Научная статья на тему 'Гражданское общество в конституциях зарубежных стран'

Гражданское общество в конституциях зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государство / органы власти / общество / гражданское общество / институты гражданского общества / конституционные основы гражданского общества / конституции зарубежных стран / право на объединение / право на участие в управлении делами государства и общества / общественный контроль / state / authorities / society / civil society / civil society institutions / constitutional foundations of civil society / constitutions of foreign countries / right of association / right to participate in managing the affairs of the state and society / public control

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Багирян Георгий Арсенович

Необходимость конституционно-правового регулирования основ гражданского общества ввиду разных обстоятельств признается не всеми учеными. Некоторые исследователи аргументируют свою позицию тем, что такое регулирование не получило распространения в конституционных актах стран с развитой демократией. При этом в том или ином виде отдельные аспекты гражданского общества встречаются в конституциях зарубежных стран, отличающихся друг от друга и по способу организации государственной власти, и по форме государственного устройства, и по режиму правления. В статье приводится анализ отдельных положений конституций зарубежных стран из разных регионов мира на предмет формального закрепления термина «гражданское общество», а также наличия конституционно-правового регулирования основ гражданского общества. Анализ конституций зарубежных стран позволил выделить общие закономерности раскрытия на конституционно-правовом уровне некоторых аспектов, которые прослеживались в положениях конституций и касались непосредственно гражданского общества и его отдельных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Society as in the Constitutions of Foreign Countries

Due to various circumstances, not every scientist recognizes the need for constitutional and legal regulation of the foundations of civil society. Some researchers argue their position by the fact that such regulation has not become widespread in the constitutional acts of countries with developed democracies. At the same time, in one form or another, certain aspects of civil society are found in the constitutions of foreign countries, which differ from each other in the way of organizing state power, and in the form of government, and in the regime of government. The paper provides an analysis of individual provisions of the constitutions of foreign countries from different regions of the world regarding the formal consolidation of the term «civil society», as well as the existence of constitutional and legal regulation of the foundations of civil society. An analysis of the constitutions of foreign countries made it possible to identify general patterns of disclosure at the constitutional and legal level of certain aspects that were traced in the provisions of the constitutions and directly related to civil society and its individual institutions.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество в конституциях зарубежных стран»

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

001: 10.17803/1994-1471.2024.160.3.180-194

Г. А. Багирян*

Гражданское общество в конституциях зарубежных стран

Аннотация. Необходимость конституционно-правового регулирования основ гражданского общества ввиду разных обстоятельств признается не всеми учеными. Некоторые исследователи аргументируют свою позицию тем, что такое регулирование не получило распространения в конституционных актах стран с развитой демократией. При этом в том или ином виде отдельные аспекты гражданского общества встречаются в конституциях зарубежных стран, отличающихся друг от друга и по способу организации государственной власти, и по форме государственного устройства, и по режиму правления. В статье приводится анализ отдельных положений конституций зарубежных стран из разных регионов мира на предмет формального закрепления термина «гражданское общество», а также наличия конституционно-правового регулирования основ гражданского общества. Анализ конституций зарубежных стран позволил выделить общие закономерности раскрытия на конституционно-правовом уровне некоторых аспектов, которые прослеживались в положениях конституций и касались непосредственно гражданского общества и его отдельных институтов. Ключевые слова: государство; органы власти; общество; гражданское общество; институты гражданского общества; конституционные основы гражданского общества; конституции зарубежных стран; право на объединение; право на участие в управлении делами государства и общества; общественный контроль. Для цитирования: Багирян Г. А. Гражданское общество в конституциях зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. - 2024. - Т. 19. - № 3. - С. 180-194. - DOI: 10.17803/1994-1471.2024.160.3.180194.

Civil Society as in the Constitutions of Foreign Countries

Georgy A. Bagiryan, Postgraduate Student, Department of Constitutional and Municipal Law, Faculty of Law, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation georgebag51@gmail.com

Abstract. Due to various circumstances, not every scientist recognizes the need for constitutional and legal regulation of the foundations of civil society. Some researchers argue their position by the fact that such regulation has not become widespread in the constitutional acts of countries with developed democracies. At the same time, in one form or another, certain aspects of civil society are found in the constitutions of foreign countries, which differ from each other in the way of organizing state power, and in the form of government, and in the regime of government. The paper provides an analysis of individual provisions of the constitutions of foreign countries

© Багирян Г. А., 2024

* Багирян Георгий Арсенович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Юридического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Ленинские горы, д. 1, стр. 13 (4-й учебный корпус), г. Москва, Россия, 119991 georgebag51@gmail.com

from different regions of the world regarding the formal consolidation of the term «civil society», as well as the existence of constitutional and legal regulation of the foundations of civil society. An analysis of the constitutions of foreign countries made it possible to identify general patterns of disclosure at the constitutional and legal level of certain aspects that were traced in the provisions of the constitutions and directly related to civil society and its individual institutions.

Keywords: state; authorities; society; civil society; civil society institutions; constitutional foundations of civil society; constitutions of foreign countries; right of association; right to participate in managing the affairs of the state and society; public control.

Cite as: Bagiryan GA. Civil Society as in the Constitutions of Foreign Countries. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2024;19(3):180-194. (In Russ.). DOI: 10.17803/1994-1471.2024.160.3.180-194

Введение

В научном сообществе активно обсуждается проблема формирования конституционных основ гражданского общества в России. При этом ученые в данном вопросе придерживаются диаметрально противоположных позиций. Те, кто выступает против конституционно-правовой регламентации основ гражданского общества, утверждают, что гражданское общество не является сферой конституционного права, поскольку в качестве субъекта учреждения гражданского общества и его институтов выступают сами люди, а не государство1. Гражданское общество должно создаваться «снизу» и функционировать на основе принципа самоорганизации2.

Сторонники закрепления статуса гражданского общества на конституционно-правовом уровне считают, что вмешательство государства в дела общества вовсе не является конечной целью формирования конституционных основ гражданского общества, напротив, речь идет о стремлении очертить границы такого невмешательства ради обеспечения автономии и

самостоятельности институтов гражданского общества3.

