ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ: S
ИНСТИТУТЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ S
(ИЗ ОПЫТА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ) М
Я
О
Шмыков В. А. Ï5
О
S
В статье обобщены результаты и дана характеристика основных форм ра- q боты Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия в решении про- ^ блем, связанных с нарушениями в сфере прав и свобод человека и гражданина в д Республике Карелия. Содержатся оценки, выводы и рекомендации, относящиеся Я к обеспечению и защите социальных прав, а именно жилищных, трудовых и других прав и свобод человека. Рассмотрены отдельные аспекты взаимодействия с H государственными и иными организациями в решении этих проблем, а также с О должностными лицами, допустившими нарушения прав и свобод, либо не предпринявшими своевременных и исчерпывающих мер по защите и восстановлению прав граждан. H
s
X
The paper summarizes the results and presents the description of the main forms of ^ work of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Karelia in dealing with ^ violations in the field of human rights and freedoms of citizens of the Republic of Kare- ^ lia. Evaluations, conclusions and recommendations relating to the promotion and pro- Q tection of social rights, such as housing, labor and other human rights andfreedoms are also presented. Some aspects of interaction with government and other organizations in solution of these problems as well as with officials who have committed violations of the 3 rights and freedoms or failed to take appropriate and exhaustive measures to protect and «2s restore the rights of citizens are discussed.
^
Ключевые слова: гражданское общество, власть, социальные права человека, S жилищные права, трудовые права граждан, институт Уполномоченного по
правам человека.
Key words: civil society, authority, civil society, .social rights, housing rights, labor rights, Institute of Human Rights Commissioner.
Создание эффективной системы взаимодействия гражданского общества и власти является важной составляющей деятельности по обеспечению правовой защищенности граждан в современном обществе.
Одним из институтов, обеспечивающим защиту прав российских граждан и использующим в этом взаимосвязи институтов гражданского общества и власти, является Уполномоченный по правам человека. На федеральном уровне Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в феврале 2009 года назначен Владимир Петрович Лукин. В 51 субъекте России созданы институты уполномоченных по правам человека.
Действующее законодательство не устанавливает «вертикали» во взаимодействии внутри института уполномоченных. В целях повышения эффективности единой системы защиты прав человека, а также взаимодействия федерального уполномоченного с коллегами из субъектов Федерации создан Координационный совет, председателем которого является В. П. Лукин. Сроком на два года избирается сопредседатель, которым в настоящее время на второй срок избрана Т. И. Марголина - Уполномоченный по правам человека в Пермском крае.
К функциям Координационного совета отнесены разработка совместных инициатив, определение общего подхода к актуальным проблемам обеспечения прав и свобод человека. Выполнение этой функции осуществляется при непосредственном участии руководителей органов государственной власти.
В частности, в октябре 2009 года Координационным советом Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации была организована встреча с Министром регионального развития РФ В. Ф. Басаргиным на тему «О нарушении прав граждан в ходе реализации жилищного Кодекса РФ». Также в минувшем году на Координационном совете с участием Министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко обсуждался вопрос «Об обеспечении прав участников образовательного процесса».
Большую работу по изучению и распространению опыта функционирования института региональных Уполномоченных ведёт Центр «Стратегия», находящийся в Санкт-Петербурге. Так, на базе Центра в г. Пушкин Ленинградской области 3 - 4 сентября 2009 года проходил «круглый стол» Уполномоченных по правам человека регионов России, организованный Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации совместно с Отделом по работе с Национальными структурами по защите прав человека Совета Европы и Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим Центром «Стратегия», в работе которого также приняли участие представители Совета Европы, в том числе Комиссар по правам человека Томас Хаммарберг.
В фокусе внимания уполномоченных вопросы реализации в различных государствах социально-экономических прав человека, закреплённых в Европейской социальной Хартии, которые затрагивают повседневную жизнь каждого человека: здоровье, образование, жильё, социальное обеспечение.
Особенность правового статуса Уполномоченного состоит в том, что он является связующим звеном между гражданским обществом и властью, между гражданином и чиновником. Он выступает в качестве посредника между ними, осуществляет мониторинг действий органов государственной власти с позиции соответствия принципам и нормам в области прав человека, предлагает государственным структурам рекомендации по совершенствованию их деятельности в части устранения нарушений прав и свобод гражданина.
Для решения задач по осуществлению своих полномочий, установленных законом Республики Карелия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия» Уполномоченный осуществляет активное сотрудничество с Прокуратурой и Верховным Судом республики, Министерством внутренних дел, Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Карелия, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Республике Карелия, Федеральной службой судебных приставов по Карелии, с которыми были подписаны Соглашения о сотрудничестве в 2008 году.
В 2009 году заключены Соглашения о сотрудничестве с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (Роспотребнадзор по РК), Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Карелия (Росздравнадзор по РК).
Уполномоченный и сотрудники аппарата участвуют в работе коллегий прокуратуры Республики Карелия, Министерства внутренних дел по Республике Карелия, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, заседаниях «круглого стола» в Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия, заседаниях Общественно-консультативного Совета при Управлении федеральной миграционной службы России по РК. В сфере их компетенции также участие в совместных с представителями Прокуратуры Республики Карелия и Министерства внутренних дел по Республике Карелия выездах в колонию и изолятор временного содержания при Кондопожском РОВД с целью проверки условий содержания заключенных и временно задержанных.
В процессе своей деятельности Уполномоченный получает поддержку со стороны представительного органа Карелии, постоянно взаимодействует с комитетами, комиссиями и депутатами Законодательного Собрания республики.
О существенных нарушениях прав граждан в республике, реакции органов исполнительной власти Республики Карелия и местного самоуправления на выявленные нарушения, Уполномоченный информирует Главу Республики Карелия. По вопросам внесения изменений в действующее законодательство на федеральном уровне взаимодействие с депутатом Государственной Думы Российской Федерации от Карелии.
Исполнителями по разрешению возникающих нарушений прав граждан являются республиканские министерства, комитеты и управления. К сожалению, руководители органов исполнительной власти республики, ещё не всегда понимают, что они сами, наряду с прокуратурой, судом, правоохранительными органами, являются одним из звеньев системы защиты прав человека,
и, в первую очередь, обязаны сами не допускать случаев их нарушения. В письмах граждан Уполномоченному периодически присутствуют факты ущемления прав заявителей органами государственной власти республики. Порой запоздалая реакция на письма и жалобы граждан имеют место со стороны руководителей, злоупотребляющих служебным положением.
