А.В. Базыленок,
Могилевский высший колледж МВД Республики Беларус ь
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ИСТОЧНИК УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
CIVIL SOCIETY AS A SOURCE OF STABLE ECONOMIC DEVELOPMENT
В статье рассматривается гражданское общество как социальный институт, оказывающий определяющее влияние на все сферы социума. Анализируется характер влияния гражданской активности на экономическое развитие государства.
The article deals with the concept of civil society as a social institute making defining impact on all spheres of socium. It also analyzes the nature of the influence of civil activity on the economic development of the state.
С момента утверждения в общественном и научном сознании, а также в социальной практи -ке идеи гражданского общества до настоящего времени общество прошло длительный, разнообразный и во многом противоречивый путь развития и социального прогресса. Возникали и совершенствовались социально-философские и социологические теории, объясняющие закономерности развития и взаимодействия общества, государства, бизнеса, гражданского общества и личности. В общественной жизни апробировались различные социальные проекты, которые имели как эволюционный, так и революционный характер, а также регионально-историческую и национально-культурную специфику.
Давно уже бесспорным является тот факт, что демократическое государство нуждается в действующей на благо общества личности, кото -рая самостоятельно расставляет социальные ак-центы, индивидуальные действия в рамках кото -рых, тем не менее, носят общий позитивный ха -рактер. Наиболее значимым социальным образованием, формирующим личность максимально включенную в социальную жизнь, является гражданское общество. Указанный институт являет -ся результатом и условием активной деятельно -сти личности во всех сферах общественной жиз -ни. И хотя многие исследователи связывают проявления данного института в первую очередь с социальной сферой, на наш взгляд, гражданское общество в силу специфики его функционирования оказывает определяющее влияние и на эко -номическую сферу общества, начиная с формирования самодостаточной, законопослушной личности и заканчивая формированием специализированных экономических институтов.
Гражданское общество как социальный ин -ститут выполняет важные для развития личности и общества коммуникационные, интеграцион-ные, регулятивные, социализирующие и другие функции. Оно их реализует через деятельность
своих социальных субъектов, имеет специфическую структуру, социально-стратификационную основу, систему социально-культурных ценно -стей, социально-нормативную базу, сложную систему взаимоотношений и взаимодействий с государством и другими структурами социума, а также социально-экономические, политические и социокультурные генезис о -динамические пред -посылки и условия своего формирования и развития. Гражданское общество в сущностном и структурно-функциональном плане соотносится, с одной стороны, с личностью как главным его социальным субъектом, а с другой — с обществом и общим благом как основной целью его формир ов ания и развития.
На наш взгляд, следует кратко остановиться на анализе социально-исторической эпохи (уровне развития) современного общества, развитии экономических тенденций в современном мире, а также взаимодействии гражданского общества и экономической сферы. Общепринятой оценкой является определение современного этапа становления человеческого общества как перехода к постиндустриальной (посттехнократической, информационной и ноосферной) эпохе с точки зрения степени развития способа производства материальных и культурных благ, уровня экономического, политического, социального и культурного развития социума. Грядущее постиндустриальное общество, в котором доминируют информация, знания, наука и высокие инновационные технологии, функционирует как глобальная система на основе взаимодействия техники, человека, природы, социокультурной и социальной среды. При этом одни философы постиндустриальное общество рассматривают как особый новый этап развития индустриального общества, а другие как переходный период к новому типу цивилизационного развития. По мнению белорусско-российского философа B.C. Степина, в настоящее время техногенная цивилизация переживает гло-
бальный кризис. Социализм и капитализм представляют два альтернативных варианта техногенного развития, которые страдают недостатками. Поэтому необходимо принципиально поменять систему ценностей и осуществить переход к новому, третьему типу развития, а именно техногенные элементы капитализма эпохи 19 века (такие как рационализм и прагматизм), дополненные в 20 веке социальными компонентами (гуманизмом), необходимо расширить нравственным началом (духовностью — добром, справедливостью, совестью). В таком законченном синтезированном облике общество будет адекватно соответствовать основным сущностным качествам личности (биологическим, социальным и духовным). По его мнению, социальная эволюция осуществляется посредством единства двух процессов: мутации генного аппарата социальных организмов через изменение мировоззренческих универсалий культуры, а также появления новых видов деятельности и изменения способа производства. Данный процесс протекает через переходный период («динамический хаос социальной жизни») к фазе устойчивого развития и далее к новой эпохе ци -вилизации [9].
