Трибуна молодых ученых
А.Д. Калмыкова
Гражданское общество и публичная власть: особенности взаимодействия
Статья посвящена актуальному вопросу развития современной российской государственности: взаимодействию публичной власти и гражданского общества. Сделан вывод, что в современных условиях публичная власть и гражданское общество уже не противопоставляются, но, напротив, сближаются.
Ключевые слова: гражданское общество; публичная власть; государство; политические партии.
В современных условиях, когда продолжается реформирование и активное развитие системы государственной власти в Российской Федерации, возникает множество теоретических и практических вопросов, которые лежат в плоскости государственно-общественного взаимодействия. Одним из этих вопросов, требующих своего разрешения, является вопрос о соотношении публичной власти и формирующегося гражданского общества.
Актуальность исследования вопросов взаимодействия публичной власти и гражданского общества определяется следующими факторами:
1) формирование гражданского общества является важной составной частью процесса построения правового государства;
2) публичная власть выступает системообразующим и структурирующим фактором общественного развития;
3) механизм современной демократии предусматривает тесное взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества как гарантии реализации принципа народовластия.
В современной юридической доктрине достаточно подробно разработаны основные положения, касающиеся сущности и структуры гражданского общества, а также путей его формирования. Эти положения могут быть выражены в следующих пунктах, имеющих непосредственное отношение к проблеме настоящего исследования:
1) гражданское общество понимается как альтернативная государству структура, которая выступает своего рода арбитром в контексте баланса публичных и частных интересов;
2) система, в совокупности обозначенная как гражданское общество, состоит из значительного числа различных и по форме, и по направлениям деятельности элементов, или институтов;
3) важным структурным элементом гражданского общества выступают политические партии;
4) наличие гражданского общества выступает необходимой предпосылкой правовой государственности.
Публичная власть является производной от публичного интереса. Публичный интерес, в свою очередь, формируется как сумма частных интересов. Но эта сумма приобретает новое качество, и понятие публичного интереса всегда было политизировано, за ним нередко скрывались злоупотребления властью [3: с. 10].
Представляется необходимым посмотреть на публичные интересы более широко. Не следует отождествлять их только с государственными интересами, стоит признать наличие собственных интересов и у общества, причем общественные интересы могут иметь не меньшее значение, чем государственные.
Современные ученые, исследовавшие вопросы взаимодействия гражданского общества и государства, полагают, что эти структуры взаимозависимы, и гражданское общество не может существовать без государства [4: с. 56].
Примерно то же самое можно сказать и о взаимодействии гражданского общества с публичной властью. При этом следует учитывать, что понятие «публичная власть» шире, чем понятие «государственная власть», следовательно, точек соприкосновения с гражданским обществом у публичной власти больше.
Взаимодействие гражданского общества и публичной власти можно охарактеризовать как противоречивое. Противоречие определяется, прежде всего, разными методами деятельности.
Деятельность гражданского общества — это сфера частного права и связанной с ним координации отношений равноправных субъектов.
Публичная власть, как следует из ее названия и природы, функционирует в сфере публичных правоотношений, которые основаны на субординации и подчинении.
Гражданское общество выражает интересы большого числа частных лиц, в то время как публичная власть защищает публичный интерес. Но частные и публичные интересы не являются противоположными, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Представляется, что публичный интерес складывается как одновекторная совокупность частных интересов.
Когда мы говорим о публичной власти, то, как правило, имеем в виду государственную власть и местное самоуправление. Но существует точка зрения, что в публичную власть следует включать еще и так называемую общественную власть [1: с. 357-362].
Ученые полагают, что выделение общественной власти и включение ее в состав публичной власти имеет большое значение. Во-первых, тем самым признается существование и существенная роль общества как силы, влияющей на власть. Во-вторых, общество и государство влияют друг на друга и дополняют друг друга в своем воздействии на личность. В-третьих, общество через свои институты влияет на государство, обеспечивая свои интересы и защищая интересы личности [2].
Расширение понятия публичной власти приводит к тому, что публичная власть и гражданское общество уже не противопоставляются, но, напротив, сближаются. Фактически сегодня можно говорить о начале процесса конвергенции публичной власти и гражданского общества.
Значение данного процесса состоит в том, что общество через свои институты может помогать государству в реализации его функций, а также оказывать влияние на него. В связи с этим в политико-правовую практику введен такой термин, как «консультативная демократия», которая подразумевает сочетание и использование возможностей всех разновидностей публичной власти [2].
Возникает закономерный вопрос о том, насколько публичная власть вписывается в конституционную систему разделения властей. По нашему мнению, речь должна идти о взаимных ограничениях: государство ограничено в своем вмешательстве в дела общества, в свою очередь, гражданское общество ограничено в своем воздействии на государство и его политику.
Взаимодействие публичной власти и гражданского общества проявляется в следующем:
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, единственным источником власти в нашей стране является многонациональный народ России; отсюда следует, что в основе полномочий публичной власти лежит воля народа, и эта же воля проявляется в деятельности гражданского общества.