Каждое третье обращение к Уполномоченному приходит из районов республики. Поднимаемые в письмах вопросы, в большинстве своём, относятся к компетенции руководителей муниципальных образований. Граждане, отчаявшись решить ту или иную проблему на местном уровне, обращаются за содействием к Уполномоченному. Уполномоченный, главным образом, методом убеждения глав городских и сельских поселений, муниципальных районов, стремится склонить их к положительному решению проблем, ставших причиной обращения граждан. Самыми распространенными вопросами, поднимаемыми в письмах, являются вопросы обеспечения граждан жильём, а также состояние жилого фонда. Эти вопросы, несмотря на финансовые трудности, сопряженные с их решением, прежде всего, должны быть в центре внимания руководства республики и муниципальных образований.
В целом, должностные лица органов местного самоуправления Республики Карелия с пониманием относятся к деятельности Уполномоченного, постоянно оказывают необходимую помощь и содействие его аппарату. Содействие органов власти деятельности Уполномоченного и его аппарата выражается в решении организационных вопросов и обеспечении необходимой координации в период выезда в районы, во время личных приёмов граждан в районных центрах и населённых пунктах муниципальных образований.
Определённое место в развитии правозащитного движения в республике занимают проводимые министерствами, различными ведомствами и правозащитными организациями научно-практические конференции и семинары, посвященные соответствующей проблематике.
Важное практическое значение, в частности, имела межрегиональная научно-практическая конференция «Защищённое детство: раннее нарушение прав детей и реабилитация семей», организованная Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и Правительства Республики Карелия (май 2009 года, г.Петрозаводск), в которой принял участие и Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия. Конференция была посвящена выработке совместных подходов к оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Еще одной формой обеспечения взаимодействия институтов гражданского общества и власти в области обеспечения прав человека является расширение связей Уполномоченного с сетью общественных и правозащитных организаций и их руководителями. Результатом такой работы являются укрепление конструктивных контактов с Председателем КРОО «Карельский
центр гендерных исследований» Л. Д. Бойченко, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Карелия Г. Ф. Григорьевой, Председателем КРОО «Общество «Земля Заонежская» В. С. Лукьяновым и некоторыми другими общественными организациями, в той или иной степени занимающимися защитой прав граждан.
Однако, в работе по взаимодействию с правозащитными организациями республики ещё имеются значительные резервы, которые предстоит использовать Уполномоченному и его аппарату в их дальнейшей работе.
Защита социальных прав граждан относится в современной России к тем сферам общественной жизни, где особенно ощутима потребность в расширении взаимодействия институтов гражданского общества и власти в совместном решении многочисленных проблем.
Базовое конституционное положение, провозглашающее Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», означает, что задача обеспечения социальных гарантий должна быть в числе приоритетных. Основные параметры социальной политики в последние годы определились более четко, а сама политика стала более последовательной, однако, проблем остается еще много. При этом именно ущемления прав в социальной сфере воспринимаются людьми наиболее болезненно.
Объектом особого внимания власти и общества должны оставаться проблемы реализации прав престарелых граждан и граждан с ограниченными физическими возможностями.
Примерно 13% жителей республики Карелия имеют инвалидность. Если добавить к ним тех, кто заботится о них и живет с ними, то окажется, что защита прав людей с нарушениями здоровья касается гораздо большего числа граждан.
Задача общества - создать для людей с ограниченными возможностями максимально приемлемые условия жизни. Ведь отношение к нуждающимся в помощи людям - это экзамен на человечность.
Значительная часть людей с ограниченными физическими возможностями страдает не только физически, но и морально из-за невозможности приспособиться к нормальному образу жизни. Их жизнь - сама по себе большой барьер, который они и их близкие преодолевают ежедневно. Не имеющие возможности свободно передвигаться без средств технической реабилитации, они оказываются заложниками в своих квартирах из-за отсутствия приспособлений для спуска и подъема.
Архитектурная доступность - одно из главных условий интеграции людей с ограниченными возможностями.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Это свидетельствует о согласии нашей страны с теми основополагающими принципами, на которых строится современная политика государства в
отношении инвалидов и намерении России соблюдать международные стандарты политических, экономических, социальных, юридических и иных жизненно важных прав инвалидов.
Конвенция устанавливает в качестве общепризнанного международного принципа «принцип доступности» (статья 9). В соответствии с этой статьей государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или представляемым для населения, как в городских, так и сельских районах.
Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации предусмотрен механизм формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, на практике правовые нормы с трудом воплощаются в жизнь. Следует признать явную недостаточность и неполноту принимаемых мер, отсутствие скоординированных и взаимодополняющих, целенаправленных действий органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления. Кроме того, отсутствует неотвратимая ответственность за нарушение выполнения существующих нормативных требований доступности для инвалидов зданий и сооружений.
Своевременной представляется инициатива Уполномоченного о проведении в республике мониторинга доступности объектов социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями, а в дальнейшем разработка региональной программы для решения вопроса создания безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, так как решение этого вопроса требует системного подхода.
Учитывая масштабность проблемы для обеспечения эффективности реализации государственной политики в отношении инвалидов в Республике Карелия, необходимо тесное взаимодействие всех уровней власти.
Предложения Уполномоченного и его аппарата о целесообразности разработки соответствующей республиканской программы, направленные Главе Республики Карелия, могут стать одним из шагов на пути решения этой проблемы.
Дети-инвалиды - особая категория детей. Этим детям очень сложно влиться в общество, настороженно относящееся к любому человеку хоть чем-то отличающемуся от окружающих. Они особо остро ощущают свою изолированность от сверстников. Неслучайно в Ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Д. А. Медведев определил приоритетной задачей государства - создание безбарьерной среды для детей-инвалидов.
Нельзя не отметить мероприятия, которые осуществляются местными и республиканскими властями по организации получения детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного образования. Так в республике функционирует 156 специализированных групп в детских садах для 2136 детей.
Особое внимание уделяется организации получения дошкольного образования детьми-инвалидами, имеющими сложную структуру нарушения, не обслуживающими себя самостоятельно. Министерство образования Республики Карелия заключило Соглашение о создании условий для получения образования детьми-инвалидами, не обслуживающими себя самостоятельно, с Главами муниципальных образований. Для реализации этого Соглашения по заявкам муниципальных районов и городских округов из средств республиканского бюджета было выделено 5 млн. рублей. В 2009 году 48 таких детей были охвачены дошкольным образованием.
