя13.
? С 1826 г. Император Николай I обращается к идее поэтапной систематизации
1 действующего законодательства. Так, Полное собрание законов Российской имей
| перии 1830 г. было построено в хронологическом порядке. Проект Свода законов
| Российской империи в редакции 1830, 1832 гг. можно признать результатом кон-
й солидации правовых норм и институтов по разделам права. Свод законов Рос-
5 сийской империи вступил в юридическую силу в 1835 г. и был переиздан в 1842
® и 1857 гг. с учетом постепенных преобразований идей и принципов, определяв-
§ ших сущность его отдельных разделов и томов14.
| В 1833 г. М.М. Сперанский дал классификацию гражданских законов, опре-
| делявших права гражданские: 1) законы союзов семейственных; 2) общие зако-
ё ны об имуществах (гражданские и межевые); 3) особенные законы об имуще-
§ ствах, обозначаемые по главной цели под именем законов государственного бла-
ш
£ гоустройства или экономии.
¿3 Кроме того, гражданскими признавались законы: о порядке взысканий по де-
1 лам бесспорным; судопроизводства общего гражданского и особенного межевого т и торгового; о мерах гражданских взысканий15.
Соответственно Свод законов Российской империи 1832 г. содержал оригинальную систему материальных и процессуальных гражданских законов: общих, особенных и местных.
Итак, в 1801-1833 гг. законодатель стремился урегулировать нарождавшиеся гражданско-правовые отношения при помощи принятия новых нормативных ак-46 тов, дополнявших и разъяснявших Соборное уложение 1649 г., ревизии отдель-
ных правовых институтов, систематического изложения сводов действующих законов (сводных уложений), попыток создания новых уложений.
2-й этап —1833-1857 гг. — с момента принятия императором Николаем I Манифеста об издании Свода законов Российской империи от 31 января 1833 г.16 берет начало новый период в формировании гражданского законодательства. В основу гражданских правоотношений был положен принцип сословной исключительности, но процесс уравнивания сословий и состояний позволил осуществить законодательное закрепление их прав и обязанностей и тем самым усилить роль идеи формально-юридического равенства субъектов.
В рамках Свода законов Российской империи в редакциях 1832, 1842, 1857 гг. была изложена система гражданских законов материальных и процессуальных: общих, особенных и местных. Пробелы и противоречия в действующем законодательстве восполнялись при помощи текущей систематизации законодательного материала, а также при помощи толкования на уровне правоприменительной и судебной практики.
Законы, регламентировавшие гражданские правоотношения, были систематически изложены в форме его инкорпорации в Полном собрании законов 1830 г., затем консолидации по институтам и разделам права в Своде законов Российской империи 1832, 1842, 1857 гг.
Принципы, система и содержание гражданских законов претерпевали постепенные изменения через ревизию правовых норм, институтов, разделов и томов Свода законов Российской империи.
