Научная статья на тему 'Гражданское общество в России: становление и перспективы развития'

Гражданское общество в России: становление и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2714
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН / ПРАВО НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / INFRASTRUCTURE / INNOVATION CLUSTERS / CRITERIA / INDICATORS / INNOVATION / BUDGET EXPENDITURES / BUDGET REVENUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сорокун Павел Владимирович, Барышников Константин Викторович

В данной статье на основе теоретических обобщений и практики конституционно-правового регулирования рассматривается вопрос о проблемах становления и функционирования институтов гражданского общества в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY IN RUSSIA: FORMATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

N this paper, based on theoretical generalizations and practice of constitutional and legal regulation addresses the problems of formation and functioning of the institutions of civil society in Russia.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество в России: становление и перспективы развития»

УДК 342

DOI 10.1555/2409-3203 -2017-0-11 -87-90

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

РАЗВИТИЯ

Сорокун Павел Владимирович

к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск Pavel_istoria@list.ru Барышников Константин Викторович магистрант направления юриспруденции ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск baryschnikov.kostya@yandex .ru

Краткая аннотация: В данной статье на основе теоретических обобщений и практики конституционно-правового регулирования рассматривается вопрос о проблемах становления и функционирования институтов гражданского общества в России.

Ключевые слова: гражданское общество, институты гражданского общества, общественный контроль, политические права граждан, право на участие в управлении делами государства, демократическое государство.

CIVIL SOCIETY IN RUSSIA: FORMATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Sorokun Pavel Vladimirovich

Head of the Department of Theory and History of State and Law, Ph.D., Associate Professor Achinsk Krasnoyarsk branch FGBOU IN State Agrarian University Russia, the city of Achinsk Pavel_istoria@list.ru Baryshnikov Konstantin Viktorovich undergraduate areas of law Achinsk branch of the Krasnoyarsk state agricultural UNIVERSITY

Russia, Achinsk baryschnikov.kostya@yandex .ru

Brief abstract:In this paper, based on theoretical generalizations and practice of constitutional and legal regulation addresses the problems of formation and functioning of the institutions of civil society in Russia.

Keywords: infrastructure, innovation clusters, criteria, indicators, innovation, infrastructure, budget expenditures, budget revenues.

На сегодняшний день вопрос о становлении и перспективах развития гражданского общества в нашей стране является довольно актуальным и широко обсуждается не только гражданами, но и руководством нашей страны. В.В. Путин 04 декабря 2014 года отметил: «Главное сейчас - дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в

экономике, социальной сфере, гражданских инициативах - это лучший ответ, как на внешние ограничения, так и на внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны, как экономически, так и политически, тем выше потенциал России» [1].

Долгое время государство рассматривалось как «совокупность людей, проживающих на определенной территории и объединенных публичной политической властью» [2]. Государство фактически рассматривалось с позиции отношений властвования, «как политическая сила, которая не может быть ограничена правом» [3]. В.Т. Кабышев подчеркивает: «Человек практически всегда в истории России был винтиком государственной машины» [4]. В современных условиях концепция прав и свобод признана основополагающей и является основой правового государства. Б.С. Эбзеев констатирует: «Права человека адекватны всякому демократически организованному обществу, и государство, претендующее на то, чтобы называться правовым, не вправе, а обязано гарантировать основополагающие права и свободы» [5]. Именно поэтому сегодня актуальна проблема соотношения государства, общества и личности, а также роль граждан в механизме осуществления государственного управления. М.А. Липчанская отмечает: «... в ряду наиболее важных политических основ конституционного строя существенное место занимает конституционная возможность граждан России эффективно участвовать в управлении делами государства».

Разговоры о становлении гражданского общества в России вместе с идеей о правовом государстве ведутся достаточно долго с 80-х годов 20 века, когда выявилась необходимость реформирования многих сфер жизнедеятельности. В данном ключе многие говорят о концепции «гражданского общества» как демократической альтернативе авторитарному социализму [6].

Многие государственные попытки провести реформы нередко носили случайный характер, не имели под собой четкой цели и ориентира. Важнейшей основой становления гражданского общества является образование нормативно-правового пласта.

По настоящему масштабной по своей значимости в развитии гражданского общества стала принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации. Именно она содержит элементы так называемого гражданского общества: приоритет личности, прав человека, плюрализм и т.д.

Однако до сих пор остается немалое количество дискуссионных вопросов касательно норм данной Конституции. Все чаще приходится говорить о трудностях в отношениях между государством и обществом, регулировании общественных отношений и защите интересов, прав и свобод личности и граждан. Механизм права, призванный обеспечивать все перечисленное, в настоящий момент не работает должным образом.

Если говорить об истоках характера отношений между государством и обществом, то в России традиционно большее внимание уделяется первому. В сравнении с Западом А. Грамши подчеркивал следующую особенность: «На Востоке (и в России) государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и если государство начинало шататься, тотчас выступала наружу прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой траншеей, позади которой была прочная цепь крепостей и казематов» [7].