Гражданскому обществу посвящено немало научных трудов как отечественных, так и зарубежных исследователей. В целом гражданское общество можно определить как определенную степень зрелости общества, достигшего высокого уровня демократического, экономического, социального, духовно-нравственного развития, основанного на принципах законности, самоуправляемости, открытости, равноправия, инициативности и свободы личности и объединяющего активных граждан, стремящихся к самоорганизации в целях выражения и отстаивания своей позиции по актуальным вопросам общественно-политической повестки. Институциональной основой гражданского общества являются общественные объединения (общественные организации, движения и т.д.). Вместе с тем круг институтов гражданского общества не ограничивается лишь строго формализованными объединениями граждан, учрежденными в установленном законом порядке. Сюда следует также относить неформализованные объеди-

1 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2007. С. 156.

2

См., например: Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М., 2004 ; Волков Л. Б. Штрихи к конституционному процессу. Несколько мемуарных страниц // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.) : в 6 т. (10 кн.) / под общ. ред. О. Г. Румянцева ; Фонд конституционных реформ. Т. 6. М. : Волтерс Клувер, 2007-2010. С. 726-761. См., например: Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Норма : Инфра-М, 2014 ; Румянцев О. Г. Новая Конституция для России: наши под-

ходы // Конституционный вестник. 1990. № 2. С. 14-19 ; Цанн-кай-си Ф. В. Гражданское общество: реальность и понятие // Конституционный вестник. 1990. № 4. С. 12-14.

3

нения в форме собраний по месту жительства, работы4.

Большинство конституций западных стран не содержат отдельных положений о гражданском обществе и тем более не раскрывают его содержание и круг институтов, из чего некоторые исследователи делают вывод о том, что гражданское общество вовсе не нуждается в конституционно-правовом регулировании5. Вместе с тем на Западе гражданское общество формировалось на протяжении многих столетий. Для Запада гражданское общество стало «естественным, органичным состоянием для людей»6.

В рамках данной работы собрана необходимая информация о конституционно-правовом регулировании гражданского общества и его институтов за рубежом, в частности для подтверждения или опровержения тезиса о том, что в странах Запада7 конституционно-правовое регулирование основ гражданского общества сведено к минимуму либо вовсе отсутствует ввиду сложившейся на протяжении многих лет культурной среды, в которой гражданское общество стало естественным состоянием.

Для проведения исследования намеренно были отобраны конституции стран8 разных регионов мира (Азия, Америка, Африка, Ближний Восток, Западная и Восточная Европа, СНГ и др.), поскольку обширная география позволяет рас-

смотреть опыт конституционного законотворчества стран, отличающихся друг от друга по способу организации государственной власти, форме государственного устройства, политическому режиму, и получить необходимые эмпирические данные для последующего анализа. При этом анализ конституционных положений некоторых государств приводится с учетом социально-экономических, политических, культурных условий, в рамках которых эти положения формировались. В научном сообществе справедливо отмечается, что конституционное право существует в определенной культурной среде, в связи с чем в ходе анализа конституционных положений требуется выход за рамки буквы закона9.

Анализ конституционных актов позволил выделить основные направления, в рамках которых гражданское общество и его институты раскрываются в положениях конституций зарубежных стран. Так, в конституциях зарубежных стран гражданское общество во многом раскрывается посредством определения роли государства через призму отношений «государство -общество - личность», провозглашения принципа открытости органов публичной власти, обеспечения участия институтов гражданского общества в управлении делами государства и общества путем осуществления общественного контроля, а также закрепления на конституци-

4 См.: Шевердяев С. Н. Перспективные направления развития категории гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 16. С. 2-10.

5 Бюллетень совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 49. С. 6-20.

6 Стенограмма одиннадцатого заседания Совета Республики Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 // Бюллетень заседания Совета Республики Верховного Совета РСФСР. 1990. № 11.

7 Учитывая, что данная категория носит в некоторой степени субъективный характер, под странами Запада автор имеет в виду государства, расположенные в Северной Америке, западной и центральной части Европы, а также Австралию.

8 Азербайджан, Ангола, Андорра, Армения, Афганистан, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Бразилия, Буркина-Фасо, Гвинея, Германия, Греция, Грузия, Дания, Индия, Иордания, Ирак, Иран, Исландия, Италия, Казахстан, Катар, Кипр, КНДР, Киргизия, Колумбия, Кувейт, Латвия, Литва, Мадагаскар, Мексика, Молдова, Нидерланды, ОАЭ, Оман, Португалия, Саудовская Аравия, Сирия, Суринам, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Уругвай, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР, Япония.

9 Троицкая А. Междисциплинарность в сравнительном конституционно-правовом исследовании // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 5 (120). С. 73.

онно-правовом уровне права на объединение. Ниже предлагается анализ указанных направлений. Однако для начала следует обратить внимание на вопрос о формальном закреплении термина «гражданское общество» в текстах конституций.

I. Формальное закрепление термина «гражданское общество»

Изучение конституций зарубежных стран позволяет установить, что менее половины из них формально-юридически закрепляют термин «гражданское общество»10 (ст. 21 Конституции

Анголы11, ст. 58 Конституции Бразилии12, ст. 4 Конституции Болгарии13, ст. 45 Конституции Ирака14, ст. 3 Конституции Мексики15, ст. 139 Конституции Туниса16, ст. 17 Конституции Туркменистана17, ст. 47 Конституции Уругвая18, ст. 157 Конституции Эквадора19). При этом ни в одной из конституций указанный феномен не раскрывается полностью. Гражданское общество упоминается в преамбулах конституций Азербайджана20, Афганистана21, Казахстана22, Киргизии23, Литвы24. В преамбуле Конституции Молдовы25 отмечается, что она является высшим законом общества и государства. Упоминание термина в преамбулах конституций Азербайджана26, Афганистана27 и Сирии28 связано с на-

10 Имеется в виду английский эквивалент термина «гражданское общество» — civil society.

11 Конституция Анголы // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Angola_2010?lang=en (дата обращения: 21.06.2023).