В центре внимания российского общества и властных структур проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья, связанные с несовершенством законодательства.
Многие проблемы, препятствующие повышению жизненного уровня инвалидов, связаны, прежде всего, с несовершенством федерального законодательства.
Несправедливым, в частности, следует считать порядок обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем. Субсидии из федерального бюджета на улучшение жилищных условий предоставляются в соответствии со статьей 17 федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ только инвалидам, вставшим в очередь до 01.01.2005. Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, вставшие на очередь после указанной даты, обеспечиваются жильем в порядке общей очереди. В результате, учитывая фактическое отсутствие муниципального жилищного фонда, большое количество инвалидов, особенно молодых, лишено возможности получить жилье.
Указанным выше федеральным законом предусмотрено предоставление жилья с учетом выделения дополнительной площади при наличии у инвалида заболевания, которое входит в перечень, утвержденный Правительством России. При этом в нормативных документах, регулирующих порядок предоставления субсидии указанным категориям граждан, не оговаривается порядок выделения средств на дополнительную жилую площадь. Таким образом, граждане, относящиеся к одной категории, ставятся в неравные условия - на граждан, вставших на учет до 01.01.2005, эта норма федерального закона не распространяется.
Количество отказов от получения субсидии достаточно велико. Причиной служит отсутствие источника дополнительных средств у соискателя. В настоящее время размер субсидии составляет 609 тысяч рублей. На предлагаемую субсидию приобрести какое-либо жилое благоустроенное помещение одиноко проживающему инвалиду невозможно, так как дополнительными денежными средствами инвалиды, как правило, не располагают, а помещений размером 18 кв. м не строится. Это означает, что провозглашенная мера социальной поддержки носит декларативный характер.
Необходимо установить одинаковый порядок обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, независимо от времени постановки на учет в органе местного самоуправления. Кроме того, пересмотреть норму предоставления жилой площади (следовательно, размер субсидии) одиноко проживающим инвалидам. Данные предложения, направленные в адрес депутата Государственной Думы Российской Федерации В. Н. Пив-ненко, стали еще одной инициативой Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия, которую возможно рассматривать как одну из форм развития взаимодействия со структурами власти в решении названных выше проблем.
Не менее значимыми остаются проблемы проживания граждан в учреждениях социального обслуживания, а именно, домах интернатах для ветеранов. Эффективной формой совместной работы может рассматриваться взаимодействие Уполномоченного в решении финансовых и иных вопросов с Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, Главой республики.
Защита жилищных прав граждан - ключевая тема, объединяющая усилия общества и власти в обеспечении социальной защищенности граждан. Общественные отношения, складывающиеся в жилищной сфере, имеют особое значение для каждого конкретного гражданина и для общества в целом. Несмотря на то, что государством принимаются меры, направленные на улучшение жилищных условий граждан, жилищная проблема на сегодняшний день, к сожалению, для большинства россиян остается наиболее актуальной и злободневной.
На учете в качестве нуждающихся только в г. Петрозаводске состоит 9102 человек. Строительство муниципального жилья фактически не ведется. Очевидно, что если дело пойдет такими же темпами, то ситуация с обеспечением граждан «социальным» жильем не будет улучшаться. Существующее положение можно расценивать содержащим признаки массового нарушения конституционного права граждан на жилище.
Необходимо указать, что сложная, не решаемая государством десятилетиями в необходимом объеме жилищная проблема возложена полностью на органы местного самоуправления. Главы муниципальных образований ввиду отсутствия финансовых средств не могут в одиночку с ней справиться. Об этом пишут в ответах на запросы и говорят главы поселений. Как отметил Глава Ильинского сельского поселения Н. И. Петелин в статье «Понимал, что будет непросто», опубликованной в газете «Карелия» 10 декабря 2009 года, «денег вообще ни на что нет».
В общей совокупности проблем, связанных с нарушением жилищных прав - нарушение прав граждан, потерявших жилье в результате пожара.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации определено, что смыслом и содержанием деятельности законодательной, исполнительной власти,
органов местного самоуправления являются права и свободы человека и гражданина. В числе основных прав и свобод человека и гражданина - гарантированное право на социальную защиту и жилище.
В связи с участившимися обращениями граждан по вопросам утраты имущества и жилья в связи с пожарами, Уполномоченным была запрошена информация по данному вопросу за 2008 год в Главном управлении МЧС России по Республике Карелия. Согласно представленной статистике в 2008 году от пожаров полностью уничтожено 129 квартир, 71 жилых строений, в том числе 8 многоквартирных домов; повреждено 385 квартир и 467 домов. Большинство пожаров с данными последствиями - в сельской местности.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что значительное число граждан в результате утраты жилого помещения оказывается в экстремальной ситуации и нуждается в социальной защите и поддержке.
Высшим правовым актом государства Конституцией Российской Федерации введено правило: «Малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно...». Согласно пункту 3 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, жилье предоставляется из маневренного жилого фонда.
По информации администраций районов и городских округов Карелии маневренный фонд в поселениях, как правило, отсутствует. Следует отметить также, что региональное законодательство не позволяет предоставить указанной выше категории лиц адресную социальную поддержку в разумных размерах. Социальная помощь гражданам, пострадавшим от пожара, оказывается в рамках республиканской программы Адресной социальной помощи, утверждаемой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, а также органами местного самоуправления. В муниципальных образованиях размер помощи не превышает 2000 рублей на семью. В программе Адресной социальной помощи на 2009 год предусмотрено 700 тысяч рублей для оказания помощи «погорельцам». При этом отсутствуют условия и критерии, от которых зависит размер выделяемых средств. Фактически в случае пожара семье выплачивают не более 10 тысяч рублей. Естественно, такой размер помощи не может оказать реального влияния на поддержку существования граждан, тем более, целых семей.
Одной из возможных форм оказания помощи гражданам, утратившим жилье вследствие пожара, является выделение древесины на корню для строительства жилого дома. Но, к сожалению, выделение древесины наталкивается на множество препятствий, прежде всего бюрократического характера. Кроме этого, граждане не имеют средств для осуществления строительства.