Процесс формирования гражданского общества в России начался совсем недавно и до сих пор осложняется многими аспектами: замедленным экономическим развитием, нестабильностью общественно-политических структур, низким уровнем защиты прав и свобод граждан и т.п. Тем не менее, российское гражданское общество идет по своему пути, опираясь на прошлый опыт, который, безусловно, наложил отпечаток. Самостоятельность ограничивалась «сверху», что вылилось в фактическое отсутствие гражданского общества. Произошло резкое имущественное расслоение общества с почти

полным отсутствием среднего класса. Последнего в свою очередь, считают гарантом стабильного развития гражданского общества.

Многие рассматривают возможность построения гражданского общества государством «сверху» как позитивную в силу того, что государству легче управлять обществом и его элементами, а также регулировать процессы, происходящие под воздействием различных этнических групп, проживающих на территории России [8].

Это позволит выйти из кризиса самоидентификации личности и обществу в целом, который имеет место до сих пор. Но данная позиция представляется опасной для свободы гражданского общества, так как не исключено манипулирование со стороны государственных органов. Для этого власть должна осознавать необходимость в самоограничении.

Безусловно, был снижен порог вмешательства государства в личную жизнь граждан, но вместе с этим необходимо повышать уровень правовой защищенности и стабильности социального положения в обществе. Четкий механизм реализации обязанностей государства перед гражданским обществом позволит укрепить его позиции.

Мы предполагаем, три основных направления, в рамках становления и развития гражданского общества в России:

Во-первых, это воссоздание и усиление роли частного, права в отечественной правовой системе. Именно оно обеспечивает свободу и интересы общества, которые находят свое отражение в частной собственности, предпринимательстве, экономическом и политическом плюрализме. В определенные годы советского режима действие частного права игнорировалось, что подрывало основы гражданского общества.

Во-вторых, необходимо более целенаправленно подходить к вопросу придания общепризнанным правам и свободам человека значения отправной точки в общественных отношениях. Государственная власть ни в коем случае не должна быть угрозой для свободы граждан, ущемлением их прав.

И, наконец, важным моментом является не только обеспечение прав граждан, но также и возможность их защиты. Это должно достигаться путем укрепления судебной системы, обретения судами высокого положения в системе разделения властей. Возможно, следует говорить о признании решений высших судебных инстанций и наделения их функцией, так называемого судебного прецедента.

Следует учитывать опыт современных демократических стран, не только англоамериканской правовой системы, где суды, опираясь на конституцию и законы, «творят право». Но прежде всего, нужно говорить о переменах в сознании людей, их отношении к проблеме гражданского общества и к правовой политики России. Значительная часть общества не имеет представления о том, как должно выглядеть гражданское общество, и как должны обеспечиваться их права.

Однако стоит признать, что общественный интерес к политической атмосфере в стране и доверие к государственным структурам повышается, несмотря на нежелание многих участвовать в выборах.

Еще одной ключевой проблемой является вопрос борьбы с коррупцией, так как эффективность такой деятельности зависит от участия в ней граждан и общественных структур [9]. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [10] среди всех направлений антикоррупционной деятельности имеется задача по обеспечению взаимодействия государственных органов с гражданами, общественными и парламентскими комиссиями, институтами гражданского общества.

Таким образом, процесс становления гражданского общества в России требует неоднозначной оценки с одной стороны, наблюдаются положительные тенденции в этом вопросе. Например, конституционное закрепление основных прав и свобод граждан и т.д.

С другой же - явное отставание от многих развитых стран в вопросах свободы и равенства граждан, правовой и личной защищенности населения.

В заключение, можно отметить видимую необходимость нашей стране в гражданском обществе в силу объективных причин. Обеспечить этот сложный и длительный процесс представляется возможным посредством следующих условных задач:

-учет интересов различных социальных групп;

-усиление защиты личности и граждан путем предоставления конституционных гарантий; создание плюрализма в обществе;

-развитие новых форм политической деятельности и укрепление самоуправляемых структур и гражданских движений;

-преодоление конфликта гражданской и политической культуры, обеспечение взаимодействия на паритетных началах.

Список Литературы.

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 4 декабря 2014 // kremlin.ru

2. Там же

3. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении, М., 1998. С. 37.

4. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004, С. 520.

5. Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сборник научных работ. Ростов-н/Д: Ростовская высшая школа МВД РФ, Саратов, 1995. С.68.

6. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответсвенность и конституционные обязанности. М., 2007. С.112.

7. Липчанская М.А. Правовые основы институционализации Общественной палаты Российской Федерации в гражданском обществе современной России // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей.Выпуск 13, Саратов, 2013, С. 75.

8. Косорукова О.А. Существует ли гражданское общество в России? / Социально-политические науки. 2013. № 1. С. 85-86.

9. Грамши А. Избранные сочинения. Т. 3. С. 200.

10. Авдеев М.Ю., Грудцына Л.Ю. Демократия, народ и гражданское общество в России // Евразийская адвокатура. 2013. № 5 (6). С. 87 - 93.

11. Коррупция: природа, проявления, противодействие: Монография / Отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. М., 2012. С. 30.

12. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194066;fl d=134;from=82959-6;rnd=189271.5236519374863103;;ts=018927148772190 98939555

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.