ПРАВО И ЭКОЛОГИЯ
ВЕРОНИКА СЕРГЕЕВНА ХИЖНЯК
Саратовский филиал Института государства и права РАН
410028, Российская Федерация, Саратов, ул. Чернышевского, д. 135
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 5203-9849
DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-4-khizhnyak
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И КОНСТИТУЦИОННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Аннотация. Данное исследование посвящено анализу конституционно-правовой политики стран Латинской Америки в сфере охраны и защиты окружающей среды, особенностей влияния на нее глобализации и регионализации. Актуальность данного исследования определяется наличием объективной взаимосвязи между процессами глобализации и регионализации и проблемой осуществления защиты конституционных экологических прав человека и окружающей среды.
Глобальные экономические процессы связаны с пересмотром отношения к природным ресурсам и использованию окружающей среды. Положительным влиянием глобализации в этой сфере можно считать принятие ряда международных документов, затрагивающих экологические проблемы. На глобальном уровне можно отметить тенденцию установления защиты окружающей среды, природных ресурсов, их рационального использования и сохранения для будущих поколений. В то же время на региональном уровне происходят свои процессы, влияющие на развитие конституционно-правовой политики государств по данному вопросу.
Анализ общих тенденций развития конституционно-правовой политики стран Латинской Америки в сфере охраны окружающей среды и конституционных экологических прав человека помогает выявить их позитивный опыт в этой сфере и оценить возможность его заимствования. С этой целью в работе проанализированы особенности закрепления экологических прав человека в конституциях стран Латинской Америки; обязанности государства, общества и индивидов
по охране окружающей среды; влияние правовой политики государств на развитие региональных механизмов защиты экологических прав человека и окружающей среды; проблемы, влияющие на эффективность конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфере.
При проведении исследования использовались методы анализа и синтеза, дедукции, системный, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
В результате исследования были выявлены общие тенденции развития конституционно-правовой политики стран Латинской Америки в сфере охраны окружающей среды и конституционных экологических прав человека в условиях глобализации и регионализации, а также ее особенности и современные направления развития.
Ключевые слова: конституционное право, конституционно-правовая политика, конституционные экологические права человека, охрана окружающей среды, глобализация, регионализация
VERONIKA S. KHIZHNYAK
Saratov Branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
135 Chernyshevsky st., Saratov, 410028, Russian Federation E-mail: [email protected] SPIN-код: 5203-9849
CONSTITUTIONAL POLICY OF LATIN AMERICAN COUNTRIES IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND PROTECTION AND CONSTITUTIONAL ENVIRONMENTAL HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION AND REGIONALIZATION
Abstract. This study is devoted to the analysis of the constitutional and legal policy of Latin American countries in the field of environmental protection and protection, the features of the impact of globalization and regionalization on it. The relevance of this study is determined by the presence of an objective relationship between the processes of globalization and regionalization and the problem of protecting the constitutional environmental rights of man and the environment.
Global economic processes are associated with a revision of attitudes towards natural resources and the use of the environment. The adoption of a number of international documents affecting environmental problems can be considered a positive effect of globalization in this area. At the global level, one can note the trend of establishing the protection of the environment, natural resources, their rational use and conservation for future generations. At the same time, at the regional level, their
own processes are taking place that affect the development of the constitutional and legal policy of states on this issue.
Identification of general trends in the development of the constitutional and legal policy of Latin American countries in the field of protection and protection of the environment and constitutional environmental human rights helps to identify their positive experience in this area and assess the possibility of borrowing it. To this end, the paper analyzes the features of securing environmental human rights in the Constitutions of Latin American countries; obligations of the state, society and individuals to protect the environment; the influence of the legal policy of states on the development of regional mechanisms for the protection of environmental human rights and the environment; problems affecting the effectiveness of the constitutional and legal policy in the area under consideration.
During the research, methods of analysis and synthesis, deduction, systemic, comparative legal and formal legal methods were used.
As a result of the study, general trends in the development of the constitutional and legal policy of Latin American countries in the field of environmental protection and constitutional environmental human rights in the context of globalization and regionalization, as well as its features and modern directions of development, were identified.
Keywords: constitutional law; constitutional and legal policy, constitutional environmental human rights, environmental protection, globalization, regionalization
1. Введение
Процессы глобализации, изначально нацеленные на развитие мировой экономики, оказывают влияния на все большее число сфер общественной жизни. Как отмечает Г.Н. Комкова, «высшей целью глобализации является всеобщее повышение благосостояния людей в любом государстве мира, которые сейчас не могут позволить себе существовать изолированно друг от друга»1. Действительно, глобализация создает новые возможности не только для государств, но и для индивидов. В первую очередь это касается реализации прав социально-экономической группы, к которым относятся и экологические права и свободы человека.
В настоящее время международное право признает суверенитет государства над его природными ресурсами. О его наличии говорится в ч. 2 ст. 1 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах. Исходя из данного положения, все народы обла-
1 Комкова Г.Н. Правовая политика России по обеспечению экономической стабильности в свете глобализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 2. С. 17.
дают правом распоряжения своими природными ресурсами и не могут быть его лишены. В то же время его реализация не должна противоречить международным обязательствам государств.
Суверенитет государства над его природными ресурсами провозглашается и в таких документах Организации Объединенных Наций, как Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами»2, Резолюция 3016 (XVII) от 18 декабря 1972 г. «Неотъемлемый суверенитет развивающихся стран над своими природными ресурсами»3.