12 Конституция Бразилии // URL: https://www.stf.jus.br/arquivo/cms/legislacaoConstituicao/anexo/brazil_ federal_constitution.pdf (дата обращения: 21.06.2023).

13 Конституция Болгарии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Bulgaria_2015.pdf?lang=en (дата обращения: 21.06.2023).

14 Конституция Ирака // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Iraq_2005 (дата обращения: 21.06.2023).

15 Конституция Мексики // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Mexico_2015.pdf?lang=en (дата обращения: 21.06.2023).

16 Конституция Туниса // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Tunisia_2014?lang=en (дата обращения: 22.06.2023).

17 Конституция Туркменистана // URL: https://constituteproject.org/constitution/Turkmenistan_2016. pdf?lang=en (дата обращения: 22.06.2023).

18 Конституция Уругвая // URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/585227 (дата обращения: 22.06.2023).

19 Конституция Эквадора // URL: https://pdba.georgetown.edu/Constitutions/Ecuador/english08.html (дата обращения: 22.06.2023).

20 Конституция Азербайджана // URL: https://president.az/en/pages/view/azerbaijan/constitution (дата обращения: 22.06.2023).

21 Конституция Афганистана // URL: http://www.afghanembassy.com.pl/afg/images/pliki/TheConstitution.pdf (дата обращения: 22.06.2023).

22 Конституция Казахстана // URL: https://www.akorda.kz/en/official_documents/constitution (дата обращения: 22.06.2023).

23 Конституция Киргизии // URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112213?cl=ru-ru (дата обращения: 24.06.2023).

24 Конституция Литвы // URL: https://ec.europa.eu/migrant-integration/librarydocument/co nstitution-republic-lithuania_en (дата обращения: 24.06.2023).

25 Конституция Молдовы // URL: https://www.constcourt.md/public/files/file/Actele%20Curtii/acte_en/MDA_ Constitution_EN.pdf (дата обращения: 24.06.2023).

26 В преамбуле Конституции Азербайджана в качестве намерения азербайджанского народа указывается достижение создания гражданского общества.

мерением этих государств достичь установления гражданского общества в будущем. Специальные разделы и главы, посвященные основам общественного устройства, взаимоотношению общества и государства, можно обнаружить в конституциях Беларуси29, Бахрейна30, Катара31, Кувейта32, Литвы, Саудовской Аравии33.

В статье 47 Конституции Уругвая гражданское общество упоминается в контексте охраны окружающей среды: «Водопользователи и гражданское общество должны участвовать на всех этапах планирования, управления и контроля водных ресурсов» (перевод Г. Б. )34.

В обновленной35 версии Конституции Узбекистана36 появилась глава XIII «Институты гражданского общества», содержащая порядка семи статей, посвященных запрету или ограничению деятельности общественных объединений только на основании решения суда (ст. 70); конституционным основаниям для запрета деятельности общественных объединений (ст. 71); принципу взаимного невмешательства государства

и общества в сферы деятельности друг друга (ст. 72); профсоюзам (ст. 73); партиям (ст. 74) и религиозным организациям (ст. 75). Примерный круг институтов гражданского общества раскрывается в ст. 69 и 70 Конституции Узбекистана, в числе которых общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации, профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов, молодежи и лиц с инвалидностью, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан. В Конституции Узбекистана указывается, что «Кабинет Министров осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, обеспечивает их участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития и социального партнерства» (ст. 115). Конституция РФ37 в п. «е.1» ст. 114 содержит весьма сходное положение, однако в Российской Федерации участие

27 В преамбуле Конституции Афганистана в качестве одной из целей принятия Конституции указывается «формирование гражданского общества, свободного от притеснений, жестокости, дискриминации, а также насилия и основанного на верховенстве закона, социальной справедливости, защите неприкосновенности [личности] и прав человека, а также достижение свободы нации и основных прав» (перевод Г. Б.).

28 В преамбуле Конституции Сирии в качестве одной из целей ее принятия указывается успешное создание гражданского общества. Конституция Сирии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/ Syria_2017D?lang=en (дата обращения: 24.06.2023).

29 Конституция Республики Беларусь // URL: https://president.gov.by/ru/gosudarstvo/constitution (дата обращения: 24.06.2023).

30 Конституция Бахрейна // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Bahrain_2017.pdf?lang=en (дата обращения: 24.06.2023).

31 Конституция Катара // URL: https://www.gco.gov.qa/wp-content/uploads/2016/09/GC0-Constitution-English. pdf (дата обращения: 24.06.2023).

32 Конституция Кувейта // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Kuwait_19 92.pdf (дата обращения: 24.06.2023).

33 Конституция Саудовской Аравии // URL: www.constituteproject.org/constitution/Saudi_Arabia_2005. html?lang=en (дата обращения: 24.06.2023).

34 Оригинал: The users and the civil society, shall participate in all the instances of planning, management and control of hydro resources.

35 В редакции 2023 г.

36 Конституция Узбекистана // URL: https://constitution.uz/ru/clause/index#section1 (дата обращения: 24.06.2023).

37 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 26.06.2023).

институтов гражданского общества не ограничивается сферой социально-экономического развития и подразумевает участие в разных направлениях государственной политики.

Статья 16 Конституции Греции в качестве разновидности общественного объединения упоминает спортивные ассоциации: «Государство предоставляет гранты всем видам спортивных ассоциаций и контролирует их, как это предусмотрено законом» (перевод Г. Б.)38.