Эти вопросы были предметом обсуждения Экспертного совета по вопросам обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина
при Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия. Основной вывод - в Республике Карелия не существует ни специализированного жилищного фонда, ни правового механизма обеспечения граждан временным жильем в случае чрезвычайных ситуаций.
Еще один аспект проблемы - небольшая доля застрахованного жилья. Страховые организации не страхуют жилые дома с износом более 70%. Кроме того, граждане мало осведомлены о различных программах страхования и размерах страховых взносов.
Перед органами власти стоит задача решения указанной проблемы и принятия мер по разработке нормативных актов, которые позволят оказывать реальную помощь и поддержку гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
Не менее значимым является решение вопроса о разработке и принятии специальной программы по строительству специализированного жилищного фонда с квартирами «эконом-класса» для экстренного размещения тех граждан, чье жилье было уничтожено в результате стихийного бедствия. При этом в формировании специализированного жилищного фонда следовало бы предусмотреть участие субъекта Российской Федерации в лице органа исполнительной власти республики, а также муниципальных образований.
Рекомендации Экспертного совета, направленные по инициативе Уполномоченного по правам человека в адрес Главы Республики Карелия, могут рассматриваться как конкретная форма взаимодействия общества и власти в решении перечисленных выше проблем.
Особое место в этом ряду занимает проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, необходимость решения которой повышает ответственность властных структур за реализацию соответствующих программ.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена обязанность органов власти по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку.
Республике Карелия из федерального бюджета выделено 449 млн. 663,4 тыс. рублей на реализацию этого Указа Президента Российской Федерации. За 2009 год израсходовано 190 млн. 394,8 тысяч рублей: предоставлено 177 квартир ветеранам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 марта 2005 года.
В целях обеспечения жильем всех нуждающихся в связи с тем, что многие ветераны не обращались в органы местного самоуправления до 2005 года, законодателем приняты изменения в федеральный закон «О ветеранах», исключившие одно из условий обеспечения жильем этой категории граждан
- принятие на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 года. Но, к сожалению, администрации поселений отказывали ветеранам Великой Отечественной войны в постановке на учет даже в случае нуждаемости в жилье в связи с тем, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления могут приниматься граждане, признанные в установленном порядке малоимущими и обеспеченные жилой площадью менее учетной нормы. Ветераны войны, имеющие высокий размер пенсии, в основном большинстве не относятся к категории малоимущих. Кроме того, некоторые ветераны проживают в ветхом жилье достаточной площади. Таким образом, многие ветераны, фактически нуждающиеся в улучшении жилищных условий, оказались лишенными права на получение жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.
В конце января 2010 года в регионы Российской Федерации поступили разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации, согласно которым стало возможным признавать нуждающимися ветеранов без учета их доходов. Второе условие получения нового жилья - обеспеченность общей площадью - осталось неизменным. Таким образом, ветераны, проживающие в неблагоустроенном или полублагоустроенном жилищном фонде, не подлежат обеспечению жильем по Указу Президента России.
Столь же неоднозначны правовые аспекты проблемы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа. Ситуация по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями, остается по-прежнему сложной. На 01.01.2010 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоит 444 гражданина из числа детей-сирот.
Общеизвестно, что нерешенный своевременно жилищный вопрос для этих детей в перспективе остается вообще неразрешимой проблемой. Не имея жилья, а зачастую и регистрации по месту жительства, указанные лица фактически утрачивают право на реализацию многих конституционных прав
- на труд, медицинскую помощь, социальное обеспечение. Такое положение указанных лиц ведет к полной утрате ими социальных связей, что в последующем, как правило, находит исход в противоправных действиях.
По информации Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Карелия судебные решения о предоставлении жилья этой категории граждан исполняются хуже, чем в других регионах Северо-Запада: 74 гражданина из числа детей-сирот ждут исполнения судебных решений. Например, администрация Сегежского городского поселения сумела обеспечить жильем 2 детей-сирот, администрация Сортавалы предоставила жилое помещение одному сироте. В Петрозаводске практически не наблюдается серьезных и заметных положительных сдвигов в лучшую сторону - за 2009 год было приобретено всего 9 квартир.
Причины отсутствия подвижек в лучшую сторону в данном вопросе остаются неизменными. По-прежнему республиканским законодательством предусмотрен только один способ обеспечения жильем детей-сирот: приобретение жилья администрациями поселений через проведение муниципальных конкурсов. К сожалению, граждане и юридические лица в конкурсах не участвуют.
Приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется администрациями поселений в соответствии с положениями федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Процедуры проведения торгов, согласно действующему законодательству, охватывают значительный временной период. Так, от опубликования объявления до заключения муниципального контракта при проведении аукциона должно пройти не менее 40 дней, конкурса - 50 дней. Кроме того, согласно условиям муниципальных контрактов, заключаемых с продавцами жилых помещений, оплата производится администрацией только после государственной регистрации права муниципальной собственности на жилые помещения. В соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрация таких сделок с недвижимостью проводится в месячный срок.
Все это приводит к длительному неосвоению средств, перечисляемых из бюджета Республики Карелия на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опыт субъектов Российской Федерации по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что на региональном уровне возможно решение этого вопроса. Выходом из сложившейся ситуации является использование иной формы обеспечения жилыми помещениями, а именно - предоставление на безвозвратной и безвозмездной основе денежных ссуд или субсидий на приобретение жилья.
Данная инициатива Уполномоченного по правам человека республики Карелия требует, несомненно, поддержки республиканских органов государственной власти.
Вызывает обеспокоенность также ситуация, когда выпускники детских домов, которым посчастливилось получить квартиру, попадают под пристальное внимание мошенников, лишающих детей-сирот законными способами долгожданных квадратных метров. Представляется конструктивным предложение Уполномоченного правоохранительным органам осуществлять совместно с органами местного самоуправления нужно контроль правомерности сделок купли-продажи помещений лицами из числа детей-сирот. Обоснованным здесь также будет предложенный подход, ориентирующий на вовлечение соответствующих социальных учреждений в процесс формирования
правовой культуры молодого поколения, когда педагоги детских домов должны уделять больше времени правовому образованию детей.
Свою специфику имеет и проблема «закрепленных жилых помещений».
