НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ
С. М. Воробьев
SOME ASPECTS OF CIVIL IDENTITY DEVELOPMENT IN POLYETHNIC REGION
Vorobiov S. M.
The peculiarities and perspectives of civil society development as the most important condition of Russia modernization are considered in the article.
Key words: civil activity, civil society, democracy, modernization, law-governed state, traditions, etatism.
В статье рассматриваются особенности и перспективы формирования гражданского общества как важнейшее условие модернизации России.
Ключевые слова: гражданская активность, гражданское общество, демократия, модернизация, правовое государство, традиции, этатизм.
УДК 323.21
Основой для становления гражданского общества в России является существование новых социально-экономических отношений, частной собственности и рыночной экономики, развитие местного самоуправления и различных форм негосударственных (неправительственных) организаций, возникновение разнообразных форм ассоциаций граждан и общественно-политических движений. В настоящее время идёт мучительный процесс осмысления значимости гражданского общества в общественном развитии, роли и значения различных форм самоорганизации людей в их жизни и во взаимоотношении с государством.
В обществе традиционного типа, а именно такой тип общества является наиболее характерным для большинства полиэтничных регионов России, социум представлял собой иерархическую, структурно разделённую на классы и в целом локально разобщенную социальную структуру, состоящую из достаточно замкнутых этносоциальных групп. Социальные связи общества традиционного типа носят в основном непосредственно личный характер, и человек при этом характеризуется не как автономный и самостоятельный субъект социальной деятельности, а как органическая часть определённой этносоциальной группы, которая и выступает в качестве коллективного субъекта общественных отношений. Такой индивид характеризуется строгой регламентацией норм жизни, которая детерминируется традиционными ценностями и установками и контролируется системой групповых отношений и общественным мнением.
Вступление российского общества в период социально-экономических преобразований предполагает изменение всей системы общественных отношений как вертикально-иерархического, так и горизонтального межличностного характера,
ШС. М. Воробьев
Некоторые аспекты формирования гражданской идентичности в полиэтничном регионе
начинается девальвация традиционных ценностей и установок, общественное мнение перестаёт быть основным регулятором межличностных и этногрупповых отношений. В данных условиях жесткая, иерархичная организация традиционного общества тяжело и болезненно трансформируется в гражданское общество. Это сопровождается утверждением гражданских прав и свобод, политического равенства и порождает процессы радикальных социальных изменений (миграционные процессы, процессы урбанизации, формирование социальных отношений нового типа). Такие социальные изменения приводят к становлению социально активного, самостоятельного индивида, свободного в своей самореализации от детерминирующего влияния традиционных ценностей и этносоциальных интересов. Общественные объединения гражданского общества могут существовать лишь в случае осознания людьми их социальной значимости, и если они реально реализуют их насущные нужды и запросы, в этом случае люди становятся носителями данных общественных отношений. Именно удовлетворение своего собственного, жизненно важного интереса формирует отношения внутри гражданского общества. Человек как субъект гражданского общества должен обладать рядом необходимых социокультурных и гражданских качеств. Важнейшее из них - это наличие сформированного гражданского достоинства, которое мотивирует активное участие индивида в социально значимых делах. Не менее важными качествами гражданской личности являются солидарность, соучастие, доверие и терпимость. Необходимы также не только декларируемые, но и реально существующие права и свободы, равенство людей перед законом независимо от социального статуса и имущественного положения, социальная атмосфера доверия и уважения друг к другу.
В настоящее время в российском обществе происходит переоценка ценностей, как морально-этических, адресованных отдельной личности, так и социальных и политических, адресованных всему обществу. Основную направленность этой переоценки создает ситуация перехода от традиционного общества к гражданскому. Для этой ситуации характерны противоречивость социальной идентичности личности, объединяющей черты традиций и инноваций в формирующемся современном личностном типе. Каждый человек обладает специфическими чертами, в том числе и социокультурными, этническими, политическими и гражданскими. Последние часто существуют в личности в «спящем», непрояв-
ленном виде, но в определенный момент «просыпаются» и выходят на поверхность. Отсюда при исследовании процессов формирования гражданского общества в полиэтничном регионе принципиальными являются вопросы об этнической и гражданской составляющей человека, о механизме перехода их в активное состояние. Важное место занимает вопрос взаимосвязи в поведении человека этнических и гражданских начал. Ведь довольно часто этничность как личное качество проявляется как в политической, так и в гражданской форме. Поэтому существенными являются вопросы о сферах взаимодействия этнического и гражданского, о влиянии национальности на гражданский выбор и гражданское самосознание.
Гражданская идентичность основана на социокультурной, этнической самоиндентифика-ции населения (язык, ментальность, социокультурные ценности, нормы поведения): «Осознание человеком своей причастности к сообществу граждан того или иного государства является важнейшим элементом механизма функционирования структуры, фундаментом политической жизни и сознания общества» (1).