II. Роль государства в контексте отношений «государство — общество — личность»

Во взаимоотношениях государства с обществом и личностью многими учеными подчеркивается роль государства как слуги общества и личности39. Однако есть и другая позиция, согласно которой государство и общество должны гармонично сосуществовать и сотрудничать друг с другом40. Опыт мирового конституционного законотворчества показывает, что зарубежные страны во многом видят смысл выполнения государством публичных функций именно в служении обществу: ст. 5 Конституции Киргизии: «Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части»; ст. 13 Конституции Сирии: «Государственная служба должна быть ответственностью и

честью, целью которых является достижение общественных интересов и служение народу» (перевод Г. Б.)41; ст. 4 Конституции Чехии: «Го-сударство, его органы и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части» (перевод Г. Б.)42; ст. 127 Конституции Эквадора: «Члены Ассамблеи должны выполнять общественный долг на службе стране; они должны действовать во имя общего благосостояния нации; они должны нести политическую ответственность перед обществом за свои действия или бездействие при исполнении своих обязанностей и назначений; и они должны быть обязаны отчитываться перед своими избирателями» (перевод Г. Б.)43. Роль государственных служащих заключается в служении государству и обществу, а лица, избранные в органы власти, несут политическую ответственность за выполнение обязанностей перед обществом и избирателями, говорится в ст. 123 и 133 Конституции Колумбии, ст. 12 Конституции Омана, ст. 2 Конституции Узбекистана, ст. 83 Конституции Эквадора. Статья 15 Конституции Японии прямо указывает, что должностные лица органов публичной власти являются слугами всего общества: «Все государственные служащие являются слугами всего общества, а не какой-либо его группы» (перевод Г. Б.)44.

Конституция Казахстана в ст. 5 закрепляет недопустимость вмешательства государства в дела

38 Оригинал: The State shall make grants to and shall control all types of athletic associations, as specified by law. Конституция Греции // URL: https://www.hellenicparliament.gr/UserFiles/f3c70a23-7696-49db-9148-f24dce6a27c8/001-156%20aggliko.pdf (дата обращения: 24.06.2023).

39 См.: Зорькин В. Д., Мамут Л. С., Кикоть В. А. Новая Конституция: путь к свободе // Конституционный вестник. 1990. № 4. С. 3-7 ; Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2005.

40 См.: Авакьян С. А. Указ. соч. Т. 1 ; Мальцев Г. В. Социальные основания права. М. : Норма, 2007.

41 Оригинал: Public service shall be a responsibility and an honor the purpose of which is to achieve public interest and to serve the people.

42 Оригинал: The state, its bodies and the officials serve to all society instead of any its part. Конституция Чехии // URL: https://www.refworld.org/docid/3ae6b5fb8.html (дата обращения: 25.06.2023).

43 Оригинал: The Assembly persons shall perform a public duty at the service of the country; they shall act for the general welfare of the nation; they shall be held politically liable by society for their deeds or omissions in the performance of their duties and attributions; and they shall be obliged to render accounts to their constituents.

44 Оригинал: All public officials are servants of the whole community and not of any group thereof. Конституция Японии // URL: https://japan.kantei.go.jp/constitution_and_government_of_japan/constitut ion_e.html (дата обращения: 25.06.2023).

общественных организаций и общественных объединений в дела государства. Запрещается также делегирование функций государственных органов общественным объединениям.

III. Открытость органов публичной власти как важнейшее условие для выстраивания эффективного взаимодействия с гражданским обществом

Принцип открытости выделяется учеными в качестве одного из основополагающих принципов в контексте выстраивания взаимодействия между государством в лице органов власти и институтами гражданского общества45. Именно открытость создает необходимые предпосылки для эффективного взаимодействия государства и гражданского общества46. Указанный принцип упоминается также в наднациональных стандартах гражданского общества, например в практическом руководстве для гражданского общества «Пространство для деятельности гражданского общества и система прав человека ООН», подготовленном Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека: «Действия в публичных интересах требуют от

государственных должностных лиц открытости, ответственности, ясности, транспарентности и подотчетности»47.

Принцип открытости последовательно раскрывается в конституционных актах зарубежных стран: в ст. 110 Конституции Нидерландов: «При исполнении своих обязанностей государственные органы должны соблюдать право общественности на доступ к информации в соответствии с правилами, которые будут установлены актом парламента» (перевод Г. Б.)48. Обеспечение эффективного взаимодействия с гражданским обществом является отдельным полномочием правительства в Киргизии (ст. 91 Конституции Киргизии). В статье 98 Конституции Турции данный принцип реализуется посредством формы общей дискуссии: «Общие прения — это рассмотрение конкретного вопроса, касающегося общества и деятельности государства, на пленарном заседании Великого национального собрания Турции» (перевод Г. Б.)49. Возможность проведения публичных слушаний в Национальном конгрессе с участием гражданского общества закреплена в ст. 58 Конституции Бразилии: «Комитеты обладают полномочиями по вопросам, находящимся в их ведении... проводить публичные

45 См., например: Автономов А. С. Межсекторальное взаимодействие: принципы и основы // Межсекторальные взаимодействия (методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры). Настольная книга. М., 2000. С. 24-25. ; Влазнев В. Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002 ; Гриб В. В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.

46 Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы : монография / рук. авт. кол. и отв. ред. д-р юрид. наук, профессор С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2015. С. 517.

47 Пространство для деятельности гражданского общества и система прав человека ООН : практическое руководство для гражданского общества / Управление Верховного комиссара ООН по правам человека // URL: https://www.ohchr.org/sites/default/files/CS_space_UNHRSystem_Guide_ru.pdf (дата обращения: 12.07.2023).

48 Оригинал: In the exercise of their duties government bodies shall observe the right of public access to information in accordance with rules to be prescribed by Act of Parliament. Конституция Нидерландов // URL: https://www.government.nl/topics/constitution/documents/reports/2019/02/28/the-constitution-of-the-kingdom-of-the-netherlands (дата обращения: 24.06.2023).

49 Оригинал: A general debate is the consideration of a specific subject relating to the community and the activities of the State at the Plenary of the Grand National Assembly of Turkey. Конституция Турции // URL: https:// www.constituteproject.org/constitution/Turkey_2017.pdf?lang=en (дата обращения: 24.06.2023).

встречи с представителями гражданского общества» (перевод Г. Б.)50. Открытость органов публичной власти выражается в обеспечении права общественности на доступ к информации о деятельности органов публичной власти и вовлечении общественности в законодательный процесс (ст. 57 и 118 Конституции ЮАР: «Законодательный орган провинции должен способствовать вовлечению общественности в законодательные и другие процессы законодательного органа и его комитетов» (перевод Г. Б.)51), в реализации механизмов парти-сипативной демократии, открытого управления на местном уровне с участием граждан и институтов гражданского общества (ст. 139 Конституции Туниса: «Местные органы власти должны внедрить механизмы партисипативной демократии и принципы открытого управления, чтобы обеспечить максимально широкое участие граждан и гражданского общества в подготовке программ развития и планирования землепользования и следить за их реализацией в соответствии с законом» (перевод Г. Б.)52), в закреплении отдельного полномочия парламента по организации изучения и заслушивания любых вопросов, касающихся интересов общества (ст. 66 Конституции Молдовы).

