PHILOSOPHICAL SCIENCES
CIVIL SOCIETY: BASIC PRINCIPLES AND CONDITIONS
OF FUNCTIONING 1 2 Juraev AA. , Zakirov Sh^. (Republic of Uzbekistan)
Email: [email protected]
Juraev Avaz Akhmedzhanovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor;
2Zakirov Shakirjan Mamazhanovich - Candidate of philosophical sciences, DEPARTMENT OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES, TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers civil society as a legal category; explores approaches to determining the fundamental ideas of civil society; defines the basic principles and conditions for the functioning of civil society. Civil society at the present stage has become a paradigm that determines the possible direction of social reforms. It seems justified to use the concept of "civil society" as a theoretical category for the analysis and explanation of the phenomena of social reality. The term "civil society" has a special content in the literature and in the modern interpretation expresses a certain type (state, character) of society, its socio-economic, political and legal nature, degree of development, completeness. In other words, this concept means a society that meets a number of criteria developed by historical experience. Civil society is a higher stage in the development of social community, a measure of its maturity, rationality, justice, humanity. In the classic version, civil society took shape outside and besides the state, filling in the "niches" that were free from state-imperious influence. In many ways, it opposed the state, won back space for self-organization from it, and set limits on interference in its life. The issues of establishing a rational balance between the interests of citizens, society and the state, throughout the annals of history, are of great scientific interest. Beginning in antiquity, the question of the relationship between the state and society has been in the center of universal attention, which has caused many social conflicts and shocks. But today, when the need to establish effective principles for the interaction of these areas is a fundamental challenge of the time, the relevance of such studies is increasing.
Keywords: civil society, personality, state, law, public and private interests, interaction of individuals, civil society and the state.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Джураев А.А.1, Закиров Ш.М.2 (Республика Узбекистан)
1Джураев Аваз Ахмеджанович - кандидат философских наук, доцент;
2Закиров Шакирджан Мамажанович - кандидат философских наук, кафедра социально-гуманитарных наук, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье гражданское общество рассматривается как правовая категория; исследуются подходы к определению основополагающих идей гражданского общества; определяются основные принципы и условия функционирования гражданского общества. Гражданское общество на современном этапе стало парадигмой, определяющей возможное направление общественных реформ. Вполне оправданным представляется использование понятия «гражданское общество» как теоретической категории для анализа и объяснения явлений
социальной реальности. Термин «гражданское общество» имеет в литературе особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности. Иначе говоря, под этим понятием подразумевается общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Гражданское общество - это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности, справедливости, человечности. В классическом варианте гражданское общество складывалось вне и помимо государства, заполняя «ниши», свободные от государственно-властного воздействия. Оно во многом противопоставляло государству, отвоевывало у него пространство для самоорганизации и ставило пределы вмешательства в свою жизнь. Вопросы установления рационального баланса между интересами граждан, общества и государства, на протяжении всей летописной истории, представляют большой научный интерес. Начиная с античности, вопрос о взаимоотношении государства и общества стоит в центре всеобщего внимания, что явилось причиной многих социальных конфликтов и потрясений. Но сегодня, когда необходимость установления эффективных принципов взаимодействия обозначенных сфер является фундаментальным вызовом времени, актуальность подобных исследований повышается.
Ключевые слова: гражданское общество, личность, государство, право, публичные и частные интересы, взаимодействие личности, гражданского общества и государства.
Взаимоотношения правового государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов предполагает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к саморазвитию. Гражданское общество и правовое государство - это сложные парные политологические и юридические категории. Сложность теоретического осмысления данных понятий заключена в соединении понятий «право», «государство», «общество». Сложный характер взаимосвязей данных феноменов заключен в сентенции: без гражданского общества нет правового государства, а без правового государства невозможно становление полноценного гражданского общества [1. С 59]. Правовое государство не только не противостоит гражданскому обществу, но и создает условия для его нормального функционирования и совершенствования, так как оно объективно интегрирует интересы и ценности всех социальных слоев и групп населения. В подобной интеграции содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества. Изучением взаимосвязей гражданского общества и правового государства в разное время, занимались Аристотель, Ш.Л. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, Гегель, Д. Мэдисон К. Маркс, А. Грамши и многие другие. В своих работах эти ученые по-разному содержательно наполняли данные понятия. Интенция и экстенсия подобных подходов варьируются в зависимости от времени и пространства. Анализ научной литературы показывает, что в разные исторические периоды авторы подчеркивали, что гражданское общество, представляет собой приватную, неофициальную сферу общественной жизни, где гражданами вырабатываются моральные принципы и нормы для регуляции своих отношений с государством и другими общественными институтами. Многими авторами подчеркивается, что рамки функционирования гражданского общества формируются государством, его характером и властными отношениями. Однако, несмотря на устанавливаемые государством ограничения, гражданское общество становится тем инструментом, с помощью которого граждане борются против всевластия государства за реализацию своих прав и свобод, за
45 ■ Еигореап Баепсе № 6 (48)
возможность жить по высоким моральным меркам [2. С. 32-37]. Сущность взаимосвязи гражданского общества и государства можно отследить в исторической ретроспективе. Для эпохи античности был характерен подход, в рамках которого общество и государство рассматривалось как единое целое. Так, Аристотель рассматривал государство как естественный продукт эволюции общества, так как оно отражает интересы полиса, общества, ибо суть личности как «существа общественного» неразрывно связана с гражданским обществом - государством. Выделение гражданского общества из государства и превращение их в относительно самостоятельные феномены произошло в результате развития общественных отношений и новых отношений собственности. В русле политической традиции XVI-XVII вв., в трудах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже просматривается мысль о несоответствии всех форм государственного устройства идеям гражданского общества. По их мнению, только правовые государства, т.е. основанные на естественноправовых, договорных началах в состоянии вобрать в себя эффективное, полноценно функционирующее гражданское общество. Французский мыслитель Ш.Л. Монтескье, обосновывая верховенство права, стал, по существу, первым теоретиком концепции правового государства. В развитие концепции правового государства значительный вклад внес и выдающийся немецкий ученый И. Кант. Он различал две формы правления: республику (по существу демократическое, правовое государство) и деспотию, в рамках которого нет места самостоятельным гражданским объединениям [3. С. 327]. Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Согласно Гегелю, государство, объединяя индивидов, группы, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы, в то время как гражданское общество представляет сферу действия частного интереса [4. С. 24].
Интересно, что одни видели в гражданском обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие - средоточие оппозиции. В процессе развития представлений о сущности государств и права сформировалась идея организации такой формы общественной жизни людей, при которой право становится властной силой, а властная сила, признающая право, справедливой государственной властью. Такое понимание государства как правовой организации публично-властной силы является стержнем концепции правого государства. Правовое государство как правовая форма организации и функционирования публичной политической власти является институцией гражданского общества. Такая характеристика государственности предполагает строгое концептуальное различие сфер гражданского общества и государства.
Список литературы /References
1. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология. М.: Юристъ, 2002.
2. Социальная работа и гражданское общество / Науч. ред. И.А. Григорьева. СПб.,
2006.
3. Кант И. Сочинения в 6 томах Т. 4. М., 1962.
4. Гегель Г.В. Сочинения: В 14 т. М., 1956. Т. 7.