На наш взгляд, возможность индивида эффективно реализовывать и защищать свои экологические права связана с проблемой охраны самой окружающей среды. Государство может гарантировать своим гражданам право на благоприятную окружающую среду, только обладая суверенитетом над ней и возможностью самостоятельно регулировать процесс ее использования и охраны. В то же время экологические проблемы имеют всеобъемлющий характер, их решение самостоятельно одним государством не всегда возможно. Поэтому необходимо создание определенного баланса между сохранением прав, присущих суверенитету, и обеспечением эффективного международного сотрудничества в данной сфере.
Глобализация обладает не только положительными чертами, но и несет в себе ряд негативных факторов, среди которых: стирание культурных различий, часто влекущее за собой исчезновение национальной идентичности, утрата языковых и культурных особенностей, вред окружающей среде, причиняемый эксплуатацией промышленных объектов.
Негативно процессы глобализации сказываются и на реализации и защите суверенитета государства, в том числе и в отношении его природных ресурсов. Следует согласиться с А.А. Воротниковым, что «в последние годы обостряется ситуация, связанная с проблемой сочетания принципов глобальной охраны окружающей среды, всеобщего
2 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г. «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901739101 (дата обращения: 15.03.2022).
3 Резолюция 3016 (XVII) от 18 декабря 1972 г. «Неотъемлемый суверенитет развивающихся стран над своими природными ресурсами». Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ RESOLUTION/GEN/NR0/273/40/IMG/NR027340.pdf? OpenElement (дата обращения: 15.03.2022).
рационального природопользования и обеспечения суверенитета, целостности и устойчивого развития отдельных государств»4.
Негативным фактором глобализации, влияющим на конституционно-правовую политику в рассматриваемой сфере, является то, что бонусы от процесса глобализации получают преимущественно высокоразвитые в экономическом плане государства, а остальным остается довольствоваться ролью сырьевого придатка. Обострение международной конкуренции в экономической сфере приводит к потребительскому отношению к окружающей среде и нарушению конституционных экологических прав и свобод человека.
Неким противовесом глобализации является регионализация. Она обобщает особенности определенного географического региона, что способствует его экономическому развитию и снижает риски утраты национальной идентичности, причинения ущерба окружающей среде, создает гарантии реализации и защиты прав и свобод личности. Особенности определенной региональной подсистемы также влияют на то, каким образом глобализация будет отражаться на общественных отношениях в советующем регионе. Они могут не только усиливать, но и ослаблять ее влияние. Поэтому термин «регионализация» в данной работе будет использоваться нами для обозначения особенностей формирования конституционно-правовой политики по вопросам охраны окружающей среды и защиты экологических прав человека в обозначенном регионе.
Страны Латинской Америки в большинстве своем имеют сырьевую экономику. В условиях глобализации более развитые страны, например такие, как США и Япония, часто решают свои экологические проблемы за их счет. Так, в Японии, которая сама долгое время являлась экспортером древесины, в настоящее время вырубка леса очень ограничена. Ее дефицит в промышленности компенсируют за счет экспорта из указанного региона5.
В то же время в Латинской Америке традиционное отношение к природе во многом отличается от отношения к ней в большинстве промышленно развитых стран мира. В ряде государств этого региона за последние 10 лет были приняты новые конституции и новые законы, касающиеся экологических прав человека, суверенитета государ-
4 Воротников А.А. Международные экологические принципы: теория и практика конституционной реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 3. С. 43.
5 См.: Субботина К.В. Либерализация внешней торговли Японии в рамках программ абэномики // Управленческое консультирование. 2017. № 4. С. 215.
ства над его природными ресурсами, охраны и защиты окружающей среды и животного мира.
Следует отметить, что охрана окружающей среды и охрана конституционных экологических прав человека находятся в неразрывной взаимосвязи.
Все это делает актуальным изучение конституционно-правовой политики стран Латинской Америки в сфере охраны и защиты окружающей среды и конституционных экологических прав человека. Их опыт интересен наличием правовых институтов и особенностей механизма конституционно-правового регулирования в рассматриваемой сфере, которые не знакомы отечественному праву. Поэтому соответствующий анализ позволит расширить не только теоретические знания, но сформулировать практические предложения.
Из 32 стран этого региона нами были взяты для рассмотрения семь государств, правовая политика которых наибольшим образом влияет на развитие региональных стандартов в рассматриваемой сфере: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Перу и Эквадор.
2. Обсуждение
В большинстве современных стран для закрепления экологических прав человека используются очень лаконичные формулировки. Особенностью стран Латинской Америки является то, что экологическим правам, так же как и обязанностям на уровне основного закона, уделено больше внимания. Наряду с этим, в их конституциях закрепляются и положения об охране и защите окружающей среды.
Как отмечают Ф.Л.М. Малдонадо и К.А.Я. Янез, «в большинстве конституций Латинской Америки включение в конституционное право раздела, касающегося природы или окружающей среды с точки зрения ее эксплуатации и использования, является общим фактором»6. Таким образом, можно выделить тенденцию, свойственную процессу регионализации в Южной Америке, — повышенное внимание к экологическим проблемам и установления их в качестве одного из приоритетов конституционно-правовой политики.
На наш взгляд, можно выделить несколько стран этого региона, чья конституционно-правовая политика в рассматриваемой
6 Maldonado F.L.M., Yanez K.A. El Constitucionalismo Ambiental en Ecuador. URL: https://www.actualidadjuridicaambiental.com/wp-content/uploads/ 2020/01/2020_01_07_Mila_ConstitucionaIismo-ambientaI-Ecuador.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
сфере действительно четко отражена в их конституциях и выражает региональные особенности. Это такие государства, как Боливия, Венесуэла, Парагвай, Перу и Эквадор. Конституционные экологические права человека закрепляются в Конституции Аргентины7 (ст. 41) в значительном объеме, но в меньшем, чем в указанных выше странах. В Конституции Бразилии8 закреплены обширные обязанности государства, общества и индивидов относительно охраны окружающей среды (ст. 225). Если говорить об иных государствах Южной Америки, то в их конституциях эти права либо вообще не упоминаются, либо закрепляются одной фразой. В целом можно сказать, что данный вопрос является предметом конституционно-правового регулирования в большинстве стран региона.