Интерес представляют ст. 266 и 267 Конституции Португалии, закрепляющие принципы работы публичной администрации, среди которых принцип служения общественным интересам. В части выстраивания работы публичной администрации указывается, что она должна выстраиваться так, чтобы избежать бюрокра-

тизации, приблизить службы к населению и обеспечить участие заинтересованных лиц в эффективном управлении, в частности при посредничестве общественных ассоциаций: «Государственное управление должно быть организовано таким образом, чтобы избежать бюрократизации, приблизить департаменты и службы к местному населению и обеспечить участие заинтересованных сторон в его эффективном управлении, особенно через общественные объединения, организации жителей и другие формы демократического представительства» (перевод Г. Б.)53. Таким образом, общественные объединения играют важную посредническую роль в выстраивании коммуникации между гражданами, обществом в целом и государством.

В некоторых конституциях закреплены положения о консультативных советах при органах государственной власти. Так, согласно ст. 207 Конституции в Эквадоре создан Совет по общественному участию и контролю, состоящий из кандидатов, предложенных общественными организациями и гражданами. Совет занимается борьбой с коррупцией,развитием механизмов общественного контроля за органами публичной власти, а также привлечением общества к обсуждению важных социально-политических вопросов. Статья 161 Конституции Армении содержит отсылочную норму об Общественном совете как консультативном органе при правительстве: «Общественный совет является консультативным органом Правительства. Порядок формирования и

50 Оригинал: The committees have the power, on account of the matter under their authority: ...to hold public audiences with entities of civil society.

51 Оригинал: A provincial legislature must facilitate public involvement in the legislative and other processes of the legislature and its committees. Конституция ЮАР // URL: https://www.gov.za/documents/constitution-republic-south-africa-1996 (дата обращения: 28.06.2023).

52 Оригинал: Local authorities shall adopt the mechanisms of participatory democracy and the principles of open governance to ensure the broadest participation of citizens and of civil society in the preparation of development programmes and land use planning, and follow up on their implementation, in conformity with the law.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 Оригинал: The Public Administration shall be structured in such a way as to avoid bureaucratisation, bring departments and services closer to local people and ensure that interested parties take part in its effective management, particularly via public associations, residents' organisations and other forms of democratic representation. Конституция Португалии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/ Portugal_2005.pdf (дата обращения: 28.06.2023).

деятельности Общественного совета устанавливается законом»54.

IV. Общественный контроль как инструмент реализации права на участие институтов гражданского общества в управлении делами государства и общества

Право на участие в управлении делами государства заключается в возможности оказания гражданами влияния на работу органов публичной власти55. Категория «дела государства» зачастую противопоставляется сфере деятельности гражданского общества, хотя провести границу между двумя указанными сферами порой непросто. Так или иначе, «дела государства в конечном счете проистекают от потребностей общества, и последнее должно иметь возможность не только контролировать властные структуры, но и само участвовать в их формировании и деятельности»56. При этом такое участие осуществляется гражданами не только индивидуально, но и в рамках отдельных институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений (ассоциаций). В демократическом обществе только возможность осуществления гражданским обществом общественного контроля над властью способна сделать государство правовым57. По мнению Т. Н. Михеевой, «обще-

ственные объединения — один из самых многочисленных элементов гражданского общества, включающий наиболее активных граждан и с точки зрения общественного контроля представляющий огромный ресурс общества»58.

В целом право на участие в управлении делами государства и общества закрепляется во многих зарубежных конституциях: в ст. 54 Конституции Азербайджана, ст. 52 Конституции Анголы, ст. 12 Конституции Буркина-Фасо59, ст. 37 Конституции Беларуси, ст. 2 и 37 Конституции Киргизии, ст. 39 Конституции Молдовы, ст. 19 Конституции Сирии, ст. 6 Конституции Суринама60, ст. 36 Конституции Узбекистана, ст. 204 Конституции Эквадора. Статья 2 Конституции Финляндии называет указанное право немного иначе, а именно правом на участие в развитии общества и своего окружения, оказание влияния на такое развитие: ...the right of the individual to participate in and influence the development of society and his or her living conditions61.

Возможность осуществления общественного контроля в конституциях зарубежных стран указывается не часто. Например, в ст. 148 Конституции Узбекистана: «Граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением государственного бюджета Республики Узбекистан. Порядок и формы участия граждан и институтов гражданского

54 Конституция Армении // URL: https://www.president.am/en/constitution-2015/ (дата обращения: 27.06.2023).

55 См.: Япрынцев И. М. Сущность и понятие общественного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 3. С. 29.

56 Липчанская М. А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 1 (31). С. 125-126.

57 См.: Лучин В. О., Боброва Н. А. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики // Право и политика. 2003. № 10. С. 17-30.

58 Михеева Т. Н. Общественный контроль с позиций конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10. С. 180.

59 Конституция Буркина-Фасо // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Burkina_Faso_2015. pdf?lang=en (дата обращения: 27.06.2023).

60 Конституция Суринама // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Surinam_1992.pdf?lang=en (дата обращения: 27.06.2023).

61 Конституция Финляндии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Finland_2011 (дата обращения: 27.06.2023).

общества в бюджетном процессе устанавливаются законом». Статья 95 Конституции Эквадора не только закрепляет возможность общественного контроля, но и устанавливает принципы, в соответствии с которыми этот контроль должен осуществляться: «Граждане индивидуально и коллективно должны участвовать в качестве ведущих участников в принятии решений, планировании и управлении общественными делами, а также в общественном контроле за государственными учреждениями, обществом и их представителями в рамках текущего процесса укрепления власти народа. Участие должно регулироваться принципами равенства, автономии, общественного обсуждения, уважения различий, общественного контроля, солидарности и межкультурного взаимодействия» (перевод Г. Б.)62.