2. Политические партии являются неотъемлемым элементом политической системы современного государства, важным звеном в механизме осуществления публичной власти. Они аккумулируют в себе волю определенной части населения страны и реализуют ее во властных отношениях. Одновременно политические партии, которые не находятся у власти, выступают как полноценный институт гражданского общества. Таким образом, можно согласиться с позицией В.В. Лапаевой, которая пишет, что, «с одной стороны, партия предстает как институт гражданского общества, то есть как структурный элемент сферы частных отношений, не зависящих от государственной власти, а с другой — она выступает как часть государственно-политической системы» [5: с. 182].
Таким образом, можно рассматривать политические партии как связующее звено между публичной властью и гражданским обществом. Более того, политические партии представляют собой едва ли не единственный институт гражданского общества, который имеет право участвовать в политической жизни и борьбе за власть. Другие институты гражданского общества не имеют возможности такого непосредственного воздействия на публичную власть.
3. Гражданское общество может выступать эффективным средством контроля за деятельностью публичной власти. Неограниченная и неконтролируемая власть порождает злоупотребления, что непосредственным образом негативно влияет на народовластие.
В целом можно констатировать особую роль политических партий в системе взаимодействия публичной власти и гражданского общества. Именно политические партии выступают связующим звеном, которое объединяет различные уровни общественно-властного взаимодействия.
Это вытекает из дуалистической природы политических партий. С одной стороны, политическая партия является добровольным общественным объединением, созданным по инициативе граждан, то есть институтом гражданского общества. С другой стороны, главным назначением политических партий является участие в политической жизни общества, в легитимном механизме конструирования властных структур.
Исторически государство и имманентно присущая ему публичная власть противопоставлялись гражданскому обществу. Сейчас это противопоставление уходит в прошлое, уступая место иным подходам. По мнению Ю.А. Тихомирова, «государство есть особый институт общества, которому оно поручило выполнение общих дел. Собственно гражданское общество, основанное на равенстве прав граждан и их публичном приоритете, является производителем материальных и духовных благ и призвано заботиться о безопасности всех и каждого, решать общественные вопросы и контролировать государственные институты» [7: с. 36].
Принятие такой концепции порождает неизбежность общественного контроля — контроля общества за публичной властью.
Институты общественного контроля можно разделить на две основные группы: институты, выявляющие общественное мнение, и институты, непосредственно выполняющие функцию общественного контроля. К числу последних относятся политические партии, общественные объединения, профсоюзы, саморегулируемые организации, творческие союзы [6: с. 131].
Таким образом, институты общественного контроля также выступают связующим звеном между публичной властью и гражданским обществом. Более того, институты гражданского общества фактически и есть институты общественного контроля. В итоге можно констатировать фактическое и содержательное единство гражданского общества и публичной власти.
Литература
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. М.: Норма, 2014. 864 с.
2. Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Кененова И.П. и др. Современные проблемы организации публичной власти: монография. М.: Юстицинформ, 2014. 596 с.
3. Байтеева М.В. Гражданское общество и государство: генезис и проблемы развития: монография. Казань: Отечество, 2008. 382 с.
4. Грудцына Л.Ю., Иванова С.А., Пашенцев Д.А. Развитие институтов гражданского общества в системе частноправовых отношений: монография. М.: Юркомпани, 2015. 116 с.
5. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России. М.: Норма, 1999. 304 с.
6. Стародубова О.Е. Общественный контроль: правовая поддержка // Журнал российского права. 2013. № 2. С. 130-136.
7. ТихомировЮ.А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 35-45.
Literatura
1. Avak'yan S.A. Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebny'j kurs: v 2 t. T. 1. M.: Norma, 2014. 864 s.
2. Avak'yan S.A., Arbuzkin A.M., Kenenova I.P. i dr. Sovremenny'e problemy' orga-nizacii publichnoj vlasti: monografiya. M.: Yusticinform, 2014. 596 s.
3. BajteevaM.V. Grazhdanskoe obshhestvo i gosudarstvo: genezis i problemy' razvi-tiya: monografiya. Kazan': Otechestvo, 2008. 382 s.
4. Grudczy'na L.Yu., Ivanova S.A., Pashencev D.A. Razvitie institutov grazhdanskogo obshhestva v sisteme chastnopravovy'x otnoshenij: monografiya. M.: Yurkompani, 2015. 116 s.
5. Lapaeva V.V. Pravo i mnogopartijnost' v sovremennoj Rossii. M.: Norma, 1999. 304 s.
6. Starodubova O.E. Obshhestvenny'j kontrol': pravovaya podderzhka // Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 2. S. 130-136.
7. Tixomirov Yu.A. Grazhdanskoe obshhestvo v fokuse prava // Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 10. S. 35-45.
A.D. Kalmykova
Civil Society and the Public Sector: Features of Interaction
The article is devoted to the development of the modern Russian state: the interaction of public authority and civil society. It is concluded that in modern conditions the public authorities and civil society are not opposed but on the contrary are moving closer. Keywords: civil society; public authority; a state; political parties.