3-й этап — 1857-1905 гг. — либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. не привели к коренной правовой реформе в форме кодификации права по отраслевому принципу. Так, преобразования в действующем гражданском законодательстве с осуществлялись в рамках отдельных томов, правовых институтов и разделов (ч. 1 | Т. X Свода законов Российской империи). Р
В мае 1882 г. министр юстиции С.Н. Набоков доложил Александру III о необ- В ходимости создания комиссии для составления Гражданского уложения17. 12 мая § 1882 г. император утвердил доклад министра юстиции о необходимости присту- ° пить к общему пересмотру гражданского законодательства и созданию Граждан- Р ского уложения, а 26 мая 1882 г. утвердил состав комитета по созданию Граж- | данского уложения18. °
_______sc
1 июня 1882 г. под председательством Е.П. Старицкого состоялось первое за- р седание Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения, кото- 1 рая должна была «не сочинить новое уложение», а, пересмотрев гражданское за- к
о
конодательство, по возможности не нарушая его основных начал, создать на его К основе проект Гражданского уложения. Затем, в ноябре 1882 г. и декабре 1884 г. | Александр III дополнительно поручил Редакционной комиссии самостоятельный и пересмотр разделов гражданского законодательства «об опекунской части», «об g
IQ NJ
укреплении прав на недвижимое имущество» и вопросов наследования19. 4
23 марта 1883 г. председателем Редакционной комиссии был назначен Н.И. Сто" 20 2 яновский20. 2
29 декабря 18Q7 г. Александр III утвердил мнение соединенных департаментов Государственного совета о необходимости поручить Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения не позднее 1 января 1900 г. предоставить на рассмотрение Государственного совета лишь кн. V «Обязательства» проекта Гражданского уложения21. Однако комиссия опубликовала ее 1 января 1899 г.22 Она не стремилась сочинять новое уложение, а исходить из исторически сложившихся принци- 47
пов отечественного законодательства, но в его основу проникли совершенно противоречивые принципы. С одной стороны, проект Гражданского уложения закрепил принцип равенства субъектов гражданской правоспособности (ст. 1). Каждое лицо должно было приобрести все гражданские права, без различия пола, вероисповедания, происхождения и сословия (ст. 2)23. С другой стороны, в содержание семейного (ст. 673), наследственного (ст. 1506) и вотчинного права (ст. 1218-1263) из действующего законодательства проникли ограничения гражданской правоспособности24.
Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» официально провозгласил необходимость «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»25.
4-й этап — 1905 г. - октябрь 1917 г. — в Своде законов Российской империи 1887, 1900 и 1914 гг. прослеживается процесс постепенных изменений основных начал, формы и содержания гражданских законов.
Воплощая идею поэтапной систематизации, российский законодатель осуществлял: 1) регулирование общественных отношений при помощи принятия новых нормативных актов, систематизированных в форме инкорпорации в рамках Полного собрания законов Российской империи в редакциях 1830, 1881, 1913 гг.; 2) ревизию действующего Свода гражданских законов (ч. 1 т. X Свода законов Российской империи 1887, 1900 и 1914 гг.); 3) преобразования отдельных правовых институтов или разделов гражданских законов, например кн. IV «Об обязательствах» Свода гражданских законов (ч. 1 т. X Свода законов Российской империи); 4) попытки кодификации гражданского законодательства (работа над созданием и принятием проекта Гражданского уложения или введение в действие только его кн. V «Обязательства»).
В 1914-1917 гг. законодатель окончательно отказался от идеи кодификации гражданского права в целом и систематизации обязательственного права в частности и возвратился к идее внесения локальных изменений через ревизию действующего гражданского законодательства. Так, 13 июня 1816 г. в отделении Свода законов при Государственной канцелярии было принято решение создать постоянно действующее Совещание об издании Свода законов26.
С 1917 г. начался новый этап в развитии гражданского законодательства. Особый интерес представляет тот факт, что созданию проекта Гражданского уложения предшествовала работа над проектом «Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров».
1 Подробнее об этом см.: Тархов В.А. Понятие гражданского права. Саратов, 1987; Байтин М.И. Вопросы общей теории государства и права. Саратов, 2006; Сенякин И.Н. Принципы права и принципы законодательства: соотношение и взаимосвязь // Принципы российского права: общетеоретические и отраслевые аспекты / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Саратов, 2010 и др.
2 См.: Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. Саратов, 2003. С. 15-16, 22-23, 37; Рыбаков О.Ю, Юрьева Ю.С. Правовая политика: сущность, основные черты // Вестник Саратовской государственной академии права. 2009. № 6 (70). С. 21; Рыбаков О.Ю, Тихонова С.В. Методологические проблемы формирования теории правовой политики // Правоведение. 2010. № 1. С. 36-48; Они же. Методологические проблемы теории правовой политики // Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях/ под ред. О.Ю. Рыбакова. М., 2011. С. 9-25.
3 Подробнее об этом см.: Лядащева-Ильичева М.Н. Развитие обязательственного права в России XIX - начала ХХ века: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002; Она же. Основные направления правовой политики в сфере регулирования гражданско-правовых отношений в России 1649 - октябре 1917 // Правовая политика как научная теория в историко-правовых исследованиях / под ред. О.Ю. Рыбакова. М., 2011. С. 92-159.