Таким образом, конституции зарубежных стран в большинстве своем закрепляют право на управление делами государства и общества, но в то же время далеко не все конституционные акты гарантируют возможность осуществления общественного контроля или мониторинга.

V. Право на объединение

Право на объединение — это «основа организованного контакта граждан, в результате которого возникает их общность»63, считает С. А. Ава-

кьян. При этом «главным способом реализации права на объединение является создание и деятельность общественных объединений»64. В конституционном праве зарубежных стран понятию «общественное объединение» соответствует также понятие «ассоциация», которое используется в конституционных актах многих государств.

Право на объединение как одно из фундаментальных прав человека признается и закрепляется в конституциях большинства стран мира независимо от политического режима. Право на объединение раскрывается подробно в ст. 48-50 Конституции Анголы, ст. 45 и 46 Конституции Армении, ст. 22 и 23 Конституции Грузии, ст. 78 и 79 Конституции Дании65, ст. 73 и 74 Конституции Исландии66, ст. 70 Конституции Узбекистана, ст. 48 Конституции Эстонии67. Примечательным является то, что помимо формального закрепления права на объединение в приведенных статьях содержатся повышенные гарантии осуществления деятельности общественных объединений, а именно возможность прекращения деятельности общественных объединений только по решению суда. Так, в ст. 22 Конституции Грузии говорится, что «ликвидация объединения допускается только по решению этого же объединения или суда, в определенных законом случаях и установленном порядке»68. Сходное регулирование содержится также в ст. 35 Конституции Афганистана. Однако при оценке общественно-политической ситуации в

62 Оригинал: Citizens, individually and collectively, shall participate as leading players in decision making, planning and management of public affairs and in the people's monitoring of State institutions and society and their representatives in an ongoing process of building citizen power. Participation shall be governed by the principles of equality, autonomy, public deliberation, respect for differences, monitoring by the public, solidarity and interculturalism.

63 Авакьян С. А. Указ. соч. С. 722.

64 Авакьян С. А. Указ. соч.

65 Конституция Дании // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Denmark_1953?lang=en (дата обращения: 29.06.2023).

66 Конституция Исландии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Iceland_2013.pdf?lang=en (дата обращения: 29.06.2023).

67 Конституция Эстонии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Estonia_2015.pdf?lang=en (дата обращения: 29.06.2023).

68 Конституция Грузии // URL: https://matsne.gov.ge/en/document/view/30346?publication=36 (дата обращения: 29.06.2023).

стране необходимо вспомнить о продолжительных войнах, вооруженных конфликтах, высоком уровне терроризма, радикализма, коррупции и бедности населения. В связи с этим представляется, что действительное положение дел ощутимо отличается от идей, закрепленных в Основном Законе.

Многие конституционные акты включают в себя стандартные формулировки, содержащие формальное закрепление права на объединение, а также запрет на создание партий, общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, разжигание религиозной, национальной вражды и др. (ст. 5 Конституции Беларуси, ст. 21 Конституции Буркина-Фасо, ст. 9 и 21 Конституции Германии69, ст. 5 Конституции Казахстана, ст. 21 Конституции Кипра70, ст. 8 Конституции Киргизии, ст. 14 Конституции Мадагаскара71,

ст. 41 Конституции Молдовы, ст. 33 Конституции Омана72, ст. 6 Конституции Сирии, ст. 8 и 28 Конституции Таджикистана73, ст. 17 и 44 Конституции Туркменистана, ст. 43 Конституции Хорватии74, ст. 4 и 53 Конституции Чехии, ст. 1 и 24 ч. 1 гл. 2 Конституции Швеции75 и т.д.).

Нередко встречаются конституции, которые, напротив, содержат крайне поверхностное правовое регулирование права на объединение. Формальное закрепление право на объединение получило в ст. 17 Конституции Андорры76, ст. 27 Конституции Бахрейна, ст. 27 Конституции Бельгии77, ст. 10 Конституции Гвинеи78, ст. 16 Конституции Иордании79, ст. 39 Конституции Ирака, ст. 26 Конституции Ирана80, ст. 18 Конституции Италии81, ст. 44 и 45 Конституции Катара, ст. 43 Конституции Кувейта, ст. 102 Конституции Латвии82, ст. 35 Конституции Литвы, ст. 9 Конституции Мексики, ст. 8 Конституции Нидерландов,

69 Конституция Германии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/German_Federal_ Republic_2014 (дата обращения: 30.06.2023).

70 Конституция Кипра // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Cyprus_20 13.pdf?lang=en (дата обращения: 30.06.2023).

71 Конституция Мадагаскара // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Madagascar_2010.pdf (дата обращения: 30.06.2023).

72 Конституция Омана // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/0man_2011.pdf?lang=en (дата обращения: 30.06.2023).

73 Конституция Таджикистана // URL: https://www.prokuratura.tj/en/legislation/the-constitution-of-the-republic-of-tajikistan.html (дата обращения: 30.06.2023).

74 Конституция Хорватии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Croatia_2013.pdf?lang=en (дата обращения: 30.06.2023).

75 Конституция Швеции // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Sweden_2012?lang=en (дата обращения: 30.06.2023).

76 Конституция Андорры // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Andorra_1993.pdf?lang=en (дата обращения: 30.06.2023).

77 Конституция Бельгии // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Belgium_2014.pdf?lang=en (дата обращения: 30.06.2023).

78 Конституция Гвинеи // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Guinea_20 10.pdf?lang=e n (дата обращения: 30.06.2023).

79 Конституция Иордании // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Jordan_2011 (дата обращения: 30.06.2023).

80 Конституция Ирана // URL: https://www.refworld.org/docid/3ae6b5 6710.html (дата обращения: 30.06.2023).

81 Конституция Италии // URL: https://www.senato.it/documenti/repository/istituzione/costituzione_inglese. pdf (дата обращения: 30.06.2023).

82 Конституция Латвии // URL: https://www.saeima.lv/en/legislative-process/constitution/ (дата обращения: 30.06.2023).

