ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В РОССИИ
© Вестов Федор Александрович
кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии юридического факультета, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
8 (845-2) 225-117
В статье рассматриваются этапы формирования института гражданского общества и его соотношения и влияния на становление правового государства в Российской Федерации.
Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, личность, гражданин, государственная власть.
В условиях, когда в России идёт процесс построения правового государства, отношения между государственной властью и личностью должны рассматриваться как их взаимодействие, где права личности реальны именно на сегодняшний день, а власть государства ограничена правом и контролируется гражданами, давшими ей конкретные полномочия. В этом направлении в России уже делаются определённые шаги. Как заявил Д. А. Медведев, выступая на экономическом форуме в Давосе в 2007 г., «мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии .... без ненужных дополнительных определений. Демократии эффективной
- опирающейся на принципы рыночной экономики, верховенство закона и подотчётности власти остальному обществу». Позже, будучи Президентом РФ, Д. А. Медведев неоднократно отметит, что развитие данных демократических институтов является условием формирования гражданского общества в России.
Мысль о гражданском обществе была высказана ещё Аристотелем в его знаменитой «Политике». «Аристотелевский идеал гражданского общества, - пишет И. В. Андронова,
- материализующийся в традиции греческого полиса или римской республики, отражал та-
кую форму общественного порядка, в рамках которой граждане строят отношения между собой на основании существующей системы права или активного участия в общественной жизни» [1, с. 15-16].
В дальнейшем идея гражданского общества получила своё развитие в XVII столетии, прежде всего в трудах Томаса Гоббса. Согласно его концепции общество приходит на смену естественному состоянию. Подразумевая под естественным состоянием жизнь вне государственного устройства и вмешательства, Т. Гоббс предостерегает, что естественные права и свободы человека ведут к анархии, где каждый будет действовать на основе своей эгоистически понятой пользы, а это в конечном итоге может привести общество к гибели. В своем знаменитом труде «Левиафан» Т. Гоббс выделил в природе человека три основных причины войны: соперничество, недоверие, жажда власти. «При отсутствии гражданского состояния, - пишет он, - всегда имеется война всех против всех... Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех» [2, с. 93-101, 129-143]. Чтобы положить конец естественному состоянию «войны всех против всех», Т. Гоббс предложил идею «общественного договора». «В резуль-
Информационная безопасность регионов. 2011. № 1 (8)
тате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благополучия граждан» [3, с. 7]. Таким образом, он приходит к гражданскому обществу, но не как к социальному институту человека, а как к согласованности частных интересов посредством подчинения граждан суверенной власти и праву [1, с. 17].
Взгляд Т. Гоббса был поддержан Жан-Жаком Руссо, изложившим свои мысли на сей счёт в знаменитом произведении « Общественный договор». Этот труд явился теоретическим обоснованием гражданского общества, фундаментом которого являются свобода и безусловное равенство юридических прав, и вдохновлял якобинцев в эпоху Великой французской революции [4, с. 85].
Идеи Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо были восприняты и немецким философом Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, взгляды которого сформировались под воздействием Великой французской революции, когда была провозглашена Декларация прав человека и гражданина. Впервые Г. В. Ф. Гегель достаточно чётко разграничил два понятия: «гражданское общество» и «государство». Отдавая приоритет государству, он понимал гражданское общество как раздираемое противоречиями общество частных собственников. Г. В. Ф. Гегель характеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Философ исходит из того, что «собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью», а право, выступающее «в форме закона», должно обладать значением «как всеобщее» [5, с. 256-257]. По сути, это идея правового государства.
Г. В. Ф. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: систему потребностей; отправление правосудия; полицию и кооперацию [5, с. 233]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и её защита со стороны закона, суда и полиции. Вместе с тем обосновывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.
В соответствии с концепцией Г. В. Ф. Гегеля, гражданское общество и государство соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество -это «внешнее государство», «государство нужды!
и рассудка», а подлинное государство - разумно, оно есть основание гражданского общества [5, с. 279-285, 306-311]. Формирование гражданского общества Г. В. Ф. Гегель связывает с развитием буржуазного строя. При этом он указывает на закономерный диалектический характер взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества. Признавая государство как «шествие Бога в мире», философ всё же допускает возможность плохого государства, которое лишь существует, но становится неразумным [5, с. 284, 310, 311].