На 01.09.2009 по данным Министерства образования Республики Карелия 2506 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют закрепленные жилые помещения. В соответствии со ст. 148,149 Семейным кодексом Российской Федерации дети, находящиеся под опекой и попечительством, и дети, находящиеся в воспитательных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности или права пользования жилым помещением.
Согласно пункту 2 статьи 8 федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Понятие «закрепленное жилое помещение» данным законодательным актом не установлено. Не установлено оно и в иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровня. В связи с этим появляется множество проблем в части применения подобных правовых норм. Например, остается неясным, возможно ли возвращение лица в помещение, непригодное для проживания, а также в помещение, площадь которого меньше нормы или в случае невозможности возвращения в данное помещение по иным основаниям, в частности, где проживают лица, совместное существование с которыми невозможно. Действующее законодательство исходит из того, что не имеет значения и площадь закрепляемого жилого помещения. На учет для получения благоустроенного жилого помещения по льготному списку таких детей не принимают, подкрепляя отказ ссылкой на закон. Состоя же на общем учете, им придется ожидать жилье не один десяток лет.
Необходимо формирование на федеральном уровне единого подхода к определению механизма закрепления жилого помещения за детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим есть все основания полагать, что федеральное законодательство должно быть дополнено положениями, которые обязывали бы органы опеки и попечительства не только закреплять за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилые помещения, но также своевременно принимать меры по постановке их на жилищный учет, причем на льготных основаниях, с учетом площади закрепленного жилья, его технического состояния.
Приходится констатировать, что в республике также актуальна проблема обеспечения сохранности жилья, закрепленного за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Нередко в закрепленном жилом помещении продолжают проживать родители, лишенные родительских прав, которые не поддерживают помещение в надлежащем состоянии, не вносят плату за жилищно-коммунальные услуги, ведут аморальный образ жизни. Проживание сироты в таком помещении совместно с родителями, лишенными родительских прав вряд ли в будущем будет возможно. Вместе с тем, механизмы, предусмотренные действующим законодательством (часть 2 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации), в части выселения родителей, лишенных родительских прав, в судебном порядке, недостаточно используются органами местного самоуправления.
Исполнение обязанностей по обеспечению сохранности жилья в должной мере органами местного самоуправления не обеспечивается. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин: нехваткой подготовленных специалистов, уровнем их инициативы, отсутствием транспорта для выезда. В итоге необходимые проверки состояния закрепленного жилья проводятся бессистемно, зачастую только по поступившим запросам. Такой подход, при отсутствии своевременно принимаемых мер, нередко приводит к полной утрате жилья этой категории детей. Ремонт закрепленных помещений - еще одна из насущных проблем, требующая решения.
С учетом изложенного, возможно сделать вывод, что гарантии сохранности закрепленного за детьми жилья незначительны. Формально за детьми жилье закреплено, тогда как, по сути, оно непригодно для проживания. Особенно это характерно для жилых помещений, находящихся в сельских поселениях.
Общероссийской проблемой стали нарушения в сфере начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, что отчетливо выявило фактическое отсутствие прав и возможностей у граждан защищать свои социальные интересы.
Проблем у жильцов многоквартирных домов прибавилось после вступления в силу в 2005 году Жилищного кодекса Российской Федерации. Государство фактически заставило собственников квартир самостоятельно «выплывать» в отношениях с управляющими компаниями. Местные администрации также самоустранились, разъясняя гражданам их право на обращение в суд, хотя муниципальные образования являются в большинстве случаев собственниками значительного числа квартир. Имея, как правило, в штате юристов, администрации или уполномоченные учреждения не инициируют исков в суд в защиту прав нанимателей жилых помещений.
Так, например, к Уполномоченному обратились собственники квартир в доме по ул. Сусанина в г. Петрозаводске. Постановлением Петрозаводского городского суда от 13.04.2009 решение общего собрания собственников
помещений в многоквартирном доме об установлении размера ежемесячной платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, утверждения размера платы за капитальный ремонт, было признано недействительным со дня принятия - 15.09.2008. Причина такого решения суда - не соответствие порядка проведения общего собрания собственников в форме заочного голосования и документов, подтверждающих факт его проведения, требованиям законодательства.
Несмотря на решение суда, ООО «Этрон» не только не произвело перерасчет за услуги с октября 2008 года, но и продолжало взимать плату с жильцов в прежнем размере. Муниципальное учреждение «Жилищный контроль», уполномоченное представлять интересы Администрации Петрозаводского городского округа на общих собраниях собственников имущества в многоквартирных домах, «отправило» обратившихся граждан в суд, не предприняв никаких мер для урегулирования вопроса, в том числе и в судебном порядке.
Подобные действия ООО «Этрон» и Муниципального учреждения «Жилищный контроль», видимо, были рассчитаны на то, что в суд обратятся единицы жильцов дома, поскольку для подготовки искового заявления необходимы определенные знания и просто физические силы и здоровье, а в доме проживает много пенсионеров. Таким образом, ООО «Этрон» сохранит на своих счетах незаконно полученные денежные средства.
Уполномоченный обратился к Главе Петрозаводского городского округа с просьбой разобраться со сложившейся ситуацией и принять все возможные со стороны органа местного самоуправления меры, как собственника части помещений в доме. Подготовка ответа Уполномоченному на обращение осуществлялась специалистом МУ «Жилищный контроль». Заместитель председателя Комитета по вопросам ЖКХ Администрации Петрозаводского городского округа уведомил нас, что обращение направлено в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия, а гражданам необходимо обратиться в суд.
Руководитель Государственной жилищной инспекции Республики Карелия А. П. Мухин проинформировал Уполномоченного об отсутствии у Государственной жилищной инспекции полномочий для разрешения сложившейся ситуации.
Уполномоченный обратился в Прокуратуру Республики Карелия с просьбой проведения проверки по факту нарушения прав жильцов дома № 26 по ул. Сусанина. Прокурором г. Петрозаводска в Петрозаводский городской суд были предъявлены заявления в интересах граждан о признании действий ООО «Этрон» и ООО «Петрогиц» незаконными. Кроме того, в отношении директора ООО «Этрон» возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (самоуправство). В настоящее время дела находятся на рассмотрении суда.
В совокупности социальных проблем, требующих совместных усилий институтов судебной и исполнительной власти, повышающих координирующую роль института уполномоченного по правам человека, следует также выделить проблемы жильцов бывших общежитий.
Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия постоянно изучают варианты решений проблем жильцов бывших общежитий в субъектах Российской Федерации и пытаются найти наиболее приемлемые решения.
Работа аппарата сосредоточена на оказании правовой помощи гражданам, проживающим в зданиях бывших общежитий. В результате судебных решений более трех десятков человек смогли приобрести в собственность свои комнаты.
Основанием для признания за гражданами права собственности на жилые помещения явилось нарушение законодательства при приватизации в 1992 г. имущественного комплекса ГПКП «Петрозаводскстрой», а именно, включение в перечень приватизируемых объектов недвижимости жилищного фонда, здания общежития, в котором проживали граждане. Согласно Закону РСФСР от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» жилищный фонд, закрепленный за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения, должен быть передан органам местного самоуправления. Кроме того, государственная регистрация сделки приватизации была осуществлена в 1993 году - уже после вступления в силу Указа Президента России от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», установившего запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества.
Часть проблем граждан, продолжающих проживать в указанных выше зданиях, решится в случае перехода жилых помещений в муниципальную собственность. В Российской Федерации уже имеется судебная практика предъявления администрациями муниципальных образований исков о признании права муниципальной собственности на незаконно приватизированные здания бывших общежитий. Примером служит удовлетворенный арбитражным судом иск Администрации г.Ставрополя (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2009 № ВАС-13972/09). Позиция судебного органа по данному вопросу также выражена в определениях от 28.12.2009 № ВАС-16643/09 и № ВАС-16372/09 от 24.12.2009.
Ситуация сложилась таким образом, что в соответствии с законодательством иск о признании муниципальной собственностью жилых помещений бывших общежитий может быть подан исключительно органом местного самоуправления. При этом отсутствуют нормы, которые обязывали бы администрацию муниципального образования сделать это.
Уполномоченным по правам человека было направлено Главе Петрозаводского городского округа предложение рассмотреть вопрос о предъявлении
иска, касающегося жилых помещений бывших общежитий государственных предприятий. Предложение осталось практически без рассмотрения. В ответе содержалась информация о неоднократных обращениях Администрации округа к руководителю ЗАО «Петрозаводскстрой» о безвозмездной передаче общежитий в муниципальную собственность и его отказах, а также рекомендация жильцам о необходимости выбора управляющей организации, которая будет обеспечивать эксплуатацию и обслуживание домов.
Востребован сегодня опыт обеспечения защиты прав граждан, необходимость которой связана с негативными последствиями уплотнительной застройки.
Уплотнительная застройка стала настоящим бедствием для жителей многих городов России. На уже застроенных территориях, во дворах домов, занятых детскими площадками, либо земельными насаждениями, возводятся новые здания, ухудшая условия проживания и отдыха горожан. Возведение новых объектов в существующей застройке приводит к практической ликвидации существующих элементов благоустройства и возможности создания новых объектов социально-культурного и спортивного назначения.
Необходимо обратить внимание, что высокая коммерческая привлекательность проектов, связанных с возведением зданий и сооружений в существующей застройке населенных пунктов, является фактором повышенных коррупционных рисков в принятии соответствующих решений органами муниципальной и государственной власти.
Показателен пример со строительством многоквартирного дома по ул. Питкярантской в г. Петрозаводске. Как рассказали Уполномоченному на приеме жители кооперативных домов, они в течение длительного времени противостояли строительной фирме и Администрации города. Новый дом планировалось построить на сложившейся, благоустроенной два десятка лет назад территории, на которой находится асфальтированная автостоянка, детская площадка, пешеходная зона. В благоустройство были вложены деньги пайщиков. Кроме того, новый дом закрыл бы солнечный свет в трех подъездах одного из домов. Владельцы квартир за защитой своих прав обратились в прокуратуру города.
В мае 2008 года Петрозаводский городской суд, рассмотрев заявление прокурора г. Петрозаводска, признал постановление Главы самоуправления г. Петрозаводска о предоставлении земельного участка под строительство на ул. Питкярантской, незаконным. Суд установил, что земельный участок расположен в зоне сохранения капитальной застройки, а указанная зона по целевому назначению не предназначена для строительства и входит в состав благоустроенной придомовой территории жилых домов.
Но и после решения суда строительная фирма продолжала подготовку к строительству. Как позже, после запроса Уполномоченного, выяснила республиканская прокуратура, в период, когда шло судебное разбирательство,
Министерство природных ресурсов Республики Карелия в нарушение законодательства предоставило этот же участок той же самой строительной фирме.
Заместителем прокурора республики в Арбитражный суд Республики Карелия было направлено заявление о прекращении права пользования земельным участком и возврате земельного участка в государственную собственность. Судебные инстанции удовлетворили требование Прокуратуры республики.
Еще один важный комплекс социальных прав - трудовые права граждан.
Право на труд закреплено в статье 23 Всеобщей декларации права человека и статье 37 Конституции России: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
К основными темам обращений граждан к Уполномоченному в этой сфере следует отнести: невыплата или задержка выплаты заработной платы; невыплата заработной платы организациями-банкротами; неисполнение решения суда о взыскании заработной платы; восстановление на работе при незаконном, по мнению заявителя, увольнении; задержка выдачи трудовой книжки после увольнения.
Проблема выплаты заработной платы предприятиями-должниками стала общей проблемой всех регионов Российской Федерации.
Проблема невыплаты заработной платы работникам организациями-банкротами особенно обострилась в связи с экономическим кризисом. Но при этом, выявилось и несовершенство норм российского законодательства, регулирующих процесс банкротства. Самыми незащищенными в данной ситуации остаются работники должника, которые не имеют возможности оказывать какое-либо влияние на процесс банкротства и защищать свои законные интересы. Несмотря на привилегированную очередь погашения долгов по оплате труда перед остальными кредиторами, федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» объективно не в состоянии гарантировать защиту прав работников в должной мере.
При наличии норм международного права, конституционных норм Российской Федерации и норм федеральных законов, предусматривающих гарантию со стороны государства защиты материальных прав работников в случае прекращения деятельности работодателя, федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит норму, аннулирующую право трудящихся на получение денежного вознаграждения за свой труд при банкротстве предприятия, а именно, статья 142 закона, согласно которой требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на 1 июля 2009 года в процедурах банкротства находится более 200
организаций, большая часть из них - муниципальные и государственные унитарные предприятия либо организации, созданные на базе государственного или муниципального имущества.
