Сергей ВОРОБЬЁВ
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ
Модернизация России невозможна без становления гражданского общества, опоры на демократическое и правовое государство и исторические традиции. Этатизм, предполагающий развитие гражданского общества в процессе развития самого государства, - основа дальнейшей модернизации страны.
Modernization of Russia is not possible without formation of a civil society based on democratic and legal state and historical traditions. Etatism as development of the civil society in the process of development of the state is a basis of a further modernization of the country.
Ключевые слова:
гражданская активность, гражданское общество, демократия, модернизация, правовое государство, традиции, этатизм; civil activity, civil society, democracy, modernization, legal state, traditions, etatism.
Курс руководства страны на модернизацию экономики и социальной сферы невозможен без дальнейшего развития государственных и негосударственных институтов современного российского социума, без поиска новых, оптимальных средств и методов их взаимодействия.
Основными формами проявления гражданской активности является участие людей в различных негосударственных организациях и ассоциациях, посредством которых человек в состоянии проявить свои социально значимые качества и в которых нормы и ценности гражданского общества находят своё конкретное воплощение. Эти негосударственные и самоуправляющиеся организации условно можно разделить на две группы. К ним, в первую очередь, относятся проблемно-ориентированные организации, выражающие конкретные потребности и интересы человека. Они действуют в рамках определённых секторов экономической и социальной жизни общества (правозащитные, экологические, потребительские и т.д.) и содействуют решению конкретных проблем, возникающих в жизни конкретных индивидов, социальных групп и общностей людей. Во вторую очередь, можно выделить структурные формы гражданских организаций, которые не ограничиваются решением конкретных проблем, а выполняют системную функцию по обеспечению демократического характера социально-политических отношений в государстве (политические партии, профсоюзы, предпринимательские организации). Для их активного развития необходимо преодолеть следующие существующие тенденции. Во-первых, неприязненное отношение ко многим формам общественных объединений, оставшееся у россиян с советских времен, а также к возникшим в начале 90-х гг. различным российским, зарубежным общественным фондам, ассоциациям, создаваемым для различного рода финансовых манипуляций, получения экономических льгот, а то и просто для отмывания «грязных денег». Во-вторых, сформированное в 90-е гг. определённое отчуждение людей друг от друга по национальному, конфессиональному, имущественному принципу. В-третьих, в 90-е гг. слабое государство сосуществовало со слабым гражданским обществом, и, естественно, слабое государство не могло приступить к формированию сильного гражданского общества. Гражданское общество не может развиваться без сильного государства, способного уберечь своих граждан от внешних и внутренних угроз, обеспечить защиту их прав от произвола и безразличия отдельных бюрократических структур и чиновников.
ВОРОБЬЕВ
Сергей Михайлович — к.полит.н., доцент кафедры философии Ставропольского государственного университета
Приоритетным в развитии гражданского общества является не только гражданская активность и гражданское самосознание, но и способность каждого гражданина влиять на развитие российского общества ради отстаивания интересов своей семьи, своего подъезда и дома, профессиональных интересов своей корпорации, своего класса и, в конечном счёте, всего народа. Сегодня эти интересы осознаются всё более чётко. Однако есть факторы, которые осуществляют процесс торможения в развитии гражданской активности и гражданского общества в целом. Во-первых, это чрезмерно раздутый бюрократический управленческий аппарат, инертный по определению, который имеет собственные, отличающиеся от общественных профессионально-корпоративные интересы. Противоречие между лично-корпоративными интересами бюрократии и общественными интересами приводит к скрытому глухому сопротивлению развитию гражданской активности и гражданского общества, а также к стремлению сделать формирующиеся институты гражданского общества «ручными», управляемыми. Во-вторых, государство по определению не в состоянии сформировать гражданское общество директивно сверху, оно может только лишь создать условия для активной и творческой самореализации людей. Корни многих наших неудач в реформировании российского общества — «в неумении власти говорить с гражданским обществом и сотрудничать. Власть всё время бросается в крайности: то она не замечает, то чрезмерно опекает общество»1.
В истории России именно государство всегда определяет специфику политического и социально-экономического развития и, естественно, содержание и направленность развития общественных структур и организаций. Само же государство сформировалось на основе византийской модели государственности, а легитимация норм и традиций власти протекала на основе волюнтаризма правителей, в духе пренебрежения к праву, без чёткой институализации власти. В этом состоит коренное отличие российской государственной традиции от англо-саксонской и греко-римской, которые всегда признавали единство государства и законности. Российское государство до сих
1 План Президента Путина. Руководство для будущих президентов России : сборник. — М., 2007, стр. 16.
пор не в полной мере освободилось от данной восточно-византийской традиции правового нигилизма, что существенно влияет на процессы модернизации страны.
Данные процессы тормозят становление гражданского общества в нашей стране, негативно влияют на содержание и реальные формы гражданской активности населения. Так, большая часть формирующихся структур гражданского общества создаётся на основе неформальных договорённостей по удовлетворению насущных потребностей и интересов без их должного правового оформления, или же формируется в рамках современного права, но их деятельность подчас носит формальный характер и выражает лишь интересы (порой корыстные) узкой группы людей, создающих данные структуры. Другой характерной чертой является жёсткий контроль со стороны государства и активная поддержка, в том числе финансово-организационная, процессов создания и деятельности формирующихся структур гражданского общества, что приводит к частичному сращиванию определённых структур гражданского общества с государством. Для большинства российских граждан в настоящее время государство не является ценностью, так как государство не в полной мере отражает их интересы. Это связано и с последствиями влияния на сознание краха прежней советской государственно-политической системы и девальвации значения государства в ходе крайне болезненных реформ 90-х гг. и достаточно низким уровнем жизни россиян в настоящее время. Тем не менее представляется, что этатизм является наиболее эффективной теоретической основой построения гражданского общества в современной России. Именно этатизм позволит как укрепить статус государства на основе придания ему ценности, так и сформировать дееспособное, активное гражданское общество, которое на определённом этапе сможет заставить государство отказаться от роли наиболее сильного агента в системе общественных отношений.
