Научная статья на тему 'Становление гражданского общества -- важнейшее условие модернизации России'

Становление гражданского общества -- важнейшее условие модернизации России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1011
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ТРАДИЦИИ / ЭТАТИЗМ / CIVIL ACTIVITY / CIVIL SOCIETY / DEMOCRACY / MODERNIZATION / CONSTITUTIONAL STATE / TRADITIONS / ETATISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воробьев Сергей Михайлович

В статье рассматриваются особенности и перспективы формирования гражданского общества как важнейшее условие модернизации России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics and perspectives of civil society development are considered in the article as the most important condition of Russia modernization.

Текст научной работы на тему «Становление гражданского общества -- важнейшее условие модернизации России»

Социологические ннуки

СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА -ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ

РОССИИ

С. М. Воробьев

DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY AS MOST IMPORTANT CONDITION OF RUSSIA MODERNIZATION

Vorobiev S. M.

The specifics and perspectives of civil society development are considered in the article as the most important condition of Russia modernization.

Key words: civil activity, civil society, democracy, modernization, constitutional state, traditions, etatism.

В статье рассматриваются особенности и перспективы формирования гражданского общества как важнейшее условие модернизации России.

Ключевые слова: гражданская активность, гражданское общество, демократия, модернизация, правовое государство, традиции, этатизм.

УДК 323.21

Основными приоритетными задачами развития России на современном этапе является модернизация всех сфер жизни российского общества на основе дальнейшего развития демократического суверенного государства, развития конкурентной, инновационной рыночной экономики и формирования гражданского общества, в котором свободный, самостоятельный и активный человек является главным условием современных преобразований.

Вступление российского общества в период модернизации радикально меняет всю систему общественных отношений, происходит девальвация многих традиционных ценностей и установок, общественное мнение перестаёт быть основным регулятором межличностных и групповых отношений. В данных условиях жесткая, иерархичная организация традиционного общества постепенно трансформируется в гражданское общество. Это сопровождается утверждением гражданских прав и свобод, политического равенства и порождает процессы радикальных социальных изменений (миграционные процессы, процессы урбанизации, формирование социальных отношений нового типа). Такие социальные изменения приводят к становлению социально активного, самостоятельного индивида, свободного в своей самореализации. Активный процесс данных социальных изменений происходит сейчас в современной России.

Гражданское общество - это та среда, которая в состоянии реализовать богатый

интеллектуальный и духовный потенциал и творческую инициативу граждан во всех сферах социально-экономической жизни и провести модернизацию страны. Однако процессы социальной модернизации, составной частью которых является становление гражданского общества, обречены на неудачу в случае отсутствия опоры на исторические политические традиции России. Российское общество имело собственное, отличающееся от западных моделей государственного устройства страны, поэтому очевидно, что при решении вопроса о путях построения гражданского общества в России недостаточно опираться только на западный опыт модернизации.

Принципиальное отличие в развитии российского общества заключается в том, что именно государство обусловливает и определяет специфику политического и социально-экономического развития и, естественно, содержание и направленность развития общественных структур и организаций. Само же государство сформировалось на основе византийской модели государственности, а легитимация норм и традиций власти протекала на основе волюнтаризма правителей, в духе пренебрежения к праву, без чёткой институализации власти. В этом состоит коренное отличие российской государственной традиции от англо-саксонской и греко-римской, которые всегда признавали единство государства и законности. Российское государство до сих пор не в полной мере освободилось от патерналистской политической традиции, что существенно влияет на процессы модернизации страны. Появление различных форм экономической и социальной самоорганизации не создаются и развиваются «снизу», а организуются и подготавливаются государством «сверху» и эти же процессы существенно тормозятся самими же государственными структурами.

До сих пор все слои российского общества и государственной власти пронизывает правовой нигилизм, существует крайне снисходительное отношение к высшему регулятивному механизму социальной жизни -закону. Всё это приводит к тому, что социальные институты, общественные организа-

ции слабо развиты, организованы формально, подчас полностью подконтрольны власти, что создает стремление людей и во власти, и в бизнесе жить одним днем, а это ведет к социальной пассивности, инертности, апатии и безразличию. Большая часть формирующихся структур гражданского общества по удовлетворению насущных потребностей и интересов создаётся на основе неформальных договоренностей без их должного правового оформления, или же формируется в рамках современного права, но деятельность этих структур подчас носит формальный характер и выражает лишь интересы (порой корыстные) узкой группы людей, создающих данные общественные организации. Другой тенденцией является полный контроль и активная поддержка, в том числе финансово-организационная, за созданием и деятельностью формирующихся структур гражданского общества, что приводит к сращиванию институтов гражданского общества с государством. В советский период государство являлось абсолютной самодав-леющей ценностью в сознании населения, а общественные организации являлись атрибутом государства и они ни в коей мере не являлись прообразом институтов гражданского общества.