О гражданском обществе писал И. Кант, утверждая, что одной из задач исторического развития человечества является достижение «всеобщего правового гражданского общества». По его мнению, в таком обществе может быть достигнута максимально возможная свобода человека, гармония отношений и свободы всех членов общества, а также «высшая цель природы: развитие всех её задатков, заложенных в человечестве» [6, с. 51].
В свою очередь, К. Маркс и Ф. Энгельс, исходя из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса, признавали главным признаком и основой гражданского общества законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами [7, с. 320].
Однако именно выводы Г. В. Ф. Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности легли в основу современных концепций в этом направлении. При этом надо признать, что для понимания гражданского общества на современном этапе развития человечества тех знаний, которые дал нам Г. В. Ф. Гегель, да и другие мыслители прошлого, недостаточно. Осмысливая проблему гражданского общества и принимая в качестве самого общего основания наследие предшественников, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки данной проблемы [7, с. 320].
Как отмечают многие авторы, в наши дни для гражданского общества характерна высокая степень самоорганизации на основе экономических, социально-политических и иных систем регуляций, но эффективность функционирования этого общества с учётом сложности, глубины, а в известной мере и противоречивости его развития не может быть вне государственно-правового воздействия. По мере развития цивилизации вместе с утверждением идей гуманизма и свободы наблюдается и зависимость человека
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
от мощных, всё возрастающих общественных сил - экономики, власти, идеологии.
Поэтому гражданское общество предполагает сплочённость всех его членов, наличие общих духовных ценностей, нравственных принципов, интересов и целей. Оно призвано быть противовесом государству, важным элементом в достижении равновесия в социальных отношениях [8, с. 4-9].
В отличие от общества как целостной, исторически устойчивой формы совместной жизнедеятельности людей, гражданское общество - это тип общественного устройства, отличительным признаком которого является реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни [9, с. 3-11]. Это - «взаимодействие всех имеющихся в обществе больших и малых социальных групп. Экономической основой их взаимодействия должны быть свободно развивающиеся различные формы собственности. А защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства, в котором все подчинено закону. В итоге в подлинно гражданском обществе, в основу которого положены интересы и права гражданина, каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и обществу. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства» [10, с. 25].
Таким образом, гражданское общество -это один из «способов утверждения социальной справедливости»; это «свободное демократическое, правовое общество, ориентированное на конкретного человека, основанное на различных формах собственности и самоуправления, функционирующее в правовом режиме социальной справедливости, свободы, способствующее удовлетворению материальных и духовных потребностей личности как высшей ценности современной цивилизации» [11, с. 9].
Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Это единый организм, функционирование которого способно обеспечить взаимодействие личности и власти. Правовое государство представляет собой определённую форму организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.
Однако неоднозначен вопрос о приоритетах: что строить вначале - гражданское общество, а на его основе правовое государство
или наоборот - правовое государство, а на его основе гражданское общество. Так, например, А. В. Крутов акцентируют внимание на особой роли правового государства как главной предпосылки становления гражданского общества. Напротив, по мнению С. Г. Сергеева и М. Н. Марченко, именно гражданское общество выступает предпосылкой становления правового государства. В частности, «гражданское общество, - пишет М. Н. Марченко, - первично по отношению к правовому государству, так же как и традиционное общество - по отношению к «доправовому» государству: сначала формируется гражданское общество, а затем на его основе «конструируется» правовое государство, но не наоборот» [12, с. 52-64].
С одной стороны, без идеи правового государства, заложенной в Конституции РФ, невозможно построить гражданское общество. Но, с другой стороны, идея правового государства, заложенная в конституции, - это ещё не правовое государство, а конституционное. Оно станет правовым лишь тогда, как считал Б. А. Кистяковский, когда будут реализованы её положения о правовом государстве. А это возможно лишь в условиях гражданского общества. «Процессы формирования гражданского общества и построения правового государства, -пишет М. Т. Баймаханов, - как бы подталкивают друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба эти процесса проходят в общем и целом параллельно». Причём «в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него» [13, с. 332].