Таким образом, грядущему посттехнократи-ческому и информационному способу производства соответствует посткапиталистическое общество с разнообразными формами собственности и эффективной хозяйственной деятельностью, с демократическим социальным и правовым государством, высоким уровнем жизни большинства населения, развитой нравственной, правовой и духовной культурой, а также относительно вы -соким уровнем развития институтов гражданско -го общества и формирования социально актив -ной личности с развитой социальной гражданст -венностью, активной социальной позицией и социально-созидательным образом жизни. Чело -век и его естественные права и свободы рассматриваются как абсолютные ценности для государства и общества. Понятно, что такая оценка ба -зируется на либерально-демократической и не -олиберально-демократической политической
идеологии. Причем для последней характерен крен в сторону консенсуса управляющих и управляемых в системе политической власти и государственного управления, «демократии участия», широкого политического и идейного плю -рализма, политического и социального равенства и справедливости. К сожалению, все это имеет в значительной степени идеально-прожективный характер и форму наметившейся социальной тенденции общемирового развития, а не общепринятый социально -нормативный и социально -практический характер.
Иное видение социального идеала и экономических закономерностей развития общества имеет место в политической идеологии консерватизма и неоконсерватизма. Консерваторы ис -ходят из полного приоритета общества над чело -веком. По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом и
законопослушанием. Основу общества они видят в семье, религии и собственности. Главное в развитии социума не инновации, а преемственность прошлого, а также моральное и религиозное преображение человека. Основным способом решения социальных проблем и социальной гармонии является компромисс, сохранение социальной стабильности, базирующейся на моральной вза-имоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права, недоверии к чрезмерной демократии и сильной государст-венной власти. При этом человек должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и соли -дарность семьи и ближайшего окружения.
Сущностные проявления и социально-практический уровень развития институтов граждан -ского общества во многом зависят также от типа и особенностей таких важнейших институтов социального управления, как государство и политическая система в целом. Политическая и экономическая системы общества тесно связаны. Гражданское общество, с одной стороны, являясь зависимым от политической системы, само, в свою очередь, оказывает влияние на формирование экономической системы. Политическая система представляет собой целостную взаимосвязанность множества элементов и образований, обладающую способностью к самосохранению, равновесию, устойчивому развитию и взаимодействию с другими элементами социума и окружающей средой. Основу политической системы составляют не только и даже не столько отдельные политические институты, политические субъекты и процессы (государство, партии, классы, граждане), а взаи -модействия и отношения между ними, по сути, сфера гражданского общества. В частности, социолог Т. Парсонс политическую систему определяет как подсистему общества, назначение которой в определении коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии р ешений.
В социологической и политологической научной литературе при определении и трактовке демократии как важнейшего элемента политической системы общества существуют различные точки зрения. Прежде всего это касается содержания и сущности демократии. В этимологическом плане термин «демократия» в переводе с греческого обозначает «власть народа» или «народовластие». На протяжении всей истории человечества по мере социального прогресса и развития философских, социологических и правовых взглядов на государство и общество научные трактовки демократии качественно изменялись и обогащались.
Гражданское общество является воплощени -ем демократии в ее самом широком проявлении. Более того, гражданское общество представляет собой гарантию демократии в обществе. А демократия , в свою очередь, предоставляет возможность максимальной реализации своих интересов всем гражданам и в экономической сфере.
Американский политолог Р. Даль разработал новую теорию демократии, которую он назвал полиархией, то есть демократией участия. При такой
форме демократии граждане имеют возможность не только выражать, но и реализовывать свои интересы как непосредственно, так и через государственные структуры. Одновременно в таком обществе существуют реальные гарантии свободы и участия населения в управлении обществом. Эти гарантии обеспечивают прежде всего право на оппозицию и соперничество, а также право участия в контроле деятельности государства [1].
В настоящее время в политологии и социологии политики существует множество научных определений демократии, которые принципиально ничем не отличаются друг от друга. В частности, российский политолог Г А. Белов так определяет демократию: «Демократия — это институционализация политического порядка на основе реализации во властеотношениях решающей роли воли большинства, проявляющейся на выборах и в гарантиях прав меньшинства, выражающейся в существовании легальной оппозиции, неотчуждаемости гражданской свободы человека» [1].
Итак, в современном обществе под демократией понимается такая форма политической организации государства и гражданского общества, которая исходит из абсолютного признания на -рода как источника и основного субъекта власти и управления в обществе.