Можно выделить следующие конституционные экологические права человека, закрепленные в рассматриваемых конституциях: право на здоровую, защищенную и сбалансированную окружающую среду, дающую возможность нормально развиваться настоящим и будущим поколениям (ст. 41 Конституции Аргентины; ст. 33 Конституции Боливии9; ст. 127 Конституции Венесуэлы10; ст. 7 Конституции Парагвая 11; ст. 74 Конституции Республики Эквадор 12), право защищать свои конституционные экологические права в судебном порядке (ст. 34 Конституции Боливии), право на возобновляемые и невозоб-новляемые природные ресурсы, которые являются достоянием нации (ст. 66 Конституции Перу)13.
Обязанностями государства, установленными в конституциях стран Латинской Америки, являются: осуществление охраны окружающей среды и предотвращение причинения ей вреда, даже если
7 Конституция Аргентины 1853 г. (в ред. от 1994 г.). URL: https://worldconstitutions. ru/?p=358 (дата обращения: 15.03.2022).
8 Конституция Бразилии 1988 г. URL: https://worldconstitutions.ru/?p=563 (дата обращения: 15.03.2022).
9 Конституция Боливии 2009 г. URL: https://www.constituteproject.org/ constitution/Bolivia_2009.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
10 Конституция Венесуэлы 1999 г. URL: https://www.constituteproject.org/ constitution/Venezuela_2009.pdf?lang=en pdf (дата обращения: 15.03.2022).
11 Конституции Парагвая 1992 г. URL: https://www.constituteproject.org/ constitution/Paraguay_2011.pdf?lang=en (дата обращения: 15.03.2022).
12 Конституция Республики Эквадор 2008 г. URL: https://pdba.georgetown.edu/ Constitutions/Ecuador/english08.htmI (дата обращения: 15.03.2022).
13 Конституция Перу 1993 г. URL: https://www.constituteproject.org/constitution/ Peru_2009.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
нет достаточных доказательств того, что он может наступить в результате конкретных действий (ст. 41 Конституции Аргентины; ст. 342 Конституции Боливии; ст. 127 Конституции Венесуэлы; ст. 396, 413—415 Конституции Республики Эквадор). Поощрение и установление гарантий защиты окружающей среды, сохранение ее в интересах настоящих и будущих поколений, экстренное реагирование на причинение экологического вреда (ч. 6 ст. 9 Конституции Боливии; ст. 127 Конституции Венесуэлы; ст. 68 и 69 Конституции Перу; ст. 7 и 8 Конституции Парагвая; ст. 397 Конституции Республики Эквадор).
Ответственность за охрану окружающей среды разделяют государство и его население.
В конституциях Парагвая (ст. 7), Перу (ст. 69), Эквадора (ст. 395) указывается не только право государства издавать законы в экологической сфере, но и право определять национальную экологическую политику. Также в качестве меры по охране окружающей среды закреплен запрет на производство и импорт в страну ядерного, химического и биологического оружия, причем допускается его распространение и на иные ядовитые вещества (ст. 41 Конституции Аргентины; ст. 8 Конституции Республики Парагвай; ч. 2 ст. 397 Конституции Республики Эквадор).
Говоря о Конституции Эквадора 2008 г., следует отметить, что в ней рассматриваемой проблеме уделено больше внимания, чем в любой другой конституции стран Латинской Америки. Она гарантирует участие населения в решении экологических проблем (ч. 3 ст. 395, ст. 398, 399), защиту сельскохозяйственного и биоразнообразия (ст. 400), создание охраняемых территорий (ст. 404—407) и др.
Следует учитывать, что в таких государствах, как Боливия и Эквадор, на конституционно-правовую политику государства в рассматриваемой сфере особое влияние оказывают традиции и верования коренного населения. Этическими принципами являются: Sumac Kawsay в Эквадоре, а в Боливии — suma qamaña. Оба термина на языках коренных народов этих государств означают «хорошая жизнь», которая невозможна без благоприятной окружающей среды и устойчивой экологической политики. Конституция Боливии, наряду с указанным термином, использует еще термины teko kavi (благополучная жизнь) и ivi maraei (земля без зла), которыми обозначаются этические принципы существования этого государства, относящиеся и к его экологической политике.
В Конституции Республики Эквадор природа (Пача Мама) имеет статус юридического лица и является субъектом конституционных
правоотношений. Она наделена правами, которые от ее имени реализует население страны и государственные органы. «Природа является субъектом тех прав, которые Конституция признает за ней» (ст. 10). Ее права определены в ст. 71 и 72. К ним относят такие, как: «право на полное уважение к ее существованию, право на поддержание и восстановление ее жизненных циклов и право на восстановление в случае ущерба». При этом подчеркивается, что это именно ее права как субъекта и они не должны смешиваться с правами иных субъектов. Что и позволяет говорить о том, что в данной стране природа считается субъектом конституционного права. В зарубежной юридической литературе есть мнение, что это привело к усилению природоохранного аспекта в конституционном праве как самой Республики Эквадор, так и других государств региона14. Хотя больше ни в одной стране природа не получила такого правового статуса.