ст. 33 Конституции ОАЭ83, ст. 35 и 36 Конституции Туниса, ст. 13 Конституции Финляндии, ст. 4 Конституции Франции84, ст. 22 и 23 Конституции Швейцарии85, ст. 18 Конституции ЮАР, ст. 21 Конституции Японии. Статья 10 Конституции Сирии упоминает право на объединение в привязке к праву на осуществление общественного контроля. Согласно ст. 67 Конституции КНДР86 государство создает все условия для свободной деятельности демократических политических партий и общественных организаций. Вместе с тем известно, что в Республике свобода слова в действительности ограничена, а власть сконцентрирована в руках Трудовой партии Кореи.

Заключение

Термин «гражданское общество» встречается не во всех конституциях зарубежных стран. Несмотря на это, в конституциях большинства стран подчеркиваются интересы и причастность общества ко многим сферам общественно-политической, социальной и экономической жизни. Следует отметить, что термин «гражданское общество» (civil society) практически одинаково часто фигурирует в конституциях стран с разными режимами правления. В конституциях некоторых стран, в том числе на постсоветском пространстве, гражданское общество выделяется в качестве перспективной цели, которую только предстоит достичь. Содержательное наполнение специальных разделов о государстве и обществе в ряде зарубежных конституций оставляет желать лучшего. Например, не во всех конституциях арабских стран в специальных разделах можно обнаружить положения об институтах гражданского общества, напротив, основное внимание уделяется исключительно семейно-брачным отношениям, материнству, детству, образованию и

воспитанию. Положения об институтах гражданского общества подробно раскрыты в Конституции Узбекистана (гл. XIII). Поправки появились в результате конституционной реформы 2023 г.

Большинство зарубежных конституций содержат положения о роли государства в контексте отношений «государство — общество — личность». В конституциях ряда стран Европы, СНГ, Ближнего Востока и Латинской Америки в качестве роли государства и органов публичной власти отмечается служение не только государству, но и обществу. Уточняется, что работа органов публичной власти, проводимая в интересах общества, должна осуществляться с соблюдением принципа открытости и стремлением к выстраиванию диалога, в том числе с привлечением институтов гражданского общества. В целом указанный принцип прослеживается лишь в некоторых зарубежных конституциях, однако в их число входят как европейские государства, так и страны из других регионов.

Конституционно-правовое регулирование института общественного контроля закреплено в конституциях немногих государств (например, Узбекистан, Уругвай, Эквадор).

Право на участие в управлении делами государства и общества и право на объединение являются фундаментальными основами свободы и демократии. Зарубежный опыт конституционного законотворчества демонстрирует приверженность большинства стран из разных регионов мира, отличающихся друг от друга подходами к организации государственной власти, к закреплению на конституционно-правовом уровне указанных прав. В конституционных актах содержится широкое понимание права на управление, которое включает в себя управление делами не только государства, но и общества.

Несмотря на общую позитивную тенденцию по закреплению в конституционных актах права

83 Конституция ОАЭ // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/United_Arab_Emirates_2004.pdf (дата обращения: 30.06.2023).

84 Конституция Франции // URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/503815 (дата обращения: 30.06.2023).

85 Конституция Швейцарии // URL: https://www.fedlex.admin.ch/eli/cc/1999/404/en (дата обращения: 30.06.2023).

86 Конституция КНДР // URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Peoples_Republic_of_Korea_1998. pdf (дата обращения: 30.06.2023).

на объединение, содержательное наполнение данного права может существенно различаться от государства к государству. В конституциях западных государств встречается как формальное закрепление, так и содержательное раскрытие права на объединение. Наиболее поверхностное регулирование встречается в конституциях арабских стран. Представляется, что подобные тенденции обусловлены авторитарным характером правления.

Конституции европейских государств и некоторых стран постсоветского пространства в содержательном плане предусматривают повышенные гарантии функционирования институтов гражданского общества, выразившиеся в допустимости ограничения или запрета деятельности политических партий и общественных объединений только судом. Однако существует немало европейских стран, которые в своих конституционных актах лишь вскользь упоминают о праве на объединение.

Таким образом, тезис о сформировавшейся в западных странах культурной среде, в кото-

рой гражданское общество стало естественным явлением, подтверждается лишь в некоторой степени. В странах Запада нет единого подхода к конституционно-правовому регулированию содержания основ гражданского общества, поскольку одинаково часто встречаются конституционные акты как с поверхностным, так и с подробным правовым регулированием. Вместе с тем анализ многочисленных конституционных актов государств, не относящихся к странам Запада, позволяет сделать вывод о развитии тенденции к совершенствованию на конституционно-правовом уровне форм взаимодействия государства и общества с привлечением институтов гражданского общества к решению общественно значимых вопросов. В частности, за последние несколько лет на постсоветском пространстве в результате проведения конституционных реформ некоторые страны пересмотрели на уровне своих конституций фактуру взаимоотношений «государство - общество» в пользу расширения конституционных гарантий для гражданского общества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. Т. 1. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : Инфра-М, 2023. - 864 с.

2. Автономов А. С. Межсекторальное взаимодействие: принципы и основы // Межсекторальные взаимодействия: методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры. Настольная книга. - М., 2000. - С. 24-25.

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с.

4. Бондарь Н. С. Гражданин и публичная власть: Конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. - М., 2004. - С. 309-313.

5. Влазнев В. Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 198 с.

6. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы : монография / рук. авт. кол. и отв. ред. д-р юрид. наук, профессор С. А. Авакьян. - М. : Юстицинформ, 2015. - 652 с.

7. Гриб В. В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - 525 с.

8. Зорькин В. Д., Мамут Л. С., Кикоть В. А. Новая Конституция: путь к свободе // Конституционный вестник. - 1990. - № 4. - С. 3-7.

9. Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.) : в 6 т. (10 кн.) / под общ. ред. О. Г. Румянцева ; Фонд конституционных реформ. - М. : Волтерс Клувер, 2007-2010.

10. Липчанская М. А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Ленинградский юридический журнал. — 2013. — № 1 (31). — С. 124-133.