Существеннейшим образом гражданское общество может содействовать государству в управлении обществом. Идея гражданского общества и современный неолиберализм и демократия не исключают, а, наоборот, признают необходимость существования государства. При этом государство должно решать наиболее важ -ные общественные проблемы при отказе от претензий на регулирование всего многообразия социальных отношений и детальной регламента -ции поведения людей. Г осударство и негосударственные формирования должны быть взаимодействующими и взаимодополняющими струк-турами социальной жизни. Конкретный же тип взаимоотношений государства и общества в реальной действительности имеет многовариант-ный характер и зависит от исторических тради -ций развития государственности и общества, уровня и характера экономического, политиче-ского и культурного развития социума, геополитических и других особенностей той или другой страны и народа, в том числе и от относите льной однородности интересов и ценностных устано-вок индивидов и социальных групп.
Вопросам взаимодействия между государст -вом и институтами гражданского общества много внимания уделяли зарубежные и российские философы и социологи (А.В. Селигман, М. Валь -зер, К.С. Гаджиев, Р.А. Пул, Б.Я. Замбровский, В.В. Витюк, А. Арато, С.П. Перегудов, О.К. Кро-кинская и другие). Можно выделить несколько общих подходов к решению данной проблемы. С позиций либерально-демократической доктрины гражданское общество должно существовать самостоятельно и относительно независимо от государства. Однако это не исключает обязанно -
сти государства предоставлять необходимые материальные и другие ресурсы для деятельности институтов гражданского общества. Социал -демократы исходят из обязанности государства участвовать в обеспечении нормального функционирования гражданских институтов как га -рант их демократического управления, примирения и согласия между структурами гражданского общества.
Безусловно, в реальной жизни и социальной практике далеко не все так идеально. Как отмечает философ и политолог А.С. Панарин, в капиталистическом обществе имеет место значительное экономическое неравенство людей, которое для многих исключает реальные возможности для свободы и реализации своих политических и гражданских прав. С другой стороны, наличествует правовое политическое и гражданское равенство, «равные права, но при этом социально пустые, удаленные от нужд и забот повседневности». «Это положение и получило название формальных свобод и формальной демократии», то есть «социальной бессодержательности современной политической демократии... Современное общество развело в стороны самодеятельный и политический образы жизни, повседневный авторитаризм и формальную демократию» [6]. Данное противоречие в свое время пытался разрешить К. Маркс, который полагал, что «лишь тогда, когда действительный индивидуальный человек воспримет в себя абстрактного гражданина государства и в качестве индивидуального человека в своей эмпирической жизни, в своем индивидуальном труде, в своих индивидуальных отношениях станет родовым существом, лишь тогда, когда человек познает и организует свои “собственные силы” как общественные силы и потому не станет больше отделять от себя общественную силу в виде политической силы — лишь тогда свершится политическая эмансипация» [4]. Понятно, что все это возможно, по мнению К. Маркса, только в социалистическом обществе, ликвидирующем экономическое неравенство и классовые антагонистические противоречия.
Один из практических выходов из данного противоречия современные философы и социологи видят в развитии демократии и институтов гражданского общества. В частности, Британ -ский Национальный центр взаимной социальной помощи издал Манифест самодеятельной демократии, в котором указал: «.Мы хотим воодушевить и поддержать эксперименты, относящие -ся к самодеятельной кооперации граждан, для преодоления чувства беспомощности и отчужденности перед лицом современного государства. Мы убеждены, что существуют многочислен -ные сферы, где лучше положиться на самих себя, на коллективную солидарность непосредствен -ного социального окружения, чем на далекие, безразличные или перегруженные общественные службы» [10]. При этом российский философ
А.С. Панарин отмечает, что «только социализи -рованные индивиды, задействованные в повсе-
дневной демократии участия, являются эффективным противовесом и “закону джунглей”, и “закону казармы”» [6].
В российской политологической и социологической науке и в социальной практике в по -следние годы активно продвигается идея о том, что формирование гражданского общества в современной России продуктивно на идеологии консервативной субсидиарности, которая пред -полагает непосредственное участие демократи-ческого государства в развитии институтов гражданского общества. Это связано с тем, что в обществе в настоящее время отсутствуют ниже -стоящие ячейки, которые взяли бы на себя функцию содействия развитию гражданского общест -ва. Вместе с тем государством осознается необходимость содействия развитию личности на основе совместной ответственности человека и государства за всеобщее благо. Некоторые исследователи высказываю т это мнение даже в категорической форме. В частности, В .В. Рябеев пишет: «.Можно утверждать, что опыт современного реформирования России показал, что ее традиционно-восточная архитектоника, бази -рующаяся на признании государства в качестве главного социального субъекта, остается краеугольным камнем всего российского социума и пока не допускает перехода на иные организаци -онные принципы, кроме как ценой уничтожения всей социальной системы» [8].