Конституционные экологические права человека в юридической литературе часто относят к социально-экономическим. К этой же группе относят и культурные права. В конституциях Боливии и Эквадора экологические и культурные права приобретают особую взаимосвязь через влияние традиций коренных народов на их содержание. В ч. 3 ст. 99 Конституции Боливии указывается, что к наследию граждан этого государства относятся «природные, палеонтологические, архитектурные, исторические и документальные богатства, а также богатства религиозных культов и фольклора». В Республике Эквадор Пача Мама получила свой конституционно-правовой статус под влиянием традиций индейцев кечуа и шуар. Можно сказать, что в этих странах экологические проблемы переплетаются с проблемой защиты прав коренного населения, включая проблемы сохранения их культуры и национальной идентичности.
Несмотря на то что в Конституции Боливии нет четкого указания на то, что природа является субъектом конституционного права, как это сделано в Конституции Республики Эквадор, ее правовой статус близок в обоих государствах.
В развитие положений боливийской Конституции в 2010 г. был принят Закон № 71 о правах Матери-Земли 15. В нем закреплено, что «интересы общества в рамках прав Матери-Земли преобладают во всей человеческой деятельности и над любым приобретенным пра-
14 См.: Maldonado F.L.M., YanezK..A. Op. cit.
15 Ley № 71 de derechos de la madre tierra. 2010. URL: https://www.lexivox.org/ norms/BO-L-N71.html (дата обращения: 15.03.2022).
вом», а сама она — «динамическая живая система, составленная из неделимой общности всех жизненных систем и живых существ, взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодополняющих, разделяющих общую судьбу» (ст. 3). Ее правами являются: «право на сохранение, разнообразие живых существ, функционирование круговорота воды, чистый воздух, право на поддержание взаимосвязи ее компонентов, право на восстановление и право на жизнь без загрязнений» (ст. 7). Дословно в Законе сказано: «Мать-Земля имеет следующие права...», но прямо субъектом конституционного права ее и в этом законе не на-зывают16. В боливийской юридической науке также есть мнение, что, несмотря на подобные формулировки, она таковым не является17.
Анализируя положения Конституции Боливии и упомянутого закона, Алан Э. Варгас Лима называет Мать-Землю «коллективным субъектом общественного интереса»18. «Она и все ее составляющие, включая человеческие сообщества, являются обладателями всех неотъемлемых прав, признанных в том же законе», — отмечает данный автор19.
Таким образом, положения конституционного права Республики Эквадор и Республики Боливия относительно правового статуса и особенностей защиты окружающей среды нельзя назвать идентичными, но они имеют общие истоки и направленность.
При том, что объем прав, закрепляемый за природой в Боливии, несколько больше, чем в Республике Эквадор, принципиальным различием в подходе к определению ее конституционно-правового правового статуса является то, что в одной стране она признается именно субъектом конституционного права, а в другой — нет.
Дж.Р.М. Лейте, Г.П.Н. Бельчиор и К.Э. Перальта называют положения Конституции Эквадор и закон Боливии о правах Матери-Земли беспрецедентными, но не считают необходимым заимствование Бразилией законодательного опыта своих соседей 20. Здесь следует
16 Ley № 71 de derechos de la madre tierra. 2010. URL: https://www.lexivox.org/ norms/BO-L-N71.html (дата обращения: 15.03.2022).
17 См.: Vargas Lima A.E. El derecho al medio ambiente en la Nueva Constitucion Política del Estado Plurinacional de Bolivia // Anuario de Derecho Constitutional Latinoamericano. 2012. Año XVIII. P. 251-267.
18 Ibid.
19 Ibid.
20 См.: Leite J.R.M., Belchior G.P.N., Peralta C.E. Derecho constitucional ambiental brasileno a la luz de una posmodernidad // Revista catalana de dret ambiental. 2014. Vol. V. № 1. P. 16-19.
отметить, что в ст. 225 Основного закона этой страны закрепляются преимущественно обязанности государства и личности по охране окружающей среды. Особым статусом — статусом национального достояния — наделяются бразильские леса в районе реки Амазонки, леса на Атлантическом побережье, Сьерра до Мар, Пантанал Мата Гроссенсе и прибрежная зона. Они не наделяются статусом отдельного субъекта конституционного права, но представляют собой предмет особой охраны со стороны государства и населения.
Закрепление экологических прав и свобод человека в Конституции Бразилии имеет свои особенности, отличающие его от конституционных положений Республики Эквадор и Республики Боливия, но многие аспекты природоохранной деятельности урегулированы здесь с большой конкретикой, что указывает на близость их конституционно-правовой политики в данной сфере.
В юридической литературе стран Латинской Америки есть мнение, что субъектами конституционных прав в экологической сфере могут быть и животные21. В настоящее время оно считается спорным, хотя, на наш взгляд, соответствует упомянутым выше идеологиям Sumac Kawsay и suma qamaña. В то же время в большинстве стран региона действуют законы о защите животных от жестокого обращения. Защита животных также взаимосвязана с решением экологических проблем. Поэтому нельзя исключать возможности того, что с течением времени правовая политика этих стран пойдет по пути закрепления за ними статуса субъекта конституционного права.
Конституционно-правовая политика рассматриваемых стран в сфере охраны и защиты окружающей среды и конституционных экологических прав человека основана на схожих принципах, закрепленных в их законодательстве. Таких законах, как: Общий экологический закон Аргентины 2002 г.22; Органический закон об окружающей среде Республики Венесуэла 2006 г.23; Закон о национальной экологической системе, национальном экологическом совете и секретаре по окружающей среде
21 См.: De la Torre TorresR.M. El reconocimiento de los animales como sujetos de derecho por la jurisdiction constitucional latinoamericana // Brazilian Journal of Animal and Environmental Research. 2021. Vol. 4. № 2. P. 1811-1828.
