я№2
The State Counsellor, 2016
Татьяна Викторовна ТРОИЦКАЯ
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»
E-mail: [email protected]
УДК 342(470)(072.8)
Т.В.Троицкая
Проблемы становления гражданского
общества в России
В данной статье на основе теоретических обобщений и практики конституционно-правового регулирования рассматривается вопрос о проблемах становления и функционирования институтов гражданского общества в России. Автор подчеркивает взаимосвязь процесса развития гражданского общества и политического курса страны, который может либо способствовать развитию гражданского общества, либо быть направлен на подавление любых гражданских инициатив. Современная ситуация в Российской Федерации свидетельствует о наличии конституционно-правовой основы становления институтов гражданского общества. Вместе с тем, подчеркивается необходимость принятия комплексных мер, направленных на повышение уровня правосознания, правовой культуры, соблюдения правовых процедур разрешения разногласий. Автор обращает внимание, что определять гражданское общество только на основе принципов взаимоотношений с государством невозможно. Огромное значение в деле становления и развития гражданского общества принадлежит непосредственно гражданам.
Ключевые слова: гражданское общество, институты гражданского общества, взаимодействие общества и государства, общественный контроль, политические права граждан, право на участие в управлении делами государства, демократическое государство, народная инициатива
T.V.Troitzkaya
Problems of civil society in Russia
In this paper, based on theoretical generalizations and practice of constitutional and legal regulation addresses the problems of formation and functioning of the institutions of civil society in Russia. The author emphasizes the relationship of development of civil society and the political course of the country, which can either contribute to the development of civil society, or be directed to the suppression of all civil initiatives. The current situation in the Russian Federation indicates the presence of constitutional and legal bases of formation of civil society institutions. At the same time, it stresses the need for the adoption of comprehensive measures aimed at increasing the level of legal awareness and legal culture, compliance with the legal procedures for resolving disputes. The author notes that define the civil society only on the basis of the relationship with
the state is not possible. Great importance in the formation and development of civil society belongs to citizens directly.
Civil society, civil society institutions, the interaction of state and society, social control, political rights of citizens, the right to participate in managing state affairs, democratic state, popular initiative.
The article is devoted to methodological approaches to assessing the impact of infrastructure on the development of innovative clusters in Russia.
Keywords: infrastructure, innovation clusters, criteria, indicators, innovation, infrastructure, budget expenditures, budget revenues, management of financial flows
ражданское общество и его институты эффективно функционируют и взаимодействуют с государственными структурными компонентами только в том случае, когда наряду с конституционно-правовой основой закрепления демократических основ, существует и политика, направленная на механизм их реализации, а также система гарантирования их деятельности. Бесперспективно готовить о построении общества свободных граждан в условиях игнорирования конституционно закрепленных демократических ценностей. При этом демократию необходимо рассматривать не только как основу конституционного строя, демократия должна стать образом жизни в стране. С.А. Авакьян подчеркивает: «Демократия -это внутреннее осознание гражданином своей полезности обществу, необходимости участия в его жизни» [1].
За последние 20 лет Россия прошла непростой путь своего становления и развития, и сегодня мы видим совершенно иное государство, обновленное, с позицией которого невозможно не считаться на международной арене. «В этом году мы вместе прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплоченной нации, по-настоящему сильному государству» [2], отметил глава государства в ежегодном Послании парламенту нашей страны. Всё больший процент граждан нашей страны принимает участие в решении судьбоносных вопросов государства, участвует в решении общественных дел, ставит своей целью контролировать государственные институты и иметь больше возможностей для собственного развития. В.В. Путин 04 декабря 2014 года отметил: «Главное сейчас - дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, гражданских инициативах - это лучший ответ, как на внешние ограничения, так и на внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны, как экономически, так и политически, тем выше потенциал России» [3].
Долгое время государство рассматривалось как «совокупность людей, проживаю-
щих на определенной территории и объединенных публичной политической властью» [4]. Государство фактически рассматривалось с позиции отношений властвования, «как политическая сила, которая не может быть ограничена правом» [5]. В.Т. Кабышев подчеркивает: «Человек практически всегда в истории России был винтиком государственной машины [6]. В современных условиях концепция прав и свобод признана основополагающей и является основой правового государства. Б.С. Эбзеев констатирует: «Права человека адекватны всякому демократически организованному обществу, и государство, претендующее на то, чтобы называться правовым, не вправе, а обязано гарантировать основополагающие права и свободы» [7]. Именно поэтому сегодня актуальна проблема соотношения государства, общества и личности, а также роль граждан в механизме осуществления государственного управления. М.А. Липчанская отмечает: «... в ряду наиболее важных политических основ конституционного строя существенное место занимает конституционная возможность граждан России эффективно участвовать в управлении делами государства» [8].