Гражданская идентичность, как и другие идентичности формируется на основе маркированных образов «Мы - Другие». Эта дихотомия опирается на проведение жесткой демаркационной линии, определяющей своеобразные «границы» - маркеры в восприятии «своих» и «других» как «чужих», поскольку они не принадлежат к общности «Мы». Осознание сопричастности человека к определенной социально-политической среде, в том числе и к государству, и выступает основой гражданской идентификации. При этом образ «Мы» наполняется различными стереотипами, которые формируются на основании соотнесения с представлениями «о других», сформированными на основе социокультурных ценностей, истории государства, идеологических основ политического строя и др. Образ «Мы» довольно часто формируется на основе тезисов «Мы лучшие»: мы лучшие в спорте, в космосе, в науке и образовании, у нас лучшие достижения в социально-политической сфере, у нас лучшая демократия, лучше всех реализуются права человека.
Существовали и другие негативные примеры формирования национального или расового превосходства образа «Мы», такие как расизм, фашизм, идея национального или религиозного превосходства. Границы в восприятии образа «Другие» достаточно подвижны: в условиях военно-политических межнациональных противостояний образ «Других» трансформируется в
образ «Чужих» или «Врага». Формирование и внедрение в общественное сознание «образа врага» соответствует психологической константе обязательного наличия виновников тяжелого положения народа, бедствий страны, военных поражений. В формировании и распространении образа врага в общественном сознании участвует мощный пропагандистский аппарат государства и различные общественные институты, средства СМИ. «Образ врага» формируется в трудные для общества времена, когда власть теряет легитимность. Он наполняется различным содержанием в зависимости от исторических и социально-политических условий.
Гражданская идентичность нередко выступает объектом конструирования и манипуляций акторов политического процесса (политической элиты, политических партий, лидеров) и используется ими как средство борьбы за власть или ее реализации. В обычных условиях идентичность проявляется в формировании определенной системы ценностей и норм поведения населения страны (региона). Ее можно обнаружить в фольклоре, преданиях, мифах, местной интерпретации исторических событий (2). Через гражданскую идентичность реализуется самоопределение страны, которое должно отражать «если не консенсус, то достаточно широкое национальное согласие (оно должно быть выше политической борьбы и интересов политических партий) по ряду ключевых вопросов, относящихся к оптимальной модели социально-экономического, общественно-политического и культурно-исторического развития страны на долгосрочную перспективу и как бы синтезировать политические предпочтения народа и элиты в отношении государственного строя, экономической системы и характера взаимоотношений с внешним миром» (3). Отсюда - особая роль в национальной идентификации социокультурного фактора и исторической памяти: «Социокультурные практики в структуре механизма региональной политической идентификации представляют собой избирательное пересечение различных «исторических плоскостей» для выстраивания вполне определенной «современной» модели исторической памяти. Она представляет собой своеобразный ответ массового сознания граждан, подверженных влиянию глобальных унификаций, на угрозу дискредитации того положительного исторического опыта своего государства, своей этнической труппы, своей малой Родины и т. п., к которому они апеллируют в процедурах построения идентичностей» (4). К сожалению, общенациональная идентичность, существовавшая в совет-
ский период истории в форме единой социальной общности «советский народ», исчезла и наступил кризис общенациональной идентичности в России.
Кризис общенациональной идентичности может быть вызван следующими обстоятельствами:
1) стремлением политического руководства страны включить российское общество в процессы глобализации, которые растворяют специфичное, самобытное в национальной идентичности и вырабатывают некие универсальные конструкты в надгосударственной (наднациональной) идентичности;
2) сознательным отказом от общенациональной идентичности и выбором нового пути как средства реализации самоопределения государства; общенациональную идентичность, сформированную на основе «Мы - российский народ» не удалось получить.
Если говорить о российской государственной (общенациональной) идентичности, то она представляет собой синтез различных «измерений». По мнению С. В. Корепанова, идентичность дореволюционной России была изменена построением нового общества, но эта идентичность сегодня вновь обретает актуальность - в виде русских архетипов, православных традиций, атрибутов российской государственности. Не утрачена и «советская идентичность», о чем свидетельствует возрождение советской символики, отторжение ценностей капитализма. Российское общество пытается построить новую идентичность, основанную на демократических ценностях и аксиологических аспектах модернизации, но ее современное состояние российскими исследователями оценивается как «противоречивое», «кризисное», а российская идентичность «чрезвычайно деформирована и неустойчива» (5).
Идентичность нации (государства) представляет собой сложное, мозаичное образование, в структуре которого можно выделить и специфические региональные идентичности, сочетание и смысловое наполнение которых зависит от определенного исторического контекста, общенациональных и региональных традиций и ценностей, социокультурной специфики.
Дефрагментация общероссийской идентичности приводит к образованию региональной идентичности, которая формируется на восприятии сообществом определенной системы ценностей, выраженных в этнической, конфессиональной специфике общности, исторической памяти, социокультурных факторах развития региона. Фактор идентичности служит стимулятором и основой становления социально-территориальной, как правило, этнической общности, по-
С. М. Воробьев
Некоторые аспекты формирования
скольку в современных условиях имеет место эффект замещения российской общенациональной идентичности идентичностью региональной.