22 Ley General del Ambiente. URL: https://web-archive-org.translate.goog/ web/20130414015039/http://www2.medioambiente.gov.ar/mlegal/marco/ley25675. htm?_x_tr_sl=es&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc (дата обращения: 15.03.2022).
23 Там же.
Республики Парагвай 2000 г.24; Закон об оценке влияния на окружающую среду Республики Парагвай 1993 г.25; Органический закон об органах исполнительной власти Республики Перу 2018 г.26; Верховный указ об утверждении экологической политики Республики Перу до 2030 г.27; Кодекс об охране окружающей среды Республики Эквадор 2004 г.28
В этих законах есть ряд общих для них принципов: принцип ответственности за вредное воздействие на окружающую среду; принцип предосторожности; принцип предотвращения экологического ущерба и принцип справедливости между поколениями (сохранения окружающей среды для будущих поколений); прозрачность принятия решений по экологическим вопросам и участия населения в этом процессе 29.
Несмотря на достаточно четкую конституционно-правовую политику рассматриваемых стран, ориентированную на охрану окружающей среды и защиту экологических прав человека, в регионе остается актуальной проблема их нарушения. Основная проблема — деятельность промышленных предприятий, ТНК и других субъектов, которая противоречит нормам национального права стран Латинской Америки и часто связана с криминальными организациями.
Например, в результате нарушения правил эксплуатации в Бразилии, по данным управления Верховного комиссара по правам человека Организации Объединенных Наций, пострадало 1,5 млн человек. Граждане, пытавшиеся защитить свои экологические права, подверглись насилию со стороны, связанных с бизнесом криминальных группировок. Так, 21 марта 2019 г. активистка движения за права лиц,
24 Ley № 1561 / Crea El Sistema Nacional Del Ambiente, El Consejo Nacional Del Ambiente Y La Secretaria Del Ambiente. URL: https://www.bacn.gov.py/leyes-paraguayas/ 1645/ley-n-1561-crea-el-sistema-nacional-del-ambiente-el-consejo-nacional-del-ambiente-y-la-secretaria-del-ambiente (дата обращения: 15.03.2022).
25 Ley № 94 / Evaluacion De Impacto Ambiental. URL: https://Www.Bacn.Gov.Py/ Leyes-Paraguayas/2374/Ley-N-294-Evaluacion-De-Impacto-Ambiental (дата обращения: 15.03.2022).
26 Ley № 29158, Ley Orgánica del Poder Ejecutivo. URL: https://www.leyes.congreso. gob.pe/Documentos/Leyes/29158.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
27 Decreto Supremo que aprueba la Política Nacional del Ambiente al 2030. URL: https://busquedas.elperuano.pe/normaslegales/decreto-supremo-que-aprueba-la-politica-nacional-del-ambient-decreto-supremo-n-023-2021-minam-1976351-2/ (дата обращения: 15.03.2022).
28 Ley de gestion ambiental, codificacion. URL: https://www.ambiente.gob.ec/ wp-content/uploads/downloads/2012/09/LEY-DE-GESTI0N-AMBIENTAL.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
29 Там же.
пострадавших при эксплуатации дамб, Дилма Феррейра Силва и ее муж были убиты в связи со своей правозащитной деятельностью30.
Причиной возникновения данной проблемы является общая для всего региона тенденция роста преступности, в том числе и преступных организаций, связанных с бизнесом.
В некоторых странах региона в настоящее время происходит формирование института экологических правозащитников (термин введен Соглашением Эскасу)31. Хотя чаще всего их объединяют в один институт с иными правозащитниками. Например, в законодательстве Перу под термином «правозащитник» понимают «физическое лицо, действующее индивидуально или в составе коллектива, этнокультурной группы, организации, государственного или частного образования, а также юридических лиц, групп, организаций или общественных движений, целью которых является поощрение и защита права человека, личности и/или коллектива мирным путем, в рамках национального и международного права»32. Д. Соберон и У. Мак считают, что это понятие охватывает и защитников экологических прав. Они указывают, что закрепление этого понятия даже в широком смысле может положительно сказаться на защите прав последних33.
Положительным фактором, который может повысить эффективность правовой политики стран Латинской Америки в рассматриваемой сфере, можно назвать идею создания специализированных экологических судов. В Чили такой суд уже существует, возможность их учреждения в настоящее время обсуждается в Республике Эквадор34.
В соответствии со ст. 17 Закона № 20 600 Республики Чили к компетенции экологического суда относится рассмотрение любых вопросов, связанных с вопросами о законности актов государственных органов, затрагивающих природоохранные аспекты, и исков о возме-
30 Защитники окружающей среды в Бразилии борются за признание и справедливость // Официальный сайт управления Верховного комиссара по правам человека ООН. URL: https://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Stories/Pages/ BrazilianEnvironmentalDefenders.aspx (дата обращения: 15.03.2022).
31 Regional Agreement on Access to Information, Public Participation and Justice in Environmental Matters in Latin America and Caribbean. URL: https://repositorio.cepal. org/bitstream/handle/11362/43583/1/S1800428_en.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
32 Цит. по: Soberón D., Mak W Defensores ambientales: una agenda pendiente en el Peru. URL: https://polemos.pe/defensores-ambientales-una-agenda-pendiente-en-el-peru / (дата обращения: 15.03.2022).
33 Там же.
34 См.: Erazo L.A.F. Los Tribunales ambientales y el principio de especialidad en el Ecuador. Quito, 2021. P. 4.