К сожалению, во многих случаях процедура банкротства унитарных предприятий используется как средство ухода от ответственности при выполнении денежных обязательств перед кредиторами, перед своими работниками, а также от уплаты обязательных платежей. Часто к моменту рассмотрения в арбитражном суде заявления о признании должника банкротом, у предприятия отсутствует имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения.
Например, при угрозе банкротства муниципальное имущество начинает изыматься у предприятия на основании распоряжения главы муниципального образования по ходатайству директора. На базе изъятого имущества создается, как правило, общество с ограниченной ответственностью, берущее имущество в аренду.
Зачастую органы местного самоуправления должным образом не осуществляют меры, направленные на сохранение работоспособности и платежеспособности предприятия. В судах (как следует из судебных решений) и ответах Уполномоченному представители органов местного самоуправления ссылаются на то, что собственник имущества унитарного предприятия не отвечает по обязательствам предприятия.
Следует отметить, что действующее законодательство позволяет говорить об ответственности местной власти за функционирование муниципального унитарного предприятия. Это связано с тем, что именно органы местного самоуправления определяют цели и задачи деятельности предприятия, принимают решение о его создании, назначают на должность руководителя, осуществляют контроль за использованием имущества, переданного в пользование предприятию, и за эффективностью его работы.
В соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в целях предупреждения банкротства учредители (участники) юридического лица, собственник имущества унитарного предприятия в соответствии со своей компетенцией должны принять меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. При непринятии предупредительных мер учредители (участники) или собственник имущества унитарного предприятия могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам должника.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 7 федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», которым предусмотрено, что собственник имущества муниципального предприятия субсидиарно отвечает по обязательствам названной организации в случае, если несостоятельность (банкротство) данного предприятия вызвана собственником его имущества. Предполагается, что ответственность должна наступать вне зависимости от способа доведения предприятия до банкротства,
т.е. как путем осуществления действий, так и бездействия. Невыполнение собственником имущества обязанностей, предусмотренных статьей 20 федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», иначе говоря, бездействие, может повлечь несостоятельность юридического лица.
В связи с вышеизложенным, полагаю, что ситуации с банкротством предприятий должны рассматриваться не только Арбитражным судом Республики Карелия, но и анализироваться правоохранительными органами.
Например, на основании обращения аппарата Уполномоченного по правам человека Республики Карелия прокуратурой была проведена проверка муниципального предприятия «Лоухский район «Электросеть», находящегося в состоянии банкротства. По сообщению заместителя прокурора Республики Карелия Д. Х. Талипова, результаты проверки по факту преднамеренного банкротства взяты прокуратурой республики на контроль. После настоятельных рекомендаций Уполномоченного конкурсный управляющий направил в суд заявление о привлечении администрации района к субсидиарной ответственности, которое в настоящее время рассматривается Арбитражным судом Республики Карелия.
Нарушения трудовых прав беременных женщин - еще одна общая проблема, требующая вмешательства и участия такого координирующего звена, как институт Уполномоченного.
В настоящее время политика государства направлена на повышение рождаемости и поддержку материнства и детства. Предпринимаются различные меры, в том числе и законодательные. К сожалению, ряд норм действующего законодательства не способствует достижению указанных выше целей.
Статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Ссылаясь на данную статью, работодатели злоупотребляют своим правом: они инициируют заявление основного работника о выходе на работу, увольняют беременную женщину, а основной работник снова уходит, например, в отпуск. Увольнение часто происходит за месяц или даже один день до получения женщиной листка нетрудоспособности в связи с беременностью и родами. В результате этих действий работодателя женщины теряют социальные выплаты.
За защитой своих прав женщины вынуждены обращаться в суд с исками о восстановлении на работе. Судебные разбирательства, как минимум в двух инстанциях, длятся месяцами, что не может не сказаться на здоровье матери и ребенка.
В практике работы Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия также есть подобные примеры.
Работник Л. была уволена 13.04.2009 из Государственного учреждения Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» по основанию пункта 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - в связи с истечением срока трудового договора. С 14.04.2009 Л. имела право уйти в отпуск по беременности и родам.
До сведения Л. 16.02.2009 работодатель довел информацию о выходе 24.02.2009 основного работника и отсутствии в учреждении вакантных мест. С 17.02.2009 Л. находилась в медицинском стационаре. Приказ об увольнении работодателем издан не был, трудовая книжка не выдана. Заявительница считала свое увольнение незаконным по тем основаниям, что имело место преобразование срочного трудового договора в договор на неопределенный срок, а кроме того Л. уволили в период ее временной нетрудоспособности.
Петрозаводский городской суд удовлетворил требование Л. о восстановлении на работе, но его решение отменила коллегия Верховного суда Республики Карелия. Иск Л. снова рассматривался в городском суде, который принял решение в пользу работодателя. Л. подала кассационную жалобу.
Одновременно с данным делом в судебных инстанциях рассматривалось заявление П., уволенной из Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия в связи с выходом основного работника, который фактически к работе не приступил.
Сотрудниками аппарата Уполномоченного заявительницам была оказана необходимая юридическая помощь. Уполномоченный обратился к Председателю Верховного суда Республики Карелия с просьбой обратить внимание на судебные дела, связанные с увольнением беременных женщин, работавших на основании срочных трудовых договоров.
В итоге, все обратившиеся были восстановлены на работе. Во всех случаях окончательное решение принималось Верховным судом Республики Карелия.
Полагаю, чтобы частично исключить нарушения прав указанной категории граждан, необходимо внести дополнение в статью 13 федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Необходимо включить беременность и роды в перечень случаев назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в ситуации приобретения права на получение листка нетрудоспособности в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности.
Возможно также внесение изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих продление срочного трудового договора с беременной женщиной до окончания отпуска по беременности и родам. По информации депутата Государственной Думы Российской Федерации В.Н.Пивненко, такой законопроект уже внесен в Государственную Думу.
Все большее распространение в регионах получают нарушения прав работников при начислении и выплате заработной платы.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель обязан выплачивать работнику заработную плату в срок и в полном размере. Но, к сожалению, так поступают не все работодатели.