Г оворя о толковании сфер приложения усилий со стороны субъектов гражданского сообщества, одни сводят гражданскую активность только к сфере политики. Другие указывают на доминирование исключительно социальной и культурной активности. Третьи исключают экономическую деятельность. Все это представляется неверным, поскольку речь идет о всех этих видах социальной активности, которая осуществляется не от имени государства и частного бизнеса (или замены их), а исключительно со стороны структур гражданского общества и только в плане содействия и дополнения их основной деятельности во имя общего социального блага без всякой личной политической или материальной выгоды и прибыли.
В генезисо-динамическом плане для сущест -вования и полнокровного развития гражданского общества необходимо наличие в обществе и ряда других базовых экономических, политических и культурных условий и предпосылок. Во -первых, наличие многообразных форм собственности, включая частную собственность, а также рыночных отношений, экономической свободы и конкуренции в экономической жизни. Собствен -ность является основой материальной и экономической жизни личности и общества, а также предпосылкой и важным условием удовлетворения личностью материальных и духовных по -требностей, ее прав и свобод. Экономическая свобода, рыночные отношения и конкуренция — наиболее эффективная современная форма экономических отношений. Однако это не исклю -чает, а скорее предполагает наличие также госу-
дарственной формы собственности и осуществ-ление государством через своих представителей производств енно -хозяйс твенной, финансово -
кредитной, торговой и другой экономической деятельности в интересах материального благо -получия населения и экономического развития общества. Частная собственность обеспечивает стабильный и относительно высокий уровень материальной обеспеченности и независимости, реальной индивидуальной свободы, личной самодостаточности, самоуважения и человеческого достоинства. «Безусловное значение человека, — писал П.И. Новгородцев, — предполагает свободу как естественное и необходимое выражение его нравственного существа: без свободы мы не мыслим личности» [5].
Во-вторых, наличие достаточно высокого уровня экономического развития общества и материального благосостояния граждан, существо -вание многочисленного материально и духовно, нравственно самодостаточного среднего класса, а также оптимального уровня материального и социального неравенства в обществе, исклю -чающего острые социальные противоречия и антагонизмы, но стимулирующего трудовую, профессионально-образовательную и другую социальную активность граждан, а также создающего реальную социальную возможность для творческой непрофессиональной деятельности.
Гражданское общество, на наш взгляд, предоставляет личности возможность для самореализации , и в интересах общества, чтобы она осуществлялась только в позитивно направленной активности. Поэтому предполагается, что система рыночных отношений, построенная на активной конкуренции и обязательно уравновешенная государством, создает однозначные условия для повышения экономического благополучия активных граждан.
Контроль со стороны государства необходим для удержания системы общества в равновесном состоянии. Возможно, рыночная модель созвучна концепции синергетики, поскольку с трудом поддается четкому регулированию, что демонстрирует нам социальная реальность на примере многочисленных кризисов. Рыночные отношения зачастую носят хаотичный характер, который может очень быстро менять вектор своего развития, в том числе уводя его в «тень». В первую очередь в подобной ситуации государство долж -но выступать гарантом отсутствия спонтанных неконтролируемых проявлений негативной гражданской активности.
Гражданское общество, на наш взгляд, явля -ется тем социальным образованием, которое обеспечивает единство социума при относитель -ной независимости его частей. Гражданское общество является сферой инновационной актив -ности граждан, объединенных стремлением к реализации своих возможностей. Данный инсти -тут создает в обществе ту необходимую актив -ность, которая является основой прогрессивного развития. Личность в развитом гражданском об-
ществе должна ощущать удовлетворенность от возможности самореализации. Гражданское общество, будучи развитым, создает условия для формирования гражданина, готового адекватно реагировать на изменяющиеся социальноэкономические условия. Рассматриваемая нами система отношений может возникнуть в социуме далеко не сразу, поскольку предполагает наличие специфических индивидуальных духовно -нравственных качеств личности. И это особенно актуально в современном мире, в котором любое государство заинтересовано в сохранении высококвалифицированных специалистов. В против -ном случае может возникнуть ситуация, иссле-дованием которой занимались российские ученые. Так, массовая «утечка мозгов» в 1990-е привела к возникновению возрастного разрыва и потере связи между поколениями в научном сообществе России: уже в 2000 году ученых младше 29 лет насчитывалось только 10,6%, в возрасте 30—39 лет — 15,6%, 40—49 лет —
26,1%, а старше 50 — 47,7%. Некоторые иссле -дователи оценивали ежегодные потери России в 1990-е годы от «утечки мозгов» в 50 млрд. долл. и утверждали, что она нанесла невоспол-нимый урон интеллектуальному потенциа -лу страны [11].