щении ущерба окружающей среде35. Обратиться в суд может любое заинтересованное лицо36.
Говоря о факторах, негативно сказывающихся на эффективности конституционно-правовой политики стран Латинской Америки в целом, следует согласиться с Т.Я. Хабриевой, что их законы нередко «служат средством достижения сиюминутных политических целей»37, а в некоторые конституции «были внесены поправки, направленные на усиление личной власти президента (Венесуэла), ослабление механизмов судебного контроля (Мексика), перераспределение ресурсов государства (Гайана)»38.
В целом коррумпированность государственных органов является еще одним фактором, снижающим эффективность конституционно-правовой политики стран данного региона. Как отмечает А.П. Вальс, это явление стало особенно сильно влиять на политическую жизнь и социально-экономическую сферу во многих странах Латинской Америки в 90-е гг. ХХ в. и имеет «радикальный характер»39. Отмечается критическое влияние этого фактора на энергетический сектор экономики и использование водных ресурсов в рассматриваемом регионе40, т.е. сферы, находящиеся в прямой взаимосвязи с использованием природных ресурсов.
Особенности конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфере сказываются на внешней политике стран данного региона. Еще в 2015 г. бывший в то время президентом Республики Эквадор Рафаэль Корреа предлагал создать на универсальном уровне международный экологический суд41. Эта инициатива не была реализована, но на уровне рассматриваемого региона международное сотрудничество идет более успешно. Результатом правовой политики стран Латинской Америки по вопросам установления и защиты конституцион-
35 Официальный сайт Экологического суда Республики Чили. URL: https:// tribunalambiental.cl/informacion-institucional/que-hace-el-tribunal/funciones-y-competencia/ (дата обращения: 15.03.2022).
36 Там же.
37 Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 1 / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2006. С. 29.
38 Там же.
39 Valls A.P. Estudio sobre la corrupción en América Latina // Revista mexicana de opinion publica. 2019. № 27. С. 14.
40 Там же.
41 Президент Эквадора: необходимо создать суд по защите окружающей среды. URL: https://ria.ru/20151130/1332982205.html (дата обращения: 15.03.2022).
ных экологических прав человека и охраны окружающей среды стало принятие ими в 2018 г. Соглашения Эскасу42.
Соглашение Эскасу, или Эскасусское соглашение, регламентирует доступ к информации, касающейся использования и охраны окружающей среды, участие общественности в решении этих вопросов и осуществления правосудия по вопросам окружающей среды в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. На настоящий момент (март 2022 г.) его подписали 24 страны и 12 из них его ратифицировали.
В ст. 4 закреплено, что государства-участники признают за физическими лицами право на благоприятную окружающую среду, равно как и другие общепризнанные права человека, имеющие отношение к данному Соглашению43.
В нем указываются обязанности государств по предоставлению общественности и правозащитникам информации об окружающей среде и управленческих решений в экологической сфере, которые были приняты или принятие которых планируется. В ст. 5 указаны основания для отказа в ее предоставлении. Предусматривается создание независимых институтов, деятельность которых должна гарантировать прозрачность доступа к экологической информации. Кроме того, государства должны создать свой механизм участия общественности в принятии решений в экологической сфере. Предполагается, что этот вопрос они решают самостоятельно, опираясь на нормы внутригосударственного и международного права. В Соглашении указывается только перечень сведений, обязательно подлежащих предоставлению общественности. Например, тип вопроса относительно окружающей среды, который подлежит рассмотрению, изложенный не техническим языком, точное указание органа или должностного лица, которое будет принимать решение, процедура участия общественности в решении данного вопроса.
Участники соглашения должны гарантировать возможность защиты экологических прав и рассмотрения вопросов защиты окружающей среды в судебном порядке (ст. 8).
Статья 9 Соглашения посвящена правовому статусу правозащитников в экологической сфере (по вопросам окружающей среды). В его английском варианте используется термин «Human rights defenders
42 Regional Agreement on Access to Information, Public Participation and Justice in Environmental Matters in Latin America and Caribbean. URL: https://repositorio.cepal. org/bitstream/handle/11362/43583/1/S1800428_en.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
43 Regional Agreement on Access to Information, Public Participation and Justice in Environmental Matters in Latin America and Caribbean. URL: https://repositorio.cepal. org/bitstream/handle/11362/43583/1/S1800428_en.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
inenvironmental matters». Определения данного термина в Соглашении не дается, устанавливается только обязанность государства соблюдать в отношении них все права человека, учитывая свои международные обязательства и внутренние конституционные принципы в этой сфере. Следует отметить, что использование этого термина дает основание выделить среди правозащитников отдельную категорию — защитников экологических прав человека. К сожалению, этот термин пока не нашел своего закрепления в законодательствах государств-участников44.
Соглашение предусматривает обязательное сотрудничество государств по вопросам его реализации, а также развитие сотрудничества, в сфере, которую оно затрагивает с государствами, находящимися в других географических регионах, международными и неправительственными организациями (ст. 11).
Таким образом, можно говорить о развитии регионального механизма сотрудничества стран Латинской Америки по вопросам охраны окружающей среды и конституционных экологических прав человека. Это стало возможным благодаря сходствам в конституционно-правовой политике этих государств. В свою очередь, возникающие в результате такого сотрудничества международные инструменты будут оказывать влияние и на их внутреннюю правовую политику. В силу этого можно ожидать в дальнейшем большей унификации их законодательства в сфере охраны и защиты окружающей среды и конституционных экологических прав человека.
Подобное сотрудничество может способствовать развитию региональной международной политики в рассматриваемой сфере, которое будет способствовать снижению негативного эффекта процессов глобализации на решение соответствующих вопросов.
