Научная статья на тему 'Формирование представлений о гражданском обществе в России'

Формирование представлений о гражданском обществе в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
396
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНИН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / CIVIL SOCIETY / LRGAL STATE / PERSON / CITIZEN / STATE POWER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вестов Фёдор Александрович

В статье рассматриваются этапы формирования института гражданского общества и его соотношения и влияния на становление правового государства в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the representations about the civil society in Russia

The stages of the formation the civil society institute and its correlation and influence on the formation of the legal state in the Russian Federation is considered in the article

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о гражданском обществе в России»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ В РОССИИ

© Вестов Федор Александрович

кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии юридического факультета, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.

8 (845-2) 225-117

В статье рассматриваются этапы формирования института гражданского общества и его соотношения и влияния на становление правового государства в Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, личность, гражданин, государственная власть.

В условиях, когда в России идёт процесс построения правового государства, отношения между государственной властью и личностью должны рассматриваться как их взаимодействие, где права личности реальны именно на сегодняшний день, а власть государства ограничена правом и контролируется гражданами, давшими ей конкретные полномочия. В этом направлении в России уже делаются определённые шаги. Как заявил Д. А. Медведев, выступая на экономическом форуме в Давосе в 2007 г., «мы строим новые институты, основанные на базовых принципах полноценной демократии .... без ненужных дополнительных определений. Демократии эффективной

- опирающейся на принципы рыночной экономики, верховенство закона и подотчётности власти остальному обществу». Позже, будучи Президентом РФ, Д. А. Медведев неоднократно отметит, что развитие данных демократических институтов является условием формирования гражданского общества в России.

Мысль о гражданском обществе была высказана ещё Аристотелем в его знаменитой «Политике». «Аристотелевский идеал гражданского общества, - пишет И. В. Андронова,

- материализующийся в традиции греческого полиса или римской республики, отражал та-

кую форму общественного порядка, в рамках которой граждане строят отношения между собой на основании существующей системы права или активного участия в общественной жизни» [1, с. 15-16].

В дальнейшем идея гражданского общества получила своё развитие в XVII столетии, прежде всего в трудах Томаса Гоббса. Согласно его концепции общество приходит на смену естественному состоянию. Подразумевая под естественным состоянием жизнь вне государственного устройства и вмешательства, Т. Гоббс предостерегает, что естественные права и свободы человека ведут к анархии, где каждый будет действовать на основе своей эгоистически понятой пользы, а это в конечном итоге может привести общество к гибели. В своем знаменитом труде «Левиафан» Т. Гоббс выделил в природе человека три основных причины войны: соперничество, недоверие, жажда власти. «При отсутствии гражданского состояния, - пишет он, - всегда имеется война всех против всех... Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в состоянии войны всех против всех» [2, с. 93-101, 129-143]. Чтобы положить конец естественному состоянию «войны всех против всех», Т. Гоббс предложил идею «общественного договора». «В резуль-

Информационная безопасность регионов. 2011. № 1 (8)

тате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благополучия граждан» [3, с. 7]. Таким образом, он приходит к гражданскому обществу, но не как к социальному институту человека, а как к согласованности частных интересов посредством подчинения граждан суверенной власти и праву [1, с. 17].

Взгляд Т. Гоббса был поддержан Жан-Жаком Руссо, изложившим свои мысли на сей счёт в знаменитом произведении « Общественный договор». Этот труд явился теоретическим обоснованием гражданского общества, фундаментом которого являются свобода и безусловное равенство юридических прав, и вдохновлял якобинцев в эпоху Великой французской революции [4, с. 85].

Идеи Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо были восприняты и немецким философом Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем, взгляды которого сформировались под воздействием Великой французской революции, когда была провозглашена Декларация прав человека и гражданина. Впервые Г. В. Ф. Гегель достаточно чётко разграничил два понятия: «гражданское общество» и «государство». Отдавая приоритет государству, он понимал гражданское общество как раздираемое противоречиями общество частных собственников. Г. В. Ф. Гегель характеризовал гражданское общество как относительно независимую от государства сферу реализации частных потребностей и интересов на базе частной собственности и всеобщего формального равенства людей. Философ исходит из того, что «собственность и личность обладают в гражданском обществе признанием закона и значимостью», а право, выступающее «в форме закона», должно обладать значением «как всеобщее» [5, с. 256-257]. По сути, это идея правового государства.

Г. В. Ф. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества: систему потребностей; отправление правосудия; полицию и кооперацию [5, с. 233]. Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и её защита со стороны закона, суда и полиции. Вместе с тем обосновывается важность для гражданского общества гласности: публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

В соответствии с концепцией Г. В. Ф. Гегеля, гражданское общество и государство соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество -это «внешнее государство», «государство нужды!

