М.А. Липчанская
УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НАУЧНЫХ ТРУДОВ И.Е. ФАРБЕРА
В статье представлен анализ конституционного становления, сущности и нормативного содержания такого явления современной правовой действительности, как участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства через призму научных трудов ученого-государствоведа И.Е. Фарбера.
Ключевые слова: Конституция РФ, политические права и свободы, участие граждан в управлении делами государства.
M.A. Lipchanskaya
THE PARTICIPATION OF CITIZENS IN STATE ADMINISTRATION: MODERN TENDENCIES THROUGH THE PRISM OF SCIENTIFIC WORKS I.E. FARBER
The analysis of the constitutional formation, essence and the standard maintenance of such phenomenon of modern legal reality is presented in article, as participation of citizens of the Russian Federation in state administration, through a prism of scientific works of scientist I.E. Farber.
bywords: the Constitution of the Russian Federation, political rights and freedoms, the participation of citizens in state administration.
Несомненным достоянием Саратовской научной школы конституционного права является известный советский ученый-государствовед Исаак Ефимович Фарбер. Его научные взгляды и суждения, нашедшие отражение в трудах по государственному праву, правам и свободам человека и гражданина, до настоящего времени служат источником глубокого понимания многих современных конституционно-правовых явлений, выступают идейным фундаментом исследований в науке конституционного права.
В рамках настоящей статьи мне бы хотелось предпринять попытку ретроспективного анализа конституционного развития, сущности и содержания такого явления современной правовой действительности, как участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства.
В нашей стране право граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами впервые было закреплено в ст. 48 Конституции СССР 1977 г., а затем и в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 9, 47). Действующая Конституция РФ в ст. 1 провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором народ осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право на участие в управлении делами государства.
Легко заметить, что современная конституционная формула участия граждан отличается от формулировки, содержащейся в ст. 47 Конституции РСФСР 1978 г.
© Липчанская Мария Александровна, 2013
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права, заместитель директора Института законотворчества по научной работе (Саратовская государственная юридическая 218 академия); e-mail: [email protected]
М.А. Липчанская • Участие граждан в управлении делами государства: современные тенденции
В Основном Законе РФ 1993 г. отсутствует возможность российских граждан участвовать в управлении общественными делами.
В соответствии с Конституцией РФ право на участие в управлении делами государства принадлежит гражданам Российской Федерации. Конституция РФ дифференцирует закрепленные в ней права на основе ценза гражданственности, разграничивает права, принадлежащие каждому человеку, и права, детерминированные наличием гражданства.
Рассуждая относительно сути прав человека и прав гражданина, И.Е. Фарбер пришел к выводу, что «права гражданина есть те же права человека, которые находятся под защитой государства. Государственное признание прав человека и есть механизм их трансформации в права гражданина, которые есть лишь превращение прав человека»1. Позже Б.С. Эбзеев отметил: «Права гражданина обладают меньшей в смысле распространения на индивидов степенью общности, они не предоставляются иностранцам и лицам без гражданства. Вместе с тем количественные характеристики «прав гражданина» их круг шире круга прав человека, зафиксированных в нормах международного права и воспринятых национальным законодательством»2.
В конституционной практике политические права и свободы принадлежат гражданам Российской Федерации, обеспечивают их свободное участие в политических процессах и управлении делами государства, «закрепляют политическую свободу гражданина — фактически складывающуюся и охраняемую законом свободу личности в сфере осуществления политической власти и управления, проявляющуюся в совокупности отношений, отражающих участие гражданина в политической общности»3. с
т
Можно констатировать, что участие граждан в управлении делами государ- к ства предусматривает значительное количество форм реализации на самых раз- р
а
личных уровнях конституционно-правового регулирования, перечень которых g не является и не может являться закрытым. Соответственно возникает вопрос: | можно ли каким-либо образом отграничить права, представляющие собой фор- J му участия граждан в управлении делами государства, от иных прав граждан? с
т
Полагаем, ответ на этот вопрос должен быть положительным. н
Несложный анализ показывает, что все прямо указанные в Конституции РФ §. права, связанные с участием граждан в управлении делами государства (право и избирать и быть избранными; право на равный доступ к государственной службе; е
о
право участвовать в отправлении правосудия и др.), как правило, при своей реа- й лизации оказывают двойственное воздействие. С одной стороны, они позволяют J удовлетворить собственные потребности гражданина, но одновременно все формы | участия граждан в управлении делами государства при своем использовании •
ю
оказывают своего рода социальный эффект, заключающийся в наступлении ( изменений, более или менее значимых для социума в целом. Социальный эф- ~ фект представляет собой не только отличительное свойство конституционных g прав, обеспечивающих участие граждан в управлении делами государства, но и системообразующий признак.
Для понимания функционирования любой системы в целом и взаимосвязей внутри нее целесообразно провести классификацию составляющих ее элементов. Ученик И.Е. Фарбера Б.С. Эбзеев писал: «В составе политических прав и свобод, образующих определенную систему в рамках более общей системы, различаются: 219
права, обеспечивающие непосредственное участие в управлении государственными и общественными делами...
права, опосредованно обеспечивающие такое участие.»4.
На сегодняшний день остается актуальной проблема методологии институтов непосредственной демократии, проявляющаяся в отсутствии единого понимания отличий правовых институтов друг от друга, критериев отнесения того или иного правового института к системе прямой демократии. Так, в одном случае к ним относят выборы, референдум, народные обсуждения проектов важных государственных и территориальных решений и законов, петиции, народную инициативу, собрания (сходы) граждан по месту жительства, опросы населения5; в других — выборы органов и должностных лиц, референдумы, собрания (сходы) граждан по месту жительства, отчеты, досрочный отзыв депутатов и выборных должностных лиц, обращения, петиции граждан и народную правотворческую инициативу, институты собраний, митингов, демонстраций и пикетирования6.
В.В. Комарова приходит к выводу, что «формами прямой демократии являются только те проявления, которые институционализируют непосредственное волеизъявление обладателя полноты государственной власти — народа»7. В систему институтов непосредственной демократии исследователь включает референдумы, выборы, общие собрания населения, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, народную правотворческую инициативу, деятельность политических партий, отзыв выборного народного представителя.
Наиболее четко и системно в отношении классификации конституционных институтов демократии высказался В.Т. Кабышев: «В конституционном механизме власти народа различают институты осуществления власти (выборы, референдум) и институты участия во власти (митинги, демонстрации, обсуждения, обращения граждан). Первые носят императивный характер и не нуждаются в санкции государственной власти, другие — консультативный.»8.
Завершить краткий экскурс по вопросу конституционного понимания участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства хочется словами И.Е. Фарбера: «Государство не может рассматриваться как изолированный и независимый от народа носитель государственной власти, оно служит лишь инструментом осуществления самодержавия народа, его верховенства и полновластия»9. Именно этот постулат должен быть главным ориентиром в деятельности российского государства, в процессе формирования дееспособного активного гражданского общества, основанного на реальной демократии и подлинных ценностях конституционализма.
1 Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 39.
2 Эбзеев Б.С. Советское государство и права человека: конституционные вопросы / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1986. С. 61.
3 Фарбер И.Е. Указ. соч. С. 88.
4 Эбзеев Б.С. Указ. соч. С. 105.
5 См.: Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999. С. 432.
6 См.: Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. М., 2000. С. 74.
7 Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: учебное пособие. М., 1998. С. 11.
8 См.: Кабышев В.Т. Народовластие в системе конституционного строя России: конституционно-политическое измерение // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. Дополнительный выпуск (85). С. 43.
9 Фарбер И.Е. Указ. соч. С. 65.