Заключение данного Соглашения положительно оценивается и в юридической литературе стран данного региона45.
3. Заключение
Проведенный нами анализ позволяет выделить особенность конституционно-правовой политики стран Латинской Америки в рассматриваемой сфере, которая выражается во взаимосвязи между эколо-
44 Regional Agreement on Access to Information, Public Participation and Justice in Environmental Matters in Latin America and Caribbean. URL: https://repositorio.cepal. org/bitstream/handle/11362/43583/1/S1800428_en.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
45 См.: Soberon D., Mak W. Op. cit.
гическими правами и правами коренного населения и взаимосвязи охраны окружающей среды с защитой его культуры. В то же время степень влияния этих факторов на данный вид политики различен в разных странах. Наиболее сильно он выражен в Республике Эквадор и Республике Боливия.
Также можно выделить ряд общих особенностей конституционно-правовой политики в сфере охраны окружающей среды и конституционных экологических прав человека:
— установление их защиты в качестве одного из важнейших приоритетов государства;
— выделение экологической политики в качестве одного из важнейших видов государственной политики на уровне конституции;
— установление в законодательстве разных стран региона схожих принципов конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфере;
— наличие четкой взаимосвязи конституционных экологических прав человека не только с личными и социально-экономическими, но и культурными правами;
— формирование новых субъектов конституционных экологических прав (природа, животные);
— возникновение новых институтов конституционного права (экологический правозащитник);
— закрепление связи между охраной природы и защитой прав коренного населения государства;
— закрепление за населением права на участие в решении вопросов, затрагивающих окружающую среду.
Основными направлениями этого вида конституционно-правовой политики можно назвать установление в отношении населения и государства как большего объема конституционных экологических прав, так и обязанностей. При этом увеличение объема прав субъектов конституционных правоотношений должно способствовать более эффективной защите окружающей среды.
Конституционно-правовая политика стран Латинской Америки по рассматриваемому вопросу является ответом на процессы глобализации в том смысле, что усиление охраны окружающей среды и экологических прав человека является средством снижения их негативного влияния. Нами выявлена тенденция сближения конституционно-правовой политики стран данного региона в данной сфере.
Реализация рассматриваемого вида конституционно-правовой политики опирается как на международные, так и на внутригосудар-
ственные механизмы. В данном регионе есть тенденции к развитию специализированных экологических судов, института защитников экологических прав человека, совершенствования механизма международного сотрудничества по защите конституционных экологических прав человека и окружающей среды на региональном уровне.
В то же время есть ряд факторов внутреннего характера, снижающих эффективность рассматриваемого вида конституционно-правовой политики — это общая для всех стран тенденция к сращиванию бизнеса и криминала, а также коррумпированность государственных органов.
На наш взгляд, опыт стран Латинской Америки может быть использован для совершенствования конституционно-правовой и международно-правовой политики Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и конституционных экологических прав человека в условиях глобализации. Например, в вопросах расширения содержания конституционных экологических прав человека и совершенствования правового механизма охраны окружающей среды. Кроме того, можно использовать опыт международно-правого регулирования этих вопросов в странах Латинской Америки для совершенствования механизма международного сотрудничества в экологической сфере в рамках СНГ. В частности, положениями относительно участия институтов гражданского общества в решении экологических проблем могут быть дополнены Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от 11 сентября 1998 г.46; Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды от 11 сентября 1998 г.47 и Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 г.48
46 Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов от 11 сентября 1998 г. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=4624 (дата обращения: 15.03.2022).
47 Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды от 11 сентября 1998 г. URL: https://continent-online.com/Document/?doc_id=1014025 (дата обращения: 15.03.2022).
48 Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 г. URL: https://base.garant.ru/1156018/(дата обращения: 15.03.2022).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
Воротников А.А. Международные экологические принципы: теория и практика конституционной реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 3. С. 41-44.
Защитники окружающей среды в Бразилии борются за признание и справедливость. Официальный сайт управления Верховного комиссара по правам человека ООН. URL: https://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Stories/Pages/Brazilian EnvironmentalDefenders.aspx (дата обращения: 15.03.2022).
Комкова Г.Н. Правовая политика России по обеспечению экономической стабильности в свете глобализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2020. № 2. С. 15-23.
Конституции государств Америки: В 3 т. Т. 1. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Издательство НОРМА, 2006.
Президент Эквадора: необходимо создать суд по защите окружающей среды. URL: https://ria.ru/20151130/1332982205.htmI (дата обращения: 15.03.2022).
Субботина К.В. Либерализация внешней торговли Японии в рамках программ абэномики // Управленческое консультирование. 2017. № 4. С. 210-217.
De la Torre Torres R.M. El reconocimiento de los animales como sujetos de derecho por la jurisdiction constitucional latinoamericana // Brazilian Journal of Animal and Environmental Research. 2021. Vol. 4. № .2. P. 1811-1828.
Erazo L.A.F. Los Tribunales ambientales y el principio de especialidad en el Ecuador. Quito, 2021.
Leite J.R.M., Belchior G.P.N., Peralta C.E. Derecho constitucional ambiental brasi-leno a la luz de una posmodernidad // Revista catalana de dret ambiental. 2014. Vol. V. № 1. С. 1-36.
Maldonado F.L.M., Yanez K.A. El Constitucionalismo Ambiental en Ecuador. URL: https://www.actualidadjuridicaambiental.com/wp-content/uploads/2020/01/2020_ 01_07_Mila_Constitucionalismo-ambiental-Ecuador.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
Soberón D., Mak W Defensores ambientales: una agenda pendiente en el Peru. URL: https://polemos.pe/defensores-ambientales-una-agenda-pendiente-en-el-peru / (дата обращения: 15.03.2022).