Региональная идентичность выступает в качестве одного из элементов конструирования региона как специфического пространства. Она служит основой для особого восприятия общенациональных политических проблем и складывается на основе общности территории, особенностей региональной жизни, определенной системы ценностей. В структуре региональной идентификации присутствуют два основных компонента: знания, представления об особенностях собственной «территориальной» группы (социокогнитивный элемент) и осознание себя ее членом и оценка качеств собственной территории, значимость ее в мировой и локальной системе координат (социорефлективный элемент) (6).
Чувство региональной принадлежности обычно растет в условиях общественных кризисов, на стадиях неопределенности и переходных процессов. Это естественная реакция сообщества на дефицит национальной идентичности, заполняющая «ментальный вакуум». Сильная региональная идентичность - ответ регионального сообщества на «внутренний колониализм», т. е. субъективно несправедливую иерархию внутри государства (7).
В условиях системного кризиса и идеологического вакуума (или радикального, бесконтрольного плюрализма) возрастает значимость ценностей, веры и убеждений. При отсутствии общенациональной идеи, способной интегрировать разнообразные интересы населения, именно региональные мифологемы выступают в качестве механизма конструирования групповой идентичности, поскольку используются региональной элитой в качестве инструмента формирования в менталитете локального «образа Мы».
Практика последних лет убедительно показала, что социальные конфликты, развиваясь в жизни конкретных сообществ, могут стремительно распространяться и охватывать большую часть региона. В настоящее время повсеместно вспыхивают точечные конфликты на бытовой основе, втягивающие в себя представителей различных этнических групп. Усилия региональных властей и общественности позволяют не дать им возможности широкого распространения, к сожалению, количество таких конфликтов не уменьшается. Пока негативная динамика в российском обществе, связанная с нарастанием различного рода социальных проблем, явно опережает позитивную динамику, связанную с долговременной социальной стабилизацией.
Конфликты в целом в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматриваются как объективное явление социального взаимодействия, так как представляют собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для развития общества. Не является исключением и жизнедеятельность любого человека. Объективная детерминанта возникновения конфликтов связана прежде всего с конфликтогенной природой самого общественного процесса, движущими силами которого являются противоречия. Наличие объективных противоречий в социальных процессах делает конфликты неизбежными, а управление ими - необходимой составляющей управления любыми социальными общностями, от семьи до больших территориально-производственных сообществ в целом.
Внешними факторами, повышающими кон-фликтогенность всех процессов на Северном Кавказе, являются социальные, экономические и психологические проблемы, связанные с последствиями мирового экономического кризиса, природно-климатических аномалий прошлого года, возрастающими угрозами терроризма. Они усиливают напряжение в различных сферах социального взаимодействия, что, в свою очередь, усложняет процессы и механизмы развития; повышают этносоциальную напряженность. Неконструктивное поведение сторон в конфликтной ситуации ведет к перерастанию даже обычных бытовых конфликтов в эмоциональные, которые приводят к таким негативным последствиям, как рост эмоциональной напряженности, повышение уровня тревожности, провокация неоправданных способов психологической защиты. С другой стороны, конструктивное разрешение конфликта как объективного противоречия может способствовать достижению более высокого уровня развития взаимодействующих сторон.
Можно сказать, что существуют определённые трудности и проблемы в процессе формирования гражданского общества в полиэтничных регионах России, которые могут негативно сказаться на дальнейших перспективах развития. Но несомненно одно: формирование различных институтов гражданского общества в регионе станет важнейшей предпосылкой становления общих форм жизни, единого гражданского самосознания и гражданского единства, объединяющего народы различных социкультурных типов. Все это послужит основой стабилизации этносоциальных процессов на Юге России, развития гражданской активности и гражданского самосознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савоскул С. С. Русское новое зарубежье: выбор судьбы. - М., 2001.
2. Попова О. В. Особенности политической идентичности в странах Европы // Политические исследования. - 2009. - № 1. - С. 140-144.
3. Кортунов С. В. Национальная идентичность: постижение смысла. - М.: Аспект-Пресс, 2008.
4. Глебова И. И. Образы прошлого в структуре политической культуры России: дис. д-ра полит. наук. - М., 2007.
5. Корепанов Г. С. Региональная идентичность: социокультурный и социоэкономиче-ский подходы // Известия Уральского государственного университета. - Сер. Гуманитарные науки. - 2009. - № 3(65). - С. 267-284.
6. Дробижева Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся: ежегодник / Рос. акад. наук, Инт. социологии. - М., 2003. - С. 212-223.
7. Харитонова Н. И. Русская идентичность -этническая или гражданская? // Русская идентичность на постсоветском пространстве. - М.: ИнфоРос, 2001. - С. 124-131.
Об авторе
Воробьев Сергей Михайлович, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры философии. Сфера научных интересов -политические процессы, политические институты и технологии, гражданское общество, этнополи-тические процессы на Юге России. роШсоиБиШ^! @ mail.ru