Государство в современном понимании - это институт, «которому поручено выполнение общих дел». Но это скорее идеальная модель, а реальное функционирование государств по-прежнему порождает в обществе немало критических оценок. Так, по данным социологического опроса, на вопрос о том, какова цель сегодняшней власти, 29% ответили, что власть не может объяснить свою цель, 22% считает, что власть не желает объяснять свое предназначение. К числу заслуг российской власти более 50% респондентов относят: стремление решить демографическую проблему, борьба с терроризмом, развитие высоких технологий. В свою очередь к худшим проявлениям работы органов публичной власти граждане отнесли: постоянный рост цен на ЖКХ, плохое решение жилищного вопроса, плохое развитие экономики [9].
Общество имеет главный потенциал страны - это ее граждане, люди, но он не использован в полной мере. Не все институты
я№2
The State Counsellor, 2016
гражданского общества функционируют эффективно. До сих пор нет ясности в понимании природы многих институтов гражданского общества. Вместе с тем, их существование предопределено демократическим характером нашего государства.
Конституция Российской Федерации предусматривает широкий перечень основополагающих прав и свобод, и их реализация требует институциональных форм и их правового закрепления, которое служит гарантией эффективного функционирования. Каковы же юридические основания для возникновения и развития институтов гражданского общества? Это Конституция Российской Федерация, закрепляющая право на создание и деятельность общественных объединений, в частности политических партий, свободу СМИ и др. Помимо конституционных основ, текущее законодательство призвано развивать демократические основы основного закона нашей страны. Большим шагом демократического развития явился федеральный закон «Об Общественной палате РФ», принятый в 2005 году, в 2008 году был принят федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», работа над которым продолжалась более 8 лет [10].
В прошедшем году был финализирован процесс правового закрепления механизмов осуществления общественного контроля в России принятием федерального закона от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Инициатива принятия данного закона рассматривалась еще в 1996, 2007 годах, но сформулиро-ванно такая задача была поставлена главой государства только 12 декабря 2013 года, когда в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации прозвучала необходимость основополагающим институтам гражданского общества активно принять участие в подготовке вышеназванного законопроекта [11].
Действительно, в России до недавнего времени не существовало механизмов реализации инициатив, исходящих от граждан нашей страны. Попытка депутатов Государственной Думы в 1996 году принять федеральный закон «Об общественном контроле за проведением выборов и референдумов и об открытости и гласности подведения итогов голосования» не нашла поддержки у членов Совета Федерации. Был и еще ряд неудачных попыток, в 2007 году не была реализована инициатива группы депутатов Государственной Думы о принятии ФЗ «О народном контроле», в 2011 году был отложено на неопределенный срок рассмотрение законопроекта «Об обществен-
ном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», внесенный Президентом России [12].
Но, несмотря на ряд нереализованных инициатив, сегодня можно констатировать, что правовая основа функционирования институтов гражданского общества сложилась. Более актуальной остается проблема защиты интересов последних. Так, в российском законодательстве практически отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за нарушение их прав, что порождает неуверенность граждан в реализации их предложений и публичных обращений. Приведем один пример: ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в статье 3 говорит о праве граждан участвовать в осуществлении общественного контроля в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов, вместе с тем в числе субъектов осуществления общественного контроля граждане не названы (ст. 9) [13]. Этот вопрос оставался наиболее дискуссионным во время рассмотрения данного законопроекта, но, как мы видим, решение было сделано не в пользу граждан нашей страны.
Юридический механизм функционирования институтов гражданского общества заключается в осуществлении основополагающих целей и задач, определении направлений своей деятельности, определении элементов внутренней дисциплины, но наибольшего внимания заслуживает факт принятия решений соответствующими институтами, с целью привлечения внимания к общественно-значимым проблемам. В мировой истории можно найти массу примеров, когда посредством справедливых настроений общественности органы государственной власти были вынуждены отказываться от своих первоначальных решений, принятых на самом высоком уровне. И в этом случае можно говорить как о зрелости самого общества, так и об эффективности правовых механизмов его взаимодействия с государством.
Да, нельзя отрицать, в последнее время наблюдается активизация деятельности разных слоев гражданского общества, связанная с нарушениями во время проведения выборов различного уровня, низким уровнем обслуживания в жилищно-коммунальной сфере, проблемами в системе образования. Эти примеры свидетельствуют о позитивных тенденциях развития гражданской активности. Расширяется участие граждан в осуществлении государственной политики, в процессе правотворчества, имеют место факты широкого взаимодействия гражданских институтов с органами государственной власти и местного самоуправления. Но данные факты говорят только о первых шагах в заданном направле-
государственный СоВет-ник, 2016
я№2
нии. Широкие слои общества при этом остаются вне рамок общественной жизни страны.