Свыше 70 военных строителей, возводящих дома в одном из микрорайонов Петрозаводска, в течение нескольких месяцев не могли получить заработную плату. 122 Управление строительно-монтажных работ Министерства обороны Российской Федерации акционировалось и бросило своих бывших работников на произвол судьбы. Доведенные до отчаяния военные строители устроили пикет у стен Правительства Республики Карелия.
Следует сказать, что Министерство труда и занятости Республики Карелия, в пределах своих полномочий занималось этим вопросом: обращалось в прокуратуру, помогало с трудоустройством работникам предприятия. Глава республики С.Л.Катанандов провел специальное совещание с приглашением заинтересованных лиц, в том числе представителей Министерства обороны и прокуратуры.
По жалобе бывшего работника предприятия гражданина К. Уполномоченным дважды направлялись запросы военному прокурору Санкт-Петербургского гарнизона. По мнению прокуратуры, в действиях руководства 122 Управления усматривались признаки нарушения трудовых прав работников, но они не подпадали под состав преступления. Такая позиция прокурора никаким образом не приближала решение проблем военных строителей. С просьбой разобраться Уполномоченный обратился к Генеральному Прокурору Российской Федерации Ю. А. Чайке.
Еще один пример подобного плана - обращение бывшего работника ООО «Центр-Сервис плюс» и ООО «Центр-Сервис» с жалобой на постоянные недоплаты за выполненную работу. Проверка доводов заявителя проводилась Прокуратурой Республики Карелия.
В результате проверки факты, изложенные гражданином К., полностью подтвердились. Кроме того, прокуратура выявила в указанных организациях задолженность перед работниками по заработной плате и выплате отпускных. В отношении главного бухгалтера ООО «Центр-Сервис» было возбуждено производство об административном правонарушении, директору ООО «Центр-Сервис» и ООО «Центр-Сервис плюс» внесены представления об устранении нарушений трудового законодательства с требованием незамедлительно погасить задолженность по заработной плате. Денежные средства гражданину К. выплачены.
Показателен и другой пример из опыта работы Уполномоченного. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налогоплательщики, на содержании которых находится ребенок (дети), имеют право на получение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц по
месту основной работы. Единственному родителю (приемному родителю), опекуну или попечителю налоговый вычет предоставляется в двойном размере. Данные нормы сложно толковать иначе. Но воспитателю дошкольного образовательного учреждения Б. из Петрозаводска муниципальным учреждением «Централизованная бухгалтерия № 2» было отказано в предоставлении налогового вычета в двойном размере, несмотря на наличие у женщины статуса одинокой матери, на том основании, что в свидетельстве о рождении ребенка имеется запись об отце. Работодатель ссылался на требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Петрозаводску.
Жалоба гражданки Б. была направлена в Прокуратуру Республики Карелия. В результате проверки выяснилось, что муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия № 2» вынося решение о непредставлении льгот одиноким матерям, руководствовалось Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2008 № 03-04-06-01/399. Данным Письмом регламентируется перечень документов, являющихся основанием для предоставления налогового вычета, в том числе указано, что понятие «единственный родитель» означает отсутствие второго родителя у ребенка (в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, отсутствие в свидетельстве о рождении ребенка записи об отце).
По мнению прокуратуры, данное письмо не является нормативным правовым актом. Работодатель же в своей деятельности должен руководствоваться нормами законодательства. Ни налоговое, ни семейное законодательство не содержат определения «единственный родитель», не раскрывают, в каких случаях родители признаются единственными. При этом российское законодательство раскрывает понятие «матери-одиночки». Определение «матери-одиночки» включает в себя не состоявшую в зарегистрированном браке женщину, но родившую и воспитывающую ребенка без признания отца в официальном порядке. Такой статус присваивается, когда при регистрации факта рождения ребенка сведения об отце записываются по заявлению матери. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься. Таким образом, запись об отце ребенка - это право матери, которое не подлежит отчуждению.
В связи с указанными выше обстоятельствами прокурором города Петрозаводска на имя Главы Петрозаводского городского округа было внесено представление с требованием предоставить льготы одиноким матерям по стандартному налоговому вычету.
Но заявительнице Б. пришлось снова обращаться к Уполномоченному, так как в течение двух месяцев требование прокурора муниципальным учреждением «Централизованная бухгалтерия № 2» не исполнялось.
Уполномоченным дважды направлялось руководителю учреждения обращение с просьбой незамедлительного восстановления нарушенного права заявительницы.
В результате - льгота по социальному налоговому вычету заявительнице Б. была предоставлена.
Возникает немало правовых коллизий и в связи с введением новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы.
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы на государственном уровне были предприняты меры реформирования системы оплаты труда. Но, к сожалению, в условиях экономического кризиса реформа не достигла своих целей в связи с отсутствием дополнительных финансовых средств в муниципальных и региональных бюджетах, которые возможно было бы направить на выплату стимулирующих надбавок.
Системы оплаты труда для работников здравоохранения и образования разрабатывались с учетом уже имеющихся бюджетных средств. В результате произошло увеличение заработной платы ранее низкооплачиваемых работников, например, младшего медицинского персонала и, в ряде случаев, уменьшение размера заработной платы высококвалифицированных сотрудников, например, врачей, работающих в стационарных учреждениях. Полагаю, что заработная плата врачей, ежедневно спасающих человеческие жизни, с учетом «северных» надбавок должна быть выше 8-10 тысяч рублей.
Такая же ситуация сложилась в системе образования: заработная плата молодых учителей выросла, а квалификация опытных учителей при установлении размера зарплаты фактически не учитывается.
Бюджетным учреждениям не хватает финансовых средств на выплату стимулирующих надбавок. Следовательно, существующий размер заработной платы работников в ряде случаев ниже «дореформенного».
Новая система оплаты труда в бюджетных учреждениях республики требует дальнейшего совершенствования и развития на основе постоянного мониторинга ситуации со стороны исполнительной власти РК, органов местного самоуправления и надзорных федеральных органов, изучения положительного опыта и устранения имеющихся недостатков. Для реального повышения заработной платы работников бюджетной сферы необходимо дополнительное финансирование дотационных регионов за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, проблема защиты прав человека остается в сфере внимания современной российской политики как на общенациональном, так и региональном уровне. Значима в этой области роль института Уполномоченного по правам человека и как проводника общегосударственного политического курса в сфере регулирования системы «человек и общество», и как реального координатора взаимодействия гражданского общества и власти в решении проблемы обеспечения и защиты прав человека.