Для большинства российских граждан в настоящее время, государство не является ценностью, так как государство не в полной мере отражает их интересы. Это связано и с негативными последствиями краха прежней советской государственно-политической системы и девальвации государства в ходе крайне болезненных реформ 90-х годов и достаточно низким уровнем жизни россиян в настоящее время. Тем не менее, представляется, что этатизм является наиболее эффективной теоретической основой построения гражданского общества в современной России. Именно этатизм позволит укрепить статус государства на основе придания ему ценности и сформировать дееспособное, активное гражданское общество, которое на определённом этапе сможет заставить государство отказаться от роли наиболее сильного агента в системе общественных отношений.

Этатизм, предполагающий становление гражданского общества в процессе развития самого государства, может стать основой для построения гражданского общества в России лишь в том случае, если государство приступит к формированию институтов гражданского общества сверху и параллельно начнёт формировать благоприятную социальную среду, позволяющую проявить социальную активность и сформировать гражданское самосознание. В первую очередь, необходимо восстановить традиционные российские ценности - патриотизм, справедливость, державность, активную гражданскую позицию. Построение гражданского общества в России только снизу, на основе социальной активности населения будет малоэффективно, и не будет иметь серьёзных перспектив развития в силу патерналистских основ в сознании россиян (1, с. 19).

Ориентация на значимую роль государства в общественной жизни подтверждается современными исследованиями. Так, результаты исследований, проводимых Институтом социологии РАН, свидетельствуют о стремлении россиян к признанию определяющей роли государства в экономике и социальной сфере и уверенности в том, что частная собственность должна носить подчиненный характер, лишь сопутствуя главной - государственной - форме собственности. «Даже та часть россиян, которая выступает сторонниками индивидуальной свободы, личной ответственности, защиты прав человека и является носителем инновационного типа мышления, в вопросе об оптимальном для России типе социально-экономического устройства и модели социальной политики практически едина со всем остальным населением»(5). Итак, здесь вырисовываются контуры российской модели гражданского общества, находящегося в состоянии партнерства с государством, подчиняющегося державным целям и задачам, и терпимо относящегося к ограничениям индивидуальных прав и свобод во имя экономического развития, социального обеспечения и государственной безопасности. Однако чрезмерное усиление этатистских тенденций и различных форм традиционализма

без формирования демократического и правового государства в итоге может создать трудности для становления гражданского общества и модернизации страны.

В настоящее время идёт мучительный процесс осмысления значимости гражданского общества в общественном развитии, роли и значения различных форм самоорганизации людей в их жизни и во взаимоотношении с государством. Общественные объединения гражданского общества могут существовать лишь в случае осознания людьми их социальной значимости и если они реально реализуют их насущные нужды и запросы, в этом случае люди становятся носителями данных общественных отношений. Именно удовлетворение своего собственного, жизненно-значимого интереса формирует отношения внутри гражданского общества. Человек при этом должен обладать рядом необходимых гражданских качеств, важнейшее из них - наличие сформированного гражданского достоинства, которое мотивирует активное участие индивида в социально значимых делах. Не менее важными качествами гражданской личности являются солидарность, соучастие, доверие и терпимость. Однако наличия людей с данными качествами для формирования гражданского общества совершенно не достаточно. Необходимы также не только декларируемые, но и реально существующие права и свободы, равенство людей перед законом независимо от социального статуса и имущественного положения, социальная атмосфера доверия и уважения друг другу.

Основными формами проявления гражданской активности является участие людей в различных негосударственных организациях и ассоциациях, посредствам которых человек в состоянии проявить свои социально значимые качества и в которых нормы и ценности гражданского общества находят свое конкретное воплощение. Эти негосударственные и самоуправляющиеся организации условно можно разделить на две группы. К ним, в первую очередь, относятся проблемно-ориентированные организации, выражающие конкретные потребности и интересы человека. Они действуют в рамках

определенных секторов экономической и социальной жизни общества (правозащитные, экологические, потребительские и т. д.) и содействуют решению конкретных проблем, возникающих в жизни конкретных индивидов, социальных групп и общностей людей. Во вторую очередь, можно выделить структурные формы гражданских организаций, которые не ограничиваются решением конкретных проблем, а выполняют системную функцию по обеспечению демократического характера социально-политических отношений в государстве (политические партии, профсоюзы, предпринимательские организации). Для их активного развития необходимо преодолеть следующие существующие тенденции. Во-первых, неприязненное отношение ко многим формам общественных объединений, оставшееся у россиян с советских времен, а также к возникшим вначале 90-х гг. различным российским, зарубежным общественным фондам, ассоциациям, создаваемым для различного рода финансовых манипуляций, получения экономических льгот, а то и просто для отмывания «грязных денег». Во-вторых, определенное отчуждение людей друг от друга, сформированное в 90-е гг. по национальному, конфессиональному, имущественному принципу. В-третьих, в 90-е гг. слабое государство сосуществовало со слабым гражданским обществом, и естественно, слабое государство не могло приступить к формированию сильного гражданского общества. Гражданское общество не может развиваться без сильного государства, способного уберечь своих граждан от внешних и внутренних угроз, обеспечить защиту их прав от произвола и безразличия отдельных бюрократических структур и чиновников. Построение сильного российского государства не противоречит, а является условием развития гражданского общества.