и рассудка», а подлинное государство - разумно, оно есть основание гражданского общества [5, с. 279-285, 306-311]. Формирование гражданского общества Г. В. Ф. Гегель связывает с развитием буржуазного строя. При этом он указывает на закономерный диалектический характер взаимосвязи социально-экономической и политической сфер гражданского общества. Признавая государство как «шествие Бога в мире», философ всё же допускает возможность плохого государства, которое лишь существует, но становится неразумным [5, с. 284, 310, 311].

О гражданском обществе писал И. Кант, утверждая, что одной из задач исторического развития человечества является достижение «всеобщего правового гражданского общества». По его мнению, в таком обществе может быть достигнута максимально возможная свобода человека, гармония отношений и свободы всех членов общества, а также «высшая цель природы: развитие всех её задатков, заложенных в человечестве» [6, с. 51].

В свою очередь, К. Маркс и Ф. Энгельс, исходя из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса, признавали главным признаком и основой гражданского общества законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами [7, с. 320].

Однако именно выводы Г. В. Ф. Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности легли в основу современных концепций в этом направлении. При этом надо признать, что для понимания гражданского общества на современном этапе развития человечества тех знаний, которые дал нам Г. В. Ф. Гегель, да и другие мыслители прошлого, недостаточно. Осмысливая проблему гражданского общества и принимая в качестве самого общего основания наследие предшественников, необходимо учитывать современные реалии и нынешнее состояние разработки данной проблемы [7, с. 320].

Как отмечают многие авторы, в наши дни для гражданского общества характерна высокая степень самоорганизации на основе экономических, социально-политических и иных систем регуляций, но эффективность функционирования этого общества с учётом сложности, глубины, а в известной мере и противоречивости его развития не может быть вне государственно-правового воздействия. По мере развития цивилизации вместе с утверждением идей гуманизма и свободы наблюдается и зависимость человека

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

от мощных, всё возрастающих общественных сил - экономики, власти, идеологии.

Поэтому гражданское общество предполагает сплочённость всех его членов, наличие общих духовных ценностей, нравственных принципов, интересов и целей. Оно призвано быть противовесом государству, важным элементом в достижении равновесия в социальных отношениях [8, с. 4-9].

В отличие от общества как целостной, исторически устойчивой формы совместной жизнедеятельности людей, гражданское общество - это тип общественного устройства, отличительным признаком которого является реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной, политической жизни [9, с. 3-11]. Это - «взаимодействие всех имеющихся в обществе больших и малых социальных групп. Экономической основой их взаимодействия должны быть свободно развивающиеся различные формы собственности. А защищать их интересы призваны соответствующие органы правового государства, в котором все подчинено закону. В итоге в подлинно гражданском обществе, в основу которого положены интересы и права гражданина, каждый человек имеет возможность свободно и творчески проявить себя, удовлетворить свои потребности в соответствии с той пользой, которую он приносит другим людям и обществу. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства» [10, с. 25].

Таким образом, гражданское общество -это один из «способов утверждения социальной справедливости»; это «свободное демократическое, правовое общество, ориентированное на конкретного человека, основанное на различных формах собственности и самоуправления, функционирующее в правовом режиме социальной справедливости, свободы, способствующее удовлетворению материальных и духовных потребностей личности как высшей ценности современной цивилизации» [11, с. 9].

Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Это единый организм, функционирование которого способно обеспечить взаимодействие личности и власти. Правовое государство представляет собой определённую форму организации государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Однако неоднозначен вопрос о приоритетах: что строить вначале - гражданское общество, а на его основе правовое государство

или наоборот - правовое государство, а на его основе гражданское общество. Так, например, А. В. Крутов акцентируют внимание на особой роли правового государства как главной предпосылки становления гражданского общества. Напротив, по мнению С. Г. Сергеева и М. Н. Марченко, именно гражданское общество выступает предпосылкой становления правового государства. В частности, «гражданское общество, - пишет М. Н. Марченко, - первично по отношению к правовому государству, так же как и традиционное общество - по отношению к «доправовому» государству: сначала формируется гражданское общество, а затем на его основе «конструируется» правовое государство, но не наоборот» [12, с. 52-64].

С одной стороны, без идеи правового государства, заложенной в Конституции РФ, невозможно построить гражданское общество. Но, с другой стороны, идея правового государства, заложенная в конституции, - это ещё не правовое государство, а конституционное. Оно станет правовым лишь тогда, как считал Б. А. Кистяковский, когда будут реализованы её положения о правовом государстве. А это возможно лишь в условиях гражданского общества. «Процессы формирования гражданского общества и построения правового государства, -пишет М. Т. Баймаханов, - как бы подталкивают друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба эти процесса проходят в общем и целом параллельно». Причём «в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него» [13, с. 332].