Останавливаясь на влиянии определенных экономических принципов на формирование социального поведения, отметим, что данные принципы могут быть основаны на преобладании государственной экономики, которая является устойчивым, планомерно развивающимся образованием, либо функционировать на основании рыночных механизмов, самоуравновешивающихся, ориентированных на восприятие и использование новейших технологий в производстве. Однако и у государственной плановой экономики, и у классической рыночной есть как позитивные, так и негативные характеристики. Не претендуя на глубокий экономический анализ, можно отметить, что плановая экономика с трудом перестраивается в случае резко изменяющихся требований современности, а гибкая рыночная экономика приветствует тонкий баланс и одновременно находится в зависимости от размеров предприятия и постоянной необходимости модернизации, что, в свою очередь, не подразумевает массового производства. Конечно, рыночная экономика в большей степени, чем плановая государственная, требует от гражданина определенной «подвижности» в мышлении и самостоятельности в принятии решений, поскольку личность, живущая в данной экономической системе, является «созидателем себя», а, следовательно, чем больше человек подвижен в экономической сфере, тем лучше он владеет ее «настроениями» и, значит, максимально приспособлен к успешному функционированию в ней [3]. Отметим, рыночная экономика в своем цивилизованном виде в большей степени способствует зарождению и закреплению самостоятельности гражданина, ответственности за принятые решения и в целом — формированию активной гражданской позиции. Однако, на наш
взгляд, оптимальным является взаимодействие экономики государственного и рыночного типов, что одновременно включает гражданина в структуру социального пространства общества и придает импульс к поиску самостоятельного решения текущих проблем.
На наш взгляд, одним из показателей степени состояния интериоризации демократических принципов и свобод в обществе является мнение граждан в отношении господства той или иной формы собственности в стране. Реальная готовность к восприятию демократических преобразований, к самостоятельному принятию экономических решений, осознание своей роли как гражданина Республики Беларусь и, соответственно, персональной ответственности за ее развитие возникают в том числе тогда, когда личность готова действовать самостоятельно, в рамках устанавли -ваемых государством «правил игры», однако без постоянной опеки со стороны государства.
Такая самостоятельность возникает на основе определенного опыта «независимости» и в том числе тогда, когда личность готова к осознанию необходимости персональных действий, ориентированных на повышение индивидуаль-ного благополучия. Постоянная надежда на за -щиту государства в каждой сложной ситуации порождает отсутствие инициативы, социальную пассивность, и напротив, стремление выйти из затруднений самостоятельно формирует личность с активной гражданской позицией, лич-ность ответственную, «опору» государства. Бо -лее того, само государство, будучи регулятором социальных отношений, в том числе и через законодательную сферу, заинтересовано в формировании активной личности, которая успешно действует в рамках определяемого государством правового, идеологического, нравственного и мировоззренческого поля.
В Республике Беларусь совершенствование и развитие демократических традиций — актуальная цель функционирования государства. Необходимость и важность становления гражданского общества в Беларуси отмечены главой государства. Построение гражданского общества в республике объявлено актуальной задачей, связанной с национальной безопасностью: «Формирование гражданского общества относится к числу жизненно важных интересов Республики Беларусь в политической сфере — наряду с построением демократического социального правового государства, обеспечением эффективного функционирования политической системы государства, гражданского мира, национального согласия и социальной стабильности» [2]. Именно концепция «гражданского общества» как образ мышления может способствовать формированию необходимых гражданских качеств у населения, способствующих продвижению Республики Беларусь на пути развития институтов демократии [7]. Проводимые в стране социологические опросы свидетельствуют не просто о декларации позитивного отношения к демократическим традициям, а о достаточно высокой степени
реальной готовности к реализации предоставленных государством возможностей.