Valls A.P. Estudio sobre la corrupciónen América Latina // Revista mexicana de opinion publica. 2019. № 27. С. 13-40.
Vargas Lima A.E. El derecho al medio ambiente en la Nueva Constitution Politica del Estado Plurinacional de Bolivia // Anuario de Derecho Constitutional Latinoamericano. 2012. Año XVIII. С. 251-267.
REFERENCES
De la Torre Torres, R.M. (2021). El reconocimiento de los animals como sujetos de derecho por la jurisdiction constitucional latinoamericana [The Recognition of Animals as Subjects of Law by the Latin American Constitutional Jurisdiction]. Brazilian Journal of Animal and Environmental Research, (4) 2, p. 1811-1828. (in Port.).
Erazo, L.A.F. (2021). Los Tribunales ambientales y el principio de especialidad en el Ecuador [Environmental Courts and the Principle of Specialty in Ecuador]. Quito. (in Esp.).
Khabrieva, T. Ja. ed. (2006). Konstitutsii gosudarstv Ameriki. V 3h t. T. 1. [Constitutions of the States of America. In 3 vols.]. Moscow: "NORMA Publishing House". (in Russ.).
Komkova, G.N. (2020). Pravovaya politika Rossii po obespecheniyu ekonomicheskoi stabil'nosti v svete globalizatsii [Russia's Legal Policy to Ensure Economic Stability in the Light of Globalization]. Pravovaya politika i pravovaya zfrizn'. [Legal Policy and Legal Life], 2, pp. 15-23. (in Russ.).
Leite, J.R.M., Leite, Belchior G.P.N., Peralta C. (2014). Derecho constitucional ambiental brasileno a la luz de una posmodernidad [Brazilian Environmental Constitutional Law in the Light of Postmodernity]. Revista Catalana de Dret Ambiental [Catalan Magazine of Environmental Law], V (1), pp. 1-36. (in Port.).
Maldonado, F.L.M. and Yanez, K..A. El Constitucionalismo Ambiental en Ecuador [Environmental Constitutionalism in Ecuador]. [online]. Available at: URL: https://www. actualidadjuridicaambiental.com/wp-content/uploads/2020/01/2020_01_07_Mila_ Constitucionalismo-ambiental-Ecuador.pdf [Accessed:15 March 2022] (in Esp.).
Prezident Ekvadora: neobkhodimo sozdat' sudpo zashchite okruzhayushchei sredy. [President of Ecuador: It is Necessary to Create a Court for the Protection of the Environment]. [online]. Available at: URL: https://ria.ru/20151130/1332982205.html [Accessed:^ March 2022] (in Russ.).
Soberón D. and Mak W. Defensores ambientales: una agenda pendiente en el Peru [Environmental Defenders: A Pending Agenda in Peru.]. [online]. Available at: URL: https://polemos.pe/defensores-ambientales-una-agenda-pendiente-en-el-peru / [Accessed:^ March 2022] (in Esp.).
Subbotina, K.V. (2017). Liberalizatsiya vneshnei torgovli Yaponii v ramkakh programm abenomiki [Liberalization of Japan's Foreign Trade in the Framework of Abenomics Programs]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting], 4, pp. 210-217. (in Russ.).
Valls, A. (2019). Pastrana Estudiosobre la corrupción en América Latina [Study on Corruption in Latin America]. Revista mexicana de opinion publica [Mexican Magazine of Public Opinion], 27, pp. 13-40. (in Esp.).
Vargas Lima, A.E. (2012). El derecho al medio ambiente en la Nueva Constitution Politica del Estado Plurinacional de Bolivia [The Right to the Environment in the New Political Constitution of the Plurinational State of Bolivia]. In: Anuario de Derecho Constitutional Latinoamericano [Yearbook of Latin American Constitutional Law], Año XVIII, pp. 251-267. (in Esp.).
Vorotnikov, A.A. (2019). Mezhdunarodnye ekologicheskie printsipy: teoriya i praktika konstitutsionnoi realizatsii [International Environmental Principles: Theory and Practice of Constitutional Implementation]. Pravovaya politika i pravovaya zhizn' [Legal Policy and Legal Life], 3, pp. 41-44. (In Russ.).
Zashchitniki okruzhayushchei sredy v Brazilii boryutsya za priznanie i spravedlivost'. Ofitsial'nyi sait upravleniya Verkhovnogo komissara po pravam cheloveka OON [Environ-
mentalists in Brazil are Fighting for Recognition and Justice. Official Website of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights.]. [online]. Available at: URL: https://www.ohchr.org/RU/NewsEvents/Stories/Pages/BrazilianEnvironmental Defenders.aspx / [Accessed:15 March 2022]. (in Russ.).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Хижняк Вероника Сергеевна — старший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права РАН, доктор юридических наук, доцент.
AUTHOR'S INFO:
Veronika S. Khizhnyak — Senior Researcher of the Saratov Branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Law, Associate Professor
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Хижняк В.С. Конституционно-правовая политика стран Латинской Америки в сфере охраны окружающей среды и конституционных экологических прав человека в условиях глобализации и регионализации / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2022. Т. 17. № 4. С. 79-99. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-4-khizhnyak
FOR CITATION:
Khizhnyak, V.S. (2022) Constitutional Policy of Latin American Countries In the Field of Environmental Protection and Protection and Constitutional Environmental Human Rights in the Context of Globalization and Regionalization. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 17(4), pp. 79-99. DOI: 10.35427/2073-4522-2022-17-4-khizhnyak