На сегодняшний день процесс построения гражданского общества в России протекает динамичнее чем становление и развитие правового государства. По-видимому, это искусственно созданное опережение, ориентированное на зарубежный опыт формирования гражданского общества, где данный процесс полностью укладывается в рамки исторической закономерности. Тем не менее мы будем исходить из реально сложившейся ситуации.

Построение гражданского общества -сложный, противоречивый и долгий процесс, требующий от его участников - государства и общества, определённых взаимных усилий в силу их взаимозависимости и взаимообусловленности. Без государственных органов и иных институтов государственной власти не может существовать гражданское общество», в частности его институты «в его современном понимании. «Гражданское общество обретает силу и способность к развитию именно во взаимодействии» - «диалоге и партнерстве» с государственной властью [14, 36].

Информационная безопасность регионов. 2011. № 1 (8)

В то же время без гражданского общества, институты которого ограничивают и в определённой степени контролируют (отслеживают) деятельность государственных органов, не существовало бы сегодняшнего демократического государства, стремящегося стать правовым, в том понимании, которое мы представили выше.

Гражданское общество и государство, по И. В. Андроновой, охватываются единым пространством - «социумом». Гражданское общество как часть этого социума охватывает «сферу действия таких общественных отношений и институтов, которые выражают разнообразные потребности, интересы и ценности людей и гарантируют каждому реализацию его интересов и прав. Государство в этом случае выступает как часть социума, юридически организующая свободное и ответственное взаимодействие людей, которое поддерживается соответствующими органами» [14, с 36]. В данном контексте гражданское общество не может создаваться «по своим законам, отличным и не зависящим от национальной системы законодательства, политического режима». Кроме того, «гражданское общество не может оставаться гражданским, если политическими методами в него не привносится порядок. Только государственная власть - государство, управляемое посредством легитимной верховной власти с помощью действующего в стране законодательства, - может стать эффективной защитой от несправедливостей самого гражданского общества и синтезировать его частные интересы во всеобщее политическое сообщество»[1, с. 153]. Вместе с тем, взаимодействуя с государственной властью, гражданское общество не должно находиться от неё в зависимости. Государственная власть лишь создает условия, в которых личность может реализовать свои интересы не только через государство и с помощью государственных гарантий и механизмов, но и посредством полноценных институтов гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество представляет собой многообразие взаимоотношений между государственной властью и индивидуумами, организованными в негосударственные, неправительственные объединения по социальному, профессиональному и другим признакам, функционирующие независимо от государства или поддерживаемые им, - институты гражданского общества [15, с. 33, 34].

Библиографический список

1. Андронова И. В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России [Текст] // под ред. А. А. Вилкова. - Саратов: изд-во Са-

ратовского университета, 2004.- ISBN 5-29203260-3.

2. Гоббс Т. Соч. [Текст] : в 2-х т. - М., 1991. -Т. 2.

3. Вестов Ф. А. Политико-правовые аспекты правового государства в учении Т. Гоббса и его последователей о государственной власти [Текст] // Известия Саратовского государственного университета : серия социология, политология. - Вып. 2 . - Т. 2. - Саратов, 2010. - ISSN 1818-969.

4. Философия [Текст] / под ред. В. Н. Лавриненко.

- 3-е изд., исп. и доп. - М.: Юрист, 2007.

5. Гегель Г. В. Ф. Философия права [Текст]. -М., 1990.

6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. К вечному миру [Текст].

- Алматы: ВШП «дшет», 1999.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. [Текст] : Т. 3.

8. Керимов А. Д. К вопросу о формировании в России гражданского общества [Текст] // Право и политика. - 2002. - № 8.

9. Коломийцев В. Ф. Социология права и правовая культура [Текст] // Гражданин и право. -2006. - №6.

10. Социальная политика [Текст] / под общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Экзамен, 2002.

11. Папырин Д. И. Гражданское общество: социально-философское содержание понятия и его применение к социальной действительности России [Текст] : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2008.

12. Марченко М. Н. Соотношение гражданского общества и государства [Текст] : вопросы теории / / Журнал российского права. - 2008.

- № 10.

13. Баймаханов М. Т. Избранные труды по теории государства и права [Текст]. - Алматы, 2003.

14. Грудцына Л. ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России [Текст] : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2009.

15. Абакумов С. А. Гражданское общество и власть: противники или партнеры? [Текст] -М.: Галерия, 2005. - ISBN 5-8137-0141-1.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.