11. Лучин В. О., Боброва Н. А. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики // Право и политика. — М. : Nota Bene. — 2003. — № 10. — С. 17-30.

12. Мальцев Г. В. Социальные основания права : монография — М. : Норма : Инфра-М, 2023. — 800 с.

13. Михеева Т. Н. Общественный контроль с позиций конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 10. — С. 177-183.

14. Пространство для деятельности гражданского общества и система прав человека ООН : практическое руководство для гражданского общества / Управление Верховного комиссара ООН по правам человека // URL: https://www.ohchr.org/sites/default/files/CS_space_UNHRSystem_Guide_ru.pdf (дата обращения: 12.07.2023).

15. Румянцев О. Г. Новая Конституция для России: наши подходы // Конституционный вестник. — 1990. — № 2. — С. 14-19.

16. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : Инфра-М, 2022. — 640 с.

17. Троицкая А. Междисциплинарность в сравнительном конституционно-правовом исследовании // Сравнительное конституционное обозрение. — 2017. — № 5 (120). — С. 57-77.

18. Цанн-кай-си Ф. В. Гражданское общество: реальность и понятие // Конституционный вестник. — 1990. — № 4. — С. 12-14.

19. Шевердяев С. Н. Перспективные направления развития категории гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 16. — С. 2-10.

20. Япрынцев И. М. Сущность и понятие общественного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства // Государственная власть и местное самоуправление. — 2017. — № 3. — С. 27-31.

Материал поступил в редакцию 22 июля 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Avakyan S. A. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnyy kurs: ucheb. posobie: v 2 t. T. 1. — 7-e izd., pererab. i dop. — M.: Norma: Infra-M, 2023. — 864 s.

2. Avtonomov A. S. Mezhsektoralnoe vzaimodeystvie: printsipy i osnovy // Mezhsektoralnye vzaimodeystviya: metodologiya, tekhnologii, pravovye normy, mekhanizmy, primery. Nastolnaya kniga. — M., 2000. — S. 24-25.

3. Baglay M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik dlya vuzov — 6-e izd., izm. i dop. — M.: Norma, 2007. — 784 s.

4. Bondar N. S. Grazhdanin i publichnaya vlast: Konstitutsionnoe obespechenie prav i svobod v mestnom samoupravlenii. — M., 2004. — S. 309-313.

5. Vlaznev V. N. Grazhdanskoe obshchestvo kak predmet konstitutsionno-pravovogo issledovaniya: dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2002. — 198 s.

6. Grazhdanskoe obshchestvo kak garantiya politicheskogo dialoga i protivodeystviya ekstremizmu: klyuchevye konstitutsionno-pravovye problemy: monografiya / ruk. avt. kol. i otv. red. d-r yurid. nauk, professor S. A. Avakyan. — M.: Yustitsinform, 2015. — 652 s.

7. Grib V. V. Vzaimodeystvie organov gosudarstvennoy vlasti i institutov grazhdanskogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii: dis. ... d-ra yurid. nauk. — M., 2011. — 525 s.

8. Zorkin V. D., Mamut L. S., Kikot V. A. Novaya Konstitutsiya: put k svobode // Konstitutsionnyy vestnik. — 1990. — № 4. — S. 3-7.

9. Iz istorii sozdaniya Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii. Konstitutsionnaya komissiya: stenogrammy, materialy, dokumenty (1990-1993 gg.): v 6 t. (10 kn.) / pod obshch. red. O. G. Rumyantseva; Fond konstitutsionnykh reform. — M.: Volters Kluver, 2007-2010.

10. Lipchanskaya M. A. Uchastie grazhdan Rossiyskoy Federatsii v upravlenii delami gosudarstva: traditsionnye formy i sovremennye tendentsii // Leningradskiy yuridicheskiy zhurnal. — 2013. — № 1 (31). — S. 124-133.

11. Luchin V. O., Bobrova N. A. Konstitutsionnyy stroy Rossii: osnovnye politiko-pravovye kharakteristiki // Pravo i politika. — M.: Nota Bene. — 2003. — № 10. — S. 17-30.

12. Maltsev G. V. Sotsialnye osnovaniya prava: monografiya — M.: Norma: Infra-M, 2023. — 800 s.

13. Mikheeva T. N. Obshchestvennyy kontrol s pozitsiy konstitutsionnogo prava grazhdan na uchastie v upravlenii delami gosudarstva // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2018. — № 10. — S. 177-183.

14. Prostranstvo dlya deyatelnosti grazhdanskogo obshchestva i sistema prav cheloveka OON: prakticheskoe rukovodstvo dlya grazhdanskogo obshchestva / Upravlenie Verkhovnogo komissara OON po pravam cheloveka // URL: https://www.ohchr.org/sites/default/files/CS_space_UNHRSystem_Guide_ru.pdf (data obrashcheniya: 12.07.2023).

15. Rumyantsev O. G. Novaya Konstitutsiya dlya Rossii: nashi podkhody // Konstitutsionnyy vestnik. — 1990. — № 2. — S. 14-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Teoriya gosudarstva i prava: kurs lektsiy / pod red. N. I. Matuzova, A. V. Malko. — 3-e izd., pererab. i dop. — M.: Norma: Infra-M, 2022. — 640 s.

17. Troitskaya A. Mezhdistsiplinarnost v sravnitelnom konstitutsionno-pravovom issledovanii // Sravnitelnoe konstitutsionnoe obozrenie. — 2017. — № 5 (120). — S. 57-77.

18. Tsann-kay-si F. V. Grazhdanskoe obshchestvo: realnost i ponyatie // Konstitutsionnyy vestnik. — 1990. — № 4. — S. 12-14.

19. Sheverdyaev S. N. Perspektivnye napravleniya razvitiya kategorii grazhdanskogo obshchestva // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2007. — № 16. — S. 2-10.

20. Yapryntsev I. M. Sushchnost i ponyatie obshchestvennogo kontrolya kak mekhanizma uchastiya grazhdan v upravlenii delami gosudarstva // Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie. — 2017. — № 3. — S. 27-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.