Приоритетным в развитии гражданского общества, является не только гражданская активность и гражданское самосознание, но и способность каждого гражданина влиять на развитие российского общества ради отстаивания интересов своей семьи, своего

подъезда и дома, профессиональных интересов своей корпорации, своего класса и, в конечном счете, всего народа. Сегодня эти интересы осознаются все более четко. Однако есть факторы, которые осуществляют процесс торможения в развитии гражданской активности и гражданского общества в целом. Во-первых, это чрезмерно раздутый бюрократический, управленческий аппарат, инертный по определению, который имеет собственные, отличающиеся от общественных, профессионально-корпоративные интересы. Противоречие между личными, корпоративными интересами бюрократии и общественными интересами приводят к скрытому, глухому сопротивлению развития гражданской активности и гражданского общества, а также к стремлению сделать формирующиеся институты гражданского общества «ручными», управляемыми. Во-вторых, государство по определению не в состоянии сформировать гражданское общество директивно сверху, оно может только лишь создать условия для активной и творческой самореализации людей. Корни многих наших неудач в реформировании российского общества «в неумении власти говорить с гражданским обществом и сотрудничать. Власть все время бросается в крайности: то она не замечает, то чрезмерно опекает общество» (4, с. 16).

Процесс становления гражданского общества непосредственно связан с качественным изменением главного политического института общества - государства. Основой российского государства должно стать реальное народовластие, где власть осуществляется от имени народа и во имя народа. Государство при этом становится гарантом реализации прав и свобод индивида, равенства всех граждан перед законом, которые обеспечиваются конституцией и соответствующими государственными и общественными институтами. Только такое государство может создать возможности для формирования гражданского общества и стать его основным контрагентом.

Современное российское государство готово не только пропагандировать идеи общественной активности своих граждан,

оно намерено дать место этой активности, передавая в руки гражданского общества все больше функций. Решения о сокращении административного аппарата государства, о пересмотре запретительных, лицензионных и прочих функций исполнительной власти, о четком распределении доходов между уровнями бюджета, включая местное самоуправление, о развитии малого и среднего бизнеса, о снижении налоговой нагрузки на частную инициативу, можно рассматривать как энергичную расчистку площадки, на которой гражданское общество призвано развернуть свою созидательную активность.

Важнейшая задача гражданского общества в России - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы: личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Прежде всего, каждый человек должен иметь возможность влиять на принятие решений, которые его касаются. И более того, «только свободный человек способен обеспечить рост экономики, процветание государства» (4, с. 17). Свободный человек, полноправный гражданин, не только влияет на принятие решений с помощью демократических механизмов и процедур, но и способен принимать решения сам. Он способен самостоятельно решать проблемы экономического и социального благополучия и лишен социального иждивенчества. Государственная власть при этом сможет сосредоточиться на своих коренных задачах -проведении макроэкономической политики, заботе о национальной безопасности, отстаивании интересов страны на международной арене.

Сформированное гражданское общество - это та среда, которая в состоянии реализовать богатый интеллектуальный и духовный потенциал и творческую инициативу граждан во всех сферах социально-экономической жизни и провести модернизацию страны. Это возможно при следующих условиях: во-первых, необходимо сформировать общественный климат в России, который стимулирует различные формы свободной инициативы граждан, лежащих в правовом поле. Общественное мнение должно формировать нравственное поведение и гражданскую активность россиян. Во-вторых, избавиться от избыточных законодательных и административных барьеров, от чрезмерного контроля со стороны государства за реализацией экономических и гражданских инициатив россиян. Данные барьеры необходимо снять без утраты государством его контрольных и управленческих функций. Государство должно понимать прямую выгоду в «минимизации» управленческого аппарата, в передаче обществу части функций, с которыми его институты способны справиться самостоятельно. Полноценно развитое гражданское общество может возникнуть только в условиях радикального сокращения функций государственного аппарата, преодоление недоверия между различными социальными группами.

Таким образом, несмотря на огромные трудности и не до конца решенные проблемы, процесс становления и развития гражданского общества в России продолжается. Сейчас необходимы политическая воля и конкретные действия, как государства, так и гражданского общества для предоставления возможностей гражданским институтам и конкретным личностям реально включиться в дальнейшую модернизацию страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерохин А. М., Черникова В. Е., Воробьев С. М. и др. Формирование гражданского общества в современной социокультурной реальности Юга России. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009.

2. Медведев Д. А. Выступление на гражданском форуме 22 января 2008 г. // Российская газета. — № 45-69 от 23.01.08.

3. Перегудов С. П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Политические исследования. — 2006. — №2. — С. 150.

4. План Президента Путина. Руководство для будущих президентов России: сборник. - М.: Европа, 2007.

5. Тихонова Н. Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации // Общественные науки и современность. -2006. - № 1. - С. 36-45.

6. Шмидт Д. Какое гражданское общество существует в России? // Pro et contra. — 2006. - № 1. - С. 6-19.

Об авторе

Воробьев Сергей Михайлович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры философии. Сфера научных интересов - политические процессы, политические институты и технологии, гражданское общество, этнополитические процессы на Юге России. роШсошиМ^ 1 @шаП. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.