На сегодняшний день процесс построения гражданского общества в России протекает динамичнее чем становление и развитие правового государства. По-видимому, это искусственно созданное опережение, ориентированное на зарубежный опыт формирования гражданского общества, где данный процесс полностью укладывается в рамки исторической закономерности. Тем не менее мы будем исходить из реально сложившейся ситуации.
Построение гражданского общества -сложный, противоречивый и долгий процесс, требующий от его участников - государства и общества, определённых взаимных усилий в силу их взаимозависимости и взаимообусловленности. Без государственных органов и иных институтов государственной власти не может существовать гражданское общество», в частности его институты «в его современном понимании. «Гражданское общество обретает силу и способность к развитию именно во взаимодействии» - «диалоге и партнерстве» с государственной властью [14, 36].
Информационная безопасность регионов. 2011. № 1 (8)
В то же время без гражданского общества, институты которого ограничивают и в определённой степени контролируют (отслеживают) деятельность государственных органов, не существовало бы сегодняшнего демократического государства, стремящегося стать правовым, в том понимании, которое мы представили выше.
Гражданское общество и государство, по И. В. Андроновой, охватываются единым пространством - «социумом». Гражданское общество как часть этого социума охватывает «сферу действия таких общественных отношений и институтов, которые выражают разнообразные потребности, интересы и ценности людей и гарантируют каждому реализацию его интересов и прав. Государство в этом случае выступает как часть социума, юридически организующая свободное и ответственное взаимодействие людей, которое поддерживается соответствующими органами» [14, с 36]. В данном контексте гражданское общество не может создаваться «по своим законам, отличным и не зависящим от национальной системы законодательства, политического режима». Кроме того, «гражданское общество не может оставаться гражданским, если политическими методами в него не привносится порядок. Только государственная власть - государство, управляемое посредством легитимной верховной власти с помощью действующего в стране законодательства, - может стать эффективной защитой от несправедливостей самого гражданского общества и синтезировать его частные интересы во всеобщее политическое сообщество»[1, с. 153]. Вместе с тем, взаимодействуя с государственной властью, гражданское общество не должно находиться от неё в зависимости. Государственная власть лишь создает условия, в которых личность может реализовать свои интересы не только через государство и с помощью государственных гарантий и механизмов, но и посредством полноценных институтов гражданского общества.
Таким образом, гражданское общество представляет собой многообразие взаимоотношений между государственной властью и индивидуумами, организованными в негосударственные, неправительственные объединения по социальному, профессиональному и другим признакам, функционирующие независимо от государства или поддерживаемые им, - институты гражданского общества [15, с. 33, 34].
Библиографический список
1. Андронова И. В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России [Текст] // под ред. А. А. Вилкова. - Саратов: изд-во Са-
ратовского университета, 2004.- ISBN 5-29203260-3.
2. Гоббс Т. Соч. [Текст] : в 2-х т. - М., 1991. -Т. 2.
3. Вестов Ф. А. Политико-правовые аспекты правового государства в учении Т. Гоббса и его последователей о государственной власти [Текст] // Известия Саратовского государственного университета : серия социология, политология. - Вып. 2 . - Т. 2. - Саратов, 2010. - ISSN 1818-969.
4. Философия [Текст] / под ред. В. Н. Лавриненко.
- 3-е изд., исп. и доп. - М.: Юрист, 2007.
5. Гегель Г. В. Ф. Философия права [Текст]. -М., 1990.
6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К вечному миру [Текст].
- Алматы: ВШП «дшет», 1999.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. [Текст] : Т. 3.
8. Керимов А. Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества [Текст] // Право и политика. - 2002. - № 8.
9. Коломийцев В. Ф. Социология права и правовая культура [Текст] // Гражданин и право. -2006. - №6.
10. Социальная политика [Текст] / под общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002.
11. Папырин Д. И. Гражданское общество: социально-философское содержание понятия и его применение к социальной действительности России [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2008.
12. Марченко М. Н. Соотношение гражданского общества и государства [Текст] : вопросы теории / / Журнал российского права. - 2008.
- № 10.
13. Баймаханов М. Т. Избранные труды по теории государства и права [Текст]. - Алматы, 2003.
14. Грудцына Л. ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России [Текст] : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2009.
15. Абакумов С. А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? [Текст] -М.: Галерия, 2005. - ISBN 5-8137-0141-1.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731