Вместе с тем, сам факт наличия правовой основы для создания институтов гражданского общества и факт их функционирования не является показателем реального участия граждан в общественной жизни и становления гражданского общества в государстве. Мы по-прежнему можем наблюдать наличие конфликтов между различными социальными группами, между общественными и государственными интересами. В данной связи необходимо констатировать необходимость первоочередного принятия комплексных мер, направленных на повышение уровня правосознания, правовой культуры, соблюдение правовых процедур разрешения разногласий, осуществления политики, способствующей предотвращению социальных конфликтов.
В последнее десятилетие политика государства была направлена на создание, прежде всего, правовой основы для обеспечения основополагающих прав и свобод, вместе с тем, меньшее значение уделялось проблемам политической социализации личности, воспитания ответственного гражданина своей страны. Государство с демократическими стандартами и ориентирами должно создавать условия для формирования личности с высоким уровнем правового сознания, умеющей делать выбор, создавать объединения для решения возникающих проблем. Практика зарубежных стран показывает, что невысокий уровень политической культуры порождает пассивность в обществе, а низкий ее уровень способствует отчужденности масс от решения государственных задач.
Президентом Российской Федерации утверждены основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, закрепившие факторы, влияющие на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания. К их числу относятся: «характер воспитания и моральный климат в семье, качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях, распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, доступность и понятность оказываемых в системе государственной и
муниципальной службы услуг населению, доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и многое другое» [14]. Соответственно, развитие данных составляющих и будет способствовать переходу на следующий уровень современного развития нашей страны.
Долгое время ориентиром для нашей страны являлась демократия западного образца. Сегодня мы видим ее несовершенство и несостоятельность, следовательно, необходимо искать собственный путь развития, возрождая национальные идеи, духовность, патриотизм и высокие моральные ценности.
В современных условиях способствовать демократическому прогрессу России способна только внутренне свободная и ответственная личность, способная оценивать и переоценивать происходящие общественно-политические и экономические процессы. С учетом российской действительности, чрезвычайно актуальным остается усиление элемента ответственности на всех уровнях. Формирование ответственной личности будет способствовать становлению в будущем ответственного аппарата государственного управления. Баранов П.П. отмечает: «.государство, не вмешиваясь в частную жизнь человека, устанавливает правовые нормы и обеспечивает их соблюдение всеми своими учреждениями и законами. Оно очерчивает те пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению, не посягая на права и свободы других граждан» [15]. Неотвратимость ответственности любого уровня, высокий уровень позитивной составляющей ответственности - вот вестники России будущего.
Становление гражданского общества, подлинно демократического, правового государства в нашей стране - это длительный, трудоемкий процесс, который потребует многих десятилетий. Данный процесс потребует усилий всех заинтересованных слоев общества и государства в целом. Первоочередной современной задачей здесь является воспитание нового поколения граждан с высоким уровнем правовой культуры, правосознания, ответственности, граждан, преданных своей стране и своему народу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Том 1. М., 2010. С. 368.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 4 декабря 2014 // kremlin. ru (дата обращения: 20.02.2016).
3. Там же.
4. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М., 1998. С..37.
5. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004. С. 520.
6. Кабышев В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сборник научных работ. Ростов-н/Д: Ростовская высшая школа МВД РФ. Саратов, 1995. С.68.
7. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007.
8. Липчанская М.А. Правовые основы институционализации Общественной палаты Российской Федерации в гражданском обществе современной России // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск 13. Саратов. 2013. С. 75.
9. Доклад Центра стратегических разработок Комитету гражданских инициатив // http://www.kp.rU/f/13/attached_ file/36/86/2908636.pdf. Дата обращения 10.02.2016.
10. ФЗ от 10.06.2008 № 76-ФЗ, в ред. от 12.02.2015 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ 16.06.2008. №24. Ст. 2789; 15.02.2015. №19. Ст. 1345.
11. ФЗ от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ 28.07.2014. №30 (часть I). Ст. 4213.
12. Проект ФЗ № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 16.03.2012) // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=PRJ&n=93624&req=doc
13. ФЗ от 21.07.2014 №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ 28.07.2014. № 30 (часть I). Ст. 4213.
14. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.) // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071558. Дата обращения 11.02.2016.
15. Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003. С. 122.
С.112.
Информация об авторе: Троицкая Татьяна Викторовна
(Россия, Саратов) Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Эл.почта: [email protected]
Information about the author: Troitskaya Tat'yana Viktorovna
(Russia, Saratov) PhD in Legal Sciences Associate Professor of Constitutional and International Law Saratov State Law Academy E-mail: [email protected]