Например, при непосредственном участии автора публикации в проведении социологиче -ского опроса молодых респондентов, прове-денного по теме «Правовая культура мол оде -жи» (на примере Могилевской области, Рес-публика Беларусь), молодым людям задавался вопрос: «Какая форма собственности является наиболее приемлемой для Республики Беларусь?», на который были получены следующие ответы: «только государственная собственность» — 11,5%; «только частная собствен -ность» — 12,6%; «преобладание государствен -ной собственности» — 34,3%; «преобладание частной собственности» — 34,3%; «равенство государственной и частной собственности» — 3,6%; «затрудняюсь ответить» — 0,6%; «нет ответа» — 2,9%.
Наше внимание было обращено на молодых респондентов не случайно, поскольку именно молодежь является будущим государства, и, как видно из представленных данных, ситуация в молодежной среде сложилась неоднозначная. Абсолютно равны проценты респондентов, выбравших варианты ответа «преобладание государственной собственности» и «преобладание частной собственности». При этом отметим, что предложенный нами дипломатичный ответ «равенство государственной и частной собственности» практически не нашел поддержки у молодежи, хотя смысл его сводился к тому же, который получился в конечном результате. Очевидно, что в сознании респондентов нет идеи о равенстве указанных форм собственности, однако результаты показывают, что для активного наращивания доли частной собственности в экономической сфере назрели все необходимые предпосылки. Можно предположить, что мировоззренческая установка подобного характера будет выражаться в последовательной поддержке молодыми респондентами определенного характера государственного устройства, который будет проявляться в равновесии личности и государства.
При подведении итогов следует обратить внимание на следующие позиции:
- гражданское общество как социальный институт выполняет важные для развития лич -ности и общества коммуникационные, инте-грационные, регулятивные, социализирующие и другие функции;
- гражданское общество является воплощением демократии в ее самом широком проявлении, и в свою очередь демократия предоставляет всем гражданам возможность максимальной реализации своих интересов в экономической сфере;
- гражданское общество гарантирует наличие многообразных форм собственности, включая частную, а также рыночных отношений, экономической свободы и конкуренции в экономической жизни;
- гражданское общество создает условия для высокого уровня экономического развития обще-
ства и материального благосостояния граждан, обеспечивает существование многочисленного материально и духовно самодостаточного среднего класса, а также оптимального уровня материально -го и социального неравенства в обществе.
Отметим, что концепция гражданского общества, реализованная в полном масштабе, может позитивно повлиять на экономическое развитие государства. Гражданское общество в качестве социального института сможет мотивировать граждан на деятельность, в том числе и в экономической сфере, совмещая личный и общественный интерес гражданина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белов Г.А. Политология. — М.: ЧеРо, 1999. — С. 154—219.
2. Лукашенко А.Г. Беларусь в современном мире: выступление на встрече со студентами БГУ 12.02.200В [Электронный ресурс]. — URL: http ://www.president.gov.by/press49929.html#doc (дата доступа: 15.02.200В).
3. Малинин Г. Р. Экономические аспекты становления гражданского общества в Беларуси // Проблемы и перспективы становления граж-данского общества: материалы Международной научн.-практич. конф., 20-21 мая 2010 г.: в 2 ч. Ч.1. — Могилев: МГУП, 2010. — С. 109—112.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — М. Политиздат, 19в4. — Т. 1. — С. 40б.
5. Новгородцев П .И. Об общественном идеале // Власть и право: из истории русской правовой мысли. — Л., 1990. — С. 110.
6. Панарин А.С. Политология. — М.: ЮНИ -ТИ, 2000. — С. 50.
7. Ротман Д .Г. Методы социологического изучения особенностей функционирования политического поля. — Мн.: БГУ, 2007. — С.7.
В. Рябеев В.В. К вопросу о взаимодействии государства и гражданского общества в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2005. — Т. В, № 2. — С. 11—1В.
9. Степин В.С. Философия в современной культуре: новые перспективы: материалы «круг -лого стола» // Вопросы философии. — 2004. — № 4. — С. 3—4б.
10. Сю Р. К обществу свободного времени.
— Париж, 19В2. — 1б2 с.
11. «Утечка мозгов» как глобальное явление:
причины и последствия [Электронный ресурс]. — URL: http ://gtmarket.ru/laboratory/expertize/200B/
1б53 (дата доступа: 13.02.2013).