4 Подробнее об этом см.: Рыбаков О.Ю., Лядащева-Ильичева М.Н., Желдыбина Т.А. Частное и публичное право в России XIX - начала XX века (историко-теоретический аспект) // LEX RUSSICA. Научные труды московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. 2010. № 5. С. 931-950.
5 См.: РГИА. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 42. Л. 2-8, 40-68 об, 103, 113; Ед. хр. 43. Л. 6-15, 133; Ед. хр. 191. Л. 1-3, 66, 128; Ед. хр. 489. Л. 1.
6 См.: Сперанский М.М. План государственных преобразований 1809 года. М., 1905. С. 151-152.
7 Архив Государственного совета. Т. IV. Журнал по делам департамента законов. СПб., 1874. С. 1, 42, 68, 150, 163.
8 См.: Там же. Ед. хр. 224. Л. 23 об, 36, 40.
9 См.: РГИА. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 622. Л. 1-1 об.
10 См.: РГИА. Ф. 1260. Оп. 1. Ед. хр. 133. Л. 1-17; Ед. хр. 77. Л. 1; Ед. хр. 238. Л. 1.
11 См.: РГИА. Ф. 1261. Оп. 4, Ед. хр. 32. Л. 344 об.
12 См.: РГИА. Ф.1260. Оп. 1. Ед.хр.123. Л.1.
13 См.: РГИА. Ф. 1005. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 1-4.
14 См.: Свод законов Российской империи. СПб., 1832; СПб., 1842; СПб., 1857 и т.д.
15 См.: Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб., 1837. С. 123-127.
16 См.: ПСЗ-1. 1830. Т. VIII. № 5947.
17 См.: РГИА. Ф. 1405. Оп. 82. 1882 г. Ед. хр. 353. Л. 18-20.
18 См.: Правительственный вестник. 1882. 9 (21) июня.
19 См.: Введение к составленному Высочайше учреждённому Редакционной комиссией проекту Гражданского уложения. СПб., 1906. С.5.
20 См.: РГИА. Ф. 1405. Оп. 82. 1882 г. Ед. хр. 9798. Л. 56-57.
21 См.: Введение к составленному Высочайше учрежденному Редакционной комиссией. С. 51-52.
22 См.: Гражданское уложение. Кн. V: Обязательства. Проект Высочайше учреждённой Комиссии по составлению Гражданского уложения: в 4 т. СПб., 1899.
23 См.: Гражданское уложение: в 5 кн. Кн. 1: Положения общие. Ст. 1-2. СПб., 1903.
24 См.: Сборник отзывов ведомств на проект Гражданского уложения. Общие замечания на проект и замечания на некоторые статьи кн. I «Общие положения» и кн. V «Обязательства». СПб., 1913. С. 7-9.
25 См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994. С. 41.
26 См.: РГИА. Ф. 1409. Оп. 6. Ед. хр. 1791. Л. 1.
П.Ю. Мельников
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕВИЗСКОГО
УЧЕТА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА
В статье исследуется процесс организации ревизского учета населения в начале XVIII в. Рассматриваются основные законы, касающиеся этого нововведения; отмечаются достижения и недостатки реформы Петра I.
Ключевые слова: реформы, учет населения, основные законы.
P.Yu. Melnikov
LEGAL BASIS OF CENSUS REGISTRATION POPULATION IN THE RUSSIAN EMPIRE AT THE BEGINNING OF THE XVIII CENTURY
This article devoted to process of organization calculation of population in the beginning of XVIII century. It research consider the basic laws about this problem, record highs and lows of this reform.
Key words: reforms, registration of population, basic laws.
Ревизский учет населения, зародившийся в правление Петра I, имел длительную предысторию, уходящую во времена феодальной раздробленности. Летописи содержат информацию о переписях, проводимых еще во времена татаро-монгольского ига. Первая перепись предпринята татарами в 1245 г., вторая — в
© Мельников Павел Юрьевич, 2012
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: p_melnikov@list.ru 49