Этатизм, предполагающий становление развития гражданского общества в процессе развития самого государства, может стать теоретической основой построения гражданского общества в России лишь в том случае, если государство приступит к формированию институтов гражданского общества сверху и параллельно начнёт
формировать благоприятную социальную среду, позволяющую проявить социальную активность и сформировать гражданское самосознание. Российское общество специфично, и многие его традиции, его идентичность формировались в условиях конфронтации с западными обществами; отечественная элита на протяжении значительных периодов истории самоопределялась как не западная. В силу этого обращения к преимущественно западному опыту модернизации недостаточно для решения вопроса о путях построения гражданского общества в России. Формирование его институтов следует рассматривать как сложный динамический процесс взаимодействия внешних модернизационных импульсов и наиболее значимых отечественных традиций в различных сферах общественной жизни. В первую очередь, необходимо восстановить традиционные российские ценности — патриотизм, справедливость, державность, активную гражданскую позицию. Построение гражданского общества в России только на основе развития социальной активности населения без государственного участия, по нашему мнению, будет малоэффективно, и не будет иметь серьёзных перспектив развития в силу патерналистских основ в сознании россиян. История трансформации российского общества в конце ХХ в. также показала, что хрупкие ростки гражданского общества в России не могут нормально развиваться в условиях анархии и дезорганизации общественной жизни. Их укрепление требует защиты со стороны сильного и эффективного государства, которое может обеспечить законность и правовую защиту институтов гражданского общества. Вот почему необходимо формирование гражданского общества в России на основе усиления роли государства в различных сферах общественной жизни, опоры на наиболее ценные политические и гражданские традиции России.
Ориентация на значимую роль государства в общественной жизни подтверждается современными исследованиями. Так, результаты исследований, проводимых Институтом социологии РАН, свидетельствуют о стремлении россиян к признанию определяющей роли государства в экономике и социальной сфере и уверенности в том, что частная собственность должна носить подчинённый характер, лишь сопутствуя главной — государственной — форме
собственности. «Даже та часть россиян, которая выступает сторонниками индивидуальной свободы, личной ответственности, защиты прав человека и является носителем инновационного типа мышления, в вопросе об оптимальном для России типе социально-экономического устройства и модели социальной политики практически едина со всем остальным населе-нием»1. Итак, здесь вырисовываются контуры российской модели гражданского общества, находящегося в состоянии партнёрства с государством, подчиняющегося державным целям и задачам и терпимо относящегося к ограничениям индивидуальных прав и свобод во имя экономического развития, социального обеспечения и государственной безопасности. Однако чрезмерное усиление этатистских тенденций и различных форм традиционализма без формирования демократического и правового государства в итоге может создать трудности для становления гражданского общества и модернизации страны. Российская традиция довольно часто предстаёт как преимущественно ан-тимодернизаторская, обусловливающая периодические «откаты» «волн модернизации» в нашей стране. Поэтому становление гражданского общества в отечественной социально-политической и культурной среде предполагает трансформацию этой традиции как условие построения современного общества.
Нынешнее руководство страны в лице президента РФ Д.А. Медведева и председателя правительства РФ В.В. Путина, понимая необходимость и значимость формирования гражданского общества в стране, предпринимают как законодательные, так и организационные усилия по становлению институтов гражданского общества и усиления их роли в решении задач социально-экономического развития. «Наше гражданское общество рождалось в болезненных, противоречивых событиях последних двух десятилетий. Но то что оно сегодня является важным элементом политической жизни — это неоспоримый факт. Более того, структурированное гражданское общество — сейчас проходит процесс его оформления — уже имеется. И в дальнейшем, это самое главное, должно стать итогом нашего стабильного и циви-
1 Тихонова Н.Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации // Общественные науки и современность, 2006, № 1, стр. 36—45.
лизованного развития. Это один из самых важных выводов, сделанных в последнее время»1.
Сформированное гражданское общество — это та среда, которая в состоянии реализовать богатый интеллектуальный и духовный потенциал и творческую инициативу граждан во всех сферах социально-экономической жизни и провести модернизацию страны. Это возможно при следующих условиях: во-первых, необходимо сформировать общественный климат в России, который стимулирует различные формы свободной инициативы граждан, лежащих в правовом поле. Общественное мнение должно формировать нравственное
1 Медведев Д.А. Выступление на гражданском форуме 22 января 2008 г. // Официальный сайт Дмитрия Медведева. www.medvedev.-da.ru.
поведение и гражданскую активность россиян. Во-вторых, избавиться от избыточных законодательных и административных барьеров, от чрезмерного контроля со стороны государства за реализацией экономических и гражданских инициатив россиян. Данные барьеры необходимо снять без утраты государством его контрольных и управленческих функций. Государство должно понимать прямую выгоду «минимизации» управленческого аппарата, передачи обществу части функций, с которыми его институты способны справиться самостоятельно. Полноценно развитое гражданское общество может возникнуть только в условиях радикального сокращения функций государственного аппарата, преодоления недоверия между различными социальными группами.